Проект "Хор рук. Двигательное двухголосие"
проект (подготовительная группа) на тему
Творческий проект "Хор рук. Двигательное двухголосие" подводит детей к пониманию двухголосия в целом, и в частности к двигательному двухголосию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_proekt_hor_ruk.docx | 57.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческий проект:
«Инновационная музыкально-педагогическая технология Т.А. Боровик «Хор рук.
Двигательное двухголосие»
На 2017-2018 учебный год
музыкальный руководитель
первой квалификационной категории
Каргальская Надежда Константиновна
Актуальность:
Современные тенденции и стремительные перемены в социуме
приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники несколько лет назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников.
Одной из инновационных форм в работе «художественного-эстетического развития» дошкольников является музыкально-педагогическая технология нашего современника Татьяны Анатольевны Боровик «Хор рук».
Данная технология является одной их форм арттерапии, артпедагогики, музыкотерапии, как активная релаксация. Ее применение в работе направлено на развитие двигательной фантазии детей, способствует развитию чувства ритма, развивает чувство ансамбля, слаженности общего действия.
Форма «двигательного двухголосия», заложенная в основе технологии,
активизирует внимание и способности подражания, а также развивает слуховое восприятие и творческое воображение. Она является одним из универсальных способов подбора и накопления художественно-пластических и двигательных навыков.
Если некоторые исполняемые жесты комментировать, то данную
технологию можно считать формой развития ассоциативно-образного мышления.
Цель проекта:
Овладение детьми элементарными навыками двигательного двухголосия с различными предметами.
Задачи проекты:
Задачи развивающие:
- побуждать детей к активной двигательной импровизации
- способствовать накоплению художественно-пластических и двигательных навыков
- способствовать развитию мыслительной деятельности, внимания, памяти, слуха, фантазии, воображения, творческого мышления, координационную свободу движения, чувство ритма, ансамблевой слаженности, слухового восприятия музыки.
- обогащать музыкальное впечатление детей и способствовать формированию музыкального вкуса и музыкальности в целом
- формировать у детей эстетическое восприятия окружающего мира и развитие эмоциональной сферы.
Задачи воспитательные:
- раскрывать творческий потенциал детей, содействовать проявлению самостоятельности дошкольников
- прививать интерес к музыке через активное слушание
- прививать бережное отношение к природе
- формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру
- привитие художественного вкуса
- способствовать совместной работе воспитателей с детьми
Задачи образовательные:
- познакомить детей, педагогов и родителей с новой инновационной формой, которая подводит к пониманию двигательного двухголосия, в которой все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих-«дирижеров».
- повышать интерес детей к музыкальной деятельности
- обогащать словарный запас и активизировать речь детей
Тип проекта: творческий.
Участники проекта: музыкальный руководитель, дети старше-подготовительной группы, воспитатели, родители.
Срок реализации: сентябрь 2017г - май 2018г
Области интеграции: «Художественное творчество», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Безопасность», «Познание».
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап - подготовительный
-Изучение инновационной формы «Двигательное двухголосие – хор рук».
-Изучение методической литературы по теме проекта.
-Прослушивание и подбор музыкальных произведений.
-Просмотр видео-материалов.
-Изготовление атрибутов для концертных номеров
(листьев, снежинок, бабочек, цветов, корабликов).
2 этап -организационный-практический:
- Познакомить детей и педагогов с новой формой работы
(проведение мастер-класса для педагогов).
-Разбор музыкальных произведений (характер, образ, темп, динамика и т.д.)
-Знакомство детей с новыми музыкальными терминами.
-Постановки музыкальных композиций.
-Слушание, активное слушание.
-Разделение детей на две группы (1-сидит на стульях, 2 -стоят сзади стульев).
3 этап - заключительный:
Выступление на утренниках с концертными номерами:
«Золотая осень»
«А снежинки кружатся»
«Цветочная фантазия»
«В добрый путь»
Пояснительная записка:
Эта форма работы интересна тем, что подводит детей к пониманию двухголосия в целом, и в частности к пониманию двигательного двухголосия. Здесь все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих - «дирижеров».
Предварительно ребята прослушивают музыкальное произведение, высказываются о его характере, музыкальном образе. Затем детям предлагается изобразить музыкальный образ руками, поучаствовать в хоре рук.
«Первую двигательную партию» исполняют руками одна группа детей (сидящая в ряд на стульях), зеркально отражая движения сидящего 1 ведущего - «дирижера», «вторую» - другая группа детей, стоящая позади первой группы, соответственно копируя движения стоящего 2 ведущего - «дирижера».
Для того, чтобы детям проще было вникнуть в процесс, начинать работу по данной технологии надо с «одноголосия», идя от простого к сложному. Где музыкальный руководитель выполняет роль дирижера, а ребята роль хора, который повторяет все движения за педагогом. Затем место «дирижера» можно предложить занять одному из детей.
После того, как дети с уверенностью будут справлятся в «одноголосием» можно начать работу над «двухголосием». Здесь дошкольники делятся на 2 партии, где поначалу ведущими дирижерами выступают один из детей и один взрослый. А со временем, накопив опыт двигательных навыков и справившись с застенчивостью, дети самостоятельно начнут выступать в роли дирижеров всех партий.
Для более глубокого восприятия музыки и развития творческого воображения ребят, нужно использовать дополнительные атрибуты, которые закрепляются на запястье детей, либо перчатки, к которым можно прикрепить: снежинки, листья, цветы, бабочек, птиц и т. д. В зависимости от музыкального образа, темы, сезона и сюжета получатся самые разные по настроению и характеру композиции.
В рамках проекта данная технология может применяться как на занятиях, так и на досугах и праздниках; с детьми и с взрослыми (на совместных мероприятиях), в зависимости от поставленных задач.
Простота в исполнении позволяет быть в роли ведущего любому ребенку,
в том числе и тому, кто застенчив, испытывает внутреннюю неловкость, робок, стремится не выказывать личной инициативы. Именно данная форма предлагает каждому их детей попробовать себя в роли лидера.
Пластическое соучастие с музыкой направлено на рецептивное
восприятие музыки, когда музыкальная ткань и проживание образа при помощи пластических произвольных движений имеет своей целью гармонизацию психологических функций организма ребенка. Погружение в программное содержание музыкального произведения, когда ребенок представляет себя листиком дерева, снежинкой, цветком, бабочкой и т.д. несет огромный эстетический комплекс художественного погружения в мир, миросозерцание и понимание себя неотъемлемой и прекрасной частицей мира.
Работа по данной технологии (в рамках творческого проекта) проводится один раз в неделю на НОД в разделе «Слушание» (активное слушание), которому уделяется 10 минут. Она рассчитана на год обучения для детей старшего возраста. На изучение одной композиции отводится несколько занятий.
Прогнозируемый результат:
Использование инновационной технологии Т.А. Боровик в проектной деятельности позволит добиться следующих результатов:
-удастся создать на музыкальных занятиях, праздниках атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения.
- дети станут активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезнет страх и неуверенность.
- дети усвоят элементарные музыкальные знания, развивая музыкально-творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой.
- музыкальный руководитель будет находиться в постоянном творческом поиске.
-процесс создания новых вариантов моделей и радостный детский отклик принесёт удовольствие и ощущение «отдачи» педагогу.
В зависимости от темы, сезона и сюжета получатся самые разные по настроению и характеру музыкальные композиции, которые подарят радость и детям и взрослым.
Литература: Боровик Т.А. Пути педагогического творчества. Музыкальный руководитель. - М.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника». 2004г. №1 с.9-25, №2 с.18-33, №4 с.29-41, №5 с. 23-28, №6 с. 9-14
Календарно-тематический план:
Месяц | Тема | Этапы работы |
сентябрь | 1 занятие Знакомство с технологией «Хор рук» Т.А.Боровик 2 занятие Знакомство с новыми терминами. 3 занятие Импровизация «Одноголосие рук» 4 занятие Слушание | Знакомство детей с новой формой работы. Просмотр видео композиции «Бабочки и цветы». Познакомить детей с термином «хор», с понятием «одноголосие и двухголосие рук». Композиция-импровизация по показу музыкального руководителя под классическую музыку. Прослушивание композиции для «Хора рук» (анализ произведения: разбор характера, темпа, динамики, частей и т.д.) |
октябрь | 1 занятие Разучивание композиции «Золотая осень» 2 занятие Работа над композицией «Золотая осень»
3 занятие Работа над композицией «Золотая осень» 4 занятие Работа над композицией «Золотая осень» | Разучивание в очень медленном темпе «голоса рук» по партиям a,capella без листьев. (1 голос-девочки. 2-голос-мальчики) В роли дирижёров выступает музыкальный руководитель и воспитатель. Соединение движений рук с музыкой. Работа с листьями. В ходе работы, следим за чистотой выполнения движений. За одновременным исполнением двух голосов. Работа над ансамблем движений в «хоре рук». |
ноябрь | 1 занятие Работа над композицией «Золотая осень» 2 занятие Выступление 3 занятие Слушание 4 занятие Разучивание композиции «А снежинки кружатся» | Проработка самых сложных движений в «хоре рук» без музыки (с атрибутами и без). Выступление на осеннем утреннике с музыкальной композицией «Золотая осень». Прослушивание композиции для «Хора рук» (разбор произведения по характеру, темпу, динамике, частям и т.д.) Разучивание в очень медленном темпе «голоса рук» по партиям a,capella без атрибутовю. (1 голос-девочки. 2-голос-мальчики) В роли дирижёров выступает музыкальный руководитель и хореограф. |
декабрь | 1 занятие Работа над композицией «А снежинки кружатся» 2 занятие Работа над композицией «А снежинки кружатся» 3 занятие Работа над композицией «А снежинки кружатся» 4 занятие Концертное выступление | -Соединение движений рук с музыкой. Работа со снежинками и рукавицами. Работа над ансамблем движений в «хоре рук». В ходе работы, следим за чистотой выполнения движений обоих голосов. Выступление с концертным номером на Новогоднем утреннике «А снежинки кружатся» |
январь | 1 занятие Слушание 2 занятие Разучивание композиции «Цветочная фантазия» | Прослушивание композиции для «Хора рук» (анализ произведения: разбор характера, темпа, динамики, частей и т.д.) Разучивание в очень медленном темпе «голоса рук» по партиям a,capella без атрибутов. (1 голос-девочки, 2 голос-мальчики) В роли дирижёров выступают дети. |
февраль | 1 занятие Работа над композицией «Цветочная фантазия» 2 занятие Работа над композицией «Цветочная фантазия» 3 занятие Работа над композицией «Цветочная фантазия» 4 занятие Работа над композицией «Цветочная фантазия» | Соединение движений рук с музыкой. Работа с бабочками и цветами. (1 голос-девочки цветы, 2 голос-мальчики бабочки) Работа с дирижёрами проводится индивидуально. В ходе работы, следим за чистотой выполнения движений дирижёров и хора. Проработка самых сложных движений в «хоре рук» без музыки (с атрибутами и без). Работа над ансамблем движений в «хоре рук» и «движением дирижёров». |
март | 1 занятие Выступление. 2 занятие Просмотр видео. 3 занятие Активное слушание. 4 занятие Активное слушание. | Выступление с концертным номером на утреннике посвящённому 8 марту «Цветочная фантазия» Просмотр видео всех концертных номеров. Беседа с детьми. Дети импровизируют одноголосие под классическую музыку. В роли дирижёра музыкальный руководитель. Дети импровизируют «одноголосие рук» под современную музыку. В роли дирижёра выступает ребёнок (в руках помпоны). |
апрель | 1 занятие Активное слушание 2 занятие Слушание 3 занятие Работа над композицией «В добрый путь» 4 занятие Работа над композицией «В добрый путь» | Дети импровизируют «двухголосие рук» под музыку. В роли дирижёра выступает музыкальный руководитель и воспитатель. Прослушивание композиции для «Хора рук» (анализ произведения: разбор характера, темпа, динамики, частей и т.д.) Разучивание в очень медленном темпе «голоса рук» по партиям a,capella без атрибутов. (1 голос-девочки, 2 голос-мальчики) Соединение движений рук с музыкой. Работа с корабликами и полотном-морем (1 голос-девочки море, 2 голос-мальчики кораблики) Работа с дирижёрами-воспитателями или персонажами утренника проводится индивидуально. |
май | 1 занятие Работа над композицией «В добрый путь» 2 занятие Работа над композицией «В добрый путь» 3 занятие Работа над композицией «В добрый путь» 4 занятие Выступление | В ходе работы, следим за чистотой выполнения движений дирижёров и хора. Проработка самых сложных движений в «хоре рук» без музыки (с атрибутами и без). Работа над ансамблем движений в «хоре рук» и «движением дирижёров» педагогов. Выступление на выпускном вечере с концертным номером «В добрый путь» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание двигательно-игровой среды и соблюдение режимов двигательной активности детей дошкольного возраста
Консультация для воспитателей д/сада....
«Двигательно-оздоровительные моменты в режиме дня- элементы психогимнастики, физминутки, двигательные паузы»
В наши дни все знают, что физкультура и спорт полезны для здоровья, что же касается роли движении для физического и психического развития ребенка, то об этом говорится почти во всех книгах, посв...
Мастер-класс "Знакомство с новой музыкально-педагогической технологией Хор рук. Двигательное двухголосие"
Мастер-класс для педагогов и специалистов ДОУ "Знакомство с новой музыкально-педагогической технологией Хор рук. Двигательное двухголосие"...
«Музыкально-педагогическая технология Хор рук. Двигательное двухголосие»
laquo;Музыкально-педагогическая технология Хор рук. Двигательное двухголосие»...
Применение авторской методики Т.А. Боровик «Двигательное двухголосие» в совместной музыкальной деятельности детей, родителей и музыкального руководителя ДОО.
Актуальность работы с родителями определяется тем, что детский сад – это первый внесемейный социальный институт, в котором начинается систематическое педагогическое просвещение родителей. ...
«Инновационная музыкально-педагогическая технология двигательное двухголосие «Хор рук»
Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. Выступая специфическим видом человеческо...
Мастер класс на тему: «Знакомство педагогов ДОУ с инновационной педагогической технологией «Хор рук. Двигательное двухголосие».
Знакомство с иннновационной музыкально-педагогической технологией по методике Татьяны Анатольевны Боровик "Хор рук. Двигательное двухголосие"....
- Мне нравится (1)