«Волшебный мир театра»
рабочая программа (старшая группа) на тему
Программа
по театральной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plyan_po_teatralnoy_deyatelnosti.docx | 38.72 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад № 133»
Программа
по театральной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста
«Волшебный мир театра»
Срок реализации программы: 1 год
Утверждена:
На педагогическом совете № ___
от «___»_______ 20___ г.
Заведующая МДОУ детского сада №____
__________________(ФИО)
Автор: Третьякова Г.А.
воспитатель МДОУ «Детский сад № 133»
г. Ярославль
20___
Пояснительная записка
Актуальность
Театрализованная деятельность дошкольников базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:
1) снятие, по возможности, всех стрессообразуюших факторов;
2) раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;
3) развитие реальных мотивов:
Театрализованная игра - "театральность" - "театр" - этот ряд однокоренных слов указывает на родство театрализованных игр с театром. Театр - всеобъемлющий и синтетический вид деятельности, соединяющий в себе слово, образ, музыку, танец, изобразительное искусство. Он несет в себе особый, лишь ему одному присущий, познавательный элемент, свое особое видение мира, в отличие от других видов искусства.
В данной программе разработана система и последовательность работы по данному направлению.
Цель: создать условия для реализации способности детей чувствовать, мыслить и выражать свое состояние в игре, выработать чувство ответственности в своих силах, помочь формированию взаимоотношений, научить детей слушать, воспринимать, отвечать на вопросы, пересказывать, сочинять, помочь в овладении средствами образной выразительности (интонации, пантомимы), помочь овладению коммуникативными навыками и развитию эмоциональной сферы детей, поддерживать желание выступать перед детьми, родителями и сотрудниками детского сада, продолжать знакомить детей с традициями и культурой нашего края.
Чтобы успешно донести всю информацию к детям выделили основные педагогические задачи по формированию у детей театрализованной деятельности.
Задачи: учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц; запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительно, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, а также интерес к сценическому искусству. Упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию. Воспитывать нравственно-этические качества, культуру поведения в театре и в жизни, доброжелательность, контактное отношение со сверстниками, любовь к фольклору.
Ритмопластика.
Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно. Развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их. Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Добиваться создания образа животных с помощью выразительных пластических движений. Воспитывать гуманные чувства.
Культура и техника речи.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; развивать связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Учить произносить скороговорки и стихи, тренировать четкое произношение согласных в конце слова.
Предметно – развивающая среда.
Задачи: создать в группе предметно-развивающей среды - системы, которая обеспечит полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка, с учетом возрастных, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Сотрудничество с семьями воспитанников.
Задачи: способствовать укреплению партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, объединению усилий для развития каждого ребенка; повышению педагогической компетентности родителей, поддерживать уверенность в собственных педагогических возможностях, привлекать к участию в различных мероприятиях ДОУ;
Задачи: сориентировать родителей на развитие и устойчивый интерес театрализованной деятельности детей в семье. Проводить обмен опытом по этой проблеме между родителями;
Задачи: активизировать работу по пропаганде театрализованной деятельности через все доступные средства.
Педагогический процесс осуществляем в тесном взаимодействии с педагогами дополнительного образования: логопедом и музыкальным руководителем.
Никому не секрет, что детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, может появиться апатия и агрессия. Во избежание проявления столь отрицательных чувств мы решили построить среду в группе отвечающую требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, с учетом индивидуальных особенностей, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.
Далее выделили основные функции театрализованной среды:
воспитательная функция - наполнение и построение развивающей среды должны быть ориентированы на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. Среда должна является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений нравственного, организованного поведения, бережного отношения;
развивающая функция - содержание среды каждой деятельности должно соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого и находится в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребенка;
организующая функция - предложение воспитанникам всевозможного материала для их активного участия в разных видах деятельности. Содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы.
Для того, чтобы театрализованная среда выполняла все функции придерживаемся следующих принципов:
принцип дистанции, позиции при взаимодействии - ориентация на организацию пространства для общения взрослого с ребенком " глаза в глаза", установления оптимального контакта с детьми;
принцип активности, самостоятельности, творчества - возможность проявления и формирования этих качеств у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения;
принцип стабильности - динамичности, предусматривающий создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися в зависимости от возрастных особенностей и возможностей детей, периода обучения, образовательной программы;
принцип комплексировпния и гибкого зонирования - реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;
принцип эмоциогенности среды - индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, осуществляемый при оптимальном выборе стимулов по количеству и качеству;
принцип эстетической организации среды - сочетание привычных и неординарных элементов ( в группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво);
принцип половых и возрастных различий как возможности девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.
