Педагогический проект "Влияние художественного творчества и пальчиковых игр на развитие речи детей "
проект (старшая группа) на тему

Рассказова Ольга Валентиновна

Педагогический проект
 

 

Влияние  художественного  творчества и пальчиковых игр на развитие речи детей

«Пальчики помогают говорить».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt.docx33.4 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

 

Влияние  художественного  творчества и пальчиковых игр на развитие речи детей

«Пальчики помогают говорить».

«Руки дают человеку голову,

затем поумневшая голова учит руки,

а умелые руки снова

способствуют развитию мозга»

И.П.Павлов

Название проекта: «Пальчики помогают говорить».

Автор проекта: Рассказова Ольга Валентиновна – воспитатель  старшей группы,  работающей  по адаптированной программе дошкольной организации для воспитанников с ТНР .

Тип проекта: познавательно – творческий, групповой.

Продолжительность проекта:  долгосрочный с сентября 2016года по май 2017 года.

Участники проекта: дети, воспитатели, учитель - музыкальный  руководитель, старший воспитатель, логопед,  родители.

Возраст детей: 5-6 лет.

Актуальность проекта:

Актуальность исследования заключается в том, что одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является  развитие речи и подготовка его к школе. Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребёнок пойдет в школу – это развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.  Ребёнок, имеющий достаточный уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу. Умение свободно и непринуждённо пользоваться  движениями своих рук воспитывается специальными упражнениями. Это - начальный этап, предшествующий занятиям по развитию мелкой моторики рук. На простых, доступных для понимания и выполнения упражнениях дети учатся тонко выполнять произвольные упражнения по команде взрослого. Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания и посильного участия детей в делах группы. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но  и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев рук. Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности , а особенно хорошо в этом помогает художественное творчество и пальчиковые игры. Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев рук весьма полезна и для подготовки руки к письму. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Чтобы избежать негативных последствий при обучении письму существует система упражнений, позволяющая каждому ребенку постепенно, без перегрузки, с максимальным учетом его индивидуальных особенностей подготовиться к этому роду деятельности. Актуальность исследования позволила нам выявить противоречие между необходимостью развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста посредством художественного творчества и пальчиковых игр  как средства  развития речи и подготовки к школе и недостаточной разработанностью методов, приёмов и средств для эффективного осуществления данного процесса.

В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии.

Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

Проведенные диагностические исследования показали, что у таких детей значительно отстает от нормы и развитие мелкой моторики.
Учеными доказано, что совершенствование мелкой мускулатуры руки влияет на речевое развитие и формирование мыслительных операций. Поэтому для развития навыков ручной умелости у детей старшей группы необходимы особые условия. Исходя из этого, у нас возникла 
идея создания образовательного пространства в группе по развитию мелкой моторики рук.

Объект исследования: процесс развития речи детей старшего возраста.

Предмет исследования: система форм, методов и технологий развития речи средствами художественного творчества  и пальчиковых игр.

Выше сказанное определило выбор основного направления деятельности: влияние художественного творчества  и пальчиковых игр на речевое развитие детей старшей группы.

Цель педагогического проекта: Осуществление непрерывного педагогического процесса по формированию у детей  активной речи путём развития мелкой моторики пальцев рук, используя пальчиковые игры и художественного творчества.

 

Задачи проекта:

Для детей

1. Способствовать развитию речи как средства общения.

2. Развивать понимание речи и активизировать словарь.

3. Развивать  мелкую моторику пальцев рук, уровень сенсорного  развития.

4. Воспитывать у детей интерес к предметам изобразительного искусства (иллюстрации в книжках, скульптура малых форм – статуэтки, художественно выполненная игрушка).

5. Помогать детям осваивать доступные для них способы изображения в рисовании, лепке; знакомить со свойствами материалов (краски, глина, карандаши) и элементарными приемами их использования.

6. Обогащать детей яркими впечатлениями при ознакомлении  с миром вещей, природными явлениями, людьми и их действиями.

7. Воспитывать у детей интерес к собственной изобразительной деятельности: желание рассказать в рисунке о том, что его волнует, радует; стремление поделиться своими впечатлениями, чувствами с окружающими его людьми.

Для педагогов МАДОУ

1. Изучить и систематизировать нормативно-правовые, практические, психолого-педагогические, технологические обоснования развития речи через развитие мелкой моторики рук.

2. Выявить основные факторы, осложняющие становлению образной и правильной речи у детей старшего возраста.

3. Составить перспективный план работы по развитию художественно творчества  и мелкой моторики рук.

4. Подобрать и оформить дидактические игры и пособия по развитию мелкой моторики рук для уголка по сенсомоторному развитию детей.

5. Проанализировать влияние художественного творчества  сенсомоторных игр на овладение правильной и образной речи детей старшей группе.

6. Повысить компетентность педагогов по данной теме за счет внедрения проектной деятельности.

Для родителей

1. Повысить уровень компетентности родителей по вопросу развития речи и мелкой моторики у детей.

