Сюжетно-ролевая игра «Мы корабль построим сами, поплывём под парусами»
учебно-методический материал (старшая группа) по теме

Денисова Марина Геннадьевна

Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами. Сюжетно – ролевая игра направлена расширение кругозора детей, воспитание, развитие логического мышления и воображения, социализацию детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon syuzhetno-rolevaya_igra.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевая игра                                                                                        «Мы корабль построим сами, поплывём под парусами»

Цель: 

Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Обучение детей реализации игрового замысла, побуждение их в игровое взаимодействие друг с другом,  умение присоединяться к меняющимся обстоятельствам. Формирование умения творчески развивать сюжет игры, развитие у них желания играть вместе, поддерживать диалог, рассуждать, предлагать решения в проблемной ситуации, способность быстро принимать решение. Тренировка внимания, сосредоточенности, терпеливости. Способствовать преодолению детской застенчивости, нерешительности, скованности. Расширить словарный запас детей. Воспитание у детей уважения к труду работников флота.

Игровой материал и оборудование: ширма, строительный материал, куклы, игрушки-животные, предметы-заместители, кухонная посуда, игровые наборы «у врача», «парикмахер», штурвал, спасательный круг, фуражки, бинокль, рупор, трап, якорь на цепи и др.

Подготовка к игре:  Чтение художественной литературы о флоте, водном транспорте, о моряках. Экскурсия к реке. Рассматривание альбомов. Совместные игры с воспитателем в игрушечные пароходы. Игра-занятие «Путешествие на теплоходе по реке». Чтение отрывков из книги Б.Житкова «Что я видел?» (пароход, пристань, на пароходе есть столовая и др.) рисование того, что видели на реке,  аппликация из геометрических фигур на тему «Пароход», лепка лодочек. Беседа по картине для закрепления полученных знаний. Изготовление совместно с воспитателем атрибутов для игры. Просмотр фильма «Поездка на пароходе» беседа по его содержанию

Игровые роли: капитан, матрос, рулевой, повар-кок, врач, парикмахер и др.

Ход игры.

-Подготовка к игре начинается с показа картинки с изображением парохода и объяснения воспитателем того, что сейчас они пойдут к реке смотреть пароход.    

Ребята, я приглашаю вас на экскурсию к реке: наблюдение за теплоходами, катерами, лодками, определение их особенностей. Уточнение представления детей о том, как причаливают теплоходы, где пассажиры покупают билеты. Во время экскурсии рассказать о труде людей, которые на нем работают (капитан, помощник капитана, рулевой, матросы, кок, врач ит.д.), о местах нахождения людей (капитанский мостик, рубка рулевого, каюта и т.д., для чего предназначены штурвал, спасательный круг, якорь и т.д.)

Дау – небольшие суда для перевозки грузов. У них треугольный поворачивающийся парус, которым можно ловить ветер и плыть в любую сторону. Когда нет ветра, то приходится грести вёслами.

Клиперы - очень большие стройные грузовые корабли.  У них высокие мачты и много парусов, позволяли им проходить большие расстояния при сильном ветре Моряки забирались высоко на мачты, чтобы поставить или убрать паруса. Но у них уже появился для управления руль.

Затем появились первые деревянные суда с паровым двигателем. Пар приводил в движение гребные колёса, если заканчивался уголь, то они могли идти под парусами. Суда могут плавать по реке вверх и вниз. Баржи перевозят грузы в другие города.

В середине 19 века были построены железные корабли с гребным винтом. Такие суда не зависели от ветра и могли ходить по расписанию. На больших стальных кораблях-лайнерах перевозили пассажиров с большим комфортом и роскошью.

Яхта.

Словно крылья - паруса!              

Море – словно небеса!

Яхта по воде скользит,

Чайка будто бы летит!

        

Катер.

По темно-синей глади

Мчится быстрый катер,

Быстрый словно ветер

Быстрее всех на свете.

Ребята, предлагаю вам отправиться вас на речную прогулку, очень занимательную и веселую. Как вы думаете, на чем мы можем отправиться в путешествие (ответы детей).

- Посмотрите, у меня есть красивый бумажный кораблик! Как вы думаете, можно на нем путешествовать? (Нельзя! Он маленький, он утонет, быстро промокнет, он ненадежный).

