Руководство дидактическими играми.
статья (старшая группа) на тему

Андреева Наталья Ивановна

      Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой самое многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка. Педагог должен научить и направлять игру воспитанников в нужном направлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rukovodstvo_po_didakt._igre.docx16.48 КБ

Предварительный просмотр:

                 Руководство дидактическими играми.

      Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой самое многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка. Педагог должен научить и направлять игру воспитанников в нужном направлении.

Руководство дидактическими играми включает:

а) отбор и продумывание воспитателем программного содержания, четкое определение дидактических задач, определение места и роли игры в системе обучения и воспитания, установление взаимосвязи и взаимодействия с другими формами обучения;

б) проектирование самой игры и определение игровой задачи, игровых действий, игровых правил и результата игры;

в) руководство ходом игры и обеспечение активности всех детей, оказание помощи робким, застенчивым, поощрение инициативы, умной выдумки, доброжелательных отношений детей между собой и положительного отношения к отражаемым в игре явлениям, событиям.

      Руководя игрой, я учу детей целесообразным игровым действиям, используя при этом зрение, слух, двигательно-моторный и осязательный анализаторы. Для развития интереса к дидактическим играм у дошкольников я включаю  сложные интеллектуально-волевые задачи, не спешу подсказывать игровые действия, а предлагаю детям определить их самостоятельно. Практическая деятельность детей в игре становится более осознанной: она в большей мере направлена на достижение результата, а не на сам процесс. Игра должна сохранять эмоциональный настрой детей, их непринужденность, переживание радости от процесса игры и чувство удовлетворения от решения поставленных в ней задач.

     Содержание дидактических игр формирует правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знание детей, а главное развивает познавательную активность.

      В дидактической игре я использую разнообразные средства воздействия на детей и сама выполняю разнообразные роли- то я являюсь прямой участницей игры и через роль, игровое действие, игровое правило незаметно для детей направляю игру, поддерживаю инициативу детей, сопереживаю с детьми радость игры, верю в правду игры. Иногда, я как очевидец рассказываю о каком-либо событии и создаю лишь соответствующий игровой настрой и поддерживаю его по ходу игры. А бывает, вспоминаю занимательную историю из своего детства и побуждаю желание детей играть. Иногда я просто не подключаюсь в игру, но как умелый, чуткий режиссер, ничего не предлагая детям, не ограничивая их инициативы, сохраняя самодеятельный характер игры, радостный настрой детей, руковожу развитием игровых действий детей, выполнением ими игровых правил и ведет детей незаметно к определенному результату.

      Развитию игры чаще всего способствуют не прямые, а косвенные приёмы: интригующий и направляющий игру вопрос; удивление, направляющее игровые действия; доброжелательный юмор; поощряющая или предупреждающая реплика и др.  Руководя игрой, я ничего прямо не предлагаю, а осуществляю своё руководство так, что моё влияние сохраняет непринужденность игры и вместе с тем является целенаправленным.

       В руководстве игрой и в развитии её важное значение имеет темп. Он определяется темпом умственной активности, речи, большей или меньшей активностью игровых действий, усвоением игровых правил. Темп игры обусловлен и эмоциональными переживаниями, большей или меньшей увлеченностью детей.

       Развитие темпа игры имеет определенную динамику. Педагог, знающий особенности игры, её развитие, особенности умственной деятельности и эмоциональных переживаний детей, сам являясь участником игры, находит нужный темп, не допуская излишней медлительности и ненужного убыстрения. Убыстренный темп вызывает иногда растерянность детей, неуверенность, несвоевременное выполнение игровых действий, нарушение правил. Слишком быстрый темп игры возбуждает детей. А замедленный темп игры утомляет воспитанников.

       Руководя дидактической игрой, я имею широкие возможности использовать разнообразные формы организации детей и тем самым усиливать моторно-двигательную деятельность. Контакт с детьми, и детей между собой достигается легче и быстрее, если дети сидят кружком или полукругом, а я в центре круга или полукруга.  Конечно, не исключается форма организации детей за столами.

       В дидактической игре действующими лицами являются и педагог и дети. В этом отношении игра открывает несравненно большие возможности для проявления инициативы, обогащения замысла, возникновения со стороны детей вопросов, предложений.

     Держать игру в пределах предполагаемого времени большое искусство. Ясность, краткость описаний, рассказов, реплик детей является условием развития игры. Краткость и ёмкость особенно характерны для пословиц, поговорок, загадок, и они должны широко применяться в дидактической игре.

      Особенностью дидактической игры и её завершающим концом является результат, который определяется дидактической  задачей, игровой задачей, игровыми действиями и правилами и который  воспитатель предвидит, используя ту или иную игру. Для каждого воспитателя результат игры является показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний, или в их применении, в установлении взаимоотношений детей в игре. Для детей результат игры выступает как определенное  достижение, например отгадывание поставленных игрой загадок, выполнение поручений, игровых заданий.

      Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, и отсутствие основных из них разрушает игру. Без игровой задачи и игровых действий, без организующих игру правил дидактическая игра невозможна. Она утрачивает свои особенности, не достигает цели обучения и воспитания.  

       Заканчивая игру, я всегда поддерживаю интерес к дальнейшей игре, создаю радостную перспективу ожидания.  Зная программные требования, своеобразие дидактической игры, учитывая интерес детей, владея искусством руководства игрой, мы воспитатели разрабатываем варианты знакомых детям игр и творчески создаем новые полезные и интересные игры.

       Многие игры по мере развития интереса к игровым задачам, усвоения игровых действий, игровых правил проводятся детьми самостоятельно. Такие игры воспитатель должен поощрять, оказывая незаметную помощь детям.

      Таким образом, владея методикой руководства дидактическими играми дошкольников, педагог может решать самые разнообразные задачи воспитания, обучения и развития детей, добиваясь высокой эффективности их реализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности руководства дидактическими играми детей старшего дошкольного возраста

Игра – ведущий вид деятельности дошкольного периода, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка. В игре дошкольник, незаметно для себя, приобретает новые ...

Выступление на педсовете на тему: "Организация и методика руководства дидактическими играми в группе раннего возраста"

Раскрывает особенности игровой деятельности детей раннего возраста, условия организации дидактических игр, роль воспитателя и методика руководства дидактическими играми в группе раннего возраста...

Виды дидактических игр и Руководство дидактическими играми

Виды дидактических игр Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитате...

Организация и руководство дидактическими играми детей.

Раскрываются основные функции дидактической игры, структура и виды, методика и организация руководства дидактическими играми....

«Руководство дидактической игрой в дошкольном возрасте»

Консультация для педагогов«Руководство дидактической игрой в дошкольном возрасте»...

Руководство дидактическими играми в детском саду.

Руководство дидактическими играми  в  детском   саду.Одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста – дидактические игры. Дидактические игры – это разновидность и...

Родительское собрание: «Руководство дидактическими играми»

Знакомство родителей с дидактическими играми....