Экологический проект "Река моя - Еруслан"
проект (старшая группа) на тему
Экологический прект о реке Еруслан.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_prekt_reka_2017.docx | 88.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №22 «Лужок» с.Ждановка
Краснокутского района Саратовской области
Экологический проект
«Река моя - Еруслан»
2017 год
Содержание
№ | Содержание | Страница |
1 | Актуальность | 3 |
2 | Паспорт проекта | 3 |
3 | Реализация проекта | 6 |
4 | Результаты проекта | 9 |
5 | Диагностика | 11 |
Приложения | ||
1 | Карты реки Еруслан | 13 |
2 | Беседы, экскурсии | 23 |
3 | Конспекты НОД | 31 |
4 | Стихотворения, загадки, пословицы | 41 |
5 | Экологические сказки | 51 |
6 | Фотоколлаж | 62 |
Актуальность проекта.
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.
Естественная среда – природа – переживает сегодня немалые потрясения. Все чаще звучат слова: неблагоприятная экологическая обстановка, экологический кризис, экологическая катастрофа. Но это глобальные проблемы, недоступные пока детскому пониманию. И как быть?
Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Начать надо с малого, то есть со своей малой родины: родного поселка, любимой реки. Узнать их историю, проблемы, учить разумному общению с природой. Ведь природа Краснокутского района удивительна и разнообразна. Степи и леса, пески и пруды – все есть у нас. Но особую роль всегда играла река. Отсюда вытекает проблема: как не навредить реке. Ведь после отдыхающих берега превращаются в свалки мусора, нередко возникают пожары. Кроме того, происходит затягивание естественного русла реки песком и илом.
Человек наделен особым природным даром – разумом, благодаря которому, мы вполне можем строить свою жизнь так, чтобы не гибли и не страдали животные и растения, чтобы не исчезали леса и водоемы. Бережно относиться к природе может каждый, но чтобы таких людей становилось больше, необходимо воспитывать экологически грамотных, культурных людей и начинать эту работу необходимо с детского сада. На это и рассчитан наш проект.
Паспорт проекта
Сущность взросло-детского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги и роль ребенка является ведущей.
Проблема: недостаточные знания детей о реке Еруслан, о ее значении в жизни человека; несоблюдение правил экологически грамотного поведения.
Цель проекта: Создание условий для ознакомления детей с рекой Еруслан, формирование у детей познавательного интереса к природе родного края, предпосылок экологического сознания, организация художественно-продуктивной и творческой деятельности.
Задачи:
Образовательная:
- повышение экологической культуры педагогов, родителей, детей;
- расширить представления о значении воды для всего живого и в частности для села;
- напомнить детям правила поведения в природе, а именно около рек
Воспитательная:
- воспитывать желание общаться с природой, не загрязняя ее.
- объяснить, что безопасность около рек зависит от того, насколько хорошо дети знают и выполняют правила поведения около водоема.
- воспитывать у детей ответственность за свою безопасность и жизнь других людей.
Развивающая:
- развитие познавательного интереса к миру природы;
- обогащать и активизировать словарь детей по данной теме;
- развивать навыки творческого рассказывания;
- ориентировать родителей на познавательное общение с ребенком;
Вид проекта: познавательно-исследовательский
Продолжительность проекта: кратокосрочный (ноябрь - март)
Участники проекта: воспитатели группы, родители , воспитанники.
Руководитель проекта: Токарева Татьяна Владимировна.
Помощник: Шагиева Эльвира Самигуллиновна
Ожидаемый результат:
Приобретение детьми знаний о реке Еруслан;
Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей;
Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего
окружения, в частности, к реке;
Расширение словарного запаса, через беседы и чтение художественной литературы о родном крае;
Оснащение предметно-развивающей среды, через изготовление дидактических игр, наглядного материала, костюмов и создание презентаций по данной теме.
Разработанные рекомендации для педагогов по ознакомлению детей с рекой Еруслан
Выставка творческих работ детей
Разработанные рекомендации для родителей.
Создание альбома «Река Еруслан»
Проблема: Что мы знаем о нашей реке ?
Вопросы | Детские ответы |
Что мы знаем ? | Что наша река называется Еруслан На ней живут лебеди и утки В реке есть рыбы и ракушки |
Что мы хотим узнать ? | Где река начинается и заканчивается? Зачем нужна? Какие обитатели есть ещё в реке? Почему она холодная? Почему она широкая и узкая? |
С помощью чего узнаем ? | Спросим у родителей, родственников. Спросим у воспитателя. Почитать в книгах. Найти в интернете. Посмотреть на карте. |
Этапы работы над проектом
Этап | Основные направления реализации проекта (мероприятия) |
I этап | Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта Диагностика воспитанников Подбор методической литературы для реализации проекта Подбор наглядного демонстрационного материала; Подбор детской художественной литературы о реке. Подбор подвижных игр по данной тематике; Составление плана экскурсий. |
II этап | Поиск информации: опрос родителей, библиотека, интернет-ресурсы. Беседы по теме. Создание подборки художественной литературы, чтение сказок, рассказав, стихов по теме; Экскурсии на реку Еруслан. Опыты с водой Занятия познавательного цикла. Продуктивная деятельность. Создание макета «Река Краснокутского района» Оформление рекомендаций для родителей Акция «Берегите воду» Развлечение «Волшебница вода» |
III этап | Оформление альбома «Река Еруслан» с детскими рисунками Презентация. |
Реализация проекта
Направления работы | Виды деятельности |
Социально-коммуникативное развитие | Беседа с детьми о значении воды Беседы о реке Еруслан Презентации Экскурсия в библиотеку. Сюжетно-ролевые игры: «Пароход», «Моряки, рыбаки». |
Познавательное развитие | Опыты с водой :«У воды нет вкуса и запаха», «Прозрачная вода», «Пар тоже вода», «Вода без формы», « Вода бывает холодной, теплой, горячей», «Как убедиться что вода прозрачная». Опыты со снегом: «Свойства воды». Цель: сравнить свойства воды, снега, льда, выявить особенности их взаимодействия. «Куда делась вода» (выявить процесс испарения) «Лед-это тоже вода», «Лед легче воды» Цикл наблюдений за аквариумными рыбками: «Кто живет в аквариуме», «Что и как едят рыбки», «Как рыбы дышат и отдыхают». Дидактические игры: - «Хорошо – плохо», назвать, что в отношениях людей к реке хорошо, а что плохо; - «Мозаика», взять две картинки с изображением реки Еруслан, одну разрезать на 8-12 частей, а по другой картинке (образец) собрать ее; - «Четвертый лишний», взять три картинки с изображением речных рыб и одну, например, морскую; Просмотр видео-презентаций: «Зачем нужна река», «Виды водоемов» Просмотр мультфильмов: «Секреты воды», с Чевостиком (5 с.) «Кто живет в реке» НОД по экологии: «Вода в жизни человека» |
Речевое развитие | Чтение художественной литературы Б.Заходер «Что случилось с водой», «Течет река» Н.А.Рыжова «Жила- была вода», «Волшебница вода», «Как люди обидели речку» А.С.Пушкин «Золотая рыбка», Х.Андерсен «Русалочка». Лиман Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду». А. Кропотин «Поэма о реках и озерах» Л.Андреев «На реке» В. Драгунский «Главные реки» Н,И.Сладков «Весенние ручьи» А. Плешакова «Зеленые страницы» и др. Заучивание стихотворений: - А. Алферова «Как по быстрой речке» - Л.Васильева «Вдоль берега тихой речки» - Т. Ашапина «Речка, реченька, река» Загадки и стихи о воде. Пословицы, поговорки и загадки о реке. НОД по речевому развитию: «Вода» |
Художественно-эстетическое развитие | Продуктивная деятельность: Рисование «Река зимой», «Река весной», Лепка «Рыбы», Аппликация «Река». |
Физическое развитие | Подвижные игры: «Караси и щука», «Рыбки», «Море волнуется раз», «Рыбак и рыбки», «Ручеек», «Водяной». - «Рыбы». После первой команды: «День», - все «рыбы» (дети) плавают; после второй – «Опасность», - замирают; третьей - «Ночь» - присаживаются на корточки и «засыпают». - «Рыбки плавают в водице». В группе раскладываются небольшие обручи, на улице рисуются круги - это домики для рыб, их должно быть меньше на один, чем количество детей. Читаю стихотворение – рыбки плавают, на слове «поймать» плывут к своим домикам. - Рыбки плавают в водице, рыбкам весело играть. Рыбки, рыбки, озорницы, я хочу вас всех поймать. Ребенок, не успевающий занять домик, становится водящим. Пальчиковые игры. |
Беседа. Постановка проблемы.
Воспитатель: - Что вы видите на картинке? (Ответы перечисляют)
Воспитатель: - Кто был на реке (озере, пруду)? И что там делал?
Даша: - Мы с папой ездили на Ригацию и поймали там большую щуку.
Богдан: - Мы с папой тоже ездили на пруд, у папы есть пруд, там мы купались, ловили рыбу.
Марина: - Мы с папой на речке ловили рыбу, я много поймала, а папа всего две.
Маша:- Я с дедушкой ходила на рыбалку, на речку, дедушка поймал карпа.
Воспитатель: - Молодцы, вам было интересно?
Дети: - Да
Маша: - Мне стало интересно, как рыбы плавают под водой и чем там дышат, дедушка рассказал, что у них есть жабры. А ещё я спросила, откуда здесь взялась речка, дедушка сказал, что речка здесь очень давно, откуда она он не знает.
Воспитатель: - Дети, мы с вами ходили на экскурсию в школу, что мы видели когда переходили через мостик? Как называется наша река?
Дети: - Еруслан.
Воспитатель: - Дети , вы знаете, откуда взялась наша речка?
