Лексико-грамматические упражнения
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Примерные варианты заданий и упражнений для учителей – логопедов и воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksiko-grammaticheskie_uprazhneniya_tetrad.docx | 137.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексико-грамматические упражнения
Примерные варианты заданий и упражнений для учителей – логопедов и воспитателей
Составила учитель-логопед
Бондаренко Юлия Михайловна
Тематическое планирование непрерывной непосредственно образовательной деятельности
Тематическое планирование
Для успешного освоения общеобразовательной программы и подготовки детей к школе некоторые темы были дополнены лексическим материалом и разделены на возрастные группы в связи с особенностью речевого развития детей.
№ недели | Недельная тематика |
Сентябрь | |
1 | Организация диагностики и мониторинга |
2 | Организация диагностики и мониторинга |
3 | «Урожай» : 5-6л –«Грибы-ягоды», 6-7л –«Злаки» |
4 | «Краски осени» |
Октябрь | |
1 | «Животный мир»: 5-6, -«Домашние животные»; 6-7л- «Домашние животные Климатические условия» |
2 | «Я - человек» |
3 | «Народная культура и традиции», 5-6л –«Обувь», 6-7л –«Головные уборы» |
4 | «Наш быт»: 5-6л –«Мебель», 6-7л –«Бытовые приборы» |
Ноябрь | |
1 | «Дружба», «День народного единства»– «Наша Родина. Столица нашей Родины» «День народного единства. Символика» |
2 | «Транспорт» |
3 | «Здоровей – ка». 5-6л – «Туалетные принадлежности», 6-7л – «Продукты питания. Витамины» |
4 | «Кто как готовится к зиме» (Дикие животные) |
Декабрь | |
1 | «Здравствуй, зимушка-зима» |
2 | «Город мастеров» (профессии людей) |
3 | «Новогодний калейдоскоп» |
4 | «Новогодний калейдоскоп» (зимние забавы) |
Январь | |
1 | «В гостях у сказки» (Зимующие птицы) |
2 | «Этикет» (Посуда) |
Февраль | |
1 | «Моя семья» |
2 | «Азбука безопасности» |
3 | «Наши защитники» |
4 | «Маленькие исследователи» (Живое-неживое) |
Март | |
1 | «Женский день» |
2 | «Миром правит доброта» 5-6л –«Садовые цветы», 6-7л –«Цветы луга и сада» |
3 | «Быть здоровыми хотим» (Спорт. Виды спорта) |
4 | «Весна шагает по планете» |
Апрель | |
1 | «День смеха», «Цирк», «Театр». 5-6л –«Дикие и домашние животные, их детёныши», 6-7л – «животные цирка и зоопарка. Профессии людей» |
2 | «Встречаем птиц» |
3 | «Космос» «Приведем в порядок планету» |
4 | «Волшебница вода» (Рыбы) |
Май | |
1 | «Праздник весны и труда» (Насекомые) |
2 | «День победы» (Весенние работы в саду и огороде) |
3 | «Мир природы» (Лес) |
4 | Организация диагностики и мониторинга |
Лексико – грамматические упражнения по теме
«Урожай» Грибы-ягоды.
1. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже. Гриб – грибы - грибов (белый гриб, подберезовик, подосиновик, сыроежка, волнушка, опенок, маслята; поганка, мухомор). Ягода – ягодка (клубника, смородина, крыжовник, арбуз, малина, ежевика, земляника, черника, голубика, морошка, брусника, клюква). | 2. «Съедобный – несъедобный». Подберезовик (какой гриб?) – съедобный. Мухомор (какой гриб?) – несъедобный и т.д. Первая малинка, вторая малинка… и т.д. |
3. «Счет». Согласование ИС с числительными. Одна сыроежка – две сыроежки – пять сыроежек. Один белый гриб – два белых гриба – пять белых грибов и т.д. Первая малинка, вторая малинка… и т.д. | 4. «Подбери родственные слова ». Подбор однокоренных слов. Гриб – грибок, грибной, грибник, грибница. |
5. «Какой, какое?». Образование относительных прилагательных. Суп из грибов – грибной. Блюдо из грибов – грибное. Сок из смородины (какой?) - смородиновый Варенье из смородины (какое?) - смородиновое и т.д. | 6. «Что лишнее и почему?». Классификация предметов. Опята, маслята, мухоморы, сыроежки; лисичка, подберезовик, ежевика, подосиновик. Мандарин, черника, клюква, морошка; брусника, земляника, крыжовник, голубика. |
7.Составить описательный рассказ про грибы (по выбору), по плану: Что это? Где растет? Какой имеет внешний вид (величина, цвет шляпки; длина, толщина ножки). Съедобный или несъедобный гриб? Что из него можно приготовить? | 8.Составить описательный рассказ про ягоды (по выбору), по плану: Что это? Где растет? Какой имеет внешний вид (цвет, форма, величина)? Какая на вкус? Съедобная или несъедобная? Что из нее можно приготовить? |
Лексико – грамматические упражнения по теме
«Краски осени»
1. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже. Месяц – месяцы – много месяцев и т.д. | 2. «Назови ласково». Дождь – дождик (дождичек) – дождики (лужа, ветер, туча, сад, солнце, дерево, лист, лес, птица, урожай). |
3. «Скажи со словом «осенний». Согласование ИС с ИП. Небо (какое?) – осеннее; ветер (какой?) – осенний; аллея (какая?) – осенняя; тучи (какие?) - осенние (дождь, цветы, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто). | 4. «Подбери признак ». Согласование ИС с ИП. Осень (какая?) – золотая, дождливая, пасмурная, красивая, урожайная и т.д. |
5. «Он (она) – они». Образование множественного числа глаголов, ИС и ИП. Наступил осенний день – наступили осенние дни (плывет темная туча; стоит большое дерево; идет холодный дождь; дует сильный ветер; висит теплая куртка; летит птичья стая). | 6. «Скажи наоборот». Поиск антонимов. Осень ранняя – осень поздняя. День веселый – день грустный. День солнечный – день пасмурный. Облако белое – туча черная. |
Составить описательный рассказ про осень, по плану: Когда наступает осень? Осенние месяцы. Приметы осени в природе (солнце, небо, земля, деревья). Что делают птицы и животные осенью? Труд человека в осенний период. Осенняя одежда. Любишь ли ты осень? Почему? | ««Назови, какая погода». Образование качественных прилагательных. Какая погода бывает осенью, если идет дождь? – дождливая. Если дует ветер – ветреная. Если на улице холодно, какая погода? – холодная. Если пасмурно – пасмурная. Если сыро – сырая. Если хмуро – хмурая. Если солнечно – солнечная. Если ясно – ясная. |
Лексико – грамматические упражнения по теме
«Я - человек»
1. Дети должны знать: -о строении человеческого тела, назначении отдельных частей (назвать пары органов); - как люди внешне отличаются друг от друга; - названия и количество пальцев на руках (большой, указательный...), на ногах; - как выражается на лице человека радость, грусть, удивление; - где правая сторона — левая (уметь правой рукой дотронуться до левого уха, ноги, глаза, и наоборот); - необходимые правила гигиены тела. | 2. Поиск соответствующего понятия «Я начну, а ты закончи» головой мы (что делаем?) -— думаем; ушами ... — слушаем; глазами ... — смотрим; носом ... — дышим, нюхаем; ртом ... — едим, пьем, говорим; руками ... — берем, держим, трогаем, рисуем; ногами ... — ходим, бегаем, прыгаем. |
3. «Счет». Согласование ИС с числительными. Одна рука – две руки – пять рук Один палец – два пальца – пять пальцев и т.д. | 4. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже. Ухо – уши –ушей (глаз, рот, нос, палец, волос, ноготь, рука) |
5. «Назови ласково». глаз - глазик (рот, губы, нос, волосы, язык, рука, пальцы, нога, плечо) | 6. «Что лишнее и почему?». Классификация предметов. Глаза, нос, (палец), рот, брови; нога, рука, плечи, (желудок), шея. Голова, шапка, ладонь, шея (шапка); варежки, пальцы, нога, ладонь (варежки); нога, стопа, сапоги, колено (сапоги); глаза, нос, рот, очки (очки). |
7. Поиск антонимов «Скажи наоборот» Большой — маленький, трудолюбивый — ленивый, низкий — высокий, глупый — умный, широкий — узкий, детский — взрослый, грустный — веселый, поднимать — опускать, длинный — короткий, смелый — трусливый, злой — добрый, черный — белый, говорить — молчать. | 8. «Маленький, большой, еще больше». Образование слов с суффиксами ик, ищ. Глазик– глаза – глазище Ротик – рот – ротище Носик – нос – носище Лобик – лоб – лбище Ручка – рука - ручище Ножка – нога -ножище |
Лексико – грамматические упражнения по теме
«Животный мир» Домашние животные
1. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже. Кошка – кошки – кошек (собака, корова, лошадь, свинья, овца, коза). | 2. «Назови ласково». Собака - собачка (кошка, лошадь, корова, овца, баран, коза) |
3. «Счет». Согласование ИС с числительными. Одна овца – две овцы – пять овец Один ягненок – два ягненка – пять ягнят и т.д. | 4. «У кого – кто?». Образование ИС с ум.-ласкательн. суффиксами в ед. и мн. числе. У лошади – жеребенок (жеребята) и т.д. |
5. «Назови семью». Упражнение в словообразовании. Папа – кот, мама – кошка, детеныш – котенок, детеныши – котята и т.д. | 6. «Кто лишнее и почему?». Классификация предметов. Коза, собака, белка, корова; теленок, жеребенок, ягненок, свинья. |
7. «Кто где живет?». Употребление предложного падежа ИС. Лошадь живет (где?) – в конюшне; корова – в хлеву; собака – в будке; свинья – в свинарнике; овца – в овчарне. | 8. «Чей хвост? Чья лапа? Чье ухо? Чьи глаза?». Образование притяжательных прилагательных. У собаки хвост – собачий, лапа – собачья, ухо - собачье, глаза – собачьи и т.д. по остальным животным. |
Составить описательный рассказ про домашнее животное (по выбору), по плану: Кто это? Домашнее или дикое животное? Где живет? Внешний вид (части тела; размер, окраска, шерсть). Чем питается? Как называют детенышей? Какую пользу приносит? | «Маленький, большой, еще больше». Образование слов с суффиксами ик, ищ. Котик – кот – котище Ротик – рот – ротище Носик – нос – носище Лобик – лоб – лбище Хвостик – хвост – хвостище Усики – усы – усищи Глазки – глаза - глазищи |
Лексико – грамматические упражнения по теме
«Народная культура и традиции» «Одежда, обувь, головные уборы»
1. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже. Носок – носки – много носков т.д. | 2. «Назови ласково». Пальто – пальтишко – пальтишки (куртка, плащ, брюки, кофта, перчатки, носки, чулки, сапоги, ботинки, туфли, кроссовки, кепка, шапка). |
3. «Счет одежды». Согласование ИС с числительными. Одно пальто – два пальто – пять пальто Одна кожаная куртка – две кожаные куртки – пять кожаных курток и т.д. | 4. . «Чья, чей, чьи, чье?». Употребление притяжательных прилагательных Это чья шапка? – Моя. Это чей кроссовок? - Мой. Это чьи перчатки? – Мои. Это чье пальто? – Мое. |
5. «Какой, какая, какое, какие?». Образование относительных прилагательных. Шарф из шерсти – шерстяной. Платок из шелка – шелковый. Куртка из кожи – кожаная. Пальто из драпа – драповое. Сапоги из резины – резиновые | 6. «Четвертый лишний». Классификация предметов. Куртка, сапоги, пальто, плащ; кофта, кепка, брюки, шарф. Шлепанцы, пальто, плащ, юбка. Кроссовки, панама, ботинки, туфли. Сапоги, шорты, босоножки, тапки. Сандалии, шуба, кеды, валенки. |
7. «Подбери предмет». Согласование ИС с местоимениями. Моя – кепка ... ; мой - носок … ; моё – пальто … ; мои – туфли … . | 8. «Подбери признак ». Согласование ИС с ИП. Плащ (какой?) – кожаный, теплый, черный и т.д. |
9.Составить описательный рассказ про осеннюю одежду, обувь, головные уборы (по выбору), по плану: Что это? Из какого материала сделана? Какого цвета? Из каких частей состоит? В какое время года носят? Назначение (мужская, женская или детская). | 10.Дидактическая игра «Из чего — какой?» (образование относительных прилагательных): из ситца — ситцевый, из льна — льняной, из шелка — шелковый, из шерсти — ..., из меха — ..., из пуха — ..., из резины — ... . |
Лексико – грамматические упражнения по теме
«Моя семья»
1. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже. Семья – семьи – много семей (ребенок, мама, папа, дедушка, бабушка, сын, дочь, сестра, брат, внук, внучка, тетя, дядя, младенец | 2. «Назови ласково». Сын – сынок, сыночек, сынуля, сыночка Мама - … и т.д. |
3. «Назови, какой». Образование простых причастий и прилагательных. Жить – живущий; расти – растущий; любить – любимый; уважать – уважаемый; гладить – глаженый; стараться – старательный; заботиться – заботливый; отдыхать – отдыхающий. | 4. «Чей? Чья? Чье? Чьи?». Образование притяжательных прилагательных. Мама – (значит, ты чей? чья?) - мамин(а), папа – … , бабушка – … , дедушка – … , дядя – … , тетя – … , пальто (чье?) – бабушкино, мамино … , перчатки (чьи?) – тетины … . |
«Кто старше? Кто младше?». Составление ССП с союзом а. Папа – сын («Папа старше, а сын младше») Папа – дедушка Дядя- племянник Внук – дедушка. | «Назови отчества женщин и мужчин». Упражнение в словообразовании ИС. Александр – Александровна, Александрович (Алексей, Андрей, Антон, Артем, Богдан, Борис, Василий, Владислав, Георгий, Денис, Евгений, Егор, Иван, Лев, Максим, Матвей, Никита). |
«Расскажи о семье по плану». Развитие связной речи. Сколько в твоей семье человек? Где вы живете? (домашний адрес) Как зовут родителей, братьев, сестер (имя, отчество) Кем работают родители? Сколько лет брату (сестре)? В каком классе учится брат (сестра)? Какая у тебя семья (дружная, добрая, трудолюбивая…). | «Беседа о семье». Развитие умения отвечать на вопрос полным ответом. Поиск соответствующего понятия. Как зовут твоих маму, папу, бабушку, дедушку? Кто ты маме? Кто ты бабушке и дедушке? Кто старше: мама или бабушка? Кто младше: папа или дедушка? Как зовут членов семьи? |
Лексико – грамматические упражнения по теме
«Наш быт» Бытовые приборы
1. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже. Телевизор – телевизоры – телевизоров (магнитофон, пылесос, люстра, телефон, радио, торшер, лампа, компьютер, холодильник, утюг, машина, плита, микроволновая печь, музыкальный центр, домашний кинотеатр, видеомагнитофон, плеер, принтер, сканер, миксер, фен, вентилятор, кондиционер, обогреватель, тостер, кофемолка, кофеварка, соковыжималка, кухонный комбайн). | 2. «Назови ласково». Утюг – утюжок Пылесос – пылесосик, телевизор – телевизорик, люстра – люстрочка, холодильник – холодильничек и т.д. |
3. «Счет электроприборов». Согласование ИС с числительными. Один пылесос – два пылесоса – пять пылесосов, Один телевизор – два телевизора – пять телевизоров, Один холодильник – два холодильника – пять холодильников, Одна люстра – две люстры –пять люстр, Одна соковыжималка – две соковыжималки – пять соковыжималок и т.д. | 4. «Посчитай». Образование ИС и ИП мн. числа в родительном падеже. Один цветной телевизор – два цветных телевизора – пять цветных телевизоров Одна хрустальная люстра – две хрустальные люстры – пять хрустальных люстр Один высокий холодильник – два высоких холодильника – пять высоких холодильников. |
«Беседа по теме». Поиск соответствующего понятия и развертывание монологической речи. Какие электроприборы ты знаешь? Для чего нужен каждый из них? Какие электроприборы находятся у вас на кухне, в спальне, в гостиной? Что служит питанием для электроприборов? Откуда поступает электричество в дома? (С электростанций.) Где в каждом доме живет электричество? (В розетках.) Почему нельзя трогать розетки? Для чего нужен провод? На какой предмет мебели похож холодильник? Какие бывают лампы? (Настольные, настенные.) | «Закончи предложение». Согласование слов по типу управления. Мама стирает белье в …(стиральная машина). Папа чистит ковер …(пылесос). Дочь гладит одежду …(утюг) Владик поджаривает хлеб в …(тостер). Бабушка на кухне достает продукты из …(холодильник). Даша готовит обед на …(плита). Илья разговаривает с другом по …(телефон). Фильмы и мультфильмы показывают по …(телевизор). Арина читает книгу под настенной …(лампа). |
Лексико – грамматические упражнения по теме
«Дружба, День народного единства» Наша Родина. Столица нашей Родины.
1. Вопросы о Родине. — Как называется наша Родина? — Наша Родина называется Россия, или Российская Федерация. — Какие народы живут в России? — В России живут разные народы, но основное население — русские. — Как называется главный город нашей страны? — Столица нашей Родины — Москва. — Какие еще города есть в России? — Санкт-Петербург, Великий Новгород, Рязань, Новосибирск, Калининград, Владивосток, Екатеринбург, Челябинск, Троицк. | 2. Выучите с ребенком стихотворение З.Александровой «Родина». Поработайте над четкостью дикции и звукопроизношением. РОДИНА Если скажут слово Родина, Сразу в памяти встает Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот. Или степь, от маков красная, Золотая целина... Родина бывает разная, Но у всех она одна! |
3. Выучить, и объяснить смысл пословицы Человек без Родины что соловей без песни. | 4. Разделить слова на слоги. Кремль, Моск-ва, сто-ли-ца, пре-зи-дент, Родина и т.д. |
Выучите с ребенком домашний адрес и адрес детского сада, который он посещает. | «Закончи предложение». Согласование слов по типу управления. Мы живем в городе …( ). Я живу на улице … Мой дом построен из …(кирпича, дерева,) |
Лексико – грамматические упражнения по теме
«Транспорт»
1. Вспомни виды транспорта (водный, наземный, подземный, воздушный, легковой, грузовой, железнодорожный, спецтранспорт и т.д.), их названия. | 2. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже. Троллейбус – троллейбусы – троллейбусов (трамвай, автобус, машина, грузовик, поезд, электричка, телега; самолет, вертолет; пароход, корабль, лодка, катер, яхта, парусник). |
3. «Какой, какая, какое?». Образование относительных прилагательных. Шина для автомобилей (какая?) - автомобильная Билет на автобус (какой?) - автобусный Масло для машин (какое?) – машинное. Остановка трамвая, автобуса, троллейбуса (какая?) – трамвайная и т.д. | 4. «Кто чем управляет?» Поиск соответствующего понятия. Автобусом управляет (водитель) Грузовиком управляет (шофер). Поездом управляет (машинист). Вертолетом управляет (вертолетчик). Самолетом управляет (пилот). Кораблем управляет (капитан). Мотоциклом управляет (мотоциклист). Велосипедом управляет (велосипедист). |
5. «Собери предложение». Связь слов в предложении. Машина, ехать, дорога, по. Самолет, небо, летит, высоко, в. Шоссе, автомобиль, мчится, по. Едет, тропинка, по, велосипедист. Магазин, около, мотоцикл, остановился. | 6. «Придумай новые слова». Образование ИС префиксальным способом. У- При- ехать (уехать, приехать и т.д.) Пере- плыть (уплыть, приплыть и т.д.) До- лететь Вы- бежать За- ходить Объ- На- |
7. «Назови одним словом машину, которая…». Образование сложных слов. Возит молоко – молоковоз; возит муку - … ; возит лес - … ; возит бетон - … ; возит цемент - .. ; мешает бетон – бетономешалка; черпает землю – землечерпалка; укладывает трубы – трубоукладчик; дробит камни – камнедробилка. | 8. Составить описательный рассказ про транспортное средство (по выбору), по плану: Как называется это транспортное средство? К какому виду транспорта относится (водный, наземный, воздушный)? Из каких частей оно состоит? Чем приводится в движение? Для чего используется, что перевозит? |
Лексико – грамматические упражнения по теме
«Здоровей-ка » Продукты питания
1. Пальчиковая гимнастика «Каша» Каша в поле росла, (дети подняли руки, шевелят пальчиками) К нам в тарелку пришла. («идут пальчиками по столу) Всех друзей угостим, По тарелке дадим. (в правой ладошке «мешают» указательным пальцем левой руки) Птичке-невеличке, Зайцу и лисичке, Кошке и матрёшке, (загибают по одному пальчику на обеих руках) Всем дадим по ложке! (разжимают кулачки) | 2. Какое это блюдо? Суп из гороха, какой? – гороховый суп. Суп из курицы - … . Суп из грибов - …. Каша из пшена - … Каша из манки - … . Компот из слив - … Компот из малины - …. |
3. Расскажи: Какое у тебя любимое блюдо? … . В какое время ты завтракаешь? … В какое время ты ужинаешь? … В какое время ты обедаешь? … . | 4. Назвать продукты: Молочные - … Мясные - … Хлебобулочные - …. Кондитерские - …. |
5. Назови по образцу Жарить картофель – значит, он какой? – жареный. Варить свеклу - … .… Морозить пельмени - …. …. Мариновать помидоры - … Солить сало - … .… . Квасить капусту - …. … | 6. Сосчитай со словами Одна конфета – две конфеты – пять конфет. Один пирог - … Одно яйцо - …. Один торт - … Один компот - … Одна котлета - … |
Лексико – грамматические упражнения по теме
«Кто как готовится к зиме » Дикие животные
1. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже. Заяц – зайцы – зайцев (волк, медведь, белка, лиса, еж, барсук, лось, олень). | 2. «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Медведь – медведушка и т.д. |
3. «Счет животных и их детенышей». Согласование ИС с числительными. Один олень – два оленя – пять оленей Один олененок – два олененка – пять оленят и т.д. Одна лиса – две лисы – пять лис Один лисенок – два лисенка – пять лисят. | 4. «У кого – кто?». Образование ИС с ум.-ласкательн. суффиксами в ед. и мн. числе. У белки – бельчонок (бельчата) и т.д. |
5. «Назови семью». Упражнение в словообразовании. Папа – волк, мама – волчица, детеныш – волчонок, детеныши – волчата и т.д. | 6. «Кто лишний и почему?». Классификация предметов. Волк, лиса, собака, еж; корова, заяц, кролик, лошадь. |
7. «Кто где живет?». Употребление предложного падежа ИС. Лиса живет (где?) – в норе; медведь – в берлоге; белка – в дупле; волк – в логове; еж – в норке. | 8. «Чей хвост? Чья лапа? Чье ухо? Чьи глаза?». Образование притяжательных прилагательных. У волка хвост – волчий, лапа – волчья, ухо - волчье, глаза – волчьи и т.д. с остальными животными. |
9. «Подбери признак ». Согласование ИС с ИП. Медведь (какой?) – бурый, большой, косолапый, неуклюжий, лохматый и т.д. Лиса (какая?) - …, заяц (какой?) - …, волк (какой?) - …, ежи (какие?) - … . | 10. Составить описательный рассказ про дикое животное (по выбору), по плану: Кто это? Домашнее или дикое животное? Жилище. Внешний вид (части тела; размер, окраска, шерсть). Чем питается? Враги. Как защищается? Как называют детенышей? |
Лексико – грамматические упражнения по теме
«Здравствуй, зимушка-зима »
1. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже. Снег – много снега (зима, мороз, лед, звезда, день, узор, ночь, снежинка, снеговик, санки, буря, вьюга, стужа, холод, дерево, забава). | 2. «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Зима – зимушка, мороз – морозец, холод – холодок и т.д. |
3. «Каким бывает?» Поиск соответствующего понятия. Снег – белый, мягкий, легкий, пушистый, липкий, холодный, блестящий, серебристый, сверкающий, падающий. Зима – холодная, веселая, злая, суровая, морозная, длинная, вьюжная. Снежинки – белые, легкие, мохнатые, пушистые, красивые, узорчатые, прозрачные, холодные. Что могут делать снежинки – летать, кружиться, виться, танцевать, порхать… | 4. «Отвечай-ка». Употребление падежных форм мн. числа ИС. Что? – зима; снежная баба; снег; мороз. Нет чего? – зимы; снежной бабы и т.д. Рад чему? – зиме и т.д. Вижу что? – зиму и т.д. Доволен чем? – зимой и т.д. Говорю о чем? – о зиме и т.д. |
5. «Что лишнее и почему?». Классификация предметов. Коньки, скакалка, лыжи, санки; ворона, голубь, воробей, ласточка. | 6. «Собери предложение». Связь слов в предложении. Дети, снеговик, слепили. Мальчики, на, санки, и, катаются, девочки. Снежки, играют, в, мальчики. Снежинки, падать, легкие, тихо. |
7. «Объясни, как ты понимаешь». Толкование пословиц и поговорок. Любишь кататься – люби и саночки возить. Береги нос в большой мороз. | 8. Составить описательный рассказ о зиме, по плану: Как ты заметил(а) наступление зимы? Назови ее первые приметы в природе. Зимние месяцы. Повадки зверей и птиц зимой. Зимние забавы и развлечения. |
Лексико – грамматические упражнения по теме
«Город мастеров» Профессии людей
1. «Кто что делает?». Составление предложений. Работа над слоговой структурой слова. Милиционер регулирует уличное движение и т.д. со словами: Врач, учитель, продавец, фотограф, почтальон, строитель, портной, крановщик, каменщик, точильщик, милиционер, библиотекарь, доярка, водитель, плотник, тракторист, экскаваторщик, носильщик, стекольщик, сварщик, слесарь, электрик, часовщик, сапожник, парикмахер, пожарник, маляр, писатель, художник, комбайнер, птичница, ткачиха, летчик, композитор, пианист, переводчик, проводник, пилот, машинист). | 2. «Назови». Поиск соответствующего понятия. а) детского врача (педиатр), зубного врача (стоматолог), глазного врача (окулист), врача, делающего операции (хирург), врача, лечащего нервы (невропатолог), помощника врача (медицинская сестра); б) медицинскую одежду (колпак, косынка, халат, перчатки); в) медицинские инструменты (шприц, шпатель, пипетка, градусник, молоточек, пинцет, стетоскоп). |
3. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже. Регулировщик – регулировщики –много регулировщиков и т.д. | 4. «Он – она». Образование ИС женского рода. Он художник, а она – художница (так же со словами: ткач, воспитатель, учитель, певец, пианист, скрипач, проводник, переводчик). |
5. «Счет». Согласование ИС с числительными. Один часовщик – два часовщика – пять часовщиков (так же со словами милиционер, библиотекарь, экскаваторщик, стекольщик, водопроводчик, фотограф, регулировщик). | 6. «Почему так названы?». Образование сложных слов. Рыболов – …(ловит рыбу), пчеловод – … (разводит пчел), землекоп - …(копает землю), лесоруб - … , трубочист - … , водопроводчик - … . |
7. «Кто чем работает?» Образование творительного падежа ИС. Маляр – кистью, дворник - … , садовник - … , парикмахер - … , портной - … | 8. «Кому что нужно для работы?» Образование дательного падежа ИС. Поварешка нужна повару, письмо нужно … , метла нужна … , указка нужна … , топор нужен … , градусник нужен … , весы нужны … . |
9. Беседа по теме. Поиск соответствующего понятия и построение монолога. Что такое профессия? (Дело, работа, занятие). Назови профессии своих родителей. Для чего нужны профессии? Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? Для чего надо учиться профессиям? | 10. «Опиши профессию по плану». Построение монолога. Название профессии. Что делает человек этой профессии? Какие инструменты нужны для работы по этой профессии? |
Лексико – грамматические упражнения по теме
«Новогодний калейдоскоп»
1. «Скажи наоборот». Подбор антонимов. Темный – светлый Короткий – … (длинный) Холодный – … (теплый, горячий) Пасмурный - … (ясный, солнечный) Ветер - … (безветрие, тихая погода) Заморозки - … (оттепель) Зимний - … (летний). | 2. «Подбери признак». Согласование ИС с ИП. Елка (какая?) - … Праздник (какой?) - … Елочные игрушки (какие?) - … Дед Мороз (какой?) - … Подарки (какие?) - … Снегурочка (какая?) - … |
3. Отгадай загадку. На первую ступеньку встал парень молодой К двенадцатой ступеньке пришел старик седой. (Новый год) | 4. «Посчитай». Образование ИС и ИП мн. числа в родительном падеже. Одна новогодняя ночь – две новогодние ночи – пять новогодних ночей Один холодный день – два холодных дня – пять холодных дней |
5. «Вопросы на засыпку!». Развитие умения отвечать на вопрос полным предложением. Оттепели сменились морозами. Что было вначале, что – потом. Чего больше – снегопадов или снежинок? Чего меньше – зим или зимних месяцев? | 6. Пересказ рассказа. Развитие связной речи. Автоматизация поставленных звуков. Елка В детском саду елка. У елки стоит Дед Мороз, большой, седой, в красной шубе, в меховой шапке, в белых валенках, с посохом в руке. Он очень понравился ребятам. Саша на него смотрел, смотрел, подошел и тронул. Дед Мороз зашевелился, голову поднял и громко спросил: - Кто меня разбудил? - Это я, Саша. - Спасибо, Саша, а то я чуть праздник не проспал. Пришлось бы подарки в лес увозить. |
Лексико – грамматические упражнения по теме
«Новогодний калейдоскоп» Зимние забавы
1. Отгадай загадку. Кто по снегу быстро мчится, провалиться не боится? (Лыжник) Мчусь как пуля я вперед, лишь поскрипывает лед. Да мелькают огоньки. Кто несет меня? (Коньки). Все лето стояли, зимы ожидали. Дождались поры – помчались с горы. (Санки) По снегу покатите – я подрасту. На костре согреете – я пропаду. (Снежный ком) | 2. «Счет». Согласование ИС с числительными. Один конькобежец – два конькобежца – пять конькобежцев. Один саночник – два саночника – пять саночников. Один лыжник - два лыжника – пять лыжников. Один хоккеист – два хоккеиста – пять хоккеистов. Один фигурист – два фигуриста – пять фигуристов. Один снеговик – два снеговика – пять снеговиков. Одна снежная баба – две снежные бабы – пять снежных баб. |
3. «Почему так назван?» Образование сложных слов. Конькобежец – бегает на коньках; саночник – катается на санках; лыжник – катается на лыжах; хоккеист – играет в хоккей; фигурист – занимается фигурным катанием. | 4. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже. Лыжник – лыжники – лыжников и т.д. |
5. «Закончи предложение». Склонение ИС в ед. числе. Мы решили слепить снеговика. Мы приделали нос-морковку нашему … (снеговику). Мы показали соседям нашего … (снеговика). Мы играли со … (снеговиком). Мы рассказывали о …(снеговике). | 6. «Исправь ошибку». Развитие логического мышления, слухового внимания. Лыжнику нужна клюшка. Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику нужны коньки. Хоккеисту нужны санки. Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, стоят снежную крепость. |
7.Пересказ рассказа. Развитие связной речи. Автоматизация поставленных звуков. Снежная баба. Мы слепили во дворе два огромных снежных кома. Положили ком на ком. Затем прилепили снежной бабе руки. Воткнули в руки ей метлу. Потом мы сделали ей глаза, рот и нос. На голову бабе надели шапку. | 8. Составить рассказ (из личного опыта) на тему «Как я играл(а) зимой. |
Лексико – грамматические упражнения по теме «В гостях у сказки» (Зимующие птицы)
1«Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Птенец – птенчик ,кукушка — кукушечка, воробей — воробышек, воробьишко, птица — птичка,сова — совушка, гнездо— гнездышко, крыло — крылышко, пестрый — пестренький, быстрый — быстренькийшустрый — шустренький | 2.Развитие мелкой моторики. (Ритмично сжимать и разжимать кулачки) Сколько птиц К кормушке нашей Прилетело? (На каждое название птицы загибать по одному пальчику) Две синицы, воробей, Шесть щеглов и голубей, Дятел в пестрых перышках. (опять сжимать и разжимать кулачки) Всем хватило зернышек! |
3. «Скажи одним словом». | 4. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже. Стриж – стрижи – много стрижей Сова – совы – много сов Снегирь – снегири – много снегирей и т.д. |
7. Составить описательный рассказ про перелетных птиц (по выбору), по плану: Кто это? Какая это птица (перелетная, зимующая)? Где и как строит себе дом? Внешний вид (части тела; размер, окраска перьев, особенности строения: длина ног, шеи, форма клюва). Как поет? Чем питается? Как называют ее детенышей? | 8. Послушай рассказ и ответь на вопросы полным предложением. Была зима. Стояли сильные морозы. Дети в парке на снегу нашли замершего воробышка. Он лежал и не двигался. Дети отогрели воробышка в руках, а потом положили его в теплую варежку и понесли домой. Дома воробышек согрелся и стал летать по комнате. Дети кормили воробышка хлебными крошками, семечками. Когда кончились сильные морозы, дети выпустили воробышка на волю и подвесили в парке кормушку с кормом, чтобы помочь птицам пережить холодную зиму. Вопросы: Какое было время года? |
Лексико – грамматические упражнения по теме
«Этикет» Посуда
1. Побеседуйте с ребенком о том, что посуда бывает чайной, кофейной, столовой, кухонной. Пусть он подберет по несколько названий посуды каждого вида. | 2. Предложите ребенку вспомнить названия посуды, состоящие из одного слога (ковш, нож), из двух слогов (лож-ка, вил-ка, чаш-ка), из трех слогов (та-рел-ка, каст-рю-ля), из четырех слогов (по-ва-реш-ка). |
3. Пальчиковая гимнастика «Помощники» Раз, два, три, четыре, (удар кулачками друг о друга) Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой по кругу) Чайник, чашку, ковшик, ложку (загибают пальчики по одному, начиная с И большую поварёшку. большого) Мы посуду перемыли, (одна ладонь скользит по другой по кругу) Только чашку мы разбили, (загибают пальчики по одному, начиная с большого) Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть-чуть сломали, Так мы маме помогали. (удар кулачками друг о друга) | 4.Как называется посуда? Для сахара – сахарница. Для хлеба - … . Для соли - … Для салфеток - … Для масла - … . Для супа - … Для конфет - … |
5. «Закончи предложение». Суп в тарелку налили из … Кофе в чашку налили из … . Чай в чашку налили из …. | 6. Скажи наоборот. Кастрюля большая, а блюдце маленькое. Кувшин высокий, а стакан. … . Сковорода тяжелая, а солонка .… Блюдце мелкое, а миска … |
7. Какая? Какой? Вилка из пластмассы - … . Ложка из дерева - … .… Стакан из стекла - …. …. Кастрюля из железа - … Кувшин из глины - … . Поварешка из металла - … | 8. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже. Одна – тарелка две тарелки – пять тарелок Один стакан – два стакана – пять стаканов Одна ложка – две ложки – пять ложек Одна миска – две миски – пять мисок Одна масленка две масленки – пять масленок и т.д. |
Лексико – грамматические упражнения по теме
«Моя семья»
1. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже. Семья – семьи – много семей (ребенок, мама, папа, дедушка, бабушка, сын, дочь, сестра, брат, внук, внучка, тетя, дядя, младенец). | 2. «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Сын – сынок, сыночек, сынуля, сыночка Мама - … и т.д. |
3. «Чей? Чья? Чье? Чьи?». Образование притяжательных прилагательных. Мама – (значит, ты чей? чья?) - мамин(а), папа – … , бабушка – … , дедушка – … , дядя – … , тетя – … , пальто (чье?) – бабушкино, мамино … , перчатки (чьи?) – тетины … . | 4. «Назови, какой». Образование простых причастий и прилагательных. Жить – живущий; расти – растущий; любить – любимый; уважать – уважаемый; гладить – глаженый; стараться – старательный; заботиться – заботливый; отдыхать – отдыхающий. |
5. «Кто старше? Кто младше?». Составление ССП с союзом а. Папа – сын («Папа старше, а сын младше») Папа – дедушка Дядя- племянник Внук – дедушка. | 6. «Скажи наоборот». Подбор антонимов. Старший – младший; большой – … , молодой - … , старше – моложе, младше. |
7. «Расскажи о семье по плану». Развитие связной речи. Сколько в твоей семье человек? Где вы живете? (домашний адрес) Как зовут родителей, братьев, сестер (имя, отчество) Кем работают родители? Сколько лет брату (сестре)? В каком классе учится брат (сестра)? Какая у тебя семья (дружная, добрая, трудолюбивая…). | 8. «Беседа о семье». Развитие умения отвечать на вопрос полным ответом. Поиск соответствующего понятия. Как зовут твоих маму, папу, бабушку, дедушку? Кто ты маме? Кто ты бабушке и дедушке? Кто старше: мама или бабушка? Кто младше: папа или дедушка? Как зовут членов семьи? |
9.«Чей? Чья? Чье? Чьи?». Образование притяжательных прилагательных. Мама – (значит, ты чей? чья?) - мамин(а), папа – … , бабушка – … , дедушка – … , дядя – … , тетя – … , пальто (чье?) – бабушкино, мамино … , перчатки (чьи?) – тетины … . | 10.«Расскажи о семье по плану». Развитие связной речи. Сколько в твоей семье человек? Где вы живете? (домашний адрес) Как зовут родителей, братьев, сестер (имя, отчество) Кем работают родители? Сколько лет брату (сестре)? В каком классе учится брат (сестра)? Какая у тебя семья (дружная, добрая, трудолюбивая…). |
Лексико – грамматические упражнения по теме
«Азбука безопасности»
1. Правила дорожного движения Люди могут ходить только по тротуарам, а не по проезжей части. Играть и бегать на тротуарах и вблизи проезжей части нельзя. Улицу можно переходить только по переходу, на зеленый свет светофора, держа взрослого за руку. В транспорте нельзя шуметь и толкаться. Пожилым людям нужно уступать место. | 2. Словарь: пешеход, переход, тротуар, светофор, мостовая, регулировщик, дорожные знаки, правила поведения, переходить, объезжать, обгонять, внимательно. Грамматика: Образование глаголов с помощью приставок (ехал – наехал, заехал). |
3. Знать следующие правила дорожного движения: переходить улицу только на зеленый сигнал светофора; не играть на дороге или около проезжей части; переходить улицу только по пешеходному переходу; при переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины направо; знать некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей. Отгадайте загадку. Встало с краю улицы В черном сапоге Чучело трехглазое На одной ноге. Где машины движутся, Где сошлись пути, Помогает улицу Людям перейти. (Светофор) | 4. Представлять возможные травмирующие ситуации, опасные для здоровья: если неосторожно пользоваться, брать без разрешения взрослых или играть острыми, колющими и режущими предметами (ножницами, ножом, иголкой, гвоздями, кнопками, заточенными карандашами и др.), то можно порезаться или уколоться; при пользовании утюгом, пылесосом, телевизором, лампой и другими электроприборами нельзя трогать руками провода, вставлять мелкие предметы в розетку, включать их без разрешения взрослых; нельзя играть спичками, зажигалками, потому что может случиться пожар; дома и в детском саду можно упасть на полу (если он мокрый, либо запнуться за разбросанные игрушки и предметы), выпасть из окна, с балкона, поэтому нельзя выходить на балкон без взрослых, нельзя забираться на подоконник и выглядывать в окно, лучше сходить на улицу погулять с разрешения взрослых. Нельзя залезать на высокую мебель, полку и т.п., чтобы достать что-нибудь, можно попросить об этом родителей/воспитателя. |
5. разделить на слоги слова до-ро-га, пе-ре-ход, пе-ше-ход, све-то-фор. | 6. Стихотворение: Что за белые полоски На углу, у перекрестка? Знает каждый пешеход: Это «зебра» — переход. |
Лексико – грамматические упражнения по теме
«Наши защитники»
1. Побеседуйте с ребенком о празднике, который мы готовимся отметить. Это День защитника Отечества. Расскажите о профессиях военных: летчике, моряке, пограничнике, танкисте, ракетчике. Расскажите о том, что они охраняют покой мирных граждан, защищают родную землю от врагов. | 2. СЛОВАРЬ: Существительные: солдат, Родина, победа, ветеран, память, памятник, снайпер, офицер, ракетчик, танкист, десантник, полководец, ракета, танк, летчик, пограничник, герой, парашют, бомба, отвага, противник, подводник, зенитчик, пехотинец, предатель, китель, пилотка, шинель, бескозырка. Глаголы: воевать, защищать, драться, ранить, перевязывать, вылечить, победить, сражаться, восстанавливать, сопротивляться. Прилагательные: храбрый, мужественный, героический, отважный, смелый, трусливый, доблестный, военный. |
3. «Сосчитай до 5» Один тяжёлый танк, два… пять… Одна подводная лодка, две… пять… Одна каска, две…, пять.. Один танкист, два…, пять… Один раненый, два…, пять раненых. | 4. «Что делает?» парашютист – прыгает с парашютом лётчик – … вертолётчик – … танкист – … подводник – … снайпер – … сапёр – … пограничник – … |
5. «Как называется человек, который…» Летает на вертолете – вертолетчик Ездит на танке - … Служит в пехоте - … Прыгает с парашютом - … Служит на подводной лодке - … Стреляет из пушки - … Служит на корабле - … Идет с собакой - … . | 6.«Закончи предложение» Образование сравнительной степени прилагательных. Самолет летит высоко, а ракета выше. Самолет летит далеко, а ракета дальше. Самолет летит быстро, а ракета быстрее. Самолет мощный, а ракета мощнее. Самолет большой, а ракета больше. Самолет тяжелый, а ракета тяжелее. Самолет просторный, а ракета просторнее. Самолет длинный, а ракета длиннее. Самолет быстроходный, а ракета быстроходнее. |
7. «Один – много» Один боец – много бойцов Один солдат – много солдат. И т.д. | 8. «Продолжи рассказ» Два пограничника с собакой вышли на охрану границы. Было тихо. Вечерело. И вдруг собака… |
Лексико – грамматические упражнения по теме
««Маленькие исследователи» (Живое-неживое)
1. Лексическая игра «Кто это?», «Что это?» Описание: объяснить детям (или напомнить им при условии, что они уже играли в подобную игру): если задаем вопрос «Кто это?», значит предмет живой. А если задаем вопрос «Что это?», значит предмет неживой. К каждой картинке надо правильно поставить вопрос, то есть предложить детям подумать, как правильно спросить, например, про бабочку: «Кто это?» или «Что это?». Обсуждаем «живой» это предмет или «неживой». | 2. «Дружит ли семечко фасоли с водой??» Цель: подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений. Закрепить представления о свойствах воды. «Как фасолинка себе дом выбирала» Цель: подвести детей к выводу о том, что для роста растений наиболее благоприятна почва. |
3. Определение уровня знаний характерных особенностей внешнего строения живых организмов, их основных потребностей. Оборудование: несколько картинок с изображением домашних, диких животных, а так же изображения животных близлежащих климатических зон нашей страны и других стран; несколько картинок с изображением цветов (комнатных, садовых, луговых), кустарников, деревьев. Вопросы и задания: - Кто это? - Как ты узнал, что это кролик (пингвин, попугай, овца и т.д.)? - Расскажи, что ты знаешь о кролике (овце, попугае и т.д.)? - Что это за растение? - Как оно называется? - Расскажи, что ты знаешь об этом растении? - Что нужно птице для жизни? - Что нужно растению, чтобы оно чувствовало себя хорошо? - Что нужно собаке, чтобы она смогла жить? - Что нужно человеку, чтобы жить? | 4. «Волшебная вода» Цель: закрепить представления детей о некоторых свойствах воды: жидкая, может течь, бывает холодной, тёплой. Познакомить с новым свойством воды: прозрачная, может окрашиваться в любой цвет. «Праздник снега» Цель: познакомить детей с элементарными свойствами снега: холодный, состоит из снежинок; в тепле тает, превращается в воду. Со снегом можно играть. «Что растет вниз головою не летом, а зимою?» Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды: превращение в лёд (сосульку), в тепле тает и снова превращается в воду. |
Лексико – грамматические упражнения по теме
«Женский день»
1. «Закончи предложение». Склонение ИС. У каждого малыша есть … (мама). Каждый человек любит свою … (маму). На свете очень трудно жить без …(мамы). На праздник 8 Марта мы дарим подарки и цветы … (маме). Я люблю гулять со своей …(мамой). Я очень горжусь своей …(мамой). | 2. «Опиши, какая, что делает?» Поиск соответствующего понятия. Мама (какая?) – веселая, любимая, заботливая, ласковая, трудолюбивая, строгая, красивая, стройная, умная; работает, заботится, помогает, читает, готовит, стирает, убирает, гладит, шьет, моет. Бабушка - … Сестра - … . |
3. «Назови женскую профессию». Образование ИС женского рода. Ткач – ткачиха Певец – певица Пианист – пианистка Учитель – учительница Художник – художница Проводник – проводница Переводчик - переводчица Воспитатель – воспитательница | 4. «Помощник / помощница». Изменение глаголов по временам. Я мою пол. Я буду мыть пол. Я Вымыл(а) пол. Я стираю белье. Я буду стирать белье. Я постирал(а) белье. Я вытираю пыль. Я буду вытирать пыль. Я вытерла пыль. |
5. «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Мама – мамочка, мамуля, матушка Бабушка - … Сестра - … Тетя - … Анна, Аня – Анечка, Анюта, Аннушка Анастасия, Настя - … Елена, Лена - … Ирина, Ира - … Мария, Маша - … . | 6. . Расскажи о празднике по плану Какой праздник мы отмечаем 8 марта? Кого мы поздравляем в этот день? Что мы дарим нашим женщинам? Какое самое нежное слово на свете? Что мама делает для нас? Нравится ли тебе этот праздник? |
Лексико – грамматические упражнения по теме
«Миром правит доброта» – «Садовые цветы», – «Цветы луга и сада»
1. СЛОВАРЬ: Существительные: первоцвет, подснежник, одуванчик, мать-и-мачеха, нарцисс, мимоза, тюльпан, колокольчик, ландыш, ромашка, клевер, лютик, незабудка, фиалка, бутон, лепесток, стебель, листья, медуница, природа, охрана, анютины глазки. | 2. Сосчитай до 5 Один тюльпан, два тюльпана,…, пять тюльпанов… Одна ромашка, две ромашки,…, пять ромашек … Один ландыш, два ландыша,…, пять ландышей … Один лепесток, два лепестка,…, пять лепестков … Одна незабудка, две незабудки,…, пять незабудок … |
3. подбери признак:. | 4. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»: На клумбах цветы (что делают?) — растут, цветут, вянут ... Из садовой лейки цветы (что делают?) — ... Удобрениями садовые цветы (что делают?) — ... Выращенные цветы ножом (что делают?) — ... В букеты цветы (что делают?) — ... Цветами люди (что делают?) |
5. Упражнение "Какой запах?" - учимся образовывать прилагательные от существительных с помощью суффиксов Пахнет ландышами - запах (какой?) ландышевый. Пахнет одуванчиками - запах (какой?) ... Пахнет незабудками - запах (какой?) ... Пахнет мать- мачехой - запах (какой?) | 6. Рассмотреть цветок и рассказать о строении: корень, стебель, лист, цветок. |
Лексико – грамматические упражнения по теме
«Быть здоровыми хотим» (Спорт. Виды спорта)
1. Словарь: Существительные: Спорт, спортсмен, зал, корт, каток, упражнение, зарядка, соревнование, победитель, чемпион, тренер, судья, лыжник, конькобежец, стрелок, теннисист, пловец, шахматист, прыгун, гимнаст, хоккеист, футболист, боксер, волейболист, баскетболист, фигурист, штангист, велосипедист, обруч, шайба, коньки, гантели, велосипед. Прилагательные: Спортивный, легкоатлетический, гимнастический, утренний, сильный, дворовый, крепкий, мужественный, умелый, ловкий, гибкий, уверенный, стройный, быстрый. Глаголы: Заниматься, тренироваться, играть, бегать, прыгать, плавать, стрелять, ездить, соревноваться, проигрывать, выигрывать, побеждать. Объясните ребенку значение незнакомых для него слов. | 2. «Назови профессию»: играет в футбол - …(футболист), играет в теннис - ….(теннисист), играет в хоккей - …(хоккеист), катается на лыжах - …(лыжник), поднимает штангу - …(штангист), катается на коньках - ….(фигурист).
|
3. «Посчитай до 5»: ловкий спортсмен, красивая фигуристка. (один ловкий спортсмен – два ловких спортсмена-пять ловких спортсменов; одна кра-сивая фигуристка – две красивые фигуристки – пять красивых фигуристок) | 4. «Подбери как можно больше слов»: что делает спортсмен? – тренируется, бегает, прыгает, побеждает, выигрывает, соревнуется; какой спортсмен? – сильный, здоровый, крепкий, мужественный, настойчивый, ловкий, умелый, гибкий. |
5. Дидактическая игра «Исправь ошибку» Лыжнику нужны санки. Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику нужны коньки. Хоккеисту нужны санки. Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, играют в мяч, лепят снежную бабу. Зимой дети прыгают через скакалку. Зимой дети играют в хоккей, загорают, строят снежную крепость. | 6. Расскажи о виде спорта по плану 1. Каким видом спорта ты хотел заниматься? 2. Почему тебе нравится этот вид спорта? 3. Какие принадлежности нужны для занятий этим видом спорта? 4. Каким должен быть спортсмен, чтобы заниматься этим видом спорта? 5. Для чего нужно заниматься спортом? |
Лексико – грамматические упражнения по теме
«Весна шагает по планете»
1. «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Проталина – проталинка (лужа, ручей, льдина, гнездо, почка, лист, трава, поле, солнце, луч, пень, весна, огород, луг, облака, дерево).
| 2. СЛОВАРЬ: весна, оттепель, солнце, облако, ручей, лужа, почка, травинка, подснежник, птица, насекомое, голубой, чистый, теплый, первый, прохладный, длинный, звонкий, ранний, зеленый; наступать, таять, пригревать, копать, появляться, течь(текут), набухать, расцветать, пахнуть, прилетать, вить, выводить. |
3. «Сосчитай до 5» Согласование ИС с числительными. Одно дерево – два дерева – пять деревьев Одна блестящая сосулька – две блестящие сосульки – пять блестящих сосулек. | 4. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже. Гнездо – много гнезд и т.д. |
5. «Скажи со словом «весенний». Образование ИП ж.р., м.р., ср.р. День (какой?) - весенний Погода (какая?) - весенняя Настроение (какое?) – весеннее Цветы (какие?) - весенние Так же со словами: дождь, гроза, солнце, месяцы. | 6. «Закончи правильно предложение». Образование ИС мн. числа. На дереве гнездо, а на деревьях (что?) … (гнезда) На ветках сук, а на деревьях … (сучья). Во дворе дерево, а в лесу … (деревья). У дерева ствол, а у деревьев … (стволы). |
7. Пересказ рассказа. Развитие связной речи. Весна в лесу Весной тает снег и бегут ручьи. На проталинах появляются первые подснежники. Погода становится все теплее, на ветках деревьев набухают почки. Прилетают грачи. Грачи вьют гнезда на деревьях и высиживают птенцов. | 8. Расскажи о весне по плану. Построение монолога. Приметы весны. Весенние месяцы. Перелетные птицы весной. Что делают в этот период дикие животные? Как трудятся весной люди? Любишь ли ты весну? Почему? |
Лексико – грамматические упражнения по теме
«День смеха. Цирк. Театр» Животные цирка и зоопарка профессии людей.
1. "Кто что делает?" Актриса играет роль в спектакле. Клоун рассказывает, смешит. Акробат выполняет сальто. Фокусник показывает фокусы. И т.д. | 2. СЛОВАРЬ: Театр, цирк, представление, спектакль, шутка, канат, обруч, животные;, кукловод, режиссёр, актер, актриса, клоун, гимнаст, акробат, фокусник, дрессировщик, жонглер, сцена, арена, гардероб, гардеробщица, билетер, декорация, костюмер, грим, гример, прожектор; руководить, смешить, прыгать, ловить, прятать, показывать, дрессировать; ловкий, смелый, гибкий, сильный, смешной. |
3. "Назови правильно". Образовать слова - женских профессий. Клоун - клоунесса; гимнаст - гимнастка; акробат - акробатка; фокусник - фокусница; дрессировщик - дрессировщица; укротитель - укротительница и т.д. | 4. Беседа о профессиях: Это дрессировщик, он дрессирует кошек Это фокусник, он делает необычные трюки, фокусы Это жонглёр, посмотрите как он ловко подбрасывает мячи и кольца А это клоуны они смешат людей, они всегда весёлые, нарядные в ярких костюмах Это воздушные гимнасты, акробаты, они показывают сложные гимнастические упражнения под куполом цирка. Купол – это высокий потолок в цирке.) |
5. Повторение цепочек однокоренных слов: цирк-циркач-циркачка; фокус-фокусник-фокусница; гимнастика – гимнаст, гимнастка; и т.д. | 6. "Один-много". Один клоун - много клоунов. Один гимнаст - много гимнастов. Один фокусник - много фокусников и т.д. (см. лексический материал выше) |
7. Выучить физкультминутку "Цирк": К нам приехал цирк. Ура! | 8. «Звериная зарядка» Раз — присядка, |
Лексико – грамматические упражнения по теме
«Встречаем птиц»
1. «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Птенец – птенчик (соловей, жаворонок, скворец, гусь, утка, лебедь, журавль, трясогузка, аист, цапля, грач, стриж, ласточка, кукушка; перо, голова, шея, крыло, гнездо). | 2. СЛОВАРЬ: Птица, скворец, грач, ласточка, журавль, клюв, перья, пух, крыло, грудка, лапы, хвост, оперение, гнездо, птенцы; красивые, разноцветные, певчие, шумные, перелетные, острые, длинные, толстые; летать, прилетать, вить, высиживать, откладывать, слепить, строить, порхать, выводить; высоко, далеко, рано, быстро, громко, заботливо. |
3. Проговаривание чистоговорки: Та-та-та – горячая плита. Ту-ту-ту – улицу мету. Пу- пу пу – купили мы крупу. Па-па-па – мелкая крупа. Ка-ка-ка – белая мука. Ку-ку-ку – белка на суку | 4. . «Назови детеныша». Образование ИС с ум.-ласкательн. суффиксами в ед. и мн. числе. Скворец – скворчонок – скворчата. Стриж – стриженок – стрижата. Лебедь – лебеденок – лебедята. Аист – аистенок – аистята. Журавль – журавленок – журавлята. Утка – утенок – утята. |
5. «Скажи, какая стая?». Образование притяжательных прилагательных. Клин лебедей – лебединый. Караван журавлей – журавлиный. Стая уток – утиная (стая грачей, соловьев, гусей). | 6. «Вставь предлог». Употребление предлогов из, в, к, над, на, по. Грач вылетел … гнезда. Грач прилетел … гнездо. Грач подлетел … гнезду. Грач кружит … гнездом. Грач сел … ветку. Грач ходит … пашне. |
7. Пересказ рассказа. Развитие связной речи. Перелетные птицы Весна вступает в свои права. Начали возвращаться к нам перелетные птицы. Открыли весну грачи. Они прилетели еще при снеге и сразу же принялись за ремонт старых и постройку новых гнезд. Вслед за грачами прилетели скворцы, потом жаворонки, зяблики, дрозды. Потом прилетят водоплавающие и болотные птицы: утки, гуси, журавли. А когда зеленой дымкой покроется лес, прилетят мухоловки, соловьи, кукушки, ласточки и стрижи. | 8. Расскажи о весне по плану. Построение монолога. — Какое время года вступает в свои права? — Кто возвращается к нам? — Какие птицы открыли весну? — Когда они прилетели и за что принялись? — Кто прилетел вслед за грачами? — Какие водоплавающие птицы прилетят потом? |
Лексико – грамматические упражнения по теме
«Космос. Приведем планету в порядок»
1. Побеседуйте с ребенком о космосе, планетах солнечной системы, значении Солнца для Земли. Сравните планеты по величине и удаленности от Солнца. Уточните, помнит ли ваш ребенок, какой праздник отмечают 12 апреля и почему? Повторите, что Юрий Гагарин – первый человек, который полетел в космос, Валентина Терешкова – первая женщина космонавт, Алексей Леонов – первым вышел в открытый космос. | 2. СЛОВАРЬ: Предмет: Космос, планета, Земля, Луна, Марс, Солнце, звезда, созвездие, шар, тело (космическое), комета, метеорит, ракета, корабль, луноход, спутник, полет, орбита, станция, землянин, космонавт, астроном, скафандр, невесомость, телескоп, затмение. Признаки: Первый, искусственный, звездный, космический, орбитальный, межпланетный, межзвездный, лунный, земляной, далекий. Действия: Летать, взлетать, стартовать, запускать, осваивать, прилуняться, приземляться, фотографировать, исследовать, передавать, отражать, вращаться. |
3. «Сосчитай -ка » Цель: развивать грамматический строй речи (согласование существительных с числительными). Один большой метеорит, два больших метеорита,..., пять больших метеоритов. Одна яркая звезда, ... Одна быстрая ракета, ... Одна опытный космонавт, ... Одна далёкая планета, ... | 4. «Скажи наоборот». учить детей подбирать слова с противоположным значением (антонимы). далёкий — близкий тесный — ... большой — ... улетать — ... высокий — ... взлетать — ... известный — ... включать — ... тёмный — ... подниматься — ... яркий — ... |
5. «Составь предложение» Воспитатель предлагает детям послушать предложение, в котором все слова поменялись местами, и построить правильное предложение. В, космонавт, летит, ракете. Звёзды, светят, небе, на. В, корабль, космический, полёт, отправляется. Падает, с , комета, неба, хвостатая. | 6. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительным. 1 космонавт, 2 космонавта, 3…, 4…, 5... 1 ракета, 2 ракеты, 3..., 4..., 5... 1 космический корабль, 2..., 3..., 4..., 5... 1 скафандр, 2..., 3..., 4..., 5... |
7. Пересказ рассказа. Развитие связной речи. ЧТО ТАКОЕ ЗВЁЗДЫ? — А что такое звёзды? — спросил однажды кузнечик. Лягушонок задумался и сказал: — Большие слоны говорят: «Звёзды — это золотые гвоздики, ими прибито небо». Но ты не верь. Большие медведи думают: «Звёзды — это снежинки, что забыли упасть». Но ты тоже не верь. Послушай меня лучше. Мне кажется, виноват большой дождь. После большого дождя растут большие цветы. А ещё мне кажется, когда они достают головой небо, то и засыпают там. — Да, — сказал кузнечик. — Это больше похоже на правду. Звёзды — это большие цветы. Они спят в небе, поджав длинные ножки. Г. Цыферов
| 8. Вопросы: О чём спросил кузнечик однажды? Что сказал лягушонок? Что говорили большие слоны о звёздах? Что думали о звёздах большие медведи ? Что рассказал о звёздах лягушонок? |
Лексико – грамматические упражнения по теме
«Волшебница вода» Рыбы
1. Согласование прилагательного с существительным. -Где живут рыбы? В реке живут какие рыбы? Речные Пресноводные В озере? Озерные В море? Морские В океане? Океанические В аквариуме Аквариумные | 2.СЛОВАРЬ: Существительные: щука, сельдь, ерш, камбала, окунь пескарь, сом меченосец, скалярия, рыба-меч, золотая рыбка, рыбак, рыбалка Глаголы: Ныряют, резвятся, играют, прячутся, выпрыгивают, плещутся, дышат, питаются, рыбачить, ловить. Прилагательные: пресноводные, аквариумные, речные, морские, шустрые, ленивые, серебристые, ловкие, быстрые, яркие, разноцветные, игривые, рыбий, рыбный. |
3. «Подбери слово». Подбор глаголов к слову рыба: ловить, чистить, мыть, разделывать, потрошить, резать, делить, солить, варить, жарить, запекать, вялить, есть. «Запомни и повтори». Формирование обобщающих понятий у детей. Ерш, сом, пескарь — это речные рыбы. Камбала, горбуша, сельдь — это морские рыбы. Карп, карась, плотва — это озерные рыбы. Акула, мурена, щука — это хищные рыбы. | 4. Образование родственных слов -как мы назовем маленькую рыбку? РЫБКА -Назовите рыбу ласково? РЫБОЧКА -А как назовем большую рыбу? РЫБИНА - Как называется суп из рыбы? РЫБНЫЙ -А жир из рыбы какой? РЫБИЙ -Как называют человека, который ловит рыбу? РЫБАК, РЫБОЛОВ, РЫБАЧКА -Куда ранним утром пошел рыбачек? НА РЫБАЛКУ -Как называют поселок в котором живут рыбаки? РЫБАЦКИЙ -Что делает на рыбалке рыболов? РЫБАЧИТ |
5 “Скажи правильно” Суп из рыбы … (рыбный) Котлета из рыбы … (рыбная) Пирожки из рыбы … (рыбные) Пирог из рыбы … (рыбный) | 6.«Рыбы-великаны». Формирование навыка словообразования, употребление существительных с увеличительными суффиксами -ище, -ища: пескарь — пескарище, окунь — окунище, ерш — ершище, акула — акулища, карась — караси|ще, рыба — рыбиша. |
7. «Вопросы — ответы». Усвоение притяжательных прилагательных. Чья голова? — Это рыбья голова. Чьи жабры? — Это рыбьи жабры. Чье туловище? — Это рыбье туловище. Чья чешуя? — Это рыбья чешуя. Чей хвост? — Это рыбий хвост. Чье брюшко? — Это рыбье брюшко. Чьи плавники? — Это рыбьи плавники. Чьи икринки? — Это рыбьи икринки. Чьи кости? — Это рыбьи кости. | 8. Составление по картинке рассказа-описания «Щука»: «Перед нами щука. Это речная рыба. Она хищная. Щука питается мелкими рыбешками. У нее есть голова, жабры, туловище, плавники, хвост, острые зубы. Туловище щуки покрыто чешуей. Из щуки можно сварить уху и приготовить котлеты». |
Лексико – грамматические упражнения по теме
«Праздник весны и труда» Насекомые
1. Скажи ласково Паук — паучок. Крылья - крылышки. Муха — мушка. Комар - комарик. Жук - жучок. Усы — усики. Пчела — пчелка. Лапа — лапка. | 2СЛОВАРЬ: Существительные: бабочка, стрекоза, жук, гусеница, муха, пчела, комар, кузнечик, паук, лапки, крылья, усики, туловище, божья коровка. Глаголы: ползать, прыгать, зарываться, есть, пить, опылять (цветы), уничтожать, таскать, откладывать (яйца). Прилагательные: полезные, вредные, красивые, мелкие, круглые, красный, черный, зеленый. |
3. «Кто как передвигается?» Составление сложных предложений со значением противопоставления. Муравей ползает, а бабочка ... Гусеница ползает, а кузнечик ... Бабочка летает, а улитка ... Жук ползает, а стрекоза ... Оса летает, а червяк ... Улитка ползает, а стрекоза ... Паук ползает, а пчела... Оса летает, а червяк... Кузнечик прыгает, а комар ... Таракан ползает, а стрекоза ... Бабочка порхает, а муха ... | 4.«Насекомые-великаны». Употребление слов с увеличительными оттенками. Составление предложений по образцу. Это не паук, а паучище. Это не жук, а жучище. Это не муравей, а муравьище. Это не комар, а комарище. Это не червяк, а червячище. Это не шмель, а шмелище. Это не клоп, а клопище. Это не таракан, а тараканище. И т. д. |
5. «4-й лишний» Употребление сложных союзов «потому что» Шмель, пчела, оса, лиса. | 6.«Насекомые-великаны». Формирование навыка словообразования, употребление существительных с увеличительными суффиксами -ище, -ища: Это не паук, а паучище. |
7. Послушай рассказ, ответь на вопросы и перескажи. Развитие связной речи. Майский жук Это маленькое насекомое хорошо знакомо каждому из нас. Майский жук безопасен для людей. Он не может ни кусаться, ни колоться, но сильно вредит деревьям и кустам, пожирая на них листья. Самка жука кладет яички на землю. Из яичек выползают белые червячки. Через три года они превращаются в майских жуков. Вопросы: Опасен ли майский жук для людей? А для растений? Как появляется на свет майский жук? | 8. Составление по картинке рассказа-описания «Щука»: «Перед нами щука. Это речная рыба. Она хищная. Щука питается мелкими рыбешками. У нее есть голова, жабры, туловище, плавники, хвост, острые зубы. Туловище щуки покрыто чешуей. Из щуки можно сварить уху и приготовить котлеты». |
Лексико – грамматические упражнения по теме
«День победы»
1. День Победы, который мы отмечаем каждый год 9 мая, — это праздник, но праздник «со слезами на глазах». Это, прежде всего, день скорби, день памяти о миллионах погибших людей. Эти люди отдали все для великой Победы. Благодаря храбрым и мужественным солдатам сейчас живы мы с вами и наши близкие. На рассвете 22 июня 1941 г. войска фашистской Германии вторглись на территорию нашей страны. События на фронте развивались стремительно. С первых же дней войны Советскому Союзу пришлось иметь дело с очень серьезным противником, умеющим вести большую современную войну. Наши солдаты смогли выстоять против хорошо отлаженной и дисциплинированной немецкой армии в напряженных кровавых сражениях, а позднее — перешли в наступление. Четыре долгих года длилась Великая Отечественная война. Народы Советского Союза не жалели ни сил, ни жизни для того, чтобы, приблизить час победы над врагом. Наравне с мужчинами воевали на фронтах и работали в тылу врага женщины и дети. Матери провожали на фронт своих сыновей и мужей. Очень многие из них погибли на войне, другие остались на всю жизнь инвалидами из-за полученных ранений. В блокадном Ленинграде тысячи людей погибли от голода. Матери умирали на глазах детей, порой отдавая им последние крошечки хлеба. Ослабевшие люди с трудом могли передвигаться, но продолжали ходить на работу, трудиться на нашу общую Победу... Наш народ славит воинов, которые храбро сражались и погибли смертью героев, приблизив час желанной Победы. Наш с вами долг — помогать людям, оставшимся в живых, нашим ветеранам, сумевшим победить врага. | 2. СЛОВАРЬ: Существительные: защитник, ветеран, армия, война, разведка, тыл, партизан, победа, победитель, оборона, граница, пограничник, артиллерист, пушка, миномет, танк, танкист, небо, самолет, ракета, летчик, вертолет, парашют, шинель, каска, автомат и т.д. Глагол: защищать, воевать, стрелять, оборонять, плавать, атаковать. Признаки: отважный, смелый, храбрый, преданный, героический, партизанский, военный, пограничный, сухопутный. |
3. Игра «Четвертый лишний» (назови, кто лишний объясни свой выбор) | 4. Игра «Скажи наоборот» смелый – трусливый великий — неизвестный победитель — побежденный друг – враг защитник – завоеватель |
5. Игра «Один – много» Война – войны Победа – Солдат – Герой - | 6. Объяснение значений образных выражений и поговорок. «Минута молчания», «Родина-мать» поговорки: «Один в поле не воин»; «Автомат и лопата — друзья солдата». |
Лексико – грамматические упражнения по теме
«Весенние работы в саду и в огороде»
1. Игра «Назови ласково» Солнце-солнышко, лужа- лужица Дождь — луг — Цветок — земля- Облако — роща- Птица — вода- Птенец — дерево- Жук — ветка- Гнездо- капля — Трава — росток — Лист — ручей — | 2. СЛОВАРЬ: Существительные: поле, огород, грядки, теплица, парник, рассада, трактор, тракторист, борона, плуг, удобрение, скворечник. Действия: сажать, рассаживать, пересаживать, сеять, боронить, рыхлить, ухаживать, копать. Признаки: сырая, рыхлая, плодородная (земля), трудолюбивый, крестьянский, сельскохозяйственный. |
3. Игра «Назови профессию». Кто работает на тракторе? (Тракторист.) Кто работает на комбайне? (Комбайнер.) Кто выращивает хлеб? (Хлеборобы.) Кто работает на мельнице? (Мельник.) Кто работает в пекарне? (Пекари.) | 4.« Подбери признаки ЗЕМЛЯ - холодная, Подбери действия ТРАКТОРИСТ - пашет, боронит, ... ДЕТИ - делают скворечники, ... |
5. .Игра «Откуда хлеб пришел?». Откуда хлеб пришел? (Из магазина.) А в магазин как попал? (Из пекарни.) Что делают в пекарне? (Пекут хлеб.) Из чего? (Из муки.) Из чего мука? (Из зерна.) Откуда зерно? (Из колоса пшеницы.) Откуда пшеница? (Выросла в поле.) Кто ее посеял? (Хлеборобы.) | 6.« Послушай рассказ, ответь на вопросы и перескажи. Развитие связной речи» Наступила весна. Растаял снег. Выехали в поле трактористы, чтобы вспахать и взрыхлить землю под будущий хлеб. Хлеборобы засыпали зерно и стали рассеивать по полю. А затем в небо поднялся самолет, чтобы, удобрить пшеничное поле. Удобрение попадет в землю, а пшеница будет спеть и созревать. К концу лета пшеничное поле околосится. Выйдут в поле комбайнеры. Поплывут по пшеничному полю комбайны, как по синему морю. Намолоченное зерно смелют в муку. В пекарне из нее испекут теплый, душистый, вкусный хлеб и отвезут в магазин. |
7. «Счет». Согласование ИС с числительными. Одно тракторист – два тракториста – пять трактористов. Один парник – два парника – пять парников. Одна огород – два огорода – пять огородов. Одна поле – два поля – пять полей и т.д. | 8. Объяснение значений пословиц. «Весна красна, да голодна»; «Был бы лес — соловьи прилетят». |
Лексико – грамматические упражнения по теме
«Мир природы» Лес
1. «Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже. Клен – клены – много кленов и т.д. | 2. «Назови ласково». Тополь – тополек (дуб, осина, береза, рябина, ива, елка, сосна, клен, яблоня; шишка, ветка, лист, лес, иголка, корень). |
3. «Счет». Согласование ИС с числительными. Одно дерево – два дерева – пять деревьев. Один могучий дуб – два могучих дуба – пять могучих дубов. Одна яблоня – две яблони – пять яблонь. Одна береза – две березы – пять берез и т.д. | 4. «Чьи плоды (семена)?». Поиск соответствующего понятия. Гриб – грибок, грибной, грибник, грибница. Желуди растут на – дубе. Яблоки растут на – яблоне. Круглая шишка на – сосне. Длинная шишка у – ели. Грозди рябины растут на – рябине. Сережки растут на – березе, ольхе, иве. |
5. «Какой, какое?». Образование относительных прилагательных. Лист березы – березовый Ветка ели – еловая Лист дуба – дубовый и т.д. | 6. «Что лишнее и почему?». Классификация предметов. Клен, рябина, ель, осина; яблоня, груша, слива, рябина; береза, дуб, клен, смородина. |
Составить описательный рассказ про деревья (по выбору), по плану: Как называется дерево? Хвойное, лиственное или фруктовое? Как выглядит дерево (ствол, листья, плоды)? В каком лесу растет? Какую роль дерево играет в окружающем мире? | «Какие бывают леса?». Поиск соответствующего понятия. Если в лесу растут дубы, осины, березы, то этот лес – лиственный Если в лесу растут сосны и елки, то этот лес – хвойный Если в лесу растут ели, березы, дубы и т.д., то этот лес – смешанный. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лексико - грамматические упражнения по теме "Многозначные слова"
Многозначные слова - интересная и понятная тема для детей любого возраста. Ещё более значима эта тема тогда, когда ребёнок сам делает выводы, открывает для себа новое и важное. Есть замечательна...
Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.
Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый речевой материал предлагаем подавать в игровой форме, так у ребенка появляется мотив, а, следовательно, и желание гов...
Консультация для воспитателей «Использование дидактических игр и упражнений для развития лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
Развитие лексико-грамматического строя речи в онтогенезе.Причины возникновения аграмматизмов у детей.Использование дидактических игр и упражнений для формирования лексико-грамматического с...
«Формирование и развитие лексико-грамматического строя посредством языковых упражнений и словесных игр у детей 5-7 лет с ОНР».
Данный материал - результат многолетней логопедической практики, предназначен для коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи у дошкольников и проводится по следующим напр...
Игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР /сентябрь - декабрь/
Грамматика, по словам К.Д.Ушинского – это логика языка. Она помогает облекать мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих. Формирование грамматического ст...
Конспект комплексной НОД по формированию лексико-грамматических категорий «Дидактические игры и упражнения на развитие грамматического строя речи с применением обучающих приемов в старшем возрасте» (старшая группа компенсирующей направленности с ЗПР)
Предлагаемый материал покажет основные приемы по формированию лексико - грамматических категорий....
Статья по теме "Использование лексико-грамматических игровых упражнений в формировании речи детей".
Использование лексико-грамматических игровых упражнений помогает в коррекции и воспитании речевого развития детей....