Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Цель: Продолжать учить правильно произносить звуки «С,Сь» в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звуков «С,С», Продолжать учить правильно произносить звуки «С,С» в слогах и словах, предложениях.
Учить определять наличие звука в словах, место звуков в словах;
Упражнять в правильном употреблении обобщающих терминов
Коррекционно-развивающие:
Развивать артикуляционную и мелкую моторику;
Фонематический слух;
Силу ротового выдоха;
Зрительное внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать уважительное отношение друг к другу, помогать решать трудные ситуации;
Воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятию, Положительный эмоциональный настрой на занятие;
Умение слушать и слышать педагога;
Контроль за произношением собственной речи;
Материалы и оборудование:
Картинки со звуками «С,Сь», кукла девочка, Снеговик, Снегурочка, компьютер, презентация для занятия, круги разного размера, предметные картинки (Лиса-собака, сова, сорока, стакан, кастрюля ,слива, абрикос, снег, сапоги
,автобус-самолет), снежинка для упражнения на дыхание,
Предварительная работа:
Беседы о зиме, знакомство со звуками «С,Сь», развитие фонематических восприятий.
- Организационный момент.
Сегодня мы с тобой познакомимся с моей давней знакомой девочкой Светой. Давай поздороваемся с ней?
Света хочет сегодня поиграть с нами, и приготовила для нас с тобой одно задание. Давай посмотрим и подумаем, о чем сегодня мы поговорим?
(Показ презентации на компьютере )
Давай посмотрим, что приготовила Света.
( Ребенок называет каждую картинку пока идет презентация)
Снежинка
Снеговик.
Снегурочка.
Снежок.
Л о г о п е д. Ты правильно назвал картинки. Подумай, от какого слова образованы слова снежинка, снеговик, Снегурочка, снежок.
- Эти слова образованы от слова снег.
Л о г о п е д. Вспомни еще несколько слов, образованных от слова снег.
(Если трудно выполнить задание, логопед оказывает им помощь, продолжая просмотр презентации.)
Л о г о п е д. Как называются первые цветы, появляющиеся из-под снега?
- Подснежники.
Л о г о п е д. Какую бабу слепили из снега?
-Снежную.
Л о г о п е д. Каким станет парк, если его занесет снегом?
- Заснеженным.
Л о г о п е д. Когда идет сильный снег, как мы это называем?
- Снегопад.
Л о г о п е д. как ты думаешь, почему сегодня занятие началось с разговора о снеге?
Потому что наступила зима.
Л о г о п е д. Правильно. Сегодня наше занятие будет связано с зимой, а также вспомним звуки, с которыми играли на прошлом занятии.
Света не занималась с нами ,и не знает с какими звуками мы играли. Давай вспомним и назовем их для нее.
2 Характеристика звуков С Сь по артикуляционным и акустическим признакам:
Логопед демонстрирует картинки-символы звуков С Сь.
- Вспомни, с какими звуками мы играли на прошлом занятии?
С,С
Перед зеркалом, когда мы произносим звук С:
-губки в свободном положении;
-язычок лежит спокойно во рту;
-горлышко « не работает».
Символ звука С – ...
Звук С петь нельзя, т.к. язычок создаёт преграду воздуху. Этот звук согласный, твердый, глухой (горлышко « не работает»), поэтому мы обозначаем звук С синим кружком.
А это символ звука Сь :
Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой.
Обозначение-зеленый кружок .
Молодец, Света тоже теперь знает про звуки С, С
Угадай , кто еще сегодня будет у нас в гостях:
Зимних сугробов родня….(Снеговик)
Сегодня Свете приснился сон, как будто она подружилась со снеговиком. У снеговика случилась беда. Он должен со Снегурочкой собрать своих друзей – зверюшек на Новый год, а Снежная королева замела все пути, дорожки и снеговик не может добраться до Снегурочки, ему нужно помочь. Мы с тобой, Светой и должны выполнить задания Снежной королевы. Снеговик привёз красивые конверты, в которых находятся задания от Снежной королевы. Откроем первый конверт и узнаем первое задание.
3.Артикуляционная гимнастика (выполняется сидя перед зеркалом).
У снеговика лопата, чтобы расчистить снег, выполним упражнение «Лопаточка»
Покажи ему, какие у тебя ровные зубы упражнение «Забор».
Во дворе высокая горка, выполним упражнение «Горка».
Убери язычок за зубки и покажи, какие они у тебя чистые, выполним упражнение «Почистим нижние зубки».
(Показ упражнений с показом презентации )
А теперь оставь язычок за нижними зубами, сомкни зубы, улыбнись и пусти ветерок (ребёнок произносит: с – с – с). У тебя получился любимый звук снеговика.
Логопед открывает второй конверт и называет второе задание.
4. Развитие речевого дыхания.
