Статья: «Развитие мелкой моторики как эффективное средство подготовки руки дошкольника к письму»
статья (подготовительная группа) на тему
В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе. Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособления к школьной жизни невозможно, но частично или очень значительно облегчить его – вполне реальная задача. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
melkaya_motorika.docx | 18.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья: «Развитие мелкой моторики как эффективное средство подготовки руки дошкольника к письму»
Наблюдая дошкольников в «период активного рисования», мы отмечаем, что многие дети неправильно держат карандаш, при этом очень напряжены, с трудом ориентируются в пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх-низ, ближе-дальше, под-над, около-внутри, «выходят» за контуры фигуры, имеют слабый нажим.
Школьное обучение предполагает активное использование не только устной речи, но и письменной. Следовательно педагоги и родители должны представлять, что такое процесс письма, какие психофизиологические факторы лежат в его основе и какими навыками должен владеть ребёнок, чтобы этот процесс проходил правильно.
Подготовить ребёнка к письму - является одной из задач дошкольного учреждения. Задача воспитателя – своевременно разъяснить родителям важность именно подготовки детей к письму, а не к его непосредственному обучению, что приводит к формированию неправильной техники письма.
Именно в дошкольном возрасте следует развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, для накопления двигательного, практического и речевого опыта, развития психических и сенсорных процессов, что в последствие должно оказать положительное влияние на процесс обучения в школе.
Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики рук у старших дошкольников, в дальнейшем может привести к возникновению негативного отношения к учебной деятельности, тревожного состояния в школе.
Помимо этого была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, т.е. уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Ручная моторика является эффективным средством для развития интеллекта и психики ребёнка, развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума, творческих сил, общего развития ребёнка. Движение пальцев руки оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребёнка.
Развитие мелкой моторики является важным показателем готовности ребёнка к школьному обучению. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения навыком письма. Мелкая моторика очень важна, поскольку посредством неё и вместе с ней развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Большинство родителей уделяют недостаточное внимание развитию детского «ручного» творчества - лепке, аппликации, рисованию; недооценивают возможности детского труда при выполнении домашних обязанностей ,отказываются от посильной помощи ребёнка в быту; что не лучшим образом сказывается на его двигательном опыте, а часто и эмоциональном состоянии.
Работа по развитию мелкой моторики и подготовке руки дошкольника к письму начинается задолго до поступления в школу и включает следующие направления:
- Развитие «ручных навыков» (создание поделок с помощью различных материалов: пластилин, глина, цветная бумага и др., ручной труд, конструирование, шнуровка, собирание бус, игры с предметами, отработка навыков самообслуживания)
- Развитие зрительно - пространственной ориентации (упражнения на определение местоположения предмета, игры со счётными палочками, рисование узоров, рисование по точкам, штриховка, знакомство с разлиновкой тетрадей)
- Развитие изобразительных и графических навыков (использование различных приёмов рисования, декоративное рисование, раскрашивание, штриховка, графические диктанты)
- Развитие ритмических и темповых движений (пальчиковые игры, выкладывание моделей, схем, рисование повторяющихся элементов, игра на музыкальных инструментах, танцевальные упражнения)
- Развитие физических качеств (игры и упражнения с мячом, отжимание, подтягивание, гимнастика для рук, подвижные игры с использованием движений рук, упражнения с кистевым эспандером)
Работа по развитию мелкой моторики представляет собой единую систему игровых развивающих упражнений и строится с учётом ряда принципов:
- систематичности;
- последовательности (от простого к сложному);
- индивидуальности (с учётом индивидуального личностного и познавательного развития каждого ребёнка);
- интеграции (взаимосвязи образовательных областей);
- положительной мотивации.
Каждый возрастной период имеет свои особенности физического и психического развития и требует индивидуального плана развития и обучения.
В старшей и подготовительной группах работа по развитию мелкой моторики является частью комплексной работы по подготовке ребёнка к обучению в школе. В этот период необходимо формировать у детей мотивацию будущего обучения в школе, развивать необходимые умения и навыки.
Усложняются упражнения по развитию мелкой моторики , расширяются виды детской деятельности.
У старших дошкольников возрастает возможность точных согласованных движений, поэтому детям становятся доступными такие виды творческой деятельности, как техника оригами, вышивание, плетение.
Наряду с развитием руки, педагог осуществляет подготовку к технике письма, которая включает:
- Формирование зрительно - пространственного восприятия букв.
Упражнения :
- « На что похожа буква»;
- Конструирование буквы из пальцев рук;
- Поиск буквы среди других в кассе букв, в тексте;
- Выкладывание букв из элементов;
- Рисование буквы в воздухе;
- Воспроизведение контура буквы (по точкам, из ниток, из палочек, из подручных материалов);
- Вырезание буквы.
2. Развитие чувства ритма.
Упражнения :
- Стихотворная ритмика;
- Движения под музыку;
- «Продолжи узор»;
- «Придумай узор»;
- Штриховка;
- « Проведи дорожку»;
- «Нарисуй фигуру по стрелкам».
3. Аналитико – синтетическая деятельность (умение проводить анализ и синтез графического образа букв).
Упражнения:
- Определение количества элементов в букве;
- Характеристика элементов буквы;
- Определение пространственного расположения элементов в букве;
- Нахождение сходства и различия в образе букв;
- Собирание буквы из элементов;
- Воспризведение недостающих элементов буквы;
4. Формирование графических умений.
Упражнения :
- Обводка по шаблону или трафарету;
- Обводка по контуру, по точкам;
- Штриховка рисунков в разных направлениях различными видами линий;
- Рисование орнаметров;
- Письмо элементов букв;
- «Клубочки», «Дорожки», «Волны»;
- « Дорисуй недостающий элемент».
Система упражнений по развитию мелкой моторики приносит огромную пользу дошкольнику: кисти рук приобретают хорошую подвижность, исчезает скованность движения руки, развивается речевой аппарат ребёнка, мышление, память, формируется художественный вкус, развиваются волевые качества. Приобретённые умения и навыки создают оптимальные условия для успешного обучения в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчет "Развитие мелкой мотрики как эффективный способ подготовки руки дошкольника".
Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок пойдет в школу - это развитие ...
Развитие мелкой моторики как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму
Развитие мелкой моторики как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму...
Развитие мелкой моторики как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму
Развитие мелкой моторики как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму Оглавление:1. Введение1.1. Постановка и обоснование выбора темы1.2. Основная цель и задачи2. Основная часть3. ...
Презентация "Развитие мелкой моторики как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму".
Приложение для мастер-класса «Развитие мелкой моторики детей как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму»....
«Развитие мелкой моторики, как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму»
подготовка к школе...
Развитие мелкой моторики как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму
Полноценная речь является непременным условием успешного обучения ребенка в школе. О необходимости целенаправленной работы по развитию мелкой моторики написано немало статей и доказано, что развитие ф...
Развитие мелкой моторики, как эффективный способ подготовки руки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к обучению в школе
quot;Истоки способностей и дарования детей - на коньчиках пальцев. Чем большеуверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда,тем сложнее движе...