Доклад
материал на тему
Предварительный просмотр:
Рассохина Татьяна Васильевна
Россия, Красноярский край,
Шарыповский район, д. Гляден
МБОУ Гляденская ООШ №11
Rassokhina Tatyana Vasilevna
Russia, Krasnoyarsk Territory,
Sharypovo district, etc. Glyaden
MBOU Glyadenskaya school № 11.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
DEVELOPMENT OF CREATIVE POTENTIAL OF PRESCHOOL CHILDREN IN ARTISTIC ACTIVITY
На современном этапе развития общества, выдвигаются новые требования к развитию личности. На первое место выходят индивидуальность, творческая активность и способность ориентироваться на будущее, умение прогнозировать, фантазировать, гибко переходить к новым видам деятельности. Современный человек должен уметь творчески подходить к каждой жизненной ситуации, самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Но готовность к творчеству не может возникнуть сама по себе, она складывается в условиях воспитания, обучения растущего ребенка.
Психологической основой творческой деятельности является воображение, которое формируется в дошкольном возрасте и выступает важной составляющей развития личности.
Известно, что воображение складывается в процессе развития ребенка, проходя становление от непроизвольного, пассивного, воссоздающего – к произвольному творчеству. Особенно значимо развитие воображения для дошкольников, поскольку его репродуктивный характер создает трудности усвоения материала при подготовке к школе.
Наиболее активно творческие возможности детей дошкольного возраста развиваются в художественной деятельности: рисовании, лепке, музыкально-двигательной, литературно-художественной, театрализовано-игровой деятельности.
Важную роль в становлении творческой личности в дошкольном детстве играет педагог, его креативность и характер взаимодействия с детьми. Педагог, придерживающийся демократического стиля общения, выстраивающий субъектно-субъектные отношения, активизирует творческие проявления ребенка.
В работе с дошкольниками я отвожу отводится важное место заданиям по развитию воображения и творчества. Они либо включаются в комплексные музыкальные занятия, занятия по изобразительной деятельности, либо из них составляется целое занятие, направленное на развитие творческого потенциала детей в разных видах художественной деятельности. Творческие задания объединяются в серии по видам искусств: музыкальные фантазии, литературные фантазии, изобразительные фантазии, театральные фантазии.
Серия «музыкальные фантазии»
В этой серии предлагаются задания, связанные с песенным, музыкально-игровым и танцевальным творчеством.
Игровое упражнение «Знакомство».
Цель: учить детей импровизировать в процессе пения, самостоятельно находя различные интонации в напевании своего имени.
Каждому ребенку предлагается представиться и пропеть свое имя. Дети сидят по кругу. Педагог вопросительной интонацией поет вопрос: «Как тебя зовут?» Ребенок импровизирует интонацию и поет ответ: «Се-ре-жа». Затем этот ребенок поет вопрос к своему соседу: «Как тебя зовут?» Ответ другого ребенка: «Ма-ри-на». Все дети представляются по кругу. В конце педагог обращает певческий вопрос ко всем детям: «Кто вы такие?» Ответ поют хором: «Мы де-ти!»
Игровое упражнение «Музыкальные ответы»
Цель: учить детей придумывать, импровизировать и допевать концовку к напеву взрослого, подбирая разные интонации к содержанию (ласковую, грустную, веселую).
Педагог предлагает детям поиграть в вопросы и ответы, которые нужно петь. Вопрос поет взрослый, а ответ каждый из детей исполняет по-своему: весело, грустно, ласково. Следует поощрять любые импровизации детей. Затем взрослый, напевая вопрос, обращается к детям по очереди:
Взрослый: «Кто там мерзнет под сосной?»
Ребенок: «Зайка, мой дружок большой».
Взрослый: «Что ты хочешь, кошечка?»
Ребенок: «Молочка немножечко».
Взрослый: «Что сидишь ты грустная?»
Ребенок: «Молоко невкусное».
Взрослый: «Возьми-ка скрипку и смычок, сыграй нам полечку, сверчок»
Ребенок: «Ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля».