Связь с другими направлениями:
Занятия по театрализованной деятельности стимулируют речевую активность, вызывают речевое подражание, помогают совершенствованию речи. Речь становится богаче, ярче, грамотней, четче.
Сюжеты, близкие жизненному опыту, позволяют уточнить уже усвоенные ими знания, расширять их, применять новые варианты обобщения.
Возможности действовать самостоятельно способствуют развитию фантазии, воображения детей, их креативности.
Тесная связь с музыкальными произведениями позволяет соприкоснуться с прекрасными образцами классической музыки, учит восприятию современных произведений, способствует развитию чувства ритма, темпа, звуковысотного слуха.
Коллективные формы работы формируют трудовые, личностные качества, способность к полноценному общению.
Уважительное отношение к своим работам, образам, творениям позволит детям чувствовать себя компетентными и уверенными в себе людьми в будущем. Формируют у них позитивные качества, нацеливают на успех.
Предполагаемый результат
- Внутреннее раскрепощение, способность к открытому общению;
- Естественное желание принимать на себя роль;
- Развитие диалогической и монологической речи;
- Развитие эмоциональной сферы
- Приобретение навыков общения и социализации
- Приобретение качеств доброго отношения к миру.
Перспективное планирование по театрализованной деятельности в подготовительной группе.
Сентябрь | Тема, занятие | Цели и задачи | Методические рекомендации |
1.«Сказки на столе» | Показ способов действия с куклами настольного театра | Показ настольного кукольного спектакля «Колобок» Игровые упражнения «Наши милые зверюшки». Упражнения на дыхание «Маленький филин», «Волки». | |
2.Основы театр. культуры | Воспитывать культуру поведения в театре | Понятие: «этюд», «билеты», «театр. касса», «кассир» Игра «Театр моды». Скороговорка «Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь!». Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише». | |
3.Театральная игра «Одно и то же по-разному» | Развивать воображение, фантазию детей. | Игра «Одно и то же по-разному». Игра «Превращение предмета». Упражнения на дыхание «Скрипят деревья», «Больной зуб» | |
4.Театральная игра «Кругосветное путешествие» | Развивать фантазию, умение оправдывать свое поведение. | В игре используются музыка народов мира, шумовые эффекты — гром, дождь, шум бури, шторм, костюмы и маски. |
Октябрь | Тема, занятие | цели и задачи | Методические рекомендации |
1.Ритмопластика | Развивать умение детей равномерно размещаться по площадке; двигаться, не сталкиваясь друг с другом, в разных темпах. | Игра «Конкурс лентяев». Игра «Гипнотизер». Этюд «Прогулка» | |
2.Культура и техника речи | Развивать воображение, пополнять словарный запас, активизировать ассоциативное мышление детей. | Творческие игры со словом «Сочини сказку», «Ручной мяч». Игры со скороговорками «Фраза по кругу». | |
3.Знакомство со сценарием сказки «Репка» | Познакомить со сценарием | Беседа по сказке Игра на расширение диапазона голоса« У бабушки в деревне» | |
4.Репетиция по сказке «Репка» | Закреплять умение играть куклой с «живой» рукой. | Куклы би-ба-бо «Репка» Скороговорка «Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят». |
Ноябрь | Тема, занятие | цели и задачи | Методические рекомендации |
1.Репетиция по сказке «Репка» | Поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используяумение играть куклой с «живой» рукой. | Куклы би-ба-бо «Репка» Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания «Петух», «На турнике», «Насос» | |
2.Кукольный спектакль «Репка» | Поощрять желание выступать перед зрителями. | Куклы би-ба-бо «Репка» | |
3.Театральная игра | Учить детей свободно перемещаться в пространстве, координировать свои действия с товарищами. | Упражнение с предметами. Упражнение со стульями. Игра «Руки-ноги». Упражнения дыхательной гимнастики «Петух», «Каша кипит». Этюд «Битва». | |
4.Театральная игра | Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел. | Игры «Король», «День рождения». Упражнения дыхательной гимнастики «На турнике», «Насос» |
