ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ СРЕДСТВАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ
консультация по художественной литературе

Антонова Любовь Прокофьевна

ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ СРЕДСТВАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ

В статье рассматривается вопрос развития эмоционального интеллекта и профилактики эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста. Наиболее эффективным и бережным средством эмоционального развития был выбран метод сказкотерапии, на основе которого были разработаны новые методики и программы. Определено, что сказкотерапевтические средства эмоционального развития должны быть подобраны в соответствии с возрастом и пониманием ребенка, а работа по развитию эмоционального интеллекта должна продолжаться на протяжении всего дошкольного возраста.

Нарастающий интерес к проблеме эмоционального развития дошкольников нашел отражение в появляющихся в последнее время программах и методических разработках (Т.А. Данилина, Е.И. Изотова, О.Л. Князева, С.В. Крюкова, Е.В. Никифорова, Н.П. Слободяник и др.). Так же необходимо пристальное внимание к эмоциональному развитию детей дошкольного возраста и в связи с новыми требованиями ФГОС, в котором указано пять направлений развития и образования детей, одно из который – социально-коммуникативное «направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками … развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации» [6].

В новом законе об образовании вводится понятие эмоционального интеллекта, но не дается его определение. Впервые в психологию термин «Эмоциональный интеллект» ввели П. Сэловей и Дж. Мейер в 1990 году. Они определяют эмоциональный интеллект (англ. Emotional intelligence) как способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией [5].

В структуру эмоционального интеллекта входят:   

  • восприятие и выражение эмоций;
  • повышение эффективности мышления с помощью эмоций;
  • понимание своих и чужих эмоций;
  • управление эмоциями.

Изначально эмоциональный интеллект входил в структуру социального интеллекта, но позднее психологи стали рассматривать эмоциональный интеллект как самостоятельное направление развития личности. Его развивали в рамках бизнес-тренингов, считалось, что развитие эмоционального интеллекта необходимо для успешной профессиональной деятельности.

Только сейчас заговорили о развитии эмоционального интеллекта у детей, начиная с дошкольного возраста.

Проведя диагностику и наблюдение за детьми разных возрастных групп (на базе МАДОУ «Детский сад № 59») были выявлено, что эмоциональному развитию детей дошкольного возраста не уделяется должного внимания и не создана специальная развивающая среда, а также, нет оптимальной для этого программы. Результаты диагностики показали наличие у детей некоторых эмоциональных нарушений, такие как агрессия, импульсивность, приводящие к конфликтам в группе, несформированность эмоционально-волевой сферы, реже высокая тревожность и низкая самооценка.

С целью профилактики этих явлений была проведена большая работа на группах раннего, среднего и старшего дошкольного возраста по профилактике эмоциональных нарушений детей дошкольного возраста. В соответствии с этой целью были поставлены следующие задачи:

  • развивать эмоциональное самосознание, умение понимать свои эмоции и управлять ими, эмоционально реагировать соответственно той или иной ситуации;
  • развивать способность понимать эмоции и чувства других людей, способствовать эмоциональному взаимодействию детей;
  • пополнять эмоциональный словарь детей, формировать культуру эмоциональной рефлексии через речь;
  • информировать родителей о важности развития эмоциональной сферы детей, повышать их психологическую компетентность.

Работа велась в трех направлениях: дети, родители, педагоги.

Для работы с детьми были созданы следующие условия: собрана база игр и упражнений на развитие доверия в группе, снятие эмоционального напряжения, эмоционального раскрепощения в детском коллективе, в сочетании со специально подобранной музыкой, коллажи, сделанные вместе с детьми «Мои чувства», совместно с педагогами разработаны экраны настроения в группах, составлены сборники медитативных сказок для каждой группы.

Для групповой работы с детьми в этом направлении разработана программа «Путешествие в страну Эмоций» и проект «Сказки волшебной комнаты», методическое пособие «Альбом эмоций» и сборник авторских сказок «Сказки старого замка».