- Давайте докажем, что мы правы, проведем опыты. Как мы можем это проверить? (Налить в таз воды и запустить бумажный кораблик).

- Давайте построим прогулочный теплоход и оборудуем его: в соответствующих местах размещают мачты, якорь, трап, спасательный круг и т.д. Для этого нам нужна ширма, стульчики, нужно оборудовать кухню, кабинет врача.

После этого с помощью воспитателя  распределяются роли.

- Самый главный на судне — капитан. Ему подчиняются все члены команды. Он стоит на капитанском мостике, который называется ходовым: отсюда управляют ходом судна. Здесь и руль поворачивают, и тут все приборы, по которым можно определить, где находится теплоход, когда берегов не видно. Сегодня моим помощником-капитаном будет Богдан Антонов. Рулевым будет Дима, а дежурным матросом будет Матвеев Богдан. (Матрос убирает и подает трап, делает приборку на палубе, объясняет пассажирам, как сойти на причал. Он будет внимательно следить у всех ли пассажиров есть билеты, и на своих ли местах они сидят). А где ваше место вы можете узнать по своим билетам. На них показано, какого цвета, какой формы и какого размера фигура находится на спинке вашего стульчика на пароходе. Будьте внимательны, а мы с Богданом вам поможем. На корабле нужен врач, им будет Ариана, а на кухне (камбузе) поработает Арина.

- Но прежде, чем мы отправимся, нам необходимо приобрести билеты.  Проходите, пожалуйста, в кассу и приобретите билеты. Кассиром буду я, буду задавать вопросы, а вы должны на них быстро ответить. Готовы?

  1.  Какое сейчас время года?
  2.  Сейчас утро или вечер?
  3.  Кто стоит сзади тебя?
  4.  Чем измеряют время? (часами, минутами)
  5.  Чем можно измерить длину? (линейкой, ладошкой и т.д.)
  6.  Сосчитай до 5 (10).
  7.  Какие звери зимою спят? (медведь, ёж)
  8.  Как называется такая фигура? (квадрат, круг, треугольник)
  9.  Что можно сказать о воде? (мокрая, жидкая, прозрачная)
  10.  Что можно сказать о льде? (твердый, скользкий, холодный, без запаха)
  11.  Вода в морях, океанах какая на вкус? (солёная).
  12.  В реках, озёрах, прудах, родниках, болоте  вода, какая? (она пресная).

(Все занимают свои места, машинист дает сигнал к отправлению.)

 Капитан в рупор громко объявляет: «Команда! По местам! Пассажиры заходите на теплоход, сейчас отправление. Поедем по реке». (Девочки с куклами поднимаются на теплоход, садятся). Капитан  даёт сигнал отправления. «Поднять якорь! Убрать трап! Полный вперёд!» (матросы быстро и четко выполняют его приказ). Теплоход отплывает. (Дети гудят и пыхтят, изображая шум машинного отделения).

Во время путешествия «мамы» держат на руках кукол, поднимают их к окошечку, чтобы было видно берега реки, другие направляются в салон для отдыха посмотреть телевизор.

-  Приближаемся к очень живописному отрезку пути. Река тут очень близко проходит к горному массиву.  Горы завораживают, они такие красивые. Видим небольшие водопады. Мимо проплывают леса, поля, города и даже реки. Места очень красивые.

Пальчиковая игра:

Две ладошки прижму и по морю поплыву.

Две ладошки, друзья - это лодочка моя.

Паруса подниму, синим морем поплыву,

А по бурным волнам плывут рыбки тут и там.

- Капитан объявляет остановку. «Стоп машина, стоп мотор! Опустить якорь. Подать трап. Уважаемые пассажиры, вы можете сойти на берег». На остановке можно выйти в город или на привал на полянку или в лес. Дети могут приобрести сувениры, магниты, наборы открыток. На берегу можно побродить по знакомым улочкам, посмотреть что изменилось, что нового за это время появилось, пока мы здесь не были.

- Капитан объявляет посадку: «Путешествие продолжается. Просьба всех занять места в каютах. Теплоход отправляется дальше. Поднять якорь, убрать трап. Полный вперед».

