РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО - ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПРИРОДЫ
статья на тему
«Творчество - там, где человек воображает, комбинирует, изменяет, создает что - то новое, какой бы ни казалось это новое по сравнению созданием гениев». (Л. С. Выготский)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_hudozhestvenno_-_tvorcheskih_sposobnostey.docx | 23.26 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО - ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ
ИЗОБРАЖЕНИЯ ПРИРОДЫ
«Творчество - там, где человек воображает, комбинирует, изменяет, создает что - то новое, какой бы ни казалось это новое по сравнению созданием гениев». (Л. С. Выготский)
Развитие и воспитание дошкольников посредством художественного творчества - одна из актуальных проблем дошкольного образования, которой необходимо уделять большое внимание, находить решения. Позитивные изменения, происходящие в дошкольном образовании, позволяют нам, педагогам- дошкольникам, свободно выбирать приоритетное направление в своей работе. Для нас, безусловно, важнейшим стало развитие творческого потенциала наших воспитанников через разнообразные виды художественного творчества.
Одна из важных задач педагогики – это формирование творческой личности ребёнка. Понимание детского творчества важно для взрослого не только в смысле осознанного управления ребёнка, но и для «осознания зрелого творчества, поскольку в его истоках заложено и, может быть, ярче проявляется то, что характерно, но более скрыто в деятельности взрослого человека» (Е.А. Флёрина).
Как вдохновить ребёнка, зажечь в нём желание самому творить? Прежде всего, научить самому простому - находить радость в каждом мгновении прожитой жизни, видеть вокруг себя прекрасное. Природа предоставляет благоприятные возможности для разнообразной изобразительной деятельности детей дошкольного возраста, насыщенной новыми яркими впечатлениями, эмоциями, которые так необходимы детям в творческом развитии. И эти впечатления, непосредственно наблюдаемые в жизни природы, дети могут отображать в живописно-творческих работах.
Начнём с того, что собой представляем живопись. Живопись (от рус. живо и писать) – вид изобразительного искусства, заключающийся в создании картин, живописных полотен, наиболее полно и жизнеподобно отражающих действительность.
Пейзажная живопись отличается от других жанров (портрета, натюрморта) иными измерениями пространства: многоплановостью, яркими красками, линейной и воздушной перспективой.
В ней предстаёт во взаимосвязи богатое разнообразие природных и созданных человеком объектов, их форм, фактур, размеров, цветовых взаимодействий: сезонных, временных, климатических. Помочь это передать, выразить производимое ими впечатление, мысли и настроение художнику
помогает язык живописи: рисунок, композиция.
Актуальность обучения старших дошкольников навыкам пейзажного рисования определяется гармонизацией образовательного процесса. Целью обучения пейзажному рисованию является формирование у детей умений и навыков в рисовании пейзажа, развитие их творческих и познавательных способностей, воспитание эстетического отношения к родной природе. Ребёнок должен почувствовать вкус творчества, полюбить его.
Мы педагоги должны вызвать к жизни каждого ребенка желание творить и это самое главное. Без этого всякое обучение будет бесплодно, они не будут одухотворены творческим огоньком и не принесут желаемых плодов. Причём творить - значит делать что-то по своему, не по указке, не по шаблону, заранее заготовленному. Ценно то, что ребёнок создаст сам, до чего сам дойдёт, сам придумает, поймёт, осмыслит и так далее. Очень важно поддерживать ребёнка в самом начале его творческого пути. Но, чтобы работа была целенаправленной, интересной и познавательной со старшими детьми проводятся экскурсии в природу, что позволяет подготовить детское восприятие к опосредованному знакомству с пейзажами. Чем больше наблюдений, тем глубже восприятия произведения.
Творчество художника ребёнка - это продолжение процесса познания мира и проникновения в его красоту, который так интенсивно и непосредственно идёт в детстве, это продолжение опыта ребёнка. Систематичность и последовательность педагогической работы способствует тому, что дети, уже в пятилетнем возрасте, успешно справляются с поставленными перед ними задачами. Для того чтобы это произошло, нужно создать определённые условия. Педагоги ДОУ стремятся, чтобы предметно-развивающая среда группы становилась стимулом к развитию воспитанников, поддержанию и развитию интереса к изобразительному искусству и художественному творчеству в целом.
В уголке художественного творчества ребята всегда имеют возможность выбора, обязателен учёт возрастных особенностей дошкольников. Помимо цветных и простых карандашей, используется акварель, гуашь, цветные мелки, восковые свечи, а также различный бросовый материал. Дети могут выбрать и материал, на который будет нанесено изображение: бумага белая и цветная, бархатная, картон, различные ткани, плоские камни.
Иновационной технологией в обучении детей работе с красками является использование нетрадиционных техник (кляксография, монотипия, пальцеграфия), позволяющие занятия рисованием быть более занимательными, увлекательными, результативными. Использование нетрадиционных техник в рисовании удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Это развивает уверенность в своих силах, развивает пространственное мышление, учит детей свободно выражать свой замысел. А также побуждает к творческим поискам и решениям, формирует умение детей работать с разнообразным материалом, развивает мелкую моторику рук. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие и разностороннее развитие.
На сегодняшний день имеется выбор программно методических материалов, которые обеспечивают творческий подход к содержанию форм и методов обучения. Для успешной реализации поставленных задач предлагается тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.
Работа с педагогами предусматривает: беседы, проведение мастер-классов, консультации по развитию творческих способностей и использованию нетрадиционных техник рисования, показ открытых занятий по нетрадиционным техникам рисования, изготовление самодельных инструментов для изобразительного творчества.
Работа с родителями также важна. Необходимо проводить беседы, консультации, собрания, давать различные актуальные рекомендации, изготавливать папки-передвижки, вывешивать информационные стенды, проводить выставки совместного творчества по временам года и мастер-классы по нетрадиционным техникам рисования.
Правильно организованная деятельность даёт возможность удовлетворить потребность детей в новых впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребёнка. Всё это является очень важным и необходимым в дальнейшем для успешного обучения в школе, адаптации ребёнка в обществе сверстников, в постоянно меняющемся социуме. Всё это будет реализовано лишь тогда, когда дети почувствуют радость от созданного ими, если у них процесс творчества вызовет хорошее настроение.
Список литературы:
- Захарюта, Н.П. Развиваем творческий потенциал дошкольника./ Н. Захарюта,// Дошкольное воспитание. – 2006 - №6.
- Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М.: Сфера, 2005.
- Лыкова, И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»./ И. А. Лыкова. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.
- Шайдурова, Н. В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста./ Н. В. Шайдурова - М.: Торговый Центр, 2008. Шульга Л.Н. Когда оживают вещи: развитие творческих способностей старших дошкольников на занятиях по рисованию //Дошкольное воспитание. - 1993. - № 6. - С. 16-17
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчет «Развитие художественно- творческих способностей детей средствами народного и декоративно–прикладного искусства»
Воспитание разносторонне развитой, творческой личности (задача особенно актуальная сегодня), не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной ку...
Тема: «Развитие художественно-творческих способностей у детей с нарушением зрения в процессе овладения ими различными нетрадиционными приемами изображения в рисовании"
В данной публикации я рассказала о том, как знакомить детей с нарушениями зрения с нетрадиционными приемами изображения в изобразительной деятельности. Этот материап может быть использован воспи...
Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник в художественно-продуктивной деятельности.
Нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей...
Сообщение на Всероссийской научно – практической конференции «Актуальные проблемы художественного воспитания в условиях модернизации образования» «Развитие художественно – творческих способностей детей в содружестве с родителями.
Одной из самых актуальных и значимых тем в современной педагогике является идея сотрудничества, которая проявляется во взаимной деятельности дошкольного учреждения и семьи по достижению общей цели вос...
Развитие художественно-творческих способностей через ознокомление с художественной литературой
Детство — жизненный период, в котором закладываются основные черты и способности личности. Ребёнок восприимчив к предметам и явлениям окружающего мира во всём их многообразии и полноте. Образова...
Опыт работы по развитию художественно- творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных способов изображения
Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детской изобразительной деятельности не случаен. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техник...
«Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ через технологии «Дорисовывание рисунка» в рамках реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Данный материал направлен на формирование самостоятельности при дорисовывании целостного изображения на основе заданных геометрических форм у дошкольника с РАС. Поможет познакомить ребенка с техникой ...