Экологический проект " Мы в любое время года ходим тропами природы" /старший дошкольный возраст/
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал, и затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».
Выдающийся советский педагог-новатор, писатель:
Василий Александрович Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_proekt_my_v_lyuboe_vremya_goda_hodim_tropami_prirody.docx | 36.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г.Керчи Республики Крым
« Детский сад компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения № 46 «Солнышко»
Экологический проект
«Мы в любое время года ходим тропами природы»
/старший дошкольный возраст/
Старший воспитатель
Педагогический стаж 22 года.
Высшая квалификационная категория
Никишина Я.А.
г.Керчь
2015г.
Экологический проект
«Мы в любое время года ходим тропами природы»
Задача проекта: формирование первоначальных основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста на основе воспитания осознанного отношения детей к природе.
Цель проекта
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- Развивать умение осуществлять элементарные действия самоконтроля и взаимооценки.
- Формировать позитивное отношение к результатам труда человека, понимает необходимость труда и мотивацию, связь с жизненной необходимостью, состоянием здоровья.
- Формировать знания о правилах безопасного поведения в природе.
- Продолжать учить дифференцировать понятия «опасно» и «безопасно», осознавать важность безопасности жизнедеятельности.
- Воспитывать активность, желание участвовать в общей работе, выполнять правила поведения.
Образовательная область «Познавательное развитие»
1.Способствовать проявлению познавательной активности, наблюдательности в природном окружении.
2. Формировать умение моделировать, экспериментировать в окружающем мире с помощью воспитателя и самостоятельно.
3.Воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям, желание помогать им, к растениям, насекомым.
Образовательная область «Речевое развитие»
- Способствовать формированию словарного запаса из всех образовательных областей ФГОС ДО.
- Развивать понимание и использование в речи грамматических средств ( учить использовать пространственные предлоги – в, над, под, из; обучать разным способам словообразования с помощью суффиксов, путем слияния двух слов).
- Развивать связную речь (формировать навыки составления описательного рассказа; обучать детей разным типам высказывания с компонентами рассуждения; закреплять умение передавать интонационную законченность предложения, правильно передавать интонацию вопроса; совершенствовать выразительность речи).
- Воспитывать интерес к художественным произведениям, формировать желание получать необходимые знания о растениях, насекомых, птицах из книг.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
1. Продолжать учить детей воспринимать и осознавать искусство как результат творческой деятельности человека, проявлять эмоции и чувства от увиденных и услышанных произведений искусств.
2. Закреплять умение отображать собственные жизненные впечатления, чувства, навыки в изобразительной деятельности: рисовании, лепке, аппликации, конструировании.
3.Закреплять умение использовать технические приёмы работы с разными материалами и техниками.
4. Обогащать эмоционально-чувственную сферу.
5. Продолжать формировать у детей интерес к музыкальному творчеству, развивать положительный эмоциональный отклик к различным видам музыкальной деятельности.
6.Воспитывать интерес к народному творчеству.
Образовательная область «Физическое развитие»
1.Продолжать формировать элементарные знания детей об основных факторах сохранения здоровья.
2. Способствовать развитию у детей ритмических двигательных навыков.
3.Развивать мелкую моторику.
4.Совершенствовать координацию движений.
Прогнозируемые результаты:
1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Дети будут различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода). Ребята узнают особенности природы родного края.
2. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
3. Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.
4. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственны связи.
Длительность проекта: 155дней
Участники проекта: дети старшей группы, родители.
План реализации проекта:
1 этап – мотивационный (14 дней)
2 этап – информационный (25 дней)
3 этап – репродуктивный (85 дня)
4 этап – итоговый (20 дня)
5 этап – творческий (10 дня)
6 этап – рефлексивно-оценивающий (1день)
Содержание проекта
Первый этап ( мотивационный) Задачи педагога на этапе: - Создать мотивацию, способствующую превращению педагогического задания в желание детей исследовать и творить, а также внутренней активности детей. - Конкретизировать свои педагогические задачи на период реализации проекта, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка группы. | |
Виды деятельности | Цель |
Интегрированное занятие « Береги здоровье с детства» Дидактическая игра « Что для чего нужно», «Полезные овощи и фрукты», «Полезно и опасно». Организация поисково- исследовательской деятельности « Свойства воды», «Как вода помогла мне стать здоровым». Речевое упражнение с использованием интерактивного метода «Волшебный цветок». | Формировать у детей понятие о необходимости беречь своё здоровье; закреплять знания о здоровом образе жизни и личную гигиену; способствовать формированию у детей представлений о способах укрепления здоровья, продолжать учить устанавливать причинно- следственные связи. |
Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья Беседа «Осторожно – солнце!» | Коллективная работа по ИЗО «Лето, ах, лето!» |
Диагностика детей старшего дошкольного возраста | Выявление уровня сформированности компонентов экологической культуры у дошкольников. |
Анкетирование родителей «Экологическое воспитание детей» | Изучение степени сформированности ценностных представлений родителей, их отношения к экологическому образованию детей дошкольного возраста, сформированности экологических компетенций в вопросах экологического воспитания и образования детей. |
Беседа с детьми -«Бережное отношение к живой природе»; - «Правила поведения в природе» «В природе все взаимосвязано» «Что нужно для путешествия в лес?» | Проанализировать знания детей старшего дошкольного возраста |
Чтение художественных произведений: | Воспитывать интерес к художественным произведениям, формировать умение получать необходимые знания из содержания художественных произведений. |
Совместно с детьми и родителями организовать выставку книг о растениях, насекомых, птицах. | Воспитывать интерес к художественным произведениям, формировать желание получать необходимые знания о растениях, насекомых, птицах из книг. |
Работа с родителями: - познакомить родителей с началом новой темы; - разместить в родительском уголке информацию «О безопасности и здоровье всерьёз», «Путешествие в страну здоровья» « Правила безопасности в природе» | Развивать интерес к выполнению общего дела с родителями. Воспитывать экологическое сознание и экологическое поведение в природе, эмоционально-позитивное отношение к окружающей действительности. |
Второй этап ( информационный) Задачи педагога на этапе: -Детальное обследование территории ДУЗ и выделение наиболее интересных объектов. -Разработка маршрута и составление карты - схемы экологической тропы. Выбор объектов для проведения занятий. -Составление конспектов занятий по маршруту экологической тропы. - Способствовать развитию у детей желания познавать новое; - Формировать у детей умение учиться, желание поддерживать все начинания и предложения воспитателя; - Развивать познавательный интерес, творческие способности детей. | ||
Виды деятельности | Цель | |
Работа с детьми -Беседа, с целью выбора «хозяина» тропинки – сказочного персонажа. - составление карты схемы экологической тропы | Ознакомление детей с экологическо-развивающей средой на территории дошкольного учебного заведения - экологической тропой. | |
Оформлены альбомы «Растения нашего участка», «В гостях у огорода», «Правила поведения в природе», «Экологическая художественная копилка». | Продолжать формировать основы компетентности безопасности детей дошкольного возраста в природе. | |
Чтение «осторожных» сказок Т.А. Шорыгиной «Советы лесной мышки» «В гостях у Лесовичка», «Волшебный ворон», | Продолжать формировать основы компетентности безопасности детей дошкольного возраста в природе. | |
Рассматривание гербария: «Лекарственные травы», «Цветы», «Листья». | Продолжать формировать основы компетентности безопасности детей дошкольного возраста в природе. | |
