Индивидуализация образования в соответствии с ФГОС ДО
материал (средняя группа) на тему

Одним из условий эффективности  обучения детей дошкольного возраста  и их интеграции в общеобразовательную  среду является учет особых образовательных потребностей каждого ребенка, который может быть осуществлен только при индивидуально-дифференцированном обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2017-2018g.docx51.73 КБ

Предварительный просмотр:

 Работа  по самообразованию

« Индивидуализация образования в соответствии с ФГОС ДО»

Воспитатель  :Бирюлина А.Н.

2016-2017.г

Содержание

  1. Актуальность темы.
  2. Теоретические основы индивидуализации образования
  3. Нормативная основа индивидуализации.
  4. Анализ литературы по теме.
  5. Обоснованность применения  индивидуализации образования  .
  6. Цели и задачи.
  7. Формы сопровождения  индивидуализации образования  
  8. Методы.
  9. Средства.
  10. Предметно – пространственная среда.
  11. Формы работы с родителями по развитию индивидуализации.
  12. Оценка эффективности индивидуализации.
  13. Предполагаемый результат.
  14. Заключение.
  15. Список литературы.

  1. Актуальность темы.

 Введение в действие Федерального закона «Об образовании  Российской федерации»  и Федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования, определяет дошкольное образование как уровень общего образования и неотъемлемую часть системы непрерывного образования, основной целью, которого является становление и развитие личности ребёнка. Приоритетная задача стандарта – не столько научить ребёнка читать и писать, сколько «приохотить» (мотивировать) его к учёбе на протяжении всей жизни. Содержание  реализуемой программы  осуществляется на основе сотрудничества ребёнка с взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах образовательной деятельности, обеспечивает развитие у детей: позитивной социализации; индивидуализации; мотивации; инициативы; творческих способностей; личности. Одной из основных задач программы формирование индивидуализации. Предпосылки к возникновению индивидуализации проявляются достаточно рано  и сопровождаются отделением  от других, осознанием своего собственного «я». Процесс отделения  от других, осознание своего собственного  «я» выражается в стремлении ребёнка действовать по своей  воле, самостоятельно, «автономно» С  точки зрения взрослых , неэффективно, медленно , иногда опасно. Стремление взрослых максимально обезопасить ребёнка, а чаще « научить, как надо». Иногда  «сделать за него» приводит к тому, что возникает и нарастает конфликт между возросшими  внутренними потребностями ребёнка и внешними возможностями. Конфликт приводит к кризису. Кризис – это взрыв накопленных нереализованных потребностей ребёнка. Кризис способен  усилить, укрепить то, что уже опробовано и усвоено ребёнком, или нарушить значительную часть жизненно важных  умений и связей с другими людьми. Цели дошкольного образования, направлены на обеспечение собственной активности ребёнка, становление начал ключевых компетентностей, индивидуализацию образования. Кропотливая работа воспитателя при взаимосвязи с родителями способствуют преодолению поставленных целей и становлению гармоничной, развитой личности. Индивидуализация обучения, воспитания и коррекция направлена, прежде всего на преодоление несоответствия между уровнем, который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его особенностей. В официальных документах: «концепция дошкольного воспитания» «Концепция содержания непрерывного образования» (дошкольное и начальное звено) от 17.06.2003года. Методическое письмо Института Возрастной Физиологии Российской Академии Образования «Об использовании Программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе от 17.02.2004года под №14-51-36/13 Подчеркивается важность и необходимость индивидуального подхода к каждому ребенку, а поддержка индивидуальности признается одним из основополагающих моментов дошкольного воспитания, только на ее основе может осуществляться полноценное развитие личности дошкольника, раскрываться его особенности, уникальные способности.

          Одним из условий эффективности обучения детей дошкольного возраста и их интеграции в общеобразовательную среду является учет особых образовательных потребностей каждого ребенка, который может быть осуществлен лишь при индивидуально-дифференцированном обучении. В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. А тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т.п. Это ставит перед  педагогом образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его особенностей.

