проект по познавательному развитию "Путешествие в космос"
проект (средняя группа) на тему

Николаева Наталия Валериевна

Проект краткосрочный для детей 4 -5 лет "Путешествие в космос"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

по образовательной области «Познание»

«Путешествие в космос»

с детьми среднего возраста в группе

общеразвивающей направленности

                                                                                         

                                                                                           Воспитатель:

                                                                                           Николаева Н.В.

Нижневартовск 2014г

Содержание

Введение…………………………………………………………………..……..3

Содержание работы над проектом….…………………………………..……...5

Реализация проекта……………………………………………………………...6

Итоги проекта…………………………….……………………………..……….7

Литература……………………………………………………………………….8

Приложение……………………………………………………………..……….9

- беседы о космосе

- непосредственная образовательная деятельность

- исследовательская деятельность

- игры

- занимательные рассказы о космосе

- загадки о космосе

- детские стихи о космосе

- пословицы и поговорки о космосе и космонавтах

- развлечение «Космическая прогулка»

- материал по взаимодействию с родителями

Введение

К далеким планетам

Пути пролегли-
По трассам Вселенной
Летят корабли.
По трассам Вселенной
Ведут корабли
Отважные люди земли.
        
    С.Михалков

Актуальность.

 Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.

Самое главное – предоставить детям возможность «проживания» интересного для них материала. Узнавая новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Играя, они погружаются в организованную взрослыми ситуацию: превращаются в космонавтов. В таких играх могут решаться самые различные задачи – от психологических до познавательных.     Путешествуя, дети помогают своим друзьям, выручают кого-либо из беды, узнают интересные факты. Готовясь к путешествию, дети рисуют, лепят, конструируют, учатся считать. При этом развивается творческое воображение, коммуникативные качества, любознательность. Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них. А осмысленный, интересный материал усваивается легко и навсегда. Игры - путешествия способствуют не только развитию кругозора, но и формированию навыков общения.

Знания детей о космосе, творческие работы на эту тему будут способствовать лучшему усвоению знаний.

В процессе осуществления проекта сложился крепкий творческий детский коллектив, активными участниками стали и их родители.

Также работа в этом направлении - это часть патриотического воспитания, формирования чувства гордости за свою страну и достижения ученых и космонавтов.

Цели:

• Приобщение детей к современным знаниям о вселенной.

• Познакомить детей с российским праздником – День космонавтики, героями космоса.

Задачи:

Образовательная.

Расширить и углубить представление детей о космосе, дате первого полета, том, что первым космонавтом был гражданин России - Ю. А. Гагарин.

Развивающая.

Развивать познавательные способности воспитанников.

Формировать умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания. Развивать творческое воображение и логическое мышление, активизировать словарь детей.

Воспитательная.

Воспитывать уважение к труду людей работающих в космосе, уважение к опасной профессии космонавтов; воспитывать интерес к познанию окружающего мира. Воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за свою страну.

Совершенствовать стиль партнерских отношений между ДОУ и семьей.

Предполагаемый результат:

• Сбор познавательной информации о космосе;

• Получение детьми достоверных знаний о космическом пространстве, о подготовке и работе космонавтов на орбитальных станциях;

• Умение детей излагать информацию о космосе.

• Развитие у детей фантазии, эмоциональности, пополнение словарного запаса.

• Получение удовлетворения от проделанной работы в коллективе.

Показ презентации.

Вид проекта: Познавательно – творческий

Сроки реализации проекта: один месяц – апрель 2014г.

Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатель.

Содержание работы над  проектом

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительно-диагностический

Диагностический:

В начале проекта воспитателем был проведен диагностический

опрос детей: «Что вы знаете о космосе?»

Опрос был проведен в форме беседы, с каждым ребенком, с целью выявления количественных и качественных знаний по данной теме.

Подготовительный:

• Чтение художественной литературы о космосе.

• Рассматривание иллюстраций о космосе.

• Сюжетно-ролевые, подвижные игры.

• Домашние работы с родителями по теме «Космос».

  Оформить мультимедийную презентацию.

Наблюдение.

Детям и родителям домой было дано задание: Совершить вечернюю прогулку и полюбоваться вечерним небом, звездами, луной. Посмотреть, как и где располагаются созвездия, луна. Родители проводят небольшую беседу, рассказывая о космосе, отвечая на вопросы ребенка.

2. Практический

• Наблюдение

• Непосредственная образовательная деятельность: «Человек и вселенная»

• Исследовательская деятельность

• Самостоятельная художественная деятельность, рисование: «Загадочный мир»

• Самостоятельная творческая деятельность, аппликация: «Ракета на старт»

• Домашнее задание: рисунки о космосе.  (Совместно с родителями)

• Коллективная творческая работа: «К звездам! »

• Развлечение «Космическое путешествие»

Презентация: «Космос – таинственный и такой загадочный»

3. Итоги проекта

Реализация проекта

Содержание деятельности

Сроки выполнения

Подготовительно – диагностический этап

Опрос детей: «Что вы знаете о космосе?»

2 апреля

Подбор методической и художественной литературы

с 1по 3 апреля

Чтение художественной литературы о космосе

В течение месяца

 Беседы о космосе                                                                    

С 7 по 11 апреля

Рассматривание иллюстраций о космосе

В течение месяца

Подвижные игры: «Ракетодром», «Космонавты»

В течение месяца

Предложить родителям совместно с детьми подготовить рисунки на тему «Космос»

4 апреля

Наблюдение (домашнее задание родителям)

4 апреля

Практический этап

Проведение НОД: «Человек и вселенная»

11 апреля

Исследовательская деятельность: «Запускаем космическую ракету»; «Звезды светят постоянно»; «Почему кажется, что звезды движутся по кругу?»

В течение месяца

Самостоятельная художественная деятельность – рисование «Этот загадочный мир»

15 апреля

Самостоятельная творческая деят-ть – аппликация «Ракета на старт»

22 апреля

Домашнее задание: рисунки о космосе.  (Совместно с родителями)

10 апреля

Дидактические игры: «Дверная скважина»; «Что изменилось; «Звук потерялся»; «Разведчики»

В течение месяца

Коллективная творческая работа: «К звездам! »

24 апреля

Развлечение «Космическое путешествие»

25 апреля

Презентация: «Космос – таинственный и такой загадочный»

30 апреля

Итоги проекта

Итогом проекта « Путешествие в космос» стало развлечение «Космическая прогулка».

В процессе реализации проекта активное участие приняли родители  воспитанников. Они явились участниками выставки «Рисунки о космосе».

За время проведения проектной работы собран и систематизирован    материал по методическому и дидактическому обеспечению образовательного процесса, представленный в приложении  к данному проекту  ( художественное слово, игры, пословицы, иллюстрации,  познавательный материал).

В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты:  обобщен и обогащен опыт детей в сфере познавательного    воспитания путем применения научных методов и приемов, была организована выставка творческих работ детей средней группы. Привлечено внимание родителей воспитанников к созданию условий, стимулирующих познавательную активность детей.

В процессе работы естественным образом развивалось чувство эмпатии  у дошкольников. Особую значимость имели коммуникативные навыки, направленные на бесконфликтное общение детей друг с другом.

В период работы над проектом дети расширили знания о космосе, пополнили словарный запас. В ходе экспериментальной  и игровой деятельности у детей развилось воображение, мышление. Овладели   навыками элементарной исследовательской деятельности.

Считаю, данный материал имеет большое значение в познавательном воспитании детей дошкольного возраста, формирование основ познавательной грамотности, а также патриотического воспитания и приобщения детей к российской истории.

Подводя итоги проекта можно отметить: возросший интерес детей к познанию мира космоса. В ходе проекта детьми получены знания, навыки, которые они могут использовать в других дисциплинах, сферах деятельности. Пополнен словарный запас. Дети познакомились с профессией космонавт, узнали, как она важна и необходима. К проекту были привлечены родители, ведь не что так не сближает, как совместная деятельность, общие интересы.

Дети испытывали чувство гордости за свою страну, за отважных людей,  исполняющих свой долг на просторах бескрайней вселенной. А потому, считаем задачи проекта выполненными. В конце проекта была организованна выставка творческих работ.

Литература:

1. Т. И. Подрезова - Конспект занятий «Путешествия в комические дали»

М. пр. 2007.

2. Н. В. Елкина «Тысяча загадок», Ярославль «Академия Холдинг», 2002

3. Стихи о космосе Я. Аким –«Космонавт», О. Соколов- Табольский

«Умолк могучий гул… »

В. Костров - «Каким на землю он вернется… »

Е. Тарховская – «Я - Чайка… »

4. «Познаю мир» - энциклопедия для детей

5. Расскажите детям о космосе (наглядно- дидактическое пособие, Москва)

6. Н. Б. Шингачева «Атлас Солнечная система Астрономия»

7. В. В. Мороз «Легендарные страницы нашей космонавтики»

от 5до 12 лет изд- во «Ювента»

8. О. А. Скоропупова «Покорение космоса. Изд. «скрипторий»

9. Географический атлас для детей «Мир вокруг нас»

10. Е. п. Левитан «Ау инопланетяне! Изд. «Белый город»

11. В. Горьков, Ю. Авдеев «Космическая азбука»

12. А. Тамилин «Есть ли вода в мире дождей»

13. Г. Черненко «Как человек полетел в космос»

14. Л. Обухова «Как мальчик стал космонавтом»

Приложение.

