"Детский оркестр, как средство приобщения детей к музыке"
статья на тему
Дети очень любят играть в шумовом оркестре – это знают все, кто хоть раз дал в руки ребѐнку незатейливый инструмент. Как одна из форм работы с детьми она существовала давно, но немногие воспитатели уделяют ей достаточное внимание, потому что не знают с какой стороны к ней подступиться в очень сложных условиях работы в детском саду вообще и в группе в частности. Работа по обучению игре в шумовом оркестре должна удовлетворять 4-м простым условиям:
- быть лѐгкой для детей и педагогов
-Быть интересной для них
-Быть систематической
-быть групповой формой обучения
Учение для дошкольника должно быть не только лѐгким и приятным время- провождением, но и интересным.
Если просто дать в руки ребѐнка какой-нибудь инструмент, его заинтересованности хватит на 2-3 минуты. И подержав в руках бубен, ему захочется сменить его на маракас, а потом на барабан и т.д. Если интерес будет отсутствовать в самой работе с инструментом, то даже при наличии различных «шумелок», скука в глазах ребѐнка неизбежно появится. Музыка, которую дети в состоянии исполнить в оркестре должна быть не только яркой, но и доступной, недлинной, не очень быстрой, понятной по структуре и, лучше всего жанровой или образной. (песня, танец, марш или изображающей какой-либо образ, персонаж).
У шумового оркестра в детском саду есть свои особые задачи: -активное приобщение детей к музыке в одном из самых привлекательных видов деятельности
– игре в детском оркестре.
- Воспитание интереса и любви к музицированию.
- Практическое овладение детьми музыкального языка и некоторыми понятиями музыкальной грамоты.
-Создание предпосылок для развития творческого мышления.
-Знакомство с отдельными произведениями классической и детской музыки в практике инструментального музицирования.
Шумовые инструменты используются в детском саду для развития ос нов интонационного слуха и образноассоциативного мышления. С их помощью дети осуществляют прямой перенос природных и бытовых звучаний на инструмент (звукоизобразительное озвучивание стихов и сказок). При этом, возникают ассоциативные связи между предметом и явлением (дождь, часы, гром, комары, снежная буря и т. п.) и его звуковым воплощением. Позже дети способны создавать звуковые образы – хор планет, музыка звѐзд, песенка светлячка и т.п.) Ценно то, что в шумовом оркестре могут принимать участие все дети без исключения, а не только особо одаренные музыкально. Все партии вна- чале исполняются без инструмента – в воздухе, с помощью звучащих жестов, что уберегает от грубых ошибок, а следовательно замечаний со стороны взрослого, и таким образом придаѐт уверенности в своих силах. Все дети при исполнении какой-либо пьесы или песенки знают все партии и могут легко заменить друг друга. Для этого партии должны быть лѐгкими. Во время игры или смены куплета песни, дети меняются инструментами, а, следовательно, выучивают все партии.
В основу работы над шумовым оркестром должно быть положено формирование и развитие метроритмического чувства во всѐм его многообразии. Этому помогает активное слушание музыки, то есть соединение восприятия музыки с каким – либо движением, исполнением звучащих жестов ( хлопки, шлепки, щелчки), различные виды тактирования, подчѐркивания окончания, повторение отдельных ритмических фигур: Детский шумовой оркестр под фонограмму – это замечательная возможность для детей почувствовать себя оркестрантами и услышать, как звучит настоящий оркестр. Маленькие дети обладают богатейшим воображением и, благодаря ему, ощущают необыкновенную гордость и вдохновение, принимая участие в таком оркестре. Малыши представляют, что всѐ, что звучит, они сами сыграли!
Взрослый может быть реальным дирижѐром и руководить детьми во время исполнения. И это всѐ можно осуществить в группе. Включив запись музыки на кассете или диске, и дав детям в руки инструменты, сделанные своими руками. Таким образом, можно украсить любое событие в группе: день рождения ребѐнка, развлечение или досуг. Конечно, участие воспитателя в этом виде деятельности очень желательно, чтобы этот процесс не превратился в стихийный трам-тара-рам. И фонограмма очень способствует организации игры в оркестре. Музыка – искусство временное, она отзвучала и смолкла. В паузе можно обменяться инструментами, заняться исследовательской деятельностью, то есть подумать и поэкспериментировать какие звуки можно ещѐ извлечь из инструмента, оказавшегося у тебя в руках. Ударить по нему пальцем, ладошкой, кулачком, палочкой, специальным молоточком по верхней крышечке или боковой стороне, а может быть встряхнуть его несколько раз или потрясти длительно, исполняя тремоло и т.п.
Исследовательская деятельность – необходимый этап в познании нового, только следует его дозировать и направлять. Важная вещь развитие тембрового слуха. Начинать его развивать нужно с самого раннего возраста, недаром первая игрушка младенца – погремушка. Но и у простой погремушки бывают разные голоса, разные тембры. Предложите детям три-четыре «волшебных» яичка из-под киндеров с разными наполнителями. Одно яйцо молчит, другое шепчет, третье трещит, а четвѐртое позвякивает. Пусть дети разложат их от самого тихого, к самого громкому. И придумают определения для звука, который издаѐт яйцо или звучащая коробочка. Не просто громко или тихо, а оно шелестит, шуршит, шепчет на ушко по секрету, или весело бренчит, звенит, хохочет, дребезжит и т.п. Вот вам и обогащение словаря. Интересны и доступны малышам речевые игры. Для исполнения метрическо- го пульса яйцами-маракасами надо стучать по коленям, потому что манипу- лировать ими в воздухе малышам ещѐ сложно и продекламировать ритмично стихотворение про мячик: Чуть ударишь этот мячик, Начинает он скакать. Скачет, скачет, скачет, скачет, И не может перестать. Потом дети под звук бубна или барабана сами могут попрыгать как мячики. Использовать игру можно на 3-4-х занятиях, что способствует у детей развитию чувства метроритмической пульсации через телесное чувство, слух, зрение.
А вот игра с бубном. Покажите детям красивый бубен. Предложите побегать врассыпную пока бубен весело звенит. Когда он остановится, все должны присесть на корточки. Взрослый тоже присаживается и равномерно ударяя в бубен, произносит:
- Дзинь- бум, дзинь –бум,
Бубен нам устроил шум
Постучим. пошумим
И все снова побежим.
Дети должны услышать два разных способа игры на бубне: равномерные удары и звон-тремоло.
Ещѐ одна увлекательная игра, доступная детям в группе «Угадай, на чѐм я играю». На столике лежат несколько разных инструментов в зависимости от возраста детей от3-х до 8-ми штук, разнотембровых. Один из детей играет на любом из них, а другой отвернувшись слушает и затем. Повернувшись, ука- зывает на прозвучавший, называя его. Что касается правильного названия инструмента, то начинать надо с себя и усвоить то, что не все духовые инст- рументы- называются дудочками, а ударные – бубнами и барабанами. (при- мер – тамбурин с колокольчиками).
Каждое лето, начиная со средней группы я знакомлю детей с инструментами симфонического оркестра. Мы запоминаем их название, слушаем звук и видим их изображение. Очень хорошо иметь в музыкальном уголке картинки с изображением различных инструментов, как народных, так и симфонического оркестра. Народные духовые инструменты: Свистулька, тростниковая свистелка, дудка, свирель, сопель, рожок, жалейка, гармошка (кнопочно-духовой) Струнные: Шарманка (щипковый) Народная скрипка, балалайка, гитара, гусли, домра. Ударные: деревянные ложки, барабан, бубен, тамбурин, маракас, колокольчики, бубенцы, трещотки, рубель, коса. Рекомендую для игры в младшей группе использовать маракасы (яйца из-под киндеров, коробочки – ягодки из-под мороженного, с различными наполни- телями) Под запись любой 2-х частной польки дети на 1-ую часть ритмично стучат по ладошке маракасом. А на 2-ую часть потряхивают ими в воздухе. Пальчиковые барабанчики. (коробочки из-под творога и йогуртов с крышеч- кой или натянутой сверху плѐнкой под резинку). Напевая или проговаривая слова песенки «Весѐлые барабаны» Весело играем мы все в барабаны, Весело играем мы все в барабан! Ля-ля-ля… Дети вначале ритмично учатся хлопать в ладошки и шлѐпать по коленям, а затем ударяют пальчиком по крышечке маленького барабанчика, которым можно подыгрывать себе на ходу, что помогает координировать шаги с ударами в инструмент.