Дети: - Нет.
Воспитатель: - Хотите узнать?
Дети: - Да
Воспитатель: - Дети, давайте подумаем, что мы знаем о нашей реке?
Вопросы | Детские ответы |
Что мы знаем ? | Что наша река называется Еруслан На ней живут лебеди и утки В реке есть рыбы и ракушки |
Что мы хотим узнать? | Где река начинается и заканчивается? Зачем нужна? Какие обитатели есть ещё в реке? Почему она холодная? Почему она широкая и узкая? |
С помощью чего узнаем? | Спросим у родителей, родственников. Спросим у воспитателя. Почитать в книгах. Найти в интернете. Посмотреть на карте. |
Результаты проекта
Что мы узнали.
Ерусла́н — река в Саратовской и Волгоградской областях, левый приток Волги. Впадает в Волгоградское водохранилище, образуя Ерусланский залив.
География
Река Еруслан (предположительно от тюркского "арслан", что переводится как "лев")
Длина — 278 км, площадь бассейна — 5570 км².
Истоки реки расположены на юго-западной окраине Общего Сырта в пределах Саратовской области.
Летом Еруслан местами пересыхает, вода солоноватая.
Левые притоки Солёная Куба, Яма. Бывший левый приток Торгун впадает в Ерусланский залив.
Населённые пункты на Еруслане
Фёдоровский район Саратовской области:
сёла Плёс, Калдино, Красавка, Николаевка, Семёновка, Митрофановка, Ивановка, Михайловка (железнодорожная станция Еруслан и одноимённый посёлок при ней расположены в 10 км севернее села), Долина.
Краснокутский район Саратовской области:
сёла Репное, Карпёнка, Розовка, Ждановка, Лебедёвка, Константиновка, Логиновка, Верхний Еруслан, город Красный Кут, сёла Норки, Ахмат, Усатово, Дьяковка.
Ровенский район Саратовской области:
сёла Луговское, Мирное
Старополтавский район Волгоградской области:
сёла Салтово, Лятошинка, Новая Квасниковка, Верхний Еруслан, Старая Полтавка, Новая Полтавка, Валуевка, Беляевка.
ОПИСАНИЕ РЕКИ
Еруслан - река не судоходна и не сплавная; в верхней половине своего течения Еруслан, до села Дьяковки, имеет крутые и обрывистые берега; затем берега его становятся плоскими и вдоль них расстилаются прекрасные луговые и пахотные места, а от хутора Усатова начинаются вдоль берегов Еруслан. сыпучие пески, к югу же от реки находятся солонцеватые Киргизские степи.
Течение реки тихое, вода слегка солоновата, но годна к употреблению; ширина реки от 8,60 до 25,90 метров, при глубине до 8 метров, но в ямах глубина доходит до 10 метров; из рыб в реке водятся: судаки, сазаны, лещи, окуни, стерляди и др.
Только в верхней части течения Еруслан. по его берегам встречаются перелески, состоящие из сосны, лиственницы, березы, дуба, клена и др.
По Еруслан. расположено несколько довольно значительных селений. В Еруслан. впадает один только значительный приток слева — река Торгун.
С помощью чего узнали.
Рассказали родители, дедушки, бабушки.
Мы узнали что, наша река лет 30 назад была глубже, чище и в ней водилось много разной рыбы. Очень часто встречались сомы, раки были большие и много. Вдоль берега не было столько камыша, к воде можно было подойти в разных местах свободно. Мест для купания было больше, вода в реке была чистой и прозрачной.
Экскурсия в библиотеку.
Библиотекарь Широченко Г.П. познакомила нас с поэзией наших земляков о реке Еруслан – стихотворениями Владимира Борисенко и Татьяны Панчуриной.
Интернет - ресурсы
http://saratovregion.ucoz.ru/nature/water/eruslan.htm
https://ru.wikipedia.org/wiki/
https://ok.ru/moyadushay
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников».
« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников»....
Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....
Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками» Экологические беседы Экологические беседы принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые Установочная беседа помогает воспитателю собрать вниман
Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками»Экологические беседыЭкологические беседы принято делить на следующие виды:установочные, эвристические и итоговыеУста...
"УНДИНА" фея воды - экологическая сказка для детей средней группы. "РУЧЕЁК"- стихотворение экологического содержания. "УНДИНА"- экологическая сказка для детей младшей группы. Подмосковье г.Красногорск 2017г.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА«УНДИНА»(средняя группа) Жила-была на свете фея водной стихии, дух воды - Ундина. В те времена везде на Земле была только вода. И бы...
Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.
Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...
Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»
Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...
Учебно-методическое пособие (материалы по экологическому воспитанию дошкольников) В пособии представлены НОД по экологическому воспитанию дошкольников, проекты, экологические задачи, экологические сказки, экологические игры, викторины, экологические празд
Пояснительная записка Федеральный Государственный образовательный стандарт разработан на основе одн...