Беседы о космосе

Тема: «Таинственный космос»

Программное содержание:

Дать детям первоначальное представление о космонавтах, о Ю. Гагарине.

Ввести в словарь детей слова, связанные с космосом. Развивать умение правильно воспринимать содержание рассказов, активно участвовать в беседе по их содержанию. Воспитывать патриотические чувства.

Словарь: Космос, ракета, звездное небо,

Ход:

Показать детям портрет Ю. Гагарина, фото Земли из космоса.

Воспитатель. Дети, кто из вас знает, чей это портрет? Правильно, это Юрий Гагарин. Он был первым человеком, полетевшим в космос. Он покинул Землю на космическом корабле и один, первый, увидел всю Землю сразу, как говорят, с высоты птичьего полета.

- Об этом я сейчас вам прочитаю, слушайте внимательно. Читает рассказы В. Бороздина «Поехали», «Что видно из окошка», «Праздник».

- Интересные рассказы? О ком они? - Кто провожал Ю. Гагарина?

- Что он сказал, когда полетела ракета? - Что увидел Ю. Гагарин из окна ракеты?

- Когда приземлился космический корабль, как встречали его люди?

- Когда это было? Это было 12 апреля 1961 года (повторить с детьми дату хором и индивидуально 2-3 раза). Это было очень  давно, но этот день стал праздников для всех, и мы его отмечаем каждый год. (В ходе беседы воспитатель помогает детям отвечать на вопросы, подсказывая слова, фразы, читая отрывки из рассказов, просит повторить, побуждая детей припомнить что- то из ранее прочитанного. Новые слова повторять с детьми хором и индивидуально.)

Воспитатель:

Пилот в космической ракете на Землю глянул с высоты.

Еще никто- никто на свете такой не видел красоты.

Внизу за стеклами кабины в молочных облаках летал

Далекий, маленький, любимый земной голубоватый шар

- Чтобы стать космонавтом, нужно много тренироваться, делать гимнастику.

Встаньте все около стульчиков, будем тренироваться (воспитатель говорит слова - дети делают движения).

Чтобы к звездам полететь, надо постараться,

И зарядкой каждый день надо заниматься.

Делай раз – руки вверх, Делай два – руки вниз,

Делай три – присели. А на четыре – побежали.

Стоп (затем все сначала, но другие упражнения).

- Молодцы! Садитесь. Космонавты много учатся, много знают. Вот и вы сегодня узнали много нового. А теперь я вам загадаю загадки про небо и космос. Слушайте внимательно.

1. Это что за потолок? То он низок, то высок,

То он сер, то беловат, то чуть-чуть голубоват.

А порой такой красивый – кружевной и синий-синий! (небо).

2. Один костер всю землю обогревает (солнце) .

3. Ночью по небу гуляю, тускло небо освещаю.

Скучно, скучно мне одной, а зовут меня… (луной).

Подвести итог: что дети узнали нового, вспомнить, когда празднуется День космонавтики. Предложить детям вечером нарисовать рисунки на тему космонавтики: звездное небо, ракету, нашу Землю.

Тема: «Ю. А. Гагарин и первооткрыватели  космоса» 

Цель: расширить представления детей о космических полетах, познакомить с российскими учеными Циолковским, Королевым, закрепить знания о том, что первым космонавтом был Ю. А. Гагарин, воспитывать гордость за свою страну.

Ход: Загадать детям загадку:

По темному небу рассыпан горошек

Цветной карамели из сахарной крошки,

И только тогда, когда утро настанет,

Вся карамель та внезапно растает.

(Дети отгадывают загадку.)

Воспитатель: Человек смотрел на звездное небо, и ему хотелось узнать, что же это за звезды, почему они такие яркие. Ученые придумали специальные приборы для наблюдения за звездным небом. Как называются эти приборы? (телескоп) - показать иллюстрацию. Так люди узнали, что кроме Земли есть и другие планеты. А какие планеты знаете вы? - дети перечисляют. Потом люди захотели узнать, есть ли жизнь на других планетах. Но как это сделать - (дети строят догадки.)

Можно долететь, а на чем (дети отвечают).

Вы знаете, кто придумал первую ракету? - это был ученый, учитель Константин Эдуардович Циолковский. Он сделал чертежи, но построить ракету у него не получилось. (показать портрет.)

И только через много-много лет другой ученый Сергей Павлович Королев сконструировал и изготовил первый космический аппарат. (показать иллюстрации)

А вы знаете, кто первым побывал в космосе (собаки Белка и Стрелка).

А потом 12 апреля 1961 года впервые в космос отправился человек. Кто это был? (дети отвечают).

Во время старта вспыхнуло пламя в двигателях ракет, все они заработали. Грохот поднялся невероятный, но все равно люди услышали, как Гагарин сказал «Поехали» и  в тот же момент ракета взлетела.

Воспитатель: Гагарин всем телом ощущал содрогание корпуса корабля, слышал нарастающий гул и свист. Потом его придавило огромной тяжестью. Одна за другой начали отделяться ступени ракеты. Их топливо выгорало. Но вот тяжесть стихла. И в ту же секунду Гагарина словно подняло с кресла -это была невесомость. «Красота-то»- какая воскликнул Гагарин.

И с тех пор именно в этот день -12 апреля отмечается День Космонавтики.

Скажите, а какими должны быть космонавты. (дети перечисляют качества)

А давайте и мы с вами попробуем стать космонавтами.

Физминутка :

В небе летом солнце светит,

космонавт летит в ракете руки вверх

а внизу леса, поля - расстилается Земля  наклон, руки в стороны.

Молодцы, а теперь присаживайтесь, послушаем стихи, которые выучили дети.

Утренние беседы на тему «Это загадочный космос»

Вопросы:

Как называется планета, на которой мы живём?

Какие планеты ты знаешь?

Как называется спутник Земли?

Что такое кометы?

Кто первым полетел в Космос?

Кто был первым космонавтом Земли?

Как фамилия первой  женщины, полетевшей в Космос?

Ты хотел бы стать космонавтом? Почему?

Какими качествами должен обладать космонавт?

Непосредственная образовательная деятельность

Познание

Тема: «Человек и вселенная»

Цели: Расширить знания детей о космосе.

Задачи:

1. Уточнить и систематизировать знания детей о профессиях космонавта и людей, работа которых связана с освоением космоса. Развивать зрительное внимание детей, учить их находить на картине главные предметы, устанавливать связь между ними. Учить детей давать полные ответы на вопросы воспитателей, подготавливая их к сочинению рассказа по картине (по ключевым словам). Развивать навыки творческого рассказывания, связную речь, пополнять и активизировать словарный запас, формировать навыки речевого общения.

2. Развивать наблюдательность, память, творческое воображение, фантазию, логическое и образное мышление, находчивость.

3. Развивать общую моторику, координацию движений.

4. Воспитывать чувство гордости за нашу великую страну, которая смогла первой послать человека в космос.

Предварительная работа:

•Беседа «Наша вселенная»; рассматривание фотографий первых космонавтов, космических станций, иллюстрация «Земля и космос», портрет космонавтов, стихотворения, загадки.

• Конструирование ракеты для запуска  (панно: «К звездам»).

Ход НОД:

В-ль: Давно - давно люди мечтали летать. Сначала они поднимались в небо на воздушных шарах, дирижаблях. Но человек мечтал о полетах к звездам и другим планетам.

В-ль: Ребята, как называется наша планета? (Земля)

Как называют жителей нашей планеты? (земляне)

В-ль : (показывает глобус). Это модель нашей земли.

Почему на нем много голубого цвета? (моря и океаны). А это суша желтого и зеленого цвета материки. Суша располагается на меньшей части земли.

Человек смотрел на небо и думал: А кто там?

Он мечтал о космическом пространстве. Чтобы осуществить мечты человека, необходимо было много работать, изучать разные науки, изобретать летательные аппараты, которые могли выйти в космос.

И вот первые успехи освоения космоса. 4 октября 1957года был запущен первый спутник Земли.

Первой в космос полетела собака, а не человек, т. к. надо было проверить безопасность полетов, узнать действия космических явлений на живые существа. Собак долго тренировали, одевали скафандры и шлемы.

Космические корабли облетали вокруг Земли и возвращались на землю.

Работа ученых продолжалась и они изобрели мощные ракеты, которые доставляли корабли.

Физминутка «Ракета»

Завели моторы (вращение вытянутых рук)

Соединить контакт, (соединить руки, частые касания кончиков пальцев)

Приготовиться к запуску ракет (приседания)

Пуск (выпрямляются и подпрыгивают, руки вверх, потянуться)

Вот все было подготовлено для полета в космос человека.

