Проект "Обитатели водоемов"
проект (старшая группа) по теме
Ознакомление детей с пресноводными рыбами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Обитатели водоемов" | 35.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение «Управление дошкольного образования» Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района РТ
Проект «Обитатели водоема».
Автор проекта:
Зотикова Елена Ивановна,
Воспитатель: 1 кв. категории МБДОУ д /с №3 «Огонек»
п.г.т. Камские Поляны Руководитель проекта:
Гусева Ирина Геннадьевна
старший воспитатель
высшей кв. категории МБДОУ д /с №3 «Огонек»
п.г.т. Камские Поляны Нижнекамского района
География:
МБДОУ д /с №3 «Огонек»
п.г.т. Камские Поляны Нижнекамского района
Срок выполнения:
1 месяц
Участники:
Дети средней группы, их родители.
2017 год
Программа составления плана проекта
- Тип проекта:
по доминирующей в проекте деятельности:
- исследовательский;
по содержанию:
- педагогический, экспериментальный;
по времени проведения:
1 месяц.
по характеру контактов:
- в рамках детского сада и территории игрового участка;
по числу и возрасту участников:
- средняя группа.
2.Актуальность проблемы
Главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, а так же к обитателям водоема –рыбам. Расположение нашего поселка на берегу реки Кама, где еще много речушек и озер, позволяет нам и родителям знакомить детей с пресноводными обитателями. Дети средней группы легко усваивают небольшие стихотворения,рассказы о рыбах и их строении. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить навыки активности и самостоятельности, мы создали на участке уголок «Обитатели водоема», что позволяет сформировать представления о рыбах, развивает творческие способности, любознательность и мышление детей.
3. Цель проекта:обобщить и расширить знания детей об обитателях водоёма родного края.
4 .Задачи проекта
Образовательные:
формировать у детей представления об обитателях пресноводного водоёма, как о живых существах;
формировать знания у детей о характерном строении: форма тела,плавники, жабры и т.д.;
Развивающие:развивать умение самостоятельно делать выводы на основе наблюдений;развивать умение устанавливать причинно- следственные связи различного характера;активизировать и обогащать словарный запас детейразвивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.
Воспитывающие:воспитывать интерес к жизни и обитания пресноводных рыб; показать многообразие, красоту водного мира. Вызвать желание бережно относиться к обитателям водоемов;воспитывать интерес к природе.
5 .Литература:1.Рабочая программа образовательной деятельности группы №7.
2.«Мы» программа экологического образования детей (г.Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2001г.); 3.Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (Л.Г. Горькова, А.В. Кочерчина, г.Москва, «ВАКО», 2007г.); 4.«Методика экологического воспитания в детском саду» (С.Н. Николаева, г.Москва, «Просвещение», 2006г.);
5 Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Сост.: Р. И. Жуковская, Л. А. Пеньевская. Изд. «-е, переработ. и доп. М.: «Просвещение», 1972. 415 с. с ил. 6 Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Комарова Т. С Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа / авт. – сост. Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2011. 7.Петрова М. И. «Объемная аппликация» с. 33
5. Гипотеза проекта:
Целенаправленная работа поможет детям узнать об обитателях водоема, об их строении и способах передвижения.Чем больше ребенок узнает о жизни и среде обитания рыб наших водоемов, тем бережнее будет относиться к ним, знать правила обращения с ними. Сможет передать свои знания сверстникам и взрослым и предупреждать отрицательные поступки других.
6.Ожидаемые результаты:
К концу реализации проекта у детейсформируются представления о разнообразии обитателей водоемов (щука, карась, окунь, угорь, сом, лещ),об их внешнем виде, способах передвижения, цепи питания и способах защиты от врагов.
7.Методы проекта:
А В работе с родителями:
1. Консультации; памятки.
2. Беседы.
БВ работе с детьми:
1. Беседы;
2. Игры;
3. Наблюдения;
4. Исследовательская деятельность (опыты, эксперименты).
8. Этапы проекта
Подготовительный этап.
- Изучение методической литературы,
- Подбор художественной литературы,
- Подготовка художественных материалов для продуктивной деятельности.
-Подбор наглядно-дидактического материала
-Организация развивающей среды на участке и в группе.
Практический этап (1-4 недели)
Беседы на темы: «Путешествие на водоем», «Где обитают рыбы», «Кто такая рыбка?» «Обитатели водоемов», «Опасность для рыб», «Карась - нехищная рыба», «Столовая обитателей водоема».
Художественная деятельность: Аппликация «Озеро с рыбками», лепка из песка «Рыбки», рисование «Рыбка плавает в водице».
Дидактические игры: «Воздух, земля, вода», «Назови рыб», «Летает, плавает, бегает», «Четвертый лишний», «Не зевай», «Кто это потерял?», «Веселая рыбалка», « Посади бабочку на цветок», «Сложи картинку».
Сюжетно- ролевые игры:«Едем на водоем», «Вылепи рыбки из песка», «Ловись, ловись рыбка».
Наблюдения: «За щукой - хищником», «За формой тела рыб», «За растительным миром водоемов», «За карасем», Целевые прогулки: Целевая прогулка к уголку водоема на участке – знакомство. Целевая прогулка –сравнение строения тела рыб.
Подвижные игры: «Караси и щука», «Рыбаки и рыбки», «Рыбка озорница», «Караси и щука», «Ловись, ловись рыбка», «Назови рыбку», «Мы веселые лягушки».
Чтение художественной литературы: Б. Заходер «Про сома», Русская народная сказка «По щучьему веленью», А.С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке», Пермяк «Первая рыбка», И. Токмакова «Где спит рыбка».
Работа с родителями:
Консультации для родителей на темы: «Обитатели рек и водоемов», «Экологическое воспитание дошкольников». «Выходные на природе с семьей»
Памятки для родителей: «Рыбка плавает в водице», «О бережном отношении к водоемам родного края».
Заключительный этап
-Презентация проекта в виде выставки детских работ.
Подведение итогов проекта.
План реализации проекта
День недели | Форма работы | |
1 неделя | Понедельник | Беседа «Где обитают рыбы» Рассматривание иллюстраций «Пресноводные рыбы». Дид/игра «Воздух, земля, вода» |
Вторник | Целевая прогулка к водоему, оформленному на участке. Подвижная игра « Караси и щука» | |
Среда | Худ.литература : «Первая рыбка»И.Токмакова Наблюдение за щукой-иллюстрация. | |
Четверг | Беседа «Столовая обитателей водоема»Дид. игра «Назови рыб». Пальчиковая гимнастика «Рыбка». | |
Пятница | Беседа: «Каких рыб ты знаешь?» Наблюдение: «Наблюдение за формой тела рыб». | |
2 неделя | Понедельник | Худ.литература чтение русской народной сказки «По щучьему велению». Дид. игра «Сложи рыбку»- разрезные картинки. |
Вторник | Беседа «Щука - рыба хищная» Подвижная игра «Прыгает, плавает, летает» | |
Среда | Рисование: « Рыбка плавает в водице» Подвижная игра «Караси и щука» | |
Четверг | Сюжетно- ролевая игра «Едем на водоем» Экспериментальная деятельность «Есть ли воздух в водоеме». Памятка для родителей «Правила поведения на водоеме» | |
Пятница | Наблюдение за растительным миром водоема. Подвижная игра «Ловись, ловись рыбка» Дид. игра: «Сложи картинку» Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей». | |
3 неделя | Понедельник | Лепка «Рыбка» Худ.литература: чтение сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» |
Вторник | Вечер загадок-загадывание загадок о рыбах. Целевая прогулка к уголку водоема– сравнить строение тел обитателей водоема. Рассматривание альбома «Обитатели водоема» | |
Среда | Дид. игра :домино «Речные жители» Подвижная игра «Караси и щука» | |
Четверг | Экологическая игра «Звери, птицы, рыбы» Наблюдение за рыбой – угорь- строение. Пальчиковая и зрительная гимнастика «На море» | |
Пятница | Наблюдение за строение тела мальков. Беседа :«Опасность для рыб» Худ.творчество: лепка и влажного песка«Рыбки и мальки» | |
4 неделя | Понедельник | Худ.литература Б. Заходер «Про сома». Беседа «Путешествие на водоем». Дид/игра «Четвертый лишний». Консультация «Выходные на природе с детьми». |
Вторник | ИМП «Назови рыбку»- с мячом. Беседа «Вы с кем ходите на речку» | |
Среда | Беседа «Жители нашего дружного водоема»Худ.литература Пермяк «Первая рыбка», | |
Четверг | Дид/игра «Кто это потерял?» Худ.литература: чтение сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке | |
Пятница | Коллективная работа «Наше озеро». Дид/игра «Веселая рыбалка» |
Консультация «Выходные на природе с детьми».
В каждой семье по-своему принято проводить выходные дни. Но в большинстве случаев, это выглядит так: мама с папой заняты своими делами, дети смотрят мультики или сидят за компьютером. Это не только плохо отражается на здоровье дошкольников, но и оказывает отрицательное воздействие на детско-родительские отношения, между родителями и детьми теряется нить дружбы и доверия. На этапе когда дети еще малы, это не так страшно, а вот когда настанет подростковый период, родители начнут пожинать свои плоды.
А ведь выходные можно проводить весело и с пользой для всей семьи. Совместное времяпрепровождение сплачивает семью, а так же дает понять ребенку, насколько он важен для мамы и папы. Но, не стоит забывать о режиме ребенка, ведь после выходных наступят будни и ребенок пойдет в дошкольное учреждение, где ему будет проще адаптироваться к новой «рабочей неделе», если домашний режим совпадает с детсадовским.
В любую погоду и при любом финансовом состоянии можно интересно проводить время со своей семьёй.
Это могут быть вылазки на природу: просто прогулки по парку или же можно отправиться в поход, благо в нашей области достаточно достопримечательностей и памятников природы. Интересны будут прогулки по лесу за грибами или же просто полюбоваться природой и подышать воздухом. Осенью очень весело собирать необычные листочки, затем собрав их в гербарий. В любое время года можно отправиться всей семье на увлекательную рыбалку, даже если, вам не повезет с уловом, заряд бодрости и хорошего настроения вам будет обеспечен. Особенно, рыбалка, поспособствует укреплению отношений папа-сын. Мама же, в это время, может с дочкой рисовать пейзажи, которые будут вокруг или готовить стол к семейному пикнику. Возможно, кого-то привлекает спортивный отдых: бадминтон, футбол, волейбол… это можно осуществить на детской площадке. Или же можно устраивать семейные спортивные соревнования с другими семьями. Это будет не только способствовать укреплению здоровья ребенка, укреплению детско-родительских отношений, но так же благоприятно скажется на умении ребенка общаться с взрослыми и сверстниками. Можно отправиться в путешествие на велосипедах, сейчас большой выбор детских сидений, которые крепятся на взрослый велосипед. В зимнее время года, объединит семью постройка снежных замков или катание с горки, которая предварительно будет построена совместно с ребенком. Кататься на коньках, теперь возможно не только зимой, но и летом, благодаря крытым каткам, которые есть практически в любом крупном городе.
Если семья предпочитает культурный отдых, можно сходить в музей, на выставку, в театр, кино или зоопарк. Там ребенок получит не только положительные эмоции, но и новые знания.
Если за окном погода совсем не радует можно ограничиться домом. Но не просто сидеть у телевизора, а организовать семейный обед, можно пригласить гостей. Семейные обеды, особенно если за ними обсуждать дела каждого члена семьи, их проблемы и радости, так же благоприятно сказывается на укреплении семейных отношений. После обеда можно поставить спектакль, или просто почитать детям интересную книгу или поиграть в настольные игры.
Так же в каждом районе города, сейчас открыто множество центров развлечений, где можно совместить приятное с полезным, отдохнуть всей семьей и совершить необходимые покупки.
Любое своё приключение, не забывайте фотографировать. Как-нибудь, вечером будет приятно посидеть в кругу семьи и вспомнить о весело проведенном времени.
То, к чему вы приучите ребенка с ранних лет, так и останется с ним на всю жизнь и возможно, потом он будет так же проводить время со своими детьми.
Рыбы бывают разные.
1«Отгадай и объясни загадки».
-Ног нет, а движется, перья есть, а не летает, глаза есть, а не мигает.
-У родителей и деток вся одежда из монеток.
-Блещут в речке чистой спинкой серебристой
2«Ответь на вопросы».
Как называется суп из рыбы? (Уха)
Чем ловят рыбу? (Удочкой, сетью, неводом)
Кто такие мальки? (Рыбкины детки)
3«Запомни и повтори».
Ёрш, сом, пескарь – это речные рыбы.
Камбала, горбуша, сельдь – это морские рыбы.
Карп, карась, плотва – это озёрные рыбы.
Акула, мурена, щука – это хищные рыбы.
4«Рыбы-великаны». (Словообразование с помощью увеличительных суффиксов.)
Пескарь – пескарище; окунь – окунище; ёрш – ершище; акула – акулища; карась – карасище; рыба – рыбища.
Пальчиковая гимнастика «Рыбки».
Пять маленьких рыбок играли в реке,
(Волнообразные движения сомкнутыми ладонями.)
Лежало большое бревно на песке,
(Руки прижаты друг к другу, переворачиваем их с боку на бок.)
И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»
(Ладони сомкнуты, чуть округлены, выполняем «ныряющее» движение.)
Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко!»
(Качаем сомкнутыми ладонями – отрицательный жест.)
А третья сказала: «Мне хочется спать!»
(Ладони поворачиваются на тыльную сторону
одной из рук – рыбка спит.)
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.
(Быстро трясём ладонями – дрожь.)
А пятая крикнула: «Здесь крокодил!
(Запястья соединены.Ладони раскрываются и соединяются – рот.)
Плывите отсюда, чтоб не проглотил!»
(Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают.)
«Чей, чья, чьё, чьи?»
У рыбы голова чья? – Рыбья. Брюшко чьё? – Рыбье.
Жабры чьи? – Рыбьи. Хвост чей? – Рыбий.
У щуки туловище чьё? – Щучье. Плавник чей? – Щучий.
Икринки чьи? – Щучьи. Чешуя чья? – Щучья.
Физкультминутка «Рыба-меч».Захотела рыба-меч воду надвое рассечь;
Раз – сечёт, два – сечёт, а вода себе течёт.
«Рыболов». (Согласование числительных с существительными.)
Педагог показывает детям цифру (от 1 до 5) и картинку с изображением рыбы (пескаря, окуня, щуки и т.п.) и спрашивает: «Сколько рыб поймал рыболов?» Дети отвечают: «Рыболов поймал два пескаря. Рыболов поймал пять щук. Рыболов поймал одного окуня». И т.д.
«Богатый улов».
Повезло с утра Егорке, у реки сидит не зря:
Пять карасиков в ведёрке и четыре пескаря.
Но смотрите: у ведёрка появился рыжий кот.
Сколько рыб домой Егорка на уху нам принесёт?
Как вы думаете, сколько было и сколько осталось рыбы в ведре у Егорки?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая беседа по теме : Водоемы, обитатели водоемов, рыбы (викторина).
Формироваybt знаниq детей о некоторых видах природных водоемов. Закрепить знания об их обитателях, внешнем виде, защитной окраске, повадках, местах обитания. Прививать бережное отношение к...
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «О правилах безопасности вблизи водоемов и на водоемах в осенне - зимний период»
Информация будет очень полезна для родителей ДОУ в осенне - зимний период....
Рекомендации для родителей, по теме: "Водоемы. Жители водоемов"
Рекомендации для родителей детей, посещающих речевую группу, как занимать по лексическим темам дома....
Памятка о правилах безопасности вблизи водоемов и на водоемах в осенне-зимний период
Правила безопасного поведения на водоемах зимой....
Рекомендации для родителей по теме: "Водоемы. Жители водоемов"
Рекомендации по закреплению материала для родителей по лексической теме "Водоемы", для домашнего использования, в речевой группе....
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСТИ ВБЛИЗИ ВОДОЕМОВ И НА ВОДОЕМАХ В ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ ПЕРИОД
С наступлением первых осенних заморозков вода в водоемах покрывается льдом. Начинается период ледостава. С образованием первого льда люди выходят на водоем по различным причинам....
ПАМЯТКА О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСТИ ВБЛИЗИ ВОДОЕМОВ И НА ВОДОЕМАХ В ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ ПЕРИОД
С наступлением заморозков (иногда уже в октябре-ноябре) на водоёмах появляется первый лёд. Образовавшийся первый ледяной покров привлекает детей, подростков и некоторых взрослых опробовать его н...