- Спасите, спасите! Мой ребенок упал в воду! (Кричит девочка) Помогите!

- Ребята, беда! Упал за борт ребенок, что делать? Как спасать? (Дети предлагают варианты: нужно подать руку, бросить веревку, бросить спасательный круг, прыгнуть в воду и спасти). Скорее бросайте спасательный круг! Помогайте вытаскивать ребенка на берег.

- Ребята, а ребенок совсем не дышит, смотрите и глазки не открывает, наверное, воды наглотался. Что делать? (Дети рассуждают: надо послать кого-нибудь за доктором, вызвать скорую помощь по телефону, по рации передать сигнал СОС)

- А пока мы ждем доктора, что делать? Ведь дорога каждая минута. (Нужно освободить легкие от воды). Правильно! Что для этого нужно сделать? (Положить ребенка на колено головой вниз и постучать по спинке). Для чего это делать? (Чтобы вышла вода из легких). Правильно, иди Валерия, помоги, покажи, как правильно это сделать. Спасибо. Положи опять ребенка на спину. Все равно не дышит, глазки не открывает. Как дальше себя вести, что делать? (Искусственное дыхание). Правильно. Подойди, Богдан. Что нужно сначала сделать? (Положить салфетку на рот. Для чего? Чтобы не попали микробы). Расскажи, что дальше делаешь? (Зажимаю нос). А зачем ты это делаешь? (Чтобы воздух не выходил).  Дальше что делаешь? (Набираем воздуха и вдуваем в рот ребенку через салфетку. Нажимаем на грудь 5 раз, а потом снова вдуваем воздух и опять нажимаем на грудь 5 раз). Ребята считаем вместе. Ой, смотрите, ребенок наш глазки открыл, маму ищет. Где мама? Вот она! Катенька садись с ребенком на стул. Мы его спасли, но он весь мокрый, с него вода течет, он только в сознание пришел. Что дальше делать? (Вытереть полотенцем, успокоить). Как будем вытирать? (Сначала нужно закрутить полотенце и потом растереть тело). Ребенок весь дрожит, вода была очень холодная, что дальше делать? (Укутать теплым одеялом и напоить горячим чаем). Ну, вот и хорошо, ребенок согрелся, даже щечки порозовели. А вот и доктор! Посмотрите нашего ребенка, все ли с ним хорошо, все ли в порядке?

-Доктор: слушает, осматривает. Да! Все в порядке!

- Ребята, что мы с вами только что сделали? (Спасли ребенка). Как мы его спасли? (Сначала кинули спасательный круг, потом положили на колено, чтобы вышла вода из легких, потом сделали искусственное дыхание, растерли полотенцем, укутали одеялом и напоили горячим, чаем, пригласили доктора). Сегодня мы с вами совершили важное дело – спасли человека и научились оказывать первую медицинскую помощь. Будьте здоровы и осторожны на воде!

- на теплоходе нас ожидает вкусная еда и прохладительные напитки. Повара делают котлеты и варят борщ. Воспитатель объявляет, что стол накрыт, приглашают пассажиров обедать.

На теплоходе можно устроить «Парикмахерскую». Парикмахер внимательно выслушивает пассажиров и выполняет их просьбы: стрижёт, делает причёски.

-Капитан: «Наше путешествие подошло к концу. Мы вернулись домой. Опустить якорь. Спустить трап. Пассажиров прошу сойти на берег. Пользуйтесь услугами нашего пароходства».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая пролонгированная игра «Спасатели».

Цель: ·                   закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; ...

Сюжетно- ролевая игра «Мы корабль построим сами, поплывём под парусами.»

Сюжетно- ролевая игра является промежуточным итогом использования музейной педагогики в детском саду....

Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»

Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить...

Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»

Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить...

Сюжетно-ролевая пролонгированная игра «Спасатели».

Цель:  закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструкторы, строительные модули;  побуждать детей по-своему обустраивать собственную игр...

«Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».

План самообразования  на тему:Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании  элементарных математических представлений у дошкольников ",рассч...

Сюжетно-ролевой ролевая игра " Пожарные"

Дети закрепили в этой игре как себя надо вести при пожаре. И по какому номеру звонить. ...