12 апреля 1961 года с космодрома Байконур стартовал космический корабль- спутник «Восток». Его пилотировал Ю. А. Гагарин. Он был первым человеком, который поднялся в космос и облетел вокруг земли. Показ фотографии Ю. А. Гагарина

и репродукции «До свидания земляне! »

Летит в космические дали

Наш космонавт вокруг земли

Хоть в корабле малы окошки,

Все видит он как на ладошке:

Степной простор

Морской прибой

А может быть

И нас с тобой (И. Мазин)

В-ль: Как вы считаете, каким должен быть космонавт?

Дети: смелым и отважным.

В-ль: А сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть качества людей, а вы подберете к каждому моему слову другое слово, обозначающее

противоположное качество.

Игра «Скажи наоборот»

Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч одному из детей и говорит: «Ленивый». Ребенок кидает мяч обратно и отвечает «трудолюбивый»;

Злой – добрый

Медлительный – быстрый

Неряшливый - аккуратный

Нервный - спокойный

Трусливый – смелый.

В-ль: Ребята, а вы хотели бы побывать в космосе?

Тогда давайте представим себе:

Стартовая площадка. Ракета готова к старту.

Дети подходят к космическому панно. Начинаем отсчет: 5, 4, 3, 2, 1- Запуск!

Наша ракета полетела в неведомые дали. Посмотрите, как здесь красиво!

Дети, что мы видим?

Дети: Мы видим звездное небо.

В-ль: Какого цвета звезды?

Дети: Они желтые, красные, белые, голубые.

В-ль: Дети, а вы знаете, что такое звезды?

Звезды представляют собой шары из раскаленного газа, как наше Солнце. Красные звезды – холодные; желтые похожи на Солнце, они горячие; белые – еще горячее, а самые горячие - это голубые звезды.

В-ль: Слышите посторонний звук?

Дети: Да.

В-ль: Это метеоритный дождь.

Пальчиковая гимнастика «Метеоритный дождь»

(дети стучат пальчиками по полу сначала слабо, потом посильнее)

В-ль: Я думаю, что нашем космическом корабле есть специальные пушки, которые справятся с метеоритным дождем.

В-ль: Посмотрите, космонавты работают в открытом космосе. Как вы думаете, что они делают?

Дети: Они строят космическую станцию.

В-ль: Как вы догадались?

Дети: Мы видим части космической станции, которые космонавты собираются соединить.

В-ль: Для чего нужна космическая станция? (ответы детей)

Они могут жить на станции несколько месяцев и даже лет.

В-ль: Какие скафандры надеты на космонавтах – землянах?

Дети: Белые, красивые, прочные.

Воспитатель: Гибкие, металлические, многослойные. Они сделаны из стекловолокна - для защиты космонавтов от космической пыли. Под скафандром надевают костюм, прошитый, мелкими трубочками с водой, для поддержания постоянной температуры тела космонавтов. Космонавт может двигаться в космосе с помощью устройства, помещенного, в ранце у него на спине. Трос надежно удерживает космонавта около корабля.

В космосе вы встретились с космонавтами – землянами. Предлагаю выйти из ракеты. Не забудьте надеть скафандры. Внимание! Невесомость!

Релаксация «Парим в воздухе»

(Под медленную музыку дети выполняют различные фигуры, имитируют полет в открытом космосе)

Игра «В космос».

В-ль: На одной ножке покрутись – в детский садик возвратись.

Теперь вы знаете о космосе все. Посмотрите, какое звездное небо у нас получилось. (Плакат «Звездное небо). Оно будет напоминать нам о нашем путешествии.

Наша страна первая проложила путь к звездам. Мы узнали, что такое космическое пространство. Как выглядит наша Земля из космоса. Мы гордимся нашей Родиной!

Самостоятельная творческая деятельность

Аппликация

Тема: «Ракета на старт»

Цель: Закрепить представления детей о космосе, формировать умения по выполнению аппликационной работы.

Задачи:

• Учить передавать в аппликации несложные образы предметов и явлений действительности;

• Развивать мышление и воображение;

• Обобщить знания детей по теме «Космос»;

• Развивать мелкую моторику;

• Формировать чувство уважения к планете Земля.

Предварительная работа:

• Проведение беседы на тему «Космос»;

• Рассматривание энциклопедий, иллюстраций о космосе;

• Чтение художественной литературы о космосе.

Ход:

В-ль: Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть всех вас. Мы с вами, ребята много говорили о космосе. Поэтому давайте устроим небольшой блиц-опрос, и расскажем, что мы знаем о космосе.

Блиц-опрос

• Кто скажет, как звали первого космонавта?

• Как называется наша планета?

• Какую форму имеет наша планета?

• Какая самая яркая и горячая звезда?

• Кто летает в космос?

• Какими становятся все предметы в космосе и почему?

В-ль: В космосе есть кометы, самая горячая и яркая звезда - это Солнце, конечно, есть спутники, космические корабли, космонавты, которые исследуют космос. Вот сегодня вы можете придумать свой космический корабль и изготовить его из деталей.

Дети рисуют план корабля.

В-ль: Что у вас получилось? Все сделали эскиз модели? Расскажите о них (составление предложений о космическом корабле). Для того  чтобы полететь в космос, космонавты долго тренируются. Давайте с вами тоже потренируемся.

Физкультминутка

(Дети хором произносят слова и выполняют соответствующие движения,

проводит воспитатель)

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите.

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Руками коленей коснулись.

Сели – встали, сели – встали

И на месте побежали.

В-ль: Теперь нам нужно вырезать наши заготовки. Но сначала повторим правила безопасности при работе с ножницами. Теперь, когда мы вспомнили, как работать с ножницами, приступаем к работе.

В-ль: Какие замечательные у нас получились космические корабли. А вам самим понравилась работа? Вы хотели бы полететь в космос на этом корабле?

Организация выставки.

Коллективная творческая работа, панно: «К звездам! »

Коллективная работа выполнялась в течение всей «недели космоса». В первый день был произведен пуск ракеты. Дети побывали на экскурсии по звездному небу. Они сделали вывод, что космические просторы слишком пустынны. Ребята решили сделать космос более обитаемым, заполнить его жителями и объектами (космическими кораблями, спутниками, космонавтами, летающими тарелками, звездными туманностями). Каждый день на панно добавлялись элементы, работы сделанные детьми.

Исследовательская деятельность

Опыты:

- «Запускаем космическую ракету».

 (Надуваем шарики, начинаем отсчет, 5, 4, 3, 2, 1 –поехали!)

 - «Звезды светят постоянно»

Цель: показать, что звезды светят постоянно.

Материал: дырокол, картонка размером с открытку, белый конверт, фонарик.

Процесс: пробейте дыроколом в картонке несколько отверстий. Вложите картонку в конверт. Находясь в хорошо освещенной комнате, возьмите в одну руку конверт с картонкой, а в другую фонарик. Включите фонарик и с расстояния 5 см посветите на обращенную к вам сторону конверта, а потом на другую сторону.

     Итоги: Дырки в картоне не видны через конверт, когда вы светите фонариком на обращенную к вам сторону конверта, то становятся хорошо заметными, когда свет от фонаря направлен с другой стороны конверта прямо на вас.

     Почему? В освещенной комнате свет проходит через дырочки в картоне независимо от того, где находится зажженный фонарик, но видно становится их тогда, когда дырка, благодаря проходящему через нее свету, начинает выделяться на черном фоне.    Со звездами происходит то же самое. Днем они светят тоже, но небо становится настолько ярким из-за солнечного света. Что свет звезд затмевается. Лучше всего смотреть на звезды в безлунные ночи и подальше от городских огней.

- «Почему кажется, что звезды движутся по кругу».

Цель: Установить, почему звезды движутся по кругу.

Материалы: Ножницы, линейка, белый мелок, карандаш, клейкая лента, бумага черного цвета.

Процесс: Вырежьте из бумаги круг диаметром 15 см. Наугад нарисуйте мелом на черном круге 10 маленьких точек. Проткните круг по центру карандашом и оставьте его там, закрепив снизу клейкой лентой. Зажав карандаш между ладоней, быстро крутите его.

Итоги:  На вращающемся бумажном круге появляются световые кольца.

Почему? Наше зрение на некоторое время сохраняет изображение белых точек. Из-за вращения круга их отдельные изображения сливаются в световые кольца. Подобное случается, когда астрономы фотографируют звезды, делая при этом многочасовые выдержки. Свет от звезд оставляет на фотопластине длинный круговой след, как будто звезды двигались по кругу. На самом же деле движется сама Земля, а звезды    относительно нее неподвижны. Хотя нам кажется, что движутся звезды, движется фотопластинка вместе с вращающейся вокруг оси Землей.

Игры по теме «Космос»

Пальчиковая гимнастика «Луноход»

Посмотрите, луноход
По Луне легко идет.
Он шагает очень важно,
В нем сидит герой отважный.

Дети ставят на стол подушечки пальцев обеих рук, переносят на руки часть веса, а затем как бы шагают по очереди правой и левой рукой. Повторяют четверостишие несколько раз.

Физминутка:

Раз-два, стой ракета,

Три-четыре, скоро взлет

Чтобы долететь до солнца

Космонавтам нужен год.

Но дорогой нам не страшно,

Каждый ведь из нас атлет,

Пролетая над землею

Ей передаем привет.

Подвижная игра «Ракетодром»

Дети раскладывают обручи по кругу, свободно бегают вокруг обручей и произносят слова:

Ждут нас быстрые ракеты

Для полётов по планетам.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет –

Опоздавшим места нет!

Воспитатель убирает несколько обручей. Игра повторяется, пока не останется один обруч

Подвижная игра «Космонавты»

Раз-два, стоит ракета – дети поднимают руки вверх

Три-четыре, скоро взлет – разводят руки в стороны

Чтобы долететь до солнца – круг руками

Космонавтам нужен год – берется руками за щеки, качает головой

Но дорогой нам не страшно – руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево

Каждый ведь из нас атлет – сгибают руки в локтях

Пролетая над землею – разводят руки в стороны

Ей передадим привет – поднимают руки вверх и машут на прощание.

Педагог: Кончен путь приземлилась ракета, перед вами леса и поля.

Здравствуй наша родная планета! Здравствуй наша родная Земля!

Дидактические игры:

«Дверная скважина»

Цель: Развивать зрительную память и пространственное мышление.

Ход игры: Для игры приготовить яркую,  небольшую картинку и лист бумаги по площади вчетверо больше картинки. В середине листа вырезать отверстие круглой формы. Ведущий прикрывает картинку этим листом и кладёт перед детьми (4-5 чел.). Рассматривать картинку  можно только через отверстие, постепенно передвигая верхний лист, но не поднимая его. Игроки рассказывают, что нарисовано на картинке. В заключении картинка открывается.

«Что изменилось?»

Цель: Тренировать наблюдательность, развивать зрительную память.

Ход игры:  Выбирается группа  из 6-9 человек. Дети становятся в шеренгу по росту. Выбирается водящий, он становится перед детьми и старается запомнить внешний вид детей. На это отводится 1-2 минуты. После  водящий выходит в другую комнату. По указанию воспитателя дети  вносят изменения в  свой внешний вид. Водящий старается назвать,  те изменения, которые заметил.

«Звук потерялся»

Цель: Развивать внимание, фонетический слух.

Ход игры: Воспитатель называет заранее подобранные слова, в которых пропущен какой – то звук. Дети должны сказать, какой звук  пропущен, и как будет правильно звучать слово.

«Разведчики»

Цель:  Развивать у детей наблюдательность, коммуникативность, организаторские способности.

Ход игры: Выбирается разведчик и командир отряда. В группе хаотично расставлены стулья. Разведчик прокладывает маршрут между стульями. Командир наблюдает.  Его задача провести отряд по проложенному маршруту без ошибки. После игры дети обсуждают правильность действия командира и допущенные ошибки.

Занимательные рассказы о космосе

Венера

...Чернели грозно кратеры
И россыпи камней
Но были скалы дикие
Мрачнее и грозней!
Они, как пики, врезались
В безоблачный простор.
Ни кустика, на травки,
Ни речек, ни озер...

          С.Баранов

Венера, это не звезда, а планета, также как наша Земля. Все планеты солнечной систем кружат вокруг Солнца, каждая по своему кругу. Венера-вторая от Солнца планета. Она ближе к Солнцу, чем Земля. Горячие солнечные лучи очень сильно раскаляют поверхность Венеры. Температура на Венере-+500 градусов. В таком пекле не может жить ни одно живое существо.

На Венере нет ни лесов, ни морей. Воздух на этой планете ужасно ядовитый и тяжелый. Он давит своей тяжестью так же сильно, как на нас давил бы слой воды толщиной один километр.

На Венере свистят и завывают ураганы, носятся тучи,  поднятой ветром пыли, тянутся каменистые пустыни, скалы, раскаленный песок. На Венере так много облаков, что она кажется
окутанной в белую вату. Сквозь плотные облака не пробивается свет солнца, поэтому на планете вечная ночь. По величине Венера примерно такая же, как наша Земля. Она ближе к Солнцу, чем наша Земля, и успевает облететь вокруг Солнца за семь месяцев. Поэтому, год на Венере длиться семь месяцев, а на Земле, ты знаешь, год продолжается двенадцать месяцев.

С земли Венера кажется необыкновенно красивой планетой.

Она появляется на небосклоне только утром, а люди ее называют, кто Утренней Звездой, кто Вечерней. Она сияет мягким белым светом. Ни одна звезда не может сравниться с красивым блеском Венеры. Люди назвали эту планету Венерой по имени богини красоты, и сложили о ней красивые сказки. Им казалось, что это прекрасная девушка едет по небу, на серебряной колеснице, запряженной белоснежными конями.

Вселенная

Светятся звезды, светятся...

Даже порой не верится,
Что так велика Вселенная.

В небо смолисто-черное
Гляжу, все забыв на свете...

А все-таки это здорово,
Что ночью нам звезды светят.

          В.Лошадкин

Весь необъятный мир, который находиться за пределами Земли называется космосом. Космос называется и другим словом - Вселенная.

Космосу, или Вселенной нет конца и предела. Вселенная наполнена бесчисленным множеством звезд, планет, комет, и других небесных тел. В космосе носятся тучи космической пыли и газа. В этой межзвездной пустыне царит космический холод и мрак. В космосе нет воздуха.

Во Вселенной нет ни одного небесного тела, которое бы стояло на месте. Все они движутся. Нам кажется, что звезды неподвижны, но на самом деле звезды так далеки, что мы не замечаем, что они движутся в мировом пространстве с огромной скоростью.

В этой бесконечной и вечной Вселенной наша Земля-маленькая планета, а наше Солнце - обычная звезда, самая близкая к Земле.

Наша Земля летит в Космосе вместе с другими небесными телами.

Каждая звезда, планета, комета или какое- то другое небесное тело движется во Вселенной по своему пути. Во Вселенной существует строгий порядок, и ни одна из планет или звезд не сойдут со своего пути, со своей орбиты, и не столкнуться одна с другой.

Слово "космос" обозначает «порядок» "строй.

Звезды

 Кто смотрел на купол звездный
Поздней осенью морозной,
Тот видал, как звездный Лебедь
Поднимается в зенит,
Тотслыхал, как в синем небе
Лира звездная звенит.

           Г. Сапгир

В старину люди думали, что звезды - блестящие фонарики, подвешенный к хрустальному своду неба. Ведь тогда еще не знали, что каждая звезда - отдаленное Солнце, которое в миллиарды раз больше Земли.

Звезды - громадные раскаленные шары, похожие на наше Солнце. Они находятся очень далеко от Земли и поэтому не греют, и кажутся очень маленькими.

Звезд на небе очень много,  и чтоб разобраться в них, люди объединили группы отдельных звезд в созвездия. Созвездиям и самым ярким звездам, люди дали имена.

Но ночном небе звезды мерцают разным светом:  голубым, белым, желтым, красным.

Белые и голубые звезды - очень, очень горячие, они горячее Солнца. Желтые звезды холоднее белых, они примерно такие же, как наше Солнце. Звезды красного цвета холоднее Солнца.

По своим размерам звезды сильно отличаются друг о друга: есть красные гиганты, нормальные звезды и белые карлики..

Наше Солнце-звезда. Возможно и у других звезд, похожих на Солнце, есть планеты и их спутники. Возможно, на тех планетах есть жизнь. Но об этом мы пока еще не знаем.

Большая медведица

У Большого Ковша
Больно ручка хороша!
Три звезды-и все подряд,
Как алмазные горят!

Среди звезд, больших и ярких,
Чуть видна еще одна:
В середине рукоятки
Приютилася она.

Ты получше приглядись,
Видишь,
Две звезды слились?

Та, которая крупнее,
Называется Конем.
А малышка рядом с нею-
Всадник,
Скачущий на нем.

Замечательный наездник,
Этот звездный принц Алькор,
И несет его к созвездьям
Конь Мицар во весь опор.

Треплет конь золотогривый
Золоченую узду.
Правит всадник молчаливый
На полярную звезду.

      Ю.Синицын.

В стародавние времена люди с удивлением и страхом смотрели на загадочное ночное небо. Из самых ярких звезд они мысленно составляли различные рисунки и придумывали к ним сказочные истории.

Например, созвездие из семи ярких звезд, похожее на огромный небесный ковш, они назвали Большая Медведица. Это созвездие они видели на небе круглый год. Посмотрим и мы внимательно на эту звездную фигуру.

Четыре звезды образовали ковш, а три звезды - длинную ручку. Эти семь звезд - самые яркие в созвездии. Кроме них, есть еще множество слабо мерцающих звездочек.

У средней звезды ручки есть свое имя. Это звезда Мицар, Мицар - значит конь. Рядом с Мицаром чуть заметна еще одна звездочка. Ее назвали Алькором.  Алькор-значит всадник. Если человек видит не только яркий Мицар, но и слабо светящийся Алькор, он будет метким стрелком и хорошим воином. А еще про это созвездие древние греки придумали такую сказку.

Давно-давно жил царь. У него была дочь Каллисто. Она была красивее всех девушек на свете, прекраснее самой богини Геры. И тогда Гера рассердилась, что нашлась девушка прекраснее ее , и превратила красавицу в безобразную медведицу. Хотел заступиться за Каллисто всемогущий бог Зевс, да не успел. Жалко стало Зевсу Каллисто. Он решил взять ее на небо и превратить в созвездие. Зевс поднимал тяжелую медведицу за хвост, поэтому хвост вытянулся,  и звездная медведица оказалась хвостатой.

Легенда о Млечном Пути.

Давным-давно на краю света у берегов Атлантики жили селутры. Это были красивые, высокие люди и очень добрые. Селутры занимались изучением звёздного неба, составляли календарь и строили мегалиты (сооружения из больших камней).
Селутры никогда не воевали, они не знали, что такое война. Их жизнь текла мирно и спокойно.
Но вот однажды гордый орёл принёс дурную весть о том, что на селутров движется воинственное племя”. Эти люди вооружены”- произнёс орёл. А надо сказать, что селутры понимали язык птиц.
Селутрам ничего не оставалось делать, как собрать вещи и уйти в горы или переселиться на остров.
Они покинули родные земли, оставив после себя мегалиты и огромные знания, зашифрованные в символах и рисунках.
Селутры ушли, а на их землях поселилось воинственное племя. Численность племени быстро росла, и вскоре этим людям стало тесно на земле селутров. Тогда собрались воины и решили выгнать добрый и мирный народ даже с

гор и островов.
…Воины окружили гору и поднялись к последнему селению селутров.
Каково же было удивление воинов, когда они увидели пустое селение,

там не было ни одного человека.
Куда могли уйти эти высокие добрые люди? Вниз? Невозможно, их бы заметили. Может быть, селутры поднялись ещё выше? Воины забрались на самую вершину горы, но там тоже никого не было. Куда делись селутры? Куда можно подняться с вершины горы? Только в небо…. Воины посмотрели вверх, и от края до края неба увидели сияющую дорогу из песка, жемчужин и слёз. Селутры были жителями побережья, поэтому уходя в горы, они взяли с собой песок и жемчуг. Теперь, уходя в бесконечность, роняли песок, жемчуг… и слёзы.
Никто не знает, куда ушли селутры, но на земле в память о себе они оставили мегалиты, а в небе от края и до края – млечный путь, дорогу из песка, жемчуга и слёз.

Загадки о космосе

Из какого ковша
Не пьют, не едят,
А только на него глядят?
(Большая Медведица)

По темному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает.
(Звезды)


Рассыпалось ночью зерно,
А утром – нет ничего.
(Звезды)


Белые цветочки
Вечером расцветают,
А утром увядают. (Звёзды)

Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все: и млад, и стар,
Что она – большущий шар. (Земля)
Бродит одиноко огненное око,
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает. (Солнце)

Эта межзвездная
Вечная странница
В небе ночном
Только–только представится
И улетает
Надолго потом,
Нам на прощанье
Мерцая хвостом.  (Комета)

В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его - полоска света,
И зовут объект...
(Комета)

Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит.
(Космонавт

Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету,
Дети, кто, скажите, это?
(Космонавт)

Волчок, волчок,
Покажи другой бочок.
Другой бок не покажу,
Я привязанный хожу.
(Луна)

Крыльев нет, но эта птица
Полетит и прилунится.
(Луноход)

У бабушки над избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собаки лают, достать не могут.
(Месяц)

Ночью на небе один
Золотистый апельсин.
Миновали две недели,
Апельсина мы не съели,
Но осталась в небе только
Апельсиновая долька.
(Луна, месяц)

Чудо-птица – алый хвост
Прилетела в стаю звезд.
(Ракета)

На каком пути ни один человек не бывал?
(Млечный путь)

По небу ходит
Маляр без кистей,
Краской коричневой
Красит людей. (Солнце)


Детские стихи о космосе

Стихи о космосе (планеты)

Аркадий Хайт

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз — Меркурий,

Два — Венера,

Три — Земля,

Четыре — Марс.

Пять — Юпитер,

Шесть — Сатурн,

Семь — Уран,

За ним — Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

На Луне жил звездочёт

Он планетам вёл учёт:

МЕРКУРИЙ — раз,

ВЕНЕРА — два-с,

Три — ЗЕМЛЯ,

Четыре — МАРС,

Пять — ЮПИТЕР,

Шесть — САТУРН,

Семь — УРАН,

Восемь — НЕПТУН,

Девять — дальше всех ПЛУТОН,

Кто не видит — выйди вон!

Я.Аким

 

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

 

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо…

 

Береги свою планету —

Ведь другой, похожей, нету!

Сатурн

Римма Алдонина

 

У каждой планеты есть что-то своё,

Что ярче всего отличает её.

 

Сатурн непременно узнаешь в лицо —

Его окружает большое кольцо.

 

Оно не сплошное, из разных полос.

Учёные вот как решили вопрос:

 

Когда-то давно там замёрзла вода,

И кольца Сатурна из снега и льда.

Луна

 

Верный спутник, ночей украшенье,

Дополнительное освещенье.

Мы, конечно, признаться должны:

Было б скучно Земле без Луны!

Виктория Топоногова

Лунный зайчик

Когда уходит Солнце спать

За синий лес, за елей рать,

Лишь только зеркальцу Луны

Лучи его видать...

 

И тысячи подлунных лет

Нам по ночам его привет

Шлёт Зайчик Солнечный с небес,

Рождая лунный свет.

 

Да вот беда - никто кругом

Свет солнечный не видит в нём,

И, двери заперев ключом,

Уходят люди в дом.

 

С ним не играет детвора.

Уходят гуси со двора,

И Зайчик бродит, одинок.

Вздыхая до утра.

 

Ему лишь кроха-соловей

Выводит трели средь ветвей

О беге дней, красе полей,

И о любви своей...

 

Да речка, волнами блестя,

Его качает, как дитя...

И Зайчик спит счастливым сном

Весь день под шум дождя.

Солнечное затмение и Луна

Джанни Родари

 

Ты знаешь, папа - чудеса,

Затмение придёт.

Исчезнет Солнышко - краса.

Куда оно уйдёт?

 

Ночная, тихая Луна,

Придёт к нам в гости днём?

Закроет Солнышко она?

И мы опять заснём?

 

Мне папа долго объяснял,

Про Солнце и Луну

Конечно, я ему кивал

А всё же не пойму.

 

И папа всё нарисовал:

Вот Солнце, вот Земля

А вот Луна, её овал

Тогда всё понял я.

 

Луна днём в гости не придёт,

Её увидим тень.

Она на Солнце наплывёт

И потемнеет день.

 

Как будто кто-то в небесах,

Плывёт на корабле.

Луна, как парус на ветрах,

Привет пришлёт Земле.

 

Вдруг, неожиданно взгрустнул,

Какой-нибудь малыш.

Без лунных сказок не заснул,

Пусть, даже, в доме тишь.

 

Светить не может нам она,

Лишь отражает свет.

На помощь Солнышку дана

И в том её секрет.

 

Чтоб ночью было не темно,

Прекрасная Луна,

Заглянет в каждое окно,

С ней тьма нам не страшна.

 

С Луною к нам приходит ночь,

Луна нам дарит сны.

А фея сказок - это дочь

Таинственной Луны.

У лунного моря

Особый секрет -

На море оно не похоже.

Воды в этом море

Ни капельки нет

И рыба не водится тоже.

В волны его

Невозможно нырнуть,

Нельзя в нём плескаться,

Нельзя утонуть.

Купаться в том море

Удобно лишь тем,

Кто плавать

Ещё не умеет совсем!

Валентин Берестов

Луноход

Прилунился лунолёт.

В лунолёте - луноход.

Цирки, кратеры и лунки

Луноходу не страшны.

Оставляет он рисунки

На поверхности Луны.

Пыли много, ветра нет.

Жить рисункам тыщу лет!

Аркадий Хайт

 

- Вот звёздное небо! Что видно на нём?

- Звёзды там светят далёким огнём!

- Только ли звёзды на небе сияют?

- Нет! Среди звёзд там планеты блуждают!

- Как так блуждают? Дороги не знают?

- Нет! Это кажется, будто блуждают!

Все они - Солнца большая семья.

И под влияньем его притяжения

Вечно творят круговые движения!

И вместе с ними планета моя -

Та, что зовётся планетой "Земля",

Та, на которой живём ты и я!

В космосе так здорово!

В космосе так здорово!
Звёзды и планеты
В чёрной невесомости
Медленно плывут!

В космосе так здорово!
Острые ракеты
На огромной скорости
Мчатся там и тут!

