Инновационные технологии в работе с детьми с ОВЗ
статья на тему
В статье освещается материал описывающий приемы использования инновационных форм работы с детьми с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnye_tehnologii_v_rabote_s_detmi_s_ovz.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Число детей с нарушениями в развитии неуклонно растет. У детей с ОВЗ отмечается: затруднения в произношении звуков, бедный словарный запас, несформирванность грамматического строя и связной речи, нарушения фонематического слуха, недостатки в развитии высших психических функций.
Для преодоления перечисленных нарушений необходима своевременная, комплексная коррекционно – логопедическая работа. Коррекционно – логопедическоисполье воздействие должно предусматривать создание специальных условий обучения и воспитания позволяющие учитывать особые образовательные потребности детей с ОВЗ,
В соответствии с ФГОС ДОО образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Вовлечь ребенка в деятельность возможно, если ему интересно, а это становится возможным через игровую деятельность. Ведь она является ведущей у детей дошкольного возраста.
Наряду с традиционными методами стараюсь использовать в коррекционно – логопедической работе новые образовательные технологии. Это способствует повышению интереса детей к занятиям, усвоению и закреплению материала.
В процессе работы были разработаны и применены варианты логопедических игр и заданий использованы методы наглядного моделирования. Оно позволяет ребенку наглядно представить абстрактные понятия: звук, слово, предложение, текст и научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с помощью наглядных моделей. Введение наглядных методов в процесс коррекционно – логопедического обучения позволяет:
- вызвать интерес у ребенка к работе по преодолению нарушений речевого развития;
- использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, позволяет разнообразить работу по развитии памяти;
- применяя наглядные средства в работе , мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Для решения поставленных задач, использую в своей работе нетрадиционные средства: палочки Кюизенера и блоки Дьенеша.
Набор логических блоков состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине.
Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Конкретные варианты свойств (красный, синий, желтый, прямоугольный, круглый, треугольный, квадратный) и различия по величине и толщине фигур такие, которые дети легко распознают и называют.
В набор блоков входят: 12 кругов – 6 больших (красный толстый, красный тонкий, синий толстый, синий тонкий, желтый толстый, желтый тонкий) и 6 маленьких (красный толстый, красный тонкий, синий толстый, синий тонкий, желтый толстый, желтый тонкий), 12 таких же квадратов, 12 прямоугольников, 12 треугольников.
Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а также логические операции «не», «и», «или». Более того, используя блоки, можно закладывать в сознание малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку.
Использование в логопедической работы блоков Дьенеша позволяет проводить работу по обогащению словаря, формированию синтаксических конструкций, также помогает в обучении описательного рассказа.
Палочки Кюизенера представляет собой набор счетных палочек (другое название -“числа в цвете”, “цветные палочки”) 10 разных цветов и разной длины от 1 до 10см. Комплектация набора не случайна, а является сложно продуманным математическим множеством. Каждый цвет и каждая длина соответствуют определенному числу.
Например, палочка белого цвета – это куб со стороной 1см, она соответствует числу -1; палочка розового цвета – это прямоугольная призма длиной 2см и соответствует числу 2; палочка оранжевого цвета – длиной 10см и соответствует числу 10.
Таким образом, все палочки в наборе различаются по трем признакам: цвет, длина и число, которому они соответствуют.
Кроме того, цвет палочек тоже не случаен. Все палочки в наборе распределены по цветовым семействам, к каждому из которых, относятся палочки, объединенные по определенному соотношению в их величине. Например, “красное семейство” составляют палочки розового, красного и бордового цветов, и соответствующие числам 2,4 и 8, то есть числам кратным 2. “Синее семейство” – палочки голубого, фиолетового и синего цветов, соответствуют числам 3, 6 и 9, то есть числам кратным 3. В “желтое семейство” входят палочки желтого и оранжевого цвета, соответствующие числам 5 и 10.
Палочки Кюизенера можно вариативно применять в коррекционно – логопедической работе, например:
- при автоматизации звуков ребенок называет звук (слог, слово) столько раз, сколько палочек лежит передним;
- при формировании слоговой структуры слова палочки можно применять следующем образом: из палочек построить лесенку и, поднимаясь по ней, произносить слова по слогам, или «проходить» по дорожкам разной длины и сравнивать слова по длине, проговаривать слова и каждый слог обозначать палочкой соответствующего цвета, а потом подсчитывать их количество;
- при формировании грамматического строя палочки можно применять как наглядный материал при согласовании числительных с существительными;
- также палочки можно использовать для схематичного обозначения звуков, слов, слогов при звуко – логовом анализе или при составлении предложений, при знакомстве с понятием «предлог»;
- с помощью палочек можно составлять различные картины, а потом рассказывать о ней – формируя тем самым связную речь.
Использование в логопедической работе наглядных средств позволяет повысить эффективность коррекционного воздействия, вызвать у детей интерес к процессу занятий, тем самым решить поставленные цели и задачи по преодолении нарушений в развитии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Использование инновационных технологий в работе с детьми с проблемами в речевом развитии».
Доклад подготовлен к педагогическому часу по теме:« Использование инновационных технологий в работе с детьми с проблемами в речевом развитии». Цель: Довести до сведения педагогов о современ...
« Использование инновационных технологий в работе с детьми с проблемами в речевом развитии».
Доклад подготовлен к педагогическому часу по теме:« Использование инновационных технологий в работе с детьми с проблемами в речевом развитии». Цель: Довести до сведения педагогов о современ...
Использование инновационных технологий в работе с детьми – логопатами среднего возраста
Проект – инсценировка по мотивам русских народных сказок о животных в рамках темы «Использование инновационных технологий в работе с детьми – логопатами среднего возраста» Занятие имеет целью развити...
Использование инновационных технологий в работе с детьми с нарушениями зрения
В статье говорится о необходимости использования инновационных технологий в воспитательно-образовательном процессе. Применение инновационных технологий связано с тем, что современные требо...
Тема самообразования: "Инновационные технологии при работе с детьми с ОВЗ в условиях детской дошкольной организации". План работы на 2020 - 2023 уч.год
Цель: создание модели комплексного сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации.Задачи:Организовать работу по созданию инновационной образовательной среды, обеспечивающе...
Применение инновационных технологий в работе с детьми с ОВЗ (из опыта работы педагога-психолога ДОУ)
Проблема воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. Важнейшее условие совершенствования системы дошкольного образова...
Опыт работы Тема «Инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста». «Бизиборд, как средство развития детей дошкольного возраста»
Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностн...