Поручение как метод воспитания.
консультация
Метод поручения является одним из методов организации детской деятельности и формирования опыта общественного поведения. В статье описываются виды поручений и область их применения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poruchenie_kak_metoda_vospitaniya.docx | 25.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Поручение как метода воспитания
Методы воспитания - это способы взаимодействия педагогов и воспитанников с целью формирования у последних духовно - этических, эстетических, физических и других качеств личности.
В педагогической литературе можно найти описание большого количества методов, позволяющих достигать практически любые цели. Их так много, что разобраться в них, помогает их классификация.
Опираясь на классификацию, педагог не только ясно представляет себе систему методов, но и лучше понимает назначение, характерные признаки различных методов и их модификаций.
В современной педагогике известны десятки классификаций, одни из которых больше пригодны для решения практических задач, а другие представляют лишь теоретический интерес.
В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания на основе направленности (И.Г.Щукина), в которой выделяются три группы методов воспитания:
1. Методы формирования сознания личности (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, убеждение, внушение, пример). Основная функция данной группы методов состоит в формировании взглядов, отношений, установок, устойчивых убеждений воспитанников. Нравственной уверенности в общественной необходимости и личной полезности определенного типа поведения.
2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации). Все методы этой группы основаны на практической деятельности воспитанников и направлены на выделение, закрепление и формирование в опыте детей положительных способов, форм поведения и нравственной мотивации.
3. Методы стимулирования поведения и деятельности (соревнование, поощрение, наказание). Данная группа методов используется для формирования нравственных чувств, т.е. положительного или отрицательного отношения личности к предметам и явлениям окружающего мира.
Одним из методов организации деятельности и формирования опыта общественного поведения является метод поручения.
Поручение - один из самых эффективных способов организации любой деятельности воспитанников, приучающий их к положительным поступкам. Следует помнить, что дошкольники особенно трепетно относятся к поручениям своего воспитателя, учительницы; для них это момент счастья, переживание своей значимости для любимого педагога, подтверждение авторитета в глазах товарищей.
Поручение должно предполагать активное действие ребенка. Выполняя поручение, ребенок учится самостоятельности, ответственности, социальной активности. Кроме того, поручение для подрастающей личности - это школа общения с окружающими; это одно из важнейших условий активной и интенсивной социализации ребенка.
В зависимости от педагогической цели, содержания и характера поручения бывают:
-индивидуальными;
-групповыми;
-коллективными;
-постоянными;
-временными.
Природу метода поручений очень точно описал А.С. Макаренко. Он считал, что каждый воспитанник может стать личностью, если станет коллективистом, научится жить в системе "отношений ответственных зависимостей".
Группа детского сада, школьный класс и даже собственная семья - для ребенка модель общества. Здесь он вступает в разнообразные и сложные взаимоотношения с людьми. Когда ребенок получает поручение, он попадает в очень важную в воспитательном смысле систему "ответственных зависимостей". Любое поручение от воспитателя - нарисовать рисунок к празднику или от мамы – набрать ягоды для бабушки) имеет две стороны: меру полномочия (тебе доверили, тебя попросили, от тебя этого ждут, кроме тебя это никто не сможет сделать, от тебя зависит успех общего дела, здоровье бабушки) и меру ответственности (от тебя требуется усилие воли, требуется отложить свои занятия и найти время, довести порученное дело до конца). Если какая - либо из этих сторон организована (мотивирована) слабо, то поручение не сработает или не даст нужного воспитательного эффекта. Это даже может вызвать у воспитанника раздражение, чувство протеста, у него попросту пропадет желание выполнять данное ему поручение[16,309].
Правильно организованное поручение обязательно несет в себе ролевую функцию. Принимая поручение, воспитанник берет на себя роль, соответствующую заданному содержанию действия. Именно через систему ролей у детей формируется разнообразный опыт деятельности и общественных отношений, ведь их собственная детская жизнь пока еще мало открыта настоящему социуму.
Все поручения можно разбить на 3 группы:
1 группа: поручения, связанные с выполнением одного способа действия (подать, принести, отнести, отодвинуть, поднять). Данные поручения кратковременны, эпизодичны, вызваны временной необходимостью: быстро устранить случившийся беспорядок, если что-то уронили, разбили, пролили. Задача, поставленная перед ребенком, должна им решаться сразу. Особенность таких поручений состоит в том, что, несмотря на простое, элементарное содержание, они лишены игрового начала. Они способствуют развитию сообразительности, ловкости, исполнительности.
2 группа: поручения, которые содержат несколько способов действия, или несколько трудовых операций. Они сложнее первых, т.к. для выполнения необходимы определенные навыки, дополнительные предметы или оборудование. Нужны знания и умения в обращении с ними: где взять, как, по окончании, убрать рабочее место, элементарно спланировать свою деятельность.
3-я группа поручения, связанные с результатами, которых дети достигают не сразу: постирать кукольное бельё, принести из дома открытку, картинку определенного содержания и т.д. Для детей 3-4-х лет поручения такого содержания трудны, так как дети забывают о них. Такие поручения практикуются в старших группах.
В отдельную группу следует выделить поручения, при выполнении которых нет видимого результата. Такие поручения очень распространены в условиях повседневной жизни детского сада: спросить няню, что сегодня на завтрак, передать сведения о количестве детей медсестре. Эти поручения не требуют от детей особых усилий. Здесь решаются задачи обучения детей умению общаться со взрослыми, что-то выполнить, запомнить, уметь ориентироваться в помещении и на территории детского сада. Дети старшего возраста такие поручения выполняют без труда.
В процессе организации поручений с детьми 3—5 лет важно помнить о роли обучающего воздействия воспитателя, поскольку дети этого возраста пока многое не умеют делать самостоятельно. Педагог широко пользуется такими приемами, как показ, объяснение, разъяснение, мотивировка каждого требования к деятельности ребенка.
В старшей и подготовительной группах расширяются физические возможности детей, накапливается опыт самостоятельного выполнения поручений. Многие поручения начинают входить в круг их обязанностей, носят постоянный, систематический характер. Качественно меняется не только содержание поручений, но и задачи их выполнения.
В работе с детьми 5-7 лет широко используются длительные поручения (однодневные, многодневные): принести спичечные коробки, цветные нитки, открытки, картинки, природный материал.
Поручение, как метод, эффективно применяется при таких творческих работах, как совместный проект. Каждый участник проекта получает поручение и несёт ответственность за выполнение своего задания (к примеру, самостоятельное разучивание движений). Но результатом станет совместное исполнение какой-либо сложной фигуры или танцевального номера, где от действий каждого зависит общий результат.
Также выполнение поручения помогает проверить понимание ребенком обращенной речи, способствует активизации собственной, речи детей в ее обращенной и повествовательной форме. С этой целью следует просить ребёнка не только выполнить какое-то действие, но и обратиться с просьбой к товарищу или взрослому, а в дальнейшем рассказать, что он сделал (принес, нашел и т.д.).
Одновременно с решением задач речевого развития поручения формирую у детей ориентировку в окружающем, поскольку правильное выполнение поручений детьми зависит от знания или названий предметов, их признаков, мест расположения.
Трудовые поручения – наиболее простая и доступная форма организации труда детей. Особое воспитательное значение поручения имеют в работе с детьми младшего дошкольного возраста, когда труд не может стать планомерной и систематической деятельностью малышей. Они часто не реализуют игровые и трудовые задачи, не умеют трудиться по собственной инициативе, взрослые привлекают их к труду через различные поручения. Воспитатель, няня обращаются к детям с просьбой сделать что-либо: принести какую-то вещь, предмет, полить цветы, покормить рыбок и др.
Под трудовыми поручениями понимается возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем-либо из сверстников. Поручить – значит обязать ребенка выполнить какую-то работу связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива.
Поручения всегда исходят от взрослого, в них заключена четкая направленность на получение результата, конкретно определена задача. Они предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми.
В практике воспитательной работы с детьми особенно распространены индивидуальные поручения. Ведь научить одного-двух детей легче, чем целую группу, при этом более удобно контролировать действия каждого ребенка, своевременно оказать помощь тем, кто в ней нуждается, организовать дополнительный показ, дать совет. Известно, что трудовая деятельность младших дошкольников часто переплетается с игрой и порой трудно последить эту границу. Поручения помогают нам постепенно разделить эти два вида деятельности. Даже самые простые задания (что-то поднять, подвинуть, подать) не содержат игрового начала. Наоборот, в них заключен элемент требования, с помощью которого ребенок приучается действовать целенаправленно, осознавать, что он выполняет задание взрослого.
