Выступление на педагогической конференции
презентация на тему

Королева Ирина Валерьевна

Затрагивает главную проблему - развитие речи детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

(Слайд 2) Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети  выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь.

 (Слайд 3) Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии. Для того чтобы понять сущность речевой готовности к школьному обучению, мы должны четко представлять, что же входит в содержание способностей устной речи и какие компоненты самые важные для изучения речи.

Речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие фонематического слуха и звукового анализа, словаря, осознание состава слов, формирование грамматических категорий, развитие коммуникативных умений, умений и навыков связной речи. Овладение языком является важным условием умственного развития.

Своевременное развитие словаря - один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей.

(Слайд 4) На сегодняшний день мы видим, насколько остро стоит проблема задержки речевого развития у детей. Поэтому первой задачей для нас, воспитателей, является развитие активной, коммуникативной речи. Мы стараемся постоянно разговаривать с детьми, включать каждого в диалог, создавать потребность в собственных высказываниях. И каждый воспитатель старается решить эту проблему по - своему. Я поделюсь своим опытом работы в этом направлении. А именно развитие речи дошкольников через раннее обучение чтению. (Слайд 5) Она имеет как сторонников, так и противников даже тогда, когда социальные запросы общества, школы, семьи говорят в пользу такого обучения. Система раннего развития ребенка, в том числе и обучения чтению, может и должна иметь положительный аспект, если смотреть на нее не как на рецепт «выращивания гениев», а как на одно из средств познания мира ребенком.

 (Слайд 6) Чем раньше ребенок овладевает грамотой, тем меньше проблем у него с обучением в школе, тем успешнее оно протекает, дает больше «положительных» эмоций, реже возникают трудности. И даже в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, раннее обучение чтению благоприятно влияет на их речевое развитие. (Слайд 7)

- Во-первых, буква в отличие от звука имеет постоянный образ, поэтому звуки легче автоматизировать через чтение в слогах, словах, фразах.

- Во-вторых, развивается аналитико- синтетическая деятельность.

-  В-третьих, уточняется, обогащается словарь, ребенок овладевает  навыками словоизменения и словообразования.

- В-четвертых, появляется уверенность в себе, исчезает негативное отношение к школе, страх неудачи.

Начиная работу по обучению раннему чтению, мы должны учитывать следующее: Чтение – это сложный процесс, состоящий из ряда операций: опознания буквы, ее связи со звуком, соединение букв в слоги, слогов в слова.

Поэтому программа по раннему обучению чтению, должна проходить в 2 этапа.  Первый год нужно максимально использовать для подготовки к самому обучению. Самый оптимальный возраст, как установили логопеды и психологи 5-6 лет.  Именно в этом возрасте у детей проявляется интерес к буквам. Подготовка к обучению чтению детей дошкольного возраста, должна включать в себя игры, которые способствуют освоению навыков чтения. Они направлены на развитие памяти, внимания, мышления и мелкой моторики. На каждом занятии первого года обучения я максимально использую игры, давайте  и  мы отвлечемся и поиграем, игра называется «Подскажи словечко»

Каждый день  без передышки проиграть могли (мартышки)

Вещунья белобока, а зовут ее (сорока)

В лесу под щебет и под свист стучит лесной телеграфист: «Здорово, дрозд приятель!» И ставит подпись (дятел)

загадки – обманки

Быстрее всех от страха, несется (заяц)

Зимой в берлоге видит сон лохматый косолапый (медведь)

В чаще голову задрав воет с голоду (волк)

На заборе поутру кукарекал (петух)

Очень нравится детям игра в слова, на какую букву заканчивается слово, на такую должен начинать следующее слово.

 По такой же схеме придумываем предложения, на какое слово заканчивается предложение, на такое начинается следующее. В данной игре сначала мы не требуем от детей, чтобы получился рассказ, только позднее, когда уже дети хорошо могут строить предложения, задание можно усложнять.

От каждого по словечку игра на построение предложений. Игра «Кто больше назовет действий» называем любую профессию а ребята называют действия человека данной профессии.

Я не буду останавливаться на играх с мячом, которые дети очень любят, просто назову примерные: Мяч передавай, овощ называй, транспорт называй, одежду называй и т.д. Скажи слово наоборот, Кто как голос подает, из чего сделано, таких игр много. Дети любят отгадывать загадки, проговаривать скороговорки, чистоговорки.  

(Слайд 8) Ребенок, который начал читать в раннем возрасте, безусловно, имеет преимущество перед своим не умеющим читать сверстником.

(Слайд 9)

- читая, малыш развивает свою речь, поскольку чтение - это одна из разновидностей речи (письменная);

- читая и запоминая новые слова, ребенок развивает мышление, увеличивает словарный запас;

- чтение помогает малышу запомнить эталоны построения предложений, и он сам начинает строить свою речь правильно;

- многократно прочитывая одно и то же слово, ребенок зрительно запоминает его начертание, то поможет ему в будущем правильно писать;

- чтение - это новый вид получения информации, теперь малыш может самостоятельно узнавать интересующие его сведения.

Исходя из изложенных выше позиций, мы понимаем, что такие занятия должны проводиться по небольшим подгруппам, а иногда и вовсе индивидуально.  Поэтому мы решили организовать кружок дополнительного образования «Веселая Азбука». (Слайд 10). (Хочу заметить, что среди родителей этот кружок стал самым востребованным).  Было разработано содержание курса занятий, рассчитанных на двухлетний срок обучения (1-й год обучения - для детей 5-6 лет; 2-й год обучения для детей 6-7 лет) чтению в игровой форме.

  • Научить детей читать – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом, привить любовь к чтению. Следовательно, овладение навыками чтения это и средство, и одно из условий общего развития детей.

(Слайд 11)

Задачи 1-й год обучения (4 - 5 лет):

- подготовка к обучению чтению: обучение чтению напрямую зависит от развития познавательных способностей ребенка, внимания, памяти, мышления, мелкой моторики.

учим буквы: полезным для запоминания букв является выкладывание их из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков, моделирование буквы из пластилина (из колбасок/жгутиков) или проволоки, обводка и раскрашивание объемных букв, их штриховка. Затем знакомим ребят с буквами в красочной азбуке, где на картинке изображена буква и картинка – подсказка, нужно уловить момент, когда ребята уже хорошо освоили буквы, убрать слова – подсказки. И еще одно очень важное правило буквы мы учим произносить как один звук, без всяких добавлений.

Слайд 12

-учимся «сливать» слоги (здесь можно выбирать наиболее эффективный метод для каждого ребенка).

Слайд 13

запоминаем слоги: научить читать с помощью заучивания системы единиц чтения - слогов-слияний, заучивать слоги нужно по той же схеме, которая используется при заучивании букв: многократное называние слога взрослым, поиск слога по заданию взрослого с последующим называнием, самостоятельное называние - "чтение" слога.

(Слайд 14) Нашими верными и надежными помощниками с этом нелегком деле всегда были и есть дидактические игры, небольшую часть из которых я хочу вам  представить.

Это дидактическая игра «Лото», где ребята закрепляют знания букв

(Слайд 15). Дидактическая игра «Найди потерянный слог». Закрепление знаний слогового прочтения, развитие фонематического слуха.

(Слайд 16) Дидактическая игра «Кубики Воскобовича». Совершенствуем процессы внимания, памяти, мышления, расширяется словарный запас. Ребята в процессе игры постигают алгоритм словообразования.

(Слайд 17) Работа в тетрадях под редакцией Елены Бортниковой направлена на развитие фонематического слуха, обучения чтению и грамотному письму. Вы наверное обратили внимание, что на столе стоят карандаши 3 цветов, мы с ребятами постепенно знакомимся и закрепляем на письме гласные (красные), согласные твердые (синий) и согласные мягкие (зеленый).

(Слайд 18)

К концу первого года обучения дети должны уметь:

  • читать слоги:
  • сочетание двух гласных;
  • сочетание гласного с согласным в обратном слоге;
  • сочетание согласного с гласным в прямом слоге;
  • односложные слова по типу СГС (согласный-гласный-согласный);
  • двусложные и трехсложные слова, состоящие из открытых слогов;
  • двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов;

Хочу еще раз подчеркнуть, что это условные, приблизительные цели, так как каждый ребенок индивидуален и торопить его в этом сложном деле категорически нельзя!

Кружок проводился 3 раза в неделю на протяжении 8 месяцев, и еще 2 месяца впереди из всех ребят,  посещающих кружок, читать по слогам научились 60%. Слайд 19

 Но у нас впереди второй год обучения, который называется «Давайте играть «читаючи», чтобы читать «играючи».

Слайд 20

Задачи 2-й год обучения (6-7 лет):

читаем слова: после освоения ребенком достаточного для составления слов количества слогов необходимо целенаправленно заниматься обучению осмысленному чтению.

от словосочетания к предложению: главная задача этого этапа дать ребенку возможность научиться в полной мере осмысливать прочитанное.

читаем короткие тексты: при работе с текстом появляется еще один уровень осмысления прочитанного - понимание последовательности и причинно-следственных связей описываемых в тексте событий.

Слайд 21

учим "читать" знаки препинания: ребенок учится осмысливать не только сами слова, но и грамматические формы, в которых они находятся, союзы и предлоги, входящие с состав предложений, знаки препинания, последовательность и причинно-следственные связи описываемых событий.

Слайд 22

И в заключение хочется сказать, что сейчас очень много новых и интересных методик помогающих нам, воспитателям, решать проблему развития речи детей. Любая методика будет хороша, если  придерживаться простых правил: главное - никогда не отвечать самим на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью…, но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.

Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.

И самое главное следить за своей речью, чтобы она была грамотной, понятной и эмоциональной. Всем успехов в нашем нелегком труде!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на педагогической конференции по теме "Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

Данная публикация содержи тматериал о проектах, которые реализовывались в рамках темы "Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста"...

Выступление на педагогическую конференцию "Сбережение здоровья каждого ребёнка- одно из важных направлений национальной стратегии".

Добрый день, уважаемые коллеги!Сегодня мы с вами собрались на традиционную августовскую конференцию, которая остается долгожданным привычным событием в жизни каждого педагогическог...

Выступление на педагогической конференции

        В детском саду я работаю в художественно - эстетическом направлении. Это направление я выбрала не случайно. С детства я увлекалась рисованием....

Выступление на педагогической конференции "Санитарно-гигиенические требования к использованию компьютеров в дошкольном образовании"

Выступление на педагогической конференции "Санитарно-гигиенические требования к использованию компьютеров в дошкольном образовании"...

"Организация математического досуга как условие ФЭМП у старших дошкольников" Выступление на педагогической конференции.

Предлагаю вашему вниманию моё выступление на педагогической конференции. В нём  я  и моя коллега - инструктор по физической культуре раскрываем алгоритм проведения математического развлечени...

Конкурс. Выступление на педагогической конференции 2022г. "Возможности логопедической работы с одаренными детьми"

Данный материал будет интересен педагогам и логопедам детских садов по работе с одаренными детьми.Целью данного материала является: создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья...