Экологический проект «Морские обитатели Чёрного и Азовского морей»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Давыдова Светлана Николаевна

Цель проекта: создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации творческого проекта «Обитатели Чёрного и Азовского морей».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_obitateli_morya.docx39.35 КБ

Предварительный просмотр:

Керченское коммунальное дошкольное учебное заведение компенсирующего типа для детей с нарушением зрения №46 «Солнышко» Керченского городского совета АРК      

        

        

                                         

                                                      Воспитатель: Давыдова Светлана Николаевна

                                                      Специалист высшей категории

                                                      Стаж работы 31 год

г. Керчь 2013г.

Экологический проект  «Обитатели Чёрного и Азовского морей»

Тип проекта: информационно-творческий

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.

 По количеству участников: коллективный.

 Продолжительность проекта: 2 недели.

Актуальность проекта:

    На сегодняшний  день вопросы охраны окружающей среды стоят очень остро. Одной из причин этого является отсутствие у людей экологической грамотности и культуры. Основы экологической культуры закладываются ещё в дошкольном возрасте.

   Наш Крымский полуостров омывается Черным и Азовским морями. Что бы сохранить Чёрное и Азовское море - жемчужин юга, необходимо воспитывать у детей бережное и осознанное поведение по отношению к родной природе. Но, к сожалению, из бесед с детьми следует что, они очень мало знают о флоре и фауне Чёрного и Азовского морей. С целью осознания уникальности данных природных объектов и воспитания экологически грамотного поведения и был разработан образовательный проект «Обитатели Чёрного и Азовского  морей».

Цель проекта: создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации творческого проекта «Обитатели Чёрного и Азовского морей».

Задачи проекта:

  • Расширять представления детей о морских обитателях;
  • формировать желание пользоваться специальной терминологией;
  • формировать навыки поисковой  деятельности, развивать логическое мышление, умение на основе сопоставления фактов, результатов, наблюдений делать выводы и заключения;
  • развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое;
  • использовать различные нетрадиционные художественно-графические навыки;
  • развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, инициативу;
  • воспитывать бережное отношение к природе, учить охранять окружающую среду. 

 Предполагаемый результат:

  • владеть понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски»;
  • иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает), способах маскировки, об уникальности каждого вида;
  • знать о взаимосвязи с другими обитателями;
  • иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;
  • сформировать первоначальные навыки  экологически грамотного  поведения в природе;
  • составлять описательный рассказ о морском обитателе с использованием  опорной схемы.

Этапы реализации проекта:

1. Этап - погружение в проект.

   1. Выбор темы.

   2. Обозначение проблемы.

   3. Изучение методической литературы по теме. Беседа «Обитатели моря» (уточнение представлений у детей об обитателях моря).

2. Этап – разработка проекта.

  1. Разработать план проекта.
  2. Подобрать необходимую литературу, иллюстрационный материал, материал для игровой деятельности детей для успешной реализации проекта.
  3. Заинтересовать детей и родителей темой проекта, сподвигнуть их к совместной деятельности, направленной на достижение цели проекта.
  4. Создать необходимую базу для продуктивной и творческой деятельности детей.

3. Этап – реализация проекта.

Осуществление совместной деятельности детей и педагогов.

Цель: Активизировать познавательный интерес к обитателям морских глубин. Закрепить знания детей о разнообразии подводного мира; поощрять навыки поисковой деятельности; обогащать речь детей; формировать бережное отношение к природе.

Знакомство с географической картой Крымского полуострова. Рассматривание фотографий с морским побережьем города Керчи.

Рассматривание иллюстраций: флора Чёрного и Азовского морей, энциклопедии «Море и его мир», плаката «Обитатели моря». Просмотр видеофильма «Подводный мир».

Познавательная деятельность.

  • Беседа: «Какие разные моря»
  • Беседа: « Морские профессии»
  • НОД «Наш волшебный мир»
  • НОД «Обитатели Чёрного и Азовского морей» («Медуза», «Катран», «Морской конёк»)
  • НОД «Обитатели Чёрного и Азовского морей» («Рапана», «Краб», «Дельфин»)

 Опытно-экспериментальная деятельность

 Цель: Формировать навыки поисковой деятельности. Развивать познавательный интерес. Учить охранять окружающую среду. Иметь представления о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды. Сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе. Развивать логическое мышление, умения на основе сопоставления фактов, результатов, наблюдений делать выводы и заключения. Познакомить с условиями жизни морских животных и растений.

  • НОД «Море в опасности»

Художественно-речевая деятельность

Цель: формировать интерес к художественным произведениям различных жанров, раскрыть взаимосвязь между сказочным и реальным миром, учить выделять главную мысль произведения. Расширять словарный запас. Воспитывать любовь к родному краю.

  • Откуда Чёрное море получило своё название «Крымская легенда»
  • Чтение стихов В. Орлова «Для чего морю наряды?», И. Токмакова «Где спит рыбка?»
  • Чтение сказок: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Г. Х. Андерсен «Русалочка», Н. Шемякина «Сказка про кита», А. Кизим «Краб путешественник»
  • Чтение рассказов: Л. Н. Толстой «Акула»,  А. Синичкин, К. Конфеткин «Приключения  дельфинчика и его друзей», С. Сахарнов «Кто в море живёт?», Г. Косова «Азбука подводного мира»
  • Загадывание загадок о морских животных
  •  Обсуждение пословиц и поговорок: « Нем как рыба», «Плавает как рыба в воде», «Без труда не выловишь и рыбки из пруда», «Кругом вода, а с питьём беда»
  • Разучивание пальчиковой гимнастики «Чайка», « Рыбки»
  • Речь с движениями « Море»

Музыкально – театрализованная деятельность

Цель: учить слушать различные музыкальные произведения, импровизировать, развивать ритмику движений. В театрализованной деятельности развивать творческие, коммуникативные, актёрские  способности. Формировать интонационную выразительность речи, учить соответствовать выбранной роли.

  • прослушивание песни «Дельфины» на стихи С. Козлова из мультфильма «В порту»
  • разучивание песни «  Веселый ветер» Сл. Лебедева – Кумача, муз. И. Дунаевского
  •  Дебюсси К. «Море», «Разговор ветра с морем»
  •  Равель М. «Игра воды»
  • П. Мориа «Голубая вода»
  • Показ кукольного театра сказки «Сказка о рыбаке и рыбке» на современный лад.

Художественно-эстетическая деятельность

Цель: Познакомить с творчеством художника И. Айвазовского. Учить сопереживать художественному образу пейзажных картин, соотносить его настроение со своим, видеть средства выразительности картины, используемые художником для передачи чувств и настроений. Слушать рассказы-описания его картин воспитателем, дополняя и отвечая на вопросы, побуждать высказываться о впечатлениях при рассматривании репродукций картин, какие чувства они вызвали. Формировать эмоционально-целостный опыт отношения к природе и ее изображению в художественных картинах, учить внимательно вглядываться в окружающую природу, видеть и понимать ее красоту, ощущать гордость за землю, на которой живешь.

Рассматривание:

  • репродукций картин И. К. Айвазовского «Чёрное море», «Ураган на море», «Ночь. Голубая волна».
  • презентацию картин Марка Сузино «Подводный мир»

Продуктивная деятельность

Цель: Обучать детей различным приёмам работы с различными изобразительными средствами, умению следовать устным инструкциям, оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики. Развивать мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус и творческие способности. Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей.

  • Оригами «Морские рыбки»
  • НОД по лепке пластелинография «Необыкновенные рыбки»
  • НОД по изобразительной деятельности «Дельфины» (техника рисования на влажной бумаге)
  • НОД по аппликации «Морские волны» (техника объёмной аппликации)

Игровая деятельность

Подвижные игры

Цель: обучение основным видам движения - прыжки, бег, ходьба. Развитие координации движений, гибкости, укрепление костно-мышечного аппарата ног, туловища. Развитие внимания и умения ориентироваться в пространстве,  работать в коллективе.

  • «Море – суша»
  • «Акула и рыбаки»
  • «Море волнуется»
  • «Капитан, корабль, рифы»
  • «Удочка»
  • «Рыбаки и рыбы»
  • «Невод»
  • «Крабы»

Сюжетно – ролевые игры:

 Цели и задачи:

Создать условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре. Закреплять представления детей о профессиях взрослых.  Развивать умение детей самостоятельно готовить обстановку для игры: подбирать предметы, атрибуты, выбирать удобное место, использовать строительный материал для постройки корабля. Совершенствовать умение объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия, действовать в соответствии с общим игровым замыслом. Развивать активное речевое общение расширять и обогащать словесный запас детей, развивать воображение и фантазию.

