Проект "Хор рук. Двигательное двухголосие"
проект (подготовительная группа) на тему

Каргальская Надежда Константиновна

Творческий проект "Хор рук. Двигательное двухголосие" подводит детей к пониманию двухголосия в целом, и в частности к двигательному двухголосию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_proekt_hor_ruk.docx57.76 КБ

Предварительный просмотр:

 

Творческий проект:

«Инновационная музыкально-педагогическая технология Т.А. Боровик  «Хор рук.

Двигательное двухголосие»

На 2017-2018 учебный год



Картинки по запросу хор рук

музыкальный руководитель

первой квалификационной категории

Каргальская Надежда Константиновна

Актуальность:

Современные тенденции и стремительные перемены в социуме 
приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники несколько лет назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников.    
Одной из инновационных форм в работе «художественного-эстетического развития» дошкольников является музыкально-педагогическая технология нашего современника Татьяны Анатольевны Боровик «Хор рук».

Данная технология является одной их форм арттерапии, артпедагогики, музыкотерапии, как активная релаксация. Ее применение в работе направлено на развитие двигательной фантазии детей, способствует развитию чувства ритма, развивает чувство ансамбля, слаженности общего действия.
Форма «двигательного двухголосия», заложенная в основе технологии, 
активизирует внимание и способности подражания, а также развивает слуховое восприятие и творческое воображение. Она является одним из универсальных способов подбора и накопления художественно-пластических и двигательных навыков.
Если некоторые исполняемые жесты комментировать, то данную 
технологию можно считать формой развития ассоциативно-образного мышления.

Цель проекта:

Овладение детьми элементарными навыками двигательного двухголосия с различными предметами.

Задачи проекты:

Задачи развивающие:

- побуждать детей к активной двигательной импровизации

- способствовать накоплению художественно-пластических и двигательных навыков
- способствовать развитию мыслительной деятельности, внимания, памяти, слуха, фантазии, воображения, творческого мышления, координационную свободу движения, чувство ритма, ансамблевой слаженности, слухового восприятия музыки.

- обогащать музыкальное впечатление детей и способствовать формированию музыкального вкуса и музыкальности в целом

- формировать у детей эстетическое восприятия окружающего мира и развитие эмоциональной сферы.

Задачи воспитательные:

 - раскрывать творческий потенциал детей, содействовать  проявлению самостоятельности   дошкольников

- прививать интерес к музыке через активное слушание

- прививать бережное отношение к природе

- формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру

- привитие художественного вкуса 

- способствовать  совместной работе воспитателей с детьми

Задачи образовательные:

- познакомить детей, педагогов и родителей с новой инновационной формой, которая  подводит  к пониманию двигательного двухголосия, в которой все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих-«дирижеров».

- повышать интерес детей к музыкальной деятельности

- обогащать словарный запас и  активизировать речь детей

Тип проекта: творческий.

Участники проекта: музыкальный руководитель, дети старше-подготовительной группы, воспитатели, родители.

Срок реализации: сентябрь 2017г - май 2018г                                               

Области интеграции: «Художественное творчество», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Безопасность», «Познание».

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап - подготовительный

-Изучение инновационной формы «Двигательное двухголосие – хор рук».

-Изучение методической литературы по теме проекта.

-Прослушивание и подбор музыкальных произведений.

-Просмотр видео-материалов.

-Изготовление атрибутов для концертных номеров

(листьев, снежинок, бабочек, цветов, корабликов).

2 этап -организационный-практический:

- Познакомить детей и педагогов с новой формой работы

(проведение мастер-класса для педагогов).

-Разбор музыкальных произведений (характер, образ, темп, динамика и т.д.)

-Знакомство детей с новыми музыкальными терминами.

-Постановки музыкальных композиций.

-Слушание, активное слушание.

-Разделение детей на две группы (1-сидит на стульях, 2 -стоят сзади стульев).

3 этап - заключительный:

Выступление на утренниках с концертными номерами:

«Золотая осень»

«А снежинки кружатся»

«Цветочная фантазия»

«В добрый путь»

Пояснительная записка:

Эта форма работы интересна тем, что подводит детей к пониманию двухголосия в целом, и в частности к пониманию двигательного двухголосия. Здесь все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих - «дирижеров». 
Предварительно ребята прослушивают музыкальное произведение, высказываются о его характере, музыкальном образе. Затем детям предлагается изобразить музыкальный образ руками, поучаствовать в хоре рук. 
«Первую двигательную партию» исполняют руками одна группа детей (сидящая в ряд на стульях), зеркально отражая движения сидящего 1 ведущего - «дирижера», «вторую» - другая группа детей, стоящая позади первой группы, соответственно копируя движения стоящего 2 ведущего - «дирижера». 
Для того, чтобы детям проще было вникнуть в процесс, начинать работу по данной технологии надо с «одноголосия», идя от простого к сложному. Где музыкальный руководитель выполняет роль дирижера, а ребята роль хора, который  повторяет все движения за педагогом. Затем место «дирижера» можно предложить занять одному из детей.
После того, как дети с уверенностью будут справлятся в «одноголосием» можно начать работу над «двухголосием». Здесь дошкольники делятся на 2 партии, где поначалу ведущими дирижерами выступают один из детей и один взрослый. А со временем, накопив опыт двигательных навыков и справившись с застенчивостью, дети самостоятельно начнут выступать в роли дирижеров всех партий. 
Для более глубокого восприятия музыки и развития творческого воображения ребят, нужно использовать дополнительные атрибуты, которые закрепляются на запястье детей, либо перчатки, к которым можно прикрепить: снежинки, листья, цветы, бабочек, птиц и т. д. В зависимости от музыкального образа, темы, сезона и сюжета получатся самые разные по настроению и характеру композиции.