Со средней группы в музыкальный уголок добавляются бубны, бубенчики на палочках, озвученные коробочки с палочками или молоточками для постукивания. Для облегчения освоения ритмического рисунка мелодии придумываются подговорки типа:
Молоточек, тук-тук-тук, Молоточек, ты мой друг,
Молоточек, тук-тук-тук, Ты мой верный друг! (затем вступают бубенчики) Дили-дили-дили-дон. Бом- бом! (удары по тарелке) (повторение ритмической фигуры трижды. А заканчивают все инструменты все вместе) Слышат все наш звон!
В старшей группе под фонограмму пьесы Лео Рамо «Тамбурин» осваиваем приѐм игры на бубне – тремоло, соединяя его с ударом на сильную долю. Вначале этот приѐм выполняется без инструмента - хлопок в ладоши и «фонарики». В средней части пьесы играет металлофон на двух звуках до- си и треугольник, чередуясь между собой.
В подготовительной группе открываем музыкальную мастерскую. Даѐм детям разноцветные коробочки из-под йогурта с заранее сделанными насечками и круглые канцелярские резинки, и предлагаем им подумать, как можно сделать из этого музыкальный инструмент, чтобы резинка звучала как струна. Пусть дети поэкспериментируют с натяжением резинки, которое меняет звук по высоте и, чередуя щипки на разных коробочках, послушать какая выходит мелодия. Пусть дети убедятся, что в руках у них действительно музыкальный инструмент. Резинкой можно громко щѐлкать, оттягивая еѐ сбоку. Украсить коробочку можно пучком из полосок гофрированной бумаги, заправленной снизу под резинку. Им можно пошуршать, потряхивая коробочку. Получился симпатичный музыкальный «кальмарчик». С помощью этого щипкового инструмента исполним польку Лео Делиба «Пиццикато» под фонограмму. Игра «Музыкальное приветствие». Дети держа в руках «кальмарчики», двигаются врассыпную лѐгким бегом, а на акцентированные концы фраз повернувшись к произвольному партнѐру, щѐлкают резинкой и говорят «Привет!». В средней части дети импровизированно танцуют, помахивая хвостиками «кальмарчиков». Игра для любого возраста «Музыкальная карусель». Дети берут любые инструменты и встают в круг. На 1-ую часть музыки играют на своѐм инструменте, затем со сменой музыки, кладут его на пол и переходят по кругу к другому. На повторение музыки 1-ой части берут новый инструмент и играют на нѐм. Взрослый может исполнять роль дирижѐра. Таким образом, осваиваются разные приѐмы игры на разных инструментах.
Дети очень любят играть в шумовом оркестре – это знают все, кто хоть раз дал в руки ребѐнку незатейливый инструмент. Как одна из форм работы с детьми она существовала давно, но немногие воспитатели уделяют ей достаточное внимание, потому что не знают с какой стороны к ней подступиться в очень сложных условиях работы в детском саду вообще и в группе в частности. Работа по обучению игре в шумовом оркестре должна удовлетворять 4-м простым условиям:
- быть лѐгкой для детей и педагогов
-Быть интересной для них
-Быть систематической
-быть групповой формой обучения
Учение для дошкольника должно быть не только лѐгким и приятным время- провождением, но и интересным.
Если просто дать в руки ребѐнка какой-нибудь инструмент, его заинтересованности хватит на 2-3 минуты. И подержав в руках бубен, ему захочется сменить его на маракас, а потом на барабан и т.д. Если интерес будет отсутствовать в самой работе с инструментом, то даже при наличии различных «шумелок», скука в глазах ребѐнка неизбежно появится. Музыка, которую дети в состоянии исполнить в оркестре должна быть не только яркой, но и доступной, недлинной, не очень быстрой, понятной по структуре и, лучше всего жанровой или образной. (песня, танец, марш или изображающей какой-либо образ, персонаж).
У шумового оркестра в детском саду есть свои особые задачи: -активное приобщение детей к музыке в одном из самых привлекательных видов деятельности
– игре в детском оркестре.
- Воспитание интереса и любви к музицированию.
- Практическое овладение детьми музыкального языка и некоторыми понятиями музыкальной грамоты.
-Создание предпосылок для развития творческого мышления.
-Знакомство с отдельными произведениями классической и детской музыки в практике инструментального музицирования.
