Использование игровых педагогических технологий для развития познавательной активности у детей с ТНР: технология интеллект – карт
методическая разработка по логопедии
У детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) страдает не только звукопроизносительная сторона речи, грамматический строй, связная речь, но и познавательная активность. Для учителя- логопеда приоритетной, несомненно, является работа над коррекцией речи, но, несомненно также и то, что познавательная активность влияет на развитие речи детей дошкольного возраста следующим образом: способствует развитию речи дошкольников через обогащение словарного запаса, совершенствование звукопроизношения и развитие грамматического строя речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_igrovyh_pedag._tehnologiy_dlya_razv.poznavat_aktivnosti.docx | 874.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование игровых педагогических технологий для развития познавательной активности у детей с ТНР: технология интеллект – карт
У детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) страдает не только звукопроизносительная сторона речи, грамматический строй, связная речь, но и познавательная активность. Для учителя- логопеда приоритетной, несомненно, является работа над коррекцией речи, но, несомненно также и то, что познавательная активность влияет на развитие речи детей дошкольного возраста следующим образом: способствует развитию речи дошкольников через обогащение словарного запаса, совершенствование звукопроизношения и развитие грамматического строя речи. В своей работе по развитию речи и познавательной активности с детьми с ТНР стараюсь использовать не только традиционные методики и технологии, но и современные. Причем использую их как обособленно, так и комбинируя, если это необходимо. Одной из таких технологий, которую я активно применяю, стала технология создания интеллектуальной карты.
Метод интеллект – карт создал американский ученый Тони Бьюзен. В переводе с английского – это «карты ума». В дошкольном образовательном процессе карты появились благодаря кандидату педагогических наук Валентине Михайловне Акименко, она предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей. В результате достаточно длительного использования данной технологии с детьми с ТНР для развития связной речи, я поняла, что можно использовать технологию как авторскую, так и адаптированные ее варианты в зависимости от тяжести и структуры нарушений у ребенка. Были созданы мной разные варианты данной технологии, поэтому появилась возможность работать с различными группами детей с тяжелыми нарушениями речи разной степени выраженности, а также планировать работу по развитию познавательной активности. А самое главное - использовать данную технологию как игру, так как со временем создание таких карт, превращается у детей в увлекательную игру.
Один из вариантов составления интеллект –карты - это итоговая работа при изучении лексической темы. В данном случае алгоритм составления будет следующий, он позволяет в процессе сбора материала для составления карты активизировать познавательную активность детей.
1.Обобщаем, уточняем, вспоминаем, добавляем изучаемый материал. Призываем на помощь родителей. Ищем картинки, наклейки, любой наглядный материал по теме.
2.Готовим поле для создания карты (лист бумаги достаточных размеров).
2.Выделяем тему или главную мысль. Она записывается педагогом в центре, возможно добавление картинок, рисунков.
3.Выясняем, достаточно ли нам темы (главной мысли) или возникла необходимость разделить тему на подтемы или направления. Из темы с помощью разноцветного выделения проводим линии (ветви, каждая из которых соответствует определенному фрагменту рассматриваемой темы.
4.Готовим фломастеры, карандаши, картинки и составляем интеллект-карту по изученной нами теме.
Рассмотрим на примере темы «Откуда хлеб на стол пришел».
1.В центре прописываем тему. Ниже схематично или в картинках размещаем последовательность появления хлеба на нашем столе: вспашка полей, посев зерна, уборка колосьев, элеватор, мельница, появление муки, выпечка хлеба, магазины.
2.От картинки, на которой изображена пекарня, проводим две линии:
1. Как пекут хлеб;
2. Какой пекут хлеб или виды хлеба:
Над каждой линий прописываем только одно предложение, обозначающее направление этой темы. Далее добавляем по необходимости картинки и рисунки.
На первой линии: замес теста, продукты из которых тесто замешивается, размещение в формы и т.д.
На второй линии: хлеб пшеничный, ржаной, батон, калач, лаваш, булочки.
Дети вспоминают, что кроме названных продуктов в магазинах продаются торты, пирожные, печенье, пряники и т.д. Так возникает необходимость обозначить еще одно направление: кондитерские изделия.
Если не хватает знаний по теме, или возникают новые вопросы, дети с удовольствием получают новые знания, так как познавательная активность детей возрастает.
В рамках изученной темы, как итог появилась интеллект – карта «Откуда хлеб на стол пришел».
Создавая интеллект- карту, дети развивали умение выделить главную мысль, вспоминать изученный материал, находить пробелы в знаниях. В процессе такой деятельности пополнялся активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развивалось и закреплялось умение составлять и распространять предложения, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение, сравнение, классификация.
