«Воспитываем положительные эмоции посредствам методики «Цветопись»
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 16.44 КБ |
Предварительный просмотр:
«Воспитываем положительные эмоции посредствам методики «Цветопись»
Охрана детского здоровья является неотъемлемым направлением деятельности любого общеобразовательной организации во все времена. Однако результативность деятельности во многом зависит от целей, средств и способов их достижения. В условиях внедрения ФГОС ДО появились новые возможности, открывающиеся в здоровьесберегающей работе детского сада.
Сегодня в дошкольных образовательных организациях большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного учреждения – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня здоровья семьи воспитанника в целом, формирование осознанного отношения родителей к своему здоровью и здоровью своего ребенка.
Можно выделить три группы здоровьесберегающих технологий, применяемых в деятельности детского сада:
- Технологии сохранения здоровья (гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, бодрящая гимнастика и др.)
- Технологии обучения здоровому образу жизни (физические занятия, коммуникативные игры, беседы по теме «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж и др.)
- Коррекционные технологии: технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия на эмоциональное состояние ребенка посредствам различных методик, например: методики «Цветопись», на которой хотела бы остановиться подробнее.
Почему я остановилась на методике А.Н. Лутошкина «Эмоциональная цветопись». Мы все знаем, что цвет - наиболее доступная и положительная форма выражения настроения. Великий русский поэт Сергей Есенин обогатил поэзию многоцветными русскими пейзажами, т.е. в своих стихах он выражал цветовую гамму чувств и эмоций. Говоря о методике можно сказать следующее, прежде всего, о ее назначении. Мне она помогает при изучении динамических особенностей личностных и групповых эмоциональных состояний, психологического климата группы и самочувствия ребенка в группе. Дошкольный возраст характеризуется зависимостью ребенка от своих родителей, эмоциональное состояние ребенка во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка в семье. Данную методику я начала с изучения всех особенностей ее проведения.
Составила индивидуальный лист («Оперативная цветоматрица»), где изображен рисунок. Ребенок выбирает из семи цветов цветных карандашей – один, и раскрашивает свой рисунок. Каждый цвет соответствует определенному настроению: красный – восторженному, активному; оранжевый – радостному, теплому; желтый – светлому, приятному; зеленый – спокойному, ровному; синий – грустному, печальному; фиолетовый – тревожному, тоскливому; черный – состояние неудовлетворенности.
Замеры настроения детей заполняется два раза в день: утром, когда ребенок пришел в группу и вечером, перед уходом домой.
Все полученные данные с оперативной цветоматрицы переношу на цветоматрицу группы. Цветовая гамма по вертикали показывает настроение группы ежедневно, по горизонтали – динамику эмоциональных состояний личности изо дня в день в течение исследуемого периода. Ежедневный анализ данных таблицы соотносится с реальными жизненными событиями детей. Такой анализ помогает мне разобраться в причинах переживания ребенка и, по возможности, помочь ему. Это также является хорошим средством эмоционального самоконтроля ребенка, предоставляет мне возможность выявить доминирующие эмоции и в случае необходимости провести коррекционную педагогическую работу, применяя различные виды педагогического воздействия. Со временем замеры настроения детей в начале и в конце дня показали, что методика не только позволяет собрать информацию о психологическом самочувствии, но и выполняет определенную психотерапевтическую функцию. У ребенка возникает необходимость и потребность рассказать о своем настроении. Потребность выговориться, поделиться тем, что на душе. А это, в свою очередь, помогает мне, педагогу, управлять настроением ребенка, а значит, и его работоспособностью и восприимчивостью. Данная методика позволяет родителям увидеть эмоциональное состояние ребенка. А взаимодействие родителей и воспитателя оказывает благоприятное влияние на эмоциональное состояние ребенка, а это, в свою очередь, дает главный результат- отсутствие тревожности и замкнутости.
Таким образом, применение в работе дошкольного учреждения здоровосберегающих технологий, может повысить результативность воспитательно-образовательного процесса, сформировать у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на укрепление и сохранение здоровья детей.
Сведения об авторе:
Шакирова Татьяна Павловна (Республика Татарстан, пгт. Алексеевское), воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Алексеевский детский сад №6 «Пчелка» Алексеевского муниципального района Республики Татарстан.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование положительных эмоций, симпатий, отношений к взрослым и сверстникам у детей раннего возраста
Опыт работы...
Конспект занятия "В мире положительных эмоций"
Открытое занятие в подготовительной группе «б»...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Социализация» Тема: ”Знакомство детей друг с другом, создание положительных эмоций”
Тема ”Знакомство детей друг с другом, создание положительных эмоций”занятие направленно на создание условий для естественного психологического развития ребёнка....
Конспект занятия по эмоциональному развитию детей: «В Царстве положительных эмоций», в подготовительной группе
закреплять умение выразительно изображать радость, удивление, удовольствие. Корректировать отрицательные эмоции. Укреплять положительные эмоции и взаимоотношения детей в группе. Продолжать использоват...
Роль положительных эмоций в развитии речи и в ранней профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста
Моё выступление из опыта работы рекомендовано начинающим воспитателям детских садов младших групп. Дети раннего возраста очень активны, подвижны и любознательны. У них еще не сформированы...
Консультация:"Становление общения ребенка раннего возраста через положительные эмоции"
"Становление общения ребенка раннего возраста через положительные эмоции"...
Игры и упражнения, направленные на знакомство детей друг с другом, создание положительных эмоций, развитие эмпатии.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ, СОЗДАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ, РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ. В дошкольном детстве впервые возникает деятельность, свободная от влияния...