Проект "Обитатели водоемов"
проект (старшая группа) по теме

Зотикова Елена Ивановна

Ознакомление детей с пресноводными рыбами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Обитатели водоемов"35.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  учреждение  «Управление  дошкольного  образования»   Исполнительного  комитета Нижнекамского муниципального  района РТ

       Проект  «Обитатели  водоема».

Автор  проекта:

Зотикова Елена Ивановна,

Воспитатель: 1 кв. категории                                                                                                          МБДОУ д /с №3 «Огонек»

п.г.т. Камские Поляны                                                                                                                Руководитель проекта:

        Гусева Ирина Геннадьевна

старший воспитатель

высшей кв. категории                                                                                                                                    МБДОУ д /с №3 «Огонек»

п.г.т. Камские Поляны                                                                                                    Нижнекамского района

География:

МБДОУ д /с №3 «Огонек»

п.г.т. Камские Поляны                                                                                                    Нижнекамского района

Срок выполнения:

1 месяц  

Участники:

                             Дети средней группы,                                                                                                     их родители.

2017 год


Программа составления плана проекта

  1. Тип проекта:

по доминирующей в проекте деятельности:

                           - исследовательский;

по содержанию:

                       - педагогический, экспериментальный;

по времени проведения:

1 месяц.

по характеру контактов:

- в рамках детского сада и территории игрового участка;

по числу и возрасту участников:

- средняя  группа.

2.Актуальность проблемы

Главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, а так же к обитателям водоема –рыбам. Расположение нашего поселка  на  берегу  реки  Кама,  где еще  много речушек и  озер,  позволяет нам и родителям знакомить детей с пресноводными  обитателями.  Дети  средней  группы  легко  усваивают  небольшие  стихотворения,рассказы  о рыбах и их  строении. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить навыки активности и самостоятельности, мы создали на участке уголок  «Обитатели  водоема», что позволяет сформировать представления о рыбах, развивает творческие способности, любознательность и мышление детей.  

3. Цель проекта:обобщить и расширить знания детей об обитателях водоёма родного края.

4 .Задачи проекта

Образовательные:

формировать у детей представления об обитателях пресноводного водоёма, как о живых существах;

формировать знания у детей о характерном строении: форма тела,плавники, жабры и т.д.;

Развивающие:развивать умение самостоятельно делать выводы на основе наблюдений;развивать умение устанавливать причинно- следственные связи различного характера;активизировать и обогащать словарный запас детейразвивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.

Воспитывающие:воспитывать интерес к жизни и обитания пресноводных рыб;  показать многообразие, красоту водного мира.  Вызвать желание бережно относиться к обитателям водоемов;воспитывать интерес к природе.

5 .Литература:1.Рабочая  программа  образовательной  деятельности группы №7.

2.«Мы» программа экологического образования детей (г.Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2001г.);                                                                                     3.Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (Л.Г. Горькова, А.В. Кочерчина, г.Москва, «ВАКО», 2007г.);                                                      4.«Методика экологического воспитания в детском саду» (С.Н. Николаева, г.Москва, «Просвещение», 2006г.);

5 Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Сост.: Р. И. Жуковская, Л. А. Пеньевская. Изд. «-е, переработ. и доп. М.: «Просвещение», 1972. 415 с. с ил.                                                                                                                  6 Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Комарова Т. С Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа / авт. – сост. Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2011.                                                                                     7.Петрова М. И. «Объемная аппликация» с. 33

5. Гипотеза проекта:

Целенаправленная работа поможет  детям  узнать  об обитателях  водоема,  об  их  строении и способах  передвижения.Чем больше ребенок узнает о жизни и среде обитания рыб наших водоемов, тем бережнее будет относиться к ним, знать правила обращения с ними. Сможет передать свои знания  сверстникам и взрослым и предупреждать отрицательные поступки других.

6.Ожидаемые результаты:

К концу реализации проекта у детейсформируются  представления  о разнообразии обитателей водоемов (щука, карась, окунь, угорь, сом, лещ),об  их  внешнем виде, способах передвижения, цепи  питания   и способах защиты от врагов.

7.Методы проекта:

А     В работе с родителями:

1. Консультации; памятки.

2. Беседы.

БВ работе с детьми:

1. Беседы;

2. Игры;

3. Наблюдения;

4. Исследовательская деятельность (опыты, эксперименты).

8. Этапы  проекта

Подготовительный этап.

 - Изучение методической литературы, 
- Подбор художественной литературы, 
- Подготовка художественных материалов для продуктивной деятельности.

