педагогический проект « Влияние логоритмических упражнений, занятий и логосказок на развитие связанной речи у детей с нарушением речи»
проект (средняя группа) на тему

Реализация проекта «Влияние логоритмических упражнений, логоритмических занятий и логосказок на развитие связной речи у детей с нарушениями речи» позволит расширить развитие и формирование не только познавательных интересов, но и познавательного общения детей, усовершенствование навыков ведения диалога, сформирован навык пересcказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prekt.docx108.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 16» города Канаш Чувашской Республики

Проект

« Влияние логоритмических  упражнений, занятий и логосказок на развитие связанной речи у детей с нарушением речи»

DSC05662

        

Содержание

Введение

1. Актуальность

  • Цель
  • Задачи
  • Гипотеза
  • Необходимые условия для проведения проектной деятельности

2. План мероприятий по реализации проекта

3. Итог проекта

Литература

Заключение

Приложение

Краткая аннотация проекта

Проект создан с целью благоприятного   развития  воспитательно-образовательного, коррекционно-развивающего процессов посредством проведения с детьми  с нарушением речи логоритмических занятий и упражнений, логосказок.

При разработке и реализации проекта для меня было важно:

- выявить динамику развития связной речи и обогащения словаря старших дошкольников через проведение логоритмических упражнений, логозанятий, логосказок;

- создать условия для практической деятельности детей (дидактический материал, мнемотаблицы, музыкальное сопровождение, атрибуты для театрализованной деятельности и др.);

- привлечь родителей к участию в коррекционно-развивающем  процессе;

      Решение задач, поставленных в ходе проекта, поможет мне выработать стратегию интеграции учителя-логопеда с другими специалистами (музыкальным руководителем, воспитателями, родителями).

Проект осуществлялся в период с сентября 2016 г. по май 201г.

Авторы проекта:

Исполнители:

- воспитанники средней группы с диагнозом  ОНР (общее недоразвитие речи) – II уровня;

- воспитатели, специалисты МБДОУ (внутренние социальные партнеры);

- родители воспитанников (внутренне-внешние социальные партнёры).

База исследовательской работы: 

МБДОУ «Детский сад №16»г. Канаш

        

Сроки работы над проектом: с 01.11.2015г. по 31.05.2016 г.

         

Актуальность.

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Речевая деятельность как совокупность речи процессов говорения и понимания является основной коммуникативной деятельностью и включает  неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. В настоящее время большинство специалистов склоняются к мнению, что не может быть полноценной коррекции речевых нарушений без стабилизации и активизации энергетического потенциала организма ребёнка, без развития общего эмоционального, психосоматического и сенсомоторного статуса. Большинству детей свойственны нарушения равновесия между процессами возбуждения и торможения, патология эмоционально-волевой сферы, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство, неловкость, зрительно-моторная дискоординация и, как следствие этого, возникновение речевых нарушений от несформированного произношения до невозможности составления грамматически оформленного, связного речевого высказывания.

Ребёнок познаёт мир через движения и эмоции, и преодолеть ему речевые проблемы помогут логоритмические упражнения, занятия, логосказки, способствующие развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а так же активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

Актуальность обусловлена необходимостью разрешения вопросов, направленных на повышение эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми среднего  дошкольного возраста, в частности, на развитие связной речи у  дошкольников с такими нарушениями речи, общее недоразвитие речи, дизартрия , ЗПР , ЗРР

В основу проекта положена идея введения логоритмических элементов, упражнений в процесс логопедического занятия, далее положена идея организации музыкально-театрального кружка, обучение и коррекционно-развивающее развитие. Воздействие театральной деятельности на психическое развитие ребёнка с речевыми нарушениями, основано на усвоении опыта народа. Сказки оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей дошкольного возраста.

Актуальность проекта состоит в том, что он сочетает в себе средства и способы развития музыкальных, творческих и речевых способностей ребёнка.

Педагогическая целесообразность использования коллективных логосказок в обучении и воспитании объясняется тем, что это позволяет на деле повысить темп развития речи в целом за счёт включения ребёнка в творческую деятельность.

Цель: развития связной речи и обогащения словаря  дошкольников с нарушениями речи через проведение логоритмических занятия и постановки логосказок.

Задачи:

  1. Теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития связной речи у дошкольников через интеграцию образовательных областей «Музыка», «Коммуникация»;
  2. Создать комплексную музыкально-педагогическую систему, включающую развитие связной речи детей через движения и эмоции, т.е. через логоритмические упражнения, занятия, логосказки;
  3. Организовать длительное воздействие ребёнка с логоэлементами и методами развития речи;
  4. Использовать методы и средства, побуждающие детей к яркому, эмоциональному процессу развития речи;
  5. Углублять и формировать базовые навыки устной речи как ведущего средства общения и познания;
  6. Совершенствовать пропаганду логопедических знаний среди воспитанников и родителей.

Объект исследования:

воспитанники среднего дошкольного возраста

Предмет исследования:

связная речь детей  4-5 лет с ТНР

Гипотеза: 

Если использовать в работе учителя - логопеда логоритмические упражнения, проводить логоритмические занятия и совместно с музыкальным руководителем готовить музыкальные логосказки, то это позволит:

- выработать правильное речевое дыхание у детей, оптимизировать газообмен и кровообращение, что будет способствовать улучшению общего самочувствия воспитанников с нарушениями речи;

- сформировать фонематический слух, развить общую мелкую и артикуляционную моторику детей;

- повысить речевую активность детей;

- развить связную речь у старших дошкольников;

- оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение детей.

Теоретическая значимость:

Создание нетрадиционного опыта работы с детьми с нарушениями речи через проведение логоритмических занятий и логосказок.

Практическая значимость:

Разработка логоритмических занятий и логосказок для коррекционно-развивающей работы с детьми 4-5 лет с ТНР;

Совместное изготовление с родителями декораций и костюмов для театрализованной деятельности.

Новизна проекта:

  • Побуждение детей к творческой деятельности в процессе проведения логоритмических занятий, упражнений, логосказок;
  • Повышение общего культурного и общеречевого уровней детей;
  • Интеграция образовательных областей в рамках  целенаправленной работы по развитию речи старших дошкольников.

Ожидаемые результаты:

  • повышен темп развития речи в целом за счёт включения детей с недоразвитием речи  в творческую театрализованную деятельность;
  • сформировано позитивное взаимодействие детей в коллективе;
  • повышена общая культура ребёнка и раскрыт творческий потенциал личности;
  • оказано целостное воздействие на речевую систему детей;
  • наступило речевое раскрепощение ребёнка, не смотря на имеющиеся у него речевые возможности.

Методы исследования:

  • изучение психолого  - педагогической методической литературы по проблеме исследования.            
  • Изучение коррекционно-развивающих методик по преодолению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.         
  • Изучение опыта работы по проблеме исследования с другими учителями-логопедами.
  • Педагогическое наблюдение.
  • Диагностика речевых нарушений.
  • Информационная беседа по проблеме исследования с родителями воспитанников, с воспитателями

2. Необходимые условия

для проведения проектной деятельности

  1. Нормативно-правовое обеспечение:

Управление проектом строится на основе документов, регламентирующих и регулирующих его деятельность:

- Закон РФ об образовании;

- Устав ДОУ;

- должностные инструкции;

  1. Финансовое обеспечение проекта

- за счёт собственных средств;

- за счет средств внутренних социальных партнеров.

3. Ресурсное обеспечение:

        Координацию пунктов проекта осуществляет творческая группа:

        - музыкальный руководитель:

        - воспитатели;

           -Учитель- логопед

        - родители воспитанников.

4. Материально-техническое обеспечение:

Для проведения проектной деятельности в ДОУ имеются необходимые условия: кабинет учителя-логопеда, музыкальный зал, материальная база (декорации, костюмы и др.), методическое и дидактическое обеспечение, что гарантирует качественную реализацию проекта.

  1. План мероприятий по реализации проекта

        

Реализация проекта рассчитана на 1 год 9 месяцев и будет проходить в три этапа:

  1. Накопления знаний (предварительный) с 01.09.2016г. – 01.11.2116г.

 (2 месяца);

  1. Творческий (практический) 02.11.2016г. – 01.04.2017г.
  2. Итоговый (обобщающий) 02.04.2017г. – 31.05.2017г.

(2 месяца).

Этапы/задачи

Мероприятия

Ответственные

Ожидаемые результаты

I этап Предварительный

  1. Создать комплексную музыкально-педагогическую систему, включающую развитие связной речи детей через через логоритмические упражнения, занятия, логосказки

1. Составить перспективный план работы по развитию связной речи через логоритмические упражнения, занятия и логосказки;

2. Познакомить с планом работы музыкального руководителя и воспитателей старших групп;

3. Разработать совместно с музыкальным руководителем конспекты музыкальных сказок с элементами логоритмики;

4. Составить план мероприятий с родителями воспитанников по данной проблеме.

Учитель-логопед

Музыкальный руководитель

- Составлен план работы;

- музыкальный руководитель и воспитатели ознакомлены с данной системой работы с детьми с нарушениями речи;

- составлены конспекты музыкальных сказок «Рукавичка», «Колобок на новый лад» ;

- разработан план мероприятий с родителями детей с нарушениями речи

II этап

Творческий

Задачи:

  1. Выработать правильное речевое дыхание

Дыхательная гимнастика, включающая упражнения, например,

«Поём песенку»

«Немое кино»

«Топор»

«Зоопарк» и др.

Сформировали правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох

  1. Улучшить фонематический слух

Фонопедические упражнения

Закрепили навык мягкого голосоведения

  1. Развить общую и артикуляционную моторику

1Двигательные упражнения:

«Прогулка в лес»

«Грибы»

«Хоровод дружбы»

«Меж еловых лап»

2Логопедическая гимнастика

1Выработали двигательные навыки, провели взаимосвязь речи и движения.

2 При помощи логогимнастики повысили речевую активность

  1. Развитие мелкой моторики рук

Пальчиковая гимнастика:

«Здравствуй»

«Во лесочке»

«По грибы»

«Пальчики в лесу»

1 Развитие тонких движений пальцев рук

2 Развитие речи детей при помощи выполнения пальчиковых игр

Задачи:

  1. Выработка двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков при включении логоритмических упражнений в структуру логопедического занятия

1Логоритмические упражнения:

- «Прогулка в лес»

-коммуникативная игра «Здравствуй, друг» массаж спины под песню «Дождик»

- упражнение на развитие мимических мышц «Ну-ка, повтори»

коммуникативный танец «Хоровод дружбы»

- серия игровых упражнений:

«Утро»

«Шарфики»

«Игра с мячиками и др.

.

Музыкальный руководитель .

1 Сформировали умение вслушиваться в обращённую речь, развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации

2 Закрепили умение играть, говорить, пропевать, слушая друг друга и «все вместе»

3 Закрепили умение красиво танцевать

4 Отработано единство и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов-выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении

5 Сформировано умение «оречевлять» игровую ситуацию

  1. Проведение логоритмических занятий

Логоритмические занятия:

«Спор грибов и ягод»

«Путешествие язычка»

«Приключения снежинки»

«Краски Осени»

 

  1. Подготовка наглядного и речевого материала к сказке «Рукавичка»

1 Повторение игр, разучивание новых логоритмических упражннеий, фонопедических упражнений, танев, песен, речевого материала для сказки « Сказка про паучка»

2 Предварительное чтение сказки «Сказка про паучка»

Учитель-логопед

Музыкальный руководитель

1 Сформированы навыки пересказа

2 Закрепление умения пересказывать хорошо знакомую сказку со зрительной опорой, умение передавать характер героя сюжета

  1. Проведение логоритмических занятий

Логоритмические занятия:

Учитель-логопед

  1. Показать для детей нашего детского сада музыкальные сказки с элементами логоритмики  «Сказка про пуачка» *в которых принимают участие дети старших и подготовительных групп)

1 Музыкальная сказка с элементами логоритмики «Сказка про паучка»

Учитель-логопед

Музыкальный руководитель

1 Развили умения инсценировать стихи, песенки, разыгрывать сценки со знакомыми сказками

2 Сформировали творческие навыки, умения взаимодействовать с другими персонажами

3 Воспитали артистизм, эстетические чувства, воображение, фантазию, умение перевоплощаться, духовный потенциал.

  1. Обмен практическим опытом по данной теме с дошкольными образовательными учреждениями города.

1  Музыкальная сказка с элементами логоритмики «Сказка про паучка» для методического объеденения  учителей - логопедов города.

Учитель- логопед

Музыкальный руководитель

1  Показ сказки

2 Выступление с докладом по теме «Влияние логоритмических упражнений, занятий и логосказок на развитие связанной речи у детейс нарушением речи».

III этап

Итоговый

Задачи:

1 Обобщить результаты деятельности по теме проекта.

2.Определить наиболее эффективные пути дальнейшего развития проекта.

- Круглый стол с участниками проекта (музыкальным руководителем, воспитателями, родителями). Итоги проекта, планирование дальнейшего развития проекта

- Подготовка пакета программно – методического обеспечения проекта.

Учитель – логопед

Подготовлен практический и наглядный материал в рамках обмена опытом с дошкольными учреждениями города.

Распространен опыт работы с детьми и с родителями через  интернет ресурсы

4. Итог проекта

        Реализация проекта «Влияние логоритмических упражнений, логоритмических занятий и логосказок на развитие связной речи у детей с нарушениями речи» позволит расширить развитие и формирование не только познавательных интересов, но и познавательного общения детей, усовершенствование навыков ведения диалога, сформирован навык пересcказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика.  Умение творчески исполнять роли, импровизировать в играх, умение выполнять упражнения под музыку, развилась пластичности, выразительность, плавность и ритмичность движений детей с нарушениями речи.

Дальнейшее развитие проекта:

        1. Обмен передовым практическим опытом по данной теме с дошкольными образовательными учреждениями

2.Участие  научно-практических конференциях.

3. Работа в режиме поискового характера деятельности, направленного  на дальнейшее развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями речи посредством театрализованной деятельности.

4. Продолжить развитие данного проекта с детьми с нарушением речи, вновь зачисленных в коррекционную группу .

Литература:

  1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы. М., Мозаика-синтез 2015 г.
  2. Баркалова Е. В. Речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики. Логопед, 2009, №3 стр. 68.
  3. Вельминская Н. Я. Комплексные занятия по развитию речи, основанные на сюжетах знакомых сказок. Логопед, 2007, № 1, стр. 91.
  4. Власова Т. М. Фонетическая ритмика М., Учебная литература 1997 г.
  5. Замятина Т. А. Логоритмические занятия для младших дошкольников. Логопед, 2008, № 4, стр. 27.
  6. Инновации в логопедическую практику Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. Состовитель Громова О. Е. М., Линка-Пресс, 2008.
  7. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. М., ТЦ Сфера, 2007 г.
  8. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. М., ТЦ Сфера, 2007 г.
  9. Шаховская С. Н. и Волкова Л. С. Логопедия. М., Владос, 1999 г.
  10.  Юзбекова Е. А. Ступеньки творчества. Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. М., Линка-пресс, 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие диалогической речи у детей с нарушением речи

Речь-важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественно...

Педагогический проект "Влияние художественного творчества и пальчиковых игр на развитие речи детей "

Педагогический проект  Влияние  художественного  творчества и пальчиковых игр на развитие речи детей «Пальчики помогают говорить»....

Современные подходы в формированию и развитию связной речи у детей с нарушением речи.

Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации, средство самопознания, саморазвития. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой  нед...

Педагогический проект «Влияние устного народного творчества на развитие лексико-грамматической стороны речи детей 3 – 4 лет»

Педагогический проект «Влияние устного народного творчества на развитие лексико-грамматической стороны речи детей 3 – 4 лет». Цель проекта: разработать систему мероприятий по развити...

Мастер-класс на тему:"психолого-педагогический подход к развитию связаной речи у детей дошкольного возраста.Инновационнные методы".

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольноговозраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложен...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Влияние устного народного творчества на развитие лексико-грамматической стороны речи детей 3-4 лет»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Влияние устного народного творчества на развитие лексико-грамматической стороны речи детей 3-4 лет»совместная работа воспитателя и учителя-логопеда...