Проект по математическому развитию дошкольников "Познаём, исследуем, творим"
проект по математике (старшая группа) на тему
Проект по математическому развитию дошкольников "Познаём, исследуем, творим"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskiy_proekt.docx | 297.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Ласточка» станицы Выселки муниципального образования Выселковский район
ПРОЕКТ
ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ
РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
«ПОЗНАЁМ, ИССЛЕДУЕМ, ТВОРИМ»
Номинация – дошкольный возраст
«Формирование временных представлений посредством дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста»
Автор проекта:
воспитатель
Диденко Зоя Федоровна
станица Выселки
2016г.
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт проекта ………………………………………………………………... 2
Пояснительная записка …………………………………………………………..3
Актуальность проекта……………………………………………………... …….4
Цели и задачи ……………………………………………………………………..?
Содержание проекта ……………………………………………………………..?
Ожидаемые и полученные результаты…………………………………………?
Литература……………………………………………………………………….?
Приложение ……………………………………………………………………….
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта | «Формирование временных представлений посредством дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста» |
Автор проекта | Диденко Зоя Федоровна |
Участники проекта | Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители |
Тип проекта | Познавательно-исследовательский |
Актуальность проекта | Недостаточная сформированность пространственных представлений у детей |
Цель проекта | Развитие таких качеств личности как организованность, собранность, целенаправленность у старших дошкольников посредством формирования временно-пространственных представлений. |
Задачи проекта | 1. Способствовать накоплению опыта детей, способствующего оценивать некоторые промежутки времени, взаимосвязи некоторых предметов и явлений окружающей действительности, последовательность действий во времени; умственное развитие чувства времени. 2. Закрепить знания о временных отношениях: неделя, месяц, год: |
Ожидаемый результат | Закреплены представления о временных отрезках: днях недели, месяцах, временах года; Развито чувство времени; |
Сроки реализации проекта | 2015-2016гг. |
Этапы реализации проекта | I. Подготовительный (декабрь 2015г) II. Основной (январь 2016г.- июнь2016г.) III. Заключительный (июль 2016 ) |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию мышления, памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Современные стратегические цели образования акцентируют внимание на формировании творческой, самостоятельной личности, развитии её как активного субъекта собственной жизни и деятельности. Пространственные представления играют большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней. Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни. Как показывают исследования, недостаточность сформированности пространственных представлений у ребенка напрямую влияет на уровень его актуального развития. Подобные недостатки в развитии проявляются в
нарушениях графической деятельности при чтении, письме, в овладении математическими операциями
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Актуальной является проблема формирования математических представлений детей, так как математика – это цепь некоторых математических познаний, и если одно звено цепи выпадает, то неизвестно, будет ли существовать эта цепочка в дальнейшем. Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет содержание предлагаемого материала и форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность. Занимательность может быть задана применением разнообразных дидактических игр, которые увлекают ребенка, способствуют совершенствованию наблюдательности, внимания, памяти, мышления и речи дошкольника. Они ставят ребенка в условия поиска, пробуждают интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми.
В своей работе я обратила внимание на то, что у многих детей старшего дошкольного возраста отмечаются затруднения в ориентировке во времени. С понятием «время», «часы» мы сталкиваемся ежедневно. Умение следить за течением времени в процессе деятельности, рационально его использовать – важные качества личности, вот почему уже в дошкольном возрасте детей необходимо начать учить самим ориентироваться во времени. Время всегда в движении. Его нельзя увидеть, услышать, потрогать, понюхать, попробовать. Закрепление знаний по формированию математических представлений в дошкольном возрасте происходит через игры. Но дети выпускной группы мало используют игры математического содержания в самостоятельной деятельности. Я поставила себе целью, повысить уровень представлений о временных отрезках развить чувство времени и умение определять и устанавливать время по часам - научить детей использовать дидактические игры с математическим содержанием в совместной деятельности. С помощью дидактической игры ребенок может приобретать и новые знания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в роли болельщика, ребенок получает много новой для себя информации. И это очень важно для его развития.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Цель проекта: развитие таких качеств личности как организованность, собранность, целенаправленность у старших дошкольников посредством формирования временно-пространственных представлений.
Задачи проекта:
1. Способствовать накоплению опыта детей, способствующего оценивать некоторые промежутки времени, взаимосвязи некоторых предметов и явлений окружающей действительности, последовательность действий во времени; умственное развитие чувства времени.
2. Закрепить знания о временных отношениях: неделя, месяц, год:
- знакомство с календарем;
- знакомство с циферблатом часов;
3. Упражнять в определении и установлении времени по часам;
4. Повышать интерес детей к познавательной деятельности посредством дидактических игр, направленных на формирование временных представлений;
5. Развивать речь, умения высказывать и обосновывать свои суждения.
Место проведения: МБДОУ ДС № 2
Сроки проведения: декабрь 2015г.- июль 2016г.
Возраст детей: 5-6 лет
Вид проекта: долгосрочный
Продукт проектной деятельности: выставка рисунков, схем, путешествие с детьми по зданию детского сада, территории детского сада.
Работа с родителями: консультации, выставки, сотрудничество.
Ожидаемый результат:
- Закреплены представления о временных отрезках: днях недели, месяцах, временах года;
- Развито чувство времени;
- Сформированы умения по определению и установлению времени по часам;
- Применение детьми полученных знаний и умений в самостоятельной деятельности, проявлений творческой инициативы;
- Осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей, расширение знаний родителей о занимательном материале по формированию ориентировки во времени.
Этапы реализации проекта:
1 этап - подготовительный:
Постановка целей и задач, подбор иллюстративного материала, наглядных пособий и оборудования; подбор и подготовка материала к организованной образовательной деятельности (Физминутки, стихи, дидактические игры, подвижные игры); беседы с родителями о проведении познавательного проекта (Домашнее задание: изготовление макета «Времена года»); беседы с детьми; совместное составление плана проекта.
2 этап – основной:
Использование дидактических игр в совместной деятельности с детьми; проведение познавательных занятий по соответствующим темам, продуктивная деятельность детей (аппликация, конструирование, рисование, лепка); знакомство детей с приборами для определения времени: различными видами часов и календарей; проведение разнообразных игр, разучивание физкультминуток, стихов; оснащение предметно-развивающей среды, организация выставки творческих работ. Познавательная викторина «Наш веселый календарь»
3 этап – заключительный:
Индивидуальные беседы с родителями; выставка детско-родительских работ «Календарь времен года»; выставка макетов «Часы»; проведение итогов реализации проекта: оформление фото - коллажа «Вот как мы ориентируемся во времени», оформление мини-музея «Часы».
Ожидаемый результат: в результате реализации проекта дети научились отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях в различных видах деятельности в рамках подготовки к обучению в школе (формирование предпосылок и элементов учебной деятельности).
Полученный результат:
В ходе проекта было сделано много интересного, а именно: оформлен фото-коллаж «Вот как мы ориентируемся во времени»; сделан вместе с родителями макет «Времена года»; проведены познавательные беседы и мероприятия; разучены и освоены новые физкультминутки, дидактические игры, пальчиковые гимнастики; в совместной работе дети активно и дружно работали, развивали в себе коммуникативные и познавательные способности систематизированы и расширены знания детей о временных представлениях
увлекательным способом- методом проектирования.
Список используемой литературы:
1. Игровые технологии в процессе подготовки детей к обучению в школе/ Авт.-сост.: Г.М. Казакова, Е.В. Калмыкова. – М.: АРКТИ, 2010. – 104 с.
2. Минкевич Л.В. Математика в детском саду. Подготовительная к школе группа. – М.: Изд-во «Скрипторий 2003», 2010.
3. Шорыгина Т.А. "Беседы о пространстве и времени". Методическое пособие. – М. «Т. Ц. Сфера» 2009.
4. http://50ds.ru/detsad/vospitatel/10503-zagadki-o-dnyah-nedeli.html
5. http://nsportal.ru/detskiy-sad/
6.Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития детей
дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2008.
7.Репина Г.А. «Математическое развитие дошкольников» современные направления. М.ТЦ Сфера, 2008.
План реализации проекта
№ п/п | Тема недели | Виды деятельности | Цели и задачи | Форма регистрации результата |
1. | Транспорт | Д/и на классификацию надводного, подводного, наземного, воздушного транспорта | Дифференциация понятий «над», «под». Практическое употребление в речи наречий, обозначающих время . | Рисование различных видов транспорта |
2. | Овощи. Фрукты. | Д/и «Из чего приготовим?» Д/и «Вершки-корешки». Д/и «Назови день недели». Д/и «Где растёт?» Д/и «Один-много». Д/и «Неделька, стройся». | Закрепление правильного употребления предлогов «в», «из»; дней недели. | |
3. | Откуда хлеб пришел | Д/и «Составь рассказ». Д/и «Когда это бывает?» | Установление причинно-следственных связей. Закрепление названия и последовательности времен года. | «Что в начале, что потом» - составление схемы. Последовательности на примере роста пшеницы (схема). |
4. | Грибы. Цветы. | Д/и «Подскажи словечки». Д/и «Кто спрятался от дождя под грибком». | Закрепление правильного понимания и употребления в речи предлогов В, НА, С, ПОД, ЗА, К, ИЗ-ЗА. | Последовательность роста гриба. |
5. | Деревья. | Какие бывают деревья. | Закрепление понятий «высокий», «низкий» | Нарисуй высокое и низкое дерево. |
6. | Домашние и перелетные птицы | Д/и «Кто где живет?» Д/и «Кто лишний?» | Закрепление названий жилищ птиц. Закрепление правильного понимания и употребления предлогов НА, ОКОЛО, У, С (СО), МЕЖДУ, ЗА. | |
7. | Неделя безопасности | Д/и «Помоги найти безопасную дорогу». | Развитие навыков ориентировки по плану-схеме. | Составления плана-схемы безопасной дороги в детский сад. |
8. | Познай себя | Д/и «Скажи где?» Д/и «Веревка с узлами». | Формирование умения ориентироваться в собственном теле. Закрепление названий дней недели. | Рисование человека. |
9. | Ребенок и другие люди | Д/и «Куда пойдём?» | Совершенствование умения свободно ориентироваться в окружающем пространстве. | Выполнение поручений. |
10. | Заботимся о своем здоровье | Д/и «Скажи где?» | Формирование умения ориентироваться в собственном теле (закрепление) | Разложи предметы личной гигиены по полочкам. |
11. | Сказочная страна | Д/и «Помоги Красной шапочке найти безопасную дорогу». | Совершенствовать навык ориентировки по плану-схеме. | Составить свою схему движения Красной шапочки. |
12. | Жизнь на Севере | Знакомство с Северным и Южным полюсом | Формировать навыки ориентировки по карте, глобусу. | Путешествие по карте. |
13. | В гостях у народных умельцев | Рисуем узоры. | Построение узора по схеме. | Составь свой узор. |
14. | Люди мужественных профессий | Д/и «Кубики предлогов». | Закрепление понимания предлогов, составление предложений с предлогами. | Составь безопасный путь движения пожарного. |
15. | Пробуждение природы. | Д/и «Слушай внимательно». | Закрепление признаков времени года. | Раскраски по теме. |
16. | Весенние хлопоты. | Д/и «Составь рассказ». | Установление причинно-следственных связей на примере роста растений. | Схеме роста растений (последовательность) |
17. | Домашние и дикие животные. | Д/и «Кто лишний?» | Закрепление правильного понимания и употребления предлогов НА, ОКОЛО, У, С (СО), МЕЖДУ, ЗА. | Рисуем загоны для животных. |
18. | Земля и космос. | Логические задания на ориентировку в пространстве. | Освоение логико-грамматических конструкций. | Схема полета ракеты среди звезд. |
19. | Насекомые. Первоцветы. | Д/и «Пчела». | Закрепление умения ориентироваться на листе бумаги. | Путь пчелы к цветку. |
20. | Животные жарких стран | Д/и «Царство зверей». | Формирование навыка ориентации во внешнем пространстве . | Раскраски по теме. |
21. | Семья. Дом. | Д/и «Семейный вечер». Д/и «Какой был мой дедушка?» | Закрепление правильного понимания и употребления предлогов в речи. Показ изменений внешности человека в разные периоды его жизни. Формирование и закрепление представлений о возрасте. | Рассматривание семейных фотографий. |
22. | Мой детский сад. | «Мой день в детском саду» | Закрепление последовательности частей суток. | Схема частей суток. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по математическому развитию дошкольников «Математическое путешествие»
Цель проекта: Повышение у детей старшего дошкольного возраста интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, ориентировки ...
Проект по математическому развитию дошкольников на тему «Познаем, исследуем, творим.»
Проект «Познаем, исследуем, творим» предназначен для развития элементарных математических представлений у детей раннего дошкольного возраста. Он представляет собой начальное звено непрерывного процесс...
Проект по математическому развитию дошкольников «Познаём, исследуем, творим»
Проект по математическому развитию дошкольников «Познаём, исследуем, творим»...
Проект по математическому развитию дошкольников «Познаем, исследуем, творим»
Я работаю по технологии математической деятельности....
Проект по математическому развитию дошкольников "Познаем. Исследуем. Творим"
В рамках Концепции развития математического образования в РФ одним из основных направлений реализации Концепции является следующее: система учебных программ математического содержани...
Проект по математическому развитию дошкольников «Познаём, исследуем, творим»
Этот проект в наше время поможет педагогам решить следующие задачи в работе с детьми:-активизировать мыслительную деятельность детей в играх по математике;развивать логическое мышление с и...
Проект по математическому развитию дошкольников «Познаем, исследуем, творим». Средняя группа
Проект по математическому развитию дошкольников «Познаем, исследуем, творим». Средняя группаПояснительная записка:«Учит нас она считатьИ фигуры узнавать.Объясняет цифры, знаки,И зада...