Так чудесно в космосе!
Так волшебно в космосе!
В настоящем космосе
Побывал однажды!

В настоящем космосе!
В том, который видел сквозь,
В том, который видел сквозь
Телескоп бумажный!

О. Ахметова

Улыбка Гагарина

Я помню, солнце в этот день искрилось:
Какой был удивительный апрель!
И в сердце радость с гордостью светилась:
Из космоса Гагарин прилетел!

Его все по улыбке узнавали -
Такой улыбки не было второй!
Весь мир рукоплескал! Все ликовали:
Гагарин облетел наш шар земной!

С тех пор приблизились неведомые дали,
Осваивают космос корабли...
А начинал - российский, славный парень,
ГАГАРИН - ПЕРВЫЙ КОСМОНАВТ ЗЕМЛИ!

И. Левченко

Юрий Гагарин

Он родился под городом Гжатском,
Русский мальчик в крестьянской семье.
Имя гордое Юрий Гагарин
Знает каждый теперь на земле.

Им гордится весь мир, вся планета,
Имя Юрий у всех на устах,
Русский парень поднялся над миром,
Своё сердце России отдав.

Самый первый виток над планетой
Совершил он во славу страны,
Яркой звёздочкой в небо поднявшись
В ясный день той прекрасной весны.

Этим подвигом Юрий Гагарин,
Совершив беспримерный полёт,
На века всю Россию прославил
И великий наш русский народ.

Всё когда-то обыденным станет,
И полёт на Луну, и на Марс,
И туристов уже доставляют
На просторы космических трасс

Будет в будущем много открытий,
Бесконечен простор над землёй,
Но всегда новый шаг кто-то первый
Будет делать, рискуя собой.

И. Бутримова

Луна

Ночь на небе темно-синем
Испекла румяный блин?
Из космической корзины
Прикатился апельсин?
Или блюдце золотое
Засияло в вышине?..
Фантазировать, порою,

 Так занятно при луне!      

  Л. Громова

ВОЗВРАЩЕНИЕ
Закончился
Космический полёт,
Корабль спустился
В заданном районе,
И вот уж целиной Пилот идёт,
Чтоб снова, землю
Взять в свои ладони…
И в космосе
Он думал лишь о ней,
Из-за неё
Летал в такие дали —
И лишь о ней
Все двести долгих дней
Писал в своём
Космическом журнале!
В. Орлов


Юный космонавт

В детстве многие мечтали
В звёздный космос полететь.
Чтоб из этой звёздной дали
Нашу землю осмотреть.

Повидать её просторы,
Реки, горы и поля,
Глянуть в умные приборы,
Доказать – живу не зря.

Полетать по звёздной черни,
Осмотреть леса, моря.
Не наврал ли нам Коперник,
Что вращается земля?

Космонавты, вон, летают,
Возвращаются назад.
Все «героя» получают,
Ходят звёздами блестят.

А, вот, я не понимаю,
Почему я не герой.
Так же, как они летаю,
Я, ведь, парень боевой.

Круглый год, весной, зимою
В космосе летаю я.
А космический корабль мой
Называется - ЗЕМЛЯ!

В. Крякин

Пословицы и поговорки о космосе и космонавтах

Возможное сделает каждый, невозможное - только отважный.

Где смелость, там и победа.

Где страх, там и крах.

Не гляди в небо – там нет хлеба, а к земле ниже – к хлебу ближе.

Не хватай звезд с неба, а добывай на земле хлеба.

Если очень захотеть можно в космос полететь.

Чем больше мы летаем, тем дольше мы живём".

Давление - как у космонавта!

Развлечение: «Космическая прогулка»

Здравствуйте ребята! Вы знаете, сегодня у нас день Космонавтики. И это не просто день – это целый праздник. Потому что 12 апреля 1961 года, ровно 51 год назад в космос впервые полетел человек. И это был Ю. А. Гагарин. Правда сначала в космос оправили животных, Белку и Стрелку и уже после того как они вернулись целыми и невредимыми в космос полетел человек. И именно Ю. А. самым первым увидел нашу планету из космоса, смог её сфотографировать и показать эти снимки всему человечеству. Но, к сожалению Ю. А. Гагарин не смог побывать на других планетах и сегодня я предлагаю нам всем вместе отправиться в путешествие в межгалактическое пространство. Вы готовы?

Прежде чем мы отправимся в путь нужно решить, на чем же мы полетим? Как вы думаете? (ракета). Но для того что бы на ней полететь нам нужно её сначала собрать.

1. Ракета

Я предлагаю сейчас каждой из команд собрать свою ракету,  на которой вы и полетите. Для этого я даю вам детали, а всё остальное это уже дело ваших рук и вашей фантазии. Ну что ж, отлично. Ракеты готовы. Мы с вами одеваем скафандра и отправляемся в путь.

Полетели?

Первая остановка Луна. Луна-это спутник земли. Друг нашей земли. Когда мы видим луну на небе? (когда наступает ночь) А что, давайте мы с вами сыграем в игру «День-ночь».

2. «День-ночь»

Когда я говорю «день» и звучит музыка – вы бегаете, веселитесь, танцуете. Когда я говорю «Ночь» и музыка затихает – вы все засыпаете. Готовы?

Отлично, но похоже нам пора в путь. Полетели.

Итак, мы попали на Марс. А на Марсе прошел метеоритный дождь. И бедные марсиане теперь день и ночь собирают эти метеориты. Но мы можем им помочь.

3. «Метеоритный дождь»

Для этого вашей команде нужно собрать красные и жёлтые метеориты, а вашей синие и зелёные.

Готовы? Начали.

Марсианам мы помогли, можно и оправиться дальше в путь. Мы летим к Сатурну. Но в этот раз нам нужно будет пролететь мимо солнца. Будьте осторожны, солнце очень горячее и может вас обжечь. Вот я сейчас превращусь в солнце, а вы вытянете руки, и когда я буду пытаться дотронуться до вас, вы будет ваши ручки прятать.

4. «Солнце»

Молодцы. Вот мы и прилетели на планету Сатурн. Что необычного в этой планете? Точно, эту планету окружают кольца. А давайте сыграем с вами в игру, которая так и называется «Кольца Сатурна».

5. «Кольца Сатурна»

(По залу разбрасываются обручи) Пока звучит музыка вы летаете, но как только музыка затихла вы должны быстро приземлиться на планету. (Кто не успел садиться на пуфик.) 

Ребята, но если честно, то я уже очень устала и хочу обратно на Землю. Может быть мы полетим домой? (Прилетели на Землю) Вот мы и дома.

Ребята, сегодня мы с вами побывали в космосе. Слетали на луну, своими глазами увидели «кольца Сатурна», своими руками смогли потрогать настоящие метеориты и даже немножко подразнили солнышко.

 Вам понравилось наше путешествие? Ответы детей.

Полетим ещё когда-нибудь? Отлично. Но это будет уже в другой раз.

Материал по взаимодействию с родителями.

Консультация для родителей «Детям о космосе»

     Человек является, прежде всего, сыном своей страны, гражданином своего отечества, горячо принимающим к сердцу его интересы.

В. Г. Белинский

     Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, его возможностях, обществе, культуре, окружающем мире. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родной страны, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм, формируется активная жизненная позиции.

     При воспитании патриотических чувств важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что им близко и интересно.

     К сожалению, не все дети с удовольствием слушают исторические факты из жизни страны, не понимают значимости патриотических чувств. Поэтому мы, взрослые, должны помочь детям раскрыть в них патриотические чувства.

     История Россия богата героическим прошлым, которым можно и нужно гордиться всем поколениям россиян. Дети дошкольного возраста способны воспринимать наиболее значительные события истории Отечества, знать её героев. Дети должны знать историю российского праздника – День Космонавтики; дату первого полёта в космос; о первом космонавте Юрии Алексеевиче Гагарине; о героических покорителях космических просторов.

     С древних времен взоры людей были устремлены в небо. Начиная с первых шагов по земле человек, ощущал свою зависимость от неба, его жизнь и деятельность во многом зависели от него. Наши предки хорошо знали и разбирались в “повадках” неба. Для них небо было живым, наполненным, многообразно себя проявляющим. Тема космоса всегда актуальна. Во второй половине 20 в. Человечество ступило на порог Вселенной – вышло в космическое пространство. Дорогу в космос открыла наша Родина. Первый искусственный спутник земли, открывший космическую эру, запущен бывшим Советским союзом, первый космонавт мира – гражданин бывшего СССР. Сегодня имя Гагарина Юрия Алексеевича знает вся планета. Он навсегда вошел в историю человечества как символ героизма и отваги.

     В научном плане человечество стремится найти в космосе ответ на такие вопросы, как строение и эволюция Вселенной, образование Солнечной системы, происхождение и пути развития жизни.

     Интерес к космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звёзды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните своё детство, как интересно было смотреть в ночное небо.

