Занятие про чай
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Формировать представление о значении чая для челвека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_pro_chay.odt | 20.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка - детский сад № 402» городского округа Самара
«Не попить
ли
нам чайку?»
Подготовил: воспитатель Колобаева М.Н.
«Не попить ли нам чайку?»
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе.
Цель: Формировать представления о значении чая для организма человека, о его полезных свойствах, традициях русского народа, связанных с чаепитием, умением правильно его заваривать.
Образовательные задачи:
Формировать представления о разновидностях чая
/познание, коммуникация/.
Познакомить с историей появления чая на Руси
/познание, коммуникация/.
Познакомить детей с правилами чайного этикета в России
/коммуникация, социализация, безопасность, худ. литература, здоровье/.
Воспитательные задачи:
Воспитывать вежливость, аккуратность, желание употреблять данный продукт
/социализация, познание, коммуникация, здоровье, безопасность/.
Прививать уважения к традициям своей страны и других стран
/социализация, коммуникация, безопасность, здоровье/.
Воспитывать культуру поведения во время чайной церемонии
/безопасность, социализация, познание, коммуникация/.
Содействовать эмоциональному отклику детей средствами песенного творчества /музыка/.
Развивающие задачи:
Способствовать развитию познавательной активности,
коммуникабельности детей /коммуникация, познание/.
Развивать умение самостоятельно (при небольшой помощи взрослого) заваривать чай /социализация, безопасность/.
Закреплять навыки самообслуживания
/социализация, здоровье, безопасность/.
Продолжать учить содержательно и эмоционально рассказывать об интересных фактах из истории чая, совершенствовать диалогическую и монологическую речь /коммуникация, познание/.
Словарная работа
Краснодарский край, провинция Китая, чайник, чайница, сбитень, пряности, терпкий, крепкий, ароматный
Развивающая среда:
Выставка упаковок чая, выставка чайников, самовар, чайная посуда (для чаепития);
Угощения - сахар (рафинад), баранки, сухари, пряники, мед, варенье;
Иллюстрации: иероглиф, клипер.
Предварительная работа:
Знакомство с историей напитков: кофе, какао, взвар;
Чтение рассказов и сказок о чае, беседы, рассказы воспитателя, рассматривание альбомов и иллюстраций, слайдов
Использованная литература
Князева О.Л. Маханева М.Д.
Приобщение детей к истокам русской «народной культуры» - СПБ.: Детство -Пресс, 2002.
Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» - М: ЦГЛ, 2005.
Журнал «Обруч»
ХОД:
Ребята, что это за коробка стоит, давайте посмотрим что в ней. /в коробке находится самовар/
Если вы замерзли - он согреет вас,
Если вам жарко - он вас освежит
Если вы расстроены - он вас подбодрит,
Если вы возбуждены - он успокоит вас. /Чай/
Как вы догадались? Молодцы!
Вос-ль: С древних времен люди считали, что нет ничего целебнее, и вкуснее даров лесов, лугов, полей, надо только уметь собрать и правильно использовать эти дары.
На Руси издавна существовали свои традиционные напитки: из молока и сливок , из ягод и фруктов. Был и свой чай – из иван-чая и мяты.
А еще, ребята, на Руси любили пить сбитень - горячий напиток с медом и пряностями.
Дети: травяные и цветочные настои, когда болеешь.
Но с напитком под названием «чай» не может сравниться никакой другой. Давайте поговорим о чае подробнее, как он появился на Руси и как его пьют в разных странах мира.
Скажите, а откуда же взялся чай?
Дети:
Вос-ль: Да, Родина чая - китайская провинция, название которой по-русски звучит как «Южное облако».
Чай в Китае растет в виде кустов высотой от 1 см. до 3-х м., но в Индии были обнаружены чайные деревья до 15 м. высотой.
А у нас в России тоже растет чай. Это место -Краснодарский край.
Мы с вами знаем, что слово «чай» звучит по-разному на разных языках:
По-английски - ти,
По-немецки - тээ,
По-французски - тэ,
А по-русски - чай.
Вос-ль: Сначала чай в Китае употребляли как лекарственное средство, а позднее его стали употреблять как напиток с нежным ароматом и приятным вкусом. Чай запрещалось вывозить за пределы Китая. О китайском напитке рассказывали мореплаватели и путешественники. И все же чай проник в Европу, а затем в Россию. О чае рассказывали много забавных историй.
Знаете ли вы какие-нибудь истории про чай?.
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ:
1. Английский моряк привез своей матери в подарок фунт чая. Она решила угостить соседей заморским блюдом, сварила в кастрюле весь чай, потом слила горькую темно-коричневую воду в ведро. Разложила по тарелкам вареные листья и приправила их растительным маслом.
2. На Руси произошла следующая история:
Барин поручил своему слуге приготовить чай, по незнанию тот сварил чай, заправил его перцем, луком и петрушкой.
3. Рассказывает стихотворение
Раз прислал мне барин чаю
И велел его сварить,
А я отроду не знаю,
Как проклятый чай варить.
Взял тогда налил водички,
Всыпал чай я весь в горшок,
И приправил перцу, луку,
Да петрушки корешок.
Разлил варево по плошкам,
Хорошенько размешав,
Остудив его немножко,
На господский стол подал.
Гости с барином плевались,
Сам он важно озверел,
И отправив на конюшню,
Меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся.
Чем же мог не угодить?
А потом я догадался –
Что забыл я посолить.
Вос-ль: А теперь, расскажу я, что прочитала в одной книге: (Воспитатель показывает картинку с изображением клипера).
