Педагогический проект "Влияние художественного творчества и пальчиковых игр на развитие речи детей "
проект (старшая группа) на тему
Педагогический проект
Влияние художественного творчества и пальчиковых игр на развитие речи детей
«Пальчики помогают говорить».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt.docx | 33.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
Влияние художественного творчества и пальчиковых игр на развитие речи детей
«Пальчики помогают говорить».
«Руки дают человеку голову,
затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова
способствуют развитию мозга»
И.П.Павлов
Название проекта: «Пальчики помогают говорить».
Автор проекта: Рассказова Ольга Валентиновна – воспитатель старшей группы, работающей по адаптированной программе дошкольной организации для воспитанников с ТНР .
Тип проекта: познавательно – творческий, групповой.
Продолжительность проекта: долгосрочный с сентября 2016года по май 2017 года.
Участники проекта: дети, воспитатели, учитель - музыкальный руководитель, старший воспитатель, логопед, родители.
Возраст детей: 5-6 лет.
Актуальность проекта:
Актуальность исследования заключается в том, что одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является развитие речи и подготовка его к школе. Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребёнок пойдет в школу – это развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий достаточный уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу. Умение свободно и непринуждённо пользоваться движениями своих рук воспитывается специальными упражнениями. Это - начальный этап, предшествующий занятиям по развитию мелкой моторики рук. На простых, доступных для понимания и выполнения упражнениях дети учатся тонко выполнять произвольные упражнения по команде взрослого. Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания и посильного участия детей в делах группы. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев рук. Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности , а особенно хорошо в этом помогает художественное творчество и пальчиковые игры. Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев рук весьма полезна и для подготовки руки к письму. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Чтобы избежать негативных последствий при обучении письму существует система упражнений, позволяющая каждому ребенку постепенно, без перегрузки, с максимальным учетом его индивидуальных особенностей подготовиться к этому роду деятельности. Актуальность исследования позволила нам выявить противоречие между необходимостью развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством художественного творчества и пальчиковых игр как средства развития речи и подготовки к школе и недостаточной разработанностью методов, приёмов и средств для эффективного осуществления данного процесса.
В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии.
Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Проведенные диагностические исследования показали, что у таких детей значительно отстает от нормы и развитие мелкой моторики.
Учеными доказано, что совершенствование мелкой мускулатуры руки влияет на речевое развитие и формирование мыслительных операций. Поэтому для развития навыков ручной умелости у детей старшей группы необходимы особые условия. Исходя из этого, у нас возникла идея создания образовательного пространства в группе по развитию мелкой моторики рук.
Объект исследования: процесс развития речи детей старшего возраста.
Предмет исследования: система форм, методов и технологий развития речи средствами художественного творчества и пальчиковых игр.
Выше сказанное определило выбор основного направления деятельности: влияние художественного творчества и пальчиковых игр на речевое развитие детей старшей группы.
Цель педагогического проекта: Осуществление непрерывного педагогического процесса по формированию у детей активной речи путём развития мелкой моторики пальцев рук, используя пальчиковые игры и художественного творчества.
Задачи проекта:
Для детей
1. Способствовать развитию речи как средства общения.
2. Развивать понимание речи и активизировать словарь.
3. Развивать мелкую моторику пальцев рук, уровень сенсорного развития.
4. Воспитывать у детей интерес к предметам изобразительного искусства (иллюстрации в книжках, скульптура малых форм – статуэтки, художественно выполненная игрушка).
5. Помогать детям осваивать доступные для них способы изображения в рисовании, лепке; знакомить со свойствами материалов (краски, глина, карандаши) и элементарными приемами их использования.
6. Обогащать детей яркими впечатлениями при ознакомлении с миром вещей, природными явлениями, людьми и их действиями.
7. Воспитывать у детей интерес к собственной изобразительной деятельности: желание рассказать в рисунке о том, что его волнует, радует; стремление поделиться своими впечатлениями, чувствами с окружающими его людьми.
Для педагогов МАДОУ
1. Изучить и систематизировать нормативно-правовые, практические, психолого-педагогические, технологические обоснования развития речи через развитие мелкой моторики рук.
2. Выявить основные факторы, осложняющие становлению образной и правильной речи у детей старшего возраста.
3. Составить перспективный план работы по развитию художественно творчества и мелкой моторики рук.
4. Подобрать и оформить дидактические игры и пособия по развитию мелкой моторики рук для уголка по сенсомоторному развитию детей.
5. Проанализировать влияние художественного творчества сенсомоторных игр на овладение правильной и образной речи детей старшей группе.
6. Повысить компетентность педагогов по данной теме за счет внедрения проектной деятельности.
Для родителей
1. Повысить уровень компетентности родителей по вопросу развития речи и мелкой моторики у детей.
2. Взаимодействовать с родителями по обогащению предметно-развивающей среды и созданию условий для накопления материально – технической базы уголка по сенсомоторному развитию.
Этапы реализации проекта
- I этап. Подготовительный этап ( сентябрь 2016 г.)
- II этап. Адаптационно-практический (2016-2017 уч. г.) - Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, и будет проявлять яркий интерес к изобразительному материалу и познавательные действия с ним. Обогащение играми уголка сенсорного развития, материалами – ИЗО уголка.
- III этап. Результативно-деятельный (2016-2017уч. г.) - Введение пальчиковых игр и упражнений во все виды учебной и бытовой деятельности. Педагогическое просвещение родителей о значении пальчиковой гимнастики для развития изобразительной деятельности, мышления, речи детей.
- IV этап. Диагностический ( Май 2017 г.) - Определение результата практической деятельности с детьми.
- V этап. Итогово-перспективный (июнь-август 2017г) - Обобщение опыта и разработка тактики последующих действий. Планирование и прогнозирование работы. Разработка планов работы с детьми по развитию мелкой моторики, изобразительной деятельности у детей подготовительной к школе группы. Создание развивающей среды.
Форма проведения: занятия (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные), самостоятельная деятельность детей: речевые игры с пальчиками, самомассаж.
Продукт проекта:
- Картотека пальчиковых игр.
- Картотека консультаций для родителей и педагогов.
- Фото-выставка «Ловкие пальчики».
- Различные виды тренажеров для развития мелкой моторики.
- Фото мастер- классы по изготовлению разных видов пособий по сенсомоторному развитию.
- Перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук .
- Уголок по сенсомоторному развитию детей.
- Изготовленные родителями дидактические игры и пособия, способствующие развитию мелкой моторики рук.
Подведение итогов
- Выставка игр и пособий на «Дне открытых дверей».
- Презентация проекта на «Методическом объединении» .
- Уголок по сенсомоторному развитию детей.
- Конкурс на лучшую игру среди родителей.
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап (сбор информации по теме)
Содержание работы | Срок |
1. Поиск и изучение эффективных технологий и методик в области развития мелкой моторики. 2. Обоснование путей реализации проекта. | сентябрь |
Адаптационно-практический этап
Содержание работы | Срок |
1. Составление перспективного плана работы по развитию мелкой моторики рук и художественного творчества: - упражнения с элементами самомассажа; - упражнения для кисти рук; - ООД по коммуникации, художественному творчеству. 2. Работа с детьми: Закрепление знакомых упражнений в свободной деятельности: 3. Работа с педагогами Семинар-практикум 4. Работа с родителями: Консультации - «Поиграйте с ребенком дома» Конкурс на лучшее пособие | По ходу реализации проекта
По ходу реализации проекта
Ноябрь - май |
Диагностический этап
Содержание работы | срок |
1. Определение результата практической деятельности с детьми. 2. Анкетирование родителей (для определения результативности работы). | Май |
Итогово-перспективный этап
Содержание работы | срок |
1. Обобщение опыта и разработка тактики последующих действий. 2.Планирование и прогнозирование работы. 3. Разработка планов работы с детьми по развитию мелкой моторики, изобразительной деятельности у детей подготовительной к школе группы. 4. Создание развивающей среды. | июнь-август |
План выполнения проекта
№ | Виды деятельности | Цели и задачи |
1. | Изучение тематики, формулировка проблемы | Стимулировать речевое развитие, психические процессы через пальчиковые игры и упражнения. |
2. | Составление перспективного плана проведения речевых пальчиковых игр и художественного творчества. | Систематизировать использование речевых пальчиковых игр в работе с детьми, направленное на поиск креативных путей повышения качества работы на уровне современных дошкольных требований. |
3. | Консультации на тему: «Пальчиковые игры», «Речь на кончиках пальцев». | Рассказать родителям о системе работы, ответить на все интересующие их вопросы. |
4. | Семинар-практикум для воспитателей «Ловкие пальчики». | Познакомить воспитателей с новыми пособиями по развитию мелкой моторики рук у детей первой младшей группы. |
5. | Консультация для воспитателей «Развитие движений пальцев и кисти ребенка как один из методов развития речи». | Расширить знания педагогов о роли мелкой моторики в речевом развитии детей. |
6. | Конкурс на лучшее пособие по развитию мелкой моторики. | Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта |
7. | Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей. | Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми речевыми пальчиковыми играми. |
8. | Диагностика уровня развития речи и мелкой моторики рук у детей старшего года жизни в конце учебного года. | Определить эффективность проводимой работы в развитии тонких движений пальцев рук, в формировании речевого развития детей 5-6 лет. |
9. | Анализ проделанной работы по проекту «Пальчики помогают говорить» с педагогами ДОУ. | Проанализировать с педагогами ДОУ результативность проведения речевых пальчиковых игр, обменяться опытом работы по проектной деятельности. |
Ожидаемые результаты
- Дети станут проявляют интерес к ИЗО деятельности, будут стремиться заниматься ею по собственной инициативе, рассказывать о своих интересах в рисунке.
-Станут общительнее, появится чистая, красивая речь, дети свободно будут играть в пальчиковые и дидактические игры, научатся рассказывать небольшие сказки, стихи по иллюстрациям.
-Для педагогов в детском саду будет собран методический материал, для успешной работы по развитию речи малышей при помощи ИЗО деятельности и пальчиковых игр и упражнений.
Перспективы дальнейшего развития проекта в подготовительной к школе группе
-Создать презентацию «Загадки»
-Дополнить приёмы нетрадиционного рисования и лепки.
-Создать в предметно-развивающей среде зону песка и воды для
игры. И столик для рисования песком.
камешками, бусами, крышками.
-Развивать интеллектуальные способности у детей, мышление, восприятие,
внимание, память.
-Проект по развитию у детей речи при помощи ИЗО деятельности, пальчиковых упражнений может быть принят к реализации другими педагогами.
-Расширить диапазон ИТ в воспитательно-образовательной работе.
Эффект проекта в долгосрочной перспективе
-У детей формируется устная речь, навыки речевого общения с окружающими.
-Дети легко адаптируются в любом обществе (как сверстников, так и взрослых).
-Отсутствие проблем в учебной деятельности в школе.
-Формируется нравственно-цельный, творчески мыслящий, инициативный человек.
Список литературы
1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1991.
2. Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. – М.: Школа-Пресс, 1999. – 82 с.
3. Выготский Л.С. Психология. - М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
4. Гаврина С.Е. Развиваем руки - что бы учиться и писать и красиво рисовать. –М.: Академия развития, 1998.
5. Гатанова Н., Тунина Е. Программа обучения и развития дошкольника. Тесты для детей 6 лет. – СПб.: Издательский Дом «Нева», 2004. – 32 с.
6. Глухов В.П., Труханова Ю.А. Наши дети учатся сочинять и рассказывать. – М., 2003.
7. Детская практическая психология / Под ред. Т.Д.Марцинковской. – М., 2003. – 253 с.
8. Диагностика в детском саду. Методическое пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 198 с.
9. Дмитриева М.А., Дружилов С.А. Уровни и критерии профессионализма: проблемы формирования современного профессионала // Сибирь. Философия. Образование: Научно-публицистический альманах. Вып.2000(4). – Новокузнецк: Изд-во Института повышения квалификации, 2001.– С.18-30.
10. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. – М., Издательский центр «Академия», 1999. – 464 с.
11. Забродина Л.В. Тексты и упражнения для коррекции лексико-грамматических нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Л.В.Забродина, Е.С.Ренизбрук. – М.: АСТ, 2006. – 159 с.
12. Колосова И.В. Фразеологический словарь дошкольника // Логопед. – 2008. - №3. – С.4-7.
13. Коноваленко В.В. Родственные слова. Лексико-грамматические упражнения и словарь для детей 6-8 лет. Выпуск 2: пособие для педагогов. – М.: Гном и Д, 2005. – 24 с.
14. Котелевская В.В., Анисимова Т.Б. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах. – Ростов н/Дону.: Феникс, 2002.
15. Кудрова Т.И. Как сделать увлекательными занятия дома // Логопедия. - 2006. - №3. - С.59-61.
16. Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся // Вопросы психологии. - 1984. - №1.
17. Лопухина И. Логопедия. Звуки, буквы и слова: Упражнения в стихах. - СПб.: Дельта, 1998. - 205 с.
18. Лямина Г. Учимся говорить и общаться // Дошкольное воспитание. - 2006. - №4. - С.105-112.
19. Максакова А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок: Пособие для
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».
- Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.- Воспитывать эстетичес...
Педагогический проект: «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».
Главная задача педагога это использование устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей младшего дошкольного возраста...
Паспорт педагогического проекта «Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста»
Проект содержит гипотезу, цели, задачи. Раскрывает формы речевой работы с детьми. Содержит план работы над проектом....
Паспорт педагогического проекта «Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста»
Проект содержит гипотезу, цели, задачи. Раскрывает формы речевой работы с детьми. Содержит план работы над проектом....
Проект "Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста"
Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, так как на...
Сообщение из опыта работы на педагогический совет "Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста.
Сообщение из опыта работы " Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возрата"...
Педагогический проект "Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"
Педагогический проект "Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"...