Вот еще один пример. При изучении темы «Наша Родина», детей особенно интересовало направление внутри данной темы, а именно: «Обычаи и символы русского народа». При изучении данной темы планированием в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности не предусматривается глубокое изучение и знание символов России, да и времени не хватало для более детального изучения темы. Мною уже был разработан адаптированный вариант составления интеллект –карты по изучаемой теме. Дети с удовольствием занялись составлением интеллект-карты «Русская береза-символ Родины моей».
В процессе составления интеллектуальной карты познавательная активность детей только возрастала, тема стала очень интересной для детей, вызвала еще массу вопросов и предложение продолжить изучение символов России.
Кроме того, дети отмечали, что в процессе изучения темы появились новые вопросы, на которые им хотелось получить ответы, например, почему люди во всем мире любят и уважают неофициальные символы своей страны?, у нас много растет деревьев, почему берёзу называют символом России? И много других.
Поскольку тема заинтересовала детей, к работе подключились родители и воспитатели. Чтобы вести работу по данной теме, нам нужно было спланировать свою деятельность. Так возник проект «Неофициальные символы русского народа». Дети вместе с родителями искали и находили информацию о различных неофициальных символах: валенках, самоваре, матрешке, делились друг с другом знаниями. Сделали книжки - малышки о березе, самоваре, валенках и подарили детям средней группы.
В процессе работы над проектом, многие вопросы оказались решенными, но в тоже время появлялись все новые и новые вопросы. Дети самостоятельно сделали вывод о том, что каждый человек, если он любит свою родину, должен знать о ней как можно больше, в том числе и о нетрадиционных символах страны.
Интеллект-карта «Весна», созданная детьми в старшей группе
Интеллект-карта «Весна», созданная детьми в подготовительной группе
Составленные и разработанные интеллект – карты совместно с детьми востребованы в дальнейшей учебной деятельности, по следующим причинам:
- Интеллект – карту можно составить по любой лексической теме;
- Это нужная и ценная наглядность: всю тему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом;
- Интеллект – карта, если она хорошо оформлена, имеет свою привлекательность, свою эстетику: ее рассматривать не только интересно, но и приятно;
- Интеллект – карта легко запоминается детьми благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета;
- Интеллект – карта актуальна с точки зрения развития познавательной активности: она помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;
- Создание интеллект-карты – это творчество, поскольку карта помогает найти нестандартные пути решения задачи, т.е развивается и мышление, и познавательная активность;
- Интеллект –карту возможно пересмотреть, нужно пересматривать. Созданные интеллект-карты в старшей группе, мы обязательно пересматриваем в подготовительной группе, обогащаем новой информацией, создаем приложения к карте. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи, а следовательно развивать познавательную активность.
Таким образом, интеллектуальная карта - это уникальный, творческий метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются не только познавательные, творческие, но и речевые способности детей, активизируется память и мышление. Разрабатывая интеллект-карту, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы полным предложением, активизируется словарь, он становится образным, более точным и разнообразным, увеличивается количественно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий в развитии познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста"
Проблема развития познавательной активности в настоящее время считается одной из важнейших с точки зрения педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Жизнь в эпоху научно-технического п...
Методический час "Применение современных технологий для развития познавательной активности у детей."
Современные технологии вызывают у ребенка интерес, что способствует желанию узнавать что - то новое. В разработке предложен теоретический материал об использовании современных технологий....
Мастер- класс для педагогов МАДОУ на тему «Использование игровых обучающих ситуаций в развитии познавательной активности дошкольников»
На современном этапе, в условиях динамичного развития общества, повышается потребность в самостоятельных, инициативных, критически мыслящих специалистах, умеющих видеть и творчески решать возникающие ...
Пезентация Использование информационно-коммуникационных технологий в развитии познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
План по самообразованию по теме " Использование информационно-коммуникационных технологий в развитии познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста"...
"Использование познавательно-исследовательской технологии для развития познавательной активности у детей младшего и среднего дошкольного возраста"
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.Именно экспериментирован...
Использование проектной деятельности как условие развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста
Ссылка на презентацию: https://disk.yandex.ru/i/DvFwtQPGRk9I0g В своей работе я выбрала проектную деятельность, так как дети в моей группе очень любознательные и инициативные, пр...
Использование игровых педагогических технологий для развития познавательной активности у детей с ТНР: технология интеллект – карт
У детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) страдает не только звукопроизносительная сторона речи, грамматический строй, связная речь, но и познавательная активность. Для учителя- логопеда п...