В официальных документах:

  •    «Концепция дошкольного воспитания»;
  • «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» от 17.06.2003 года;
  • Методическое письмо Института возрастной физиологии Российской академии образования «Об использовании Программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе» от 17 февраля 2004 года № 14-51-36/13;

подчеркивается важность и необходимость индивидуального подхода к каждому ребенку, а поддержка индивидуальности признается одним из основополагающих моментов дошкольного воспитания: только на её основе могут осуществляться полноценное развитие личности дошкольника, раскрываться его особенности, уникальные способности.

  1. Теоретические основы индивидуализации образования .

 Понятие «индивидуализация» в современный период не имеет общепринятой трактовки. Анализ педагогической литературы показывает, что содержание данного понятия зависит от целей и средств, которые имеются в виду. Одни авторы соотносят дифференциацию с образованием, а индивидуализацию — с обучением, другие дифференциацию рассматривают как одну из форм индивидуализации. Также затруднение вызывает то обстоятельство, что смешиваются таких два понятия, как «индивидуализация» и «дифференциация».  А.А. Кирсанов предлагает рассматривать индивидуализацию как «систему воспитательных и дидактических средств, соответствующих целям деятельности и реальным познавательным возможностям деятельность ребенка  на уровне его потенциальных возможностей». Индивидуальный подход в воспитательном процессе означает внимание к каждому ребенку и его творческой индивидуальности и предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ребенка. Таким образом, индивидуальный подход можно рассматривать как принцип обучения и воспитания, а индивидуализацию как особую организацию образовательного процесса, которая направлена на осуществление этого принципа.

            В своей работе мы будем использовать следующее определение понятия «индивидуализации»: «Индивидуализация — это обучение, при котором его способы, приемы и темпы согласуются с индивидуальными возможностями ребенка, с уровнем развития его способностей; учет в процессе обучения индивидуальных особенностей ребенка во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются». Пониманию сущности индивидуализации способствует выделение ее вид ового разнообразия.

  • По мнению И.Э. Унт,  к видам индивидуализации относятся: дифференциация обучения, т.е. группировка детей на основе их отдельных особенностей или комплексов этих особенностей для обучения по несколько различным планам и (или) программам;
  • внутригрупповая индивидуализация воспитательной работы (это те приемы и способы индивидуальной работы, которые использует воспитатель в обычной группе ДОУ);
  •  обучение в индивидуально различном темпе (или убыстренно, или замедленно).

В дополнении к этим основным вариантам встречаются и различные их комбинации. Таким образом, индивидуализация позволяет педагогу решать общие задачи воспитания и обучения посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его особенностей и условий жизни. Педагог должен учитывать состояние здоровья ребенка, особенности нервной системы (обуславливающие такие проявления, как подвижность и медлительность, утомляемость и работоспособность, сдержанность и неуравновешенность), его психофизиологические особенности, темперамент и складывающийся на его основе характер; темп и общий уровень развития ребенка; умственные способности и особенности эмоционально-нравственного развития; склонностей и интересов ребенка.    Например, детям, медленно и слабо справляющимися с заданиями, необходимо предлагать аналогичные упражнения до коллективного занятия; чрезмерно подвижных, невнимательных детей следует располагать поближе к взрослому, чаще обращаться к ним персонально, предлагать повторить задание и т.д. Проведенный анализ педагогических источников, раскрывающих проблему индивидуализации воспитания и обучения детей на разных ступенях системы образования, позволяет заключить, что большинство исследователей рассматривают индивидуализацию как особую форму организации педагогического процесса, обеспечивающую учет индивидуальных особенностей детей, реализацию индивидуального подхода, рассматриваемого в качестве ведущего принципа воспитания и обучения.

  1. Нормативная основа индивидуализации.

     В качестве нормативных правовых основ, проектирования индивидуальных образовательных программ выступает закон  ФГОС ДО от 01.01.2014 года. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, в основе которых заложены следующие основные принципы: поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду, личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей, уважение личности ребенка, реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

 В Стандарте учитываются: индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации. Основные принципы дошкольного образования: полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития, построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования), содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, сотрудничество Организации с семьей, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития), учет этнокультурной ситуации развития детей.