Основным средством работы является направление сказкотерапии. Сказкотерапия – это такое направление практической пси­хологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание и построить особые уровни взаимодействия друг с другом, что создает условия для становления их субъектности [1, с. 75].

Во 2-й младшей группе работа направлена на снятие нервно-психического и эмоционального напряжения. Для этого проводятся игры с сенсорным оборудованием, чтение медитативных сказок, релаксации под специально подобранную музыку. Для детей подобраны сказки, в которых на простом детском языке рассказывается о чувствах («Боюськи», «Сердитки», «Грустинки»), предлагается нарисовать или изобразить цветом. Таким образом, ребенок учится азам рефлексии собственных чувств. Игры и релаксация в сенсорной комнате способствуют расслаблению, дают ребенку ощущение комфорта, наполняют положительными эмоциями. Релаксационное действие усиливается с помощью медитативных сказок, и специально подобранной музыки, а занятия для детей наполняются волшебством.

В средней группе основной целью становится развитие коммуникативных навыков и обращение детей друг на друга, взаимодействие в коллективе. Для достижения этой цели подбираются игры на развитие коммуникативных способностей и сотрудничества детей [7], адаптированные к условиям сенсорной комнаты и использования сенсорного оборудования, а также психологические коррекционные сказки на тему дружбы, сотрудничества, сопереживания, отношение к самому себе и другим, усвоения норм поведения и т. д.

Целью работы с детьми старшего возраста становится развитие эмоционального интеллекта посредством погружения в сказочное пространство.

Первый раздел программы направлен на создание в группе доверительных отношений, обращение внимание на состояния каждого человека, разыгрывается «Сказка о Короле и его слугах-чувствах» (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева), в которой каждый ребенок рисует свою внутреннюю страну и с этого момента каждый понимает, что у каждого человека своя внутренняя страна, которой он может управлять, что наши чувства – наши помощники и в наших силах дружить с ними, а не отдавать им власть. В дальнейшем происходит путешествие в гости к каждому из наших «помощников» – Грусти, Радости, Обиде, Стыду, Удивлению, Интересу, Страху и Сочувствию. Заключительным этапом программы становится создание коллективной работы «Страна Эмоций» и подведение итогов путешествия: Чему научились? Для чего? Чем оно нам помогло в нашей жизни?

Для решения любого вопроса с детьми необходима работа с родителями. Помимо индивидуального консультирования для родителей проводились родительские клубы по разным темам («Создание благоприятной атмосферы в семье», «Семейные традиции в жизни ребенка», «Сказка ложь, да в ней намек …» и др.), о психологической службе рассказывается на родительских собраниях, разработаны информационные буклеты, а в группах ежемесячно вывешивается информация на стендах. В каждой группе есть сборник сказок «Сказки для детей и их родителей», которые рекомендованы родителям, а также и педагогам для чтения с детьми – сказки в нем разбиты по тематикам.

Так же педагогам даются сказки, игры и упражнения после каждого развивающего занятия с детьми. Копилка педагогов пополняется так же рекомендациями и информацией для папок взаимодействия со специалистами. В свободном доступе для педагогов методические разработки: наглядные пособия по эмоциям, сказочные персонажи и тренинговые атрибуты. Так же всегда доступна психологическая литература, которая постоянно пополняется.

В ходе реализации проекта «Сказки волшебной комнаты» были получены следующие данные:

Уровень тревожности на группах младшего возраста в 2013/2014 учебном году снизился на 29,8 %. Для детей данной возрастной группы считается нормой низкая тревожность и высокая самооценка. С детьми с высоким уровнем тревожности проводилась индивидуальная работа.

  

На группах среднего возраста высокий уровень коммуникативных навыков повысился на 12,3 %, произошли изменения в групповой социометрии: уровень предпочитаемых увеличился на 18,3 %, принятых снизился на 12,3 %, непринятых снизился на 8,2 %. Когда большая часть детей находится в статусе предпочитаемых и звезд, считается, что в группе высокая сплочённость. С детьми, занимающими статус непринятых ведется индивидуальная работа, дети находятся под наблюдением педагога-психолога.

На группах старшего возраста высокий уровень эмоционального развития повысился на 19 %, средний снизился на 8 %, низкий снизился на 3 %.

 

Таким образом, мы достигли поставленных задач, и пришли к выводу, что эмоциональное развитие и профилактику эмоциональных нарушений можно начинать с раннего дошкольного возраста (3–4 года), средства сказкотерапии должны быть подобраны в соответствии с возрастом, доступны и понятны ребенку, работа должна проводится поэтапно и непрерывно на протяжении всего дошкольного возраста, а также охватывать три направления: дети, родители и педагоги. Используя эти результаты, мы продолжим разрабатывать новый методический материал и дополнять программы эмоционального развития детей дошкольного возраста в условиях ДОУ в соответствии с современными требованиями.

 

Список литературы:

  1. Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психо­логическую сказку. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.; Ось-89, 2007. – 144 с.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. – СПб.: «Златоуст», 1998. – 352 с.
  3. Изард К.Э. Психология эмоций. Пер. с англ. / К.Э. Изард. СПб.: «Питер», 1999.
  4. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. / Ильин Е.П. – СПб.: Питер, 2001.
  5. Сергиенко Е.А., Ветров И.И. Эмоциональный интеллект: русскоязычная адаптация теста Мэйера-Сэловея-Карузо. Психологические исследования. 2009, № 6. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2009n6-8/243-sergienko-vetrova8 (Дата обращения: 7.03.2016).
  6. Федеральный Государственный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г.
  7. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М.: Генезис, 2006. – 541 с.

    Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату: 
    Красавина А.В. ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ СРЕДСТВАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LXII междунар. науч.-практ. конф. № 3(60). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 118-125.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ СРЕДСТВАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ

В статье рассматривается вопрос развития эмоционального интеллекта и профилактики эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста. Наиболее эффективным и бережным средством эмоционального развития был выбран метод сказкотерапии, на основе которого были разработаны новые методики и программы. Определено, что сказкотерапевтические средства эмоционального развития должны быть подобраны в соответствии с возрастом и пониманием ребенка, а работа по развитию эмоционального интеллекта должна продолжаться на протяжении всего дошкольного возраста.

Нарастающий интерес к проблеме эмоционального развития дошкольников нашел отражение в появляющихся в последнее время программах и методических разработках (Т.А. Данилина, Е.И. Изотова, О.Л. Князева, С.В. Крюкова, Е.В. Никифорова, Н.П. Слободяник и др.). Так же необходимо пристальное внимание к эмоциональному развитию детей дошкольного возраста и в связи с новыми требованиями ФГОС, в котором указано пять направлений развития и образования детей, одно из который – социально-коммуникативное «направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками … развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации» [6].

В новом законе об образовании вводится понятие эмоционального интеллекта, но не дается его определение. Впервые в психологию термин «Эмоциональный интеллект» ввели П. Сэловей и Дж. Мейер в 1990 году. Они определяют эмоциональный интеллект (англ. Emotional intelligence) как способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией [5].

В структуру эмоционального интеллекта входят:        

  • восприятие и выражение эмоций;
  • повышение эффективности мышления с помощью эмоций;
  • понимание своих и чужих эмоций;
  • управление эмоциями.

Изначально эмоциональный интеллект входил в структуру социального интеллекта, но позднее психологи стали рассматривать эмоциональный интеллект как самостоятельное направление развития личности. Его развивали в рамках бизнес-тренингов, считалось, что развитие эмоционального интеллекта необходимо для успешной профессиональной деятельности.

Только сейчас заговорили о развитии эмоционального интеллекта у детей, начиная с дошкольного возраста.

Проведя диагностику и наблюдение за детьми разных возрастных групп (на базе МАДОУ «Детский сад № 59») были выявлено, что эмоциональному развитию детей дошкольного возраста не уделяется должного внимания и не создана специальная развивающая среда, а также, нет оптимальной для этого программы. Результаты диагностики показали наличие у детей некоторых эмоциональных нарушений, такие как агрессия, импульсивность, приводящие к конфликтам в группе, несформированность эмоционально-волевой сферы, реже высокая тревожность и низкая самооценка.

С целью профилактики этих явлений была проведена большая работа на группах раннего, среднего и старшего дошкольного возраста по профилактике эмоциональных нарушений детей дошкольного возраста. В соответствии с этой целью были поставлены следующие задачи:

  • развивать эмоциональное самосознание, умение понимать свои эмоции и управлять ими, эмоционально реагировать соответственно той или иной ситуации;
  • развивать способность понимать эмоции и чувства других людей, способствовать эмоциональному взаимодействию детей;
  • пополнять эмоциональный словарь детей, формировать культуру эмоциональной рефлексии через речь;
  • информировать родителей о важности развития эмоциональной сферы детей, повышать их психологическую компетентность.

Работа велась в трех направлениях: дети, родители, педагоги.

Для работы с детьми были созданы следующие условия: собрана база игр и упражнений на развитие доверия в группе, снятие эмоционального напряжения, эмоционального раскрепощения в детском коллективе, в сочетании со специально подобранной музыкой, коллажи, сделанные вместе с детьми «Мои чувства», совместно с педагогами разработаны экраны настроения в группах, составлены сборники медитативных сказок для каждой группы.

Для групповой работы с детьми в этом направлении разработана программа «Путешествие в страну Эмоций» и проект «Сказки волшебной комнаты», методическое пособие «Альбом эмоций» и сборник авторских сказок «Сказки старого замка».

Основным средством работы является направление сказкотерапии. Сказкотерапия – это такое направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание и построить особые уровни взаимодействия друг с другом, что создает условия для становления их субъектности [1, с. 75].

Во 2-й младшей группе работа направлена на снятие нервно-психического и эмоционального напряжения. Для этого проводятся игры с сенсорным оборудованием, чтение медитативных сказок, релаксации под специально подобранную музыку. Для детей подобраны сказки, в которых на простом детском языке рассказывается о чувствах («Боюськи», «Сердитки», «Грустинки»), предлагается нарисовать или изобразить цветом. Таким образом, ребенок учится азам рефлексии собственных чувств. Игры и релаксация в сенсорной комнате способствуют расслаблению, дают ребенку ощущение комфорта, наполняют положительными эмоциями. Релаксационное действие усиливается с помощью медитативных сказок, и специально подобранной музыки, а занятия для детей наполняются волшебством.

В средней группе основной целью становится развитие коммуникативных навыков и обращение детей друг на друга, взаимодействие в коллективе. Для достижения этой цели подбираются игры на развитие коммуникативных способностей и сотрудничества детей [7], адаптированные к условиям сенсорной комнаты и использования сенсорного оборудования, а также психологические коррекционные сказки на тему дружбы, сотрудничества, сопереживания, отношение к самому себе и другим, усвоения норм поведения и т. д.

Целью работы с детьми старшего возраста становится развитие эмоционального интеллекта посредством погружения в сказочное пространство.

Первый раздел программы направлен на создание в группе доверительных отношений, обращение внимание на состояния каждого человека, разыгрывается «Сказка о Короле и его слугах-чувствах» (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева), в которой каждый ребенок рисует свою внутреннюю страну и с этого момента каждый понимает, что у каждого человека своя внутренняя страна, которой он может управлять, что наши чувства – наши помощники и в наших силах дружить с ними, а не отдавать им власть. В дальнейшем происходит путешествие в гости к каждому из наших «помощников» – Грусти, Радости, Обиде, Стыду, Удивлению, Интересу, Страху и Сочувствию. Заключительным этапом программы становится создание коллективной работы «Страна Эмоций» и подведение итогов путешествия: Чему научились? Для чего? Чем оно нам помогло в нашей жизни?

Для решения любого вопроса с детьми необходима работа с родителями. Помимо индивидуального консультирования для родителей проводились родительские клубы по разным темам («Создание благоприятной атмосферы в семье», «Семейные традиции в жизни ребенка», «Сказка ложь, да в ней намек …» и др.), о психологической службе рассказывается на родительских собраниях, разработаны информационные буклеты, а в группах ежемесячно вывешивается информация на стендах. В каждой группе есть сборник сказок «Сказки для детей и их родителей», которые рекомендованы родителям, а также и педагогам для чтения с детьми – сказки в нем разбиты по тематикам.

Так же педагогам даются сказки, игры и упражнения после каждого развивающего занятия с детьми. Копилка педагогов пополняется так же рекомендациями и информацией для папок взаимодействия со специалистами. В свободном доступе для педагогов методические разработки: наглядные пособия по эмоциям, сказочные персонажи и тренинговые атрибуты. Так же всегда доступна психологическая литература, которая постоянно пополняется.

В ходе реализации проекта «Сказки волшебной комнаты» были получены следующие данные:

Уровень тревожности на группах младшего возраста в 2013/2014 учебном году снизился на 29,8 %. Для детей данной возрастной группы считается нормой низкая тревожность и высокая самооценка. С детьми с высоким уровнем тревожности проводилась индивидуальная работа.

  

На группах среднего возраста высокий уровень коммуникативных навыков повысился на 12,3 %, произошли изменения в групповой социометрии: уровень предпочитаемых увеличился на 18,3 %, принятых снизился на 12,3 %, непринятых снизился на 8,2 %. Когда большая часть детей находится в статусе предпочитаемых и звезд, считается, что в группе высокая сплочённость. С детьми, занимающими статус непринятых ведется индивидуальная работа, дети находятся под наблюдением педагога-психолога.

На группах старшего возраста высокий уровень эмоционального развития повысился на 19 %, средний снизился на 8 %, низкий снизился на 3 %.

Таким образом, мы достигли поставленных задач, и пришли к выводу, что эмоциональное развитие и профилактику эмоциональных нарушений можно начинать с раннего дошкольного возраста (3–4 года), средства сказкотерапии должны быть подобраны в соответствии с возрастом, доступны и понятны ребенку, работа должна проводится поэтапно и непрерывно на протяжении всего дошкольного возраста, а также охватывать три направления: дети, родители и педагоги. Используя эти результаты, мы продолжим разрабатывать новый методический материал и дополнять программы эмоционального развития детей дошкольного возраста в условиях ДОУ в соответствии с современными требованиями.

 

Список литературы:

  1. Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.; Ось-89, 2007. – 144 с.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. – СПб.: «Златоуст», 1998. – 352 с.
  3. Изард К.Э. Психология эмоций. Пер. с англ. / К.Э. Изард. СПб.: «Питер», 1999.
  4. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. / Ильин Е.П. – СПб.: Питер, 2001.
  5. Сергиенко Е.А., Ветров И.И. Эмоциональный интеллект: русскоязычная адаптация теста Мэйера-Сэловея-Карузо. Психологические исследования. 2009, № 6. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2009n6-8/243-sergienko-vetrova8 (Дата обращения: 7.03.2016).
  6. Федеральный Государственный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г.
  7. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М.: Генезис, 2006. – 541 с.

    Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату: 
    Красавина А.В. ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ СРЕДСТВАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LXII междунар. науч.-практ. конф. № 3(60). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 118-125.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“проблема эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста ”

Психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием. Однако среди типичных детских эмоций нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, ...

Презентация "Развитие мелкой моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопункта"

Развитие мелкой моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопункта....

Социально-психологическая профилактика эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста (опыт работы)

Представленный опыт  описывает комплекс мероприятий, объединенных одной целью: социально-психологическая профилактика эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста через создание единого п...

Консультация для воспитателей: «Логопедические пятиминутки как средство профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Речь — важное условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содер...

Конкурс образовательных инициатив Мастер - класс для педагогов ДОУ "Профилактика эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста через использование арт - педагогических техник".

"Профилактика эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста через использованиеарт-педагогических техник".(в рамках региональной научно – практической конференции «Итоги и перспективы введени...

Музыкальный фольклор как средство коррекции эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР -  Как средство развития эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития ,интересный позновательный матерьял для музыкальных руков...