Проект по математическому развитию дошкольников «Познаём, исследуем, творим»
проект (старшая группа) на тему
Проект по математическому развитию дошкольников «Познаём, исследуем, творим»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26
муниципального образования Усть-Лабинский район
Проект по математическому развитию дошкольников
«Познаём, исследуем, творим»
Номинация
« Взаимодействие с родителями воспитанников»
Проект подготовила:
воспитатель первой
квалификационной категории
Бороденко Наталья Георгиевна
ст. Новолабинская
2016 г.
Пояснительная записка.
Ребенок старшего дошкольного возраста отличается активностью в познании окружающего, проявляет интерес к математике. У него начинают складываться представления о свойствах предметов: величине, форме, цвете, составе, количестве; о действиях, которые можно производить с ними, - уменьшить, увеличить, разделить, пересчитать, измерить.
Накопленный чувственный и интеллектуальный опыт ребенка может быть объемным, но неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло, сформировать частные и обобщенные способы познания необходимо в процессе обучения и познавательного общения. Все это служит фундаментом дальнейшего математического образования детей.
Проект – это система постепенно усложняющихся практических заданий. Таким образом, у ребёнка происходит накопление собственного опыта, углубление его знаний и совершенствование умений.
Актуальность проекта:
«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели» (А. Маркушевич)
На современном этапе обучения элементарным математическим представлениям старших дошкольников важным и необходимым является формирование у ребенка базы знаний, умений и навыков для приобщения к социокультурным нормам общества, для дальнейшего использования накопленного опыта при обучении в школе.
Проблема усвоения знаний по математике актуальна из-за недостаточности НОД, дети быстро забывают пройденный материал. Необходимость создания данного проекта направлена на более углубленное усвоение знаний и умений, применение знаний в повседневной жизни. Важно прививать детям любовь к математике.
Проводя НОД по другим видам деятельности, важно доказать детям, что везде необходимы знания по математике. В наше время математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий. Особая роль математики – в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления.
Исходя из требований ФГОС ДО, в целях реализации Программы ДОУ, обучение проходит в форме игры, познавательной и исследовательской
деятельности, в форме творческой активности.
Очень важно правильно подойти к данной проблеме. Разработать план совместной работы, и, осуществляя его, заниматься с ребенком только в игровой форме, методом игр и подсказок. Важно также разнообразить методы и способы взаимодействия с родителями, родителей с детьми.
Нахождение эффективных путей решения проблем математического развития дошкольников в тесном взаимодействии педагогов и родителей,
начиная с младшего дошкольного возраста, несомненно, положительно скажется на готовности детей к школьному обучению и на общем развитии каждого ребенка, независимо от возраста.
Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей на современном этапе одна из самых сложных проблем. Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество ДОУ с семьёй. Многие считают, что воспитывать их детей должен детский сад. Есть категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов. Отдельные родители считают, что их задача состоит лишь в том, чтобы ребёнок был сыт, одет, а единственное его занятие дома – просмотр мультфильмов и прогулка.
Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения.
Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в его развитии.
Укрепление и развитие тесной связи, и взаимодействие детского сада и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармоничной личности.
В.А. Сухомлинский подчёркивал, что: «Задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу».
В ходе реализации проекта педагоги и родители смогут овладеть такими приемами работы с детьми, которые позволят им в непринужденной форме решать вопросы развития математических способностей детей; дети смогут свободно использовать знания и умения в своей детской деятельности, а не только вовремя специально организованных форм.
Новизна проекта:
Выстроить подлинное доверие и партнёрство с семьёй на основе диалогической стратегии сотрудничества воспитателей и родителей. В связи с этим, повысить эффективность позитивного воспитательного влияния детского сада на семью, в том числе и на проблемную.
Применить в педагогической практике современного детского сада и семьи систематизированный план по внедрению разнообразных развивающих игр с математическим содержанием. В его основу положен принцип постоянного наращивания трудности в играх, гибкость и вариативность их применения, закрепление и усложнение одной и той же игры, поэтапное внедрение развивающих игр, раскрывается роль педагогов и родителей на каждом этапе. Четко обозначены направления работы по ФЭМП не только в НОД, но и в совместной деятельности с детьми и родителями, а также в самостоятельной игровой деятельности детей, что позволит формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов
психического и физиологического развития, а также, учитывая индивидуальные особенности детей, делает обучение интересным, содержательным, ненавязчивым.
Тип проекта:
- по срокам реализации - среднесрочный (6 месяцев);
- по целевой установке – информационный, развивающий, творческий.
Контингент участников проекта:
- дети 5-6 лет, педагоги, родители.
Материально-техническое обеспечение:
Детский сад регулярно обеспечивается методической литературой, дидактическими пособиями, канцтоварами, которые в ходе реализации проекта будет возможным пополнять.
Дидактические пособия и занимательные материалы будут пополняться и теми, которые изготовят педагоги и родители своими руками. Использование возможностей ИКТ: мультимедийного оборудования, магнитофона, компьютера, фотоаппарата, ксерокса и принтера будет возможным.
Цель:
- Привлечь родителей к сотрудничеству с детским садом по математическому развитию детей.
- Оказать, по необходимости, квалифицированную помощь родителям по формированию элементарных математических представлений.
- Показать родителям значимость дидактических игр на развитие математических представлений у детей дошкольного возраста.
- Вовлечь родителей в образовательный процесс, сформировать у них компетентную педагогическую позицию по отношению к собственному ребёнку.
Задачи:
- Расширить и систематизировать знания детей по ФЭМП.
- Формировать умения детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности, вовлекать сверстников в игры.
- Формировать умение строить догадки, рассуждать, обдумывать и искать различные способы решения ситуаций, экспериментировать, радоваться и удивляться собственным “открытиям”.
- Воспитывать умение отстаивать свою точку зрения и уважать чужое мнение.
- Развивать высокую познавательную мотивацию.
- Развивать интерес к математике у детей старшего дошкольного возраста, эмоциональную отзывчивость через игры с математическим содержанием.
- Способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация), логического мышления.
- Научить способам практической деятельности в области математики.
- Формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап:
- Выбор темы, постановка целей и задач.
- Подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта.
- Изучение теоретических вопросов.
- Изучение методической литературы, поиск материалов в интернете.
- Подбор наглядно-дидактических материалов и оборудования для совместной деятельности.
- Проведение диагностики сформированности элементарных математических представлений у детей.
- Ознакомление родителей с проблемой, целью и задачами проекта.
- Доклад для родительского собрания «Математика в детском саду».
- Анкетирование родителей «Математика для развития Вашего ребенка»,
«Математические представления детей».
- Составление перспективного плана работы.
- Распределение заданий между участниками проекта.
- Разработка бесед, консультаций, памяток и буклетов с использованием занимательного материала по математике.
- Разработка методических и наглядных пособий по математическому развитию.
- Пополнение предметно-развивающей среды.
2.Оснавновной этап:
- Оформление проектной деятельности.
- Оформление информационного стенда для родителей.
- Оформление выставки книг.
- Выставка игр по математике.
- Проведение совместных КВН, развлечения с родителями.
- Родительское собрание на тему: «Математика в детском саду».
- Семинар - практикум для родителей: «Развивающие игры по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста».
- Подбор и ознакомление родителей с дидактическими, настольными, развивающими и интерактивными играми, дидактическим материалом и литературой для использования в домашних условиях.
- Разработка презентаций: «Математика с детьми дома», «Играем с детьми дома», «Веселая математика для дома».
- Консультации для родителей на темы: «Ориентировка в пространстве и во времени», «Математика для дошкольников», «Математические игры в домашних условиях», «Влияние семьи на развитие математических представлений дошкольников».
- Буклеты для родителей на темы: «Развитие логического мышления старших дошкольников средствами занимательной математики», «Математические игры с ребёнком дома».
- Дидактический материал для работы с детьми старшего дошкольного возраста: «Забавная математика».
- Оформление выставки игр, сделанных родителями с детьми на тему: «Занимательные игры по математике».
- Оформление альбома: «Арифметика в задачах».
- Придумывание сказок о геометрических фигурах детьми совместно с родителями.
- Анкетирование родителей.
3.Заключительный этап:
- Презентация опыта для родителей и педагогов.
- Подведение итогов: сделать вывод по теме проектной деятельности.
- Оценка результатов работы всех участников проекта.
- Наблюдение и анализ самостоятельной деятельности детей.
- Итоговый вечер развлечения с родителями: КВН «В мире математики».
- Рефлексия деятельности.
Ожидаемые результаты:
Тесное сотрудничество педагогов и родителей, осознанное решение задач математического развития детей дошкольного возраста, позволят создать единое образовательное пространство развития ребенка, которое поддерживается в детском саду и в семье.
Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Активизация мышления, памяти, внимания, воображения, интереса родителей к использованию математических игр и упражнений. Формирование навыков коллективного творчества, взаимопомощи, сотрудничества.
Организуя работу с детьми, ознакомить их со способами установления количественных и пространственных отношений между предметами реального мира; научить считать, прибавлять, вычитать, обследовать форму предметов, ориентироваться в пространстве и во времени.
На этой основе у детей сформируется представление о натуральном числе, обоснованных величинах, о простейших геометрических формах и многообразии форм предметов, о пространственных направлениях и отношениях, о длительности некоторых временных отрезков.
Обучение математике дошкольников немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного математического материала определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания:
- активизировать умственную деятельность;
- заинтересовывать математическим материалом;
- увлекать и развлекать детей, развивать ум;
- расширять, углублять математические представления;
- закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.
Очень многое зависит от пап и мам, в том числе от их творческого подхода и к самим играм. Каждая игра представляет собой возможность подумать над тем, как её расширить, какие новые задания к ней добавить, как её усовершенствовать.
Полученные результаты:
- в группе пополнен математический уголок, в котором собраны наглядно-дидактические пособия, игры, методическая и художественная литература;
- у детей появился интерес к занимательной математике;
- установлены взаимоотношения между детьми и родителями игрового характера;
- определены новые направления в работе с родителями, родители привлечены к сотрудничеству с воспитателем;
- у детей заметно развитие пространственного и логического мышления,
сформирован стойкий интерес к исследовательской и творческой деятельности;
- закреплены знания о математических понятиях, применяя которые ребёнок может создать что-то новое;
- проявляя инициативу, интерес к исследованиям, дети могут ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия, принимать решения и нести за них ответственность, учатся логически мыслить.
В ходе проекта были использованы материалы Интернет-ресурса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по математическому развитию дошкольников «Математическое путешествие»
Цель проекта: Повышение у детей старшего дошкольного возраста интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, ориентировки ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/15/picture-564280-1421295488.jpg)
Проект по математическому развитию дошкольников на тему «Познаем, исследуем, творим.»
Проект «Познаем, исследуем, творим» предназначен для развития элементарных математических представлений у детей раннего дошкольного возраста. Он представляет собой начальное звено непрерывного процесс...
Проект по математическому развитию дошкольников "Познаём, исследуем, творим"
Проект по математическому развитию дошкольников "Познаём, исследуем, творим"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/27/picture-697171-1445952957.jpg)
Проект по математическому развитию дошкольников «Познаем, исследуем, творим»
Я работаю по технологии математической деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/16/picture-250045-1571248428.jpg)
Проект по математическому развитию дошкольников "Познаем. Исследуем. Творим"
В рамках Концепции развития математического образования в РФ одним из основных направлений реализации Концепции является следующее: система учебных программ математического содержани...
Проект по математическому развитию дошкольников «Познаём, исследуем, творим»
Этот проект в наше время поможет педагогам решить следующие задачи в работе с детьми:-активизировать мыслительную деятельность детей в играх по математике;развивать логическое мышление с и...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/26/picture-451725-1401123622.jpg)
Проект по математическому развитию дошкольников «Познаем, исследуем, творим». Средняя группа
Проект по математическому развитию дошкольников «Познаем, исследуем, творим». Средняя группаПояснительная записка:«Учит нас она считатьИ фигуры узнавать.Объясняет цифры, знаки,И зада...