   Стандарт направлен на достижение следующих целей: повышение социального статуса дошкольного образования, обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования,  обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения,  сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

 Стандарт направлен на решение следующих задач: охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия,  обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья),  обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования), создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром, объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности, обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей, формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей, обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

  1. Анализ литературы по теме.

        Психологические механизмы и педагогические условия целостности социализации-индивидуализации представлены в работах В.В. Абраменковой, Е.Б.Весны, В.С. Мухиной, А.Н. Хузиахметова и др. Исследователями введён в науку термин «социализация-индивидуализация». Взаимосвязь социализации и индивидуализации растущего человека раскрывается в следующих аспектах: развитие образа Я у дошкольников в общении с взрослыми и сверстниками (В.С. Мухина, Е.О. Смирнова, Г.А. Урунтаева,  И.И. Чеснокова, Д.Б. Эльконин и др.). Психолого-педагогическое обеспечение целостности социализации-индивидуализации детей дошкольного возраста в образовательном процессе одна из нерешенных задач современного дошкольного образования. Результат социализации-индивидуализации выражается в умении проявлять и реализовывать индивидуальные способности, возможности в социальных видах деятельности, использовать их для решения социальных задач, выражать свое Я в соответствии с принятыми моральными нормами и правилами. Целостность развития социализации-индивидуализации ребенка обеспечивается многообразными связями между ними, что должно быть учтено педагогами в образовательном процессе дошкольной образовательной организации. Для организации процесса позитивной социализации и индивидуализации детей педагогам необходим высокий уровень профессиональной компетентности. Индивидуализация – деятельность взрослого (педагога) и самого ребенка по поддержке и развитию того единичного, своеобразного, что заложено в человеке от природы и что он приобретает в индивидуальном опыте. Педагог О.С. Газман считает, что индивидуализация образовательного процесса предполагает: индивидуально ориентированную помощь детям в реализации первичных базовых потребностей, без чего невозможно ощущение природной «самости» и человеческого достоинства, создание условий для максимальной реализации заданных природой (наследственных) физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, характерных именно для данного ребенка, поддержку ребенка в автономном, духовном саморазвитии, в развитии способности к самоопределению. Цель индивидуализации: одновременное сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую личность. Формирование индивидуальности предполагает, чтобы педагог признавал право ребёнка «быть самим собой». Дошкольная образовательная организация как социально-педагогическая система входит в состав социального института образования и, являясь его начальным этапом, рассматривает проблемы развития ребенка и решает вопросы ранней социализации детей. Социальное воспитание - одно из направлений современного дошкольного образования. По своей сути образовательная среда дошкольной образовательной организации социальна. Люди, непосредственно окружающие ребенка дошкольного возраста в его жизни играют главную роль. Это родители ребенка, педагоги, сверстники. Среда детского сада, наполненная самыми разнообразными предметами, вещами, созданными руками человека и его замыслом, при правильной её организации педагогами, способствует активизации социального познания детей, обеспечивает раскрытие индивидуальности ребенка. Задачи, которые необходимо решать на этапе социализации дошкольника: естественно-культурные, социально-культурные, социально-психологические. (А.В. Мудрик выделяет три группы): Естественно-культурные задачи связаны с достижением определенного уровня физического и гендерного развития. Дошкольник усваивает элементы этикетного поведения, форм общения, имеет представление о своей половой принадлежности, проявляет чувства и эмоции, у него формируются социально-нравственные качества личности. В связи с этим социальное развитие обеспечивает формирование общекультурных, физических, гендерных основ личности ребенка, на базе которых воспитываются социально-нравственные качества: самооценка, эмпатия, толерантность, чувство собственного достоинства, уважение к окружающим людям, заботливость, справедливость, отзывчивость, патриотизм, гражданственность. Социально-культурные задачи определяют познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые аспекты вхождения дошкольника в социум. Д.И. Фельдштейн писал: «К трем годам ребенок завершает первый цикл знакомства с человеческим миром, фиксируя свое новое социальное положение, выделяя свое “Я”, начинает все более активно вступать в отношения с другими людьми — взрослыми и сверстниками.