В рамках проекта данная технология может применяться как на занятиях, так и на досугах и праздниках; с детьми и с взрослыми (на совместных мероприятиях), в зависимости от поставленных задач.
Простота в исполнении позволяет быть в роли ведущего любому ребенку, 
в том числе и тому, кто застенчив, испытывает внутреннюю неловкость, робок, стремится не выказывать личной инициативы. Именно данная форма предлагает каждому их детей попробовать себя в роли лидера.
Пластическое соучастие с музыкой направлено на рецептивное 
восприятие музыки, когда музыкальная ткань и проживание образа при помощи пластических произвольных движений имеет своей целью гармонизацию психологических функций организма ребенка. Погружение в программное содержание музыкального произведения, когда ребенок представляет себя листиком дерева, снежинкой, цветком, бабочкой и т.д. несет огромный эстетический комплекс художественного погружения в мир, миросозерцание и понимание себя неотъемлемой и прекрасной частицей мира.

Работа по данной технологии (в рамках творческого проекта) проводится один раз в неделю  на НОД в разделе «Слушание» (активное слушание), которому уделяется 10 минут. Она рассчитана на год обучения для детей старшего возраста. На изучение одной композиции отводится несколько занятий.

 Прогнозируемый результат:

Использование инновационной технологии Т.А. Боровик в проектной деятельности позволит добиться следующих результатов:

-удастся создать на музыкальных занятиях, праздниках атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения.

 - дети станут активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезнет страх и неуверенность.

 - дети усвоят элементарные музыкальные знания, развивая музыкально-творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой.

- музыкальный руководитель будет находиться в постоянном творческом поиске.

-процесс создания новых вариантов моделей и радостный детский отклик принесёт удовольствие и ощущение «отдачи» педагогу.

В зависимости от темы, сезона и сюжета получатся самые разные по настроению и характеру музыкальные композиции, которые подарят радость и детям и взрослым.

Литература: Боровик Т.А. Пути педагогического творчества. Музыкальный руководитель. - М.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника». 2004г. №1 с.9-25,   №2 с.18-33, №4 с.29-41,    №5 с. 23-28,    №6 с. 9-14

Календарно-тематический план:

Месяц

Тема

Этапы работы

сентябрь

1 занятие

Знакомство с технологией «Хор рук»

Т.А.Боровик

2 занятие

Знакомство с новыми терминами. 

3 занятие Импровизация «Одноголосие рук»

4 занятие 

Слушание

Знакомство детей  с новой формой работы.

Просмотр видео композиции «Бабочки и цветы».

Познакомить детей с термином «хор», с понятием «одноголосие  и двухголосие рук».

Композиция-импровизация по показу музыкального руководителя под классическую музыку.

Прослушивание композиции для «Хора рук» (анализ произведения: разбор характера, темпа, динамики, частей  и т.д.)

октябрь

1 занятие

Разучивание

композиции «Золотая осень»

2 занятие

Работа над композицией «Золотая осень»

 

3 занятие

Работа над композицией «Золотая осень»

4 занятие

Работа над композицией «Золотая осень»

Разучивание в очень медленном темпе «голоса рук» по партиям a,capella без листьев.

(1 голос-девочки.

2-голос-мальчики)

В роли дирижёров выступает музыкальный руководитель и воспитатель.

Соединение движений рук с музыкой. Работа с листьями.

В ходе работы, следим за чистотой выполнения движений. За одновременным исполнением двух голосов.

Работа над ансамблем движений в «хоре рук».

ноябрь

1 занятие

Работа над композицией «Золотая осень»

2 занятие

Выступление

3 занятие

Слушание

4 занятие

Разучивание

композиции «А снежинки кружатся»

Проработка самых сложных движений в «хоре рук» без музыки (с атрибутами и без).

Выступление на осеннем утреннике с музыкальной композицией «Золотая осень».

Прослушивание композиции для «Хора рук» (разбор произведения по характеру, темпу, динамике, частям и т.д.)

Разучивание в очень медленном темпе «голоса рук» по партиям a,capella без атрибутовю.

(1 голос-девочки.

2-голос-мальчики)

В роли дирижёров выступает музыкальный руководитель и хореограф.

декабрь

1 занятие

Работа над композицией «А снежинки кружатся»

2 занятие

Работа над композицией «А снежинки кружатся»

3 занятие

Работа над композицией «А снежинки кружатся»

4 занятие

Концертное выступление

-Соединение движений рук с музыкой. Работа со снежинками и рукавицами.

Работа над ансамблем движений в «хоре рук».

В ходе работы, следим за чистотой выполнения движений обоих голосов.

Выступление с концертным номером на Новогоднем утреннике «А снежинки кружатся»

январь

1 занятие

Слушание

2 занятие

Разучивание композиции «Цветочная фантазия»

Прослушивание композиции для «Хора рук» (анализ произведения: разбор характера, темпа, динамики, частей  и т.д.)

Разучивание в очень медленном темпе «голоса рук» по партиям a,capella без атрибутов.

(1 голос-девочки,

2 голос-мальчики)

В роли дирижёров выступают дети.

февраль

1 занятие

Работа над композицией «Цветочная фантазия»

2 занятие

Работа над композицией «Цветочная фантазия»

3 занятие

Работа над композицией «Цветочная фантазия»

4 занятие

Работа над композицией «Цветочная фантазия»

Соединение движений рук с музыкой. Работа с бабочками и цветами.

(1 голос-девочки цветы,

2 голос-мальчики бабочки)

Работа с дирижёрами проводится

индивидуально.

В ходе работы, следим за чистотой выполнения движений дирижёров и хора.

Проработка самых сложных движений в «хоре рук» без музыки (с атрибутами и без).

Работа над ансамблем движений в «хоре рук» и  «движением дирижёров».

март

1 занятие

Выступление.

2 занятие

Просмотр видео.

3 занятие

Активное слушание.

4 занятие

Активное слушание.

Выступление с концертным номером на утреннике посвящённому 8 марту

«Цветочная фантазия»

Просмотр видео всех концертных номеров.

Беседа с детьми.

Дети импровизируют одноголосие под классическую музыку. В роли дирижёра музыкальный руководитель.

Дети импровизируют «одноголосие рук» под современную музыку. В роли дирижёра выступает ребёнок (в руках помпоны).

апрель

1 занятие

Активное слушание

2 занятие

Слушание

3 занятие

Работа над композицией «В добрый путь»

4 занятие

Работа над композицией «В добрый путь»

Дети импровизируют «двухголосие рук» под музыку. В роли дирижёра выступает музыкальный руководитель и воспитатель.

Прослушивание композиции для «Хора рук» (анализ произведения: разбор характера, темпа, динамики, частей  и т.д.)

Разучивание в очень медленном темпе «голоса рук» по партиям a,capella без атрибутов.

(1 голос-девочки,

2 голос-мальчики)

Соединение движений рук с музыкой. Работа с корабликами и полотном-морем

(1 голос-девочки море,

2 голос-мальчики кораблики)

Работа с дирижёрами-воспитателями или персонажами утренника проводится

индивидуально.

май

1 занятие

Работа над композицией «В добрый путь»

2 занятие

Работа над композицией «В добрый путь»

3 занятие

Работа над композицией «В добрый путь»

4 занятие

Выступление

В ходе работы, следим за чистотой выполнения движений дирижёров и хора.

Проработка самых сложных движений в «хоре рук» без музыки (с атрибутами и без).

Работа над ансамблем движений в «хоре рук» и  «движением дирижёров» педагогов.

Выступление на выпускном вечере с концертным номером «В добрый путь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Двигательно-оздоровительные моменты в режиме дня- элементы психогимнастики, физминутки, двигательные паузы»

В наши дни все знают, что физкультура и спорт полезны для здоровья, что же касается роли движении для физического и психического развития ребенка, то об этом говорится почти во всех книгах, посв...

Мастер-класс "Знакомство с новой музыкально-педагогической технологией Хор рук. Двигательное двухголосие"

Мастер-класс для педагогов и специалистов ДОУ "Знакомство с новой музыкально-педагогической технологией Хор рук. Двигательное двухголосие"...

«Музыкально-педагогическая технология Хор рук. Двигательное двухголосие»

laquo;Музыкально-педагогическая технология Хор рук. Двигательное двухголосие»...

Применение авторской методики Т.А. Боровик «Двигательное двухголосие» в совместной музыкальной деятельности детей, родителей и музыкального руководителя ДОО.

Актуальность работы с родителями определяется тем, что детский сад – это первый внесемейный социальный институт, в котором начинается систематическое педагогическое просвещение родителей. ...

«Инновационная музыкально-педагогическая технология двигательное двухголосие «Хор рук»

Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. Выступая специфическим видом человеческо...

Мастер класс на тему: «Знакомство педагогов ДОУ с инновационной педагогической технологией «Хор рук. Двигательное двухголосие».

Знакомство с иннновационной музыкально-педагогической технологией по методике Татьяны Анатольевны Боровик "Хор рук. Двигательное двухголосие"....