Шумовые инструменты используются в детском саду для развития ос нов интонационного слуха и образноассоциативного мышления. С их помощью дети осуществляют прямой перенос природных и бытовых звучаний на инструмент (звукоизобразительное озвучивание стихов и сказок). При этом, возникают ассоциативные связи между предметом и явлением (дождь, часы, гром, комары, снежная буря и т. п.) и его звуковым воплощением. Позже дети способны создавать звуковые образы – хор планет, музыка звѐзд, песенка светлячка и т.п.) Ценно то, что в шумовом оркестре могут принимать участие все дети без исключения, а не только особо одаренные музыкально. Все партии вна- чале исполняются без инструмента – в воздухе, с помощью звучащих жестов, что уберегает от грубых ошибок, а следовательно замечаний со стороны взрослого, и таким образом придаѐт уверенности в своих силах. Все дети при исполнении какой-либо пьесы или песенки знают все партии и могут легко заменить друг друга. Для этого партии должны быть лѐгкими. Во время игры или смены куплета песни, дети меняются инструментами, а, следовательно, выучивают все партии.
В основу работы над шумовым оркестром должно быть положено формирование и развитие метроритмического чувства во всѐм его многообразии. Этому помогает активное слушание музыки, то есть соединение восприятия музыки с каким – либо движением, исполнением звучащих жестов ( хлопки, шлепки, щелчки), различные виды тактирования, подчѐркивания окончания, повторение отдельных ритмических фигур: Детский шумовой оркестр под фонограмму – это замечательная возможность для детей почувствовать себя оркестрантами и услышать, как звучит настоящий оркестр. Маленькие дети обладают богатейшим воображением и, благодаря ему, ощущают необыкновенную гордость и вдохновение, принимая участие в таком оркестре. Малыши представляют, что всѐ, что звучит, они сами сыграли!
Взрослый может быть реальным дирижѐром и руководить детьми во время исполнения. И это всѐ можно осуществить в группе. Включив запись музыки на кассете или диске, и дав детям в руки инструменты, сделанные своими руками. Таким образом, можно украсить любое событие в группе: день рождения ребѐнка, развлечение или досуг. Конечно, участие воспитателя в этом виде деятельности очень желательно, чтобы этот процесс не превратился в стихийный трам-тара-рам. И фонограмма очень способствует организации игры в оркестре. Музыка – искусство временное, она отзвучала и смолкла. В паузе можно обменяться инструментами, заняться исследовательской деятельностью, то есть подумать и поэкспериментировать какие звуки можно ещѐ извлечь из инструмента, оказавшегося у тебя в руках. Ударить по нему пальцем, ладошкой, кулачком, палочкой, специальным молоточком по верхней крышечке или боковой стороне, а может быть встряхнуть его несколько раз или потрясти длительно, исполняя тремоло и т.п.
Исследовательская деятельность – необходимый этап в познании нового, только следует его дозировать и направлять. Важная вещь развитие тембрового слуха. Начинать его развивать нужно с самого раннего возраста, недаром первая игрушка младенца – погремушка. Но и у простой погремушки бывают разные голоса, разные тембры. Предложите детям три-четыре «волшебных» яичка из-под киндеров с разными наполнителями. Одно яйцо молчит, другое шепчет, третье трещит, а четвѐртое позвякивает. Пусть дети разложат их от самого тихого, к самого громкому. И придумают определения для звука, который издаѐт яйцо или звучащая коробочка. Не просто громко или тихо, а оно шелестит, шуршит, шепчет на ушко по секрету, или весело бренчит, звенит, хохочет, дребезжит и т.п. Вот вам и обогащение словаря. Интересны и доступны малышам речевые игры. Для исполнения метрическо- го пульса яйцами-маракасами надо стучать по коленям, потому что манипу- лировать ими в воздухе малышам ещѐ сложно и продекламировать ритмично стихотворение про мячик: Чуть ударишь этот мячик, Начинает он скакать. Скачет, скачет, скачет, скачет, И не может перестать. Потом дети под звук бубна или барабана сами могут попрыгать как мячики. Использовать игру можно на 3-4-х занятиях, что способствует у детей развитию чувства метроритмической пульсации через телесное чувство, слух, зрение.
А вот игра с бубном. Покажите детям красивый бубен. Предложите побегать врассыпную пока бубен весело звенит. Когда он остановится, все должны присесть на корточки. Взрослый тоже присаживается и равномерно ударяя в бубен, произносит:
- Дзинь- бум, дзинь –бум,
Бубен нам устроил шум
Постучим. пошумим
И все снова побежим.
Дети должны услышать два разных способа игры на бубне: равномерные удары и звон-тремоло.
Ещѐ одна увлекательная игра, доступная детям в группе «Угадай, на чѐм я играю». На столике лежат несколько разных инструментов в зависимости от возраста детей от3-х до 8-ми штук, разнотембровых. Один из детей играет на любом из них, а другой отвернувшись слушает и затем. Повернувшись, ука- зывает на прозвучавший, называя его. Что касается правильного названия инструмента, то начинать надо с себя и усвоить то, что не все духовые инст- рументы- называются дудочками, а ударные – бубнами и барабанами. (при- мер – тамбурин с колокольчиками).
Каждое лето, начиная со средней группы я знакомлю детей с инструментами симфонического оркестра. Мы запоминаем их название, слушаем звук и видим их изображение. Очень хорошо иметь в музыкальном уголке картинки с изображением различных инструментов, как народных, так и симфонического оркестра. Народные духовые инструменты: Свистулька, тростниковая свистелка, дудка, свирель, сопель, рожок, жалейка, гармошка (кнопочно-духовой) Струнные: Шарманка (щипковый) Народная скрипка, балалайка, гитара, гусли, домра. Ударные: деревянные ложки, барабан, бубен, тамбурин, маракас, колокольчики, бубенцы, трещотки, рубель, коса. Рекомендую для игры в младшей группе использовать маракасы (яйца из-под киндеров, коробочки – ягодки из-под мороженного, с различными наполни- телями) Под запись любой 2-х частной польки дети на 1-ую часть ритмично стучат по ладошке маракасом. А на 2-ую часть потряхивают ими в воздухе. Пальчиковые барабанчики. (коробочки из-под творога и йогуртов с крышеч- кой или натянутой сверху плѐнкой под резинку). Напевая или проговаривая слова песенки «Весѐлые барабаны» Весело играем мы все в барабаны, Весело играем мы все в барабан! Ля-ля-ля… Дети вначале ритмично учатся хлопать в ладошки и шлѐпать по коленям, а затем ударяют пальчиком по крышечке маленького барабанчика, которым можно подыгрывать себе на ходу, что помогает координировать шаги с ударами в инструмент.
Со средней группы в музыкальный уголок добавляются бубны, бубенчики на палочках, озвученные коробочки с палочками или молоточками для постукивания. Для облегчения освоения ритмического рисунка мелодии придумываются подговорки типа:
Молоточек, тук-тук-тук, Молоточек, ты мой друг,
Молоточек, тук-тук-тук, Ты мой верный друг! (затем вступают бубенчики) Дили-дили-дили-дон. Бом- бом! (удары по тарелке) (повторение ритмической фигуры трижды. А заканчивают все инструменты все вместе) Слышат все наш звон!
В старшей группе под фонограмму пьесы Лео Рамо «Тамбурин» осваиваем приѐм игры на бубне – тремоло, соединяя его с ударом на сильную долю. Вначале этот приѐм выполняется без инструмента - хлопок в ладоши и «фонарики». В средней части пьесы играет металлофон на двух звуках до- си и треугольник, чередуясь между собой.
В подготовительной группе открываем музыкальную мастерскую. Даѐм детям разноцветные коробочки из-под йогурта с заранее сделанными насечками и круглые канцелярские резинки, и предлагаем им подумать, как можно сделать из этого музыкальный инструмент, чтобы резинка звучала как струна. Пусть дети поэкспериментируют с натяжением резинки, которое меняет звук по высоте и, чередуя щипки на разных коробочках, послушать какая выходит мелодия. Пусть дети убедятся, что в руках у них действительно музыкальный инструмент. Резинкой можно громко щѐлкать, оттягивая еѐ сбоку. Украсить коробочку можно пучком из полосок гофрированной бумаги, заправленной снизу под резинку. Им можно пошуршать, потряхивая коробочку. Получился симпатичный музыкальный «кальмарчик». С помощью этого щипкового инструмента исполним польку Лео Делиба «Пиццикато» под фонограмму. Игра «Музыкальное приветствие». Дети держа в руках «кальмарчики», двигаются врассыпную лѐгким бегом, а на акцентированные концы фраз повернувшись к произвольному партнѐру, щѐлкают резинкой и говорят «Привет!». В средней части дети импровизированно танцуют, помахивая хвостиками «кальмарчиков». Игра для любого возраста «Музыкальная карусель». Дети берут любые инструменты и встают в круг. На 1-ую часть музыки играют на своѐм инструменте, затем со сменой музыки, кладут его на пол и переходят по кругу к другому. На повторение музыки 1-ой части берут новый инструмент и играют на нѐм. Взрослый может исполнять роль дирижѐра. Таким образом, осваиваются разные приѐмы игры на разных инструментах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.03 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Детский оркестр, как средство приобщения детей к музыке.