 

  1. Обоснованность применения индивидуализации образования .

 Обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям. Поддержка индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора ребенком деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия ребенком решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям. Поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.). Установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников. Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка, через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; оценку индивидуального развития детей. Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Воспитателю необходимо расширять у детей необходимые знания, актуализировать их личный опыт, создавать положительный эмоциональный настрой, побуждать к целесообразной полезной занятости. В дошкольном возрасте от 25% до 40% детей нуждается в организации специальных условий воспитания и образования. Категории детей, нуждающихся в  особой индивидуализации образовательных процессов:

- Дети с задержкой психоречевого развития.

- Дети попавшие в трудную жизненную ситуацию.

- Дети с трудностями адаптации к условиям ДОУ.

- Дети в период подготовки к школе.

- Дети с дефектом и задержкой психоречевого развития.

  1. Цели и задачи.

Создание условий индивидуализации образовательных отношений, обеспечивающих возможность социального самоопределения ребенка, самостоятельности и инициативности, создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка, организовать единую систему работы  педагогических работников, медицинского  персонала и родителей, совершенствовать стиль общения  педагога с  ребенком, создать условия  для развития  положительного отношения  ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, провести  профилактику имеющихся у ребенка личностных проблем, формировать двигательные навыки, физическую и умственную работоспособность, познавательные навыки, умение общаться со сверстниками, монологическую и диалогическую речь, предпосылки  универсальных учебных действий.

Формировать у детей адекватных представлений о взаимосвязях в системе «человек - окружающий мир» и в самом окружающем мире, базирующихся на общечеловеческих принципах. Индивидуализация образования каждого ребенка. Формировать у ребенка ценностное отношение к окружающему миру, определяющему характер целей взаимодействия с ним, мотивов, готовности выбирать те или иные стратегии поведения с точки зрения нравственной целесообразности и его пониманий, принятий. Формировать систему умений и навыков (технологий) и стратегий ценностного взаимодействия с миром. Стимулировать творческое проявление себя миру и познание мира через креативные способы освоения окружающей действительности в специфических видах детской деятельности. Создать условия для развития самостоятельности в планировании и реализации своих замыслов ребенком. Своевременно выявлять, поддерживать и развивать детские способности, детские интересы. Формирование и развитие у ребенка качества личности, обеспечивающих возможность социального самоопределения ребенка, самостоятельности и инициативности. Создать условия для развития самостоятельности в планировании, реализации замыслов. Развивать активность детей в различных видах детской деятельности условий социализации и индивидуализации детей.

  1. Формы сопровождения  индивидуализации образования  .
  1. ООД.
  2.  Дидактические игры.
  3.  Сюжетно-ролевые игры .
  4.  Коллекционирование.
  5. Праздники.
  1. Методы.

При использовании методов и приемов стараюсь учитывать следующее,  чтобы ребенку было интересно, комфортно, спокойно.

  1. Словесный метод: потешки, сказки, песенки, художественная литература-Все это направлено на знакомство с различными эмоциями и чувствами с «волшебными средствами понимания».Игровой метод: способствует развитию эмоционально-личностной и поведенческой сфер, улучшению взаимоотношений с окружающими, снятие страхов, повышение уверенности в себе, снижение агрессии.
  2. Приемы: куклотерапия, сказкотерапия. (Приложение 6).

Релаксация: (Приложение 7).

  1. Наглядные методы: иллюстрации, диафильмы, экскурсии в мини-музей (Приложение 8).
  2. Экспериментирование с водой и песком, происходит ослабление негативных эмоций (Приложение 9).
  3. Проблемное обучение: Суть проблемы обучения заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения. (Приложение 10).
  4. Проектный метод ООД: (приложение 11).
  1. Средства.

