План работы по самообразованию
материал на тему
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.docx | 85.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек»
Тема самообразования:
"Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста "
Воспитатель: Золина Евгения Николаевна
Актуальность.
Тема самообразования «Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста» выбрана мною не случайно.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.
Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях.
Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Исходя из этого, проблема развития речи является одной из актуальных.
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
Работа начата – 01.09.2014 года.
Предполагается закончить – 31.05.2018 года.
Этапы реализации самообразования
Этапы проведения | Работа по теме | Результат |
I этап (сентябрь) | 1.Изучение методической литературы: а) изучить и внедрить программу «От рождения до школы» по всем образовательным областям.
| Программа «От рождения до школы под редакцией Н. В. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс. |
II этап (октябрь-ноябрь) | Пополнение предметно-развивающей среды: настольно – печатными играми; словесными и играми с предметами. | 1. Настольно – печатные игры. 2.Картотека речевых игр и игр с предметами. |
III этап (в течении года) | 1. Составление перспективного плана дидактических игр по развитию речи дошкольников. 2. Работа с детьми по перспективному плану. | Перспективный план дидактических игр по речевому развитию детей. |
IV этап (январь-февраль) | 1.Анкетирование родителей. 2.Рекомендации для родителей.
3. Составление консультационного материала для родителей. 4. Дидактический материал для родителей на: развитие грамматического строя речи; активизации словаря; формирования звуковой культуры речи; формирования связной речи дошкольников”. | 1.Анкеты. 2. Круглый стол "Правильный выбор развивающих игр и игрушек для детей", Семинар – практикум «Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников». 3. Папки – передвижки и консультации: “Что такое дидактическая игра», « Роль дидактической игры в развитии речи дошкольников?”, «Методические рекомендации по проведению дидактических игр», «Дидактическая игра своими руками». 4.Картотеки игр. |
V этап (май) | Контрольный мониторинг детей. | Аналитические справки по мониторингу. |
Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.
Форма самообразования: индивидуальная.
Действия и мероприятия, планируемые в процессе работы над темой:
- изучение литературы по теме;
- посещение ОД у воспитателей своего ДОУ;
- посещение педсоветов, семинаров, конференций;
- самоанализ и самооценка ОД в своей группе;
- разработка модели образовательного процесса, отвечающего ФГОС;
- апробация разработанной модели на практике. Внести необходимые коррективы;
- проведение серии открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;
обобщение результатов на заседании методического объединения.
Форма отчета по проделанной работе: сообщение на педсовете.
Наш детский сад работает по программе дошкольного образования “От рождения до школы” под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является «Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, строить речевые высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.»
Мной проводилось обследование речевого развития детей в старшей группе. Обследование проводилось по следующим компонентам: связная речь, словарный запас, грамматический строй речи, звуковая культура речи детей.
Результаты мониторинга образовательной области «Речевое развитие» в старшей группы на начало года
Уровень развития речи | Начало года |
Критический, % | 72 |
Норма, % | 28 |
Оптимальный, % | 0 |
Причины:
- родители пускают развитие речи детей на самотек;
- отсутствие у ребенка потребности в общении.
- нерегулярное посещение детского сада.
В своей работе особое внимание я уделяю дидактической игре. Благодаря ее использованию процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Перспективное планирование дидактических игр для детей старшей группы.
Тема недели | Дидактические игры | Задачи | |
Сентябрь | |||
1 неделя | Диагностика | ||
2 неделя | Диагностика | ||
3 неделя «Детский сад. Группа. Профессии работников детского сада» | «Профессии» | Закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости. | |
«Кто работает в детском саду» | Расширять знания детей о профессиях работников детского сада и их действиях | ||
«Кто что делает?» | закрепление знаний детей о действиях мамы, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости. | ||
«Где мы были не скажем, а что делали – покажем» | Упражнять в выполнении действий, в отгадывании действия по показу. Развивать глагольный словарь. | ||
«Четвертый лишний» | Закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению. | ||
4 неделя «Игрушки» | «Где мяч?» | Закрепление в речи детей правильного употребления предлогов, развитие умения ориентироваться в пространстве, внимания. | |
«Угадай, чего не стало?» | Расширение объема словаря. Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления. | ||
«Из чего сделано?» | Закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования. | ||
1 неделя «Осень. Признаки осени. Времена года» | Октябрь | ||
«Когда это бывает?» | Расширение и закрепление активного словаря ребенка, развитие логического мышления. | ||
«Я собрал на огороде…» | Расширение объема словаря, развитие слуховой памяти. | ||
«Круглый год» | Закрепление временных понятий в активном словаре ребенка, развитие мышления. | ||
«Угадай по описанию» | Расширение объема словаря. Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления. | ||
«Овощи и фрукты» | Упражнять в классификации предметов по группам, называть обобщающее слово. | ||
2 неделя «Овощи» | |||
«Что лишнее?» | Закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению. | ||
«Собери картинку» | Упражнять в умении составлять целое изображение картинки из нескольких частей. Развивать словарь. | ||
«Мяч бросай да овощи называй» | Расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия. | ||
3 неделя «Фрукты» | «Овощи и фрукты» | Упражнять в назывании овощей и фруктов, обобщать понятия по общему признаку. Развивать словарь прилагательных. | |
«Собери урожай» | Упражнять в умении классифицировать предметы по группам, называть обобщающее слово. | ||
«Назови ласково» | Закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции. | ||