Декабрь | Тема, занятие | цели и задачи | Методические рекомендации |
1.Культура и техника речи | Работа над голосом | «Свеча» - Упр. «Прыгуны» скороговорки «Повар Павел, повар Петр. Павел парил, Петр пек». Игра «Похожий хвостик» | |
2.Основы театр. культуры | Продолжить развивать интерес к театральному искусству | Понятие: «эмоция», «мимика», «жест», беседа-диалог о театре; Упр. На дыхание «Самовар», «Пчела» Игра «Диалог по телефону». Этюд на воспроизведение черт характера «Страшный зверь» | |
3.Культура и техника речи | Совершенствовать четкость произношения (дыхание, артикуляция, дикция, интонация). | Упражнение на опору дыхания «Эхо». Игра «Птичий двор». Упражнение «Гудок», «Дрессированные собачки». Скороговорка «В аквариуме у Харитона четыре рака да три тритона». | |
4.Ритмопластика | Развивать чувство ритма, координацию движений; умение согласовывать действия друг с другом. | Упражнение «Ритмический этюд». Игра «Считалочка». Упражнение на дыхание «У бабушки в деревне» |
Январь | Тема, занятие | цели и задачи | Методические рекомендации |
1.Культура и техника речи | Продолжать совершенствовать речевой аппарат; учить детей пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито. | Упражнение на дыхание «Спать хочется». Упражнение на гласные и согласные «Шутка». Работа над пословицами и поговорками. | |
2.Ритмопластика | Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки | Игры: «Снеговик», «Баба-яга» Упражнения на силу голоса «Звонок», «Муха» Этюд на воспроизведение черт характера «Волшебное колечко» | |
3.Основы театр. культуры | Познакомить с главными театр. профессиями «Кто и что должен делать» | Понятия: актер, художник, режиссер, композитор Игра «Крошка Енот». Упражнения для развития физиологического и речевого дыхания «Задуй упрямую свечу», «Паровоз» Этюд «Страшный зверь» | |
4.Театральная игра | Продолжать развивать воображение, фантазию детей; - развивать умение оправдывать свое поведение | Разыгрывание этюдов на основные эмоции: радость, гнев, грусть, удивление, страх, отвращение. «Лисенок боится». «Ваське стыдно ». «В магазине зеркал». Игра «Робот». Упражнения для развития физиологического и речевого дыхания «Гуси летят», «Каша» |
Февраль | Тема, занятие | цели и задачи | Методические рекомендации |
1.Культура и техника речи | Пополнять словарный запас, развивать образное мышление детей | Игра «Ворона», работа над звуками рис. Упражнение на дыхание «Бабочка», «Трубач», «Каша кипит». Работа над стихотворением «Веселые чижи». Игра – импровизация «В гостях у Кузи» | |
2.Ритмопластика | Развивать чувство ритма, координацию движений, пластическую выразительность и музыкальность. | Разминочные упражнения. Упражнение на внимание и координацию. Рече двигательная координация. Игра на двигательные способности «Зернышко» УПРАЖНЕНИЯ НА ОПОРУ ДЫХАНИЯ «Птичий двор», «Эхо». Этюд «Ерема» | |
3.Чтение сказки «Гуси-лебеди» | Прочитать и обсудить сказку «Гуси-лебеди» | Рассматривание иллюстраций. Упражнения на дыхание «Пчела», «Скрипят деревья» | |
4.Обсуждение сказки «Гуси-лебеди» | Учить детей высказывать свое мнение о прочитанной сказке | Беседа о прочитанной сказке «Гуси лебеди» Деление сказки на эпизоды. Импровизация сказки «Гуси-лебеди» Упражнения на дыхание «Пьем чай», «Колокольчики» |
Март | Тема, занятие | цели и задачи | Методические рекомендации |
1.Театральная игра | Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел; развивать навыки действий с воображаемыми предметами | Игры «Король», «День рождения» Упр. с предметами Игра на расширение диапазона голоса «Чудо лесенка» Скороговорка «Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела» | |
2. Работа над эпизодами сказки «Гуси-лебеди» | Работать с импровизированным текстом эпизодов сказки «Гуси-лебеди»; развивать воображение, память, фантазию. | Упражнения на артикуляцию гласных и согласных «Волки», «Комар», «Качаем малыша». Работа над скороговорками «Милая Мила мылась мылом». Репетиция эпизодов сказки «Гуси-лебеди» с импровизированным текстом. | |