-Подбор наглядно-дидактического материала

-Организация развивающей среды на участке и в группе.

Практический  этап (1-4 недели)

Беседы на темы: «Путешествие  на  водоем», «Где  обитают  рыбы»,  «Кто  такая рыбка?»  «Обитатели  водоемов», «Опасность  для  рыб», «Карась  - нехищная  рыба»,  «Столовая  обитателей  водоема».

Художественная деятельность: Аппликация «Озеро  с рыбками», лепка из песка «Рыбки», рисование «Рыбка плавает  в  водице».

Дидактические игры: «Воздух, земля, вода»,  «Назови рыб», «Летает,  плавает, бегает»,  «Четвертый лишний», «Не зевай», «Кто  это  потерял?», «Веселая  рыбалка», « Посади бабочку на цветок», «Сложи картинку».

Сюжетно- ролевые игры:«Едем  на  водоем», «Вылепи  рыбки  из  песка», «Ловись, ловись  рыбка».

Наблюдения: «За щукой - хищником», «За формой  тела  рыб»,  «За  растительным  миром  водоемов», «За карасем», Целевые прогулки:  Целевая  прогулка к  уголку  водоема  на  участке – знакомство. Целевая  прогулка –сравнение  строения  тела  рыб.

Подвижные игры: «Караси  и щука», «Рыбаки и рыбки», «Рыбка озорница», «Караси  и щука», «Ловись, ловись  рыбка», «Назови рыбку», «Мы  веселые  лягушки».

Чтение художественной литературы: Б. Заходер «Про сома», Русская народная сказка «По щучьему веленью», А.С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке», Пермяк «Первая рыбка», И. Токмакова «Где спит рыбка».

Работа с родителями:

Консультации для родителей на темы: «Обитатели  рек и водоемов», «Экологическое  воспитание дошкольников». «Выходные на  природе  с  семьей»

Памятки для родителей:  «Рыбка  плавает  в  водице», «О бережном отношении к водоемам  родного края».

Заключительный этап

-Презентация проекта в виде выставки детских работ.

 Подведение итогов проекта.

План  реализации проекта

День

 недели

Форма работы

1 неделя

Понедельник

Беседа «Где обитают  рыбы»

Рассматривание иллюстраций   «Пресноводные рыбы».

Дид/игра «Воздух, земля, вода»

Вторник

Целевая  прогулка к водоему,  оформленному  на  участке.

Подвижная игра « Караси и щука»

Среда

Худ.литература :  «Первая рыбка»И.Токмакова

Наблюдение   за  щукой-иллюстрация.

Четверг

Беседа «Столовая  обитателей  водоема»Дид.  игра «Назови  рыб».

Пальчиковая  гимнастика  «Рыбка».

Пятница

Беседа: «Каких  рыб  ты  знаешь?»

Наблюдение: «Наблюдение  за  формой тела  рыб».

2 неделя

Понедельник

Худ.литература  чтение  русской  народной  сказки «По  щучьему велению».

Дид.   игра «Сложи  рыбку»- разрезные  картинки.

Вторник

Беседа «Щука - рыба  хищная»

Подвижная игра «Прыгает, плавает, летает»

Среда

Рисование:  « Рыбка  плавает  в  водице»

Подвижная игра «Караси и щука»

Четверг

Сюжетно- ролевая игра «Едем  на  водоем»

Экспериментальная  деятельность «Есть  ли  воздух  в  водоеме».

Памятка для  родителей  «Правила  поведения  на  водоеме»

Пятница

Наблюдение за  растительным  миром  водоема.

Подвижная игра «Ловись, ловись рыбка»

Дид.  игра: «Сложи картинку»

Консультация  для  родителей «Экологическое  воспитание детей».

3 неделя

Понедельник

Лепка «Рыбка»

Худ.литература: чтение  сказки А.С.Пушкина «Сказка  о  рыбаке и рыбке»

Вторник

Вечер  загадок-загадывание  загадок о рыбах.

Целевая прогулка к уголку водоема– сравнить  строение  тел обитателей  водоема.

Рассматривание альбома «Обитатели  водоема»

Среда

Дид.  игра :домино «Речные  жители»

Подвижная игра «Караси и щука»

Четверг

Экологическая  игра «Звери,  птицы,  рыбы»

Наблюдение за  рыбой – угорь- строение.

Пальчиковая и зрительная  гимнастика  «На  море»

Пятница

Наблюдение  за  строение  тела  мальков.