«Угадай, чего не стало?» | Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления. | ||
4 неделя «Сад. Огород» | «Угадай по описанию» | Расширение объема словаря. Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления. | |
«Что растет в саду?» | Упражнять в шнуровании фруктов. Развивать мелкую моторику рук, название фруктов. | ||
«Съедобное-несъедобное» | Упражнять в умении определять на слух съедобные и несъедобные предметы. Развивать слуховое восприятие. | ||
«Четвертый лишний» | Закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению. | ||
Ноябрь | |||
«Что растет в лесу?» | Упражнять в назывании ягод и грибов. Развивать память, мышление. | ||
1 неделя «Лес. Грибы. Ягоды. Деревья.» | «Угадай, какое дерево?» | Упражнять в умении называть деревья по внешнему виду. Развивать словарь существительных. | |
«Назови ягоду» | Упражнять в назывании ягод, умении обобщать по общему признаку. Развивать мышление. | ||
«Собери картинку» | Упражнять в умении составлять целое изображение из нескольких частей. Развивать наглядно-образное мышление. | ||
2 неделя «Дикие животные» | «Кто больше увидит?» | Расширение объема словаря, развитие зрительного восприятия. | |
«Животные и их детеныши» | Закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти. | ||
«Семья» | Упражнять в умении составлять семью животных из пазлов. Развивать активный словарь. | ||
«Кто где живет?» | Закрепление знаний детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в». | ||
3 неделя «Одежда. Ткани» | «Одень куклу» | Упражнять в одевании куклы в определенной последовательности. Развивать глагольный словарь. | |
«Части одежды» | Упражнять в назывании частей одежды, активизировать словарь. | ||
«Собери одежду» | Упражнять в умении составлять целое изображение из нескольких частей. Развивать наглядно-образное мышление. | ||
«Что лишнее?» | Закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению. | ||
4 неделя «Обувь. Одежда. Головные уборы» | «Что где носят?» | Упражнять в умении называть предметы одежды и определять на какие части тела ее надевают. Развивать мышление, словарь. | |
«Скажи ласково» | Закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции. | ||
«Угадай, чего не стало?» | Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления. | ||
«Веселый счет» | Закрепление в речи детей согласования существительных с числительными. Развитие ловкости, быстроты реакции. | ||
Декабрь | |||
1 неделя «Ателье. Профессии. Ткани» | «Профессии» | Упражнять в назывании профессий, подборе предметов к профессии. Активизировать словарь. | |
«Что делает портной?» | Упражнять в назывании действий и их последовательности. Развивать глагольный словарь. | ||
«Помоги портному выкроить одежду» | Упражнять в обведении по контуру одежды и ее вырезывании. Развивать мелкую моторику рук. | ||
«Назови части одежды» | Упражнять в назывании частей одежды, активизировать словарь. | ||
2 неделя «Зима. Признаки зимы. Зимние забавы» | «Времена года» | Упражнять в назывании признаков зимы с опорой на наглядность. Развивать связную речь. | |
«Круглый год» | Учить составлять времена года по признакам. Развивать словарь прилагательных. | ||
«Когда это бывает?» | Расширение и закрепление активного словаря ребенка, развитие логического мышления. | ||
«Собери картинку» | Упражнять в умении составлять целое изображение из нескольких частей. Развивать наглядно-образное мышление. | ||
«Твой дом» | Упражнять в назывании и классификации предметов мебели, умении обобщать по общему признаку. | ||
3 неделя «Мебель. Части мебели» | |||
«Назови части мебели» | Упражнять в назывании частей мебели, активизировать словарь. | ||
«Собери мебель» | Упражнять в умении составлять целое изображение из нескольких частей. Развивать наглядно-образное мышление. | ||
«Устроим кукле комнату» | Упражнять в постройке мебели, назывании мебели последовательности построения | ||
4 неделя «Семья. Ребенок в семье» | «Назови, с кем живешь?» | Обучать детей разбираться в родственных отношениях, употреблять слова, обозначающие родство и родственников. | |
«Кто что делает?» | Упражнять в умениях называть действия, развивать глагольный словарь. | ||
«Мамины помощники» | Упражнять в назывании действий; расширение глагольного словаря. | ||
«Где мы были не скажем, а что делали – покажем» | Упражнять в выполнении действий, в отгадывании действия по показу. Развивать глагольный словарь. | ||
5 неделя «Новогодний праздник» | «Новогодние игрушки» | Упражнять в назывании новогодних игрушек, умении обобщать понятия по общим признакам. | |
«Скажи ласково» | Закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции. | ||
«Новогоднее желание» | Упражнять в умении называть свое желание. Развивать воображение, логическое мышление. | ||
«Что лишнее» | Закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению. | ||
Январь | |||
1 неделя | Каникулы | ||
2 неделя | Диагностика | ||
3 неделя «Зимующие птицы» | «Назови птиц» | Упражнять различении и в назывании зимующих птиц по внешнему виду. Развивать словарь. | |
«Лови да бросай – птиц называй» | Расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия. | ||
«Части тела» | Упражнять в умении находить части тела птицы и называть их, активизировать словарь. | ||
«Назови лишнее» | Закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению. | ||
4 неделя «Зимний лес. Дикие животные зимой» | «Животные и их детеныши» | Закрепление в речи названия детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти. | |
«Чья голова?» | Расширение словаря детей за счет употребления притяжательных прилагательных. | ||
«Кто как передвигается?» | Обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, ловкости. | ||
«Подскажи словечко» | Развитие мышления, быстроты реакции. | ||
Февраль | |||
1 неделя «Почта. Связь. Профессии» | «Кто работает на почте?» | Упражнять в умении называть профессию – почтальон и называть его действия. Развивать глагольный словарь. | |
«Что в сумке?» | Упражнять в умении называть предметы для работы. Активизировать словарь. | ||
«Профессии» | Упражнять в подборе атрибутов для профессий, развивать мышление. | ||
«Угадай, чего не стало?» | Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления. | ||
2 неделя «Транспорт. Профессии. Основы безопасности» | «Дорожные знаки» | Упражнять в назывании знаков и их назначении. Развивать активный словарь. | |
«Транспорт» | Упражнять в назывании транспортных средств; обобщать понятия по способам их передвижения; | ||