     Современные родители, сами испытывая интерес к космосу пытаются, часто безрезультатно, пробудить интерес к Вселенной в своих детях, используя при этом ресурсы современных технологий, в основном Интернет.     Ведь как занимательно увидеть на яркой картинке вблизи Юпитер, следы действующих вулканов на его спутниках, кольца Сатурна. Родителям непонятно, почему их дети не разделяют родительского восторга.

     Важная задача для родителей – развивать у детей интерес к познанию.

Как на сегодняшний день поддержать интерес ребёнка к неизведанному?

Чтобы пробудить у дошкольника патриотические чувства, сформировать знания, представления о космосе, развивать интерес к космосу мы рекомендуем родителям знакомить детей с достопримечательностями своего города и края; посещать с ними музеи, выставки, памятники; рассказывать им о труде людей, о своей работе.

     Для обогащения и расширения представлений и знаний о науке и космосе использовать картины А. Леонова «Переход», «Орбитальная станция», «Луноход»; иллюстрации «Земля из космоса», «Звёздное небо», портреты космонавтов, «Ощущение невесомости», глобус, аудиозаписи.

     Вместе с детьми читать и рассматривать иллюстрации к книгам А. Леонова: «Я выхожу в открытый космос», «Ю. А. Гагарин». Учить и читать стихи «Когда он на землю вернулся» В. Костров, «Марш юных космонавтов» С. Михалков, «Луноход», Н. Гончаров, «Я верю друзья… » В. Войнович, «Знаете, каким он парнем был» (отрывок) Н. Добронравов. Для обогащения детского лексикона советуем поиграть в игру «Доскажи словечко», загадывать загадки.

Папка – передвижка: «Как рассказать ребёнку о космосе»

Возраст почемучек – самый замечательный возраст и для ребёнка, и для родителей. Малыш активно познаёт мир, интересуясь всем на свете, открывает для себя новые истины.

Для родителей этот период – не только возможность больше общаться с ребёнком, рассказывая ему обо всём, что он спросит. Не только шанс освежить в памяти то, что уже забылось. Это уникальная возможность вернуться в детство и посмотреть на мир глазами ребёнка.

 Помните, как вас, ещё маленьких, манило неизведанное звёздное небо? Как хотели вы стать ближе к звёздам и больше узнать о них? Как удивились, узнав, что вон те звёзды образуют Большую Медведицу? Те же чувства испытывает сейчас малыш. Если ему меньше четырёх лет не обязательно рассказывать ему, что такое планеты солнечной системы. Его вполне устроит сказка о звёздах и луне. Но если вашему ребёнку уже 4-5 лет можно объяснить подробнее.

Начните с солнца – это самая главная звезда, от неё зависит жизнь нашей планеты. Демонстрируйте ребёнку космические явления на простых вещах. Ведь масштабы вселенной трудно представить даже взрослым людям. Чтобы рассказать, почему солнце так ярко светит, возьмите обычный фонарик или люминофоровые звёздочки. При выключенном свете поднесите их близко к малышу, чтобы он посмотрел, как ярко они горят. Потом медленно отойдите в конец комнаты, демонстрируя, что светящиеся предметы, удаляясь, становятся маленькими и блёклыми. Объясните, что звёзды только кажутся маленькими, потому что они очень далеко от нас. Увидеть их поближе помогают телескопы. Хорошо если вы сможете купить телескоп, пусть небольшой, но ребёнок будет в восторге. Ведь он сможет приблизиться к звёздам!

Чтобы сравнить размеры Солнца с размерами Земли, можно взять тыкву или арбуз и горошину. Представьте, что горошина – это наша Земля, тыква – Солнце. Земля настолько меньше солнца, насколько горошина меньше тыквы. Старайтесь всё объяснять ребёнку на конкретных примерах, без туманности. Приводите побольше удивительных фактов, объясняйте интересно.

 Планета Земля. Представляем размер - Эти интересные факты позволят нам представить и доступно объяснить своим детям реальные размеры нашей планеты и нас самих, по отношению к ней.

 

Например, чтобы продемонстрировать, почему луна иногда круглая, иногда в форме полумесяца, возьмите обычную настольную лампу и мяч. Проведите вместе опыт, создайте в домашних условиях луну. Сын или дочь поймёт, что мы видим лишь освещённую часть шара.

Изучая с ребёнком астрономию, не ленитесь подбирать интересный материал. Сейчас множество разработок для детей разных возрастов. После интересных рассказов малыш не только заинтересуется астрономией, но и полюбит эту науку. И даже будучи взрослым, посмотрев на звёзды, он вспомнит ваши занятия, и радостно улыбнётся.

Расскажите детям о космосе.

Любой ребенок рано или поздно будет интересоваться тайнами космоса. Ведь все дети стараются побольше узнать об этом мире. И многие родители начнут задаваться вопросом, как же  рассказать детям о космосе?

Самое главное, надо поддерживать в них стремление к знаниям. Когда родители общаются с ребенком, у них появляется возможность снова оказаться в мире детства.

Каждый ребенок с восхищением смотрит на звездное небо. Всем также хочется побольше узнать о планетах и звездах. Если вашему малышу три года, ему достаточно иметь поверхностные понятия о Вселенной. Однако если вашему ребенку около пяти лет, то можно рассказать более подробно.

Лучше всего начать рассказ с того, что жизнь Земли зависит от Солнца. Поскольку размеры Вселенной никто представить не может, объясните некоторые космические явления на обычных вещах. Для начала возьмите фонарик и при выключенном свете включите его. Затем покажите ребенку на близком расстоянии. Потом отойдите как можно дальше. Обратите внимание ребенка, что фонарик стал меньше в размере и немного тусклым. Так ребенку будет легче понять, что звезды только кажутся маленькими. Ведь они очень далеко от Земли.

Если ребенок будет интересоваться, насколько Земля меньше в размере, чем Солнце, можно показать ему на примере горошины и арбуза. Так ему будет легче понять, что Земля по отношению к Солнцу имеет размер горошины. Таким образом, у ребенка, скорее всего, появится четкое представление о Земле и Солнце.

Ребенок также может поинтересоваться, почему Луна может быть и круглой, и в форме полумесяца. Для проведения опыта можно использовать мяч и настольную лампу. Вы сможете вместе создать Луну, и ребенок все поймет.

Когда ребенок интересуется астрономией, лучше объяснять ему на подобных примерах. Также можно использовать какие-либо пособия, но не стоит увлекаться научными терминами. Ребенок лучше поймет, если вы будете разговаривать на простом и понятном для него языке. Не надо ждать, когда он в школе будет проходить астрономию. С ним надо заниматься с раннего детства. Уроки астрономии лишь дополнят знания, которые он получил в детстве.

ПЛАНЕТЫ И ЗВЕЗДЫ

Расскажите детям о том, что наша Земля — это огромный шар, на котором нашлось место и рекам, и горам, и лесам, и пустыням, и, конечно, всем нам, его жителям. Наша Земля и все, что ее окружает, называется Вселенной, или космосом. Космос очень велик, и сколько бы мы не летели в ракете, мы никогда не сможем добраться до его края. Кроме нашей Земли, существуют и другие планеты, а также звезды. Звезды — огромные светящиеся огненные шары. Солнце — тоже звезда. Оно расположено близко к Земле и поэтому мы видим его свет и ощущаем тепло. Есть звезды во много раз больше и горячее Солнца, но они светят так далеко от Земли, что кажутся нам всего лишь маленькими точками на ночном небе. Сравните вместе с детьми свет фонарика днем и вечером в темноте. Днем при ярком освещении луч фонарика почти не виден, зато он ярко светит вечером. Свет звезд похож на свет фонаря: днем его затмевает Солнце. Поэтому звезды можно увидеть только ночью.

ДЕНЬ И НОЧЬ

Любознательный ребенок рано или поздно задастся вопросом: почему бывает день и ночь? И чтобы не объяснять устройство мира на пальцах, попробуем создать модель вращения Земли вокруг своей оси и Солнца. Для этого нам понадобятся глобус и какой-нибудь источник света, например свеча или настольная лампа. Расскажите малышу, что во Вселенной ничто не стоит на месте. Планеты и звезды движутся по своему, строго определенному пути. Наша Земля вращается вокруг своей оси и при помощи глобуса это легко продемонстрировать. На той стороне земного шара, которая обращена к Солнцу (в нашем случае — к лампе), — день, на противоположной — ночь. Земная ось расположена не прямо, а наклонена под углом (это тоже хорошо видно на глобусе). Именно поэтому существуют полярный день и полярная ночь. Пусть ребенок сам убедится, что как бы он ни вращал глобус, один из полюсов все время будет освещен, а другой, напротив, затемнен. Расскажите ему про особенности полярных дня и ночи и о том, как живут люди за полярным кругом.

КТО ПРИДУМАЛ ЛЕТО?

