творческо -исследовательский проект "Тайны Азовского моря"
проект (старшая группа) по теме

Липилина Ирина Игоревна

   Целью  проекта «Тайны Азовского моря» является создание условий для углубленного изучения отдельных представителей ихтиофауны (совокупности рыб) Азовского моря.

 Основными задачами проекта являются:

- формирование у детей экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней;

- осознание воспитанниками необходимости экологически ориентированного взаимодействия с природными объектами;

- развитие интереса к обитателям Азовского моря;

- формирование представлений о рыбах родного края;

- развитие творческих способностей через художественно-прикладное искусство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tayny_azovskogo_morya.doc166.5 КБ

Предварительный просмотр:

           Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался ее дарами, не задумываясь о последствиях. Не секрет, что нерациональное использование природных ресурсов привело к ухудшению экологической обстановки, и сегодня это одна из наиболее острых проблем не только в нашей стране, но и на планете в целом. Негативные последствия человеческой деятельности выражаются в загрязнении атмосферного воздуха, почвы и водной среды, что, в свою очередь, оказывает воздействие на здоровье людей. В наше время невозможно найти индустриально развитый населенный регион, перед которым не стояла бы подобная проблема.

        Основными источниками негативного влияния служат промышленные предприятия, которые есть, конечно же, и в нашем регионе. Они оснащены устаревшими очистными сооружениями и загрязняют водоемы сельскохозяйственными ядохимикатами  и десятками других вредных веществ, сбрасываемых со сточными водами и оказывающих отрицательное воздействие на состояние природных водоемов и их обитателей.

          В настоящее время большое значение приобретает экологическое воспитание подрастающего поколения. Ведь именно дошкольное детство- период, когда закладываются основы для формирования правильного отношения к окружающему миру. Но, учитывая то, что в современных семьях не уделяется должного внимания вопросам воспитания экологической культуры, краеведению, изучению животного и водного мира, дошкольное учреждение выступает первым звеном системы непрерывного экологического образования. Перед педагогами стоит такая задача, как можно раньше приступить к формированию у детей основ экологической культуры.

           Для организации работы по экологическому воспитанию используются различные формы и методы. Один из наиболее эффективных - метод проектов, который позволяет интегрировать разные образовательные области, способствует созданию атмосферы постижения нового путем организации познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности, а также условий для сплочения участников проекта.
           
Целью нашего проекта «Тайны  Азовского моря» является создание условий для углубленного изучения отдельных представителей ихтиофауны (совокупности рыб) Азовского моря.

   Основными задачами проекта являются:

- формирование у детей экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней;

- осознание воспитанниками необходимости экологически ориентированного взаимодействия с природными объектами;

- развитие интереса к обитателям Азовского моря;

- формирование представлений о рыбах родного края;

- развитие творческих способностей через художественно-прикладное искусство.

             Участники проекта:

- педагоги;

- воспитанники группы «Матрешки»;

- родители.

              Для решения поставленных задач используются следующие формы и методы работы:

- опрос детей и родителей для выяснения уровня информированности по теме проекта;

- наблюдение за живыми рыбами в аквариуме;

- изучение их внешнего вида, рассматривание через микроскоп и лупу;

- рассматривание фотографий и рисунков рыб разных видов;

- просмотр фильмов о водных просторах и рыбных запасах Азовского моря;

- эксперименты «Чья чешуя?», «Что за икра?», «Форма, длина».

       

          В реализации проекта предусматривается 3 этапа в соответствии с разработанным календарно-тематическим планом работы (приложение 1):

1.Подготовительный этап:

- изучить методическую и научно-популярную литературу по теме проекта.

- организовать консультации по темам: «Рыбы Азовского моря», «Где можно познакомить детей  с представителями ихтиофауны Азовского моря?»

- провести анкетирование родителей (приложение 2)

2.Практический этап:

- проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми по образовательным областям «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникации», «Чтение художественной литературы» (Приложение 3,4).

3.Заключительный этап:

- составление коллекции рыб, обитающих в Азовском море;

- оформление коллажа «Чудо-море»;

- Выставка «Рыбы Азовского моря».

         Итогом реализации проекта «Тайны Азовского моря» должна стать совместная творческая работа детей, педагогов и родителей по изготовлению буклетов «Ты мне нравишься, рыбка!» и портфолио проекта, выполненные  по рассказам воспитанников о своих поделках. Также предполагается оформление мультимедийной и стендовой презентации проекта.

     

 Приложение 1.

Срок проведения

Мероприятие

Содержание работы

Сентябрь, октябрь

Сбор информации педагогами по теме «Водный мир Азовского моря»

Изучение методической, научно-популярной и художественной литературы

Ноябрь, декабрь

Анкетирование детей и родителей

Определение уровня информированности и заинтересованности родителей предложенной темой

Декабрь, январь

Создание предметно-развивающей среды для реализации проекта

Подбор и размещение в свободном доступе для детей фотографий, иллюстраций, открыток, фотоальбомов «Азовское море».

Февраль, март, апрель

Организация основной образовательной деятельности с интеграцией образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Труд», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Здоровье», « Музыка»

Проведение непосредственно образовательной деятельности по темам: «Азовское море, открой нам свои тайны!», «Обитатели Азовского моря», «Мечта рыболова», «Ты мне нравишься, рыбка!»

Проведение викторины «Хищные и не очень обитатели нашего моря»

Февраль, март, апрель

Совместное творчество взрослых и детей

Оформление семейных фотогазет «Я и море».
Создание дидактического альбома «Есть  у нас такие рыбы»

Выпуск буклетов «Ты мне нравишься, рыбка!»

Оформление портфолио проекта

Март

Подготовка презентации проекта «Водный мир азовского моря»

Создание мультимедийной и стендовой презентаций

Апрель

Презентация проекта в ДОУ

Презентация проекта на педагогическом совете и родительском собрании

Приложение 2.

Анкета для родителей по вопросам ознакомления детей с обитателями Азовского   моря и взаимодействия в рамках проекта.

Уважаемые родители!

Предлагаем вам ответить на несколько вопросов. Это поможет педагогам при организации работы над иследовательско-творческим проектом «Тайны Азовского моря»:

1.Известно ли вам о многообразии обитателей Азовского моря?

Да

Нет

2.Согласны ли вы с тем, что ребенка нужно знакомить с водоемами и их обитателями?

Да

Нет

3.Выезжаете ли вы отдыхать к водоемам вместе с детьми?

Да

Нет

4. Как  вы относитесь к рыбалке? Берете ли вы с собой ребенка?        

Да

Нет

5. Даете ли вы детям возможность рассмотреть чешую, плавники и т.д., сравнить разных рыб?

Да

Нет

6.Показываете ли вы детям рыб на ярмарке, базаре, в магазине или в других подходящих ситуациях?

Да

Нет

7.        Знакомите ли вы детей с литературой (энциклопедиями, стихами, рассказами), посвященной водным просторам родного края?

Да

Нет

8.        По вашему мнению, информация о водоемах и рыбах родного края расширяет кругозор ребенка?

Да

Нет

9.        Как вы относитесь к тому, что в группе будет организован проект «Тайны Азовского моря»?     

 

10.        Какую информацию по организации и содержанию проекта вы хотите получить от воспитателей ДОУ?

11.        Желаете ли вы вместе с ребенком принять участие в работе над проектом «Тайны Азовского моря»?

12.Какую помощь вы сможете оказать при работе над проектом?( например, участвовать в организации выставки, оформлении коллекции рыб Азовского моря, поделиться знаниями или литературой, принять участие в открытых мероприятиях ,другое)

Спасибо за сотрудничество!!  

Приложение 3.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Тайны Азовского моря»

Задачи:

- знакомство детей с таким водоемом как Азовское море и его обитателями;

- обучение детей умению узнавать рыб по внешнему виду с помощью экспонатов выставки, рисунков и фото;

- развитие у воспитанников мышления и памяти с помощью загадок, стихотворений, поговорок и логических игр;

- обогащение словарного запаса и развитие речи, закрепление правильного названия рыб.

   Интеграция образовательных областей: «познание», «Коммуникация» , « Чтение художественной литературы», « Физическая культура».

Ход деятельности:

Вводная беседа (во время беседы педагог использует глобус)

Педагог: ребята, попробуйте отгадать загадку:

                На одной ноге стою,

                Головой верчу, кручу,

                Всем показываю страны,

                Реки, горы, океаны.

Дети: Это глобус.

Педагог: Правильно. Наша планета- Земля,  страна- Россия, родной город- Таганрог. А что означает синий цвет на глобусе?

Дети: Синий цвет означает воду.

Педагог: Молодцы! А какое море, например, вы знаете?

Дети: Азовское, Черное.
Педагог: Правильно, ребята. Послушайте, как пишет об Азовском море Светлана Лосева:

 Азовское море: характер игривый.

 Игриво несётся волна за волной.

 Азовское море, тебя не забыла.

 Сегодня мы встретились снова с тобой.

 На волнах дрейфуют знакомые чайки

 И крылышком машут, приветствуя нас.

 Они себя нынче ведут по-хозяйски.

 Их стаи вдоль берега радуют глаз.

 Я брошусь в песок. Он горяч и послушен.

 Пускай обогреет вновь тело моё,

 А море залечит уставшую душу.

 Окрепнув, она вам и песнь пропоёт.

Правда, красиво? О чем это стихотворение? Но что-то мы засиделись. Пора двигаться. Объявляется физминутка.

 Физкультурная минутка «Рыбка» (автор Т. М. Бондаренко)

Выбирается ведущий – «рыбка».

Дети читают стихотворение, а ведущий пытается их догнать.

Дети: Рыбка плавает в водице,

                Рыбке весело гулять.

                Рыбка, рыбка, озорница,

                Мы хотим с тобой играть.

Осмотр выставки «Обитатели водоемов»

Педагог: А теперь предлагаю рассмотреть обитателей Азовского моря, представленных на нашей выставке.

( Педагог с детьми рассматривают представленные экспонаты, затем проводится викторина на проверку знаний воспитанников).    

Викторина «Обитатели нашего водоема: хищники и травоядные»

   Дети отгадывают рыб по описанию и отвечают на вопрос: «Хищная это рыба или травоядная?»

Педагог: А теперь попробуйте отгадать рыбу по описанию. Итак, начинаем.

               Шепчутся речные струйки,

               Лист кувшинки шевеля.

               В серебристые чешуйки

               Нарядилась вся семья.

               В глубине мелькая зыбкой,

               Весело танцуют…

Дети:     Рыбки.

Педагог: Он в колючках, словно еж,

                В воде живет колючий …

Дети:      Ерш.

Педагог: Бабушка Ненила

                Рыбу ловила.

               Сказка кончилася вся,

                Когда поймала…

Дети:      Карася.

Педагог: Ах, ты, модница-красавица,

               Твой наряд всем очень нравится.

               За красивее плавники тебе «пятерка»,

               А зовут тебя…

Дети:      Красноперка.

Педагог: Никогда я не дремлю,

               Ловко карасей ловлю.

               Карасям – наука:

               Кто не дремлет?

Дети:     Щука.

Педагог: Проглотил наживку-

                Маленькую рыбку.

                И попался на крючок

                Серебристый …

Дети:      Судачок.

Педагог: На дне где тихо и темно

                Лежит усатое бревно.

Дети:      Сом.

Педагог: Если пляшет поплавок,

               Значит, клюнул …

Дети:     Окунек.

Педагог: То ныряет он в волну,

                То уходит в глубину.

                Голубой водою плещет,

                Молодой, веселый…

Дети:      Лещик.

Педагог: какие вы молодцы! Всех рыб угадали! Но у меня для вас есть еще задания на знание рыб.

Игра «Назови рыб по фото или рисунку»

Детям демонстрируются фотографии и рисунки разнообразных рыб, и они отгадывают, что это за рыба.

Игра « Распредели рыб по группам»

Детям предлагаются картинки, на которых изображены   хищные и травоядные рыбы.    

Воспитанники  раскладывают картинки с рыбами по соответствующим группам Например: хищные: сом, щука, вобла, окунь, судак; травоядные: сазан, красноперка, белый амур, карп, карась.

Приложение 4

Конспект непосредственно образовательной деятельности « Рыбки - мечта рыболова»

Задачи:

- формирование у детей умения самостоятельно и творчески отражать свои представления о природе разными изобразительно- выразительными средствами;

- обучение изображению рыбок комбинированной техникой (узор на вырезанном силуэте);

- знакомство с нетрадиционной техникой декоративного оформления с использованием пластилина, природного и бытового материала;

- воспитание эстетического отношения к природе.

Предварительная работа:

- просмотр фотографий, иллюстраций, открыток, альбомов «Азовское море» для обогащения художественных впечатлений детей;

- подготовка основы для коллективной композиции « Рыбки в море»;

- беседа о разных водоемах (озере, реке, море).

Оборудование: цветной картон, разные трафареты рыб, пластилин, природный и бытовой материалы (монеты, ракушки, пуговицы, горох, фасоль, семечки, чешуйки от шишек ели и сосны, фольга).

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».

                               Ход деятельности:

(Педагог читает стихотворение А.Фета « Рыбка»)

Педагог:   Тепло на солнышке. Река

                  Берет свои права.

                  В воде местами глубь ясна,

                  Над ней видна трава.

                  Чиста холодная струя,

                  Слежу за поплавком.

                  Шалунья рыбка, вижу я,

                  Играет с червяком.

                  Голубоватая спина,

                  Сама, как серебро,

                   Глаза - блестящих два зерна,

                   Багряное перо…

                                         Беседа с детьми.

Педагог: Вы прослушали стихотворение замечательного русского поэта А. Фета. Как вы думаете, почему поэт называет рыбку шалуньей? Какими словами он ее описывает?

  1. й ребенок: Шалунья - потому что она играет с червяком.
  2. Й ребенок: Поэт сравнивает рыбку с серебром. У  нее голубоватая спина, и глаза как два блестящих зерна.

Педагог демонстрирует чучело окуня. Показывает изображения других рыб, обитающих в Азовском море, называет их, обращает особое внимание на строение и форму тела. Затем предлагает детям нарисовать красивых рыбок, плавающих в море.

Уточнение творческой задачи

Педагог: Сначала мы вырежем рыбок из цветного картона, затем нанесем цветной пластилин на туловище рыбки контрастного цвета. Чешую, плавник и хвост будем украшать по своему желанию с помощью налепов и прорисовывания на нем палочкой- стекой.

Приемы и варианты декоративного оформления рыбок

     Дети по своему желанию выбирают художественные материалы и приступают к выполнению творческого задания: вырезают рыбок из картона желтого, красного, оранжевого, персикового, розового,

серебристого цветов, наносят пластилин на туловище. Затем декоративно украшают природными и бытовыми материалами. Хвост и плавники можно украсить налепами (по выбору).

      По окончании работы воспитанники рассматривают рыбок и объединяют их в общую композицию «Рыбки - мечта рыболова».

 

 Дети рассматривают  сделанную своими руками композицию.

Во второй половине дня она демонстрируется родителям воспитанников.

Приложение 5.

 

Сценарий презентации исследовательско-творческого проекта

 « Тайны Азовского моря»

( участвуют пять воспитанников, которые читают стихи)

МОРЕ АЗОВСКОЕ 

Острый мыс, весь заросший как конская грива, 
Сотни лет атакуют морские ветра.
И крутая волна развлекает игриво
На утёсе застывшего в бронзе Петра. 

Он взирает на мир по-отечески Мудро, 
Как Перун регулируя Розу ветров,
Укрощая прибой – и «барашки» как пудра 
Устилают залив, словно белый покров. 

Лихо чайки парят без единого взмаха,
И газую я их за собою маня -
Ненасытно винтом пожирает «Ямаха» 
Бирюзовый простор, мча по морю меня. 

Пенный след на воде оставляет мой катер,
И как всадник лихой я скачу по волне.
Мой сегодняшний день завершён на закате
И рыбалкой своей я доволен вполне. 

Жмётся солнце к земле, мой садок полон рыбы -
«Под завязку» тарани, рыбца и леща, -
Эх, успеть мне домой до вечерней поры бы,
Не кружиться в потёмках, «свой» берег ища! 

Но не дремлет влюблённость моя колдовская -
Здесь пристанище милое блудной души.
Тянет море магнитом домой не пуская,
Словно просит – не поздно ещё, не спеши… 

Стало мне колыбелью давно это ложе.
Да и белые чайки по духу родня -
Я безвылазно жил здесь, когда был моложе.
И сейчас я без моря не мыслю ни дня! 

Здесь на рейдах ночных у Таганьего Рога
Я «точил» мастерство стихотворных речей,
И пленялся мечтательно лунной дорогой,
И величием чёрных безлунных ночей – 

Сколько звёзд наверху и «туманностей прочих» -
Млечный путь небосклон убелил как парша! 
И укрывшись «до ног» чёрным бархатом ночи
Море гладит борта, тихой зыбью шурша. 

Утром воздух морской одуряюще вкусен,
И на палубе густо искрится роса.
А вдали бурлаком, словно ниточку бусин,
Тянет ветер лихой белых яхт паруса. 

Как я нежно люблю этот рая кусочек.
И его променять на другую красу
Никогда не смогу – пусть не Ялта, не Сочи,
Но любовь эту в сердце всю жизнь я несу! 

Как донских рукавов привлекательны устья, 
Острова в обрамлении ив и осок.
И, немного совру для правдивости пусть я, -
Лучший в мире у нас на Чумбуре песок. 

Крики чаек полезны для каждого уха,
Запах рыбы живой всюду чуют носы.
Тонут ноги в объятьях песчаного пуха
У хрустальных затонов Должанской косы. 

Не бывает морей для здоровья полезней.
Хоть не очень прозрачна вода и пресна,
Но излечит безропотно массу болезней.
Да и пляжный сезон открывает весна! 

И пусть наши края не у многих в фаворе,
Дифирамбы мои пусть для многих смешны, 
Я всех в гости зову на Азовское море -
Здесь здоровье не требует толстой мошны. 

Стендовая презентация: участники проекта рассказывают л выполненной ими исследовательско-творческой работе и по очереди демонстрируют рыбу, сделанную своими руками.  

Вобла.

Педагог: Начнем нашу презентацию с рассказа о вобле.

1-й ребенок: Вобла- рыба, которая часто встречается в Азовском море. Про воблу даже загадка есть: « Ног нет, а движется, перья есть, а не летает , глаза есть, а не мигает».Вобла не может моргать, потому что у нее нет век. Плавники ее похожи на перья, а хвост- на руль. Тело у воблы покрыто серебряной чешуей. Спинка темная, а бочки и брюшко светлые. Ловится на червячков .Обычно вобла живет не более восьми лет. Из спинок воблы готовят космическое питание. Воблу также солят, вялят на солнце, связывают в чалки.

Педагог: Большое спасибо. А теперь послушаем рассказ об окуне.

Окунь.

2-й ребенок: Разная рыба водится в наших краях, но самые красивые, самые смелые – окуни. «Окунь по утрам клюет, окунь червяка берет»,- говорят заядлые рыбаки. Окунь - красивая небольшая рыбка. У него темная спинка, светлые бока с поперечными темными полосками. Брюшко окуня розовое, а плавники красные. Чешуя колючая и трудно чистится. Окунь – хищная рыба, прячется среди подводных растений, поджидая добычу: смотрит не мигая, а затем с шумом, выскакивая из воды, пугает мелкую рыбешку. Зубы у него очень острые, может схватить рыбку почти своего размера. Как говорится в поговорке: «Если пляшет поплавок - значит, клюнул окунек». Среди мелкой рыбы окунь – украшение улова. « От окуня уха сладка!»- говорят любители рыбы. И в жарехе он незаменим!!!  

Сазан.

Педагог: Ребята, а теперь отгадайте загадку про следующую рыбу.

                Толстый, жирный и ленивый.

                 И по-своему красивый.

                 Кинуть бы его в казан…

                 А зовут его…..сазан!

                 Молодцы!! Теперь мы послушаем рассказ о сазане.

