Рабочая программа по исправлению речевых нарушений «РечеЦвет» в условиях дополнительного образования на базе логопункта
рабочая программа по логопедии на тему
Данная программа по исправлению речевых нарушений может использоваться на логопункте в рамках дополнительных платных услуг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dop._uslug_rechetsvet.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение города Москвы «Школа № 867»
Утверждаю
Директор ГБОУ «Школа № 867»
_______________ Островская Л.Т.
«____»__________________2015 г
Рабочая программа по исправлению речевых нарушений
«РечеЦвет»
в условиях дополнительного платного образования
на базе логопунтка
Составили:
учитель-логопед дошкольного отделения №1
Мотылькова Н.В.
учитель-логопед дошкольного отделения №2
Бандура Е.В.
Москва, 2015
Пояснительная записка.
Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе.
Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, формировать которое довольно сложно, поскольку ребенку необходимо научиться управлять своими органами речи, а также осуществлять за ней контроль.
Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, направленную на:
- развитие и совершенствование фонетической стороны речи,
- развитие фонематического восприятия,
- развитие связной речи.
Что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в школе, а так же его социализации.
В основе создания этой программы был использован опыт работы на дошкольном логопункте, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства образования РФ, научно-методическими рекомендациями. В частности, «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной.
Актуальность.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонение в речевом развитии, неуклонно растёт. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении чтением и письмом.
Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на психическое развитие ребёнка. Именно до поступления в школу возникает необходимость устранить эти дефекты. В результате проведения специально организованного обучения можно не только исправить первичный, но и предупредить вторичный дефекты.
Цель.
Преодоление речевых нарушений для предупреждения возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием, путем решения следующих задач:
- формировать правильное произношение (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения);
- совершенствовать фонематический слух;
-совершенствовать умения в усвоении лексических и грамматических средств языка;
- совершенствовать навыки связной речи.
Основой программы являются следующие положения:
- условия вхождения в программу – добровольное;
- возраст обучающихся - 5-7 лет;
- форма организации образовательного процесса – индивидуальные занятия.
- сроки освоения программы – долговременные, их периодичность 2-4 раза в неделю.
- в соответствии с санитарно - эпидемиологическими правилами и нормативами занятия для детей 6-7 года жизни проводятся не более 25 минут (30 минут с учетом объяснения родителям (опекунам) домашнего задания). *Согласно нормативам «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», СанПиНа 2.4.1.2660-10, утверждённого Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.07.2010 №91, учтены требования к организации режима дня и учебных занятий. Максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы, допустимые СанПиНами (п.2.12.7). В соответствии СанПиНами продолжительность занятий 6-го года жизни 25 минут, с детьми 7-го года жизни 30 минут.
Длительность данной программы и частота проведения занятий определяется характером и степенью выраженности речевых нарушений, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, скорости усвоения материала.
Процесс нормализации речи детей осуществляется с учётом следующих принципов.
Общедидактические принципы:
- принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;
- принцип научности;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип доступности и наглядности.
Специальные принципы:
- этиопатогенетический принцип, учитывающий этиологические факторы и механизмы возникновения речевой патологии;
- принцип системности и учёта структуры речевого дефекта, а именно, воздействия на все компоненты речевой деятельности с учётом первичных и вторичных отклонений;
- принцип дифференцированного подхода – воздействие на основе этиологии, механизмов, симптоматики, структуры дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка;
- онтогенетический принцип – учёт закономерностей и последовательного формирования различного вида психических функций, а именно, внимания, памяти, мышления и воображения.
Чаще всего у детей наблюдаются нарушения следующих групп звуков:
- свистящие [С, С’, З, З’, Ц];
- шипящие [Ш, Ж, Ч, Ш’];
- соноры [Л, Л’];
- соноры [Р, Р’].
Постановка звуков может осуществляться в различной последовательности, исходя из учета состояния артикуляционного аппарата и звукопроизношения у ребенка.
Содержание программы «РечеЦвет» дополнительного образования условно разделено на пять этапов, каждый из которых решает свои задачи и направления работы.
Этапы
I этап (подготовительный)
Количество занятий: 5-14
Основные направления коррекционно-развивающей работы:
- массаж / самомассаж;
- мимические упражнения;
- развитие силы и подвижности органов артикуляции;
- формирование правильного артикуляционного уклада;
- знакомство с понятиями “звук”, “слово”;
- развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;
- развитие основных двигательных навыков;
- развитие ВПФ (психологической базы речи);
- развитие чувства ритма;
- развитие речевого дыхания и голосообразования;
- развитие и формирование фонематического слуха и восприятия;
- подготовка к анализу звукового состава слова.