«Профессии» | Упражнять в назывании профессий на транспорте. Активизировать словарь существительных. | ||
«Собери транспорт» | Упражнять в умении составлять целое изображение их нескольких частей. Развивать мышление. | ||
3 неделя «Комнатные цветы. Уголок природы» | «Назови цветок» | Упражнять в назывании комнатных растений по их внешнему виду. Активизировать словарь. | |
«Части растения» | Упражнять в назывании частей растения. Активизировать словарь | ||
«Собери цветок» | Упражнять в умении составлять целое изображение их нескольких частей. Развивать наглядно-образное мышление. | ||
«Угадай, чего не стало?» | Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления. | ||
4 неделя «Наша армия» | «Кто что делает?» | Расширение глагольного словаря. | |
«Угадай, кто это?» | Развитие навыков звукового анализа. | ||
«Кто лишний?» | Развитие зрительного восприятия, внимания, мышления, связной речи | ||
«Разноцветная эскадрилья» | Совершенствование грамматического строя речи. | ||
1 неделя «Весна. Приметы. Времена года» | Март | ||
«Весна» | Упражнять в назывании признаков весны Развивать словарь прилагательных. | ||
«Бывает – не бывает?» | Расширение и закрепление активного словаря ребенка, развитие логического мышления. | ||
«Что за чем?» | Закрепление временных понятий в активном словаре ребенка, развитие мышление | ||
«Собери картинку» | Упражнять в умении составлять целое изображение их нескольких частей. Развивать мышление. | ||
2 неделя «Праздник 8 Марта. Первоцветы» | «Назови цветы» | Упражнять в назывании цветов-первоцветов по их характерным признакам. | |
«Мамина работа» | Упражнять в назывании действий мамы на работе и по дому. Развивать глагольный словарь. | ||
«Мамины помощники» | Упражнять в выполнении поручения по словесной инструкции и назывании действий. Активизировать глагольный словарь. | ||
«Расскажи по картинке» | Упражнять в составлении предложений по картинке, развивать связную речь. | ||
3 неделя Профессии. Инструменты» | «Инструменты» | Упражнять в назывании инструментов и их действий. Развивать глагольный словарь. | |
«Профессии» | Упражнять в назывании профессий и предметов, необходимых для работы. Развивать словарь. | ||
«Что делать?» | Упражнять в назывании действий и их показе. Активизировать глагольный словарь. | ||
«Угадай, чего не стало?» | Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления. | ||
4 неделя «Наша пища. Фрукты и овощи» | «Мяч бросай, продукты называй» | Развитие активного словаря, внимания, слухового восприятия. | |
«Сварим суп» | Активизировать словарь за счет существительных. | ||
«Что лишнее?» | Развитие зрительного восприятия, внимания, мышления, связной речи. | ||
«Чего не стало?» | Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления. | ||
5 неделя «Откуда хлеб пришел» | «Кого чем угостим?» | Совершенствование грамматического строя речи. | |
«Чего не купишь в булочной?» «Какая каша» | Развитие речевого слуха, совершенствование грамматического строя речи. | ||
Совершенствование грамматического строя речи. | |||
«В гостях у Федоры» | Развитие зрительного восприятия, внимания, совершенствование грамматического строя речи. | ||
Апрель | |||
1 неделя «Посуда» | «Назови одним словом» | Учить называть обобщающее слово-существительное. | |
«Назови части» | Упражнять в назывании частей посуды. Активизировать словарь. | ||
«Скажи ласково» | Закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции. | ||
«Что делают?» | Упражнять в назывании посуды и ее назначении. Активизировать глагольный словарь. | ||
2 неделя «Мой дом. Части дома. Квартира» | «Части дома» | Упражнять в назывании частей дома. Активизировать словарь. | |
«Квартира» | Упражнять в назывании помещений квартиры. Развивать словарь. | ||
3 неделя «Домашние животные и их детеныши. Домашние птицы» | «Кто как разговаривает?» | Расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции. | |
«Какие действия совершают животные?» | Активизация глагольного словаря детей, закрепление знаний о животных, развитие воображения, ловкости. | ||
«Чей домик?» | Закрепление знаний детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в». | ||
«Скажи ласково» | Закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции. | ||
4 неделя «Наша страна. Мой край родной» | «Наша страна» | Расширять знания о родине. Учить называть страну и столицу – Москва. Расширять знания об окружающей действительности. | |
«Мой край» | Расширять знания о родном крае. Учить называть область, округ, родной город, домашний адрес. | ||
«Мой город» | Учить называть достопримечательности города. Активизировать словарь. | ||
«Узнай здание» | Упражнять в умении узнавать и называть здания города по внешнему виду. Развивать словарь. | ||
1 неделя | Май | ||
Диагностика | |||
2 неделя «Человек» | «Части тела» | Упражнять в назывании частей тела. Активизировать словарь существительных. | |
«Значение органов» | Учить понимать значение органов для организма. Развивать мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи. | ||
«Для чего нужно» | «Упражнять в назывании частей тела и их назначение. Развивать словарь. | ||
«Где находятся?» | Упражнять в умении ориентироваться на своем теле. Активизировать словарь за счет предлогов. | ||
3 неделя «Насекомые. Перелетные птицы» | «Насекомые» | «Упражнять в умении называть насекомых. Активизировать словарь. | |
«Назови части» | Упражнять в умении называть части тала насекомого. Развивать словарь существительных. | ||
«Собери птицу» | Упражнять в умении составлять целое изображение их нескольких частей. Развивать наглядно-образное мышление. | ||
4 неделя «Лето. Цветы» | «Лето» | Упражнять в назывании признаков лета. Развивать словарь прилагательных. | |
«Что происходит в природе?» | Закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении. | ||
«Угадай, чего не стало?» | Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления. |
Результаты мониторинга образовательной области «Речевое развитие» в старшей группы на конец года
Уровень развития речи | Начало года | Конец года |
Критический, % | 72 | 4 |
Норма, % | 28 | 72 |
Оптимальный, % | 0 | 24 |
Результаты мониторинга образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группы на начало года
Уровень развития речи | Начало года |
Критический, % | 4 |
Норма, % | 72 |
Оптимальный, % | 24 |
Перспективное планирование дидактических игр для детей подготовительной группы.
Тема недели | Дидактические игры | Задачи |
Сентябрь | ||
1 неделя | Диагностика | |
2 неделя | Диагностика | |
3 неделя «Детский сад. Группа. Профессии работников детского сада» | «Разные профессии» | Закреплять умение грамматически правильно заканчивать предложение. |
«Что будет если…» | Развивать связную речь. | |
«Опиши по плану» | Закреплять умение строить монолог по плану. | |
«Сосчитай – ка» | Закрепить умение соотносить количество предметов с цифрой в пределах 10. | |
4 неделя «Игрушки» | «Назови какая» | Упражнять в образовании прилагательных. Активизировать словарь (из чего сделана игрушка) |
«Подбери действие» | Закреплять умение образовывать глаголы во множественном числе. | |
«Мой, моя, мое» | Упражнять в согласовании местоимений с личным существительным | |
«Сравни» | Закреплять умение составлять сложноподчиненное предложение с противительным союзом «а». | |
Октябрь | ||
1 неделя «Осень. Признаки осени. Времена года» | «Осенние картинки» | Упражнять детей в образовании относительных прилагательных. |
«Подбери действие» | Расширение объема глагольного словаря, развитие слуховой памяти. | |
«Я начну, а ты закончи» | Активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления | |
«Назови ласково» | Закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции. | |
2 неделя «Овощи» | «Слова приятели» | Упражнять в подборе слово синонимов. |
«Доскажи словечко» | Расширять словарный запас, развивать наблюдательность и сосредоточенность. Закрепление умения детей подбирать слово – рифму. | |
«Сосчитай - ка» | Закрепить умение соотносить количество предметов с цифрой в пределах 10. | |
«Мяч бросай да овощи называй» | Расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия. | |
3 неделя «Фрукты» | «Подбери признаки: какой, какое, какая» | Упражнять в назывании овощей и фруктов, употребляя притяжательные прилагательные мужского, женского и среднего рода; обобщать понятия по общему признаку. |
«Угадай, про какой фрукт я говорю» | Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления. | |
«Скажи на оборот» | Упражнять в подборе прилагательных с противоположным значением. | |
«Опиши фрукт, не называя его. Пусть другие угадают» | Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления. | |
4 неделя «Сад. Огород» | «Что купили?» | Упражнять в согласовании числительных и существительных, давать полный ответ. |
«Откуда это?» | Упражнять в правильном построении фразы. | |
«Подбери нужное слово» | Закрепление умения детей подбирать слова по смыслу, выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению. | |
«Смешиваем сок» | Упражнять в образовании сложных прилагательных. | |
Ноябрь | ||
1 неделя «Лес. Грибы. Ягоды. Деревья.» | «Есть - Нет» | Упражнять детей в использовании имен существительных в родительном падеже. |
«Что растет в лесу?» | Упражнять в назывании ягод и грибов. Развивать память, мышление. | |
«Как назвать лес» | Упражнять в образовании прилагательных от существительных. Развивать мышление. | |
«Чьи плоды и семена» | Развивать память, мышление. Активизировать словарь. | |
2 неделя «Домашние животные и их детеныши» | «Кто что делает?» | |
«У кого, что?» | Упражнять в употреблении существительных в родительном падеже единственном числе. | |
«Чей хвост? Чье туловище?» | Упражнять в употреблении притяжательных прилагательных. | |
«Скажи, одним словом» | Упражнять в образовании сложных слов. | |
3 неделя «Откуда хлеб к нам пришел» | «Кого чем угостишь» | Совершенствование грамматического строя речи. |
«Что не купишь в булочной» | Развитие речевого слуха, совершенствование грамматического строя речи. | |
«Кто, что делает?» | Активизировать глагольный словарь. | |
«Сосчитай – ка» | Упражнять в правильном образовании числительных. | |
4 неделя «Одежда. Головные уборы» | «Наоборот» | Закреплять умение подбирать противоположные по значению слова. |
«Посчитай парами» | Упражнять в правильном образовании имен существительных в родительном падеже. | |
«Чей? Чья? Чье?» | Развивать фразовую речь. Активизировать словарь. | |
«Что у кого?» | Закреплять умение составлять сложносочиненные предложения по двум картинкам. | |
Декабрь | ||
1 неделя «Мебель» | «Подбери слово» | Упражнять в умении подбирать эпитеты к слову. |
«Великаны и гномики» | Закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции. | |
«Один – много» | Упражнять в образовании существительных множественного числа. | |
«Бывает – не бывает» | Расширение и закрепление активного словаря ребенка, развитие логического мышления. | |
2 неделя «Зима» | «Закончи предложение» | Развивать связную речь. Учить подбирать глаголы, обозначающие окончание действий. |
«Сколько их» | Закрепить умение соотносить количество предметов с цифрой в пределах 10. | |
«А что вчера» | Упражнять в образовании прилагательных от существительных. Развивать мышление. | |
«Слова приятели» | Активизировать словарь синонимов. | |
3 неделя «Семья» | «Подбери действие» | Развивать связную речь. Учить подбирать глаголы. |
«Наоборот» | Упражнять в умении подбирать антонимы к словам. | |
«Назови ласково» | Закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции. | |
«Сравни кто старше, кто младше» | Закреплять умение составлять сложноподчиненное предложение с противительным союзом «а». | |
4 неделя «Новый год» | «Опиши новогоднюю игрушку» | Упражнять в умении описывать предмет, называя характерные признаки. |
«Пожелания» | Развивать связную речь. Грамматически правильно строить предложение. | |
Один – много» | Закрепить умение соотносить количество предметов с цифрой в пределах 10. | |
«Слова приятели» | Упражнять в образовании родственных слов. | |
Январь | ||
1 неделя | Каникулы | |
2 неделя «Зимующие птицы» | Каких птиц много на деревьях?» | Упражнять в образовании существительных множественного числа. |
«Лови – бросай, птицу называй» | Расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия. | |
«Доскажи словечко» | Упражнять в образовании приставочных глаголов. | |
«Кто как голос подает» | Развивать связную речь. Активизировать словарь. | |
3 неделя «Зимний лес. Дикие животные зимой» | «Кто кем был?» | Активизировать словарь. Развивать логическое мышление. Закреплять умение образовывать существительные в творительном падеже. |
«Чья семья?» | Закрепление усвоения притяжательных прилагательных. | |
«Считай - ка» | Закрепить умение соотносить количество предметов с цифрой в пределах 10. | |
«Кому, что дадим?» | Упражнять в образовании существительных дательного падежа. | |
4 неделя «Комнатные цветы» | «Догадайся, о чем расскажу» | Упражнять в назывании комнатных растений по их внешнему виду. Активизировать словарь. |
«Четвертый лишний» | Закреплять умение классифицировать предметы. | |
«Посади цветок» | Упражнять подбирать к предмету действие. Активизировать словарь. | |
«Мой, моя, моё» | Формировать умение согласовывать местоимения с существительными. | |
Февраль | ||
1 неделя «ПДД» | «Опиши транспорт» | Развивать связную речь, упражнять в согласовании слов в предложении. |
«Играй, да смекай!» | Активизировать словарь. | |
«Подумай – отгадай» | Активизировать словарь. | |
«Веселый жезл» | Формировать умение вести диалог. | |