3.Репетиция эпизодов сказки «Гуси-лебеди»: «Налетели Гуси - лебеди», «Алёнушка ищет Иванушку» | Работать с импровизированным текстом, развивать воображение, память, фантазию, внимание детей. | Работа над техникой речи (дыхание, дикция) УПРАЖНЕНИЯ НА ОПОРУ ДЫХАНИЯ «Птичий двор»; Упражнения на силу голоса «Муха» | |
4.Репетиция эпизодов сказки «Гуси-лебеди»: «Иванушка у Бабы-яги», «Побег» | Работать с импровизированным текстом | Беседа о героях, репетиция. Упражнения на силу голоса «Многоэтажный дом», « Звонок» |
Апрель | Тема, занятие | цели и задачи | Методические рекомендации |
1.Культура и техника речи | Развивать четкое, верное произношение гласных и согласных; учить детей бесшумно брать и добирать дыхание, пользоваться интонацией. | Работа над дыханием. Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания «Гуси летят», «Самолётики», «Бабочка» Работа над произношением поэтического текста. | |
2.Репетиция спектакля «Гуси-лебеди» | Провести репетицию, используя все выразительные средства спектакля (декорация, музыка, костюмы, свет, реквизит, бутафория). | Упражнения на дыхание «Большой филин», «Маленький филин», «Скрипят деревья» Этюд «изобрази животное» | |
3.Премьера спектакля «Гуси-лебеди» | Поощрять желание выступать перед зрителями. | ||
4.Театральная игра | Развивать воображение, фантазию детей; учить подбирать рифмы к словам. | Развлекательная программа «Это вы можете» Игра на внимание «Последний герой». Упражнения на дыхание «Пьем чай», «. Больной зуб». Этюд «Цветок» |
Май | Тема, занятие | цели и задачи | Методические рекомендации |
1.Культура и техника речи. Скороговорки | Формировать правильное произношение, артикуляцию; учить детей быстро и четко проговаривать труднопроизносимые слова и фразы. | Игра «Любитель-рыболов». Работа со скороговорками» Горячи кирпичи! Соскачи-ка с печи, Испеки-ка в печи, Из муки калачи!» «Тары- бары, растабары, У Варвары куры стары!» Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания «Пастушок», «Аист», «Каша» | |
2.Основы театр. культуры. | Продолжать знакомство с гримом; профессиональный костюмер; воспитывать культуру поведения в театре и на концерте | Предложить детям сочинить этюды на поведение в зрительном зале и игру «Что можно взять с собой в театр» Упражнения дыхательной гимнастики «Трубач», «Петух», «Насос». Этюд «Что я делаю?» «Назови действие» | |
3.Театральная игра «Цирковое представление» | Создать условия для организации цирковых номеров | Клоунада «Наездники», номер «Гимнастки». Упражнения дыхательной гимнастики» Летят мячи», «Вырасти большой», «Регулировщик» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Волшебный мир театра»
Развивающая образовательная деятельность по театрализации в подготовительной группе....
Проект "Волшебный мир театра"
Проект разработан для работы с детьми 2 младшей группы. Цель проекта: способствовать развитию творческих и речевых способностей детей младшего дошкольного возраста....
Конспект развлечения по театральной деятельности.Тема: "Путешествие в волшебный мир театра".
Конспект развлечения по театральной деятельности.Тема: "Путешествие в волшебный мир театра"....
"Волшебный мир театра"
консультация для родителей о необходимости приобщения детей к искусству театра...
Опыт работы по театральной деятельности "Тылсымлы театр дөньясы"("Волшебный мир театра")
Занятия театральной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремление к познанию нового, усвоению новой информации ...
Городской 14 фестиваль детского творчества «Солнечный лучик» среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей, посвященного году театра («Волшебный мир театра»).
Четырнадцатый раз на сцене ДДТ город Донской проходит детский фестиваль «Солнечный лучик». В этот раз все увидели инсценировку, музыкальной сказки «Дюйм...
Конспект по развитию речи приобщению к художественной литературе посредством пальчикового театра Тема: «Знакомство с волшебным миром театра» Средняя группа
Конспект по развитию речиприобщению к художественной литературе посредством пальчикового театра Тема: «Знакомство с волшебным миром театра»Ср...