В Китайском порту грузили на корабль тюки с чайным листом. Чай уже пользовался большим спросом. Пили его из китайских фарфоровых чашек. Потому вместе с чаем погрузили 200 ящиков с посудой. Корабль отправился в путь. Но через несколько дней он наткнулся на рифы и затонул. Более 200 лет клипер пролежал на морском дне. Охотник за сокровищами обнаружил место, где затонуло судно и решил поднять фарфоровую посуду. Специальным устройством, похожем на пылесос, откачали ил и песок. Когда дно очистилось, показались ящики с фарфором и поверх них то, что когда-то было мешками с чайным листом. Несколько недель потратили, чтобы поднять сокровища. Каждый раз, когда аквалангисты спускались под воду, вверх поднимались чаинки, и людям казалось, что они работают внутри заварочного чайника.
А что еще интересного о чае вы знаете?
РЕБ: Мне рассказывала бабушка, что мужчину, торговавшим на Руси чаем, называли чайником, а женщину - чайницей.
РЕБ: Я смотрел передачу по телевизору и знаю, что для изготовления чая используются только молодые листья и почки, покрытые серебристым пушком.
РЕБ: А вы, нам рассказали, что сбором чайных листьев занимались в основном женщины. Одним движением надо было захватить два листа и одну почку.
Вос-ль: Молодцы, много вы знаете о чае.
Перечислите, пожалуйста, какие виды чая вы знаете:
Индийский,
Цейлонский,
Краснодарский.
Почему их так называют?
А какие названия чая вы знаете?
Бодрость,
Принцесса Нури,
Какой чай вы пьете дома?
Вкусный,
Ароматный,
Крепкий,
Терпкий,
Сладкий,
С лимоном,
Черный,
Зеленый.
Давайте пройдём в нашу чайную гостиную.
Посмотрите, какие разные бывают упаковки (баночки, коробочки.......................... )
и в каких разных чайниках можно заваривать чай (больших, маленьких.............................. ).
Помните, я говорила вам, где изобрели чай в пакетиках?
РЕБ: Чай в пакетиках изобрели в Америке. Один американский торговец в качестве рекламы в ресторане, разложил чай в маленькие мешочки из тонкой ткани . Так появилась новая идея: пить чай с пакетиками.
А как пьют чай в разных странах?
ДЕТИ:
1. В некоторых районах Китая чай пьют из носика заварочного чайника, который носят с собой.
2. Английский чай полагается пить с молоком, в одно и тоже время - в 5 часов вечера.
3. Американцы очень любят пить чай со льдом.
4. В Индии — чай пьют со специями: гвоздикой, корицей, имбирём.
5. В России — чай с лимоном.
Вос -ль: На Руси ни одно народное гуляние не обходилось без чая. А теперь давайте представим, что мы на народном гулянии и какое гуляние без песен.
(звучит песня «Пряники русские»)
И какое же гуляние без народной игры?
(физминутка, ИГРА «ПЛЕТЕНЬ»)
Вос-ль: Напелись, наигрались, а теперь мой сказ послушайте:
Русские люди считают себе самыми большими любителями чая в мире. Наши талантливые предки и тут проявили себя: не довольствовались простым чайником, как другие народы, а изобрели самовар. Вода в нем быстро закипает и долго не остывает, а для растопки годилось все: и щепки, и шишки. Сейчас делают электрические самовары, как я вам принесла.
Но на Руси пили чай из обыкновенного самовара. Чай заваривал глава семьи, а разливала хозяйка. К чаю подавали комковой сахар, бублики, сушки, сухари, мед, варенье. Сахар не клали в чай, а пили в прикуску, т.е. сначала откусывали кусочек сахара, потом запивали чаем. Наши предки в отличии от нас, не просто пили чай из чашек и стаканов, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко. Про чай, чаепитие много пословиц существует.
А вы знаете пословицы?
Самовар кипит, уходить не велит.
Выпей чайку — забудешь тоску.
Пей чай – удовольствие получай.
Пей чай, не вдавайся в печаль.
За чаем не скучаем — по семь чашек выпиваем.
Чай не пить, так на свете не жить.
Чай пить — не дрова рубить.
Я сижу, чай пью - и ты заходи, чай пей!
Чай не пьешь - откуда силу возьмешь?
Чай пьешь – до ста лет проживешь
Где есть чай, там и под елью рай.
Ребята, а знаете ли вы как надо правильно заваривать чай?
Мультимедийный показ
Дети : Рассказывают способ заваривания чая
Песня:
А теперь не пора ли нам, ребята, попить чайку?
Пожалуйста к столу, чем богаты, тем и рады
Итог. (Воспитатель) - Дети, как много нового и интересного мы узнали о чае: и как он растет, и как его собирают, и как его правильно заваривать, и с чем его пьют.
Когда вы придете домой, расскажите своим близким все эти интересные истории и угостите их чаем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»...
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"
Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...
План-конспект занятия по физкультуре (средняя группа) по теме: Занятия с детьми в средней группе: «В здоровом теле – здоровый дух» Физкультурно-познавательное занятие.
«В здоровом теле – здоровый дух»Физкультурно-познавательное занятие...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Планирование занятий педагога - психолога. Планирование занятий для родительского клуба или адаптационной группы. Формат занятий Я + мама.
Планирование занятий для родительского клуба или адаптационной группы. Формат занятий Я + мама.ДатаNТема и Название встречиЦельСодержаниеМатериал и оборудованиесентябрь1Консультация для родителе...
Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»
Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...