Доклад "Современные технологии в дошкольном периоде"
материал по теме

Современные технологии в дошкольном периоде

Развивающий потенциал игры заложен в самой ее природе. Педагогическая ценность игры заключается в том, что она становится сильнейшим мотивационным фактором, ребёнок руководствуется личностными установками и мотивами.
Игра представляет собой проигрывание отношений, существующих в человеческой жизни. Именно игровая ситуация с её двуплановым поведением, с помощью условного вхождения в роли, недоступные для человека в реальной действительности, позволяет ему быть на голову выше своего обычного поведения, даёт возможность говорить с собой на разных языках.
Ролевой игрой ребёнок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает в себе переживания и начинает в них ориентироваться.

 У ребенка формируются воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.

                   Игры для обучения детей чтению.
                    Звуковой период обучения.
Звукоподражание.
Взрослый задаёт вопрос ребёнку, например:
1)Как мама укачивает младенца? (аааа)

2) Как гудит поезд? (У-У-У!)

3)Как мы греем ручки? (Х-х-х!)

4) Как жук жужжит? (Ж-ж-ж!)

5) Как дует ветерок? (Ш-ш-ш!)

6) Как пищит комарик? (З-з-з!)
     Будь внимательным!
Это игра развивает слуховое внимание и быстроту мышления. Ребёнку даётся такая инструкция:
«Я буду называть слова, а ты внимательно слушай. Если в слове услышишь звук (З), то один раз хлопни в ладоши.
    Скажи слово с нужным звуком.
Игра на развитие фонематического слуха, быстроты мышления. Взрослый говорит: «Придумай слово, начинающееся со звука (Ш), бросает мяч ребёнку. Тот ловит мяч, называет слово, например шарф, и бросает мяч обратно.

    Магазин

Взрослый в игре отправляет ребенка в магазин за продуктами и просит купить только те продукты, в названиях которых встречается какой-то определенный звук, например (Р). Ребенок может «купить» каррртошку, огурррцы, помидоррры, торррт, рррыбу, моррроженое, сарррдельки и т.д. А со звуком (С) – мясссо, колбасссу, сссметану, сссахар, сссоль, сссоуссс, сссухари и т. д.
    Мячик- смягчитель.
Эта игра развивает у ребёнка фонематический слух, речь и внимание.
1) Ведущий бросает мяч, произносит слово с твёрдым согласным звуком в начале, а ребёнок, поймавши мяч, произносит то же слово, но заменив первый твёрдый согласный звук на парный мягкий. Например: рад-ряд, мал-мял, лук-люк, нос-нёс, воз-вёз, ров-рёв, мыл-мил, вол-вёл и т.д.
2. Таким же образом можно заменить последний согласный твердый звук на мягкий парный. Например: угол-уголь, брат-брать, ел-ель, топ-топь, мел-мель, хор-хорь, стал-сталь, пыл-пыль, жар-жарь, был-быль, вес-весь, лез-лезь, обут –обуть и т. п.

                Цепочки слов

                 1 Вариант

Игра проводится устно. По очереди называются слова. Каждое следующее слово должно начинаться с последнего звука (не буквы) предыдущего слова,  например: дом- мост-трон- новость- телефон- ночь- чашка-апрель-лиса и т.д.

                2 Вариант

Можно сделать карточки с нарисованными на них предметами и разложить их в таком порядке, чтобы название предмета на карточке начиналось с того же звука, которым закончилось слово, изображенное на предыдущей карточке. Например: лист –телевизор – робот – тапочки – индюк – карась – синица – апельсин.

    Пазлы

Взрослый пишет большую букву и разрезает ее на две, три или больше частей, а ребенок собирает части в целое и называет букву.

 Буквенный конструктор

Из плотного цветного картона вырезаются элементы букв: большие и маленькие дуги, а также большие и маленькие полоски. Предложите ребенку составить из таких деталей какую-нибудь букву.

            Звуковое лото

Взрослый раздает детям карточки с изображением разных предметов, растений или животных. Потом показывает знакомую детям букву и спрашивает, у кого есть слово на эту букву. Затем игра усложняется: на карточках печатными буквами пишутся слова, дети должны узнавать предложенные буквы в начале, середине и конце слова.

     Дорисуй буквы

Взрослый рисует элементы печатных букв, а ребенок должен дорисовать недостающие, чтобы получилась та или иная буква.

 Безусловно, полезным для запоминания букв является выкладывание их из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков; моделирование буквы из пластилина или проволоки; обводка, штриховка или раскрашивание букв.

     Слова – матрешки

В русском языке есть слова, похожие на матрешку. Прочитаешь одно слово, а приглядишься повнимательнее - и увидишь, что внутри спрятаны другие слова, покороче. Например: ябеда(беда, еда),черемуха (муха, уха), тапочки (почки, очки) и т.д.

                Звездный час

 Из букв длинного слова надо составить как можно больше новых слов. Например, из слова абрикосы: ас, рис, ор, сыр, бык, бак, сок, сор, оса, коса, роса, кобра, брак и т.п.

Варианты слов для игры: гастроном, простокваша, апельсины, лекарство, командировка.

Вот такие игры можно поиграть с подготовительной группой для подготовки детей к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_tehnologii_v_doshkolnom_periode.docx17.22 КБ

Предварительный просмотр:

          Современные технологии в дошкольном периоде

Развивающий потенциал игры заложен в самой ее природе. Педагогическая ценность игры заключается в том, что она становится сильнейшим мотивационным фактором, ребёнок руководствуется личностными установками и мотивами.
Игра представляет собой проигрывание отношений, существующих в человеческой жизни. Именно игровая ситуация с её двуплановым поведением, с помощью условного вхождения в роли, недоступные для человека в реальной действительности, позволяет ему быть на голову выше своего обычного поведения, даёт возможность говорить с собой на разных языках.
Ролевой игрой ребёнок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает в себе переживания и начинает в них ориентироваться.

 У ребенка формируются воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.

                   Игры для обучения детей чтению.
                   Звуковой период обучения.
Звукоподражание.
Взрослый задаёт вопрос ребёнку, например:
1)Как мама укачивает младенца? (аааа)

2) Как гудит поезд? (У-У-У!)

3)Как мы греем ручки? (Х-х-х!)

4) Как жук жужжит? (Ж-ж-ж!)

5) Как дует ветерок? (Ш-ш-ш!)

6) Как пищит комарик? (З-з-з!)
    Будь внимательным!
Это игра развивает слуховое внимание и быстроту мышления. Ребёнку даётся такая инструкция:
«Я буду называть слова, а ты внимательно слушай. Если в слове услышишь звук (З), то один раз хлопни в ладоши.
   
Скажи слово с нужным звуком.
Игра на развитие фонематического слуха, быстроты мышления. Взрослый говорит: «Придумай слово, начинающееся со звука (Ш), бросает мяч ребёнку. Тот ловит мяч, называет слово, например шарф, и бросает мяч обратно.

    Магазин

Взрослый в игре отправляет ребенка в магазин за продуктами и просит купить только те продукты, в названиях которых встречается какой-то определенный звук, например (Р). Ребенок может «купить» каррртошку, огурррцы, помидоррры, торррт, рррыбу, моррроженое, сарррдельки и т.д. А со звуком (С) – мясссо, колбасссу, сссметану, сссахар, сссоль, сссоуссс, сссухари и т. д.
   Мячик- смягчитель.
Эта игра развивает у ребёнка фонематический слух, речь и внимание.
1) Ведущий бросает мяч, произносит слово с твёрдым согласным звуком в начале, а ребёнок, поймавши мяч, произносит то же слово, но заменив первый твёрдый согласный звук на парный мягкий. Например: рад-ряд, мал-мял, лук-люк, нос-нёс, воз-вёз, ров-рёв, мыл-мил, вол-вёл и т.д.
2. Таким же образом можно заменить последний согласный твердый звук на мягкий парный. Например: угол-уголь, брат-брать, ел-ель, топ-топь, мел-мель, хор-хорь, стал-сталь, пыл-пыль, жар-жарь, был-быль, вес-весь, лез-лезь, обут –обуть и т. п.

                Цепочки слов

                 1 Вариант

Игра проводится устно. По очереди называются слова. Каждое следующее слово должно начинаться с последнего звука (не буквы) предыдущего слова,  например: дом- мост-трон- новость- телефон- ночь- чашка-апрель-лиса и т.д.

                2 Вариант

Можно сделать карточки с нарисованными на них предметами и разложить их в таком порядке, чтобы название предмета на карточке начиналось с того же звука, которым закончилось слово, изображенное на предыдущей карточке. Например: лист –телевизор – робот – тапочки – индюк – карась – синица – апельсин.

    Пазлы

Взрослый пишет большую букву и разрезает ее на две, три или больше частей, а ребенок собирает части в целое и называет букву.

 Буквенный конструктор

Из плотного цветного картона вырезаются элементы букв: большие и маленькие дуги, а также большие и маленькие полоски. Предложите ребенку составить из таких деталей какую-нибудь букву.

            Звуковое лото

Взрослый раздает детям карточки с изображением разных предметов, растений или животных. Потом показывает знакомую детям букву и спрашивает, у кого есть слово на эту букву. Затем игра усложняется: на карточках печатными буквами пишутся слова, дети должны узнавать предложенные буквы в начале, середине и конце слова.

     Дорисуй буквы

Взрослый рисует элементы печатных букв, а ребенок должен дорисовать недостающие, чтобы получилась та или иная буква.

 Безусловно, полезным для запоминания букв является выкладывание их из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков; моделирование буквы из пластилина или проволоки; обводка, штриховка или раскрашивание букв.

     Слова – матрешки

В русском языке есть слова, похожие на матрешку. Прочитаешь одно слово, а приглядишься повнимательнее - и увидишь, что внутри спрятаны другие слова, покороче. Например: ябеда(беда, еда),черемуха (муха, уха), тапочки (почки, очки) и т.д.

                Звездный час

 Из букв длинного слова надо составить как можно больше новых слов. Например, из слова абрикосы: ас, рис, ор, сыр, бык, бак, сок, сор, оса, коса, роса, кобра, брак и т.п.

Варианты слов для игры: гастроном, простокваша, апельсины, лекарство, командировка.

Вот такие игры можно поиграть с подготовительной группой для подготовки детей к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей логопедических групп "Освоение педагогами игровых технологий" (I подготовительный период работы с детьми с ТНР в старшей логопедической группе)

Мастер-класс для воспитателей логопедических групп:«Играя – развиваем речь».Освоение педагогами игровых технологий в работе с детьми с ТНР старшего дошкольного возраста. Представлены логопедические иг...

Эффективность использования современных технологий в летний период времени.

Эффективность использования современных  технологий в летний период времени.Лето  благоприятная пора для организации деятельности детей на свежем воздухе.Работа с детьми в летний период вела...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме: «Повышение познавательной и творческой активности дошкольников посредством применения инновационных образовательных технологий» на межаттестационный период (2018 – 2022 гг.)

Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме: «Повышение познавательной и творческой активности дошкольников посредством применения инновационных образовательных технологий&raq...

Игровые технологии в дошкольном периоде

Игра — основной вид деятельности ребёнка.         С. Л. Рубинштейн (1976) отмечал, что игра хранит и развивает детское в детях, что она их школа жизни и практи...

Технология организации адаптационного периода при поступлении ребёнка в детское дошкольное учреждение

В данном материале дано подробное описание успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ, согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребёнка в се...

«Здоровьесберегающие технологии в летний период» с использованием инновационных технологий (нейрогимнастика)

Здоровье ребёнка является основной ценностью и показателем работы педагогического коллектива. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспи...