"Словесные игры для детей от пяти до шести лет"
консультация (старшая группа) на тему
Игры на развитие фонематического слуха, слоговой структуры слова, расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи, связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Словесные игры для детей от пяти до шести лет" | 81.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ
ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
«Какой звук первый (последний)?» Взрослый называет простые слова, выделяя при этом голосом и интонацией первый (последний) звук.
Если слово начинается с гласного звука, то он должен быть под ударением, а если же первый звук согласный, то произносить его нужно с силой, т.е. так, чтобы он отличался от других звуков в слове. Пример: нос – звук [н], аист – звук [а] и т.д. Если слово оканчивается на гласный звук, то его нужно специально долго протянуть, если конечный звук согласный, взрослый должен произнести его с силой, чтобы он отличался от других звуков в составе слова. Пример: сон – звук [н], ложка – звук [а] и т.д.
«Помоги закончить слово». 1 вариант: взрослый по одной выкладывает перед ребенком картинки, а затем начинает произносить слова, не договаривая при этом последний звук. Ребенок должен посмотреть внимательно на картинку, догадаться, что это за слово, и назвать его полностью.
2 вариант: Как только ребенок усвоит эту игру, ее правила можно усложнить и попросить малыша заканчивать слова без картинок, давая при этом ребенку задание добавлять в конце слова какой-то определенный звук и называть слово полностью. Пример: закончи слова звуком [н] – бараба(н) и т.д.; слогом ка – бан(ка) и т. д.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ
СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА
«Назови слоги». Взрослый произносит по слогам слово, а затем просит назвать ребенка первый и второй слоги. Пример: ма-ма, лу-на, ру-ка и т. д. По мере освоения игры взрослый может предлагать ребенку более сложные слова, состоящие из 3 и более слогов. Пример: го-ло-ва, ма-ши-на, а также слова со стечением согласных: ста-кан, мед-ведь, лис-ток и т. д.
«Назови ударный слог». Взрослый произносит слова, выделяя голосом ударный слог, а ребенок должен услышать и повторить его. На начальном этапе ребенку можно предлагать слова из двух слогов, а по мере усвоения использовать слова с тремя и более слогами.
«Перевертыши». Перед началом игры взрослый объясняет ребенку, как можно превратить твердый слог в мягкий и наоборот. Для этого нужно заменить в слоге гласный звук. Пример: ло – лю, ма – мя, па – пя и т.д. Затем ребенок пробует преобразовывать слоги самостоятельно, а взрослый подбирает их так, чтобы они содержали звуки, которые ребенок произносит правильно.
«Запутанные слова». Взрослый раскладывает перед ребенком картинки и называет слова, в которых все слоги переставлены. Ребенок должен найти соответствующую картинку и назвать слово правильно. Можно предложить следующие слова: рел-ка-та – тарелка, ши-на-ма – машина, ре-бе-же-нок – жеребенок и т.д.
ИГРЫ НА РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
«Что это?» Взрослый называет любой предмет и бросает мяч ребенку. Ребенок, поймав мяч, должен вернуть его взрослому и назвать обобщающее понятие, к которому относится названный предмет. Пример: яблоко – это фрукт, юбка – это одежда и т. д.
«Назови ласковым словом». Взрослый бросает мяч ребенку, называя любое существительное. Ребенок, возвращая мяч, должен назвать это слово в уменьшительно-ласкательной форме. Пример: мяч – мячик, стол – столик, яблоко – яблочко и т.д.
«Чьи детеныши?» Взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть картинки и подобрать к изображенным животным и птицам детенышей, накладывая при этом маленькие картинки с изображениями детенышей на большие. Как только ребенок правильно разложит картинки, он должен назвать детенышей. Пример: «У коровы – теленок», «У кошки – котенок» и т.д. По мере тренировки игру можно проводить без картинок, перебрасывая мяч.
«Я люблю сок». Взрослый дает ребенку образец на примере какого-либо овоща или фрукта. Пример: «Мой любимый сок из слив – сливовый сок». После этого можно предложить ребенку образовать прилагательные от слов: яблоко, апельсин, картофель, крыжовник, морковь, капуста, малина, свекла, груша, вишня, смородина и т.д.
«Чья у зверя голова?» Взрослый бросает ребенку мяч и говорит: «У вороны голова...», а ребенок, возвращая мяч, должен сказать: «воронья». Пример: у собаки голова – собачья, у коровы голова – коровья, у кролика голова – кроличья и т.д.
«Попробуй, сосчитай». Взрослый называет ребенку число от 1 до 5 и показывает картинку, на которой изображено соответствующее количество предметов, а ребенок должен назвать изображенный предмет с этим числом. Пример: одна груша – две груши – три груши – четыре груши – пять груш и т. д.
«Поможем Незнайке». Роль Незнайки выполняет взрослый, который неправильно употребляет предлоги, или вовсе их пропускает, а ребенок его исправляет.
- Лампа висит … головой. (Незнайка стоит под лампой.)
- Цветы поставили на вазу. Мы обедаем у стола. Мама подошла от меня. Машина едет в дороге и т.д.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
«Сломанное предложение». Взрослый зачитывает ребенку слова, а тот должен их переставить таким образом, чтобы получилось целое предложение. Пример: торт, мама, печет, вкусный – Мама печет вкусный торт. Маша, играть, с, кукла — Маша играет с куклой.
«Почемучки – потомучки». Взрослый показывает ребенку картинки и задает по ним вопросы. Пример: «Почему зимой носят шубы? Почему медсестра делает уколы? Почему люди открывают зонты?» и т.д. А ребенок отвечает на эти вопросы, используя союз «потому что». После этого ребенок пробует задавать свои вопросы взрослому, используя союз «почему?»
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2 «Солнышко» комбинированного вида»
СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ ПЯТИ ДО ШЕСТИ ЛЕТ
Учитель-логопед Гончарова Е.Н.
г. Оленегорск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словесные игры для детей 3-4 лет
Игры вне занятий помогают индивидуальной работе с детьми....
Словесные игры для детей
Речевые игры для средней группы...
Словесные игры для детей
Словесные игры для младшей группы Ладушки Цель игры. Приучать детей слушать речь воспитателя, соотносить действие со словом потешки, отвечать на вопросы. Ход игры. Дети садятся в кружок на ...
"Словесные игры для детей от четырех до пяти лет"
В средней группе проводится работа по развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов и их взаимодействию. Уделяется внимание развитию фонематического слуха как одного из компонентов речевого ...
"Словесные игры для детей от шести до семи лет"
Игры на развитие умения выделять звуки из слова; умения делить слова на части и составлять из частей слова (слоговой анализ и синтез); умения делить предложения на слова и составлять из слов предложен...
Развивающие игры для детей четырех - пяти лет дома
Игры для развития речи у детейИгры для развития слухового восприятия у детейИгры, знакомящие детей с природойИгры на изучение формы предметовИгры на развитие памяти и внимания у детей...
Развивающие игры для детей четырех - пяти лет дома с родителями
Развивающие игры для детей в помощь родителям....