Консультация "Знакомство с народами ханты, его бытом, народным хозяйством, традициями"
консультация (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Знакомство с народами ханты, его бытом, народным хозяйством, традициями»
Старший дошкольный возраст
Воспитатель: А.А. Ашманова
Цель: продолжать знакомить детей с культурой, традициями, бытом народа ханты.
Задачи НОД:
Образовательная область «Познание»
- Формировать у детей знания о культуре, традициях и быте народов ханты.
Образовательная область «Художественное творчество»
- Развивать творческие способности.
Образовательная область «Социализация»
- Воспитывать интерес, эмоционально-положительное отношение к национальной культуре народов Севера.
Задачи интегрируемых образовательных областей:
«Коммуникация»
- Совершенствовать диалогическую форму речи
«Социализация»
- Воспитывать уверенность в себе.
Виды деятельности:
- Игровая
- Коммуникативная
- Познавательно речевая
Форма организации совместной деятельности:
Иллюстрации о жизни народов Ханты, цветные карандаши, альбомные листы, куклы в национальных костюмах.
Словарная работа: нарты, чум, береста, берестяные изделия.
Предварительная работа: просмотр видеофильма, посещение музея ИКЦ «Старый Сургут».
Материал к НОД: театральные иллюстрации к теме, цветные карандаши, альбомные листы, куклы в национальных костюмах.
Ход НОД
Воспитатель: (воспитатель обращает внимание на иллюстрации)
- О жизни какого народа мы сегодня с вами будем говорить? Что вы уже знаете? А сегодня наши гости – маленький Идэ и его бабушка принесли загадки для вас. Их придумал и записал известный хантыйский писатель Еремей Айпин.
- Меховой кружок, шерстистый кружок, утром есть просит, вечером есть просит. Кто это? (собака)
- Над крышей над домом шкура хора со свинцами – дырочками. Лежит ли, висит ли. Что это такое? (небо и звезды на нем)
Воспитатель:
Чем занимались ханты для того, чтобы добыть себе еду, одежду и пр.?
- Охота издавна являлась важным видом хантыйского хозяйства, которая обеспечивала хантов пищей, одеждой. Также ханты занимались рыболовством. Рыбу они не только ели, но и рыбью кожу использовали для изготовления одежды, обуви.
А какие животные были у хантов?
Ханты разводили коней. Для чего они служили? (Как транспорт животные, также в конном бою в случае нападения). Еще одним животным для транспорта был северный олень: его использовали для запряжки в нарты (хантыйские сани). Домашние олени использовались и для охоты на диких оленей. Мясо оленей и лошадей использовали в пищу.
- А что делали с кожей и мехом этих животных?
Особенные отношения у хантов сложились с хозяином леса – медведем. Он наиболее почитаемый представитель животного мира, в которого верили как в бога. Люди ханты по сей день, обращаются к голове медведя с просьбами в помощи, с благодарением. Медведю посвящена особая церемония, получившая названия медвежьего праздника. Ханты проводят его после удачной охоты на медведя, на этот праздник собираются жители соседних чумов. Медведь считался родственником, его лесным братом. Чтобы умилостивить медведя, охотники приносят в дом его голову и шкуру, но и кости, веря, что они обрастут мясом и шкурой.
- А из чего ханты делают посуду?
Посуду и другой инвентарь ханты изготавливают из подручных материалов: бересты, дерева, шкур животных. Из бересты делается тиски – полосы для покрытия крыш домов, набирки – корзины для ягод, даже колыбели. Берестяные изделия украшали орнаментом. Из расщеп. Кедровых корней делали заплечные короба. Некоторые виды посуды были настолько прочными, что в них грели воду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развлечение в традициях народов ханты и манси «Берегите мать – природу»
Развлечение в традициях народов ханты и манси «Берегите мать – природу»подготовительная группа Цель: Активизировать детей с помощью персонажей, доставить радость и удовольствие детям.Матери...
Консультация для детей «Знакомство с народами ханты, его бытом, народным хозяйством, традициями»
Консультация для детей...
педагогический проект «Знакомство детей с культурой и бытом народов ханты и манси посредством народного декоративно - прикладного искусства»
Информационно-творческий проект реализует комплексный подход в работе с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с культурой и бытом народов ханты и манси и предусматривает активное ...
Проект "Знакомство с традицией и культурой быта коренных народов Ханты"
Проект "Знакомство с традицией и культурой быта коренных народов Ханты"...
Консультация: Тема «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к традициям, быту народов ханты и манси через разные виды деятельности»
Мы живем в необыкновенном крае, с красивым названием – Югра. Это край, где проживают люди с очень интересными обычаями – ханты и манси. Каждая травинка, каждое животное имеют для них ...
«Приобщение детей к культуре и быту народов ханты посредством народного декоративно-прикладного искусства»
Край, в котором мы живем – это наша малая родина, часть великой страны, наши корни и, именно с этого малого, берет свое начало великое – любовь к Отечеству. Любой край нашей необъятной Род...
Детско-взрослый образовательный проект по расширению представлений детей о быте, культуре и традициях русского народа: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными календарно-обрядовыми праздниками»
Одной из задач ФГОС ДО, является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм по...