  • «Моряки»
  • «Рыбаки»
  • «Спасатели»
  • «Путешествие на корабле»
  • «Рыбное кафе»

Коррекционные игры

Цель: Формировать зрительные представления о растительном и животном мире моря, со стадиями развития и роста рыб. Развитие ориентировки в малом замкнутом пространстве, прослеживающей функции глаза, фиксации взора, сложной формы зрительного восприятия, зрительно-моторной координации, зрительной памяти, зрительного внимания, повышение уровня зрительного анализа и синтеза, закрепление знаний о сенсорных эталонах.

  • Лабиринты «Дельфин плывёт на день рождения рыбки»
  • Шнуровка «На морском дне»
  • «Поймай рыбку», «Удочка»
  •  Пазлы «Юный натуралист» «Что сначала, что потом» (изображающие стадии развития рыб)
  • Чей силуэт
  • Целое из частей: «Дельфин», «Краб».
  • «Найди одинаковые рыбки и соедини их линиями»
  • «Составь узор из морских камешков»
  • «Танграм», «Колумбово яйцо» - составление рыбок, лодок.
  • «Найди отличия»
  • «Обведи через кальку», «Рисование по трафарету» морских обитателей.
  • «Мозайка».

Дидактические настольно-печатные игры:

Цель: Уточнить и закрепить знания детей об обитателях моря. Развивать внимание, зрительную память, мышление, быстроту реакции, находчивость, умение доказывать правильность своего суждения.

  • «Остров сокровищ»,
  • «Морское путешествие
  • «Путаница»
  • «Где мой домик?»
  • «Четвёртый лишний»
  • Найди клад по карте»

Дидактические словесные игры:

Цель: Закреплять знания о рыбах. Развивать умение описывать обитателей моря, обогащать словарный запас. Упражнять в согласовании числительных и прилагательных с существительными.

  • «Назови одним словом»
  • «Опиши животное»
  • «Отгадай загадку»
  • «Найди животное по описанию»
  • «Чьи детки?»
  • «Без чего не бывает моря?»
  • «Что любит море?»
  • «Инопланетянин»

Физкультурно-оздоровительная деятельность

Цель: Развивать двигательную активность, умение соревноваться в скорости, ловкости, выносливости, проявление чувства товарищества и взаимопонимания. Воспитывать желание укреплять своё здоровье.

Физкультурный досуг: «Морское путешествие».

Совместная работа с родителями

  • Экскурсия в музей океанографии и рыбного хозяйства в Керчи
  • Собрание коллекции «Сокровища Чёрного  и Азовского морей» (ракушки и камешки)
  • Творческий продукт изобразительной деятельности  дети-родители «На морском дне»

4 этап. Продукт проектной деятельности

Викторина  «В гостях у Нептуна».

По итогам реализации проекта была проведена презентация на родительском собрании, педагогическом совете, организованы выставки детских работ, оформлена выставка творческих работ, выполненная в разной технике, «На морском дне»  совместной деятельности детей и их родителей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Морские обитатели"

Актуальность: Формирование экологической культуры детей в условиях ДОУ; Расширение и дополнение знаний у детей об обитателях Чёрного моря, чем питаются, как живут под водой;Участие детей в проек...

Проект "Морские обитатели"

Экологический проект для детей подготовительной к школе группы, интеграция всх образовательных областей....

Проект"Морские обитатели Каспийского моря".

Расширить представления детей о морских обитателях.Воспитывать бережное отношение к природе,учить охранять окружающую среду....

Экологический проект «Морские обитатели»

Цель: Создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей....

Экологический проект «Морские обитатели»

Актуальность.Экологическое образование и воспитание – чрезвычайно актуальная проблема современности. Ведь небрежное и даже жестокое отношение к природе всегда начинается с недостатка экологическ...

Экологический проект «Морские обитатели»

Актуальность. Экологическое образование и воспитание – чрезвычайно актуальная проблема современности. Ведь небрежное и даже жестокое отношение к природе всегда начинается с недостатка экологичес...