Программа "Юный актер"
рабочая программа (старшая группа)
Цель: Приобщение ребёнка к миру искусства через театральную деятельность.
Задачи:
1.Последовательное знакомство детей старшего дошкольного возраста с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, музыкальной комедии, народный балаганный театр).
2.Формирование коммуникативных навыков, высокого потенциала нравственности, способствующих социализации детей в обществе.
3.Развитие сценической речи, сценического движения, приёмов перевоплощения детей на сцене, памяти, воображения, логического мышления, творческих способностей, волевых качеств (активность, целеустремлённость, эмоциональную устойчивость).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_yunyy_akter.doc | 218.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
1. Паспорт программы…………………………………………….………2
2. Пояснительная записка…………………………………………………3-4
3. Основные принципы реализации программы ……………………… 4-5
4. Содержание программы……………………………………………… 5-6
4.1. Перспективно-тематический план программы……………..…….…6-8
4.2. Мониторинг освоения детьми программного материала………… 8
4.3.Требования к уровню подготовки воспитанников………………… 8-9
5. Контроль над реализацией программы……………………………..…9-10
6. Список литературы…………………………………………………… 10
7. Приложение
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы | Рабочая учебная программа дополнительного образования для детей 5-6 лет «Юный актёр». |
Основание для разработки Программы | 1. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.09.2020). 2. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». 3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. №1014 «Об утверждении Порядка МБДОУ ДС №31 «Медвежонок» и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования». 4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». 5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.10.2020 № 32 «Об утверждении санитарно - эпидемиологических правил и норм СанПин 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организации общественного питания населения». |
Заказчик Программы | Педагогический Совет ДОУ, родители воспитанников. |
Организация-исполнитель Программы | МБДОУ ДС №31 «Медвежонок». |
Целевая группа | Дети старшего дошкольного возраста. |
Составитель Программы | Былинина Марина Петровна воспитатель высшей квалификационной категории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №31 «Медвежонок». |
Цель Программы | Приобщение ребёнка к миру искусства через театральную деятельность. |
Задачи Программы | 1.Последовательное знакомство детей старшего дошкольного возраста с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, музыкальной комедии, народный балаганный театр). 2.Формирование коммуникативных навыков, высокого потенциала нравственности, способствующих социализации детей в обществе. 3.Развитие сценической речи, сценического движения, приёмов перевоплощения детей на сцене, памяти, воображения, логического мышления, творческих способностей, волевых качеств (активность, целеустремлённость, эмоциональную устойчивость). |
Ожидаемые результаты | -Повышение уровня эстетического и нравственного воспитания детей. -Расширение кругозора и познавательной активности детей. |
Срок реализации программы | 2023-2024 учебный год |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Театральное искусство – самый воспитательный вид искусства. Синтез литературы и сценического действия активно влияют на стремление детей к познанию, раскрытию души. Воздействие театра на самые скрытые, потайные свойства духовности молодой личности – неоспоримо. Сейчас мы все переживаем острый дефицит человечности. Нестабильность, неустроенность, проблемы общения неразрывно связаны с внутренним состоянием общества. Поэтому выявилась необходимость в создании театрального кружка, необходимость в живом действенном слове на сцене, слове, которому доверяешь. Поскольку сцена – продолжение реальной жизни, точнее квинтэссенция её проблем, ясно, что социальные изменения будут воздействовать на ребёнка. Чем раньше ребёнок придёт в театр, чем раньше он поймет, что это такое. Когда ребёнок смотрит на экран телевизора, он видит перед собой лицо, мимику актёра, все близко, понятно, конкретно. Но тогда он начинает следить только за внешними проявлениями чувств актёра, а не за внутренними. Сопереживать экрану сложнее, чем той богатой энергетике, которая идет со страниц книги или со сцены.
Театр развивает воображение, и чем лучше, тем ярче оно рисует результат, тем меньше вероятность негативных поступков. Каждый спектакль несёт свою задачу. Важно, когда от спектакля у ребёнка остается какой-то след в душе, когда он начинает задумываться, по-другому относиться к себе и близким.
Задача театра заключается в том, чтобы человек посмотрел на себя как в зеркало, или заглянул в свою душу, или вдруг задумался о том, что раньше ему и в голову не приходило.
Необходимо создать определённую эстетическую базу мироощущения, мировосприятия ребёнка, а потом осваивать навыки театрального творчества. Прежде всего необходимо раскрыть творческие ресурсы личности ребенка, привить ему интерес к познанию окружающего мира, навыки к существованию в нём не покорным исполнителем, а самостоятельной творческой личностью.
Русская театральная школа имеет старинные авторитетные корни. Изучив работы К.С.Станиславского, невозможно не испытать чувство гордости от сознания, что никогда и нигде театральное искусство не занимало такого большого места в жизни людей, как в нашей стране.
В соответствии с вышеизложенным, понимая необходимость повышения уровня эстетического и нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения, была разработана программа «Юный актер» для детей 5-6 лет с признаками театральной одарённости.
Актуальность данной программы неоспорима. Каждому человеку хоть раз в жизни приходится выступать перед аудиторией: при этом многие испытывают определенные затруднения. Как сделать свою речь яркой, эмоциональной, интонационно выразительной?
Ребёнок путём специальных упражнений (этюдов) знакомится с основами актёрского мастерства, дисциплинирует психофизический аппарат, становится более общительным, коммуникативным, повышает общий интеллектуальный уровень. Формирование коммуникативных навыков также влечёт за собой положительный результат.
Ожидаемым результатом является постановка миниатюры или спектакля, выступление перед зрителями. Для повышения результата работы занятия проходят в групповой и индивидуальной формах, направлены на развитие актёрского мастерства, совершенствование приобретённых знаний и навыков путём специальных заданий, упражнений.
-Программа имеет художественную направленность.
-Программа является модифицированной.
Особенность данной программы состоит в её интегрированности, что позволяет сочетать эстетическое, интеллектуальное, нравственное, патриотическое воспитание. Кроме того, у программы есть единый связующий стержень – историко-культурологическое содержание, которое заключается в изучении истории, традиций русского народа и других народностей.
Особое внимание уделяю проведению социально значимых дел. Только так можно реально способствовать развитию духовно-нравственной сферы подрастающего поколения, развитию гражданской активности, лидерских качеств, ответственности за порученное дело путём активизации инициативы, самостоятельности ребят, их творческих и познавательных способностей. Здесь можно выделить главные принципы дополнительного образования: добровольность участия и деятельностный принцип проведения занятия.
Цель программы – приобщение ребёнка к миру искусства через театральную деятельность.
Задачи:
- Последовательное знакомство детей старшего дошкольного возраста с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, музыкальной комедии, народный балаганный театр).
- Формирование коммуникативных навыков, высокого потенциала нравственности, способствующих социализации детей в обществе.
- Развитие сценической речи, сценического движения, приёмов перевоплощения детей на сцене, памяти, воображения, логического мышления, творческих способностей, волевых качеств (активность, целеустремлённость, эмоциональную устойчивость).
Ожидаемыми результатами реализации Программы будут: повышение уровня эстетического и нравственного воспитания детей, а также расширение кругозора и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Занятия в кружке «Юный актер» проводятся 2 раза в неделю не более 30 минут.
Формами подведения итогов реализации Программы будут постановка миниатюры или спектакля, выступление перед зрителями.
3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на два года занятий в кружке. У воспитанников есть возможность начать заниматься в кружке с любого момента, так как в обучении основам актёрского мастерства невозможно поэтапно обучить ребенка сценической речи, а затем движению, поскольку все виды деятельности взаимосвязаны.
Концептуальные основы:
1) принцип гармонизации личности и среды, ориентация на максимальную самореализацию личности;
2) принцип гуманизации – обеспечение благоприятных условий освоения общечеловеческих социально-культурных ценностей, предполагающих создание оптимальной среды для воспитания детей;
3) принцип доступности – выражается в соответствии учебного материала возрастным и психологическим особенностям детей;
4) принцип сознательности – предусматривает заинтересованное, а не механическое усвоение детьми необходимых знаний и умений;
5) принцип наглядности – развивается наглядно-образная память
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- 4.1. Перспективно-тематический план программы
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Теор. | Практ. |
1 | Введение: основные тенденции мировой художественной культуры. | 1 | 1 | |
2 | История театрального искусства России. | 3 | ||
2.1 | Художественна история искусства России XX. | 1 | ||
2.2 | Творчество классиков театра. | 1 | ||
2.3 | Театральная терминология. | 1 | ||
3 | Актерское мастерство. | 4 | ||
3.1 | Сценическое действие. | 1 | ||
3.2 | Сценическое воображение. | 1 | ||
3.3 | Сценическое внимание. | 1 | ||
3.4 | Преодоление мышечных зажимов (релаксация). | 1 | ||
3.5 | «Оценка факта» (событие) | 4 | 1 | |
3.6 3.7 3.8 | Сценический образ Коммуникативные игры, тренинги. Игры народов мира. | 1 1 1 | ||
4 | Сценическая речь | 5 | ||
4.1 | Голосоведение и артикуляция | 1 | ||
4.2 | Определение логики текста. | 1 | ||
4.3 | Распределение дыхание по тексту. | 1 | ||
4.4 | Развитие памяти, разучивание текста. | 1 | ||
4.5 | Ритмический рисунок стиха | 1 | ||
5 | Сценическое движение. | 5 | ||
5.1 | Объект внимания | 1 | ||
5.2 | Движенческие функции человека и животных. | 1 | ||
5.3 | Действие с предлагаемым предметом. | 1 | ||
5.4 | Действие в предлагаемых обстоятельствах. | 1 | ||
5.5 | Этюд. | 1 | ||
6 | Грим. | 2 | ||
6.1 | Общие сведения. | 1 | ||
6.2 | Грим персонажа. | 1 | ||
7 | Репетиции постановки. | 8 | 8 | |
8 | Выступления | 2 | 4 | |
Всего: | 36 | 10 | 26 |
Содержание программы
Раздел 1. Введение.
Основные тенденции мировой художественной культуры.
Раздел 2. История театрального искусства России.
Тема 2.1. Художественная история искусства России 19в.
Тема 2.2. Творчество классиков театра.
Тема 2.3. Театральная терминология.
Раздел 3. Актерское мастерство.
Тема 3.1. Сценическое внимание.
1. Упражнение - тренинги, концентрирующие и развивающие внимание.
2. Игры «Удивительные состязания», «Всех скороговорок не перескороговоришь», «Магические фигуры».
3. Обрядовые игры с использованием присказок, поговорок, припевок.
Тема 3.2. Сценическое воображение.
1. Упражнения-тренинги, развивающие воображение «Хранитель тайн», «Игры индейцев», «Сиамские близнецы».
2. Этюды на свободную тему.
Тема 3.3. Преодоление мышечных зажимов (релаксация).
1. Упражнения – тренинги, гимнастика лица.
Тема 3.4. Сценическое действие.
1. Понятие «Сценическое действие».
2. Развитие внутренней собранности, организованности, чувство партнера путем упражнений «Пластилинчик», «Пеленгатор».
Тема 3.5. «Оценка факта» (событие).
1. Понятие «событие».
2. Понятие «мотивация».
3. Понятие «сюжет». (5 событийных моментов постановки спектакля, над которым работает коллектив).
Тема 3.6. Сценический образ.
1. Понятие «сценический образ».
2. Определение образа персонажей спектакля.
Тема 3.7. Коммуникативные игры, тренинги «Автопортрет», «Кино и зритель».
Тема 3.8. Игры народов мира (Англия, Швеция, Германия)
Раздел 4. Сценическая речь.
Тема 4.1. Голосоведение и артикуляция.
1. Произношение звукоряда.
2. Изучение соединительных согласных.
3. Артикуляционные упражнения.
Тема 4.2. Определение логики текста.
1. Выразительное чтение текста.
2. Смысловой анализ.
Тема 4.3. Развитие памяти, разучивание текста.
1. Упражнения, развивающие эмоциональную память.
2. Разучивание текста.
Тема 4.4. Распределение дыхания по тексту.
1. Развитие голосовых данных, умение владеть голосовым аппаратом.
2. Дыхательная гимнастика.
3. Работа с пространством и внимание к отзвукам.
4. Координация комплексного дыхания (рисуем выдохом картину).
Тема 4.5. Развитие памяти разучивание текста.
