Конспект непосредственно образовательной деятельности "Путешествие по временам года"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Деньгина  Яна Анатольевна

Конспект   НОД   для  детей  старшего дошкольного возраста  «Путешествие по времена года» /с использованием ИКТ  и  современных   педагогических технологий нетрадиционной техники  художественно- эстетического  развития /«Энкаустики», «Вытынанки» , «Раздувание»/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx144.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение

г.Керчи Республики Крым

« Детский сад компенсирующего вида

для  детей с нарушениями зрения № 46 «Солнышко»

Конспект

непосредственно образовательной  деятельности

«Путешествие  по  временам  года»

                                                      Старший  воспитатель.

                                                                  Педагогический стаж 23 года.

                                                                Высшая квалификационная

                                 категория.

                                            Никишина  Я.А.

2016г.

г.Керчь.

Цель:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

          Продолжать создавать благоприятные условия для становления социально-  коммуникативной компетентности ребенка; развивать   социальные  эмоции и мотивы, продолжать учить детей соблюдать  элементарные социально и морально – этические нормы  межличностных отношений, умение соблюдать их во время общения, побуждать к инициированию контактов; способствовать становленню речевой коммуникации. Воспитывать потребность в общении со сверстниками. Продолжать формировать игровую компетенцию: реализует в своих игровых замыслах  познавательные, социальные, моральные, эстетические потребности. Придерживается ролевых способов поведения, норм и этикета общения.

         Продолжать  формировать у детей элементарные знания об основных факторах укрепления и сохранения здоровья; дифференцировать понятия «безопасное» и «опасное».Закреплять правила  безопасного пребывания   в лесу,  возле водоёма, моря. Продолжать  развивать  мелкую  моторику  рук.

 Образовательная область « Познавательное   развитие»

          Продолжать формировать  сенсорно – познавательную  компетенцию: познавательные способности ребенка, способность анализировать, делать умозаключения, обобщения, выдвигать предположения, обосновывать собственное мнение, устанавливать простые связки между явлениями и предметами, прогнозировать вероятные изменения и эффект от своих действий, обнаруживать причины и последствия событий.

          Продолжать закреплять  у  детей знания  о природных явлениях на планете Земля и временах  года, их приметах, характерных признаках. Продолжать учить  детей различать  и называть  птиц, дикорастущие и культурные растения; ягоды,  съедобные и ядовитые грибы. Закреплять  представления  о лекарственных свойствах растений ближайшего природного окружения, правилах сбора  лекарственных растений. Продолжать  формировать  умение  выделять положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на состояние природы, умение  регулировать  собственное поведение  в  природе.

Образовательная область «Речевое  развитие»

        Продолжать создавать благоприятные условия для   развития лексической  компетенции у  детей во  всех  образовательных  линиях, монологической компетенции:  закреплять умение  рассуждать о предметах, явлениях; выражать связные самостоятельные суждения относительно различных явлений, событий, поведения людей . Формировать грамматическую компетенцию:   продолжать  учить  использовать грамматические формы родного языка в соответствии с законами и нормами грамматики (род, число, падеж, спряжение ).

Образовательная область «Художественно-эстетическое   развитие»

             Продолжать  формировать у  детей  умение выражать собственные  впечатления,  чувства, навыки  в  изобразительной деятельности. Закреплять  умение  выполнять работу с различными материалами, использовать разнообразную  технику выполнения, творчески применяет выразительные возможности линии, цвета, композиции. Воспитывать  аккуратность,  эстетический  вкус.

Образовательная область «Физическое   развитие»

            Продолжать развивать физические качества; быстроту; ловкость; выносливость; силу; гибкость. Обогащать двигательный опыт каждого ребёнка, учитывая индивидуальные возможности и особенности.Формировать   выразительность и грациозность   движений, развивать умения согласовывать свои действия с действиями  сверстников. Развивать координацию движений  во взаимосвязи с речью. Развивать  мелкую  моторику  рук, глазомер.

Воспитывать волевые качества: целенаправленность, выдержку, настойчивость.

Способствовать установлению дружеских взаимоотношений  со сверстниками. Формировать  практические умения заботиться о своём здоровье, физическом состоянии. Воспитывать у   детей   понимание ценности здоровья, потребности быть здоровыми.

Демонстрационный  материал:  репродукции   картин «Зима» Шишкина,        «Голубая  весна» Бакшеев, «Разнотравье донское» Б. Щербаков, «Золотая осень»  И.Поленов, осколок  зеркала, клубок ниток белого цвета, панно «Цветущий луг»,

                                                           «Ядовитые и съедобные грибы»,  дидактическая  игра  «Зимующие и перелётные птицы», «Лесник» , земной шар,  презентация « Наш дом- Земля».

Раздаточный  материал:               карточки с изображением птиц /6 штук/,

                                               фишки красного цвета, материал  для  выполнения  техники «вытынанки», «раздувания», «энкаустики».

                                             Ход  НОД.

Воспитатель:

     - Здравствуйте, ребята,  я хочу пригласить Вас отправиться в путешествие по              временам год.  Подойдите, пожалуйста,  ко  мне.

 Звучит  отрывок  из  музыкального   произведения  «Звуки леса».

 Воспитатель читает стихотворение  А. Кузнецова

       Придумала  мать дочерям  имена,

       Вот  Лето  и  Осень,  Зима  и  Весна.

       Приходит  Весна - зеленеют леса

       И  птичьи  повсюду  звенят  голоса.

       А  Лето  пришло - всё  под  солнцем  цветёт,

       И  спелые  ягоды  просятся  в  рот.

       Нам  щедрая  Осень  приносит плоды,

       Дают   урожаи  поля  и  сады.

       Зима   засыпает  снегами  поля.

       Зимой  отдыхает  и  дремлет  земля.

/Звук   бьющегося зеркала/.

 Воспитатель: 

               -Ой, что это?    

                -Кажется, зеркало   разбилось.

                -Ребята, это осколок  зеркала  Снежной королевы.

               - Беда  случилась, Снежная королева  заморозила  и  перепутала  все   времена года.

Звучит  отрывок  из  музыкального   произведения  П. Чайковского  « Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик».

Заходит   Снежная  королева.

 Снежная  королева:

              - Здравствуйте,  ребята,

               Я, Снежная королева.

 Воспитатель: 

              - Здравствуй,  Снежная  королева,

                 Почему  ты все  времена  года  перепутала.

Звучит  отрывок  из  музыкального   произведения  « Звуки в природе» серия «Малыш в  природе».

 Снежная  королева:

            -  Вы, слышите стон. Это  природа  плачет,  посмотрите,  что люди  сделали  с  природой.

                                 Просмотр  презентации.

  Снежная  королева:

- Всё  в  природе станет    на  свои места,  если  Вы  выполните  мои задания.  Я  верю,  что  Вы  поможете  природе.

 Воспитатель:

          Снова в заботах зима-рукодельница-

          Пусть потеплее природа оденется.

          Много зима заготовила пряжи,

          Белые вещи без устали вяжет.

Воспитатель:

- Зима – очень трудное время,  особенно для  птиц, если зима морозная и снежная.

- Ребята, есть птицы,  которые  остаются у нас зимовать, назовите их.

- А  чем  мы  можем помочь  зимующим птицам?

-  А  как  называются  птицы,  которые  улетают  от  нас  в тёплые   края.

Назовите  этих  птиц.

Дидактическая  игра  «Перелётные  птицы».

           /Воспитатель раздаёт  всем  детям карточки  с изображением  перелётных и зимующих птиц, фишки красного цвета /.

    Воспитатель:

- Ребята,  найдите  на  своих  картинках перелётных  птиц и выделите  их  красными фишками.

Воспитатель:

     -  Зима -  чудесное время года,  а  что Вы  любите делать зимой?

      - Но, Вы ребята  обязательно должны  помнить правила поведения зимой.

Упражнение «Паутина»

                        /Дети создают круг, воспитатель даёт одному ребенку клубок ниток белого цвета/.

Воспитатель:

- Ребята, передавая друг  другу клубок,  Вы должны рассказать правила поведения

зимой на  игровом участке,  возле водоёма, реки, моря.

 

Воспитатель:

   - Ребята, а  давайте для  Снежной королевы сделаем зимний  сюрприз.

      

 /Воспитатель  раздаёт  всем  детям заготовки, ножницы/

            Техника «Вытынанки» . Тема «Украшение для ёлки».    

Звучит отрывок из музыкального произведения М.Таревердиева

 «Снег над Ленинградом».

Воспитатель:

  -  Мы  выполнили задания  Снежной королевы.  Посмотрите  внимательно,  зимой всё стало на свои места.

Воспитатель:

          Полюбуйся, Весна  наступает,

          Журавли  караваном  летят.

          В нежной зелени день утопает,

          И ручьи по оврагам шумят…  (И.Никитин)

Воспитатель:

  -  Ребята,  а Вы  знаете правила поведения в лесу весной.

 Дидактическая игра «Лесник».

              /Воспитатель  раскладывает  предупреждающие знаки на столе и приглашает  по очереди выполнить данное  упражнение/.

Воспитатель:

   - Ребята, вам необходимо рассказать, о чём предупреждает  нас  данный знак.

Воспитатель:

   - Ребята, подойдите,  пожалуйста, ко  мне  представьте,  что  Вы  на весенней  полянке, природа  начинает пробуждаться  от  сна,    вы  маленькие  весенние подснежники.

Пластический этюд «Пробуждение  Весны».

Звучит  музыкальное  произведение  Чайковского   «Апрель. Подснежник»  

             Вот лучи солнца осветили пригорок, разлетелись солнечные зайчики по лесу, запрыгали с ветки на ветку. Запахло весной. Вот сквозь снег прорастают первые расточки подснежников. Они упорно тянутся к солнышку, впитывая влагу из земли. Растения набирают силу. Листочки распрямляются и колышутся от ветерка. И вот бутоны раскрываются, встречая солнышко, радуясь ему, кружась в веселом хороводе.

Воспитатель:

    - Ребята  посмотрите  внимательно  перед нами настоящая весна.

Воспитатель:

   - А  сейчас мы с Вами послушаем  отрывок из музыкального  произведения.

 

 Звучит  отрывок  из  музыкального   произведения  Штрауса полька «Трик-  трак».

Воспитатель:

   - О  каком  времени года  Вам рассказывает  мелодия?

   - Ребята, а чтобы вернуть лето нам необходимо выполнить такие задания.

     -Лето нам дарит   много  лекарственных  растений,  которые  помогают нам в  течение  года.

    - А  какие Вы знаете лекарственные растения?

  - Назовите,  используя лепестки ромашки правила  сбора лекарственных  растений.

   Упражнение « Ассоциативный цветок»

Воспитатель:

   -  Ребята, вам необходимо, назвать правила  сбора  лекарственных  растений

 Звучит  отрывок  из  музыкального   произведения  «Звуки в природе» серия «Малыш в  природе».

Воспитатель:

  -  Ребята, Вы слышите,  пчёлы летают, они  собирают нектар, пчёлы

ищут цветочную поляну.

-   Давайте  поможем пчёлам и нарисуем цветы .

       Рисование красками, используя технику «Раздувание»

     

 Звучит  отрывок  из  музыкального   произведения  « Природа  и  музыка»

 

              /Воспитатель  раздаёт  материал  для  выполнения данного задания/

Воспитатель:

-Вот  и  вернулось  к  нам весёлое и жаркое лето.

 - Сейчас будем  выполнять осенние  задания.

Звучит  отрывок  из  музыкального   произведения  «Природа  и  музыка» Шум дождя  

- Посмотрите,  сколько  грибов  я  собрала.  В  моей  корзинке - подберёзовики,  подосиновики, лисички.

-  А  какие  это  грибы?

- А  какие  ещё  бывают  грибы?

-  Правильно,  ядовитые.

- А  теперь, найдите  на грибной поляне  ядовитые  грибы и  обозначьте их  красными  фишками.

         Дидактическая игра «Ядовитые и съедобные растения»      

- Ребята, для людей эти грибы  ядовитые, а лесным жителям они помогают. Поэтому их рвать нельзя.

      Звучит  отрывок  из  музыкального   произведения  М.Скорика

« Мелодия».

- Вот  и  с последним  заданием  Снежной королевы  мы  справились. И все в природе стало на свои места.

Воспитатель предлагает  всем ребятам, подойти к столу прикоснуться   к  Земному шару руками.

Воспитатель читает  стихотворение:

Давайте, ребята,

Назло непогодам,

Обнимем планету

Своим хороводом!

Развеем над нею

И тучи и дым,

В обиду ее

Никому не дадим! (В.Орлов).

Воспитатель:

- Так давайте беречь нашу Землю! И воспитывать в себе любовь к природе, ко всему живому на Земле.

Нетрадиционная техника рисования. Энкаустика

Энкаустика - рисование горячим воском.

             Энка́устика (от др.-греч. ἐγκαυστική — [искусство] выжигания) — техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде (отсюда и название). Разновидностью энкаустики является восковая темпера, отличающаяся яркостью и сочностью красок. В этой технике написаны многие раннехристианские иконы.

             Современная энкаустика предполагает рисование горячим утюгом и  расплавленными на нем восковыми карандашами.

              Необходимые материалы и инструменты:

Утюг, восковые карандаши, глянцевый картон, газеты, салфетки.

  • Наносим цвет на горячий утюг (минимальная мощность);
  • Наплавив нужное количество воска, опускаем утюг на картон, плавно проводим утюгом по поверхности  картона;
  •  Вытираем  салфеткой утюг;
  • Траву рисуем, поворачивая подошву утюга боком, прижимаем и резко убираем утюг с поверхности, образуются тонкие прожилки-травка.

           ОБЯЗАТЕЛЬНО СОБЛЮДАЙТЕ ТЕХНИКУ БЕЗОПАСНОСТИ!

                             Всё зависит только от вашей фантазии.

                                  Творите, и у вас все получится!!!

                        http://encaustic.at.ua/_ph/1/2/913916548.jpghttp://mycadik17.ucoz.ru/_ph/3/1/707155211.jpg

http://stranamasterov.ru/img4/i2013/02/11/dscn0232.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по программе «Детство» на тему «Четыре времени года»

Интегрированное занятие (итоговое).Образовательные области: художественное творчество, познание, музыка, здоровье, безопасность, физическая культура.Цель:- создать условия для закрепления знаний...

Конспектнепосредственно-образовательной детельности по физической культуре на тему: "Весёлые воробушки"

Цель: Учить детей прыжкам через предметы (шириной 15-20 сантиметров).  Закреплять ходьбу между предметами; ходьбу по кругу;  ходьбу по гимнастической скамейке. Продолжать развивать интерес к...

Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательная область «Познание» (формирование целостной картины мира) «СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ И ЗАБАВЫ ВРЕМЕН ГОДА: ЗИМА»

Очень важно прививать детям знания, что систематические занятия физкультурой и спортом способствуют всестороннему физическому совершенствованию, укрепляют здоровье, увеличивают работоспособность...

конспект образовательной деятельности "Четыре времени года"

использование элементов мнемотаблиц в экологическом развитии детей...

Непосредственно-образовательная деятельность "Путешествие по временам года"

Интеграция ознакомления с окружающим и развития мелкой моторики в рисовании...

Методическая разработка :Организованная образовательная деятельность. Тема : « Путешествие по временам года».

Расширение представления детей о временах года,закрепление полученных знаний...

Технологическая карта Интегрированного мероприятия непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы Тема: «Путешествие по временам года» (образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»)

ЦельУточнить характерные признаки времен года, выявлять простейшие причинно-следственные связиЗадачиОбразовательные:- выявить умения:в согласовании прилагательных с существительными,различать на слух ...