Игровые упражнения «Музыкально-образные импровизации»
Цель: развивать умения изображать различных животных, предметы, людей, контрастные по характеру образы.
Педагог под музыку Е. Тиличеевой выразительно читает стихотворение В. Жуковского Котик и козлик».
Там котик усатый по садику бродит,
А козлик рогатый за котиком ходит;
И лапочкой котик помадит свой ротик;
А козлик седою трясет бородою.
После прослушивания стихотворения дети по очереди передают под музыку два контрастных образа. После этого с детьми обсуждается, чей образ больше похож на персонажей стихотворения.
Серия «Литературные фантазии»
В этой серии предлагаются задания, связанные с необходимостью творческого переосмысления содержания литературных произведений, преобразования хода повествования, придумывания различных концовок, введения непредвиденных ситуаций, смешения нескольких сюжетных в один.
Игровое упражнение «Продолжи стихотворение»
Цель: развивать чувство родного языка, умение подбирать рифмы.
Детям предлагается продолжить стихотворение, прочитанное педагогом.
Девочки и мальчики
Прыгают как … (мячики).
Цыплята наши есть хотят,
Мы накормить должны… (цыплят).
Береги нос
В сильный… (мороз).
У забора коза
Вытаращила … (глаза).
Игровые упражнения «Превращение малых форм фольклора в сказки»
Цель: учить детей преобразовывать заданный текст, разворачивать сюжетную линию и действия персонажей в жанре сказки.
«Сказка от пословицы»
Детям предлагаются разные пословицы, опираясь на которые можно сочинить сказку.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Пример начала сказки: «Жили-были две сестрицы…»
Пример начала сказки: «Посадил один бедный человек тыквенное зернышко, чтобы, после того как вырастет тыква, накормить своих детей. Он поливал его каждый день, и выросла огромная тыква. Стал он думать, как тыкву с земли поднять…»
Игровые упражнения «Маленький писатель»
Цель: учить изменять, сочинять, комбинировать текст в жанре рассказа и сказки.
«Придумай название к рассказу»
Детям предлагаются короткие рассказы (автор В. Селиверстов), к которым надо придумать названия.
Дело было вечером. Ваня шел с дедом по лесу. Стало темнеть. Видит Ваня – под деревом черное пятно. Ваня подумал: «это медведь» - и полез на дерево. А это был пень.
Варианты названий: «Трусливый мальчик», «Случай в лесу».
Применение игровых упражнений на развитие воображения в разных видах художественной деятельности позволяет детям успешнее проявлять себя в творчестве, учит их импровизировать, фантазировать и находить новые решения. Особенно важную роль играет при этом формирование у них таких значимых компонентов социокультурного становления личности, как познавательная мотивация и интерес к творческой деятельности.
Расширяется круг сфер, в котором дети могут проявить себя и они чаще бывают довольно успешны во внеучебной деятельности. Кроме того, создается среда, в которой происходит сближение в процессе общения детей между собой, общения ребенка и педагога.
Литература
1. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. М., 1999.
2. Селиверстов В.И. Речевые игры. – М.: ВЛАДОС, 2000.
3. Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учеба, и игра. Изобразительное искусство. – Ярославль, 1999.
4. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичный доклад МДОУ №2 "Рябинка"
Приоритетным направлением деятельности МДОУ № 2«Рябинка» является обеспечение психологического благополучия , охрана и укрепление здоровья детей и духовно-нравственное во...
Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР
Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...
ДОКЛАД- ПРИЗИНТАЦИЯ ДОКЛАД
1слайдФормы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию2слайднастоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эт...
Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».
С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...
Доклад ДОКЛАД на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...
ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».
ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...
Доклад для педагогической конференции. Тема доклада "Ребенок и семья в цифровом пространстве".
пять плюсов дистанционного взаимодействия для родителей: Возможность оперативно получать информацию о текущих и предстоящих событиях в группе.Отсутствие ограничений во времени...