"Песочные игры"
учебно-методический материал по теме
Песок-это уникальный природный материал, таящий в себе огромный потенциал для всестороннего развития ребёнка. Игры с песком способствуют развитию пространственного мышления, формированию математических, исследовательских, языковых способностей. Общение с песком даёт толчок полёту творческой фантазии детей. Игра в песочнице не требует специальных навыков и умений, здесь можно не бояться ошибиться и легко начинать всё заново. Игры с песком позволяют:Стабилизировать психоэмоциональное состояние; совершенствовать координацию движений, пальцевую методику; развивать навыки общения и речь; стимулировать познавательные интересы, расширять кругозор. Материал будет полезен воспитателям, логопедам, родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pesochnye_iry.doc | 333 КБ |
Предварительный просмотр:
Песочные
игры
Правила поведения в песочнице
- Береги песчинки - не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался - покажи взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
- Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.
- Песчинки любят, когда у детей чистые ручки и носы. Поиграл с песком - помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу».
Условия организации занятий с мокрым песком
- У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний.
- Дети для работы должны иметь клеенчатые передники.
- Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой. С каждым занятием температуру воды можно постепенно снижать, чтобы одновременно происходило дополнительное закаливание детей.
- Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.
Рекомендации для воспитателей по использованию песочной игротерапии на занятиях
Занятия, с использованием песочной игротерапии, эффективнее проводить с небольшой подгруппой детей до 6—8 человек.
Необходимо применять разнообразные методы и способы, активизирующие словесное выражение эмоций, мыслительную и поисковую деятельность, воображение.
Пересыпайте песок с ладони на ладонь, прикасайтесь к нему, это снимет напряжение и успокоит.
Используйте песок в качестве элемента развивающих занятий.
В песочнице дети регулируют свое поведение, становятся самостоятельными, учатся общаться, взаимодействовать, поэтому не допускайте запретов в играх с песком.
ИГРЫ - ЗАНЯТИЯ С СУХИМ ПЕСКОМ
«Наведи в песочнице порядок»
Перед ребенком в песочнице лежат буквы в перевернутом и правильном положении. Сначала педагог предлагает назвать только те буквы, которые лежат правильно, затем перевернуть те буквы, которые лежали неправильно, и назвать их.
Упражнение «Здравствуй песок!»
Цель: снижение психофизического напряжения.
Упражнение «Песочный дождик»
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Упражнение «Песочный ветер»
Цель: Дыхательное упражнение
Упражнение «Необыкновенные следы»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ
Упражнение «Узоры на песке»
Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.
Игра-упражнение «Маленькие волшебники - мы создаем мир»
Цель: развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека.
Упражнение «Мы едем в гости...»
Цель: развитие пространственных представлений, ориентировка в песочнице.
Упражнение «Песочные строители»
Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти.
Игра «Кто к нам приходил?»
Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия.
Упражнение «Узоры на песке»
Цель: развитие зрительно-моторной координации, процесса классификации, воображения.
Развивающие математические игры в песочнице
«Узор под диктовку» (ориентирование в пространстве). Ребенку дается указания, в каком углу, каком месте песочницы положить тот или иной предмет. Можно использовать природный материал.
«Что справа, слева, сверху, снизу?» (Ориентирование в пространстве). Ребенок определяет и называет местонахождение того или иного предмета в песочнице.
«Числа и цифры» Ребята откапывают спрятанные в песке предметы, природный материал, классифицируют их, сравнивают количество, обозначают каждую группу соответствующей цифрой.
«Кратчайший путь» Дети определяют маршруты в песочнице с использованием условной меры и сантиметровой линейки.
«Какая цифра спряталась?» Пластмассовые цифры зарыты в песке не полностью. Дети должны распознать и назвать их по фрагментам.
«Лабиринты» Одни устраивают песочные лабиринты, другие ищут выходы из них.
«Геометрическая мозаика» Создание в песочнице узоров из геометрических фигур по образцу, по памяти, по словесными указаниями.
«Математические упражнения» ребенку предлагают выложить столько ракушек, сколько у него есть, или на одну больше-меньше и т. п.
Игры по обучению грамоте с песком
«Кто спрятался» Найти в песке фигурки и отобрать те из них, название которых начинается на заданный звук. Придумывание предложений с этими словами.
«Написание букв, слов на песке» (Пальцем, палочкой, «змейками» - простыми веревочками с узелком на конце).
«Веселые преобразования» Превращаем одну букву на другую, рисуя их на песке и т.д.
«Допиши букву, слово» Воспитатель пишет букву или слово, засыпает песком ее часть, предлагает ребенку восстановить написанное.
«Найди и назови» Дети ищут пластмассовые буквы в песке, называют их, делят на гласные и согласные, выкладывают из них слова.
«Что скрывает песок?» Дети находят в песке таблички со словами, прочитывают, классифицируют.
«Кто быстрее?» Игра-соревнование проводится с детьми в парах, тройках в двух песочницах. Победитель тот, кто быстрее откопает буквы и выложит слова по образцу.
Художественно-речевая деятельность
«Кто быстрее найдет» Найти предмет в песке и составить о нем предложения (описание, назначение и т.д.).
«Что ты чувствуешь?» Описание детьми своих ощущений при взаимодействии с песком.
«Фантазия из песка» Цветной песок хаотично насыпаем на бумажные тарелочки, листы бумаги. Педагог предлагает рассказать, что увидели дети.
«Сказочники Песчаной страны» Моделирование из песка сказочных сюжетов с использованием мелких фигурок, составление и рассказывание сказок, рассказов о них.
Игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики
«Едут машины, санки, коньки» Скольжения ладонями по поверхности песка зигзагообразными круговыми движениями, а также движениями в разных направлениях.
«Ловкие змейки», «Прокладываем железную дорогу» Выполнение движений ребром ладони, прохождение по следам, проложенным ранее, параллельно им.
«Волшебные узоры» Создание узоров, различных изображений с помощью отпечатков ладошек, кулачков, пальчиков.
«Делай, как я» В паре с воспитателем или другим ребенком. Повторение движений рук, пальцев по песку.
«Там неизведанных дорожках ...» Прохождение по поверхности песка пальцами, сгруппированными по два, три, четыре, пять. Педагог предлагает представить, чьи это могут быть следы.
«Море волнуется» Шевеление руками в песке, наблюдение за тем, как меняется песчаный рельеф.
«Мина», «Сапер» Осторожное откапывание руки товарища, стараясь не коснуться ее.
«Сюрпризы для друзей» Изготовление тайников в песочнице, закапывание в них мелких игрушек, цветных камешков, ракушек и т.п.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ С ПОГРУЖЕНИЕМ РУК В ПЕСОК
Игра-упражнение «Секретные задания кротов»
Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.
Игра-упражнение «Песочные прятки»
Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.
«Угадай, какая буква тебе попалась в руки»
Ребенку предлагается опустить руки в песок, найти букву и, не доставая ее из песка, определить, какая буква ему попалась в руки.
«Что спряталось в песке?»
Ребенку предлагается опустить руки в песок и найти то, что ему попадется. Затем педагог просит назвать все предметы, которые были найдены в песке. Можно поиграть в игру «Чего не стало?»: ребенок закрывает глаза, и в это время педагог убирает один или несколько предметов. Можно поменять предметы местами и попросить ребенка «навести порядок».
Игра "Построй ступеньки» (Деление слов на слоги).
На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из слов, напечатанных на карточках, поделившись, по какому принципу они будут располагаться (строить ступеньки). Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя - двухсложные; с тремя окнами - трехсложные.
Игра «Мой город».
Ребенку предлагается выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.
Упражнения на расширение представлений детей об эмоциях
«Портрет на песке»
Инструкция: «Ребята, нарисуйте на песке свой портрет:
- когда вам дарят новую игрушку;
- когда вас обидели;
- когда вы испугались;
- когда увидели радугу».
Материал: песочница.
«Песчинки - эмоции»
Инструкция: «Ребята, создайте в песочнице картину „Песчаные эмоции", используя разноцветный песок». Материал: разноцветный песок.
Игра-тренинг на снятие напряжения «Песочная река»
Инструкция: «Ребятки, закройте глазки и представьте себе, что вы превратились в маленькие песчинки. Все песчинки разного цвета: одни коричневатые, другие золотистые, третьи ярко-желтые. Вас подхватывает легкий приятный ветерок, кружит и переносит в большую песочную реку, где тепло и уютно, спокойно и приятно». Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Материал: запись релаксационной музыки.
Этюды на снижение импульсивности и демонстративности
«Песочное зеркало»
Инструкция: детям предлагается посмотреться в песочное зеркало и нарисовать, какими они увидели себя.
Материал: «песочное зеркало», карандаши, цветные мелки, краски, альбом.
«Веселое купание»
Инструкция: «Ребята, я предлагаю вам искупаться в теплом песке, но вам необходимо быть осторожными, ведь под „песчаной водой" есть жители, которых нельзя задевать».
Материал: песочница, фигурки «подводных жителей».
Игры на снижение тревожности и незащищенности
«Что же спрятано в песке»
Инструкция: «Ребята, опустите руку в песок и постарайтесь определить и назвать спрятанные в песке фигурки». Материал: песок, фигурки.
«Сундучок с сюрпризом»
Инструкция: ребята открывают сундук с песком. Им предлагается одним пальцем, выполняя круговые движения, найти сюрприз.
Материал: сундучок с песком, сюрпризы — бусины, пуговицы, шишки.
Литература:
- Епачинцева О.Ю. «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
- Аромштам М. Игры на влажном песке //Дошкольное образование – июнь №12 2006
- Андрунь С. Чудеса из песка //Обруч №3 2007
- Грабенко Т.М. Игры с песком или песочная терапия //Дошкольная педагогика №5 сентябрь, октябрь 2004
- Горшкова Л. Игры с песком и водой //Дошкольное воспитание №6/89
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Песочные игры по речевому и познавательному развитию
Несколько песочных игр...
ПДД и песочные игры.
---...
Консультация для родителей. «Песочные игры».
Каждый раз, когда весна приносит тепло и по улицам бегут веселые, журчащие ручейки, дети дружно выходят во дворы и начинают хлопотливо заниматься «кулинарными делами». Проходя мимо, невольно вспоминае...
песочная игра - эффективный способ снятия адаптационого стресса у детей
Тематическая консультация для педагогов ДОУ по организации педагогической песочницы в условиях группы и ее использованию в целях профилактики дезадаптации вновь прибывающих детей....
Непосредственно - образовательная деятельность "Незнайка и песочные игры"
Образовательная область «Познавательное развитие» Цель: Продолжать развивать восприятие, создавая условия для практического ознакомления со свойствами осязаемых объектов. Задачи: Образовательны...
Песочные игры в развитии дошкольников
Я сегодня представляю презентацию на тему: «Песочные игры в развитии дошкольников».По-моему, это достаточно актуальная тема, очень нужная нашим детям.В нашем детском саду, в группах мы используе...
Песочные игры по речевому развитию.
Артикуляционные упражнения.«Лошадка»Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку» или по воде.«Индюки»Языком быстро облизывать ...
- Мне нравится (1)