3-й ребенок: Сазан- крупная рыба с золотой чешуей. Чешуя, как монетка в 10 копеек, поэтому я решил сделать ему чешую из монеток. У сазана на голове у рта есть два усика и крупные глаза, но он ими не моргает. Питается сазан стебельками и семенами водных растений. Сазан водится в тихих и спокойных водах, любит заливы с небольшим течением и  заросшими водорослями. Он быстро растет: молодой сазан от 30 см и весом 500 грамм, а взрослый до 100 см и весом более 20 кг. Сазан- важная промысловая рыба. Уха из него жирная, жареный и заливной сазан всем

на объедение! Из сазана делают очень вкусные консервы. Уже давно он стал «домашней рыбой», его выращивают в прудах. Прудовый сазан называется карпом. Рыба эта очень вынослива, ее легко перевозить.

Сом.

Педагог: А про эту рыбу говорят:

                Он в самом омуте живет,

                Хозяин глубины.

                Имеет он огромный рот,

                А глазки не видны.

                Ребята, вы догадались, что это за рыба?

Дети: Сом.

  1. ребенок: Сор на самом деле больше похож на чудовище, чем на рыбу: чешуи нет, кожа покрыта густой слизью. На верхней его челюсти два длинных уса, а на нижней - четыре коротких. Спрятавшись за корягой, он выставляет усы как приманку. Рыба принимает их за червяков и подплывает. Сом открывает огромную пасть и съедает рыбу. Таким образом, сома можно назвать «хитрым рыбаком».

Папа- сом роет на дне яму, а мама - сомиха откладывает в нее икринки.

Папа- сом построил дом

Для сомят на дне морском.

Он с сомятами играл,

От врагов оберегал.

Плавая у берегов,

Их учил ловить мальков.

Подросли чуть-чуть сомятки ,

С папою играют в прятки.

         

 Щука

Педагог: А вот и следующая загадка:

                Я скажу, не хвастая:

                Рыба я зубастая.

                Тот, кто по воде плывет,

                Мне на зубы попадет.

Дети: Это щука.

  1. ребенок: Щука- рыба известная, герой многих русских сказок, она помогает Ивану-царевичу, Ереме и другим сказочным героям. Из-за темных полос на теле щуку называют речным тигром. И не зря. Она прячется в водорослях и нападает на рыб из укрытия неожиданно. Питается щука рыбой, лягушками. Охоту ведет утром и в конце дня, а ночью и днем спит. Каждое лето она меняет зубы, и  в это время  не опасна для окружающих обитателей водоема.

Никогда я не дремлю,

Быстро карасей ловлю,

Карасям – наука,

Что не дремлет щука.

Педагог: Вот какие замечательные рыбы обитают в наших водоемах. Спасибо вам ребята, что сами так много узнали о них и нам   рассказали. Но самое главное - мы с вами должны уяснить, что все рыбки могут исчезнуть, если люди не будут их беречь! Вы согласны?

Дети: Да, было все же время,

           Когда вода от рыб кипела,

          От рыб кипела и бурлила

          И славу всей стране несла!!!

          Давайте будем и сегодня

           Беречь дары природы мы!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект экологического занятия в подготовительной группе "Путешествие на дно Азовского моря"

Путешествие  на дно Азовского  моряПознавательное занятие в подготовительной к школе группеЦель: формировать представление о воде и о том , что она – составная часть всех живых организмов.За...

Выступление на РМО "Польза воды Азовского моря для здоровья человека" проектная деятельность

Вашему вниманию я представлю исследовательский проект детей подготовительной группы по теме: «Польза воды Азовского моря для здоровья человека»...

Брошюра по индивидуальному проекту "Польза воды Азовского моря для здоровья человека"

Вашему вниманию представлен проект исследовательской работы Зинченко Антона – воспитанника подготовительной к школе группы и его руководителя  Колесниковой Л.А.   и материалы...

Экологический проект «Морские обитатели Чёрного и Азовского морей»

Цель проекта: создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации творческого проекта «Обитатели Чёрного и Азовского ...

Исследовательский проект "Мир морей"

Создание условий для воспитания экологической культуры, развитие познавательных и творческих саособностей в процессе реализации проекта....

Исследовательская работа "Почему море держит"

Исследовательская работа направлена на изучение как соль модет влиять на свойства воды...