"Организация математического досуга как условие ФЭМП у старших дошкольников" Выступление на педагогической конференции.
презентация к уроку по математике (старшая группа)
Предлагаю вашему вниманию моё выступление на педагогической конференции. В нём я и моя коллега - инструктор по физической культуре раскрываем алгоритм проведения математического развлечения и физкультурного досуга на примере проведенных мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Добрый день, уважаемые коллеги.
Тема моего выступления:
слайд «Организация математического развлечения как условие формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста».
Сегодня я и моя коллега – инструктор по физической культуре поделимся опытом организации и проведения математического развлечения и физкультурного досуга для старших дошкольников в рамках регионального проекта «Элементарная математика в детском саду»
слайд
Развлечения - одна из форм организации детей в повседневной жизни детского сада, которая преследует несколько целей: доставить детям удовольствие, повеселить, позабавить, а также обогатить музыкальными впечатлениями, побудить познавательную и творческую активность.(слайд)
В настоящее время большинство досугов посвящено играм, музыкальным развлечениям, литературному творчеству, а математике отдаётся лишь малая часть досугового времени дошкольников.
Слайд Тем не менее, дети старшего дошкольного возраста проявляют интерес к форме, количеству, величине и другим признакам предметов окружающего мира и на специально организованных занятиях, и в совместной образовательной деятельности педагога с детьми в разных режимных моментах, и в самостоятельной деятельности.
Слайд Разработанные и апробированные нами досуг и развлечение с использованием математического материала у старших дошкольников призваны в игровой, развлекательной, познавательной форме обобщить и закрепить полученный детьми опыт.
Слайд Дети незаметно для себя, во время развлечения, считают, складывают, вычитают, более того – решают разного рода логические задачи, задачи-шутки, формирующие у них мышление, внимание, память. И моя роль в этом процессе – поддерживать интерес детей.
Слайд Предлагаю вашему вниманию на примере математического развлечения «Чудо-дерево» для старших дошкольников
рассмотреть его Алгоритм.
Алгоритм математического развлечения
Слайд
- Изучить методические пособия по данному вопросу.
Изучив парциальную образовательную программу «Непрерывная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений » под редакцией Е.Ф.Купецковой я определила,
какие математические представления, и в каком объёме должны быть сформированы в старшей возрастной группе.
Читала детям математические сказки Е.А. Алябьевой о числах, счете и форме.
слайд
- Определить уровень сформированности элементарных математических представлений в данной возрастной группе.
Наблюдая за познавательной активностью детей в самостоятельной и специально-организованной деятельности, определила уровень сформированности элементарных математических представлений своих воспитанников.
слайд
- Определила цель и задачи математического развлечения. Не забывая о задачах интеграции образовательных областей в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Считаю, что они должны быть в развлечении только на закрепление представлений, умений и навыков дошкольников.
слайд
- Продумала название и содержание развлечения
У меня – это «Чудо - дерево».
Я за основу взяла сказку К.Чуковского «Чудо-дерево». В моем развлечении на нем росли разноцветные мешочки. Для детей всегда интересно узнать, что находится внутри мешочков.
слайд
Герой развлечения - Сказочный волшебник, загадывал детям сказочные загадки, предлагал выполнить разные задания математического содержания: «Найди пару», «Волшебный карандаш» - где надо соединить количество героев сказок с числом.
слайд
В решении задачи «Как пройти по узкой или широкой тропинке парами?», я была рада отметить дружную работу детей в микрогруппах, их по - разному выполненное задание.
Дети с интересом разыгрывали инсценировку «Кто как считает?» для Сказочного Волшебника.
двигались под веселую музыку, выполняя движения на ускорение.
слайд
При моделировании геометрических фигур, они использовали счетные палочки и синельную проволоку. С этим материалом мои воспитанники очень хорошо знакомы.
слайд
И в завершение развлечения так приятно найти и получить приз от сказочного Волшебника – это сундучок с новыми играми для детей группы.
слайд
- Чтобы развлечение было интересным, музыкальным, познавательным необходимо тщательно продумать и подготовить материал для его проведения.
Я его подобрала и изготовила самостоятельно, с учётом возможности выбора детей.
карточки с цифрами, героями сказок, числовые ориентиры, геометрические фигуры, материал для дидактических заданий и игр – синельную проволоку, счетные палочки.
В математическом развлечении «Чудо-дерево» дети выполняли задания с использованием музыки, что благоприятно для их эмоционального развития. В подборе музыки и музыкальной игры мне помогала музыкальный руководитель.
слайд
А родители, при подготовке к развлечению, отремонтировали макет дерева, сшили разноцветные мешочки, помогли приобрести новые игры: «Квадраты «Воскобовича», «Кубик-Рубика», «Танграм магнитный», «Математические планшеты».
слайд
- Подготовить детей к математическому развлечению по мере необходимости (заучивание стихотворений, подготовка какого-либо театрализованного представления, разучивание определённой роли в зависимости от сценария).
К развлечению я с детьми разучила по ролям стихотворение М. Карима «Кто как считает?». Мы совместно знакомились с персонажами стихотворения, рассматривали иллюстрации, картинки, инсценировали стихотворение, меняясь ролями (артисты, зрители).
Слайд
В завершение своего выступления хочу подвести итог:
При проведении развлечения с использованием математического материала я руководствовалась следующими правилами:
1. Сочетала художественный и познавательный материал
2. Предусмотрела смену разных видов деятельности, решение разнообразных по характеру задач. Простые наблюдения чередовала с включением детей в действие (например, помочь сказочному Волшебнику найти выход из сложившейся ситуации, решить логическую задачу, дать ответ на вопрос, выполнить движения под музыку).
3. Использовала дополнительные, наводящие, подсказывающие вопросы по необходимости; а также вариативные упражнения.
4. А выполнение всех заданий сопровождалось музыкой, что создало эмоциональную, приподнятую атмосферу на протяжении всего развлечения.
Учитывая алгоритм, все правила построения досугов, опираясь на возрастные особенности детей, на их опыт и навыки, я смогла организовать и провести математический досуг с детьми своей старшей группы.
А теперь слово передаю своей коллеге – инструктору по физической культуре – Татьяне Геннадьевне. Она продолжит тему.
Предварительный просмотр:
Физкультурный досуг - одна из наиболее эффективных форм активного отдыха.
Он повышает интерес к занятиям, оказывает благотворное воздействие на организм ребенка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивает двигательные качества, способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы, развивает внимание, упорство, организованность.
Дошкольники очень любят спортивные досуги и конкурсы. Красочно иллюстрированные и музыкально оформленные они доставляют им большую радость – это радость от участия в совместной со сверстниками деятельности, радость победы, эстетическую радость.
Проанализировав все это, я составила несколько интегрированных досугов с использованием конкурсов, эстафет, игр на закрепление знаний элементарной математики.
Сегодня я представляю спортивный досуг для воспитанников старшего дошкольного возраста «Математическая спартакиада».
Прежде чем составить конспект досуга, посоветовалась с коллегами воспитателями, чтобы уточнить уровень развития детей, их знаний, умений по элементарной математике в соответствии с возрастом.
С помощью воспитателей подготовила атрибуты:
- Разноцветные плоскостные фигуры, наглядный материал – карточки квадратов красного, зеленого цвета, схемы домов из гимнастических палок, эмблемы зеленого красного цвета от 1до6 (от кол-ва детей в группе), медали «Умник», «умница», смайлики «Настроение» для подведения итогов.
Обязательно тщательно подбираю ко всем спортивным досугам музыкальное сопровождение, это придает им положительную эмоциональную окраску, поднимает настроение участников, болельщиков.
Учитывая то, что с введением персонажей спортивные досуги всегда проходят на «Ура!» Представляемый мой досуг не исключение. В нем присутствуют два персонажа – Волшебник и Знайка.
Суть досугов этого вида заключается в том, что все задания подчинены сюжету, раскрывающему общую тему и идею.
Дети едут в город Цифрогад по приглашению Волшебника – хозяина города об этом они узнают из письма.
В Волшебном городе «Цифроград» вместе с героем Знайкой выполняют различные задания в виде эстафет, путешествуя по улицам города.
Разминка «Веселый поезд»
На улице «умников и умниц» проходит две эстафеты дети строят дом по схеме, которую им предлагает Знайка из гимнастических палок, предварительно обсудив кол-во гимнастических палок необходимых для строительства, сколько этажей в доме, из каких геометрических фигур состоит дом.
Здесь же проходит эстафета «Цветные квадраты». По двум схематическим карточкам дети складывают из кубиков квадрат, предварительно посчитав кол-во кубиков, выбирая из общего набора кубики нужного цвета (красные, зеленые)
В досуге предусматривается смена умственной и двигательной активности, дети отправляются на транспорте города Цифроград «прыгоходах» на «Эстафетный перекресток». Также предусмотрено чередование заданий с использованием наглядного материала и без него – это эстафета «Самый внимательный», дети выполняют бег змейкой между конусами, дотрагиваясь до 1-го и 3-го конуса.
Волшебник, хозяин города предлагает ответить на вопросы, вопросы подобраны на логическое мышление, счет, шуточные вопросы. Присваивает детям звание «Умник», «Умница» награждает одноименными медалями. Предлагает еще раз посетить его город.
А мы добрались до улицы «Подвижных игр»
Знайка проводит с детьми подвижную игру «Веселые фигуры», с музыкальным сопровождением, по окончании музыки дети выполняют задание может быть любое: занять фигуры только определенного цвета, при повторе занять только квадрат, треугольник и т.д.
В «Парке отдыха» с нами прощается Знайка, а мы присаживаемся в круг по-турецки и завершаем досуг релаксацией «Цветочек и бабочка», которая сочетает в себе пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, дыхательную гимнастику.
Подведение итогов, на память смайлики «Настроение».
Под музыку на поезде возвращаемся домой. Организованный выход из зала в группу.
Этот вид досугов призван стимулировать умение ребят принимать самостоятельные решения, искать выход из проблемных ситуаций,
Практика показывает, что знания и умения, приобретенные в игровой и двигательной деятельности, более прочные, устойчивые, осознанные и вызывают интерес к действиям.
Заключение.
В заключение хочется подчеркнуть, что
если условия организации и проведения математического развлечения и физкультурного досуга успешно реализуются, то осуществляется и основная цель мероприятий, а именно познавательное, социально-коммуникативное , физическое , речевое , художественно-эстетическое развитие дошкольников в атмосфере положительных эмоций и дружеской обстановки сотрудничества детей, их родителей и педагогов.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Развлечения - одна из форм организации детей в повседневной жизни детского сада, которая преследует несколько целей: доставить детям удовольствие, повеселить, позабавить, а также обогатить музыкальными впечатлениями, побудить познавательную и творческую активность.
1. Изучить методические пособия по данному вопросу. 2. Определить уровень сформированности элементарных математических представлений в данной возрастной группе . 3. Определить цель и задачи математического развлечения . 4. Продумать содержание развлечения. Алгоритм математического развлечения
Алгоритм математического развлечения 5 . Продумать и подготовить материал для проведения . 6. Подготовить детей к математическому развлечению по мере необходимости (заучивание стихотворений, подготовка какого-либо театрализованного представления, разучивание определённой роли в зависимости от сценария ). 7. Необходимо сообщить о времени и дне проведения развлечения заранее, чтобы это событие было желанно и долгожданно. Это поддержит интерес детей.
1 . Изучить методические пособия по данному вопросу.
2. Определить уровень сформированности элементарных математических представлений в данной возрастной группе.
3. Определить цель и задачи математического развлечения. Цель: доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности, желание играть в игры с математическим содержанием Задачи: Область «Познавательное развитие » - Упражнять в счёте предметов в пределах 10, умении соотносить множество с числом; - Закреплять представления о геометрических фигурах (круг, прямоугольник, квадрат, треугольник, овал); - Упражнять в сравнении двух предметов по величине («узкий» - «широкий») - Развивать навыки пространственной ориентировки во время движения.
Задачи: Область «Социально-коммуникативное развитие » - Способствовать укреплению коммуникативных отношений между детьми ; Область «Речевое развитие » - Развивать диалогическую речь детей ; - Активизировать словарь по теме; Область «Художественно-эстетическое развитие » - Вызвать положительные эмоции и создать у детей радостное настроение в движениях и игровых действиях под музыку.
Математическое развлечение «Чудо-дерево» для детей старшего дошкольного возраста
Задание «Волшебный карандаш»
Задание – «Пройди по узкой и широкой дорожке парой»
Моделируем геометрические фигуры
Мы рады подаркам!
4 . Продумать название и содержание развлечения.
5 . Продумать и подготовить материал для проведения развлечения.
Материалы для развлечения, новые игры:
6 . Подготовить детей к математическому развлечению по мере необходимости (заучивание стихотворений, подготовка какого-либо театрализованного представления, разучивание определённой роли в зависимости от сценария).
Правила проведения развлечений с использованием математического материала Сочетать художественный и познавательный материал. 2 . Предусмотреть смену разных видов деятельности , решение разнообразных по характеру задач . Простые наблюдения чередовать с включением детей в действие (помочь герою найти выход из сложившихся ситуаций, решить задачу, дать ответ на вопрос ). 3 . Использовать дополнительные , наводящие, подсказывающие вопросы; систему постепенно усложняющихся заданий, вариативные упражнения. 4 . Выполнение заданий желательно сопровождать музыкой . Это создаёт эмоциональную, приподнятую атмосферу.
Физкультурный досуг - одна из наиболее эффективных форм активного отдыха. Он повышает интерес к занятиям, оказывает благотворное воздействие на организм ребенка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивает двигательные качества, способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы, развивает внимание, упорство, организованность..
Цель : развитие умения детей самостоятельно выполнять математические задания в условиях соревнования . Задачи: Физическое развитие: - совершенствовать двигательные навыки детей; - развивать основные физические качества (ловкость, выносливость, координацию движений); - создать условия для развития, распределения и переключения внимания. Познавательное развитие: - развивать и закреплять полученные математические представления. Социально-коммуникативное развитие: -способствовать развитию целеустремленности, сплоченности и взаимовыручки; - способствовать развитию самостоятельности и инициативы.
физкультурный досуг для воспитанников старшего дошкольного возраста « Математическая спартакиада»
Атрибуты
Медали и смайлики «настроение» для детей
Герой досуга - « Знайка »
Герой досуга – Волшебник, хозяин города Цифроград
Эстафета «Цветные квадраты»
« Прыгоход »
эстафета « Самый внимательный»
Вручение медалей
Подвижная игра «Весёлые фигуры»
Выбор смайликов «настроение»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
выступление на педагогической конференции по теме "Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста через проектную деятельность"
Данная публикация содержи тматериал о проектах, которые реализовывались в рамках темы "Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста"...
Выступление на педагогическую конференцию "Сбережение здоровья каждого ребёнка- одно из важных направлений национальной стратегии".
Добрый день, уважаемые коллеги!Сегодня мы с вами собрались на традиционную августовскую конференцию, которая остается долгожданным привычным событием в жизни каждого педагогическог...
Роль подвижной игры в развитии основных видов движений у старших дошкольников (Выступление на педагогическом совете).
Опыт использования подвижных игр в развитии основных видов движений (ходьба,бег, прыжки, метание,ползание) у детей старшей и подготовительной групп в режимных моментах....
Выступление на педагогической конференции
Затрагивает главную проблему - развитие речи детей дошкольного возраста...
Выступление на педагогической конференции
В детском саду я работаю в художественно - эстетическом направлении. Это направление я выбрала не случайно. С детства я увлекалась рисованием....
Выступление на педагогической конференции "Санитарно-гигиенические требования к использованию компьютеров в дошкольном образовании"
Выступление на педагогической конференции "Санитарно-гигиенические требования к использованию компьютеров в дошкольном образовании"...
Выступление на педагогической конференции "Информационно- коммуникационные технологии в ДОУ"
Презентация "ИКТ в ДОУ"...