В своей работе применяла и использовала:

  • наглядный демонстрационный материал, иллюстрации,
  • картины, предметные картины,
  • видео,
  • фонотеку, икт.
  • спортивное оборудование,
  • обучающие настольные игры. (Приложение 12).
  1. Предметно – пространственная  среда (Приложение 13)

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

  • реализацию различных образовательных программ;
  • в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
  • учет возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда должна отвечать следующим требованиям:

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Для детей младшего и среднего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.);

Вариативность среды предполагает:

наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает:

доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность и свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Игровую среду следует рассматривать как основную часть пространства жизнедеятельности детей в ДОУ, она позволяет воспитанникам не только реализовывать свои игровые потребности и интересы, но также осваивать доступные их пониманию пласты жизни и в этой связи готовиться к выходу в большой мир, который ждёт их за порогом детского сада. Структурно игровая среда представляет комплекс взаимосвязанных игровых центров, стимулирующих развитие различных видов деятельности: игровой, познавательной, художественной, трудовой и др. Подобный подход полностью соответствует специфике дошкольного детства:

  • Центр театрализованных игр.
  • Центр изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисование).
  • Центр игровой деятельности (Кукольный уголок, включающий предметно-образные игры бытовой тематики и уголок «ряжения».)
  • Центр строительных игр, объединённый с игрушками транспортной тематики.
  • Центр дидактических игр.
  • Центр спортивной тематики.
  • Центр музыкальной деятельности.
  • Центр исследовательской деятельности.

Центр экспериментирования .центр безопасности.

Все компоненты игровой среды взаимодействуют и взаимодополняют друг друга, образуя целостное игровое пространство. Таким образом, раскрывая основные подходы к созданию игровой среды развития детей, происходит её интеграция в общую образовательную среду детского сада, обеспечивая последовательную и своевременную трансформацию в связи со спецификой возрастного развития воспитанников.

  1. Формы работы с родителями по развитию индивидуализации

В современных условиях  введение  ФГОС ДОУ на семьи воспитанников возлагает ответственные социальные задачи. Основное условие ФГОС- взаимодействие педагога с семьей, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнерства с семьей. На начальном этапе мы собирали данные о семье, определяли уровень педагогической компетентности родителей, с целью вовлечения их в процесс. Определили очные и заочные формы работы.

Очные формы: индивидуальные беседы и практикумы, родительские собрания, открытые занятия, родительские пятиминутки, тематические мастер-классы.

Заочные: анкетирование, папки передвижки, методические рекомендации (Приложение 14). В процессе работы с семьей в ДОУ большую роль играют в праздники. Это важно составляющие процессы, его успешной социализации. Праздник ценен своими переживаниями, которые можно раздел и ть: со своими родителями, родители со своим ребенком, с воспитателями и т. д. Оказываю консультативную поддержку родителям до праздника и после праздника (Приложение 15)

План работы с родителями на 2017-2018год

Название мероприятий

Цель проведения мероприятий

Сроки

Участники мероприятия

Оформление информационных стендов в группах, в холле детского сада. Посещение семей.

         Распространение педагогических знаний среди родителей.

            Активация родительского внимания к вопросам воспитания, жизни ребёнка в детском саду.

Сентябрь-август

Родители .Воспитатель.

Проведение конкурса среди групп на лучшее оформление информации для родителей. Привлечение родителей к оформлению группы.

         Активация внимания воспитателей к вопросам взаимодействия к вопросам взаимодействия с семьями воспитанников.

сентябрь

Воспитатели .Родители.

Анкетирование «Давайте познакомимся»

         Получение и анализ первичной информации о ребёнке и его семье

сентябрь

Родители зачисленных детей

Консультация: «Первый раз в детский сад».

         Консультирование родителей об особенностях поведения ребёнка во время адаптации к детскому саду.

         Формирование единого подхода к соблюдению режима дня, вопросам воспитания детей.

сентябрь

Родители .

Консультация:

 « Всё о детском питании»

         Формирование единого подхода к правилам питания ребёнка в детском саду.

сентябрь

Родители .Воспитатель.

Общее родительское собрание

         Знакомство родителей с правилами посещения детского сада, результатами адаптации детей в группе, задачами воспитания на год.

         Выборы родительского комитета.

сентябрь

Родители .Воспитатель.

Групповое родительское собрание.: «Адаптация ребенка в Д/саду».

         Знакомство родителей с задачами воспитания учебный год, психологическими и возрастными особенностями детей.

сентябрь

Родители  Воспитатель.

Консультации «Кризис 3-ёх лет», «Баюшки-баю.  Всё про детский сон», «Драчуны, как исправить ситуацию», «Учимся, играя»

         Повышение уровня педагогических знаний родителей.

         Расширение психолого-педагогического кругозора родителей

сентябрь

Родители . Воспитатель.

Анкетирование: «Чего вы ждёте от детского сада в этом году»

         Получение и анализ информации об отношении родителей к характеру и формам взаимодействия ДОУ с семьей, о готовности родителей участвовать в жизни детского сада.

сентябрь

Родители .

День открытых дверей:

«Мы рады вас видеть!»

«Правила и режим работы ДОУ»Консультация:

«Состояние здоровья ребёнка» Как одеть ребенка осенью.

         Знакомство родителей с работой детского сада по всем направлениям образовательной программы.

         Повышение авторитета педагогического коллектива.

Повышение педагогической грамотности родителей в той или иной области развития и обучения детей.

сентябрь

Родители .Воспитатель.

Выставка детских работ «Художница-осень»  «Осень в гости к нам пришла» муз. развлечение.

         Привлечение внимания родителей к детскому творчеству.

         Формирование уважительного отношения к детским работам.

октябрь

Родители .Муз. рук. Воспитатель.

Утренники.

         Демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков.

         Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников

Октябрь, декабрь, , март,

Родители .Муз. рук. Воспитатель.

Выставка детских работ по изодеятельности Беседа с родителями о зачении роли матери отца,бабушек,дедушек.,о своем селе,об истории возникновения  с.Чулково.

Формирование уважительного отношения к детскому творчеству.Развивать нравственно-патриотическое воспитание детей.Привлечения внимания родителей к вопросам патриотического воспитания.

ноябрь

Родители .воспитатель.

Консультации :

«Что подарит Дед Мороз?», «Как дарить новогодние подарки» «Прививка-это серьезно. Новогодний карнавал.

         Повышение уровня педагогических знаний родителей.

         Совершенствование  психолого-педагогических знаний родителей

         Распространение педагогических знаний среди родителей.

         Практическая помощь семье в вопросах воспитания детей.

Декабрь.

Родители .Воспитатель. Муз.рук.

Анкетирование: «Растём здоровыми»

         Получение информации о формах и методах оздоровления детей дома.

         Оценка готовности родителей к участию в физкультурно-оздоровительной работе

январь

Родители .

Консультации:

«Ребёнок и компьютер», «Что такое ЗОЖ», «Организация семейных прогулок»

         Совершенствование  психолого-педагогических знаний родителей

         Распространение педагогических знаний среди родителей.

Практическая помощь семье в вопросах воспитания детей.

Пропаганда здорового образа жизни.

Привлечение внимания семьи к вопросам оздоровления детей в домашних условиях.

Обогащение педагогических умений родителей новыми формами и методами организации прогулки с ребёнком

январь

Родители. Воспитатель.

Групповые родительские собрания

         Знакомство родителей с промежуточными результатами  воспитательно-образовательной работы.

         Активизация педагогических умений родителей

Январь. Февраль.

Родители .Воспитатель.

Выставка детских работ по изодеятельности .Утренник, посвященный  8 марта.

         Привлечение внимания родителей к детскому творчеству.

         Формирование уважительного отношения к детским работам.

март

Родители . Воспитатель.Муз.рук.

Консультации .

         Повышение уровня педагогических знаний родителей.

         Совершенствование  психолого-педагогических знаний родителей

         Распространение педагогических знаний среди родителей.

         Практическая помощь семье в вопросах воспитания детей.

апрель.

Родители. Воспитатель.

Групповые родительские собрания

         Подведение итогов воспитательно-образовательной работы за учебный год.

апрель.

Родители .Воспитатель.

Консультации: «Путешествие с малышом», Ребёнок на дороге».

         Обогащение педагогических знаний родителей о том, как сделать отдых с ребёнком интересным и привлекательным.

май

Родители.Воспитатель.

Работа с населением

·              Праздник на улице.

  • Дни открытых дверей.

Май, июнь

Родители .воспитатель.Муз.рук.

  1. Оценка эффективности индивидуализации.

В результате работы с детьми, после итоговой диагностики мы замечаем, что дети стали более восприимчивы к пониманию задания воспитателя, что явилось результатом реализации заданий. Повысился уровень зрительной памяти. Педагог вместе с детьми подробно анализировал результаты деятельности, выясняла, что не получилось. Задание давалось в форме показа. Дети стали более спокойны, стали больше контактировать  друг с другом. Утренний прием стал проходить спокойно (Приложение16).

  1. Предполагаемый результат.

Дети интересуется окружающими предметами, эмоционально вовлечены в действия с игрушками. Используют фиксированные предметные действия, знают назначения бытовых предметов, и умеют пользоваться ими. Владеют простейшими навыками самообслуживания, проявляют самостоятельность в бытовом и игровом поведении. Стремятся к общению со взрослыми и подражают им. Проявляют интерес к сверстникам. У детей развита крупная моторика, они стремится осваивать различные виды движения (Приложение17).

  1. Заключение

Проблема индивидуализации всегда интересовала и интересует педагогов. Последние годы в связи с трудностями образования, его реформой, индивидуализация приобретает еще большее значение.

Под индивидуализацией мы понимаем обучение, при котором его способы, приемы и темпы согласуются с индивидуальными возможностями ребенка, с уровнем развития его способностей.

К особенностям ребенка, которые учитываются при индивидуализации, относятся: уровень умственного развития ребенка, его обучаемость, индивидуально-типологические особенности, познавательные интересы.

Для проведения опытной работы были использованы следующие приемы: индивидуализация и дифференциация заданий. Результаты работы показали изменение в обученности ребенка (обученность повысилась), в развитии их интересов и повышении мотивации. В результате работы с детьми  мы видим положитеьную динамику развития детей по всем видам деятельности. (Приложение №   ).

  1. Список литературы
  1. Абраменкова В.В. «Социальная психология детства». М.: ЭКО, 1999.
  2. Весна Е.Б. «Профессионально-педагогическая практика». М. Риэлти-Экспо 2009
  3. Мухина В.С. «Детская психология». Учебник для студентов пед. институтов. / Под ред. Л. А. Венгера. СПб . ВАНС 2008
  4. Хузиахметова А.Н «Основы профессиональной подготовки воспитателя» - Казань:ТРИ "Школа",2013.
  5. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Конфликтные дети. — М.: ЭКСМО, 2009.
  6. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. — М., 1996.
  7. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. Ред.: Ремезов Н.Д. М. Наука 2005.
  8. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп 2001.
  9. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени детства., М., 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуализация образования в соответствии с ФГОС ДО

Работа направлена на индивидуализацию образовательного  процесса по образовательным областям и по интересам ребенка....

Презентация «Роль и место дидактических пособий в предметно-развивающей среде групп младшего возраста по индивидуализации образования детей с требованиями ФГОС»

Презентация «Роль и место дидактических пособий в предметно-развивающей среде групп младшего возраста по индивидуализации образования детей с требованиями ФГОС»...

Индивидуализация РППС в соответствии с ФГОС ДО

Представлены методические рекомендации к организации современной РППС в ДОО в соответствии с ФГОС ДО...

Организация инновационной деятельности консультационного центра для родителей, имеющих детей, получающих дошкольное образование в форме семейного образования в соответствии с ФГОС ДО.

 Консультационный  центр призван оказать психолого-педагогическую помощь родителям, у которых нет возможности регулярно общаться с педагогами, психологами и другими специалистами, раб...

«Правила и условия проведения конкурсов в дошкольной сфере образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования»

Частное образовательное учреждение Учебный Центр дополнительного образования «Все Вебинары.ру»...