Логопед достаёт из конверта снежинку и предлагает выполнить упражнение «Подуй на снежинку»,
Логопед: сядь прямо, плечи не поднимать, щёки не надувать, дуй на снежинку.
Молодец, ты правильно выполнил второе задание Снежной королевы.
5.Произнесение слогов.
Когда утром Света проснулась и увидела за окном Снеговика из ее сна, она решила ему помочь. Но без нас ей не справится. Она пошла к нам в детский сад за помощью. Шла Света, а под ногами снег скрипит: С-С-С (аналогично мягкий звук).
Ребенок поочередно прижимает ладошки к столу и произносит звуки.
По дороге Света решила еще поиграть немного и стала лепить из снега комки . Давай мы представим, что лепим комочки и будем произносить слоги со звуками С,Сь.
Ребенок сжимает ладошки и поочередно повторяет за логопедом слоговые ряды:
Са-са-са си-си-си
Ос-ос-ос ся-ся-ся
Аст-аст-аст ыс-ыс-ыс
Ост-ост-ост сэ-сэ-сэ
6. Физминутка «Зима»
Морозы трескучие,
Снега сыпучие,
Ветры вьюжные
Метели дружные.
7. Произнесение слов.
Логопед открывает конверт и называет следующее задание.
Посмотри, какой большой ком из снежинок получился у нас, но он не катится. Давай уберем с него все лишнее, чтобы ком получился круглый.
(На столе картинки в виде большого кома)
Помоги Свете и Снеговику, убери те картинки, в названии которых нет звуков «С,С»
(Ребенок выполняет)
8. Определение позиции звука в словах.
Все равно, какой большой ком у нас получился! Давайте разделим его на 3 кома поменьше и выполним следующее задание Снежной Королевы.
Слова, где с и сь есть в начале слова пригодятся для одного кома, в середине слова для другого, а в конце слова для третьего.
(картинки заменяются кругами разной величины)
Теперь эти комки очень крепко соедини. А для этого нужно все картинки собрать парами так, чтобы слова в парах подходили друг другу:
Лиса-собака сова-сорока
Стакан-кастрюля слива-абрикос
Снег-сапоги автобус-самолет
(Ребенок составляет пары, проговаривая каждое слово и называя каждую пару соответствующим обобщающим термином.)
Проверим, крепко ли соединены между собой комки? Закрой глаза, я переверну часть картинок, а тебе нужно будет вспомнить их и назвать.
(Перевернуть в каждой паре по одной картинке, ребенок восстанавливает пары)
9«Снежный лабиринт»
У нас осталось выполнить 1 задание и тогда Снеговик попадет к Снегурочке и освободит друзей.
Логопед показывает на экран и предлагает найти дорожку к Снегурочке. Ребёнок ищет дорогу в лабиринте при этом произносит звук (С –С – С), затем (Сь-Сь-Сь)
(на экране появляется Снегурочка)
10. Итог занятия. Ты правильно выполнил все задания Снежной королевы снеговик и Снегурочка со своими друзьями могут встретить Новый год. Они благодарят тебя за твою помощь и дарят тебе красивый праздничный султанчик. Свете тоже пора идти домой, а наше занятие подошло к концу. Кому сегодня помогли?
С кем познакомились?
Какие звуки мы сегодня повторяли? Давай их еще раз произнесем.
Районный конкурс методических разработок «Организация режимных моментов в ДОУ в условиях реализации ФГОС »
МДОУ «Судский детский сад «Теремок»
Демичева Елена Сергеевна
Учитель-логопед
Номинация: «Индивидуальная работа»
Конспект индивидуального логопедического занятия: «Мы со звуками «С, Сь» играем…»
Суда 2018 год.
Демичева Елена Сергеевна.
Учитель-логопед МДОУ «Судский детский сад «Теремок»
Образование средне-специальное, в данный момент закончила 2 курс ЧГУ факультет специальной педагогики и психологии , специальность :дошкольная дефектология.
Стаж работы в данном учреждении 12,5 лет . В данной должности 10 лет.
Высшая квалификационная категория.
Подготовительная к школе группа компенсирующей направленности.
Список литературы.
Библиотека журнала «Логопед».
Методическое пособие «Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками» - Москва 2008, ТЦ «Сфера».
Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранени...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(выпускная квалификационная работа) в виде проекта...
Обобщение опыта на тему: "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей".
В материале описывается как приемы мнемотехники эффективно влияют на развитие связной речи дошкольников....
презентация: "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста"
Мнемотехника - это система методов и приемов обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, помогающих эффективно запоминать стуктуру расска...
Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста.
Речь-великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взглды и убеждения, оказыва...
"Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста"
Презентация "Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста" (в 3-х частях), описание слайдов...
ИННОВАЦИОННЫЙ ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей»
СОДЕРЖАНИЕ 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА...