педагогический проект « Влияние логоритмических упражнений, занятий и логосказок на развитие связанной речи у детей с нарушением речи»
проект (средняя группа) на тему
Реализация проекта «Влияние логоритмических упражнений, логоритмических занятий и логосказок на развитие связной речи у детей с нарушениями речи» позволит расширить развитие и формирование не только познавательных интересов, но и познавательного общения детей, усовершенствование навыков ведения диалога, сформирован навык пересcказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prekt.docx | 108.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 16» города Канаш Чувашской Республики
Проект
« Влияние логоритмических упражнений, занятий и логосказок на развитие связанной речи у детей с нарушением речи»
Содержание
Введение
1. Актуальность
- Цель
- Задачи
- Гипотеза
- Необходимые условия для проведения проектной деятельности
2. План мероприятий по реализации проекта
3. Итог проекта
Литература
Заключение
Приложение
Краткая аннотация проекта
Проект создан с целью благоприятного развития воспитательно-образовательного, коррекционно-развивающего процессов посредством проведения с детьми с нарушением речи логоритмических занятий и упражнений, логосказок.
При разработке и реализации проекта для меня было важно:
- выявить динамику развития связной речи и обогащения словаря старших дошкольников через проведение логоритмических упражнений, логозанятий, логосказок;
- создать условия для практической деятельности детей (дидактический материал, мнемотаблицы, музыкальное сопровождение, атрибуты для театрализованной деятельности и др.);
- привлечь родителей к участию в коррекционно-развивающем процессе;
Решение задач, поставленных в ходе проекта, поможет мне выработать стратегию интеграции учителя-логопеда с другими специалистами (музыкальным руководителем, воспитателями, родителями).
Проект осуществлялся в период с сентября 2016 г. по май 201г.
Авторы проекта:
Исполнители:
- воспитанники средней группы с диагнозом ОНР (общее недоразвитие речи) – II уровня;
- воспитатели, специалисты МБДОУ (внутренние социальные партнеры);
- родители воспитанников (внутренне-внешние социальные партнёры).
База исследовательской работы:
МБДОУ «Детский сад №16»г. Канаш
Сроки работы над проектом: с 01.11.2015г. по 31.05.2016 г.
Актуальность.
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Речевая деятельность как совокупность речи процессов говорения и понимания является основной коммуникативной деятельностью и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. В настоящее время большинство специалистов склоняются к мнению, что не может быть полноценной коррекции речевых нарушений без стабилизации и активизации энергетического потенциала организма ребёнка, без развития общего эмоционального, психосоматического и сенсомоторного статуса. Большинству детей свойственны нарушения равновесия между процессами возбуждения и торможения, патология эмоционально-волевой сферы, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство, неловкость, зрительно-моторная дискоординация и, как следствие этого, возникновение речевых нарушений от несформированного произношения до невозможности составления грамматически оформленного, связного речевого высказывания.
Ребёнок познаёт мир через движения и эмоции, и преодолеть ему речевые проблемы помогут логоритмические упражнения, занятия, логосказки, способствующие развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а так же активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
Актуальность обусловлена необходимостью разрешения вопросов, направленных на повышение эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми среднего дошкольного возраста, в частности, на развитие связной речи у дошкольников с такими нарушениями речи, общее недоразвитие речи, дизартрия , ЗПР , ЗРР
В основу проекта положена идея введения логоритмических элементов, упражнений в процесс логопедического занятия, далее положена идея организации музыкально-театрального кружка, обучение и коррекционно-развивающее развитие. Воздействие театральной деятельности на психическое развитие ребёнка с речевыми нарушениями, основано на усвоении опыта народа. Сказки оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей дошкольного возраста.
Актуальность проекта состоит в том, что он сочетает в себе средства и способы развития музыкальных, творческих и речевых способностей ребёнка.
Педагогическая целесообразность использования коллективных логосказок в обучении и воспитании объясняется тем, что это позволяет на деле повысить темп развития речи в целом за счёт включения ребёнка в творческую деятельность.
Цель: развития связной речи и обогащения словаря дошкольников с нарушениями речи через проведение логоритмических занятия и постановки логосказок.
Задачи:
- Теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития связной речи у дошкольников через интеграцию образовательных областей «Музыка», «Коммуникация»;
- Создать комплексную музыкально-педагогическую систему, включающую развитие связной речи детей через движения и эмоции, т.е. через логоритмические упражнения, занятия, логосказки;
- Организовать длительное воздействие ребёнка с логоэлементами и методами развития речи;
- Использовать методы и средства, побуждающие детей к яркому, эмоциональному процессу развития речи;
- Углублять и формировать базовые навыки устной речи как ведущего средства общения и познания;
- Совершенствовать пропаганду логопедических знаний среди воспитанников и родителей.
Объект исследования:
воспитанники среднего дошкольного возраста
Предмет исследования:
связная речь детей 4-5 лет с ТНР
Гипотеза:
Если использовать в работе учителя - логопеда логоритмические упражнения, проводить логоритмические занятия и совместно с музыкальным руководителем готовить музыкальные логосказки, то это позволит:
- выработать правильное речевое дыхание у детей, оптимизировать газообмен и кровообращение, что будет способствовать улучшению общего самочувствия воспитанников с нарушениями речи;
- сформировать фонематический слух, развить общую мелкую и артикуляционную моторику детей;
- повысить речевую активность детей;
- развить связную речь у старших дошкольников;
- оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение детей.
Теоретическая значимость:
Создание нетрадиционного опыта работы с детьми с нарушениями речи через проведение логоритмических занятий и логосказок.
Практическая значимость:
Разработка логоритмических занятий и логосказок для коррекционно-развивающей работы с детьми 4-5 лет с ТНР;
Совместное изготовление с родителями декораций и костюмов для театрализованной деятельности.
Новизна проекта:
- Побуждение детей к творческой деятельности в процессе проведения логоритмических занятий, упражнений, логосказок;
- Повышение общего культурного и общеречевого уровней детей;
- Интеграция образовательных областей в рамках целенаправленной работы по развитию речи старших дошкольников.
Ожидаемые результаты:
- повышен темп развития речи в целом за счёт включения детей с недоразвитием речи в творческую театрализованную деятельность;
- сформировано позитивное взаимодействие детей в коллективе;
- повышена общая культура ребёнка и раскрыт творческий потенциал личности;
- оказано целостное воздействие на речевую систему детей;
- наступило речевое раскрепощение ребёнка, не смотря на имеющиеся у него речевые возможности.
Методы исследования:
- изучение психолого - педагогической методической литературы по проблеме исследования.
- Изучение коррекционно-развивающих методик по преодолению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
- Изучение опыта работы по проблеме исследования с другими учителями-логопедами.
- Педагогическое наблюдение.
- Диагностика речевых нарушений.
- Информационная беседа по проблеме исследования с родителями воспитанников, с воспитателями
2. Необходимые условия
для проведения проектной деятельности
- Нормативно-правовое обеспечение:
Управление проектом строится на основе документов, регламентирующих и регулирующих его деятельность:
- Закон РФ об образовании;
- Устав ДОУ;
- должностные инструкции;
- Финансовое обеспечение проекта
- за счёт собственных средств;
- за счет средств внутренних социальных партнеров.
3. Ресурсное обеспечение:
Координацию пунктов проекта осуществляет творческая группа:
- музыкальный руководитель:
- воспитатели;
-Учитель- логопед
- родители воспитанников.
4. Материально-техническое обеспечение:
Для проведения проектной деятельности в ДОУ имеются необходимые условия: кабинет учителя-логопеда, музыкальный зал, материальная база (декорации, костюмы и др.), методическое и дидактическое обеспечение, что гарантирует качественную реализацию проекта.
- План мероприятий по реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на 1 год 9 месяцев и будет проходить в три этапа:
- Накопления знаний (предварительный) с 01.09.2016г. – 01.11.2116г.
(2 месяца);
- Творческий (практический) 02.11.2016г. – 01.04.2017г.
- Итоговый (обобщающий) 02.04.2017г. – 31.05.2017г.
(2 месяца).
Этапы/задачи | Мероприятия | Ответственные | Ожидаемые результаты |
I этап Предварительный
| 1. Составить перспективный план работы по развитию связной речи через логоритмические упражнения, занятия и логосказки; 2. Познакомить с планом работы музыкального руководителя и воспитателей старших групп; 3. Разработать совместно с музыкальным руководителем конспекты музыкальных сказок с элементами логоритмики; 4. Составить план мероприятий с родителями воспитанников по данной проблеме. | Учитель-логопед Музыкальный руководитель | - Составлен план работы; - музыкальный руководитель и воспитатели ознакомлены с данной системой работы с детьми с нарушениями речи; - составлены конспекты музыкальных сказок «Рукавичка», «Колобок на новый лад» ; - разработан план мероприятий с родителями детей с нарушениями речи |
II этап Творческий Задачи:
| Дыхательная гимнастика, включающая упражнения, например, «Поём песенку» «Немое кино» «Топор» «Зоопарк» и др. | Сформировали правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох | |
| Фонопедические упражнения | Закрепили навык мягкого голосоведения | |
| 1Двигательные упражнения: «Прогулка в лес» «Грибы» «Хоровод дружбы» «Меж еловых лап» 2Логопедическая гимнастика | 1Выработали двигательные навыки, провели взаимосвязь речи и движения. 2 При помощи логогимнастики повысили речевую активность | |
| Пальчиковая гимнастика: «Здравствуй» «Во лесочке» «По грибы» «Пальчики в лесу» | 1 Развитие тонких движений пальцев рук 2 Развитие речи детей при помощи выполнения пальчиковых игр | |
Задачи:
| 1Логоритмические упражнения: - «Прогулка в лес» -коммуникативная игра «Здравствуй, друг» массаж спины под песню «Дождик» - упражнение на развитие мимических мышц «Ну-ка, повтори» коммуникативный танец «Хоровод дружбы» - серия игровых упражнений: «Утро» «Шарфики» «Игра с мячиками и др. | . Музыкальный руководитель . | 1 Сформировали умение вслушиваться в обращённую речь, развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации 2 Закрепили умение играть, говорить, пропевать, слушая друг друга и «все вместе» 3 Закрепили умение красиво танцевать 4 Отработано единство и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов-выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении 5 Сформировано умение «оречевлять» игровую ситуацию |
| Логоритмические занятия: «Спор грибов и ягод» «Путешествие язычка» «Приключения снежинки» «Краски Осени» |
| |
| 1 Повторение игр, разучивание новых логоритмических упражннеий, фонопедических упражнений, танев, песен, речевого материала для сказки « Сказка про паучка» 2 Предварительное чтение сказки «Сказка про паучка» | Учитель-логопед Музыкальный руководитель | 1 Сформированы навыки пересказа 2 Закрепление умения пересказывать хорошо знакомую сказку со зрительной опорой, умение передавать характер героя сюжета |
| Логоритмические занятия: | Учитель-логопед | |
| 1 Музыкальная сказка с элементами логоритмики «Сказка про паучка» | Учитель-логопед Музыкальный руководитель | 1 Развили умения инсценировать стихи, песенки, разыгрывать сценки со знакомыми сказками 2 Сформировали творческие навыки, умения взаимодействовать с другими персонажами 3 Воспитали артистизм, эстетические чувства, воображение, фантазию, умение перевоплощаться, духовный потенциал. |
| 1 Музыкальная сказка с элементами логоритмики «Сказка про паучка» для методического объеденения учителей - логопедов города. | Учитель- логопед Музыкальный руководитель | 1 Показ сказки 2 Выступление с докладом по теме «Влияние логоритмических упражнений, занятий и логосказок на развитие связанной речи у детейс нарушением речи». |
III этап Итоговый Задачи: 1 Обобщить результаты деятельности по теме проекта. 2.Определить наиболее эффективные пути дальнейшего развития проекта. | - Круглый стол с участниками проекта (музыкальным руководителем, воспитателями, родителями). Итоги проекта, планирование дальнейшего развития проекта - Подготовка пакета программно – методического обеспечения проекта. | Учитель – логопед | Подготовлен практический и наглядный материал в рамках обмена опытом с дошкольными учреждениями города. Распространен опыт работы с детьми и с родителями через интернет ресурсы |
4. Итог проекта
Реализация проекта «Влияние логоритмических упражнений, логоритмических занятий и логосказок на развитие связной речи у детей с нарушениями речи» позволит расширить развитие и формирование не только познавательных интересов, но и познавательного общения детей, усовершенствование навыков ведения диалога, сформирован навык пересcказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика. Умение творчески исполнять роли, импровизировать в играх, умение выполнять упражнения под музыку, развилась пластичности, выразительность, плавность и ритмичность движений детей с нарушениями речи.
Дальнейшее развитие проекта:
1. Обмен передовым практическим опытом по данной теме с дошкольными образовательными учреждениями
2.Участие научно-практических конференциях.
3. Работа в режиме поискового характера деятельности, направленного на дальнейшее развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями речи посредством театрализованной деятельности.
4. Продолжить развитие данного проекта с детьми с нарушением речи, вновь зачисленных в коррекционную группу .
Литература:
- Веракса Н. Е., Комарова Т. С. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы. М., Мозаика-синтез 2015 г.
- Баркалова Е. В. Речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики. Логопед, 2009, №3 стр. 68.
- Вельминская Н. Я. Комплексные занятия по развитию речи, основанные на сюжетах знакомых сказок. Логопед, 2007, № 1, стр. 91.
- Власова Т. М. Фонетическая ритмика М., Учебная литература 1997 г.
- Замятина Т. А. Логоритмические занятия для младших дошкольников. Логопед, 2008, № 4, стр. 27.
- Инновации в логопедическую практику Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. Состовитель Громова О. Е. М., Линка-Пресс, 2008.
- Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. М., ТЦ Сфера, 2007 г.
- Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. М., ТЦ Сфера, 2007 г.
- Шаховская С. Н. и Волкова Л. С. Логопедия. М., Владос, 1999 г.
- Юзбекова Е. А. Ступеньки творчества. Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. М., Линка-пресс, 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи у детей с нарушениями речи
опыт работы...
Развитие диалогической речи у детей с нарушением речи
Речь-важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественно...
Педагогический проект "Влияние художественного творчества и пальчиковых игр на развитие речи детей "
Педагогический проект Влияние художественного творчества и пальчиковых игр на развитие речи детей «Пальчики помогают говорить»....
Современные подходы в формированию и развитию связной речи у детей с нарушением речи.
Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации, средство самопознания, саморазвития. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой нед...
Педагогический проект «Влияние устного народного творчества на развитие лексико-грамматической стороны речи детей 3 – 4 лет»
Педагогический проект «Влияние устного народного творчества на развитие лексико-грамматической стороны речи детей 3 – 4 лет». Цель проекта: разработать систему мероприятий по развити...
Мастер-класс на тему:"психолого-педагогический подход к развитию связаной речи у детей дошкольного возраста.Инновационнные методы".
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольноговозраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложен...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Влияние устного народного творчества на развитие лексико-грамматической стороны речи детей 3-4 лет»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Влияние устного народного творчества на развитие лексико-грамматической стороны речи детей 3-4 лет»совместная работа воспитателя и учителя-логопеда...