1. Упражнения развивающие память.
Тема 4.6. Ритмический рисунок стиха.
1. Работа над интонацией.
2. Умение эмоционально и выразительно преподносить репертуар.
3. Построение авторской фразы.
4. Отличительные различия стихотворения от прозы.
5. Приемы разучивания стиха: а)проигрывание; б)речепластика; в)сталкивание смыслов; г)чувство ритма; д)выделение голосом существительных родительного падежа и конкретных прилагательных; е)строковая пауза; ё)выговаривание строки на «крепком» дыхании.
Раздел 5. Сценическое движение.
Тема 5.1. Движенческие функции человека и животных.
1. Типичные повадки животных.
2. Физиологические особенности человека.
Тема 5. Действие с предлагаемым предметом.
1. Наделение предмета свойством, совершение по отношению к предмету целенаправленных действий.
2. Упражнения с мячом, кеглями, скакалкой, обручами, книгой и т.д.
3. Упражнение со стулом.
Тема 5.3. Действие в предлагаемых обстоятельствах.
1. Понятие «Предлагаемое обстоятельство».
2. Упражнения «в киностудии», «в школе» и т.д.
3. Упражнения со стулом.
Тема 5.4. Объект внимания.
1. Понятие «объект внимания».
2. Определение объекта внимания для персонажей спектакля.
3. Обращение к объекту внимания.
Тема 5.5. Этюд.
1.Этюд на тему «Я вижу мир».
2. Этюды с мячом.
Раздел 6. Грим.
Тема 6.1. Общие сведения.
1. Виды грима.
2. Как наложить грим?
3. Грим персонажа.
4. Практическое самостоятельное задание.
Раздел 7. Репетиция постановки.
Раздел 8. Выступления.
4.2. Мониторинг освоения детьми программного материала
Мониторинг уровня подготовленности детей 5-6 лет в кружке «Юный актер» проводится 2 раза в год (октябрь, май) по следующим направлениям: (при этом учитывается не столько успеваемость, сколько личный рост каждого отдельного ребёнка).
- Ребёнок проявляет интерес к театрально-игровой деятельности.
- Ребёнок называет предметы театрально-игрового оборудования, проявляет интерес и бережное отношение к игрушкам, театральным куклам.
- Ребёнок умеет строить предложения, добиваясь правильного и чёткого произношения слов.
- Ребёнок может сочинить сказку с помощью воспитателя, используя для этих целей кукол.
- Ребёнок использует импровизационные формы диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках.
- Ребёнок может передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.
- Ребёнок может адекватно эмоционально реагировать: понимает эмоциональное состояние другого человека и умеет выразить своё.
- Ребёнок умеет сопровождать движение куклы песенкой.
- Ребёнок с желанием участвует в танцевальных импровизациях.
- Ребёнок стремится играть с музыкальными игрушками, импровизирует на шумовых музыкальных инструментах.
- Ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в играх с театральными куклами.
- Ребёнок проявляет желание по собственной инициативе участвовать в песенных, игровых и танцевальных импровизациях.
- Ребёнок проявляет желание выступать перед родителями, сотрудниками и детьми детского сада.
4.3. Требования к уровню подготовки воспитанников
Реализуя программу «Юный актер» с детьми старшего дошкольного возраста в образовательном учреждении, можно предъявить ряд требований к уровню подготовки воспитанников.
Дети шестого года жизни должны знать:
- общие сведения о профессии «актер»;
- общие сведения о голосоведении и артикуляции;
-общие сведения о закономерностях движенческих функций человека и животных;
- краткие сведения по истории искусства;
- основные теоретические установки по профессии актерского мастерства;
- теоретические приемы актерского мастерства;
- приемы изменения внешности гримом.
Дети должны уметь:
- использовать приобретенные навыки и знания на занятиях;
- уметь образно воспринимать персонаж своей роли;
- уметь общаться со сверстниками в различной социальной среде;
- уметь использовать на занятиях артистизм и фантазию;
- уметь импровизировать;
- уметь пользоваться реквизитом, декорациями;
- уметь позитивно оценивать ситуации и поступки;
- уметь добиваться поставленных целей, результатом которых должно быть выступление перед зрителями;
- создавать сценический образ персонажа спектакля;
- исполнять предлагаемые роли под музыкальное оформление;
- владеть речью и пластикой тела;
- уметь гримироваться;
- показывать пример, дисциплинированность, такт на репетициях и выступлениях;
-добиваться поставленных целей, результатом которых должно быть выступление перед зрителями.
