Индивидуальный план работы по самообразованию
материал на тему
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план работы по самообразованию
воспитателя первой квалификационной категории
Ваняшиной Венеры Альбертовны
МБДОУ №2 «Золотая рыбка»
пгт Камские Поляны
Нижнекамский район
Республика Татарстан
Стаж (педагогический) – 13лет
Стаж (по специальности) – 12 лет
Образование – среднее-педагогическое, высшее - психологическое.
Тема: «Развитие творческих способностей дошкольника посредством художественно - творческой деятельности».
Современное общество предъявляет новые требования к системе дошкольного образования. Проблема всех педагогов, согласно ФГОС – воспитание нового поколения людей, обладающих высоким творческим потенциалом. У человека должны быть сформированы творческие способности, развито нестандартное видение мира, новое мышление. Поэтому проблема творческого развития ребенка приобретает особую актуальность.
Художественное творчество, которое воспринимается детьми с удовольствием, как увлекательная игра, способствует решению данной проблемы.
Исходя из этого, целью моего самообразования является:
развитие художественно-творческих способностей детей.
Задачи:
- Сформировать у детей интерес к видам художественного творчества.
- Помочь детям овладеть приёмами и техниками художественного творчества.
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
- Развивать познавательную активность, нестандартное мышление, воображение, креативность.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Воспитывать аккуратность при выполнении работ, умение доводить начатое дело до конца, помогать своим товарищам.
Предполагаемые мероприятия:
1. Изучение литературы:
- Аксенова А. А. Волшебные поделки из разных материалов/ А. А. Аксенова. – Минск: Харвест, 2013.
- Горяева Н. А. Маленький художник: пособие для работы с детьми 4-5 лет/ Н. А. Горяева; под редакцией Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2011.
- Горяева Н. А. Маленький художник: пособие для работы с детьми 5-6 лет/ Н. А. Горяева; под редакцией Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2011.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Вторая младшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 112с.: цв. вкл.
- Колдина Д.Н.«Аппликация с детьми 3–4 лет. Конспекты занятий.»: Мозаика-Синтез; Москва; 2012.
- Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации»: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2010.
- Колдина Д.Н. «Лепка с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий»: Мозаика-Синтез; М.; 2011.
- «Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. и доп.»: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2010.
- «Людмила Куцакова. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации»: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2010.
- Д.Н. Колдина. Рисование с детьми 3–4 лет. Конспекты занятий»: Мозаика-Синтез; Москва; 2011.
- Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество: (Конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). Пособи для воспитателя дет.сада – М. Просвещение, 1985. – 192 с, ил.
- Соломенникова О. А. Радость творчества. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
- Куцакова Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Пособие для педагогов и родителей. – Мозаика- Синтез, 2007.
- Материалы интернет ресурсов.
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ,2014.—368 с.
С декабря 2013 года по август 2015 года была в декретном отпуске.
На февраль2016 года запланированы курсы повышения квалификации.
Срок реализации:2015- 2016г
Тема | Содержание работы | Сроки | Методы и формы |
Изучение методической литературы и нормативно- правовой документации | 1. ФГОС дошкольного образования 2.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" | Сентябрь | Организация образовательного процесса и развивающей предметно- пространственной среды |
Работа с педагогами | |||
Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования | Подготовить консультацию для педагогов | По плану ДОУ | Консультация Использование ИКТ (презентация) |
Представление опыта работы по теме | Проведение мастер-класс для педагогов | По плану ДОУ | Мастер-класс |
Предоставление консультаций по данной теме | Подготовить консультацию для педагогов | В течении года | Консультация |
Представление опыта работы по теме | Проведение организованной образовательной деятельности | Апрель | Открытый просмотр |
Работа с родителями | |||
Предоставление консультаций по данной теме | Буклеты, консультации, мероприятие открытое | В течении года | Консультация |
Совместное оформление выставок | Творческий отчет Выставка работ | Апрель | Выставка |