2. Взаимодействовать с родителями по обогащению предметно-развивающей среды и созданию условий для накопления материально – технической базы уголка по сенсомоторному развитию.

Этапы реализации проекта

  • I этап.  Подготовительный этап ( сентябрь 2016 г.)
  • II этап.  Адаптационно-практический (2016-2017 уч. г.) - Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, и будет проявлять  яркий интерес к  изобразительному материалу и познавательные действия с ним. Обогащение  играми уголка сенсорного развития, материалами – ИЗО уголка.
  • III этап. Результативно-деятельный (2016-2017уч. г.) - Введение пальчиковых игр и упражнений во все виды учебной и бытовой деятельности. Педагогическое просвещение родителей о значении пальчиковой гимнастики для развития изобразительной деятельности,   мышления, речи детей.
  • IV этап.  Диагностический  ( Май 2017 г.) - Определение результата практической деятельности с детьми.
  • V этап. Итогово-перспективный (июнь-август 2017г) - Обобщение опыта и разработка тактики последующих действий. Планирование и прогнозирование работы. Разработка планов работы с детьми по развитию  мелкой моторики, изобразительной деятельности у детей  подготовительной к школе  группы. Создание развивающей среды.

Форма проведения: занятия (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные), самостоятельная деятельность детей: речевые игры с пальчиками, самомассаж.

Продукт проекта:

  • Картотека пальчиковых игр.
  • Картотека консультаций для родителей и педагогов.
  • Фото-выставка «Ловкие пальчики».
  • Различные виды тренажеров для развития мелкой моторики.
  • Фото мастер- классы по изготовлению разных видов пособий по сенсомоторному развитию.
  • Перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук .
  • Уголок по сенсомоторному развитию детей.
  • Изготовленные родителями дидактические игры и пособия, способствующие развитию мелкой моторики рук.

Подведение итогов

  • Выставка игр и пособий на «Дне открытых дверей».
  • Презентация проекта на «Методическом объединении» .
  • Уголок по сенсомоторному развитию детей.
  • Конкурс на лучшую игру среди родителей.

 

Этапы работы над проектом

Подготовительный этап (сбор информации по теме)

 

Содержание работы

Срок

1. Поиск и изучение эффективных технологий и методик в области развития мелкой моторики.

2. Обоснование путей реализации проекта.

сентябрь

 

Адаптационно-практический этап

 

Содержание работы

Срок

1. Составление перспективного плана работы по развитию мелкой моторики рук и художественного творчества:

- упражнения с элементами самомассажа;

- упражнения для кисти рук;
- игр и упражнений с различными предметами,
- динамические упражнения; 
- упражнения с элементами театрализованной деятельности для обыгрывания небольших стихотворений, сценок;

- ООД по коммуникации, художественному творчеству.

2. Работа с детьми:

Закрепление знакомых упражнений в свободной деятельности: 
- игры с предметами,
- разного вида шнуровки,
- пальчиковый театр,
- картотека игр для пальчиков.

3. Работа с педагогами

Семинар-практикум
- «Пальцы помогают говорить»
- «Развитие движений пальцев и кисти ребенка как один из методов развития речи»

4. Работа с родителями:

Консультации 

- «Поиграйте с ребенком дома»
- «Игры и игровые упражнения для формирования мелкой моторики у детей старшего возраста»

Конкурс на лучшее пособие 
Привлечение родителей к изготовлению пособий по развитию мелкой моторики

По ходу реализации проекта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По ходу реализации проекта

 

 

 

 

 

 

 

Ноябрь - май

 

Диагностический этап

 

Содержание работы

срок

1. Определение результата практической деятельности с детьми.

2. Анкетирование родителей (для определения результативности работы).

Май

 

Итогово-перспективный этап

Содержание работы

срок

1. Обобщение опыта и разработка тактики последующих действий.

2.Планирование и прогнозирование работы.

3. Разработка планов работы с детьми по развитию  мелкой моторики, изобразительной деятельности у детей  подготовительной к школе  группы.

4. Создание развивающей среды.

июнь-август

План выполнения проекта

 

Виды деятельности

Цели и задачи

1.

Изучение тематики, формулировка проблемы

Стимулировать речевое развитие, психические процессы через пальчиковые игры и упражнения.

2.

Составление перспективного плана проведения речевых пальчиковых игр и художественного творчества.

Систематизировать использование речевых пальчиковых игр в работе с детьми, направленное на поиск креативных путей повышения качества работы на уровне современных дошкольных требований.

3.

Консультации на тему: «Пальчиковые игры», «Речь на кончиках пальцев».

Рассказать родителям о системе работы, ответить на все интересующие их вопросы.

4.

Семинар-практикум для воспитателей «Ловкие пальчики».

Познакомить воспитателей с новыми пособиями по развитию мелкой моторики рук у детей первой младшей группы.

5.

Консультация для воспитателей «Развитие движений пальцев и кисти ребенка как один из методов развития речи».

Расширить знания педагогов о роли мелкой моторики в речевом развитии детей.

6.

Конкурс на лучшее пособие по развитию мелкой моторики.

Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта

7.

Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.

Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми речевыми пальчиковыми играми.

8.

Диагностика уровня развития речи и мелкой моторики рук у детей старшего года жизни в конце учебного года.

Определить эффективность проводимой работы в развитии тонких движений пальцев рук, в формировании речевого развития детей 5-6 лет.

9.

Анализ проделанной работы по проекту «Пальчики помогают говорить» с педагогами ДОУ.

Проанализировать с педагогами ДОУ результативность проведения речевых пальчиковых игр, обменяться опытом работы по проектной деятельности.

 

Ожидаемые результаты

- Дети   станут проявляют интерес к ИЗО деятельности,  будут стремиться заниматься ею по собственной инициативе, рассказывать о своих интересах в рисунке.

-Станут общительнее, появится чистая, красивая речь, дети свободно будут играть в пальчиковые и дидактические игры, научатся рассказывать небольшие сказки, стихи по иллюстрациям.

-Для педагогов в детском саду будет собран методический материал,  для успешной работы по развитию речи  малышей при помощи ИЗО деятельности и пальчиковых игр и упражнений.

Перспективы дальнейшего развития проекта в подготовительной к школе группе

-Создать презентацию «Загадки»

-Дополнить приёмы нетрадиционного рисования и лепки.

-Создать в предметно-развивающей среде зону песка и воды для  

  игры. И столик  для рисования песком.

  камешками, бусами, крышками.

-Развивать интеллектуальные способности у детей, мышление, восприятие,  

  внимание, память.

-Проект по развитию у детей речи при помощи ИЗО деятельности, пальчиковых упражнений может быть принят к реализации другими педагогами.

-Расширить диапазон   ИТ в воспитательно-образовательной работе.

Эффект проекта в долгосрочной перспективе

-У детей формируется устная речь, навыки речевого общения с окружающими.

-Дети  легко адаптируются в любом обществе (как сверстников, так и взрослых).

-Отсутствие проблем в учебной деятельности в школе.

-Формируется нравственно-цельный, творчески мыслящий, инициативный человек.

Список литературы

1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1991.

2. Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. – М.: Школа-Пресс, 1999. – 82 с.

3. Выготский Л.С. Психология. - М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.

4. Гаврина С.Е. Развиваем руки - что бы учиться и писать и красиво рисовать. –М.: Академия развития, 1998.

5. Гатанова Н., Тунина Е. Программа обучения и развития дошкольника. Тесты для детей 6 лет. – СПб.: Издательский Дом «Нева», 2004. – 32 с.

6. Глухов В.П., Труханова Ю.А. Наши дети учатся сочинять и рассказывать. – М., 2003.

7. Детская практическая психология / Под ред. Т.Д.Марцинковской. – М., 2003. – 253 с.

8. Диагностика в детском саду. Методическое пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 198 с.

9. Дмитриева М.А., Дружилов С.А. Уровни и критерии профессионализма: проблемы формирования современного профессионала // Сибирь. Философия. Образование: Научно-публицистический альманах. Вып.2000(4). – Новокузнецк: Изд-во Института повышения квалификации, 2001.– С.18-30.

10. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. – М., Издательский центр «Академия», 1999. – 464 с.

11. Забродина Л.В. Тексты и упражнения для коррекции лексико-грамматических нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Л.В.Забродина, Е.С.Ренизбрук. – М.: АСТ, 2006. – 159 с.

12. Колосова И.В. Фразеологический словарь дошкольника // Логопед. – 2008. - №3. – С.4-7.

13. Коноваленко В.В. Родственные слова. Лексико-грамматические упражнения и словарь для детей 6-8 лет. Выпуск 2: пособие для педагогов. – М.: Гном и Д, 2005. – 24 с.

14. Котелевская В.В., Анисимова Т.Б. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах. – Ростов н/Дону.: Феникс, 2002.

15. Кудрова Т.И. Как сделать увлекательными занятия дома // Логопедия. - 2006. - №3. - С.59-61.

16. Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся // Вопросы психологии. - 1984. - №1.

17. Лопухина И. Логопедия. Звуки, буквы и слова: Упражнения в стихах. - СПб.: Дельта, 1998. - 205 с.

18. Лямина Г. Учимся говорить и общаться // Дошкольное воспитание. - 2006. - №4. - С.105-112.

19. Максакова А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок: Пособие для


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

- Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.- Воспитывать эстетичес...

Педагогический проект: «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

Главная задача педагога это использование устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей младшего дошкольного возраста...

Паспорт педагогического проекта «Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста»

Проект содержит гипотезу, цели, задачи. Раскрывает формы речевой работы с детьми. Содержит план работы над проектом....

Паспорт педагогического проекта «Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи детей дошкольного возраста»

Проект содержит гипотезу, цели, задачи. Раскрывает формы речевой работы с детьми. Содержит план работы над проектом....

Проект "Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста"

Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта  «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, так как на...

Сообщение из опыта работы на педагогический совет "Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста.

Сообщение из опыта работы " Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возрата"...

Педагогический проект "Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"

Педагогический  проект "Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"...