5. КОНТРОЛЬ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ
Контроль за реализацией программы осуществляют: заведующий ДОУ, заместитель заведующего по ВМР.
Работа с детьми проводится по развивающему и обучающему направлениям, которые отличаются друг от друга прежде всего основными целевыми установками и способами отслеживания результатов. Работа в развивающем направлении оценивается по показателям сравнительного личностного роста: интеллектуального, эмоционального, социального, физического. Работа в обучающем направлении оценивается по абсолютным критериям овладения предметом.
Главный результат работы и детей, и педагогов – это спектакли и концерты, которые проходят на публике. Кроме того, успехи, достигнутые детьми, демонстрируются педагогам, родителям и остальным воспитанникам театральной студии на творческих показах.
Контроль за знаниями и умениями, полученными в ходе занятий, проводится в форме открытых занятий. При этом учитывается не столько успеваемость, сколько личный рост каждого отдельного ребёнка. Главное требование к проведению итоговых контрольных мероприятий заключается в том, чтобы дети хотели их выполнять. Для этого, во-первых, их не должно быть много, и, во-вторых, обязательно, чтобы они носили игровой характер.
Программа включает в себя полный цикл работы над спектаклем, начиная от выбора материала, в котором принимают активное участие воспитанники студии, до его окончательного выпуска.
Итог обучения – самостоятельные постановки инсценировок литературно-художественных произведений, полномасштабных спектаклей, театрализованных представлений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2006. – 125 с.
- Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. М.: «Просвещение», 1991.
- Детская энциклопедия АиФ. Театр от А до Я. Москва, АиФ, 2003.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Развивающая сказкотерапия. - СПб.: Речь, 2006. – 168 с.
- Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей дошкольного возраста. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 280 с.
- Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры. – М.: Школьная пресса. – 2000. – 96 с.
- Крымова Н.А. Любите ли вы театр? Очерки. М.: «Детская литература», 1987.
- Кузьмин А.И. У истоков русского театра. М.: «Просвещение», 1984.
- Мастерская чувств (Предмет «Театр» в начальной школе). Методическое пособие. - М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, ч. 1,2. - 2006. – 56 с.
- Мочалов Ю. Первые уроки театра. М.: «Просвещение», 1986.
- Основы актерского мастерства по методике З.Я.Корогодского. - М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2008. - 192 с.
- Першин М.С. Пьесы-сказки для театра. - М.: ВЦХТ ( «Репертуар для детских и юношеских театров»), 2008. – 160 с.
- Попов П.Г. Жанровое решение спектакля. - М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2008. – 144 с.
- Скрипник И.С. Театр теней. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 221 с.
- Скурат Г.К. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и подростками. - Спб.: Речь, 2007. – 144 с.
- Ткачева Е.М. Пьесы. - М.: ВЦХТ («Репертуар для детских и юношеских театров»), 2008. – 176 с.
- Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности: Программа и репертуар. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.–160 с.
- Я познаю мир: Театр: Дет. энцикл./ И.А.Андриянова-Голицина. – М.: ООО «Издательство АСТ». –2002. – 445с.
Приложение
Краткое содержание занятий.
- Вводное занятие.
Цель: дать понятие о театре, как виде искусства, который отражает реальность в действии, его значении в жизни людей.
В ходе занятия можно использовать творческие задания на драматизацию: игра «Зарядка» (детям предлагается сделать несколько таких упражнений, какие по утрам могут делать пожарники, космонавты (или кем они хотят стать в будущем?)).
- История развития театра.
Цель: дать понятие о зрелищах, которые проводили древние люди.
Учащимся на занятии предлагается придумать сценарий сцены охоты на кабана по вопросам:
- Как охотник собирался на охоту?
- Кто первым напал охотник или кабан?
- Как охотник защищался от кабана?
- Как кабан уклонялся от ударов охотника?
- Что выкрикивал охотник?
- Как рычал кабан?
- Чем закончилась охота?
- Как охотник возвращался в свою пещеру?
- Кому и как он рассказывал об охоте?
- Виды театрального искусства.
Цель: дать общее понятие о видах театрального искусства и конкретно об импровизации, как театральном произведении, создаваемом без специальной подготовки.
Здесь уместно использовать сценическую импровизацию по сценарию, составленному на предыдущем занятии «Охота на кабана», а также практически затронуть декламацию стихотворений, изученных в урочное время или детьми самостоятельно.
- Имитация и пародия.
Цель: дать общее понятие об имитации и пародии, отличие одного вида искусства от другого.
На занятии используется игра «Угадай, кто я? Угадай, что я?». Её суть в том, что учащиеся изображают известных узнаваемых людей или предметы, а присутствующие стараются угадать кого или что показали.
- Формирование мышечной свободы.
Цель: научить учащихся максимально свободно владеть своим телом.
Для реализации данной цели можно предложить учащимся следующие задания:
- дети находятся на ковре и под спокойную музыку придумывают сказку про котика, который нежится на солнышке, потягивается, умывается или царапает лапками с коготками коврик.
- рассказать о том, что все эмоции обычно «написаны» у человека на лице (изобразите), а ребятам нужно попробовать изобразить эти эмоции руками: например, правая сторона изображает руками радость, левая –испуг, правая –грусть, левая –волнение и т.д.
- Произвольное внимание.
Цель: развитие произвольного внимания, как новообразования детей данного возраста.
В ходе упражнения учащимся предлагается изображение нескольких предметов, затем учитель просит показать те предметы, которые дети запомнили. Можно провести соревнование «Кто последний?»
- Знакомство с основными жанрами устного народного творчества.
Цель: повторить, что относится к основным жанрам устного народного творчества: потешки, частушки, скороговорки, небылицы и т.п.
При повторении используйте декламацию, импровизацию ( с ними дети уже знакомы), а также «постановку живых картин» - эта такая форма драматизации, известная в методике русского языка ещё с начала 20 века. «Живая картина - это момент из художественного произведения, запечатленный не на полотне, а в позах, выражении лиц, стиле одежды персонажей, реквизите».
- Упражнения на развитие воображения.
Цель: развитие воображения младших школьников.
1). «Ловилки»
Всем людям с детства приходится кого –то или что –то ловить. Попробуйте изобразить, как они это делают. Покажите, как …
-вратарь ловит мяч;
-зоолог ловит бабочку;
-рыбак ловит большую рыбу;
-домохозяйка ловит муху;
2). Представьте мимикой и походкой:
-встревоженного кота;
-грустного пингвина;
-разгневанного поросёнка.
3). Воспроизвести по памяти физические ощущения: холодно, жарко, больно, страшно.
- Искусство переживания. Театрализация по русским народным сказкам.
Цель: воспитание нравственности через театрализованное представление.
Можно использовать такие русские народные сказки, которые способствуют формированию таких качеств, как сопереживание, любовь к ближнему, взаимопомощь взаимовыручка. Например, «Петушок и бобовое зёрнышко», «Лиса, заяц и петух» и т.д.
- Специфика проведения праздников. Работа над сценарием праздника «Новогодние забавы»
Цель: показать отличительную особенность проведения праздничного представления от простого театрального спектакля.
Можно вспомнить одно из импровизационных театральных представлений и предложить детям подумать, чем оно будет отличаться от новогоднего. Затем совместно с учащимися можно составить сценарий предстоящего новогоднего утренника.
- Упражнение на память физических действий.
- Игра «Школа»
Есть школа для ребят, но нет школы для котят, щенят, поросят. Предложите детям пофантазировать на тему «школа для котят (и т. д.)» - как котята будут идти в школу, что они будут там изучать, как они будут себя вести, за какими партами они будут сидеть, что у них будет в портфелях, какие оценки им будут ставить.
- Игра «Следы»
Предложите ребёнку понаблюдать за тем, какие следы оставляет кошка, собака, птичка (это особенно хорошо видно на снегу), расскажите и нарисуйте, или попросите нарисовать ребёнка, какие следы оставляют другие животные.
А после этого пофантазируйте - какие следы оставляют Баба-Яга, или Водяной, или Кощей Бессмертный, или Леший, или Кикиморы, или Колобок и т. д.
- Выразительные средства звучащей речи: тембр, темп, мелодика, интонация, ритм.
Цель: дать понятие о таких средствах выразительной речи, как тембр, темп, ритм, интонация, мелодика; показать на примере стихотворений (их можно подобрать самостоятельно).
Можно использовать программные поэтические произведения или произведения, входящие в круг детского чтения, например,
Саша Чёрный «Про девочку, которая нашла своего мишку».
В . Берестов «Про машину».
С. Маршак «Цирк Шапито», «Дождь».
13. Способы передачи сценического образа. Практические этюды на внимание и фантазию.
Цель: показать, как с помощью мимики, жестов можно передать суть сценического образа, характер героя, его положительные и отрицательные стороны.
Начать занятие можно с игры «Поймать», суть которой в том, чтобы предложить ребёнку изобразить, как вратарь ловит мяч, а как он будет ловить шайбу зубами? Как ловят бабочку? А как рыбу? Как пытаются вытащить огромную рыбину? И т.п.
Следующее упражнение: представьте мимикой и походкой игривого котёнка; грустного щенка; разгневанного пирата.
14.Эмоции и образ слова.
Цель: на примере басен И.А. Крылова показать, как слово может выражать эмоции и раскрывать образ героев и смысл произведений.
Выразительное чтение басен И. А Крылова «Ворона и лисица», «Голубка и муравей», «Стрекоза и муравей». Кроме этого уместно использовать анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики, изображенных на них героев, также произнесение отдельной реплики героя произведения с установкой не только интонации, но и пластики.
15.Особенности лирического произведения. Выразительное чтение стихотворений, вошедших в круг детского чтения.
Цель: показать отличие лирического произведения от бытового или волшебного; продолжать работу над выразительными средствами звучащей речи.
Г.Граубин «Шишкопад»
Т.Золотухина «Лужи – зеваки», «Метель»
В.Бирюков «Сентябрь»
И.Токмакова «Туман», «Осень», «Медведь»
16.Особенности авторской и народной сказок, их отличия.
Цель: выявить отличия авторской и народной сказок.
Для работы желательно брать сказки, которые объединены общей темой и похожи , например, русская народная сказка «Морозко» и сказка В.Одоевского «Мороз Иванович».
17. Театрализация по сказкам «Морозко» и «Кошкин дом».
Цель: используя изученный материал поставить драматизацию развернутой формы по сказкам «Морозко» и «Кошкин дом».
Это занятие –своего рода итоговое. Поэтому на нём необходимо использовать и анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики, изображенных на них героев, также произнесение отдельной реплики героя произведения с установкой не только интонации, но и пластики, и чтение по ролям. Только затем выбрать героев для главных и второстепенных ролей и пробовать драматизацию (инсценирование) развёрнутой формы.
18. Жанры устного народного творчества. Прибаутки. Шутки. Драматизация.
19. Декламация стихотворений. Мелодика чтения.
Цель: продолжать работу над средствами выразительности на примере произведений С.Михалкова «Щенок» и С.Есенина «Берёза»
20. Знакомство с зарубежной сказкой. Особенности её стиля и языка.
Цель: познакомить детей с зарубежной сказкой, найти особенности её построения на примере сказки Ш.Перро «Золушка».
На занятии необходимо использовать все виды драматизации: анализ портрета; постановку живых картин; чтение по ролям; драматизация развернутой формы.
21. Потешки, колыбельные, скороговорки. Образ сказочника. Мудрость сказки. Образ рассказчика. Проза.
Цель: вспомнить ранее прочитанные потешки, скороговорки, колыбельные, найти их отличия.
На примере сказки «Лягушка-царевна» узнать, что такое мудрость сказки, придумать и обсудить образ сказочника, образ сказки.
22. Инсценированные русских народных сказок «Лягушка – царевна», «Теремок», «Рукавичка». Упражнения в движении и пластике. Самостоятельный выбор ролей.
Цель: используя ранее пройденный материал, поставить драматизацию сказок «Лягушка – царевна», «Теремок», «Рукавичка».
В ходе занятия использовать упражнения на пластику («Колонна» или «Столбик» когда необходимо удержать равновесие с помощью пластики). Выбрать роли для постановки сказок, используя различные виды драматизации.
23. Импровизация по литературному произведению.
Цель: используя стихотворения О.Григорьева «Яма», «Повар», «Хо-хо, хе-хе», учиться обсуждать ситуации, в которые герои попадут после описанных событий.
На занятии вспомнить импровизацию данных стихотворений, придумать им продолжение.
24. Понятие «монолог».
Цель: с помощью басен С.Михалкова, выяснить «Что значит слово «монолог»?
Детям уже известны такие термины, как «монологическая речь» и «диалогическая речь». На данном занятии дети учатся читать басни С.Михалкова, используя монолог.
25. Драматизация.
Цель: научиться понимать значение слова «драматизация».
На занятии детям предлагается выучить стихотворение «Щенок» и рассказать его на сцене, используя драматизацию.
26. Тренинг «Контакт».
Цель: сделать упражнение на доверие, повторить ранее изученное упражнение на пластику и движение.
27. Практические этюды. Драматизация.
28. Пьеса – основа спектакля.
Цель: выяснить на уроке понятие слова «пьеса».
Начать подготовку своей пьесы.
29. Идейно-тематический разбор текста.
Цель: познакомить детей с такой вещью, как прогнозирование. Научить их определять тему текста.
30. «Зерно» события. Поворотный момент. Деление текста пьесы на части.
Цель: научить детей находить в тексте «поворотный момент».
В ходе урока взять текст сказки («Теремок»), найти с детьми в ней «поворотный момент». Далее разделить сказку на части.
31. Событийный ряд.
Цель: составление плана пьесы.
В ходе урока разбить пьесу на части, выявить драматизацию каждой части плана.
32. Световое и музыкально- шумовое оформление спектакля.
Цель: разобрать значение музыки в драматизации.
Взять на занятии текст, прочитать его, понять его основную мысль и в ходе урока подобрать к нему музыкальные произведения.
33. Балет. Опера. Оперетта.
Цель: дать понятие о таких жанрах, как балет, опера, оперетта.
На занятии - прослушивание записей классической музыки разных жанров: балет, опера, оперетта.
34. Грим. Декорация. Занавес. Костюм. Маска.
Цель: раскрыть понятие новых слов – «грим», «декорация», «занавес».
На занятии придумать и сделать маску, обыграть её. Далее детям предлагается игра «Кто это?»
35. Классификация игр.
Цель: раскрыть понятие слова «игра». Познакомить детей с разнообразием игр.
Можно заранее подобрать одну - две игры, и на уроке поиграть вместе с детьми.
36. Социально-ролевые игры и игры-эпопеи.
Цель: импровизация в социально-ролевых играх и играх-эпопеях.
Целесообразно связать эту тему с региональным компонентом, социально-ролевые игры представить играми кубанской семьи, а игры – эпопеи – историческими моментами своего региона.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие "Знакомство с профессией актер"
занятие...
Программа по театрализованной деятельности старших дошкольников "Театр маленьких актеров"
Мной разработана программа по эмоциональному и артистическому развитию старших дошкольников с подробными конспектами занятий. Кроме того, в программу помещена диагностика артистических способнос...
План - программа кружка "Маленький актер"
Перспективное планирование кружковой деятельности "Маленький актер" на основе программы Татьяны Григорьевой для детей 4-7 лет...
презентация "Грим актера"
Презентация "Грим актера",где нагладно показаны основы простого гримма актера...
презентация "Мастерство актера"
Презентация "Мастерство актера."рассказывает детям о истории театра и появлению актеров....
«Наш дом – театр, а дети в нем актеры»
Цель: Учить родителей обогащать детей новыми впечатлениями, переживаниями, организовать совместные виды деятельности в домашних условиях. Проявлять инициативу в организации сюжетно – ролевых игр...
Творческий проект с детьми 3-7 лет по театрализованной деятельности «Развитие творческой активности детей через театрализованную деятельность: Мы актеры».
Проект по театрализованной деятельности для работы с детьми 3-7 лет позволяет расширить и углубить знания детей о театральном искусстве. Разработанные циклы театрализованных игр и методические рекомен...