Совместное участие в конкурсах | Предоставление и отбор творческих работ для конкурса | В течении года | Конкурс |
Работа с воспитанниками | |||
Диагностика детей | Проведение диагностики творческого воображения у детей. Проведение диагностики на реализацию воображения и фантазии. Проведение диагностики на развитие чувств на базе воображения. Проведение диагностики на развитие детского экспериментирования. | сентябрь | Диагностики |
Тема «Мои игрушки» | Знакомство с нетрадиционной техникой рисования: оттиск пенопластом | октябрь | Беседа, демонстрация, чтение художественной литературы, рисование. |
Тема «Волшебный мир зверюшек и птичек» | Знакомство с правилами работы с тушью и нетрадиционным способом изображения: монотипия предметная. | ноябрь | Рассматривание иллюстраций демонстрация, рисование, дидактические игры |
Тема «Спящий зимний лес» | Знакомство с нетрадиционным способом изображения: монотипия пейзажная | декабрь | Рассматривание иллюстраций демонстрация, рисование. |
Тема «Новогодняя Елочка» | Знакомство с нетрадиционным способом рисования: по мокрой бумаги. | январь | Чтение художественной литературы, рисование, демонстрация |
Тема «Наши зимние забавы» | Знакомство с нетрадиционным способом рисования: рисование по сжатой бумаге. | февраль | Демонстрация, иллюстрация. Чтение художественный литературы, дидактические игры |
Участие в конкурсах | Предоставление и отбор творческих работ для конкурса | Конкурс Наглядные | |
Оформление выставок | Творческий отчет Выставка работ | Выставка Наглядные | |
Диагностика детей | Проведение диагностики творческого воображения у детей. Проведение диагностики на реализацию воображения и фантазии. Проведение диагностики на развитие чувств на базе воображения. Проведение диагностики на развитие детского экспериментирования | Диагностика |
Срок реализации:2016- 2017г.
Работа с детьми
Месяц | Название | Задачи |
Сентябрь | «Мой весёлый, звонкий мяч» «Разноцветные шарики» «Яблоко с листочком и червячком» «Ягодка за ягодкой (на кустиках)» | Рисование круглых двуцветных предметов: создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо и раскрашивание, повторяющее очертания нарисованной фигуры. Рисование овальных предметов: создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо и раскрашивание, повторяющее очертания нарисованной фигуры. Дополнение изображения карандашными рисунками (ниточки на шариках). Рисование предметов, состоящих из 2-3 частей разной формы. Отработка техники рисования гуашевыми красками. Развитие чувства цвета и формы. Создание ритмической композиции. Сочетание изобразительных техник: рисование веточек цветными карандашами и ягодок -ватными палочками. |
Октябрь | «Падают, падают листья» «Грибы на пенёчке» «Выросла репка большая-пребольшая» «Мышка-норушка» | Рисование осенних листьев приёмом «примакивания» тёплыми цветами (красным, жёлтым, оранжевым Создание коллективной композиции из грибов. Рисование грибов из 3-х частей (ножка, шляпка, травка). Создание сказочной композиции, рисование репки и домика . Рисование овальной формы, дорисовывание необходимых элементов, создание сказочного образа. |
Ноябрь | «Град, град!» «Светлячок» «Сороконожка в магазине» «Полосатые полотенца для лесных зверушек» | Изображение тучи и града ватными палочками с изменением частоты размещения пятен (пятнышки на туче близко друг к другу, град на небе -более редко, с просветами. Знакомство с явлением контраста. Рисование светлячка (по представлению) на бумаге чёрного или тёмно-синего цвета. Развитие воображения Рисование сложных по форме изображений на основе волнистых линий. Согласование пропорций фона (листа бумаги) и задуманного образа. Рисование узоров из прямых и волнистых линий на длинном прямоугольнике. Развитие чувства ритма (чередование в узоре 2-3 цветов или разных линий) |
Декабрь | «Вьюга-завирюха» «Серпантин» «Праздничная ёлочка» «Волшебные снежинки» | Рисование хаотичных узоров в технике по мокрому. Раскрепощение рисующей руки: свободное проведение кривых линий. Развитие чувства цвета (восприятие и создание разных оттенков синего). Выделение и обозначение голубого оттенка. Свободное проведение линий разного цвета (красного, синего, жёлтого, зелёного) и различной конфигурации (волнистых, спиралевидных, с петлями и их сочетание). Самостоятельный выбор листа бумаги для фона (формат, размер, величина). Раскрепощение рисующей руки. Развитие чувства цвета и формы. Рисование и украшение пушистой нарядной ёлочки. Освоение формы и цвета как средств образной выразительности. Понимание взаимосвязи формы, величины и пропорций изображаемого предмета. Рисование шестилучевых снежинок из трёх линий с учётом исходной формы (круг, шестигранник), дорисовывание узоров фломастерами или красками (по выбору детей). |
Январь | «Бублики-баранки» «Катится колобок по дорожке» «Снеговик-великан» | Рисование кругов, контрастных по размеру (диаметру). Самостоятельный выбор кисти: с широким ворсом - для рисования баранок, с узким ворсом -для рисования бубликов. Рисование по сюжету сказки «Колобок». Создание образа колобка на основе круга или овала, петляющей дорожки -на основе волнистой линии с петлями. Самостоятельное использование таких выразительных средств, как линия, форма, цвет. Создание образа снеговика, сказочной обстановки. Развитие чувства формы и ритма, глазомера и мелкой моторики. |
Февраль | «В некотором царстве» «Робин Красношейка» «Большая стирка (платочки и полотенца)» «Мойдодыр» | Рисование по мотивам сказок. Самостоятельный выбор темы, образов сказочных героев и средств художественно-образной выразительности. Развитие воображения. Создание образа лесенки: наклеивание готовых форм -бумажных полосок. Дорисовывание сюжета по своему замыслу. Рисование предметов квадратной и прямоугольной формы. Создание композиции на основе линейного рисунка (бельё сушится на верёвочке. Создание весёлых композиций: рисование готовых фигурок на цветной фон, рисование на них «грязных» пятен, дорисовка «ёмкостей» для купания (тазик, ванночка, лужа, ручей) |
Март | «Цветок для мамочки» «Сосульки» «Неваляшка танцует» «Солнышко,солнышко, Раскидай колечки!» | Подготовка картин в подарок мамам на праздник. Освоение техники рисования тюльпанов в вазе. Самостоятельный выбор цвета красок, размера кисточек и формата бумаги. Создание изображений в форме вытянутого треугольника. Сочетание изобразительных техник: обрывная аппликация, рисование красками и карандашами. Воспитание интереса к рисованию. Изображение неваляшки в движении (в наклонном положении). Сочетание материалов и способов создания образа. Развитие чувства формы и ритма. Самостоятельный выбор материалов и средств художественной выразительности для создания образа фольклорного солнышка |
Апрель | «Ручеёк и кораблик» «Почки и листочки» «Божья коровка» «Флажки» | Составление композиции из нескольких элементов разной формы (ручеёк и кораблики). Развитие чувства формы и композиции. Освоение изобразительно-выразительных средств для передачи трансформации образа: рисование ветки с почками и листочками. Рисование выразительного, эмоционального образа жука «солнышко» (божьей коровки), на основе зелёного листика, вырезанного воспитателем. Развитие чувства цвета и формы. Рисование флажков разной формы (прямоугольных, пятиугольных, полукруглых). Развитие чувства формы и цвета. |
Май | «Филимоновские игрушки» «Цыплята и одуванчики» | Продолжение знакомства с филимоновской игрушкой. Оформление силуэтов фигурок освоенными декоративными элементами. Проведение тонких прямых линий кисточкой, нанесение цветных пятен приёмом «примакивание». Воспитание интереса к народному декоративно-прикладному искусству. Развитие «зрительской» культуры и художественного вкуса. Создание монохромной композиции на цветном фоне. Рисование цыплят и одуванчиков нетрадиционными способами (пальчиками, ватными палочками, тряпочкой). Создание условий для экспериментирования с художественными материалами. Воспитание интереса к природе и отражению представлений (впетчатлений) в доступной изобразительной деятельности. |
Месяц | Работа с родителями | Работа с педагогами |
Сентябрь | Анкетирование "Развитие творческих способностей в семье" | Консультация « Развитие творческих способностей в разных возрастных группах» |
Октябрь | Консультация " Развитие творческих способностей дошкольников" | Мастер-класс «Рисуем ладошками и пальчиками» |
Ноябрь | Памятка для родителей «Условия развития художественно-творческих способностей ребенка». | Круглый стол «Игра – как средство развития творческих способностей детей» |
Декабрь | Конкурс самоделок «Волшебные снежинки!» | Семинар-практикум «Изготовление новогодней игрушки» |
Январь | «Рисуем вместе!» Папка нетрадиционных приёмов рисования. | Консультация «Лего – конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников» |
Февраль | Организация выставки рисунков на тему: «Моя любимая сказка» | Мастер-класс «Корабль цветов» |
Март | Памятка для родителей «Роль родителей в развитии у детей фантазии и воображения». | Семинар – практикум «Нетрадиционные техники рисования» |
Апрель | Круглый стол «Развиваем творческое воображение и мышление дошкольников» | Круглый стол «Развиваем творческое воображение и мышление дошкольников» |
Май | Развлечение совместное с родителями | Консультация «Творчество детей раннего возраста как образное познание мира» |
Срок реализации:2017- 2018г.
Работа с детьми
Месяц | Название |
Сентябрь | ГМО«Художественно – эстетическое воспитание детей и создание комфортной обстановки в ДОУ» (ДОУ № 69) |
Октябрь | РМО«Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста» (Б. Афанасово) |
Январь | Муниципальный конкурс на лучшую разработку дидактической игры, пособия по обучению детей двум государственным языкам«Татарча сойлэшэбез» (ДОУ № 83,43,74) |
Апрель | Муниципальный семинар «Нравственно – патриотическое воспитание через музыкально – художественную деятельность» (ДОУ № 90 филиал) |
Работа с родителями
Месяц | Работа с родителями | Работа с педагогами |
Сентябрь | Анкетирование родителей «Развитие творческих способностей детей в ДОУ и в семье» Стендовая информация «Что такое творческие способности и как их развивать?»» | Консультация « Развитие творческих способностей в разных возрастных группах» |
Октябрь | Совместная выставка рисунков «В мире сказок» (нетрадиционные техники рисования») | Мастер-класс «Рисуем ладошками и пальчиками» |
Ноябрь | Круглый стол «Игра – как средство развития творческих способностей детей» | Круглый стол «Игра – как средство развития творческих способностей детей» |
Декабрь | Ярмарка ко Дню рождения детского сада (совместная деятельность детей с родителями) | Семинар-практикум «Изготовление новогодней игрушки» |
Январь | Мастер-класс «Рисуем пальчиками, кулачками, ладошками» | Консультация «Лего – конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников» |
Февраль | Круглый стол «Развиваем творческое воображение и мышление дошкольников» | Мастер-класс «Корабль цветов» |
Март | Мастер-класс «Букет для мамы» (использование штампиков, тычков) | Семинар – практикум «Нетрадиционные техники рисования» |
Апрель | Семинар – практикум «Нетрадиционные техники рисования» | Круглый стол «Развиваем творческое воображение и мышление дошкольников» |
Май | Создание творческих детско- родительских проектов по теме | Консультация «Творчество детей раннего возраста как образное познание мира» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по составлению индивидуального плана работы по самообразованию педагогических работников.
Оформление плана по самообразованию педагога.Система работы педагогов по самообразованию:В начале учебного года каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы на учебный год в соответствии с ...
индивидуальный план работы по самообразованию "Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников"
Создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством развивающих игр....
Индивидуальный план работы по самообразованию Тема : «Современные технологии в становлении ценностей здорового образа жизни детей дошкольного возраста».
Тематическое планирование деятельности по самообразованию...
Индивидуальный план работы по самообразованию «Правила дорожного движения – основа безопасности дошкольника»
Правила дорожного движения- основа безопасности дошкольника....
Индивидуальный план работы по самообразованию
Индивидуальный план работы по самообразованию по теме "Умственное воспитание детей дошкольного возраста в период предшкольной подготовки"...
Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: « Повышение ИКТ компетентности через работу с интерактивной доской» 2016 г.
Индивидуальный план работы по самообразованию.Тема:« Повышение ИКТ компетентности через работу с интерактивной доской»...
Индивидуальный план работы по самообразованию «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 5-6 лет».
Дата начала работы над темой: с 1.09.2020г Предполагаемая дата окончания работы 31.05.2021г ТЕМА: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 5-6 лет». ЦЕЛ...