2 неделя «Транспорт» | «Подбери действие» | Развивать связную речь. Закреплять умение к существительному подбирать глагол. |
«Назови что это?» | Развивать связную речь. Закреплять умение к действию (глаголу) подбирать предмет (существительное) | |
«Скажи, одним словом» | Упражнять в образовании сложных слов. | |
«Закончи правильно предложение» | Развивать связную речь. Активизировать словарь. | |
3 неделя «Наша Армия» | «Угадай, кто что делает?» | Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением. |
«Найди звук» | Совершенствовать умение различать на слух и в произношении звуки. | |
«Сочиняем рассказ» | Развивать связную речь. | |
«Один – много» | Закреплять умение правильно образовывать числительные. | |
4 неделя. «Профессии» | «Закончи предложение» | Продолжать упражнять в согласовании слов в предложении. |
«Четвертый лишний» | Побуждать интересоваться смыслом слов. Формировать словарь. | |
«Подбери действие» | Совершенствовать умение образовывать глаголы с приставками. | |
«Слова приятели» | Совершенствовать умение образовывать родственные слова. | |
Март | ||
1 неделя «Весна. Приметы. Времена года» | «Что делает? Что делают?» | Упражнять в образовании глаголов единственного и множественного числа. |
«Подбери предметы к признакам» | Закреплять умение подбирать существительное к прилагательному. Активизировать словарь. | |
«Слова приятели» | Упражнять в образовании родственных слов. | |
«Составь предложение со словами «потому, что»» | Развивать связную речь. | |
2 неделя «Праздник 8 Марта. Первоцветы» | «Скажи, одним словом» | Упражнять в образовании сложных слов. |
«Закончи правильно предложение» | Развивать связную речь. Активизировать словарь. | |
«Мамины помощники» | Упражнять в выполнении поручения по словесной инструкции и назывании действий. Активизировать глагольный словарь. | |
«Расскажи по картинке» | Упражнять в составлении предложений по картинке, развивать связную речь | |
3 неделя «Наша страна. Мой родной край» | «Города» | Расширять знания о родине. Учить называть столицу – Москва и города России. Расширять знания об окружающей действительности. Активизировать словарь. |
«Мой город» - продолжи предложение | Учить называть достопримечательности города. Активизировать словарь. | |
«Достопримечательности» «Опиши, мы угадаем» | Закреплять в умении описывать предмет, называя его характерные признаки. Развивать связную речь. | |
«Подбери слово» | Подобрать наибольшее количество подходящих по смыслу слов с учётом назначения предметов. | |
4 неделя «Человек» | «Много – один» | Упражнять в образовании единственного числа существительных |
«Назови ласково» | Закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции. | |
«Опиши, мы угадаем» | Закреплять в умении описывать предмет, называя его характерные признаки. Развивать связную речь. | |
«Подбери признаки: какой, какое, какая» | Упражнять в назывании овощей и фруктов, употребляя притяжательные прилагательные мужского, женского и среднего рода; обобщать понятия по общему признаку. | |
5 неделя «Продукты питания» | «Что наливают в…» | Развивать память, мышление. Активизировать словарь. |
«Какие бывают продукты» | Упражнять в образовании прилагательных. Развивать мышление. | |
«Подбери признак: какой, какое, какая» | Упражнять в употреблении притяжательных прилагательных мужского, женского и среднего рода; обобщать понятия по общему признаку. | |
«Сравни продукты» | Закреплять умение составлять сложноподчиненное предложение с противительным союзом «а». | |
Апрель | ||
1 неделя «Посуда» | «Наведи порядок» | Закреплять умение классифицировать предметы. Активизировать словарь. |
«Я накрываю стол» | Развивать связную речь. Умение отвечать распространенным предложением. | |
«Часть и целое» | Развивать связную речь. Активизировать словарь. | |
«Что из чего» | Активизировать произношение прилагательных, согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе. | |
2 неделя «Зоопарк» | «Подбери слово» | Подобрать наибольшее количество подходящих по смыслу слов с учётом назначения предметов. |
«Назови действие» | Учить подбирать глаголы, обозначающие действия, развивать память, внимание. | |
«Назови детеныша» | Учить детей образовывать слова, обозначающие названия детенышей, с помощью суффиксов -онок, -енок, -ат, -ят. | |
«Путаница» | Развитие быстроты мышления, активизация словарного запаса. | |
3 неделя «Птицы» | «Что умеют птицы» | Активизировать словарь. |
«Что сначала, что потом» | Закреплять умение составлять сложноподчиненное предложение с противительным союзом «а». | |
«Один – много» | Упражнять в образовании множественного числа существительных | |
«Назови ласково» | Закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции. | |
4 неделя «Инструменты» | «Четвертый лишний» | Закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению. |
«Кому, что нужно для работы» | Активизировать словарь. | |
«Скажи наоборот» | Упражнять в употреблении антонимов. | |
«Расскажи, что это, а мы отгадаем» | Закреплять умение описывать предмет, его характерные признаки не называя его. | |
Май | ||
1 неделя «Рыбы» | «Подбери слово» (какой, какая?) | Упражнять в умении подбирать эпитеты к слову. |
«Кто где живёт? Какие они?» | Развивать связную речь. Активизировать словарь. | |
«Чей хвост, чья голова» | Формировать умение грамматически правильного употребления предлогов, расширение словарного запаса у дошкольников. | |
«Четвертый лишний» | Закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению. | |
2 неделя «Перелетные птицы» | «Подбирай и называй» | Активизировать словарь прилагательных. |
«Кто где живет?» | Развивать связную речь. Активизировать словарь. | |
«Предлоги» | Закреплять умение правильно употреблять предлоги (в, на, по, к, над, из). | |
«Скажи, одним словом» | Закрепление умения образовывать сложные слова. | |
3 неделя «Насекомые» | «Кто как подает голос» | Закреплять умение подбирать к предмету действие. |
«Кто как передвигается» | Закреплять умение составлять сложные предложения со значением противопоставления. | |
«Насекомые – великаны» | Закреплять умение употреблять слова с увеличительными оттенками. | |
«Чей?» | Упражнять в образовании прилагательных. Активизировать словарь. | |
4 неделя «Лето. Цветы» | «Скажи какой?» | Закреплять умение образовывать причастие от глаголов. Активизировать словарь. |
«Не ошибись» | Расширять и обогащать словарный запас. Упражнять в согласовании числительных с именами существительными. | |
«Подбери действие» | Закреплять умение подбирать к предмету действие. | |
«Продолжи предложение» | Закреплять умение составлять сложноподчиненное предложение с противительным союзом «а». |
Результаты мониторинга образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группы на конец года
Уровень развития речи | Начало года | Конец года |
Критический, % | 4 | 0 |
Норма, % | 72 | 64 |
Оптимальный, % | 24 | 36 |
Результаты мониторинга образовательной области «Речевое развитие» во 2 младшей группы на начало года
Уровень развития речи | Начало года |
Критический, % | 69 |
Норма, % | 31 |
Оптимальный, % | 0 |
Перспективное планирование дидактических игр для детей во второй младшей группе.
