ЗАБАВЫ ВОКРУГ ПЕЧКИ
материал (средняя группа) на тему

Коптева Татьяна Андреевна

      ЦЕЛЬ : Прививать любовь и уважение к родной культуре и прошлому русского народа,

                    желание поддерживать и развивать народные традиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zabavy_vokrug_pechki.odt14.56 КБ

Предварительный просмотр:

                       Т Е М А : ЗАБАВЫ ВОКРУГ ПЕЧКИ.

          

      ЦЕЛЬ : Прививать любовь и уважение к родной культуре и прошлому русского народа,

                    желание поддерживать и развивать народные традиции.

 

      Программное содержание: Расширять знания детей о пользе исконно русского дерева -

                                                     берёза.

                                                     Закрепить и обобщить знания детей о русском народном фольклоре( пословицы, потешки, скороговорки, небылицы, хороводы, игры, частушки).

                                                      Развивать умение решать проблемную ситуацию и добиваться нужного результата.

                                                      Совершенствовать звуковую культуру речи, интонационную выразительность, навыки вежливого и культурного общения, обогащать словарный запас.

                                                      Поднять эмоциональный настрой детей, выразительно передавая игровые образы в хороводах, танцах, играх.

                                                      Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство доброты, сопереживания, трудолюбия, любовь к природе.

        Словарь: надокучила, лучина.

 

        Предварительная работа: повторение программного материала устного народного творчества.

        Оборудование: предметы интерьера русской избы.

                                                    Х О Д   З А Н Я Т И Я.

            ( Дети под  русскую народную музыку входят в зал.)

    В. - Расступись народ, ребятня идёт.

           Мальчишки — удальцы, да девчушки молодцы,

  • Здравствуйте, добры — молодцы, да красны — девицы.
  • А вы знаете, что означал низкий поклон на Руси? ( пожелание здоровья от всей души, добра).
  • Ребятушки, а пришла я к вам сегодня позабавиться, пошутить, посмеяться, песни попеть, хороводы поводить. А чтобы всё у нас было ладно, давайте возьмёмся все за руки и тихо скажем : « Мы вместе и у нас всё получится». Ведь не зря говорится: « Дружба в делах помощница».

              ( звучит музыка « Во поле берёза стояла»)

    В.  - Возле двух дорог у перекрёстка, стояла белая берёзка, А вот и она нас встречает, посмотрите, какое оно красивое, нежное, русское дерево. Оно не только красивое, но и полезное. А как вы думаете, чем?

  • А ещё в старину про неё говорили:
  1. Мир освещает- делали лучины, освещали избы.
  2. Крик утешает- делали люльки для деток.
  3. Больных исцеляет- очень целебны берёзовые почки, сок.
  4. Чистоту соблюдали- ох и хорошо с берёзовым веничком в баньке попариться.

     В. - Ззастоялась за зиму берёзка, давайте её разбудем. Кто самый первый вспомнит закличку, тот сажает на берёзку птичку.

         ( Грачи, киричи, летите, летите,

           Тёплую весну несите, несите)

         

         ( Жаворонки, прилетите,

           Холодную зиму унесите

           Тёплую весну принесите,

            Нам зима- то надокучила

            Без хлебушка замучила.

                 

                                     ( звучит запись пения птиц).

      В. -Ай — да молодцы! Вот и птички прилетели, свои песенки запели.

  • А давайте поиграем и как птички полетаем. ( правила: зимующие птицы стоят на месте и кивают головой, а перелётные летают и поют свою песенку).

     Гуси — га- га                                     Воробей — чик- чирик

     Утки — кря -кря                                Ворона  - кар -кар

     Журавли — курлы — курлы            Филин — у- у, у- у.  

     Кукушка — ку — ку                          Сорока — ч-ч-ч-ч

     Ласточка — фью -фью                       Дятел — тук -тук.

     В. -Ай -да молодцы ! Сразу так теплее стало, как — будто и впрямь птички прилетели, на крыльях весну принесли, Хоровод мы заведём и « Весняночку» споём.

     В. - Ну, что ж, мои славные, милые, пригожие, нагулялись мы, наигрались, но зима — то ещё не хочет отступать, спорит с весной, приглашаю вас в избу, к печке поближе, погреться.  

    По секрету вам скажу, что за печкой, у меня Домовёнок Кузя живёт и всех вас в гости ждёт.

                      ( входят в избу)

    В. - Ой, что же здесь случилось? Какой здесь беспорядок инструменты разбросаны, шкатулка перевёрнута, Что же здесь произошло? Ведь утром уходила, всё хорошо было.

                       ( Домовёнок кряхтит, кашляет)

    Кузя. - Лень- матушка приходила, меня заразила, Не хочу я с печки слезать, да ещё гостей встречать,  и вообще, я спать хочу....

    В.   - Ай -яй — яй! Беда — то какая, Надо  Кузю выручать и в беде — то не бросать, Может вы посоветуете как Кузе помочь?  ( своим примером, трудолюбием, терпением...,добрыми поступками).

  • Молодцы, мои милые ! Только добрые и трудолюбивые не оставят в трудную минуту,Давайте покажем Кузе, как побороть лень, тем более нам есть чем заняться,Для мальчиков найдётся мужская работа, а девочки займутся домашним хозяйством, Ну, а я тесто поставлю,

              ( тихо звучит музыка)

     В. -  Ребята, а знаете, в старину люди за своими занятиями рассказывали разные истории,

   поговорки, скороговорки, небылицы, так за шутками и весельем и работа спорилась (шёпотом детям) — да и Кузю расшевелим и рассмешим,

  • Предлагаю поиграть в пословицы, Я начинаю, а вы заканчиваете, Не против?
  • Коси коса , пока роса — роса долой и ты долой.
  • Что посеешь, то и пожнёшь
  • Любишь кататься — люби и саночки возить,
  • Делу время, - апотехе час.
  • Сделал дело — гуляй смело.