Снова обратимся к нашей модели. Теперь будем двигать глобус вокруг «солнца» и наблюдать, что произойдет с освещением. Из-за того что солнышко по-разному освещает поверхность Земли, происходит смена времен года. Если в Северном полушарии — лето, то в Южном, наоборот, — зима. Расскажите, что Земле необходим целый год для того, чтобы облететь вокруг Солнца. Покажите ребенку то место на глобусе, где вы живете. Можно даже наклеить туда маленького бумажного человечка или фотографию малыша. Подвигайте глобус и попробуйте вместе с ребенком определить, какое время года будет в этой точке. И не забудьте обратить внимание юного астронома, что через каждые полоборота Земли вокруг Солнца меняются местами полярные день и ночь.

ПЛАНЕТЫ, СТРОЙСЯ!

Вот мы и добрались до планет Солнечной системы. Расскажите, что, кроме нашей Земли, вокруг Солнца кружатся еще 8 планет. У каждой планеты свой путь, который называется орбитой. Запомнить названия и очередность планет малышу поможет «Астрономическая считалка» А. Усачева.

Расскажите, что все планеты Солнечной системы различаются по размеру. Если представить, что самая большая из них, Юпитер, размером с большой арбуз, то наименьшая планета, Плутон, будет похожа на горошинку. Для наглядности снова обратимся к модели. «Солнце» с успехом заменит большой мяч. Мячи поменьше можно использовать для демонстрации Юпитера и Сатурна (наденьте на него «кольца» из бумаги), а остальные планеты вылепите из пластилина, стараясь хоть немного придерживаться пропорций. Теперь расположим в центре комнаты наше «Солнце», выложим вокруг «орбиты» из цветных ниток, а на них — «планеты» и их названия, написанные на полосках бумаги. Малыш с удовольствием поиграет в домашний планетарий, покажет, как «летают планеты», и даже сам побегает вокруг «Солнца», изображая, например, Землю. Можно поступить иначе. Займитесь с ребенком творчеством, изобразив Солнце и планеты на листах картона. Затем вырежьте их и подвесьте на ниточках к люстре, а еще лучше — к потолку, прикрепив нитки маленькими кусочками скотча. Теперь малыш с удовольствием будет проводить экскурсии в своем «планетарии» для бабушки, дедушки и друзей.

ЗАГАДОЧНАЯ ЛУНА

Дети с восторгом рассматривают на небе Луну. Этот спутник Земли может стать интересным объектом изучения. Ведь Луна такая разная и постоянно меняется от едва заметного «серпика» до круглой яркой красавицы. Чтобы объяснить ребенку причину этих перемен, опять обратимся к нашей модели с глобусом. Только теперь к ней добавится еще и маленький мячик-«Луна». Покажите юному астроному, как Луна вращается вокруг Земли и что происходит с освещением. Объясните, что такое новолуние, полнолуние, растущая и убывающая Луна.

Чтобы лучше понять и запомнить фазы Луны, заведите с ребенком дневник наблюдений, где каждый день будете зарисовывать Луну такой, какой она видна на небе.

Если в какие-то дни тучи помешают вашим наблюдениям, не беда. Всё равно такой дневник будет прекрасным наглядным пособием.

Конечно, ребенку будет интересно узнать, что находится на Луне. Расскажите ему, что поверхность Луны покрыта воронками-кратерами, возникшими от столкновения с астероидами. Если рассматривать Луну в бинокль, можно заметить неровности ее рельефа и даже кратеры. Проведите такой эксперимент. Насыпьте в чашку или тарелку горку муки. Теперь бросьте туда пластилиновый шарик. Осторожно выньте шарик и получите подобие кратера. На Луне нет атмосферы, поэтому она не защищена от астероидов. А вот Земля защищена. Если каменный осколок попадает в ее атмосферу, он тут же сгорает. Хотя иногда астероиды бывают настолько крупными, что все-таки успевают долететь до поверхности Земли. Такие астероиды называют метеоритами.

В ГОСТИ К ЗВЕЗДАМ

Замечательно, если, отдыхая в деревне у бабушки и дедушки, вы с ребенком посвятите несколько вечеров наблюдению за звездами. Не секрет, что именно в отдаленности от городского освещения небо предстает перед нами во всей красе, поражая несметным количеством звезд. Поиск на небе тех или иных созвездий — захватывающее и полезное занятие. И нет ничего страшного, если ваш ребенок выбьется из привычного режима и ляжет спать чуть позже. Зато он разовьет наблюдательность и память, абстрактное мышление и фантазию, узнает много нового и интересного. Если вы сами не очень хорошо ориентируетесь в созвездиях, не беда. Практически во всех детских книгах по астрономии есть карта звездного неба. Внимательно рассмотрите с ребенком то или иное созвездие, а потом посоревнуйтесь, кто быстрее отыщет его на небе. Это задача не из легких.

Многие созвездия носят свои имена с незапамятных времен. Древние люди вглядывались в ночное небо, мысленно соединяли звезды линиями и представляли себе различных животных, предметы, людей, мифологических героев. У разных народов одно и то же созвездие могло называться по-разному. Все зависело от того, что подсказывала людям их фантазия. Так всем известная Большая Медведица изображалась и как ковш, и как лошадь на привязи. Со многими созвездиями связаны удивительные легенды. Было бы здорово, если бы вы почитали заранее некоторые из них, а потом пересказали малышу, вместе с ним вглядываясь в светящиеся точки и пытаясь увидеть легендарных существ. У древних греков, например, существовала такая легенда о созвездиях Большой и Малой Медведиц. Всемогущий бог Зевс решил взять себе в жены прекрасную нимфу Калисто, одну из служанок богини Афродиты. Афродита хотела помешать этому. И тогда Зевс превратил Калисто в Большую Медведицу, а ее любимую собаку — в Малую и взял их на небо.

Постарайтесь отыскать на небе Млечный Путь. Он хорошо виден невооруженным глазом. Расскажите малышу, что Млечный Путь (а именно так называется наша галактика) — это большое скопление звезд, которое выглядит на небе как светящаяся полоска из белых точек и напоминает путь из молока. Древние римляне приписывали происхождение Млечного Пути богине неба Юноне. Когда она кормила грудью Геркулеса, несколько капель грудного молока упало и, превратившись в звезды, образовало на небе Млечный Путь...

О ЧЕМ РАССКАЗАЛ ТЕЛЕСКОП

Начать знакомство с миром звезд и планет можно с посещения планетария. Представленная там картина звездного неба очень наглядна и поможет ребенку лучше понять то, о чем вы рассказываете. Обычно в планетариях предусмотрены программы, доступные для самых юных астрономов. С 4-5 лет имеет смысл сделать походы в планетарий регулярными. Представления здесь проходят в виде занимательных, музыкальных лекций с показом слайдов и мультфильмов. Интересные сведения об окружающем мире подаются в форме сказочных спектаклей, и все это на фоне загадочного и удивительного звездного неба. Специальные проекторы создают эффекты затмения Солнца и полярного сияния, воспроизводят панорамы тропического леса или марсианской поверхности.Выберите темы, которые больше всего интересуют ребенка в данный момент. Может быть, это космические корабли и исследование космоса? Или кто такие инопланетяне и что можно увидеть в телескоп? А может, малыш любит сказочные истории и захочет узнать про страну Солнечных зайчиков или отправиться вместе с мамонтенком на поиски мамы? Для каждого юного астронома обязательно найдется что-нибудь интересное. И не забудьте обсудить с сыном или дочуркой увиденное, вместе найти ответы на возникшие вопросы и нарисовать то, что запомнилось больше всего...Тема космоса содержит в себе массу идей для рисунков, поделок из бумаги, картона, пластилина. Можно рисовать фантастические инопланетные миры и космолеты, лепить космических пришельцев, моделировать из пластилина марсианскую или лунную поверхность, придумывать новые названия планетам и созвездиям, выдумывать собственные галактики. Тема эта безгранична и великолепна, потому что дает пищу детской фантазии, развивает нестандартность мышления, стимулирует познавательный интерес и желание постоянно узнавать что-то новое.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Оздоровительно познавательно - игровой "Удивительный космос"(старшие группы).

Расширить представления детей о Дне космонавтики через двигательную активность....

Проект Оздоровительно познавательно - игровой "Удивительный космос"(старшие группы). вторая часть.

Расширить представления детей о Дне космонавтики через двигательную активность....

Проект по познавательной деятельности в подготовительной группе по теме "Космос"

Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств (гордость за российских космонавтов – первооткрывателей космос...

Проект по познавательно-исследовательской деятельности «Загадочный космос»

Эта тема очень интересна и увлекательна. В ДОУ дети получают представления о профессиях, связанных с космосом, узнают о Вселенной, о планетах Солнечной системы, созвездиях, о знаменитых космонавтах, о...

Познавательный проект в старшей группе «Покорение космоса»

Ещё в далёкие времена древние греки называли Мир (или Вселенную) Космосом, что в буквальном переводе означает «порядок». Космос — это единственная в своем роде природная лаборатория,...

Проект по познавательному развитию "Неизведанный космос" для детей старшего дошкольного возраста

Участие детей в проекте позволит обогатить знания и представления о космосе, планетах, космонавтах, космических аппаратах. Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование ...