Экологический проект " Мы в любое время года ходим тропами природы" /старший дошкольный возраст/
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Деньгина  Яна Анатольевна

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал, и затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни». 

Выдающийся советский педагог-новатор, писатель:

Василий   Александрович  Сухомлинский  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное   бюджетное  дошкольное   бюджетное   дошкольное образовательное  учреждение   г.Керчи    Республики Крым

« Детский сад компенсирующего вида для  детей с нарушениями зрения № 46 «Солнышко»

Экологический   проект

«Мы в любое время года ходим тропами природы»

                               /старший   дошкольный  возраст/

                                                             

                                                              Старший воспитатель

                                                                                   Педагогический стаж   22 года.

                                                                                   Высшая квалификационная  категория

                                                                                   Никишина  Я.А.

г.Керчь

2015г.

Экологический   проект

«Мы  в  любое  время  года  ходим тропами  природы»

Задача проекта: формирование первоначальных основ экологической культуры  у детей старшего дошкольного возраста  на основе воспитания осознанного отношения детей к природе.

Цель проекта  

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  1. Развивать умение осуществлять элементарные действия самоконтроля и взаимооценки.
  2. Формировать позитивное   отношение к результатам труда   человека, понимает необходимость труда и мотивацию, связь  с    жизненной  необходимостью,  состоянием  здоровья.
  3. Формировать  знания  о  правилах безопасного поведения в природе.  
  4.  Продолжать учить дифференцировать понятия «опасно» и «безопасно», осознавать важность безопасности жизнедеятельности.
  5. Воспитывать активность, желание участвовать в общей работе, выполнять правила поведения.

Образовательная область «Познавательное   развитие»

1.Способствовать проявлению познавательной активности, наблюдательности в  природном окружении.

2. Формировать умение моделировать, экспериментировать в окружающем  мире с  помощью  воспитателя и самостоятельно.

      3.Воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям, желание помогать им, к       растениям, насекомым.

Образовательная область «Речевое   развитие»

  1. Способствовать формированию словарного запаса из всех образовательных  областей   ФГОС  ДО.
  2. Развивать понимание и использование в речи грамматических средств ( учить использовать пространственные предлоги – в, над, под, из; обучать разным способам словообразования с помощью суффиксов, путем слияния двух слов).
  3. Развивать связную речь (формировать навыки составления описательного рассказа; обучать детей разным типам высказывания с компонентами рассуждения; закреплять умение передавать интонационную законченность предложения, правильно передавать интонацию вопроса; совершенствовать выразительность речи).
  4. Воспитывать интерес к художественным произведениям, формировать желание   получать   необходимые знания о растениях, насекомых, птицах из книг.

Образовательная область «Художественно-эстетическое   развитие»

1. Продолжать учить   детей   воспринимать и  осознавать искусство  как  результат творческой  деятельности человека, проявлять эмоции и  чувства от  увиденных и  услышанных произведений  искусств.

2. Закреплять  умение отображать  собственные  жизненные впечатления, чувства,  навыки в  изобразительной  деятельности: рисовании, лепке, аппликации, конструировании.

3.Закреплять умение   использовать технические приёмы работы с разными материалами  и техниками.  

  4. Обогащать эмоционально-чувственную сферу.

  5. Продолжать формировать у детей интерес к музыкальному творчеству, развивать положительный эмоциональный отклик к различным видам музыкальной деятельности.

6.Воспитывать интерес к народному творчеству.

Образовательная область «Физическое   развитие»

1.Продолжать формировать элементарные знания детей об основных   факторах сохранения здоровья.

2. Способствовать развитию у детей ритмических двигательных навыков.

3.Развивать мелкую моторику.

4.Совершенствовать координацию движений.

Прогнозируемые  результаты:

           1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Дети будут различать  живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода). Ребята узнают особенности природы родного края.  

  2. Ребята будут бережно относиться  к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.

  3. Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.

  4. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственны связи.

Длительность проекта: 155дней

Участники проекта: дети старшей группы, родители.

План реализации проекта:  

1 этап – мотивационный (14 дней)

2 этап – информационный (25 дней)

3 этап – репродуктивный (85 дня)

4 этап – итоговый (20 дня)

5 этап – творческий (10 дня)

6 этап – рефлексивно-оценивающий (1день)

Содержание проекта

Первый этап ( мотивационный)

Задачи педагога на этапе:

- Создать мотивацию, способствующую превращению педагогического задания в желание детей исследовать и творить, а также внутренней активности детей.

- Конкретизировать свои педагогические задачи на период реализации проекта, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка группы.

Виды деятельности

Цель

Интегрированное  занятие

« Береги  здоровье  с  детства»

Дидактическая  игра « Что  для  чего нужно», «Полезные  овощи  и  фрукты», «Полезно и опасно».

Организация  поисково- исследовательской  деятельности « Свойства воды»,  «Как  вода  помогла  мне  стать здоровым».

Речевое  упражнение  с  использованием  интерактивного  метода

«Волшебный  цветок».

Формировать у  детей  понятие  о  необходимости беречь  своё  здоровье; закреплять знания о  здоровом образе  жизни и  личную  гигиену;  способствовать  формированию  у  детей  представлений о способах  укрепления здоровья, продолжать учить устанавливать причинно- следственные связи.

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья

Беседа «Осторожно – солнце!»

Коллективная работа по ИЗО «Лето, ах, лето!»

Диагностика  детей старшего дошкольного возраста

Выявление  уровня  сформированности компонентов  экологической культуры  у дошкольников.

Анкетирование  родителей

«Экологическое воспитание детей»

Изучение степени сформированности ценностных представлений родителей, их отношения к экологическому образованию детей дошкольного возраста, сформированности экологических компетенций в вопросах экологического воспитания и образования детей.

Беседа с детьми

-«Бережное отношение к живой природе»;

- «Правила поведения в природе»

«В природе  все  взаимосвязано»

 «Что нужно для путешествия  в  лес?»

Проанализировать  знания  детей  старшего дошкольного возраста

Чтение художественных произведений:

Воспитывать интерес к художественным произведениям, формировать  умение получать необходимые знания из содержания художественных произведений.

Совместно с детьми и родителями организовать выставку книг о растениях, насекомых, птицах.

Воспитывать интерес к художественным произведениям, формировать желание получать необходимые знания о растениях, насекомых,  птицах из книг.

Работа с родителями:

- познакомить родителей с началом новой темы;

- разместить в родительском уголке информацию

  «О безопасности и здоровье всерьёз», «Путешествие в страну здоровья»

« Правила  безопасности в природе»

Развивать интерес к выполнению общего дела с родителями.

Воспитывать экологическое сознание и экологическое поведение в природе, эмоционально-позитивное отношение к окружающей действительности.

Второй этап ( информационный)

Задачи педагога на этапе:

-Детальное обследование территории ДУЗ и выделение наиболее интересных объектов.

-Разработка маршрута и составление карты - схемы экологической тропы. Выбор объектов для проведения занятий.

-Составление конспектов занятий по маршруту экологической тропы.

- Способствовать развитию у детей желания познавать новое;

- Формировать у детей умение учиться, желание поддерживать все начинания и предложения воспитателя;

- Развивать познавательный интерес, творческие способности детей.

Виды деятельности

Цель

Работа с детьми

-Беседа, с целью выбора «хозяина» тропинки – сказочного персонажа.

- составление карты схемы экологической тропы

Ознакомление  детей с  экологическо-развивающей средой на территории дошкольного учебного заведения  - экологической тропой.

Оформлены альбомы «Растения нашего участка», «В гостях у огорода», «Правила поведения в природе», «Экологическая художественная копилка».

Продолжать формировать  основы  компетентности безопасности детей дошкольного возраста в природе.

Чтение «осторожных» сказок Т.А. Шорыгиной «Советы лесной мышки» «В гостях у Лесовичка», «Волшебный ворон»,

Продолжать формировать  основы  компетентности безопасности детей дошкольного возраста в природе.

Рассматривание  гербария:

«Лекарственные травы», «Цветы», «Листья».

Продолжать формировать  основы  компетентности безопасности детей дошкольного возраста в природе.

Рассматривание  альбома

« Ядовитые растения и грибы»

Продолжать формировать  основы  компетентности безопасности детей дошкольного возраста в природе.

Рассматривание альбома о лекарственных растениях или просмотр фильма.
(диски №  2)

Продолжать формировать  основы  компетентности безопасности детей дошкольного возраста в природе.

Организация просмотров видеофильмов и познавательных мультфильмов (из серии «Лунтик», «Маша и медведь», «Винни  Пух»

Продолжать формировать  основы  компетентности безопасности детей дошкольного возраста в природе.

Организация  работы  на экологической тропе.

Поисково- исследовательская деятельность

- «Песочные часы»,

-«Вода-растворитель»,

-«Здравствуй, ветер».

Формировать представления у дошкольников  о правилах безопасности при проведении опытов.

Организация  работы  на экологической тропе.

Темы экскурсий.

1. Сезонные явления в жизни природы.

2. Азбука экологической безопасности.

3. Путешествие в мир растений. .

4. Насекомые- важное звено в пищевых цепях природы

Продолжать формировать  основы  компетентности безопасности детей дошкольного возраста в природе.

Экскурсия по страницам фотоальбома « Перелетные птицы», «Насекомые», «Лекарственные растения», «Ядовитые растения»

Продолжать формировать  основы  компетентности безопасности детей дошкольного возраста в природе.

Работа с родителями:

-Разместить в  родительском  уголке информацию «Опасные ситуации в жизни детей»

Обеспечение преемственности в подаче и закреплении у детей знаний

Работа с родителями:

- оформлены для родителей  

папки-передвижки: «Полезные советы», «Лекарственные растения».

Обеспечение преемственности в подаче и закреплении у детей знаний

Заучивание пословиц, поговорок, загадок о явлениях природы, птицах, насекомых, растениях, грибах.

Продолжать формировать  основы  компетентности безопасности детей дошкольного возраста в природе.

Организация подвижных игр и игровых упражнений

Продолжать формировать  основы  компетентности безопасности детей дошкольного возраста в природе через физическое воспитание.

Работа с родителями

     Предложить родителям изготовить  разнообразные дидактические пособия по ознакомлению детей с основами экологической безопасности:

- альбомы  «Опасные насекомые», «Ядовитые растения».

Обеспечение преемственности в подаче и закреплении у детей знаний

Третий  этап (репродуктивный)

Задачи педагога на этапе:

- Помочь каждому ребенку испробовать свои возможности, сопоставив их с желаниями;

- Вызвать чувство уверенности в своих силах, умение принимать результаты детской деятельности с радостью и гордостью;

- Создать условия, при которых у детей возникает желание проявлять творчество;

- Проследить динамику развития каждого ребенка в сравнении с его личными предыдущими достижениями.

Виды деятельности

Цель

Организация  работы на экологической тропе

«  Хочу всё знать»

Интегрированное занятие

Раскрыть дошкольникам богатство природного окружения; закреплять знания  о лекарственных  и  ядовитых растениях, насекомых, правилах безопасного поведения в природе;  способствовать осознанию единства жизни и здоровья  человека от состояния природного окружения.

Организация  работы на экологической тропе

- Интегрированное занятие

« О  пользе  растений» Изодеятельность

«Нарисуй растение»

Закреплять  названия  растений,  которые  растут  на территории дошкольного  учебного заведения,  знания  об  их пользе; расширять представления о  ядовитых  растениях/ дурман, конвалия, чистотел и т.д./ .Развивать творчество и воображение во  время  рисования; воспитывать любовь  к  природе.

Организация  работы на экологической тропе

Сбор лекарственных трав на территории  дошкольного учебного заведения (липа, подорожник) или сбор гербария

Закреплять у детей  знания  о  правилах  сбора  лекарственных  растений.

Формировать навыки безопасного поведения с  различными растениями

Интегрированное  занятие

«Овощи и  фрукты»

Дидактическая игра « С  какой  детки ветки?», «Опиши – мы отгадаем», «В саду, цветнике, на огороде». Составление сказок  про овощи и фрукты. Сравнительная характеристика  овощей  и  фруктов. Дидактическая  игра «Урожай»

Конкретизировать и  обобщать представления детей  об  овощах и фруктах.

Организация  работы на экологической тропе

Дидактическая игра

«Полезно и вредно»

Формировать представления о пользе и вреде от прогулок в природе/ лазание на деревья, игра с палками, песком, камнями, бег, прыжки, самостоятельные игры возле водоёма/

Организация  дня огородника

Наблюдение за растущими овощами на огороде. Сравнение листьев моркови и свёклы.

Организация  работы  на  экологической  тропе

Дидактическая игра

«Составь  букет»

Учить детей подбирать цветы по форме, цвету, понимать положительного влияния  окружающей природы на здоровье.

Беседы «Почему нельзя подходить к чужим собакам», «Что возьмём с собой в лес», « Как вести себя в лесу», «Что оденем на прогулку»,

Формировать основы  безопасности детей дошкольного возраста по темам «Безопасность в природе».

Творческая игра « Путешествие в лес »

Формировать навыки безопасного поведения с  различными растениями и грибами в лесу; закреплять знания о съедобных и ядовитых грибах

Организация экскурсий, наблюдений (за песком, глиной, водой, льдом, камнями и минералами), игр-занятий «Необыкновенная экспедиция в лес», «Солнечные лучики», «Почему гремит гром», «Капелька».

Продолжать формировать  основы  компетентности безопасности детей дошкольного возраста в природе.

Дидактические игры «Черный ящик», «Добрые и плохие поступки», «Азбука безопасности», «Пирамида здоровья», «Съедобно-несъедобно», «Что возьмём с собой в поход», «Четвёртый лишний».

Продолжать формировать  основы  компетентности безопасности детей дошкольного возраста в природе.

Дидактические  игры «Отгадай, что на картинке»,«Найди по  описанию», « Кто больше увидит?», «Цветочный магазин», « Отгадай, что в мешочке?», «Найди на ощупь», «Вершки и корешки»,

«Загадай, мы отгадаем»,

«Съедобное- несъедобное», «Что сначала, что потом», « Отгадай, растение».

Продолжать формировать  основы  компетентности безопасности детей дошкольного возраста в природе.

Рассматривание иллюстраций

«Оказание первой  помощи»

Продолжать формировать  основы  компетентности безопасности детей дошкольного возраста

Организация  работы

на экологической тропе

-«В гостях у Лесовичка»,

- на искусственный водоем

-«Путешествие капельки»,

- «В гости к муравьям».

Продолжать формировать  основы  компетентности безопасности детей дошкольного возраста в природе.

Цикл  бесед «Азбука безопасности в природе»

Продолжать формировать основы безопасности в природе

Организация

«Школы спасателей»

-«Экологические загадки-задачки»,

-«Предупреждающие  знаки»,

-«Правила поведения в природе».

Продолжать формировать  основы  компетентности безопасности детей дошкольного возраста в природе.

Закреплять правила поведения в экстремальных ситуациях.

Рассматривание  серии картин

-  Ливень;

- Гроза;

- Снегопад.

Формировать   представления детей о  стихийных  бедствиях и последствиях от них,  научить находить правильное решение в трудную  минуту..Воспитывать желание помогать товарищу.

Чтение художественных произведений.

Воспитывать познавательный интерес к художественным произведениям, закрепить  умение внимательно слушать произведение, анализировать содержание, оценивать поступки героев,  не  допускать собственных ошибок.

Работа с родителями

     Предложить родителям изготовить  разнообразные дидактические пособия по ознакомлению детей с основами экологической безопасности:

- «Дети на природе»,

-«Дети и домашние животные», «Правила поведения в лесу, на водоёмах зимой».

Обеспечение преемственности в подаче и закреплении у детей знаний

Организация  работы

на экологической тропе

Техника безопасности при осуществлении трудовой деятельности на  экологической тропе.

Продолжать  формировать у детей представления о технике безопасности при осуществлении трудовой деятельности на тропе.

Организация сюжетно-ролевых игр «В гости к Айболиту», «Путешествие в лес».

 

Развивать умение осторожно обращаться с различными растениями и грибами в лесу.

Организация целевых прогулок в зимний парк

Темы экскурсий:

1. Сезонные явления в жизни природы.

2. Азбука экологической безопасности.

Продолжать формировать  основы  компетентности безопасности детей дошкольного возраста в природе.

День искусства

Изготовление композиций из природных форм(солнышко из сухих веток или камней, цветы из кожуры грецких орехов, желудей и тп)

Обеспечение преемственности в подаче и закреплении у детей знаний

Работа с родителями.

 Конкурс  рисунков «Хозяин тропы».

 Предложить совместно с ребенком изготовить буклет или презентацию о правилах поведения в природе.

Развивать интерес к выполнению общего дела с родителями.

Обеспечение преемственности в закреплении у детей знаний о перелетных птицах.

Четвертый этап (обобщение, анализ и систематизация знаний)

Задачи педагога на этапе:

  • Выяснить, произошли ли изменения в развитии каждого воспитанника;
  •  Обобщить и систематизировать навыки и умения, приобретенные детьми на протяжении предыдущих этапов.

Виды деятельности

Цель

Организация  работы на экологической тропе

Закреплять правила жизненно- безопасного поведения в природном окружении; закреплять знания об опасности самостоятельных прогулок в лесу, возле водоёмов; развивать эстетический вкус во  время наблюдения  зимней природы; воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Организация сюжетно- ролевой игры « Лесная  аптека»

Закреплять знания детей о  лекарственных растениях  их  значение. Воспитывать бережное отношение к природе.

День  лекарственных растений

Придумывание загадок, рассказов о растениях.

 Дидактическая игра

« Съедобные и несъедобные грибы», « Лекарственные и ядовитые растения».

Продолжать формировать  основы  компетентности безопасности детей дошкольного возраста в природе.

Речевые упражнения с  использованием интерактивных  методов «Паутина», «Ассоциативный цветок».

Закреплять знания  детей о  правилах поведения на участке детского сада, во  время грозы, во время сбора лекарственных растений,  правила поведения в лесу.

Дидактические  игры

«Будь внимательным», « Что изменилось?», «Собери камушки»,

« Догадайся, что надо сделать?», «Сбор урожая», «Где, что растёт?»,

«Что лишнее?», «Найди дерево»,

«Догадайся, что в руке?», « Помоги животному найти его домик»,

«Бывает, не бывает», «Лесник», «Прогулка в лес».

Продолжать формировать  основы  компетентности безопасности детей дошкольного возраста в природе.

Игра- драматизация

Чтение сказки К.Ушинского

«  Умей  обождать»

Закреплять навыки поведения в  зимний период;  развивать артистические  способности; умение передавать эмоции.

Игровые  ситуации «Бумажные кораблики» , «Кошка залезла на дерево»

Учить оценивать ответы детей; развивать осмотрительное поведение в природе.

Дидактическая игра

 «Конфеты для зайчика»

Закреплять у  детей знания об  опасности сосания сосулек, снежков, игр под крышей, объяснить , что это угрожает  вашей жизни и здоровью; воспитывать осторожность ,  умение самостоятельно выбирать место для игры.

Создание проблемной ситуации

« Мальчик тянет кошку за хвост»,

« Дети палками, камнями выгоняют с участка собаку».

Формировать умение предвидеть поведение животных; развивать умение правильно действовать в определённых  ситуациях.

Интегрированное занятие

« Зимние  развлечения»

Формировать навыки  безопасного поведения во  время зимних  развлечений/ катание на санках, игры в  снежки/;

Учить  составлять рассказы  из  собственного  опыта и  по  картине;  закреплять  умение правильно одеваться в зимний период и  следить  за  своей  одеждой и обувью.

Оформление выставки рисунков

« Моя безопасность»( совместная деятельность родителей и детей)

 Раскрыть опасные ситуации, которые могут подстерегать детей на природе.

Пятый этап (творческий)

Задачи педагога на этапе:

  • Верить в творческий потенциал, способности каждого ребенка;
  • Создать благоприятную атмосферу для  их развития;
  • Наполнить творческий процесс позитивными эмоциями;
  • Использовать в работе  идеи детей, родителей, сотрудников.

Виды деятельности

Цель

Дидактическая  игра- лабиринт

« Помоги сказочным героям избежать опасности»

Закреплять элементарные  привычки поведения в экстремальных ситуациях.

Составление рассказов по серии картинок

« Помог»

«  Зимние  развлечения»

Закреплять правила поведения во  время  зимних развлечений;  учить  составлять рассказы по   серии картин

Работа с родителями

- организован конкурс поделок из бросового материала «Отходы и доходы»;

Обеспечение преемственности в подаче и закреплении у детей знаний

Оформлена совместная выставка рисунков

«Мир глазами детей».

Обеспечение преемственности в подаче и закреплении у детей знаний

Экологические акции  «Сделаем участок детского сада

красивым» «Поможем зимующим птицам

Обеспечение преемственности в подаче и закреплении у детей знаний

Конкурс

Совместного

творчества детей и  взрослых «Волшебница, зима!»

Смотр–конкурс

«Снежный городок»  

Обеспечение преемственности в подаче и закреплении у детей знаний.

Шестой этап (рефлексивно-оценивающий)

.

Задачи педагога на этапе:

- Научиться характеризовать как свое личное развитие, так и умственное, моральное развитие воспитанников;

- отобрать для дальнейшей работы педагогические методы и приемы, давшие наилучшие результаты.

                     Виды деятельности                                                    Цель

Экологическое развлечение

« Времена  года»

Развивать связную речь, способствовать активизации словаря.

Обучать детей элементам словотворчества.

Развивать положительный эмоциональный отклик к различным видам речевой   деятельности.

Обогащать эмоционально-чувственную сферу.

Игровая  ситуация

«Что  было бы,  если бы…»

Обобщить знания детей о признаках зимы, правила поведения в этот период.

Дидактическая игра

«Как бы ты поступил?»

Учить правильно вести  себя в экстремальных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Папка-передвижка "Времена года" для родителей детей дошкольного возраста.

Материал пособия адресован родителям дошкольников и служит для оформления групповых информационных папок для родителей. Материал, предложенный в папке-передвижке, поможет родителям дошкольников ...

Пальчиковая игра «Времена года» для детей старшего дошкольного возраста.

«Мы в садике ничего не делаем, только играем...»Дружат в нашей группе девочки и мальчики.Но и мы подружимся маленькие пальчики.Раз, два, три, четыре, пятьНачинаем счет опять.С помощью  «Перчатки-...

Развивающее пособие по развитию речи «Времена года» для детей среднего дошкольного возраста

Развивающее  пособие  по развитию речи «Времена года»для детей  среднего дошкольного возраста....

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема: «Времена года». Для детей среднего дошкольного возраста.

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИТема: «Времена года».Для детей среднего дошкольного возраста.                          ...

Презентация "Времена года" для детей старшего дошкольного возраста.

Презентация "Времена года"  направлена на ознакомление детей с временами года, на употребление в речи коми слов....

Дидактическая игра "Часы. Времена Года" для детей младшего дошкольного возраста.

Данная игра предназначена для детей младшего дошкольного возраста.Игра помогает детям лучше ориентироваться во временах года, обогатить и расширить знания детей о сезонных изменениях в ...

Познавательно-творческий проект «Времена года» для детей старшего дошкольного возраста

Проект "Времена года" знакрмит детей с миром природы, прививает им эмоционально-ценностное отношение к живым организмам. Предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизит...