Психологический тренинг «Профессиональное «выгорание» педагога и его профилактика»
методическая разработка по теме

Цель: Сохранение психического здоровья педагогов в образовательной среде.
Задачи: 
1.Знакомство с понятием профессиональное “выгорание”, с его характеристиками.
2.Создание условий способствующих профилактике синдрома профессионального “выгорания”.
3.Дать представление о саморегуляции.
4.Снятие эмоционального напряжения освоением способов саморегуляции эмоционального состояния.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_profession-noe_vygoranie.doc52 КБ
Файл prezentatsiya.pptx2.36 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РЯБИНУШКА»

Психологический тренинг: 

«Профессиональное «выгорание» педагога и его профилактика»

Подготовила

педагог-психолог

Артамонова Р.Ф.

Цель: Сохранение психического здоровья педагогов в образовательной среде.

Задачи: 

  1. Знакомство с понятием профессиональное “выгорание”, с его характеристиками.
  2. Создание условий способствующих профилактике синдрома профессионального “выгорания”.
  3. Дать представление о саморегуляции.
  4. Снятие эмоционального напряжения освоением способов саморегуляции эмоционального состояния.

Материалы и оборудование: 

  1. Буклет каждому участнику тренинга;
  2. Интерактивная доска, проектор, компьютер;
  3. Презентация опорная к тренингу, презентация “Дельфинотерапия”.

Ход тренинга

1. Мини-лекция “Профессиональное “выгорание”

Наш тренинг сегодня посвящен профилактике синдрома профессионального выгорания.

Профессиональное “выгорание” это не медицинский диагноз, и вовсе не означает, что такое состояние присуще каждому человеку на определенном этапе его жизни и карьеры. Однако “выгорание” довольно коварный процесс и возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без “соответствующей” разрядки или “освобождения” от них. Опасность выгорания состоит в том, что это не кратковременный эпизод, а долговременный процесс “сгорания дотла”. И человек подверженный этому синдрому мало осознает его симптомы, только начинает испытывать чувство неуверенности в себе и неудовлетворенность в личной жизни.

1) Первый признак выгорания – эмоциональное истощение, соматизация. Появляется чувство перенапряжения, эмоциональные и физические ресурсы исчерпаны, появляется чувство усталости, не проходящее после ночного сна, выходных и нередко даже после отпуска.

2) Вторым признаком является – личностная отстранённость. Человек перестает интересоваться профессиональной деятельностью, у него почти ничего не вызывает эмоционального отклика ни положительные, ни отрицательные.

3) Третьим признаком является ощущение утраты собственно эффективности и падение самооценки. Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворения работой. Низкая самооценка, вина, депрессия указывают на низкую эмоциональную грамотность.

Улучшить свою жизнь можно только через изменение отношения к ней, через восприятие её как самого ценного дара, через мудрость, радоваться каждому дню, минуте, впечатлению.

Неурядицы, жизненные противоречия – это норма жизни. Они не должны занимать в нашем сознании больше места, чем того стоят.

2. Диагностическая процедура.

В начале нашего тренинга предлагаю вам пройти небольшой тест. На слайде представлены геометрические фигуры. Вам нужно выбрать цвет и фигуру, характерные для вашего состояния в данный момент. Запомните ее.

3. Практические упражнения “Осваиваем саморегуляцию”

Когда человек сталкивается с неприятной ситуацией, внутренне напрягается: зашкаливает давление, учащается пульс мышцы напрягаются, готовясь к действию, но… Действия-то не происходит.   И «неотработанные» эмоции запечатлеваются в теле – вот и ходит человек, жалуясь «на сердце», на «гипертонию», а в мышцах, как след неотреагированных эмоций, образуются участки «застывшего» напряжения, или повышенного мышечного тонуса. Возникают мышечные зажимы. А это может привести к усталости, сниженному настроению, раздражительности или апатии, нарушениям сна, психосоматическим заболеваниям (гипертоническая болезнь, стенокардия, язва желудка, бронхиальная астма, сахарный диабет, некоторые кожные заболевания: экзема, нейродермит, псориаз), колитам и др.

Умение снимать мышечные зажимы позволяет снять нервно-психическое напряжение.

Саморегуляция - это управление своим психоэмоциональным состоянием и воздействие на себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

Каждый из представленных на слайде способов саморегуляции мы сегодня с вами рассмотрим.

Упражнение “Улыбка

Инструкция: Закройте глаза и посидите несколько минут, ни о чем не думая. При этом на вашем лице обязательно должна быть улыбка.

Если вам удастся удержать ее 10-15 минут, вы сразу почувствуете, что успокоились, а ваше настроение улучшилось. Во время улыбки мышцы лица создают импульсы, благотворно влияющие на нервную систему. Даже если вы способны только на вымученную улыбку, вам от нее все равно станет легче.

Упражнение “Лимон ”

Релаксация способна улучшить состояние человека. Во время глубокого расслабления в кровь выбрасывается большое количество эндорфинов, которые поднимают человеку настроение, снижают уровень артериального давления. Эти гормоны способны нормализовать работу сердца, нервной системы, ритма мозга. Чтобы релаксационные упражнения, были более эффективными, следует запомнить три правила:

  1. Перед тем, как почувствовать расслабление, необходимо напрячь мышцы.
  2. Напряжение следует выполнять плавно, постепенно, а расслабление - быстро, чтобы лучше почувствовать контраст.
  3. Напряжение следует осуществлять на вдохе, а расслабление - на выдохе.

Инструкция: Представьте, что в правой руке находится лимон, выжмите из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 сек.). Разожмите руку. Ту же процедуру выполните с  левой рукой. 

Упражнение “Похвалилки”

Инструкция: Гладя себя по затылку левой, а затем правой рукой, повторять: “Меня замечают, любят и высоко ценят”. Поворачивая голову вправо-влево, повторять: “Все идет хорошо”. Приподнимаясь на носочках, поднимая руки как можно выше, повторять: “В моей жизни случается только хорошее”.  

Упражнение «Посещение зоопарка»

Инструкция: Участники разбиваются по парам и встают друг за другом. 

  1. В зоопарке утро. Служащие зоопарка чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать по спине движения сверху вниз, справа налево).
  2. Затем он открывает ворота зоопарка (рёбрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника).
  3. Приходят первые посетители (при помощи кончиков пальцев «сбегать» вниз по спине).
  4. Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как те радостно прыгают (короткие, но сильные хлопки по спине крест-накрест).
  5. Рядом загон со львами. Сейчас раздают корм, и они с жадностью едят мясо (двумя руками мять шею и лопатки).
  6. Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят в воду (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником).
  7. Слышатся дикие прыжки кенгуру («топать» кончиками пальцев по спине).
  8. Рядом находится вольер со слонами (медленно и сильно нажимать кулаками на спину).
  9. А сейчас все идут к террариуму со змеями. Змеи медленно ползают по песку (делать ладонью движения, похожие на змеиные).
  10. Вот и крокодил разевает пасть и хватает еду (коротко и сильно щипать руки и ноги).
  11. А здесь колибри прилетела и села в гнездо (запустить руки в волосы и слегка подёргать их).
  12. Сейчас посетители идут к выходу и садятся на скамейку (кончиками пальцев пробежать по спине и положить обе руки на плечи).

Упражнение “Звуковая гимнастика”

Инструкция: Сейчас я хочу познакомить вас со звуковой гимнастикой. Но прежде чем приступить к ее выполнению, следует придерживаться правила: спокойное, расслабленное состояние; выполняется стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.

А — воздействует благотворно на весь организм;

Е — воздействует на щитовидную железу;

И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

О — воздействует на сердце, легкие;

У — воздействует на органы, расположенные в области живота;

Я — воздействует на работу всего организма;

М — воздействует на работу всего организма;

X — помогает очищению организма;

ХА — помогает повысить настроение.

Упражнение “Дельфинотерапия” (Презентация)

Цель: Установление обратной связи, анализ опыта полученного в группе.

4. Упражнение “Самоанализ”

Инструкция: Выберите одну из трех геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и тот цвет, который отражает ваше состояние, настроение сейчас.

Если вы выбрали другую геометрическую фигуру по сравнению с началом упражнения и другой цвет, то это говорит о том, что данный тренинг повлиял на вас положительно в том случае, если синий, черный, коричневый цвет поменялись на красный, зеленый, желтый.

Если вы изобразили круг, значит, вы испытываете подъем в коммуникативной сфере и легко можете общаться с окружающими (слайд № 19).

Если квадрат - вы испытываете подъем в интеллектуальной сфере и можете эффективно заниматься самообразованием.

Если треугольник - вы испытываете подъем в сфере преподавания и воспитания.

5. И в подарок каждый участник тренинга получает буклет “Психотехнические приемы саморегуляции”

Список литературы: 

  1. Агеева И.А. “Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы”. – СПб.: Речь, 2007. 208с.
  2. Анн Л.Ф. “Психологический тренинг с подростками”. – СПб.: Питер, 2008. 272 с.: ил.
  3. Антонов В.В., Вавер Г.Ю. Комплексная система психологическойсаморегуляции. Л.: Методический центр по психологическойсаморегуляции, 1988.
  4. Мельник Ю. Управление стрессами. Управление персоналом. – 2002. №3.
  5. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. “Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). - СПб.: Издательство “Речь”, 2007.224 с.: ил.
  6. Школьный психолог. Методический журнал для педагогов-психологов. №9 2009 г., №16 2011.

По материалам сайта http://festival.1september.ru/articles/618478/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Профессиональное «выгорание» педагога и его профилактика»

Слайд 2

Профессиональное выгорание Эмоциональное истощение Личностная отстранённость Снижение самооценки

Слайд 4

Способы саморегуляции

Слайд 5

Упражнение «Улыбка» Инструкция: «Закройте глаза и посидите несколько минут, ни о чем не думая. При этом на вашем лице обязательно должна быть улыбка».

Слайд 6

Упражнение «Лимон» Инструкция: «Представьте, что в правой руке находится лимон, выжмите из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 сек.). Разожмите руку. Ту же процедуру выполните с левой рукой».

Слайд 7

Упражнение « Похвалилки » Инструкция: «Меня замечают, любят и высоко ценят». «Все идет хорошо». « В моей жизни случается только хорошее».

Слайд 8

Упражнение «Посещение зоопарка» 1. В зоопарке утро. Служащие зоопарка чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать по спине движения сверху вниз, справа налево). 2. Затем он открывает ворота зоопарка (рёбрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника). 3. Приходят первые посетители (при помощи кончиков пальцев «сбегать» вниз по спине). 4. Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как те радостно прыгают (короткие, но сильные хлопки по спине крест-накрест). 5. Рядом загон со львами. Сейчас раздают корм, и они с жадностью едят мясо (двумя руками мять шею и лопатки). 6. Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят в воду (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником). 7. Слышатся дикие прыжки кенгуру («топать» кончиками пальцев по спине). 8. Рядом находится вольер со слонами (медленно и сильно нажимать кулаками на спину). 9. А сейчас все идут к террариуму со змеями. Змеи медленно ползают по песку (делать ладонью движения, похожие на змеиные). 10. Вот и крокодил разевает пасть и хватает еду (коротко и сильно щипать спину). 11. Сейчас посетители идут к выходу и садятся на скамейку (кончиками пальцев пробежать по спине и положить обе руки на плечи).

Слайд 9

Упражнение «Звуковая гимнастика» А – воздействует на весь организм; Е – воздействует на щитовидную железу; И –воздействует на мозг, глаза, нос, уши; О – воздействует на сердце, легкие; У – на органы, расположенные в области живота; Я – на работу всего организма; М – на работу всего организма; Х – помогает очищению организма; ХА – помогает повысить настроение.

Слайд 10

Упражнение « Дельфинотерапия »

Слайд 11

Упражнение «Самоанализ» Сфера преподавания и воспитания Коммуникативная сфера Интеллектуальная сфера


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический тренинг: «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ «ВЫГОРАНИЕ» ПЕДАГОГА И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА».

В ходе тренинга участники познакомятся с понятием профессиональное «выгорание», особенностями проявления признаков выгорания, выделением источников неудовлетворения профессиональной деятельностью....

тренинг профессионального выгорания педагогов

тренинг  профессионального выгорания педагогов...

Тренинг "Профессиональное «выгорание» педагога и его профилактика"

В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. Современное общество представляет высокие требования к системе об...

психологический тренинг "Эмоциональное выгорание педагогов"

2 ноября в городе Палех прошел  юбилейный X региональный фестиваль педагогических идей «Вдохновение». В нем участвовали педагоги, воспитатели, руководители образователь...

Консультация для педагогов: «Профессиональное выгорание педагогов: причины, признаки, профилактика».

Синдром профессионального выгоранияПрофессиональное выгорание — совокупность негативных переживаний, связанных с работой, коллективом и всей организацией в целом.Синдром профессионального выгора...

Психологический тренинг «Профессиональное выгорание педагогов»

Психологический тренинг «Профессиональное выгорание педагогов»     Цель: определить симптомы и причины эмоционального выгорания педагога и возможность предотвращен...

Тренинг Профессиональное выгорание педагогов

Тренинг по ПРОФИЛАКТИКе ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ детского сада № 59 «Солнечный»Выполнил: Педагог-психолог Иванова Евгения Константиновна...