«Начальное техническое моделирование»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Программа дополнительного образования технической направленности. возраст воспитанников 6-7 лет.. Срок реализации 1 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 51.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка -детский сад №11
Борисоглебского Муниципального района Воронежской области
Принято: Утверждаю
На заседании педагогического совета Заведующая МКДОУ БГО ЦРР
МКДОУ БГО ЦРР-детский сад №11 детский сад №11
Воронежской области
_______________Т.Н.Никульшина
Программа дополнительного образования
технической направленности
«Начальное техническое моделирование»
Возраст воспитанников 6-7 лет
Срок реализации 1год.
Автор Верейкина О.С
Воспитатель 1К.К.
Борисоглебск 2016 год
Содержание:
- Пояснительная записка.
- Программа дополнительного образования.
2.1 Цель программы.
2.2 Задачи.
2.3 Методические принципы.
2.4 Этапы.
2.5 Содержание программы.
2.6 Условия для занятий и кружков.
- Условия реализации программы.
3.1 Методическое обеспечение.
3.2 Методы приёмы и формы учебно-воспитательного процесса.
3.3 Материально-техническое и дидактическое обеспечение.
3.4 Ожидаемые результаты.
3.5 Оценка и анализ работ.
3.6 Формы проведения итогов.
4. Список использованной литературы.
Пояснительная записка
Начальное техническое моделирование –одно из направлений детского
технического творчества. Программа разработана с учётом возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания. С самого раннего детства ребёнок сталкивается с миром техники. Малыши увлечённо катают механические игрушки, дети постарше управляют радио- и электрифицированными игрушками. В процессе игры у детей возникает множество вопросов. Все эти вопросы и приводят детей к увлечению техническому моделированию и конструированию.
Программа представляет собой организацию кружковой деятельности детей, направленная на приобщение детей к познавательной деятельности, к труду, взаимовыручки, товарищеской поддержке .
Изготовление интересных моделей предполагает значительные возможности для развития способностей детей не только в технической направленности, но и общих способностей, которые
обеспечивают успешность любого вида деятельности.
Начальное техническое моделирование – это своеобразный компас на дороге технического творчества , который не определяет конечную цель, не говорит, куда идти и как идти, он указывает только направление движения, задает правильный вектор.
Занимаясь техническим моделированием, дошкольники знакомятся с большим количеством
материалов и инструментов для технического творчества, приобретая таким образом, полезные
в жизни практические навыки. Начальное техническое моделирование и конструирование имеет
большое значение в обучении детей, так как расширяет знания об окружающем мире, прививает любовь к труду, развивает мелкую моторику.
Данная программа соответствует начальному общему уровню образования, имеет техническую
направленность и носит развивающий характер. Актуальность данной программы заключается
также в ее практической значимости. Дети могут применять полученные навыки и практический
опыт при дальнейшем изучении естественных наук.
Занятия техническим моделированием решают проблему занятости детей развивают у них такие черты характера, как: терпение, аккуратность, силу воли, упорство в достижении поставленной цели, трудолюбие.
Техническое творчество способствует также расширению кругозора дошкольника.
Программа рассчитана на обучение и воспитание детей в возрасте 6-7 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут.
Цель программы:
–создание условий для личностного развития дошкольников посредством включения игровых технологий.
-развитие творческих способностей и мышления детей в процессе освоения азов разных видов технического творчества.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить дошкольников с различными материалами, используемыми в
начальном техническом моделировании;
-закреплять и расширять знания и способствовать их систематизации;
-совершенствовать умения и формировать навыки работы с наиболее распространёнными инструментами и приспособлениями ручного труда при обработке различных материалов.
- сформировать устойчивый интерес к техническому творчеству;
Развивающие:
-развивать у детей память, внимание, различные формы сенсорного восприятия, развитие мелкой моторики пальцев рук;
- развивать у детей элементы изобретательности художественного воображения,
технического мышления и творческой инициативы;
-пробуждать любознательность и интерес к устройству простейших технических объектов;
-развивать глазомер, творческую смекалку, быстроту реакции, изобретательность и интерес к поисковой творческой деятельности через игровые технологии.
Воспитательные:
-сформировать уважительное отношение к различным видам ручного труда;
-воспитывать навыки коммуникативного взаимодействия в процессе коллективного труда;
- воспитывать эстетическую культуру личности средствами изготовления красивых поделок.
Особенностью программы является то, что еѐ содержание нацелено на развитие
творческого потенциала дошкольников.
Принципы:
-личностно-ориентированный подход учитывает особенности дошкольника и учит их свободно творить и мыслить;
-коммуникативная направленность обучения даёт возможность общаться в процессе работы группы;
-деятельный характер обучения позволяет каждому научиться работать, как индивидуально, так и в коллективе;
-поэтапность обучения предполагает изучение курса по принципу «от простого к сложному», выводит детей к свободному владению материалов.
-принцип автономии учит дошкольников самостоятельности и позволяет наиболее эффективно решать поставленные перед ним задачи.
Этапы:
- Вводное занятие.
- Материалы и инструменты.
- Графическая грамота.
- Конструирование из плоских деталей.
- Конструирование объёмных игрушек.
- Техническое моделирование транспортной техники.
- Изготовление подарков и сувениров к праздникам.
- Технические игры и аттракционы.
- Заключительное занятие.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1: Вводное занятие - 1 час
Значение техники в жизни людей. Знакомство с планом работы объединения. Показ готовых самоделок. Требования, предъявляемые к обучающим. Организация рабочего места.
Практическая работа
- Складывание стрелы. Игры "На дальность полёта", "На точность посадки"
- Складывание стаканчика. Игра "Биль – боке"
Тема 2: Материалы и инструменты – 1 час
Теоретическая часть
Материалы и инструменты, применяемые в работе: бумага, картон, деревянные рейки, клей, краски. Общие понятия о производстве бумаги и картона, их сорта, свойства и применение. Основные свойства бумаги (наличие волокон, упругость, цвет, толщина, способность бумаги впитывать влагу, окрашиваться). Картон (толщина, цвет, плотность и т.д.) Экономичность раскроя. Порядок расположения инструментов и приспособлений: (ножницы, шило, нож, молоток, кисти, и другие). Приёмы работы ручными инструментами. Дать общие сведения о ведущих профессиях, связанных с обработкой бумаги, картона, древесины. Правила личной гигиены. Техника безопасности с колющими и режущими инструментами. Уборка рабочего места. Практическая работа
«Оригами» - самоделки из цветной бумаги на складывание:
- Кораблик (Игра «Кто быстрее приведет кораблик в гавань»);
- Кубик – рубик..
Оформление работ аппликацией.
Материалы и оборудование
Образцы готовых работ, инструкционные карты, ножницы, шило, карандаши, бумага (альбомная, цветная, писчая).
Тема 3: Графическая грамота –8 часов
Теоретическая часть
Чертёж – язык техники. Дать понятие о техническом рисунке, эскизе, чертеже. Построение простейших развёрток. Линии чертежа: видимого и невидимого контуров, сгиба, надреза. Их условные обозначения. Понятие о шаблонах, трафаретах, их применение. Знакомство и приёмы работы с инструментами (чертёжные: линейкой, угольником, циркулем и другими).
Практическая работа
-Изготовление из бумаги по шаблонам силуэтов животных по выбору: медведя, пингвина, моржа, тигрёнка
- Изготовление мебели из картона по развёртке: диван, стул, стол
Тема 4: Конструирование из плоских деталей - 7 часов
Теоретическая часть
Понятие о контуре, силуэте технического объекта. Расширение и углубление понятий о геометрических фигурах: прямоугольник, круг, половина круга, призма и др. Изготовление игрушек с подвижными частями. Разметка и изготовление плоских деталей по шаблонам. Соединение (сборка) плоских деталей между собой при помощи клея, щелевидных соединений в «замок». Сочетание цвета карандашей и фломастеров.
Практическая работа
- Изготовление из бумаги и картона динамических игрушек по выбору: чебурашка, мальвина, доктор Айболит, медведь;
- Изготовление поделок со щелевым соединением в «замок»: тигрёнок
Тема 5: Конструирование объёмных игрушек – 7 часов
Теоретическая часть
Простейшие геометрические тела: куб, параллелепипед, цилиндр, конус, призма. Элементы геометрических тел: грань, ребро, вершина, основание, боковая поверхность геометрического тела в сопоставлении с геометрическими фигурами.
Элементарное понятие о развёртках, выкройках, простых геометрических тел.
Практическая часть
- Изготовление макетов из геометрических фигур: колодец, скворечник, домик
- Изготовление неваляшек: рыбка, уточка
Тема 6: Техническое моделирование транспортной техники– 6 часов
Теоретическая часть
Понятие о машинах и механизмах. Назначение автомобильного транспорта. Отличие грузовых и легковых автомобилей. Основные части автомобиля: рама, кузов, кабина, колеса.
Беседы:
- Роль автомобильного транспорта;
- Грузовые машины на стройке Родины;
- Правила дорожного движения.
Практическая часть
Изготовление автомобилей, моделей по замыслу с использованием бумаги, картона, фанеры, проволоки, жести и деталей набора "Конструктор". Вычерчивание развёрток деталей автомоделей. Вырезание ножницами.
Игра « Кто вперед поставит машину в гараж»
Работа с картами по правилам дорожного движения.
Игра «Твой друг-светофор»
- Изготовление простейшего вертолета «Муха».
Проведение соревнований:
-"На дальность полёта",
Практическая часть
Изготовление плавающих моделей
Игра: "Чей кораблик быстрее придёт в гавань
Игра: «Звёздное небо»
- Коллективное изготовление моделей с элементами самостоятельного конструирования.
Материалы и оборудование
Образцы готовых работ, технологические карты, наглядные пособия, шаблоны, трафареты;
бумага, картон, фольга, пенопласт, поролон, нитки, карандаши, кисточки, скрепки.
Тема 7: Изготовление подарков и сувениров к праздникам – 4 часа
Теоретическая часть
Знакомство с готовыми образцами различных поделок и сувениров из разных материалов. Способы изготовления поделок и сувениров из бумаги, картона. Способы и приёмы отделочных работ, элементы художественного оформления изделий. Конкурс на лучшую поделку, на лучшего раскройщика материала при изготовлении елочных игрушек по шаблонам.
Беседы:
- Наш любимый Новый год"
- "Маска мы тебя знаем!"
- "Откуда пришла ёлка?"
- "Международный женский день"
- "Защитники Отечества" -
"Этот день Победы" -
Практическая работа
- Изготовление конусных игрушек к Новому году: Дед мороз, Снегурочка;
- Изготовление конусных игрушек по выбору: кот, заяц, лиса;
- Изготовление масок по выбору: животных, клоун, рыцарь и др.
- Изготовление новогодних игрушек-сувениров по выбору детей: петушок, лягушонок, попугай
- Изготовление из бумаги работ к 23 февраля и 9 мая: танк, ракета;
- Изготовление из бумаги сувениров ко Дню 8-е марта: "Подарок маме"
Тема 8: Технические игры и аттракционы – 2 часа
Теоретическая часть
Беседа "Игра в жизни человека", «Развивай играя ». Способы изготовления игр из бумаги, картона, проволоки, и других материалов.
Практическая часть Изготовление игр из картона:
- Разрезные картинки
- Изготовление игр - головоломок
- Разрезные узоры
Тема 9: Заключительное занятие –1 час
Оформление итоговой выставки. Отбор работ для участия в областной выставке. Награждение лучших обучающих грамотами, ценными подарками.
Условия для занятий и кружков.
На занятиях создаются все необходимые условия для творческого развития дошкольников. Каждое занятие строится в зависимости от темы и конкретных задач, которые предусмотрены программой, с учётом возрастных особенностей детей, их индивидуальной подготовленности.
При проведении занятий выполняются санитарно-гигиенические нормы. На каждом занятии проводятся физкультурные минутки, дыхательные упражнения, упражнения для глазных мышц.
Методическое обеспечение.
Основным условием реализации Программы является взаимодействие педагога и ребёнка, сотрудничество, совместный поиск творческих идей.
Программа предполагает теоретические и практические части, поэтому используются различные педагогичекие методы.
Информационно-рецептивный метод (предъявление педагогом информации и организации восприятий, осознание и запоминание детьми данной информации)
Репродуктивный метод (составление и предъявление педагогом заданий на воспроизведениие знаний и способов умственной и практической деятельности, руководство и контроль выполнения; воспроизведение детьми знаний и способов действий по образцу, произвольное и непроизвольное запоминание).
Метод проблемного изложения (постановка педагогом проблемы и раскрытие доказательного пути его решения; восприятие и осознание детьми знаний, мысленное прогнозирование, запоминание).
Эвристический метод (постановка педагогом проблемы, составление и предъявление заданий на выполнение отдельных этапов решения познавательных и практических проблемных задач, планирование и руководство деятельности дошкольников; самостоятельное решениедетьми части заданий, непроизвольное запоминание и воспроизведение).
Основные методы, приёмы и формы организации учебно-воспитательного процесса.
Для стимулирования у детей положительного отношения к занятиям рекомендуется использовать методы и приёмы:
-игровые ситуации;
-решение творческих и поисковых задач;
-повторное изменение работ с изменением ранее изготовленных конструкций (шаблонов).
-создание ситуаций взаимопомощи и взаимопроверки.
Использование этих методов в определённой степени позволяет развивать творческие способности у детей и пробуждать у них интерес к техническому творчеству.
Настоящая программа предполагает, как групповые формы работы , так и индивидуальные . Теоритическую часть педагог планирует с учётом возраста и индивидуальных особенностей детей (беседы, экскурсии, ролевые игры, викторины).
Материально-техническое и дидактическое обеспечение.
Для организаций занятий по начальному техническому моделированию требуется светлое помещение и определённое оснащение образовательного процесса.
Оборудование: столы, стулья, доска, мел, указка, компьютер.
В ходе реализации Программы педагогом используются дидактические средства: учебные наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства, плакаты.
На занятиях по Программе потребуются следующие материалы и инструменты: шаблоны, бумага, ножницы, клей ПВА, циркуль, карандаши, нитки, лекало, коробки, картон, декорации, ткань, фольга, пластмасса, проволока, бисер, линейки, фломастеры, ватман, вата, зубочистки, скотч, спичечные коробки, копировальная и самоклеющаяся бумага.
Ожидаемые результаты.
К концу года дошкольники должны знать и уметь:
-название основных частей изготовляемых макетов и моделей;
-название и назначение инструментов ручного труда, правила пользование ими;
-элементарные свойства бумаги и картона, ткани и доступные способы их обработки;
-простейшие правила организации рабочего места;
-правила разметки по шаблонам;
-способы соединения деталей из бумаги и картона;
-необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов конструирования.
-выделять общие и индивидуальные признаки предметов и технических объектов;
-определять основные части изготовляемых макетов и моделей и правильно произносить их названия;
-узнавать и называть плоские геометрические фигуры и объёмные геометрические тела;
-правильно пользоваться ручными инструментами;
-организовать рабочее место и поддерживать на нём порядок;
-бережно относиться к инструментам и материалам;
-соблюдать правила безопасности труда.
Оценка и анализ работ
Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, является выставки работ детей. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией ,оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребёнка. Однако выставки проводятся два-три раза в год, творческая работа ребёнка постоянно требует поощрения. Одним из важнейших оценочных видов становится проведение соревнований, в процессе которых набираются баллы по различным характеристикам: качество, исполнения, дизайн. Ребёнок сравнивает свою модель с другими, наглядно видит преимущества и ошибки.
Большое значение в оценивании итогов обучения имеют конкурсы к «красным» дням календаря. Подарки, поделки, сувениры ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. Результативность развития художественного мышления детей оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, овладение приёмами работы в материале.
Нельзя упустить из виду оценочно-воспитательного значения экскурсий на предприятия и природу. Для оценивания результативности экскурсий используются ряд методов: беседы, наблюдения, опрос. Акцентирование внимание дошкольника на отдельных деталях натуры развивает наблюдательность, абстрактное мышление и создаёт предпосылки к сравнению, осмыслению и реализации увиденного.
Формами проведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы являются выставка проделанной работы за год. Коллективное обсуждение качества выполненных моделей. Советы по изготовлению изделий и заготовке материалов летом.
Список использованной литературы.
- «Наши руки не для скуки». Карнавал. Маски. Костюмы. Москва «РОСМЭН», 1995 год.
- 200 моделей для умелых рук. Санкт-Петербург, «Кристалл» 1997 год.
- Техническое моделирование от простого к сложному. Санкт-Петербург, «Кристалл», 1997г
- А. Бахметов; Т.Кизяков «Очумелые ручки», Москва, «РОСМЭН», 1999год
- В.М.Кометов, С.Ю.Афонькин «Вырезаем и складываем», Санкт-Петербург, «Кристалл»
- Игра-конструктор, «Хатбер-М», Москва, 2001год
- Игровые технологии. Завуч-№4. стр. 97; 2006год.
- С.Г.Шмакова «Игра как способ социализации ребёнка» \\ Дополнительное образование и воспитание. №2, 2007 год.
- Колотилов В.В. Техническое моделирование и конструирование. М., Просвещение 1979г
- Е.П.Гайдаренко «Весёлая мастерская» Д.Сталгер. 1997 год.
- В.М. Комелев.,С.Ю. Афонькин «Вырезаем и складываем». Санкт-Петербург «Кристалл»1999 год
- Журналы: «Оригами», «Левша», «Мастерилка», «Бумажные модели».
- Чернова Н.Н «Волшебная бумага».-М.: АСТ 2005 год.
- Крулехт М.В., Крулехт А.А., «Самоделкино». Методическое пособие для педагогов ДОУ.- СПБ.: «Детство-Пресс», 2004 год.
- Тимофеева М.С. «Твори, выдумывай, пробуй». –М.: «Просвешение» , 1981 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательный проект по начальному техническому моделированию
Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через LEGO - конструирование "Лего- парк"....
"Начальное техническое моделирование" технической направлености
Дополнительная общеразвивающая программа...
Начальное техническое моделирование в дошкольном образовании в условиях ФГОС.
Одной из актуальных проблем в образовании детей остается привлечение к техническому творчеству. Не всегда и не все родители могут удовлетворить этот возросший интерес своих детей вследствие ряда причи...
«Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях начального технического моделирования при работе с бумагой»
laquo;Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях начального технического моделирования при работе с бумагой»«Творчество – особый вид деятельности,Он в самом деле несе...
Доклад к презентации "Формирование навыков начального технического моделирования у детей дошкольного возраста"(из опыта работы)
Описание результатов работы с дошкольниками старшего и подготовительного возраста по начальному техническому моделированию....
Апробация программы дополнительного образования технической направленности "Начальное техническое моделирование"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальное техническое моделирование» разработано в 2018г. на основе анализа типовой программы Фешиной Е.В. «Лего-констру...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа начально техническое моделирование (с элементами художественного конструирования) «Конструирование и моделирование»
Актуальность, педагогическая целесообразность. В настоящее время в искусство работы с бумагой, картоном и другими не сложными поделочными материалами в детском творчестве не потеряла своей актуальност...