Памятка для старших дошкольников по выполнению поручения
«Правила по выполнению поручений»
-Сначала внимательно выслушай задание, а потом начинай его выполнять.
-Подумай, что тебе понадобиться для выполнения поручения и приготовь все необходимое.
-Если ты выполнил данное тебе поручение, скажи об этом взрослому.
-Не отвлекайся от выполнения поручения на другие дела. Сначала сделай то, что тебе поручили, а потом все остальное.
-Любое поручение старайся выполнять хорошо и аккуратно. Это будет приятно и тебе и окружающим.
-Постарайся выполнить поручение точно в указанный срок.
-Обратись за помощью к сверстникам или воспитателю, если тебе одному трудно выполнить данное поручение.
-Если у твоего друга не получается выполнить поручение, помоги ему!
-Вспоминай о том, что выполнением своего поручения ты помогаешь воспитателю, детскому саду и всем своим друзьям.
Библиографический список литературы
1.Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства.// Дошкольное воспитание 2013. №4- С.17-25.
2..Волженина Т. Воспитание самостоятельности: советы родителям детей всех возрастов. //«Виноград». - 2010. - №37. - С. 20-23.
3..Загвязинский, В. И. Теория обучения и воспитания: учебник для бакалавров / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 314 с. - Серия : Бакалавр. Базовый курс
4.Калацкая Н.Н. Теория обучения и воспитания. Конспекты лекций [Электронный ресурс]- Режим доступа http://libweb.kpfu.ru/ebooks/20-IPO/20_220_kl-000675.pdf#page=61&zoom=auto,54,785
5.Крившенко Л.П. Педагогика: учебник / Л.П. Крившенко и др. / под ред. Л.П. Крившенко. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008,- 128с.
6.Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. Пед. Вузов: В 2 кн.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. - Кн.2: Процесс воспитания.- 256с.: ил.
7.Рублева Е. В. Воспитание трудовых поручений.// Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/640344/
8.Савченко В.И. Методическая модель трудового воспитания детей в ДОУ. //Дошкольная педагогика. 2010.№8-С.8-14.
9.Смирнов С.А. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. Под ред. Смирнова С.А. 4-е изд., испр. - М.:Академия 2000. - 512 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классификация методов воспитания
Методы воспитания- это способы педагогической работы, с помощью которых осуществляется целенаправленное формирование духовных, этических, эстетических и физических качеств личности...
Реферат ТЕМА: «ИГРА, КАК МЕТОД ВОСПИТАНИЯ, ПРИМЕНЕНИЕ ЕЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ – ДОШКОЛЬНИКАМИ»
Игра - основная форма активности ребенка в социуме Индустриальное общество надолго выключает из сферы жизненной активности свое подрастающее поколение. Оно живет в изоляции и противопоставлении "взрос...
Статья на тему: Психологическое воспитание - эффективный метод воспитания детей.
Статья для родителей на тему: Психологическое воспитание - эффективный метод воспитания детей....
Методы, средства и формы воспитания. Классификация методов воспитания.
Успех применения методов воспитания напрямую зависит от условий, педагогической компетентности и авторитета педагога, который их применяет....
Выступление на РМО «Воспитание сказкой как древнейший метод воспитания детей»
Это один из самых древних методов воспитания детей. Через сказки наши предки передавали подрастающему поколению моральные нормы, традиции и обычаи, свой жизненный опыт и отношение к миру. Герои сказок...
Методы воспитания. Поручение.
Каждый воспитанник может стать личностью. Ребенку должны быть понятны границы поручений, то есть пределы полномочий и ответственности....
Статья. "Художественно-эстетическое развитие и воспитание дошкольников. Методы воспитания и обучения".
Методы художественно- эстетического воспитания дошкольников: как общие , характерные для всех методик развития художественно-эстетических видо детской деятельности ,и как специфические для каждо...