«Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в играх с детьми»
консультация на тему
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка – развитие ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_bloki_denesha_palochki_kyuizenera.docx | 20.12 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в играх с детьми»
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка – развитие ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое.
Обучающие логико – математические игры специально разрабатываются таким образом, чтобы они формировали не только элементарные математические представления, но и определённые, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний и их применения к решению разного рода задач.
В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако, возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в в частности математического, развития мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного возраста, дают немногие. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем и палочки Кюизенера для ранней логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики.
Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями. Развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификации, обобщение), логическое мышление, творческие и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение). Играя с блоками Дьенеша, ребёнок выполняет разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определённым правилам, перестроение и др.). Блоки Дьенеша предназначены для детей от трёх лет.
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
- Четырёх форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);
- Трёх цветов (красные, синие и жёлтые);
- Двух размеров (большие и маленькие);
- Двух видов толщины (толстые и тонкие).
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.
Для начала надо познакомить ребёнка с блоками. Выложите перед ребёнком набор и дайте ему вволю наиграться с деталями: потрогать, перебрать, подержать в руке. Чуть позже можно предложить следующие задания:
Найди все фигуры такого же цвета, как эта (покажите, например жёлтую фигуру). Затем можно попросить ребёнка показать все блоки треугольной формы (или все большие фигуры) и т.д.).
Дай мишке все синие фигуры, зайчику – жёлтые, а мышке – красные; затем распределяем фигуры по размеру, форме и толщине.
Перед ребёнком выкладывается несколько фигур, которые можно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребёнок должен заметить изменения.
Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребёнка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).
Выложите три фигуры. Ребёнку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, размеру или толщине).
Найди такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.
Продолжи цепочку, чередуя детали по цвету: красная, жёлтая, красная, жёлтая (можно чередовать по форме, размеру, толщине).
Выкладываем цепочку, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и т.д.).
Выкладываем цепочку так, чтобы рядом были одинаковые фигуры по размеру, но разные по форме и т.д.
В зависимости от возраста детей можно использовать не весь комплект, а какую – то его часть: сначала блоки разные по форме, цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12 штук), затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки) и в конце - полный комплект фигур (48 штук). Это важно, так как чем разнообразнее материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит, и сравнивать, и классифицировать, и обобщать.
Во всем мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком X. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и кончая старшими классами школы. Палочки Кюизенера называют еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками.
Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету.
Числовые фигуры, количественный состав числа из единиц и меньших чисел – эти неизменные атрибуты монографического метода, как, впрочем, и идея автодидактизма, оказались вполне созвучными современной дидактике детского сада. Палочки легко вписываются сейчас в систему предматематической подготовки детей к школе как одна из современных технологий обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использовуем блоки Дьенеша и палочки Кюизенера в играх с детьми
Подобранные консультации помогут родителям стать помощников в обучении детей развивающим играм с блоками и калочками, познакомят родителей с этими пособиями....
Консультация "Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в играх с детьми"
Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в играх с детьми...
Консультация для педагогов с запланированными ошибками «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми по развитию умственных способностей»
Материал для работы с педагогами ДОУ...
Семинар-практикум «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста»
Семинар-практикум для педагогов «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста»...
Презентация к семинару-практикуму «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста»
Презентация к семинару-практикуму для педагогов «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста»...
консультация для воспитателей " Использование блоков Дьенеша и палочек Кьюизенера в играх с детьми среднего возраста"
В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Наиболее эффективным пособием являются блоки Дьенеша и палочки Кьюизенера....
«Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста»
laquo;Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста»...