Эмоциональные нарушения у детей дошкольного возраста
презентация на тему

Кретинина Юлия Юрьевна

Повышенное внимание к эмоциональному развитию дошкольника обусловлено формированием главного психологического новообразования в этом возрасте - начала произвольности психических процессов и психологической готовности к школе.

Дело в том, что комплекс школьных нагрузок является своеобразным «толчком» к проявлению скрытых в дошкольный период отклонений в психоэмоциональной сфере. Чаще всего эти отклонения не замечаются ни родителями, ни врачами в силу их незначительности. Однако скрытая (латентная) форма развития эмоциональных расстройств в дошкольном периоде приобретает открытую форму при поступлении ребенка в школу. Именно поэтому следует рассмотреть те особенности эмоциональной сферы дошкольника, которые могут стать причиной нарушения поведения и обучения в начальной школе. Кроме того, нужно иметь в виду развитие самой эмоциональной сферы ребенка, выделение новых форм эмоций и чувств.

Эмоциональное неблагополучие вызывается многими причинами. Главной выступает неудовлетворенность ребенка общением со взрослыми, прежде всего с родителями и со сверстниками. Недостаток тепла, ласки, разлад между членами семьи, отсутствие тесных эмоциональных контактов с родителями приводит к формированию у ребенка тревожно-пессимистических личностных ожиданий. Их характеризует неуверенность малыша, чувство незащищенности, иногда страх в связи с прогнозируемым отрицательным отношением взрослого.

Такое отношение взрослого провоцирует у ребенка упрямство, нежелание подчиняться требованиям родителей, то есть является серьезным «психологическим» барьером между взрослым и детьми. Тогда как тесные, насыщенные эмоциональные контакты, при которых ребенок является объектом доброжелательного, но требовательного оценочного отношения как личность, формирует у него уверенно-оптимистические личностные ожидания. Для них характерно переживание возможного успеха, похвалы, одобрения со стороны близких взрослых.

Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении с другими детьми, может приводить к двум типам поведения. К первой группе относятся дети неуравновешенные, легко возбудимые. Безудержность эмоций у них часто становится причиной дезорганизованности их деятельности. При возникновении конфликтов со сверстниками эмоции детей часто проявляются в аффектах: вспышках гнева, обиде, нередко сопровождаемых слезами, грубостью, драками. Наблюдаются сопутствующие вегетативные изменения: покраснения кожи, усиление потоотделения и пр. Негативные эмоциональные реакции могут быть вызваны серьезными или незначительными причинами. Однако, быстро вспыхивая, они быстро угасают.

Вторую группу составляют дети с устойчивым негативным отношением к общению. Как правило, обида, недовольство, неприязнь и т. д. надолго сохраняются в их памяти, но при их проявлении дети более сдержанны. Такие дети характеризуются обособленностью, избегают общения. Эмоциональное неблагополучие часто сопряжено с нежеланием посещать детский сад, с неудовлетворенностью отношениями с воспитателем или сверстниками. Острая восприимчивость ребенка, его чрезмерная впечатлительность могут привести к виутриличностному конфликту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon emotsionalnye_narusheniya_detey-doshkolnikov.ppt2.66 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эмоциональные нарушения у детей дошкольного возраста

Слайд 2

Проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является одной из самых актуальных, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности. Высокая эмоциональность ребенка, которая окрашивает его психическую жизнь и практический опыт, составляет характерную особенность дошкольного детства. Внутренним, субъективным отношением ребенка к миру, к людям, к самому факту собственного существования является эмоциональное мироощущение. В одних случаях – это радость, полнота жизни, согласие с миром и самим собой, отсутствие аффективности и уходов в себя; в других – чрезмерная напряженность взаимодействия, состояние подавленности, сниженное настроение или, наоборот, выраженная агрессия.

Слайд 3

Таким образом, эмоциональное мироощущение дошкольника – это «выражение субъективного переживания, его интенсивности и глубины, зрелости эмоций и чувств в целом». Эмоциональный опыт ребенка, то есть опыт его переживаний, может иметь как позитивную, так и негативную окрашенность, что оказывает непосредственное влияние на его актуальное самочувствие. Современные научные данные убедительно показывают, что результат положительно-направленного детского опыта: доверие к миру, открытость, готовность к сотрудничеству обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Нарушение эмоционального баланса способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению у него социальных контактов.

Слайд 4

В эмоциях имеются три составные части: АФФЕКТ (эмоциональное напряжение, возбуждение); КОГНИЦИЯ (осознание своего состояния, обозначение его словом); ЭКСПРЕССИЯ (внешнее выражение в телесной моторике или поведении).

Слайд 5

Различают: первичные (основные) эмоции: радость, печаль, тревога, гнев, отвращение, стыд, удивление; вторичные (сложные): смещение первичных эмоций, а также эмоций и их узких интерпретаций.

Слайд 6

Группы нарушений в развитии эмоциональной сферы Выделяются три группы нарушений в развитии эмоциональной сферы дошкольника: – расстройства настроения; – расстройства поведения; – нарушения психомоторики. I ) . Расстройства настроения можно условно разделить на 2 вида: с усилением эмоциональности и ее понижением. К 1-й группе относятся такие состояния, как эйфория, дисфория, депрессия, тревожный синдром, страхи. Ко 2-й группе относятся апатия, эмоциональная тупость, паратимии. II ) . К расстройствам повед ения можно отнести гиперактивность и агрессивное поведение: нормативно-инструментальную агрессию, пассивно – агрессивное поведение, инфантильную агрессивность, защитную агрессию, демонстративную агрессию, целенаправленно враждебную агрессию.

Слайд 7

1. Биологические: -Генетические (депрессии у родителей, потом у детей); -Соматическая ослабленность из-за частых болезней;

Слайд 8

2. Психологические - тип нервной системы ; - нарушение адекватности реагирования на воздействия извне; - недоразвитие самоконтроля поведения

Слайд 9

3. Социально – психологические Дисгармоничный стиль воспитания: внутрисемейные проблемы, конфликты Отношение воспитателя, учителя; - Отношения окружающих.

Слайд 10

Эмоциональное неблагополучие, как отклонение в развитии личности, возникает при потере согласия со своими чувствами, и невозможностью самореализоваться.

Слайд 11

Еще одной из причин эмоциональных расстройств являются неадекватные поощрения и наказания взрослых.

Слайд 12

Основой невроза является ПТ – психотравма, это внешний раздражитель, оказывающий патологическое, болезненное воздействие на индивида. ПТ бывают двух видов: 1) ситуационная 2) пролонгированная

Слайд 13

Самое опасное влияние на личность ребенка оказывают пролонгированные психотравмы как в школе, так и в семье

Слайд 14

Условно можно выделить 3 группы детей , имеющих проблемы в эмоциональной сфере: 1) агрессивные дети(с длительными аффективными поведенческими реакциями)

Слайд 15

. 2) эмоционально- расторможенные дети, которые реагируют на все слишком бурно, «заводят других детей», слишком громко и вызывающе кричат, плачут…

Слайд 16

3) слишком застенчивые, ранимые, тревожные, обидчивые, робкие дети. Они стесняются громко и явно выражать свои чувства и эмоции. Тихо переживают свои проблемы.

Слайд 17

Характер проявления эмоциональных реакций зависит от типа НД – темперамента. Дети, относящиеся ко 2 группе – холерики, а к 3 – меланхолики или флегматики. Однако можно встретить детей агрессивных с ранимой, нежной душой, где агрессия играет защитный, компенсаторный характер.

Слайд 18

Существуют 4 типа наиболее распространенного деструктивного семейного воспитания, приводящие к эмоциональным расстройствам детей: 1. Неприятие ( явное или скрытое)

Слайд 19

Явное неприятие , когда рождение ребенка было нежелательным, или вместо желаемого мальчика родилась девочка. Скрытое , когда внешне все выглядит благополучно ,но нет душевного контакта с ребенком. Неприятие порождает в характере ребенка негативизм, агрессию, либо неверие в свои силы.

Слайд 20

2 . Гиперсоциоальное воспитание –чрезмерное дисциплинирование и исполнительность, где «надо» произведено в абсолют, что подавляет эмоции ребенка, и приводит к аутоагрессии, либо к замкнутости,отгороженности, эмоциональной холодности.

Слайд 21

3 . Тревожно – мнительное воспитание, когда с рождением ребенка возникает постоянная тревога за него, за его здоровье и благополучие. В результате ребенок вырастает робким, тревожным, несамостоятельным, мучительно неуверенным в себе.

Слайд 22

4 . Эгоцентрический тип воспитания. Ребенку навязывается представление о себе, как о сверхценности: он «кумир», смысл жизни родителей. При этом интересы окружающих игнорируются… В результате он не переносит никакие лишения, капризен, расторможен, агрессивно воспринимает любые преграды .

Слайд 23

К социально – психологическим факторам эмоциональных нарушений относятся дидактогении ,то есть негативные психические c остояния вызванные неправильным отношением учителя; школьными фобиями, страхом отвечать у доски .

Слайд 24

Коррекция эмоциональных нарушений Ведущим методом педагогической коррекции эмоциональных нарушений в дошкольном возрасте является имитация детьми различных эмоциональных состояний. Значимость данного метода обусловлена рядом особенностей: 1) активные мимические и пантомимические проявления помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию; 2) благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций;

Слайд 25

3) у детей при произвольном воспроизведении выразительных движений происходит оживление соответствующих эмоций и могут возникать яркие воспоминания о неотреагарованных ранее переживаниях, что позволяет, в ряде случаев, найти первопричину нервного напряжения ребенка и нивелировать его реальные страхи; 4) имитация осуществляет функцию «начальной, исходной ориентировки развивающегося субъекта в проблемных областях, наиболее значимых на данной конкретной ступени онтогенеза».

Слайд 26

5) имитация эмоциональных состояний позволяет не только расширить представления детей об эмоциях, умение их дифференцировать и понимать, но и активизировать эмоциональный словарь дошкольников, так как при освоении значения слов, обозначающих эмоции, дети выделяют не существенные признаки, на основе которых формируются видовые обобщения, а ситуацию, в которой эта эмоция возникла, свои действия в ней, эмоциональные переживания; 6) имитация эмоциональных состояний способствует развитию устойчивости, концентрации, переключаемости внимания, позволяет произвольно изменять мышечный тонус, что формирует у детей произвольную регуляцию поведения;

Слайд 27

7) имитация выполняет важную функцию в социально-эмоциональном развитии дошкольника: с помощью имитации строится образ другого лица и, одновременно, строится и углубляется представление ребенка о самом себе. В теории социального научения имитация рассматривается как «ключевой процесс социализации, как способ приобретения ребенком поведения, принятого, одобряемого в его социальном окружении».

Слайд 28

Основными направлениями коррекции эмоциональных нарушений являются: - смягчение эмоционального дискомфорта у детей; - повышение их активности и самостоятельности; коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и c аморегуляции…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“проблема эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста ”

Психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием. Однако среди типичных детских эмоций нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, ...

Консультация - презентация для педагогов "Эмоциональные нарушения у детей дошкольного возраста".

Эмоциональное развитие дошкольника является одним из существенных условий обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания, его различных сторон. По данному вопросу можно много говорить. Я ...

Социально-психологическая профилактика эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста (опыт работы)

Представленный опыт  описывает комплекс мероприятий, объединенных одной целью: социально-психологическая профилактика эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста через создание единого п...

«Коррекция эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста».

laquo;Коррекция эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста»....

ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ СРЕДСТВАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ

ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ СРЕДСТВАМИ СКАЗКОТЕРАПИИВ статье рассматривается вопрос развития эмоционального интеллекта и профилактики эмоциональных...

Музыкальный фольклор как средство коррекции эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР -  Как средство развития эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития ,интересный позновательный матерьял для музыкальных руков...

«Коррекция эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста».

laquo;Коррекция эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста»....