РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ .
статья на тему
Представлен опыт работы ГБОУ прогимназии № 698 «Пансион» в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Определены и описаны особенности эмоционального развития дошкольников.
Ключевые слова: эмоциональная сфера, образовательный процесс, творческое развитие личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_emots_razv.docx | 27.12 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В РАМКАХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ГБОУ ПРОГИМНАЗИЯ
№ 698 «ПАНСИОН»
Аннотация. Представлен опыт работы ГБОУ прогимназии № 698 «Пансион» в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Определены и описаны особенности эмоционального развития дошкольников.
Ключевые слова: эмоциональная сфера, образовательный процесс, творческое развитие личности.
Гуманистическая психология рассматривает человека как существо социальное. Человек не может полноценно развиваться вне социума. Социальные отношения в обществе невозможны без взаимодействия, взаимообщения. Человеку присущи эмоции, и в общении проявление эмоций одного сталкивается с проявлением эмоций другого. Возникает проблема совместимости и соотношения этих эмоциональных реакций.
П. Саловей, Дж. Мейер и Д. Големан определяют понятие эмоционального интеллекта как способность осознавать смысл эмоций и использовать эти знания, чтобы выяснять причины возникновения проблем и решать эти проблемы.
В российской психологии и педагогике этот феномен изучался Л.С. Выготским, В.В. Давыдовым, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, ими было выдвинуто положение единства аффекта и интеллекта.
Дж. Мэйером, П. Сэловейем и Д. Карузо представляют «эмоциональный интеллект» как конструкт, состоящий из способностей:
- к идентификации и выражению эмоций;
- регуляции эмоций;
- использованию эмоциональной информации в мышлении и деятельности.
Необходимость развития эмоционального интеллекта возникает уже в дошкольном возрасте, который является этапом интенсивного психического развития. Именно в этот период происходят прогрессивные изменения во всех сферах личности, начиная от совершенствования психофизиологических функций и заканчивая возникновением сложных личностных новообразований. Эмоциональный интеллект в проекции на ребенка-дошкольника – это готовность ориентироваться на другого человека, учитывать его эмоциональное состояние и на основе этих знаний регулировать отношения, находить пути решения возникающих проблем.
Эмоции оказывают большое влияние на психические процессы, воздействуют на все компоненты познания.
Влияние эмоций сказывается на восприятии: для радостного человека все вокруг приятно. Раздраженный человек замечает в предмете своего гнева лишь то, что усиливает его раздражение.
Хорошее настроение улучшает запоминание. Благодаря эмоциональной памяти прочно помнятся пережитые ранее события. Люди, наделенные развитой эмоциональной памятью, могут живо представить и сами чувства, когда-то владевшие ими. Эмоции связаны и с забыванием. Человек забывает то, что эмоционально нейтрально и не имеет для него большого значения.
Существуют определенные закономерности связи эмоциональных состояний с качеством мышления: счастье имеет тенденцию способствовать выполнению познавательной задачи, тогда как несчастье тормозит ее выполнение. Положительные эмоции увеличивают мотивацию, а отрицательные ее отнимают («Когда я злюсь, мне не нравится рисовать»).
С эмоциями тесно связаны волевые процессы. Настроение отражается на всех этапах волевого акта: на осознании мотива, принятии решения и развертывании процесса достижения цели, завершающегося выполнением принимаемого решения. Так, эмоциональная привлекательность цели умножает силы ребенка, облегчает выполнение решения. Способность к волевому усилию снижена у людей, находящихся в угнетенном состоянии. Равнодушный, с тусклыми эмоциями человек также не может быть волевым.
Можно выделить следующие особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте:
- ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;
- изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируются эмоциональные предвосхищения;
- чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными;
- формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические.
Для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций. Поэтому при воспитании эмоций у детей важно не просто научить их стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных эмоций, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчестве, так как невозможно представить себе какую-то деятельность без неудач, без ошибок и срывов.
Разбалансировка чувств способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводимых к отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению у него социальных контактов.
Эмоциональное развитие является одним из магистральных направлений развития личности ребенка. Известно, что детские эмоции характеризуются импульсивностью и лишь со временем перерастают в более устойчивые привязанности, симпатии и антипатии, на основе которых с годами складываются такие чувства, как любовь и ненависть.
Умение любить и быть любимым – основа всех человеческих взаимоотношений: это и любовь к матери, а в дальнейшем и к своим детям; это любовь к другу, к животным, к природе, к людям, к Родине и т.д. Именно поэтому эмоциональное развитие ребенка является важнейшей основой нравственного воспитания.
Маленький ребенок отличается своей непосредственностью, искренностью, отзывчивостью, ярким выражением своих эмоциональных состояний. Дети огорчаются, радуются, боятся, так что мы готовы в тот же момент быть с ними рядом, помочь им, или порадоваться вместе с ними.
Задача педагога (окружающих взрослых) – помочь ребенку в осознании своих чувств, в их проявлении, в интерпретации своих и чужих эмоций.
В нашем Учреждении в целях помощи социально-эмоционального развития дошкольников мною была разработана «Программа психологического сопровождения развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста». Программа направлена на сохранение и укрепление психического здоровья детей, обеспечение эмоционального благополучия, развитие и коррекцию эмоциональной сферы ребенка-дошкольника. Она имеет единую структуру с Основной образовательной программой дошкольного образования ОУ, разработанной в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, что обеспечивает единство подходов, доступность для понимания педагогами и родителями, возможность интеграции деятельности специалистов ОУ.
Настоящая программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности с детьми. Срок реализации программы – два года, она рассчитана на работу с детьми 4-6 лет, реализуется в группах общеразвивающей направленности. Программа может корректироваться в связи с образовательными запросами родителей; результатами апробации Программы и др.
Программа психологического сопровождения развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста имеет единую структуру с Основной образовательной программой дошкольного образования ОУ, разработанной в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Программа имеет комплексный характер решения задачи развития эмоциональной сферы дошкольников и включает в себя систему психологического сопровождения всех участников образовательного процесса.
В основе реализации Программы лежит деятельностный подход. Она реализуется в формах, специфических для детей дошкольного возраста. Образовательная деятельность носит продуктивный характер, направлена на самореализацию и самовыражение каждого ребенка.
Программа строится на личностно-развивающем и гуманистическом характере взаимодействия взрослых и детей, поддержки субъектного опыта ребёнка. В основе реализации Программы лежит комплексно-тематический подход – объединение разных видов детской деятельности вокруг единой темы.
Программу отличает технологичность – предложен алгоритм развивающего взаимодействия педагога с детьми 4-6 лет в рамках тематических встреч.
Работа в данном направлении строится на интегративном подходе, предполагает разные модели взаимодействия участников образовательного процесса в рамках решения развивающих задач. Мы учитываем естественные физиологические потребности ребенка-дошкольника: в ходе деятельности дети могут свободно передвигаться по помещению, используя материалы информационноразвивающей среды.
Программа направлена на интеллектуальное, художественное, творческое развитие личности ребенка. Ведущей идеей программы является целостное развитие личности через раскрытие внутреннего потенциала ребенка с учетом его индивидуальности. Совместно с воспитателями мы наполняем игровые уголки играми, способствующими эмоциональному развитию: развитию эмоций, развитию сострадания, эмпатии. Игры подбираются с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей в целях оказания индивидуальной помощи: повышение самооценки, включение в игровую группировку «отверженных» детей, для тренинга тех или иных качеств личности. Подбираем в книжный уголок для совместного прочтения книги, затрагивающие развитие эмоционального мира ребенка, включаем в самостоятельную деятельность ребенка альбомы, направленные на эмоциональное развитие, (например, из серии «Академия развития» 1998 г «Учим детей общению», «Развиваем эмоции» и т.д. )
В каждой группе создан банк эмоциональных состояний. Это и фото детей с различными эмоциональными проявлениями, и иллюстрации сказочных персонажей, демонстрирующие разные эмоции. Каждая группа имеет «уголки ряженных», игры-перевоплощения которые способствуют как развитию эмоций, чувств детей, так и служит основой для повышения самооценки, развитию творчества. Чтобы ребенок мог отдохнуть, подумать, помечтать, побыть один – в группах мы создали «уголки уединения».
В помещениях раздевалки мы вывешиваем рекомендации для родителей, мини-лекции, чтобы в ожидании ребенка родитель мог провести время с пользой для своей семьи и ребенка.
С детьми среднего возраста я провожу встречи по обучению регулирования своего эмоционального состояния. Мы встречаемся в кабинете психолога мини группами. Продолжительность встреч 25-30 минут. В начале пути дети познают себя, через образы, через телесные ощущения. Затем я ориентирую детей на мысли, образы, эмоциональное состояние каждого из присутствующих. Далее учатся транслировать свое эмоциональное состояние, а затем и воспринимать эмоциональное состояние окружающих. Но и самое главное – изменять свое эмоциональное состояние, а затем и состояние других.
В своей работе мы используем синтез упражнений игр и танцев, также очень много речевой деятельности и пантомимики. Выполняя, упражнения на мышечное расслабление, упражнения на дыхание, ребята учатся навыкам релаксации, гармонизируя свое состояние. С помощью танцев самовыражаются, снимают барьеры общения. Именно комплекс целенаправленных действий и их отдельные элементы способствует снижению тревожности., чтобы ребенок в дальнейшем мог самостоятельно использовать, полученные знания, умения, навыки. Когда возникнут трудности, мог помочь себе и близкому – расслабиться или сконцентрироваться, повысить настроение или наоборот успокоиться, настроится на деятельность. А еще чтобы видел в каждом человеке личность со своим характером и мировоззрением.
По завершению Программы повышается самооценка, снижается тревожность, развивается игровая деятельность, способность к фантазированию и воображению, а также личностное восприятие (что подтверждают результаты диагностики). Смягчается синдром адаптации, т.е. снижается эмоциональный накал у ребенка; смягчаются эмоциональные проявлений, как способы реагирования на ситуацию – плаксивость, крикливость, тревожность, замкнутость; также переживание горечи утраты; и т.д.
Мы используем элементы сказкотерапии, арттерапии, игротерапии, танцтерапии. С некоторыми детьми используем беседу, предоставляя возможность высказаться о наболевшем. Любим работать с отражениями как в зеркале, так и в воде. Эти приемы хорошо повышают самооценку детей. Мы лепим зло, горе, радость, тоску; падаем и «летим» в падении и т. д. В общем, стараемся использовать приемы, которые будут не только эффективны, но и интересны прежде всего самим детям.
Но никакая, даже самая эффективная работа с детьми не принесет устойчивого результата, если не устранить саму проблему. А она, как правило, находится в окружении ребенка: родители, педагоги. И именно в развитие эмоциональной сферы родители играют ведущую роль- ведь они самые значимые и значительные в жизни ребенка. Родитель как никто другой способствует развитию эмоциональности ребенка, его самооценки – своими поступками, поведением, словами, примером. Поэтому работа с родителями тоже является важным направлением в развитии эмоциональной сферы воспитанников . Еженедельно проводятся индивидуальные консультации для родителей. Для многих из них эти консультации служат частью коррекционной работы, проводимой с детьми. На родительских собраниях обязательны выступления с мини-лекциями. На заседаниях Совета прогимназии, где присутствуют родители детей с разных возрастных групп, говорим о различных аспектах развития эмоциональной сферы детей. На тренингах для родителей мы совершенствуемся в эффективном взаимодействии со своими детьми.
Очень большой эффективностью обладают дни консультаций специалистов. Когда возникает необходимость «достучаться» до некоторых родителей, мы собираемся в одно время, в разных кабинетах, и пропускаем родителя по «кругу» специалистов. Эффект от психологического воздействия усиливается многократно. Также очень эффективной технологией является «Карточка развития», разработанная коллективом прогимназии «Пансион» , где отражены особенности эмоционального и познавательного развития детей. Таким образом, в конфиденциальном порядке доносится информация до родителей.
Для осуществления системности в развитие эмоционального мира личности дошкольников немаловажное значение имеет работа с педагогическим составом. Плодотворно работает система психологических консилиумов, мы обсуждаем динамику развития каждого ребенка, скрытые проблемы. Педагоги говорят о своем видении ситуации, определяют образовательный маршрут.
Программа предусматривает психологические тренинги для педагогов. Педагоги учатся находить пути эффективного взаимодействия с воспитанниками, их родителями, решают свои личностные проблемы. Программа бюджетна, так как для ее реализации необходим минимум материалов. Данный опыт апробирован в течение 10 лет в прогимназии «Пансион».
Настоящая Программа может быть полезна практикам образовательного пространства ДОО, и в результате внедрения будет способствовать решению актуальных задач развития системы образования и обеспечения качества дошкольного образования
Литература
- Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. – Екатеринбург: «Деловая книга», М.: издательский центр «ACADEMIA», 2004.
- Агеева И.А Успешный учитель. Тренинговые и коррекционные программы. – СПб.: Речь, 2007.
- Воробьева Д.И. Гармония развития. Интегрированная программа интеллектуального и творческого развития личности дошкольника. – СПб., 2003.
- Воронова А.П., Нилова Т.А Азбука общения. – СПб., 1998.
- Вяловский А.С., Яковлева А.С. Оздоровительный учебник игры.
Практикум. – СПб., 2001.
- Клюева Н.В., Свистун М.А. Программы социально-психологического тренинга. – Ярославль, 1992.
- Левис Ш., Левис Ш. Ребенок и стресс». – СПб., 2001.
- Лютова У.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Речь, 2000/2005.
- Нгуен М.А. Психологические предпосылки возникновения эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте // Культурноисторическая психология. – 2007. – №3. – С. 46-51.
- Окслиндер В Окно в мир ребенка. – М., 1997.
- Практикум по арт-терапии / под ред. А. И. Копытина. – СПб.: Питер, 2001.
- Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». – 2009. – № 1.
- Романов А.М Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей. – М., 2006.
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. – М.: Новая школа, 1993.
- Электронный журнал «Психологическая наука и образование» Www. psyedu. ru / ISSN: 2074-5885 /2012, №2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности.
Эмоциональный комфорт детям могут обеспечить занятия музыкальным искусством – пение, слушание музыки и творческая импровизация. Педагогические исследования подтверждают, что дошкольники ча...
Статья Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста на занятиях по слушанию музыки.
Решение задач развития эмоциональной сферы детей дошкольников я решила во взаимодействии с психологом. За основу мы взяли психологический тренинг по развитию эмоциональной сферы С.В. Крюковой «У...
Учебно-методическое пособие "Картотека игр на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста"
Одна из важнейших задач воспитателя, способствовать созданию дружного коллектива, раскрепощённой атмосферы в группе, обеспечить психологический комфорт каждого ребёнка. Как научить ребёнка прощать, уг...
Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
В презентации освещен пример развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством песочной терапии...
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОНР как средство создания комфортной и доброжелательной среды
Сегодня не составляет большого труда найти готовые игры на развитие эмоциональной сферы детей. Содержание данных игр на может в полной мере отразить всего разнообразия чувств и эмоций, свойственных де...
ОПЫТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОГИМНАЗИИ.
В рамках психологического сопровождения представлен опыт по внедрению программы по развитию эмоциональной сферы.«Программа психологического сопровождения развития эмоциональной сферы детей дошко...
Комплекс психологических игр и упражнений, направленных на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Для развития эмоциональной сферы у детей желательно вместе с игровыми занятиями проводить и познавательные, на которых, используя разработанные методы, знакомить детей с эмоциями....