II этап. Постановка звука (вызывание звука).
Количество занятий: 5-14
Основные направления коррекционно- развивающей работы:
- постановка (вызывание) звуков;
- формирование изолированного произношения звуков;
- развитие и формирование фонематического слуха и фонематического восприятия;
- развитие речевого дыхания и формирование длительного плавного выдоха;
- формирование целенаправленной воздушной струи;
- развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;
- развитие ВПФ;
- звуковой анализ слогов с правильно произносимыми звуками.
III этап. Автоматизация звука.
Количество занятий: 10-16
Основные направления коррекционно-развивающей работы:
- формирование навыка правильного произношения звуков в слогах, словах, во фразах;
- развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;
- развитие речевого дыхания и длительной плавной воздушной струи;
- развитие и формирование фонематического слуха и фонематического восприятия;
-формирование ВПФ (психологической базы речи);
- формирование навыков звукового состава слогов, слов.
IV этап. Дифференциация звуков.
Количество занятий: 10-14
Основные направления коррекционно-развивающей работы:
- формирование и развитие навыка дифференциации звуков;
- формирование и развитие правильного произношения поставленных звуков в слогах, словах и во фразах;
- развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук и графомоторных навыков;
-развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
- развитие ВПФ ;
- развитие навыка анализа слогового состава слова.
V этап (заключительный). Формирование коммуникативной компетенции.
Основные направления работы:
- формирование применения произносительных навыков в различных видах речевой деятельности: рассказе, пересказе, разучивании стихотворений, диалоге и ситуациях общения.
Следует отметить, что предложенное планирование отражает в себе все основные направления коррекционно - развивающей работы учителя-логопеда, что способствует повышению эффективности ее организации и, в конечном итоге, ее результативности.
Количество занятий на каждом этапе определяется, исходя из учета индивидуальных особенностей ребенка, от степени сложности речевого нарушения, уровня развития артикуляционной моторики, речевых навыков и познавательных процессов.
Тематическое планирование осуществляется на базе: Короткова О.В. «Планирование логопедической работы при коррекции звукопроизношения».
Предполагаемые итоги реализации программы.
Дети должны научиться:
- правильно артикулировать поставленные звуки в различных фонетических позициях и формах речи;
- дифференцировать все поставленные звуки;
- производить элементарный звуковой анализ;
- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
- различать понятия «звук», «слог» на практическом уровне;
- пользоваться в самостоятельной речи исправленными звуками в простых распространенных и сложных предложениях, при пересказе, в диалогической речи.
Материально – техническое обеспечение.
Необходимо следующее оборудование:
- настенное зеркало 50х100 см для индивидуальной работы над звукопроизношением;
- стол возле настенного зеркала для индивидуальной работы с ребенком и два стула – для ребенка и для учителя-логопеда;
- набор логопедических зондов;
- технические средства обучения;
- наглядный материал, используемый при диагностике речевого развития детей;
- наглядный материал по развитию речи;
- учебные пособия в виде карточек с индивидуальными заданиями;
- альбомы для работы над звукопроизношением;
- различные речевые игры;
- методическая литература.
Список используемой методической литературы
Перечень программ и технологий, диагностического материала |
|
Перечень пособий |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по исправлению речевых нарушений «РечеЦвет» в условиях дополнительного образования на базе логопунтка
Данная программа по исправлению речевых нарушений может использоваться на логопункте в рамках дополнительных платных услуг....
Рабочая программа по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС)
Рабочая программа по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС)...
Рабочая программа по исправлению речевых нарушений в условиях логопункта (2017-2018уч.год)
Программа составлена для работы на логопункте с дошкольниками 5-7лет с учётом современных технологий....
Рабочая программа по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста (в соответствии с ФГОС)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта...
Рабочая программа по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта
Министерством образования Российской Федерации определены основные подходы к созданию системы помощи детям с проблемами в развитии на основании Конвенции ООН «О правах ребёнка», Закона РФ ...
Коррекционная программа по исправлению речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопункта.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Коррекция нарушений речи» специально разработана для детей, имеющих отклонения в речевом развитии, в том числе с тяжелыми нару...