Дети очень любят играть в шумовом оркестре – это знают все, кто хоть раз дал в руки ребѐнку незатейливый инструмент. Как одна из форм работы с детьми она существовала давно, но немногие воспитатели уделяют ей достаточное внимание, потому что не знают с какой стороны к ней подступиться в очень сложных условиях работы в детском саду вообще и в группе в частности. Работа по обучению игре в шумовом оркестре должна удовлетворять 4-м простым условиям:
- быть лѐгкой для детей и педагогов
-Быть интересной для них
-Быть систематической
-быть групповой формой обучения
Учение для дошкольника должно быть не только лѐгким и приятным время- провождением, но и интересным.
Если просто дать в руки ребѐнка какой-нибудь инструмент, его заинтересованности хватит на 2-3 минуты. И подержав в руках бубен, ему захочется сменить его на маракас, а потом на барабан и т.д. Если интерес будет отсутствовать в самой работе с инструментом, то даже при наличии различных «шумелок», скука в глазах ребѐнка неизбежно появится. Музыка, которую дети в состоянии исполнить в оркестре должна быть не только яркой, но и доступной, недлинной, не очень быстрой, понятной по структуре и, лучше всего жанровой или образной. (песня, танец, марш или изображающей какой-либо образ, персонаж).
У шумового оркестра в детском саду есть свои особые задачи: -активное приобщение детей к музыке в одном из самых привлекательных видов деятельности
– игре в детском оркестре.
- Воспитание интереса и любви к музицированию.
- Практическое овладение детьми музыкального языка и некоторыми понятиями музыкальной грамоты.
-Создание предпосылок для развития творческого мышления.
-Знакомство с отдельными произведениями классической и детской музыки в практике инструментального музицирования.
Шумовые инструменты используются в детском саду для развития ос нов интонационного слуха и образноассоциативного мышления. С их помощью дети осуществляют прямой перенос природных и бытовых звучаний на инструмент (звукоизобразительное озвучивание стихов и сказок). При этом, возникают ассоциативные связи между предметом и явлением (дождь, часы, гром, комары, снежная буря и т. п.) и его звуковым воплощением. Позже дети способны создавать звуковые образы – хор планет, музыка звѐзд, песенка светлячка и т.п.) Ценно то, что в шумовом оркестре могут принимать участие все дети без исключения, а не только особо одаренные музыкально. Все партии вна- чале исполняются без инструмента – в воздухе, с помощью звучащих жестов, что уберегает от грубых ошибок, а следовательно замечаний со стороны взрослого, и таким образом придаѐт уверенности в своих силах. Все дети при исполнении какой-либо пьесы или песенки знают все партии и могут легко заменить друг друга. Для этого партии должны быть лѐгкими. Во время игры или смены куплета песни, дети меняются инструментами, а, следовательно, выучивают все партии.
В основу работы над шумовым оркестром должно быть положено формирование и развитие метроритмического чувства во всѐм его многообразии. Этому помогает активное слушание музыки, то есть соединение восприятия музыки с каким – либо движением, исполнением звучащих жестов ( хлопки, шлепки, щелчки), различные виды тактирования, подчѐркивания окончания, повторение отдельных ритмических фигур: Детский шумовой оркестр под фонограмму – это замечательная возможность для детей почувствовать себя оркестрантами и услышать, как звучит настоящий оркестр. Маленькие дети обладают богатейшим воображением и, благодаря ему, ощущают необыкновенную гордость и вдохновение, принимая участие в таком оркестре. Малыши представляют, что всѐ, что звучит, они сами сыграли!
Взрослый может быть реальным дирижѐром и руководить детьми во время исполнения. И это всѐ можно осуществить в группе. Включив запись музыки на кассете или диске, и дав детям в руки инструменты, сделанные своими руками. Таким образом, можно украсить любое событие в группе: день рождения ребѐнка, развлечение или досуг. Конечно, участие воспитателя в этом виде деятельности очень желательно, чтобы этот процесс не превратился в стихийный трам-тара-рам. И фонограмма очень способствует организации игры в оркестре. Музыка – искусство временное, она отзвучала и смолкла. В паузе можно обменяться инструментами, заняться исследовательской деятельностью, то есть подумать и поэкспериментировать какие звуки можно ещѐ извлечь из инструмента, оказавшегося у тебя в руках. Ударить по нему пальцем, ладошкой, кулачком, палочкой, специальным молоточком по верхней крышечке или боковой стороне, а может быть встряхнуть его несколько раз или потрясти длительно, исполняя тремоло и т.п.
Исследовательская деятельность – необходимый этап в познании нового, только следует его дозировать и направлять. Важная вещь развитие тембрового слуха. Начинать его развивать нужно с самого раннего возраста, недаром первая игрушка младенца – погремушка. Но и у простой погремушки бывают разные голоса, разные тембры. Предложите детям три-четыре «волшебных» яичка из-под киндеров с разными наполнителями. Одно яйцо молчит, другое шепчет, третье трещит, а четвѐртое позвякивает. Пусть дети разложат их от самого тихого, к самого громкому. И придумают определения для звука, который издаѐт яйцо или звучащая коробочка. Не просто громко или тихо, а оно шелестит, шуршит, шепчет на ушко по секрету, или весело бренчит, звенит, хохочет, дребезжит и т.п. Вот вам и обогащение словаря. Интересны и доступны малышам речевые игры. Для исполнения метрическо- го пульса яйцами-маракасами надо стучать по коленям, потому что манипу- лировать ими в воздухе малышам ещѐ сложно и продекламировать ритмично стихотворение про мячик: Чуть ударишь этот мячик, Начинает он скакать. Скачет, скачет, скачет, скачет, И не может перестать. Потом дети под звук бубна или барабана сами могут попрыгать как мячики. Использовать игру можно на 3-4-х занятиях, что способствует у детей развитию чувства метроритмической пульсации через телесное чувство, слух, зрение.
А вот игра с бубном. Покажите детям красивый бубен. Предложите побегать врассыпную пока бубен весело звенит. Когда он остановится, все должны присесть на корточки. Взрослый тоже присаживается и равномерно ударяя в бубен, произносит:
- Дзинь- бум, дзинь –бум,
Бубен нам устроил шум
Постучим. пошумим
И все снова побежим.
Дети должны услышать два разных способа игры на бубне: равномерные удары и звон-тремоло.
Ещѐ одна увлекательная игра, доступная детям в группе «Угадай, на чѐм я играю». На столике лежат несколько разных инструментов в зависимости от возраста детей от3-х до 8-ми штук, разнотембровых. Один из детей играет на любом из них, а другой отвернувшись слушает и затем. Повернувшись, ука- зывает на прозвучавший, называя его. Что касается правильного названия инструмента, то начинать надо с себя и усвоить то, что не все духовые инст- рументы- называются дудочками, а ударные – бубнами и барабанами. (при- мер – тамбурин с колокольчиками).
Каждое лето, начиная со средней группы я знакомлю детей с инструментами симфонического оркестра. Мы запоминаем их название, слушаем звук и видим их изображение. Очень хорошо иметь в музыкальном уголке картинки с изображением различных инструментов, как народных, так и симфонического оркестра. Народные духовые инструменты: Свистулька, тростниковая свистелка, дудка, свирель, сопель, рожок, жалейка, гармошка (кнопочно-духовой) Струнные: Шарманка (щипковый) Народная скрипка, балалайка, гитара, гусли, домра. Ударные: деревянные ложки, барабан, бубен, тамбурин, маракас, колокольчики, бубенцы, трещотки, рубель, коса. Рекомендую для игры в младшей группе использовать маракасы (яйца из-под киндеров, коробочки – ягодки из-под мороженного, с различными наполни- телями) Под запись любой 2-х частной польки дети на 1-ую часть ритмично стучат по ладошке маракасом. А на 2-ую часть потряхивают ими в воздухе. Пальчиковые барабанчики. (коробочки из-под творога и йогуртов с крышеч- кой или натянутой сверху плѐнкой под резинку). Напевая или проговаривая слова песенки «Весѐлые барабаны» Весело играем мы все в барабаны, Весело играем мы все в барабан! Ля-ля-ля… Дети вначале ритмично учатся хлопать в ладошки и шлѐпать по коленям, а затем ударяют пальчиком по крышечке маленького барабанчика, которым можно подыгрывать себе на ходу, что помогает координировать шаги с ударами в инструмент.
Со средней группы в музыкальный уголок добавляются бубны, бубенчики на палочках, озвученные коробочки с палочками или молоточками для постукивания. Для облегчения освоения ритмического рисунка мелодии придумываются подговорки типа:
Молоточек, тук-тук-тук, Молоточек, ты мой друг,
Молоточек, тук-тук-тук, Ты мой верный друг! (затем вступают бубенчики) Дили-дили-дили-дон. Бом- бом! (удары по тарелке) (повторение ритмической фигуры трижды. А заканчивают все инструменты все вместе) Слышат все наш звон!
В старшей группе под фонограмму пьесы Лео Рамо «Тамбурин» осваиваем приѐм игры на бубне – тремоло, соединяя его с ударом на сильную долю. Вначале этот приѐм выполняется без инструмента - хлопок в ладоши и «фонарики». В средней части пьесы играет металлофон на двух звуках до- си и треугольник, чередуясь между собой.
В подготовительной группе открываем музыкальную мастерскую. Даѐм детям разноцветные коробочки из-под йогурта с заранее сделанными насечками и круглые канцелярские резинки, и предлагаем им подумать, как можно сделать из этого музыкальный инструмент, чтобы резинка звучала как струна. Пусть дети поэкспериментируют с натяжением резинки, которое меняет звук по высоте и, чередуя щипки на разных коробочках, послушать какая выходит мелодия. Пусть дети убедятся, что в руках у них действительно музыкальный инструмент. Резинкой можно громко щѐлкать, оттягивая еѐ сбоку. Украсить коробочку можно пучком из полосок гофрированной бумаги, заправленной снизу под резинку. Им можно пошуршать, потряхивая коробочку. Получился симпатичный музыкальный «кальмарчик». С помощью этого щипкового инструмента исполним польку Лео Делиба «Пиццикато» под фонограмму. Игра «Музыкальное приветствие». Дети держа в руках «кальмарчики», двигаются врассыпную лѐгким бегом, а на акцентированные концы фраз повернувшись к произвольному партнѐру, щѐлкают резинкой и говорят «Привет!». В средней части дети импровизированно танцуют, помахивая хвостиками «кальмарчиков». Игра для любого возраста «Музыкальная карусель». Дети берут любые инструменты и встают в круг. На 1-ую часть музыки играют на своѐм инструменте, затем со сменой музыки, кладут его на пол и переходят по кругу к другому. На повторение музыки 1-ой части берут новый инструмент и играют на нѐм. Взрослый может исполнять роль дирижѐра. Таким образом, осваиваются разные приѐмы игры на разных инструментах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Народная кукла - средство приобщения детей к истокам русской народной культуры" Мастер - класс
В мастер-классе представлены: психогимнастическое упражнение "Здравствуйте", типы и назначение народной куклы, фольклорная кукла в арт-терапии, технология изготовления игровой куклы "Зайчик - на...
Мастер-класс «Русские былины как средство приобщения детей шести лет к устному народному творчеству и истории России»
Мастер–класс– это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта. Он отличается от других форм трансляции опыта, тем, что в процессе его проведения идет непосред...
Обмен опытом Тазиной Г.А. по теме " Двигательная активность - средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни"
Распространение опыта работы воспитателя Тазиной Г.А....
Рекомендации родителям по приобщению детей к музыке
Цель: формировать у детей эталоны красоты!...
Консультация "Приобщение детей к музыке"
Для заботливых родителей....
Проект для детей раннего возраста "Книжка - игрушка как средство приобщения детей к художественной литературе"
Проект для детей раннего возраста.Цель проекта приобщить детей с раннего возраста к художественной литературе, используя книжки -игрушки...