Месяц | Дидактическая игра | Задачи | |
Сентябрь | |||
1 неделя | Диагностика | ||
2 неделя | «Чудесный мешочек» | Ориентироваться на род имени существительного при определении предмета по его признакам. Работа над звуком [а] | |
3 неделя | «Разноцветный сундучок» | Учим ориентироваться на окончание при согласовании слов в роде. Работа над звуком [у] | |
4 неделя | «Теремок» | Ориентироваться на окончание глагола в прошедшем времени при согласовании его с существительным. Работа над звуком [и] | |
Октябрь | |||
1 неделя | «Чего не стало?» | Упражняться в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных. Работа над звуком [а, у, и] | |
«Поезд» | Закреплять умение соотносить слово с действием, которое оно обозначает. Работа над звуком [а, у, и] | ||
2 неделя | «Поезд» | Закреплять умение соотносить слово с действием, которое оно обозначает. Работа над звуком [о] | |
«Лото» | Упражняться в образовании форм множественного числа существительных (в именительном и родительном падежах). Работа над звуком [о] | ||
3 неделя | «Прятки» | Правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, под, перед). Работа над звуком [э] | |
«Качели» | Соотносить слова стихотворения с собственными движениями. Работа над звуком [э] | ||
4 неделя | «Потерялись» | Соотносить название животного с названием детеныша. Работа над звуком [ы] | |
«Качели» | Соотносить слова стихотворения с собственными движениями. Работа над звуком [ы] | ||
Ноябрь | |||
1 неделя | «Чей голос?» | Различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша. Работа над звуком [о, э,ы] | |
«Ежик и мыши» | Использовать формы повелительного наклонения глаголов. Работа над звуком [о, э, ы] | ||
2 неделя | «Что за предмет?» по типу «Чудесный мешочек» | Называть предмет. Ориентироваться на род имени существительного при определении предмета по его признакам. Работа над звуком [м, м’] | |
«Ежик и мыши» | Использовать формы повелительного наклонения глаголов. Работа над звуком [м, м’] | ||
3 неделя | «Скажи какой» | Выделять признаки предметов. Работа над звуком [п, п’] | |
«Дружные ребята» | Соотносить названия взрослых животных с названиями их детенышей, активизировать в речи названия детенышей животных. Работа над звуком [п, п’] | ||
4 неделя | «У кого кто?» | Составлять описание игрушки вместе со взрослым или другим ребенком. Работа над звуком [б, б’] | |
«Дружные ребята» | Соотносить названия взрослых животных с названиями их детенышей, активизировать в речи названия детенышей животных. Работа над звуком [б, б’] | ||
Декабрь | |||
1 неделя | «Объясни Буратино» | Строить высказывание из двух предложений, связанных между собой по смыслу. Работа над звуком [м, м’ п, п’ б, б’] | |
«Лохматый пес» | Соотносить действие со словом, закреплять способы приставочного образования глаголов. Работа над звуком [м, м’ п, п’ б, б’] | ||
2 неделя | «Добавь слово» | Находить нужное по смыслу слово (глагол). Работа над звуком [т, т’] | |
«Лохматый пес» | Соотносить действие со словом, закреплять способы приставочного образования глаголов. Работа над звуком [т, т’] | ||
3 неделя | «Вечер загадок» | Определять объект по его функциональным и внешним признакам. Работа над звуком [д, д’] | |
«Мороз» | Закрепить различные способы образования глаголов. Работа над звуком [д, д’] | ||
4 неделя | «Разложи картинки» | Развивать внимание, умение выделять признаки предмета. Работа над звуком [н, н’] | |
«Мороз» | Закрепить различные способы образования глаголов. Работа над звуком [н, н’] | ||
Январь | |||
1 неделя | «Встань в круг» | Составлять коллективное описание игрушки. Работа над звуком [т, т’ д, д’ н, н’] | |
«Летели кукушки» | Использовать глаголы в связной речи. Работа над звуком [т, т’ д, д’ н, н’] | ||
2 неделя | «Летели кукушки» | Использовать глаголы в связной речи. Работа над звуком [к, к’] | |
«Как живете? Что жуете?» | Образовывать глагольные формы второго лица, множественного числа. Работа над звуком [к, к’] | ||
3 неделя | «Гуси» | Использовать в речи однокоренные слова. Работа над звуком [г, г’] | |
«Хохлатка» | Упражнять детей в выразительном чтении стихотворения. Работа над звуком [г, г’] | ||
4 неделя | «Подскажи словечко» | Ориентируясь на окончания глаголов, подбирать слова в рифму. Работа над звуком [х, х’] | |
«Хохлатка» | Упражнять детей в выразительном чтении стихотворения. Работа над звуком [х, х’] | ||
Февраль | |||
1 неделя | «С Мишкой» | Учить использовать глаголы в повелит. наклонении. Работа над звуком [к, к’ г, г’ х, х’] | |
«Юла» | Соотносить собственные движения с ритмом стихотворения. Работа над звуком [к, к’ г, г’ х, х’] | ||
2 неделя | «На горке» | Учить использовать в речи глаголы съезжать в повелит. наклонении съезжай. Работа над звуком [й, я, е, ё, ю] | |
«Юла» | Соотносить собственные движения с ритмом стихотворения . Работа над звуком [й, я, е, ё, ю] | ||
3 неделя | «Кто кого обогнал?» | Практическое употребление существительных в винитительном падеже. Работа над звуком [ф, ф`] | |
«У дядюшки Якова» | Соотносить глагол с действием, которое он обозначает. Работа над звуком [ф, ф`] | ||
4 неделя | «Где Петрушка?» | Употребление существительных в косвенных падежах с предлогами. Работа над звуком [в, в`] | |
«У дядюшки Якова» | Соотносить глагол с действием, которое он обозначает. Работа над звуком [в, в`] | ||
Март | |||
1 неделя | «Ласковые имена» | Практическое усвоение словообразования при помощи суффиксов уменьшительно- ласкательного значения. Работа над звуком [ф, ф`, в, в`] | |
«Птицы и автомобиль» | Развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения. Работа над звуком [ф, ф`, в, в`] | ||
2 неделя | «Вот какая мама» | Различать глаголы одеть и надеть. Работа над звуком [с] | |
«Птицы и автомобиль» | Развивать у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами стихотворения. Работа над звуком [с] | ||
3 неделя | «Посидим в тишине» | Обогащать лексику. Работа над звуком [с] | |
«Солнечные зайчики» | Упражнять детей в чтении стихотворения в сочетании с движениями. Работа над звуком [с] | ||
4 неделя | «Скажи что делает и что будет делать» | Обозначать словом совершаемые и предполагаемые действия. Работа над звуком [с, с`] | |
«Солнечные зайчики | Упражнять детей в чтении стихотворения в сочетании с движениями. Работа над звуком [с, с`] | ||
Апрель | |||
1 неделя | «Теремок» | Употребление существительных единственного и множественного числа. Работа над звуком [с, с`] | |
«Зайка беленький сидит» | Учить детей внимательно слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом. Работа над звуком [с, с`]. | ||
2 неделя | «Лото» | Упражняться в образовании форм множественного числа существительных (в именительном и родительном падежах). Работа над звуком [з, с, ц] | |
«Зайка беленький сидит» | Учить детей внимательно слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом. Работа над звуком [з, с, ц] | ||
3 неделя | «Чего не стало» | Упражняться в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных. Работа над звуком [з, з`] | |
«Коза рогатая» | Учить детей согласовывать слова стихотворения с действиями. Работа над звуком [з, з`] | ||
4 неделя | «Закончи предложение» | Подбирать глаголы, обозначающие окончания действий. Работа над звуком [з, з`] | |
«Коза рогатая» | Учить детей согласовывать слова стихотворения с действиями. Работа над звуком [з, з`] | ||
Май | |||
1 неделя | «Путешествие Буратино» | Ориентироваться в значениях глаголов. Работа над звуком [з, с, ц] | |
«Сова» | Приучать детей слушать стихотворение, понимать его смысл. Работа над звуком [з, с, ц] | ||
2 неделя | «Сережа и гвозди» | Подбирать рифму, ориентируясь на окончания глаголов . Работа над звуком [з, с, ц] | |
«Сова» | Приучать детей слушать стихотворение, понимать его смысл. | ||
3 неделя | «Пылесос» | Соотносить предмет с его функциями. Работа над звуком [з, с, ц] | |
«Заинька» | Учить детей согласовывать слова стихотворения с действиями. Работа над звуком [з, с, ц] | ||
4 неделя | «Вот когда я взрослым стану» | Развивать чувство юмора, речь. Работа над звуком [з, с, ц] | |
«Заинька» | Учить детей согласовывать слова стихотворения с действиями. Работа над звуком [з, с, ц] |
Результаты мониторинга образовательной области «Речевое развитие» во 2 младшей группе на конец года
Уровень развития речи | Начало года | Конец года |
Критический, % | 69 | 43 |
Норма, % | 31 | 35 |
Оптимальный, % | 0 | 22 |
Результаты мониторинга образовательной области «Речевое развитие» в средней группе на начало года
Уровень развития речи | Начало года |
Критический, % | 26 |
Норма, % | 48 |
Оптимальный, % | 26 |
Перспективное планирование дидактических игр для детей в средней группе
Неделя | Дидактическая игра | Задачи |
Сентябрь | ||
1 неделя | Диагностика | |
2 неделя «Мой детский сад» | «Буратино – путешественник» | Ориентироваться в значении глаголов. |
«Где что лежит» | Учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком; закрепить правильное произношение определенных звуков в словах; развивать внимание. | |
3 неделя «Какие мы» | «Игра с микрофоном» | Систематизировать представления детей о частях тела, развивать речь, воспитывать умение слушать друг друга. |
«Закончи предложение» | Учить дополнять предложения словом противоположного значения; развивать память, речь. | |
4 неделя «Правила нашей жизни» | «Прятки» | Формирование морфологической стороны речи. Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа) |
«Кто больше вспомнит» | Обогащать словарь детей глаголами, обозначающими действия предметов; развивать память, речь. | |
Октябрь | ||
1 неделя «Овощи» | «Повтори как я» | Учить детей повторять слова за воспитателем, меняя темп и громкость, развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение. |
«Где что растет?» | Учить понимать происходящие в природе процессы; дать представление о назначении растений; показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова; развивать речь. | |
2 неделя «Фрукты» | «Где что лежит» | Учить давать характеристику взаиморасположения предметов, используя в речи предлоги («в», «на», «под», «за» и др.), образовывать словосочетания, правильно употребляя существительные. |
«Где что растет?» | Учить понимать происходящие в природе процессы; дать представление о назначении растений; показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова; развивать речь. | |
3 неделя «В лес за грибами и ягодами» | «Какой цветок» | Учить детей описывать предложенное растение, развить умение подбирать прилагательные, обогатить словарный запас. |
«Брать – не брать» | Дифференциация лесных и садовых ягод; увеличение словарного запаса по теме «Ягоды»; развивать слуховое внимание. | |
4 неделя «Осень» | «Назови одним словом» | Закрепить использование в речи детей обобщающих слов: «овощи», «фрукты», «ягоды», «цветы». |
«Лето или осень» | Закрепить знание признаков осени, дифференциация их от признаков лета; развивать память, речь; воспитание ловкости. | |
Ноябрь | ||
1 неделя «Улицы моего города» | «Назови улицу» | Учить образованию новых слов (гора –горная, солнце – солнечная, вишня – вишневая) |
«Отгадай – ка» | Учить описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать предмет; развивать память, речь. | |
2 неделя «Как вести себя на улице» | «Веселый мяч» | Развивать речевое внимание детей, артикуляционный аппарат |
«Закончи предложение» | Учить дополнять предложения словом противоположного значения; развивать память, речь. | |
3 неделя «Мы идем в магазин» | «Магазин» | Учить детей находить нужную вещь по описанию, самостоятельно составлять простейшие описания |
«Какая, какое, какой» | Учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова. | |
4 неделя «Досуг в выходные» | «Почтальон принес открытку» | Учить детей образовывать формы глагола в настоящем времени (рисует, танцует, бежит, скачет, лакает, поливает, мяукает, лает, гладит, барабанит и.д.) |
«Так бывает или нет» | Учить замечать непоследовательность в суждениях, развивать логическое мышление. | |
Декабрь | ||
1 неделя «Я и моя семья» | «Ласковые слова» | Учить детей образовывать формы глагола в настоящем времени (рисует, танцует, бежит, скачет, лакает, поливает, мяукает, лает, гладит, барабанит и.д.) |
«Кто больше назовет действий» | Учить подбирать глаголы, обозначающие действия, развивать память, внимание. | |
2 неделя «Наш дом» | «Где что лежит» | Учить давать характеристику взаиморасположения предметов, используя в речи предлоги («в», «на», «под», «за» и др.), образовывать словосочетания, правильно употребляя существительные. |
«Какое что бывает» | Учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение; развивать внимание. | |
3 неделя «Зима» | «Вьюга» | Развивать силу голоса детей. |