Беседа :«Опасность  для  рыб»

Худ.творчество: лепка  и влажного  песка«Рыбки и  мальки»

4 неделя

Понедельник

Худ.литература  Б. Заходер «Про сома».                             Беседа «Путешествие  на  водоем».

Дид/игра «Четвертый  лишний».

Консультация  «Выходные на  природе  с детьми».

Вторник

ИМП «Назови  рыбку»- с мячом.

Беседа  «Вы с кем  ходите  на  речку»

Среда

Беседа «Жители нашего  дружного  водоема»Худ.литература Пермяк «Первая рыбка»,

Четверг

Дид/игра «Кто это  потерял?»

Худ.литература: чтение  сказки А.С.Пушкина «Сказка  о  рыбаке и рыбке

Пятница

Коллективная  работа «Наше  озеро».

Дид/игра  «Веселая  рыбалка»

Консультация  «Выходные  на  природе с детьми».

В каждой семье по-своему принято проводить выходные дни. Но в большинстве случаев, это выглядит так: мама с папой заняты своими делами, дети смотрят мультики или сидят за компьютером. Это не только плохо отражается на здоровье дошкольников, но и оказывает отрицательное воздействие на детско-родительские отношения, между родителями и детьми теряется нить дружбы и доверия. На этапе когда дети еще малы, это не так страшно, а вот когда настанет подростковый период, родители начнут пожинать свои плоды.

А ведь выходные можно проводить весело и с пользой для всей семьи. Совместное времяпрепровождение сплачивает семью, а так же дает понять ребенку, насколько он важен для мамы и папы. Но, не стоит забывать о режиме ребенка, ведь после выходных наступят будни и ребенок пойдет в дошкольное учреждение, где ему будет проще адаптироваться к новой «рабочей неделе», если домашний режим совпадает с детсадовским.

В любую погоду и при любом финансовом состоянии можно интересно проводить время со своей семьёй.

Это могут быть вылазки на природу: просто прогулки по парку или же можно отправиться в поход, благо в нашей области достаточно достопримечательностей и памятников природы. Интересны будут прогулки по лесу за грибами или же просто полюбоваться природой и подышать воздухом. Осенью очень весело собирать необычные листочки, затем собрав их в гербарий. В любое время года можно отправиться всей семье на увлекательную рыбалку, даже если, вам не повезет с уловом, заряд бодрости и хорошего настроения вам будет обеспечен. Особенно, рыбалка, поспособствует укреплению отношений папа-сын. Мама же, в это время, может с дочкой рисовать пейзажи, которые будут вокруг или готовить стол к семейному пикнику. Возможно, кого-то привлекает спортивный отдых: бадминтон, футбол, волейбол… это можно осуществить на детской площадке. Или же можно устраивать семейные спортивные соревнования с другими семьями. Это будет не только способствовать укреплению здоровья ребенка, укреплению детско-родительских отношений, но так же благоприятно скажется на умении ребенка общаться с взрослыми и сверстниками. Можно отправиться в путешествие на велосипедах, сейчас большой выбор детских сидений, которые крепятся на взрослый велосипед. В зимнее время года, объединит семью постройка снежных замков или катание с горки, которая предварительно будет построена совместно с ребенком. Кататься на коньках, теперь возможно не только зимой, но и летом, благодаря крытым каткам, которые есть практически в любом крупном городе.

Если семья предпочитает культурный отдых, можно сходить в музей, на выставку, в театр, кино или зоопарк. Там ребенок получит не только положительные эмоции, но и новые знания.

Если за окном погода совсем не радует можно ограничиться домом. Но не просто сидеть у телевизора, а организовать семейный обед, можно пригласить гостей. Семейные обеды, особенно если за ними обсуждать дела каждого члена семьи, их проблемы и радости, так же благоприятно сказывается на укреплении семейных отношений. После обеда можно поставить спектакль, или просто почитать детям интересную книгу или поиграть в настольные игры.

Так же в каждом районе города, сейчас открыто множество центров развлечений, где можно совместить приятное с полезным, отдохнуть всей семьей и совершить необходимые покупки.

Любое своё приключение, не забывайте фотографировать. Как-нибудь, вечером будет приятно посидеть в кругу семьи и вспомнить о весело проведенном времени.

То, к чему вы приучите ребенка с ранних лет, так и останется с ним на всю жизнь и возможно, потом он будет так же проводить время со своими детьми.


Рыбы бывают разные.

1«Отгадай и объясни загадки».

-Ног нет, а движется, перья есть, а не летает, глаза есть, а не мигает.

-У родителей и деток вся одежда из монеток.

-Блещут в речке чистой спинкой серебристой

Ответь на вопросы».

Как называется суп из рыбы? (Уха)

Чем ловят рыбу? (Удочкой, сетью, неводом)

Кто такие мальки? (Рыбкины детки)

Запомни и повтори».

Ёрш, сом, пескарь – это речные рыбы.

Камбала, горбуша, сельдь – это морские рыбы.

Карп, карась, плотва – это озёрные рыбы.

Акула, мурена, щука – это хищные рыбы.

4«Рыбы-великаны». (Словообразование с помощью увеличительных суффиксов.)  

Пескарь – пескарище; окунь – окунище; ёрш – ершище; акула – акулища; карась – карасище; рыба – рыбища.

Пальчиковая гимнастика «Рыбки».

Пять маленьких рыбок играли в реке,

(Волнообразные движения сомкнутыми ладонями.)

Лежало большое бревно на песке,

(Руки прижаты друг к другу, переворачиваем их с боку на бок.)

И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»

(Ладони сомкнуты, чуть округлены, выполняем «ныряющее» движение.)

Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко!»

(Качаем сомкнутыми ладонями – отрицательный жест.)

А третья сказала: «Мне хочется спать!»

(Ладони поворачиваются на тыльную сторону

одной из рук – рыбка спит.)

Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.

(Быстро трясём ладонями – дрожь.)

А пятая крикнула: «Здесь крокодил!

(Запястья соединены.Ладони раскрываются и соединяются – рот.)

Плывите отсюда, чтоб не проглотил!»

(Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают.)

«Чей, чья, чьё, чьи?»

У рыбы голова чья? – Рыбья. Брюшко чьё? – Рыбье.

Жабры чьи? – Рыбьи.  Хвост чей? – Рыбий.

У щуки туловище чьё? – Щучье. Плавник чей? – Щучий.

Икринки чьи? – Щучьи. Чешуя чья? – Щучья.

Физкультминутка «Рыба-меч».Захотела рыба-меч воду надвое рассечь;

Раз – сечёт, два – сечёт, а вода себе течёт.

«Рыболов». (Согласование числительных с существительными.)

Педагог показывает детям цифру (от 1 до 5) и картинку с изображением рыбы (пескаря, окуня, щуки и т.п.) и спрашивает: «Сколько рыб поймал рыболов?» Дети отвечают: «Рыболов поймал два пескаря. Рыболов поймал пять щук. Рыболов поймал одного окуня». И т.д.

 «Богатый улов».

Повезло с утра Егорке, у реки сидит не зря:

Пять карасиков в ведёрке и четыре пескаря.

Но смотрите: у ведёрка появился рыжий кот.

Сколько рыб домой Егорка на уху нам принесёт?

Как вы думаете, сколько было и сколько осталось рыбы в ведре у Егорки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая беседа по теме : Водоемы, обитатели водоемов, рыбы (викторина).

Формироваybt  знаниq детей о некоторых видах природных водоемов. Закрепить знания об  их обитателях, внешнем виде, защитной окраске, повадках, местах обитания. Прививать бережное отношение к...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «О правилах безопасности вблизи водоемов и на водоемах в осенне - зимний период»

Информация будет очень полезна для родителей ДОУ в осенне - зимний период....

Рекомендации для родителей, по теме: "Водоемы. Жители водоемов"

Рекомендации для родителей детей, посещающих речевую группу, как занимать по лексическим темам дома....

Рекомендации для родителей по теме: "Водоемы. Жители водоемов"

Рекомендации по закреплению материала для родителей по лексической теме "Водоемы", для домашнего использования, в речевой группе....

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСТИ ВБЛИЗИ ВОДОЕМОВ И НА ВОДОЕМАХ В ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ ПЕРИОД

С наступлением первых осенних заморозков вода в водоемах покрывается льдом. Начинается период ледостава. С образованием первого льда люди выходят на водоем по различным причинам....

ПАМЯТКА О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСТИ ВБЛИЗИ ВОДОЕМОВ И НА ВОДОЕМАХ В ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ ПЕРИОД

С наступлением заморозков (иногда уже  в октябре-ноябре) на водоёмах появляется первый лёд. Образовавшийся первый ледяной покров привлекает детей, подростков и некоторых взрослых опробовать его н...