Выступление на РМО «Воспитание сказкой как древнейший метод воспитания детей»
презентация к уроку (младшая группа) на тему

Турищева Наталья Олеговна

Это один из самых древних методов воспитания детей. Через сказки наши предки передавали подрастающему поколению моральные нормы, традиции и обычаи, свой жизненный опыт и отношение к миру. Герои сказок были примером для ребенка. На их опыте он учился тому, как нужно или нельзя поступать. Такой пример более понятен ребенку, чем категоричное родительское «Нельзя!».

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Воспитание сказкой, как древнейший метод воспитания детей»

Цель занятия:

  1. Способствовать нравственному развитию детей путем формирования у них представлений о дружбе и взаимопомощи;
  2. Создать нравственные основы личности ребенка;
  3. Развитие познавательных психических процессов.

Материалы:

Волшебный цветок, разрезные картинки к сказке «Репка» (по всем героям и общая), герои сказки для показа (на стаканчиках), прищепки, заготовки репки, памятки для воспитателей.

Вступительная часть:

«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами»

В. Сухомлинский

Воспитание сказкой – один из самых древних методов воспитания детей. Через сказки наши предки передавали подрастающему поколению моральные нормы, традиции и обычаи, свой жизненный опыт и отношение к миру. Герои сказок были примером для ребенка. На их опыте он учился тому, как нужно или нельзя поступать. Такой пример более понятен ребенку, чем категоричное родительское «Нельзя!».

Но для того, чтобы воспитание сказкой было эффективным, недостаточно просто рассказать ребенку первую попавшуюся сказку. Сказку нужно подбирать в зависимости от возраста ребенка, особенностей его характера. К восприятию сказки ребенка нужно подводить постепенно, с младенчества, начиная с колыбельных и ритмичных стишков-прибауток.

Чем младше ребенок, тем проще должен быть сюжет сказки. В период с 2 до 3,5 лет хорошо идут классические детские сказки, на которых выросло не одно поколение детей: «Репка», «Теремок». Они хороши тем, что действие в них выстроено по принципу кумуляции-повтора: «Бабка за дедку, дедка за репку…». Так ребенку легче ориентироваться в повествовании. Через некоторое время можно перейти к более длинным и содержательным сказкам: «Три поросенка», «Красная шапочка».

Чтобы воспитание сказкой принесло свои плоды, нужно не только правильно подобрать сказку, но и правильно ее преподнести, немного обсудить с ребенком сказку, чтобы он смог понять ее мораль. Только не навязывайте ее ребенку, а позвольте ему самому сделать выводы.

Ход занятия:

Этап I. Организационный

Приветствие «Цветок сказок»

Педагог-психолог (держит в руках «цветок сказок»).

Вот мы встали все в кружок,

Вот он – сказочный цветок.

Всех приветствуем вокруг.

Здравствуй, наш волшебный друг!

В мире столько сказок есть,

Всех их и не перечесть.

Ты нам дверцу приоткрой,

В сказку нас возьми с собой.

(Педагог-психолог отрывает один лепесток.) Вместе с лепестком мы отправляемся в путешествие.

С лепестком мы полетели

И за столы мы тихо сели.

Этап II. Мотивационный

Педагог-психолог: Лепесток перенес нас в сказку. А в какую сказку мы попали?

Задание 1. «Сказочный фрагмент»

Педагог-психолог (показывает детям кусочек из разрезной картинки по сказке «Репка»). Посмотрите внимательно и догадайтесь, из какой сказки этот фрагмент.

Задание 2. Сказка «Репка»

Педагог-психолог рассказывает и показывает детям сказку.

– Посадил дед репку – выросла большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дед на помощь бабку. Бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, а вытянуть не могут.

Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, а вытянуть не могут.

Кликнула жучка кошку Машку. Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, а вытянуть не могут.

Кликнула Машка мышку. Мышка за Машку, Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут – вытащили репку.

Этап III. Практический

Задание 1. Беседа по сказке

Педагог-психолог. Почему дед не смог вытащить репку? Как им удалось вытащить репку?

В какой еще сказке герои помогали друг другу, вместе преодолевали трудности. (Например, «Теремок», «Заюшкина избушка» и др.) Молодцы ребята, справились с заданием.

Задание 2. «Кто потерялся?»

На экране демонстрируется рисунок.

Педагог-психолог. Посмотрите на рисунок. Кого из героев на нем не хватает? Молодцы ребята, справились с заданием.

Задание 3. Дидактическая игра «Очистим репку от ботвы»

Педагог-психолог. Давайте с помощью прищепок покажем, какая ботва-листья у репки. Прикрепите прищепки к верхней части репки. А вот какого цвета прищепки мы выберем? Листья какого цвета? Зеленые. Значит прищепки какого цвета мы возьмем? (Ответы детей.) Правильно, зеленые прищепки.

Дети прикрепляют прищепки к картонным силуэтам репки.

– Чтобы сварить кашу, нужно репку очистить от ботвы – зеленых листиков.

Дети снимают с картонных силуэтов репки зеленые прищепки.

– Репки какого цвета? Желтого. Вот и сложите репки на желтый поднос. А прищепки-ботва какого цвета? Зеленого. Сложите их на зеленый поднос.

Этап IV. Рефлексивный

Педагог-психолог. Спасибо ребята за помощь в наведении порядка в сказке. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания «Цветок сказок».

Вот мы в сказке побывали,

Поучились, поиграли.

И героям помогали,

Их заданья выполняли.

«До свидания!» дружно скажем

И рукою всем помашем.

Список использованной литературы:

1) Большая книга детского психолога от 3 до 10 лет, О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2008;

2) Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций. Учебно-методическое пособие, Н.Е. Татаринцева – М.: Центр педагогического образования, 2013;

3) Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 3-4 лет, Н.Ю. Куражева – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2012;

4) Психологическое сопровождение детей с раннего возраста в ДОУ, А.Ю. Кремлякова – СПб.: Детство-Пресс, 2013;

5) 70 развивающих заданий для дошкольников 3-4 лет, Н.Ю. Куражева – СПб.: М: Речь, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Педагогические условия и методы воспитания культуры общения и поведения у детей дошкольного возраста»

Ребенку свойственна широкая гамма чувств, неоднозначных по своим проявлениям. По отношению ко взрослым и сверстникам — это может быть любовь и неприязнь, симпатия и антипатия, сочувствие и равнодушие,...

Занятие в средней группе по сказке В.Сутеева "Яблоко"(воспитание сказкой)

В занятии  описаны  приемы. используемые в сказкотерапии: беседы с вопросами,  извлекающими   нравственные уроки, развивающими  мышление и воображение, воспитывающими добрые ч...

Выступление на педагогическом совете №4 «Использование проектного метода в гражданско-патриотическом воспитании детей»

Новой Концепцией образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщ...

Консультация для педагогов МДОУ № 68 на тему: «Педагогические условия и методы воспитания культуры общения и поведения у детей дошкольного возраста»

Формирование культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится...

Проектное исследование «Народная и театрализованная игра как метод воспитания эмоциональных и нравственных качеств у детей дошкольного возраста»

Целью данной работы является выявление условий, при которых народная и театрализованная игра вызывают качественные изменения в эмоциональном и нравственном состоянии ребенка....

"Педагогические условия и методы воспитания культуры общения и поведения у детей дошкольного возраста"

Формирование культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится...

Педагогические условия и методы воспитания культуры общения и поведения у детей дошкольного возраста

Закрепление форм нравственного поведения, превращение их в привычку и потребность происходит лишь на основе положительно-эмоционального отношения ребенка как к самим совершаемым действиям, так и к тем...