«Игра в загадки» | Расширять запас существительных в активном словаре. | |
4 неделя «Зимние праздники» | «Повтори как я» | Учить детей повторять слова за воспитателем, меняя темп и громкость, развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение. |
«Выдели слово» | Учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание. | |
Январь | ||
1 неделя | Каникулы | |
2 неделя «Мебель» | «Прятки» | Активизировать в речи предлоги и наречия с пространственным значением ( в, на, под, между) |
«Закончи предложение» | Учить дополнять предложения словом противоположного значения, развивать внимание. | |
3 неделя «Еда и посуда» | «Найди по описанию» | Упражнять в умении составлять небольшие описательные рассказы о предметах |
«Какое что бывает» | учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение; развивать внимание. | |
4 неделя «Одежда, головные уборы и обувь» | «Одежда» | Учить детей использовать в речи обобщающие понятия, давать характеристику предметов одежды и их частей, сравнивать предметы одежды по разным параметрам (назначение, внешний вид, принадлежность). |
«Загадай, мы отгадаем» | Закрепить знания об одежде и головных уборах; умение называть их признаки, описывать и находить их по описанию, развивать внимание. | |
Февраль | ||
1 неделя «Профессии» | «Что делает?» - описание работы дворника | Развитие речи детей, обогащение словаря, обучение выбору глаголов обозначающих действия дворника |
«Кому что нужно» | Упражнять в классификации предметов, умении называть вещи, необходимые людям определенной профессии; развивать внимание | |
2 неделя «Творческие профессии» | «Повтори как я» | Учить детей повторять слова за воспитателем, меняя темп и громкость, развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение. |
«Выдели слово» | Учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание. | |
3 неделя «Папин праздник» | «Кто что делает» | Активизировать в речи детей глаголы – действия. |
«Придумай другое слово» | Расширять словарный запас; развивать внимание. | |
4 неделя «Мамин праздник» | «Кто что делает» | Активизировать в речи детей глаголы – действия. |
«Подбери похожие слова» | Учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко; развивать память внимание. | |
Март | ||
1 неделя «Дикие звери в зоопарке» | «Кто у кого» | Закреплять у детей правильное употребление в речи названий детенышей животных во множественном числе родительного падежа |
«Что умеют делать звери?» | Учить создавать самые разнообразные словесные сочетания; расширять в сознании смысловое содержание слова; развивать память. | |
2 неделя «Домашние животные» | «Как «говорит»?» | Учить детей регулировать силу и громкость голоса, четко проговаривать отдельные звуки, стараться как можно точнее подражать голосу заданного животного. |
«Найди ошибку» | Учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание. | |
3 неделя «Птицы» | «Птица с птенцами» | Учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки |
«Кто летает» | Закрепить знания о птицах, развивать внимание, память. | |
4 неделя «Рыбы, морские и речные обитатели» | «В реке водились» | Учить правильно употреблять существительные множественного числа в винительном, родительном падежах, закрепить знание рыб |
«Какая, какое, какой» | Учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова. | |
Апрель | ||
1 неделя «Весеннее пробуждение природы» | «Назови ласково» | Учить образовывать слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами |
«Какое время года» | Учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления. | |
2 неделя «Насекомые» | «Комары и жуки» | Учить детей диффернцировать звуки [з] и [ж]. |
«Что за насекомое» | уточнять и расширять представления о жизни насекомых осенью, учить описывать насекомых по характерным признакам, воспитывать заботливое отношение ко всему живому, развивать внимание. | |
3 неделя «Сажаем растения» | Повтори как я» | Учить детей повторять слова за воспитателем, меняя темп и громкость, развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение. |
«Отгадай, что за растение» | Учить описывать предмет и узнать его по описанию, развивать память, внимание. | |
4 неделя «Откуда хлеб пришел» | «Назови ласково» | Учить образовывать слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами |
«Игра в загадки» | Расширять запас существительных в активном словаре. | |
Май | ||
1 неделя «Транспорт» | «Чего не стало» | Учить употреблять существительные в родительном падеже единственного числа, развивать зрительную память. |
«Третий лишний» | закрепить знания детей о многообразии транспорта, развивать память, быстроту реакции. | |
2 неделя «Мой календарь» | «Что сначала, что потом» | Учить располагать картинки в порядке развития сюжета, составлять небольшие рассказы по картинкам, развивать речь |
«Какое, что бывает» | Учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение; развивать внимание. | |
3 неделя «Времена года» | «Скажи по другому» | Учить подбирать слова сходные по значению (жаркий – теплый, морозный – холодный) |
«Весна или лето» | Закрепить знание признаков весны, дифференциация их от признаков лета; развивать память, речь; воспитание ловкости. | |
4 неделя «Что мы знаем и умеем» | «Закончи фразу» | Учить подбирать слова подходящие по смыслу |
«Не ошибись» | Закрепить знания детей о разных видах спорта, развивать находчивость, сообразительность, внимание; воспитывать желание заниматься спортом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2-3 лет»
План по самообразованию...
Перспективный план работы по самообразованию на 2013-2914г. Воспитателя:Симоновой А.В. Тема: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 3 лет».
Перспективный план работы по самообразованию на 2013-2914г. Воспитат...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
План работы по самообразованию воспитателя по теме: «Использование в работе блоков Дьениша с детьми подготовительной к школе группы»
материал будет полезен для воспитателей подготовительной к школе группы коррекционных груп воспитания и обучения...
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
План по самообразованию План работы по самообразованию Тема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
План по самообразованию План работы по самообразованиюТема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»...