    В. - А может кто из вас какую пословицу знает? ( пословицы детей).

    В. - Дальше бой скороговорок.

           Разрешите нам начать.

           Кто — то пусть скороговорит.

           Остальных прошу молчать. ( произносится сначала медленно, потом быстрее).

  • Сыворотка из- под простакваши.
  • От топота копыт пыль по полю летит.
  • Раз дрова, два дрова, три дрова.
  • На дворе трава, на траве дрова.

     В. - А давайте нашего Кузю ещё и потешками развеселим.

  • Ай, гу- гу, гу- гу, гу — гу.

                                          Не кружись на лугу,

                                          На лугу — то лужица,

                                          Голова закружится

                                          Прямо в лужу упадёшь

                                          Мокрым к ужину придёшь.

      В. - В народе были ещё такие смешливые люди, такие небылицы рассказывали...Может и среди вас такие есть?

           -На горе стоит телега                               На берёзе сидит заяц

            Слёзы капают с дуги                               Книжку вслух читает

            Под горой стоит корова                           Прилетел к нему медведь

            Надевает сапоги.                                      Слушает, вздыхает.

  • Ккатя, Катя, Катюха,                               - Сидит ёжик на сосне

                              Оседлала петуха                                        Новая рубашка,

                              Петух заржал,                                            На голове сапожок

                              На базар побежал                                      На ноге фуражка.

      В. - Да, талантливый народ жил на Руси. А как начнёт плясать, никому не устоять, И нам пора размяться. Как говорится : « Сделал дело — гуляй смело».

             ( дети под русскую нар. музыку  пляшут, во время пляски присоединяется и Кузя.)

      В. - Молодцы, мои хорошие, как весело плясали!

  • А ты, Кузя, хитрец, глянь какой молодец. Видно лень тебя оставила.

      К. - Своим трудом, своим добром, лень злую вы прогнали.

             Без вас, любезные мои, я б справился едва — ли.

             Да, надоело мне лениться, захотелось потрудиться и с гостями подружиться.

      В. - Может ты нас чем порадуешь?

      К. - Конечно. Есть у меня сундук, да он не простой, игры в сундучке лежат, ожидают лишь ребят.

      В. - Ой, Кузя, игру я эту знаю. Здесь карточки — загадки,разбирайте их, ребятки, только чур друг другу не показывать, На каждой карточке орудие труда, которыми пользовались люди в старину. Покажите, пожалуйста, движениями,как люди работали этими предметами, а мы угадаем.  « Что мы видим мы не скажем, а как работали — покажем.»

  • Правильно я объяснила, Кузя?

     К. - Да, правильно, правильно. ( дети жестами и движениями показывают, как пользовались предметами быта).

     В. - Молодцы! Ну всё — то вы знаете и так быстро отвечаете .А у меня для вас, ребята, тоже есть игра, вам понравится она. А называется

                    КТО БЫСТРЕЕ ПРОБЕЖИТ В ВАЛЕНКАХ.

     К. - Ну, хватит уж играть, плясать, пора гостей уж угощать.

            Вам хочу блинов испечь, а вас прошу частушки спеть.

           ( Дети исполняют частушки).

     В. - Вы, ребята, молодцы, спели прсто от души.

            Ну, что, Кузя, выходи и блины свои неси.

  • И вам спасибо за терпенье, за улыбки, за веселье.

                              На прощанье в этот час, угостить хотим мы вас.

           ( Дети поют песню « БЛИНЫ», после чего Ккузя угощает детей блинами).

     В. - Спасибо, ребятишки, девчонки и мальчишки, понравились вам наши забавы, шутки да веселье! А что больше всего понравилось?

     К. - И я вас всех благодарю, что помогли мне от лени избавиться, вы настоящие друзья.

            До свидания, ещё увидимся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе. «Забавы вокруг печки»

Познакомить детей с бытом русского народа, с печью-главной частью избы, прививать у детей интерес к жизни на Руси, к русской девоспитывать у детей интерес к народному быту, к жизни на Руси.формировать...

Конспект комплексного занятия Забавы вокруг печки

Учить детей лепить пирожки из дрожжевого теста с начинкой. Продолжать знакомить детей с бытом и обычаями русского народа, с блюдами русской народной кухни, с особенностями их приготовления. Дать понят...

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе. «Забавы вокруг печки»

Задачи образовательных областей:Познание: продолжать знакомить детей с бытом русского народа, с печью-главной частью избы, прививать у детей интерес к жизни на Руси, к русской деревне.Дать представлен...

Развлечение в разновозрастной группе «Забавы вокруг печки»

Приобщать детей к истокам русской культуры. Познакомить с историей деревенских посиделок и формой их проведения...

Проект «Забавы вокруг печки».

   В последние годы активно растет национальное самосознание, усиливается внимание различных наций, народов, народностей к сохранению и развитию своих культур, языков, ...

Сценарий экскурсии на тему: «Забавы вокруг печки»

Сценарий проведения экскурсии в этнографический музей «Русская изба» для старшего дошкольного возраста...