Рассматривание альбома « Ядовитые растения и грибы» | Продолжать формировать основы компетентности безопасности детей дошкольного возраста в природе. | |
Рассматривание альбома о лекарственных растениях или просмотр фильма. | Продолжать формировать основы компетентности безопасности детей дошкольного возраста в природе. | |
Организация просмотров видеофильмов и познавательных мультфильмов (из серии «Лунтик», «Маша и медведь», «Винни Пух» | Продолжать формировать основы компетентности безопасности детей дошкольного возраста в природе. | |
Организация работы на экологической тропе. Поисково- исследовательская деятельность - «Песочные часы», -«Вода-растворитель», -«Здравствуй, ветер». | Формировать представления у дошкольников о правилах безопасности при проведении опытов. | |
Организация работы на экологической тропе. Темы экскурсий. 1. Сезонные явления в жизни природы. 2. Азбука экологической безопасности. 3. Путешествие в мир растений. . 4. Насекомые- важное звено в пищевых цепях природы | Продолжать формировать основы компетентности безопасности детей дошкольного возраста в природе. | |
Экскурсия по страницам фотоальбома « Перелетные птицы», «Насекомые», «Лекарственные растения», «Ядовитые растения» | Продолжать формировать основы компетентности безопасности детей дошкольного возраста в природе. | |
Работа с родителями: -Разместить в родительском уголке информацию «Опасные ситуации в жизни детей» | Обеспечение преемственности в подаче и закреплении у детей знаний | |
Работа с родителями: - оформлены для родителей папки-передвижки: «Полезные советы», «Лекарственные растения». | Обеспечение преемственности в подаче и закреплении у детей знаний | |
Заучивание пословиц, поговорок, загадок о явлениях природы, птицах, насекомых, растениях, грибах. | Продолжать формировать основы компетентности безопасности детей дошкольного возраста в природе. | |
Организация подвижных игр и игровых упражнений | Продолжать формировать основы компетентности безопасности детей дошкольного возраста в природе через физическое воспитание. | |
Работа с родителями Предложить родителям изготовить разнообразные дидактические пособия по ознакомлению детей с основами экологической безопасности: - альбомы «Опасные насекомые», «Ядовитые растения». | Обеспечение преемственности в подаче и закреплении у детей знаний | |
Третий этап (репродуктивный) Задачи педагога на этапе: - Помочь каждому ребенку испробовать свои возможности, сопоставив их с желаниями; - Вызвать чувство уверенности в своих силах, умение принимать результаты детской деятельности с радостью и гордостью; - Создать условия, при которых у детей возникает желание проявлять творчество; - Проследить динамику развития каждого ребенка в сравнении с его личными предыдущими достижениями. | ||
Виды деятельности | Цель | |
Организация работы на экологической тропе « Хочу всё знать» Интегрированное занятие | Раскрыть дошкольникам богатство природного окружения; закреплять знания о лекарственных и ядовитых растениях, насекомых, правилах безопасного поведения в природе; способствовать осознанию единства жизни и здоровья человека от состояния природного окружения. | |
Организация работы на экологической тропе - Интегрированное занятие « О пользе растений» Изодеятельность «Нарисуй растение» | Закреплять названия растений, которые растут на территории дошкольного учебного заведения, знания об их пользе; расширять представления о ядовитых растениях/ дурман, конвалия, чистотел и т.д./ .Развивать творчество и воображение во время рисования; воспитывать любовь к природе. | |
Организация работы на экологической тропе Сбор лекарственных трав на территории дошкольного учебного заведения (липа, подорожник) или сбор гербария | Закреплять у детей знания о правилах сбора лекарственных растений. Формировать навыки безопасного поведения с различными растениями | |
Интегрированное занятие «Овощи и фрукты» Дидактическая игра « С какой детки ветки?», «Опиши – мы отгадаем», «В саду, цветнике, на огороде». Составление сказок про овощи и фрукты. Сравнительная характеристика овощей и фруктов. Дидактическая игра «Урожай» | Конкретизировать и обобщать представления детей об овощах и фруктах. | |
Организация работы на экологической тропе Дидактическая игра «Полезно и вредно» | Формировать представления о пользе и вреде от прогулок в природе/ лазание на деревья, игра с палками, песком, камнями, бег, прыжки, самостоятельные игры возле водоёма/ | |
Организация дня огородника | Наблюдение за растущими овощами на огороде. Сравнение листьев моркови и свёклы. | |
Организация работы на экологической тропе Дидактическая игра «Составь букет» | Учить детей подбирать цветы по форме, цвету, понимать положительного влияния окружающей природы на здоровье. | |
Беседы «Почему нельзя подходить к чужим собакам», «Что возьмём с собой в лес», « Как вести себя в лесу», «Что оденем на прогулку», | Формировать основы безопасности детей дошкольного возраста по темам «Безопасность в природе». | |
Творческая игра « Путешествие в лес » | Формировать навыки безопасного поведения с различными растениями и грибами в лесу; закреплять знания о съедобных и ядовитых грибах | |
Организация экскурсий, наблюдений (за песком, глиной, водой, льдом, камнями и минералами), игр-занятий «Необыкновенная экспедиция в лес», «Солнечные лучики», «Почему гремит гром», «Капелька». | Продолжать формировать основы компетентности безопасности детей дошкольного возраста в природе. | |
Дидактические игры «Черный ящик», «Добрые и плохие поступки», «Азбука безопасности», «Пирамида здоровья», «Съедобно-несъедобно», «Что возьмём с собой в поход», «Четвёртый лишний». | Продолжать формировать основы компетентности безопасности детей дошкольного возраста в природе. | |
Дидактические игры «Отгадай, что на картинке»,«Найди по описанию», « Кто больше увидит?», «Цветочный магазин», « Отгадай, что в мешочке?», «Найди на ощупь», «Вершки и корешки», «Загадай, мы отгадаем», «Съедобное- несъедобное», «Что сначала, что потом», « Отгадай, растение». | Продолжать формировать основы компетентности безопасности детей дошкольного возраста в природе. | |
Рассматривание иллюстраций «Оказание первой помощи» | Продолжать формировать основы компетентности безопасности детей дошкольного возраста | |
Организация работы на экологической тропе -«В гостях у Лесовичка», - на искусственный водоем -«Путешествие капельки», - «В гости к муравьям». | Продолжать формировать основы компетентности безопасности детей дошкольного возраста в природе. | |
Цикл бесед «Азбука безопасности в природе» | Продолжать формировать основы безопасности в природе | |
Организация «Школы спасателей» -«Экологические загадки-задачки», -«Предупреждающие знаки», -«Правила поведения в природе». | Продолжать формировать основы компетентности безопасности детей дошкольного возраста в природе. Закреплять правила поведения в экстремальных ситуациях. | |
Рассматривание серии картин - Ливень; - Гроза; - Снегопад. | Формировать представления детей о стихийных бедствиях и последствиях от них, научить находить правильное решение в трудную минуту..Воспитывать желание помогать товарищу. | |
Чтение художественных произведений. | Воспитывать познавательный интерес к художественным произведениям, закрепить умение внимательно слушать произведение, анализировать содержание, оценивать поступки героев, не допускать собственных ошибок. | |
Работа с родителями Предложить родителям изготовить разнообразные дидактические пособия по ознакомлению детей с основами экологической безопасности: - «Дети на природе», -«Дети и домашние животные», «Правила поведения в лесу, на водоёмах зимой». | Обеспечение преемственности в подаче и закреплении у детей знаний | |
Организация работы на экологической тропе Техника безопасности при осуществлении трудовой деятельности на экологической тропе. | Продолжать формировать у детей представления о технике безопасности при осуществлении трудовой деятельности на тропе. | |
Организация сюжетно-ролевых игр «В гости к Айболиту», «Путешествие в лес».
| Развивать умение осторожно обращаться с различными растениями и грибами в лесу. | |
Организация целевых прогулок в зимний парк Темы экскурсий: 1. Сезонные явления в жизни природы. 2. Азбука экологической безопасности. | Продолжать формировать основы компетентности безопасности детей дошкольного возраста в природе. | |
День искусства Изготовление композиций из природных форм(солнышко из сухих веток или камней, цветы из кожуры грецких орехов, желудей и тп) | Обеспечение преемственности в подаче и закреплении у детей знаний | |
Работа с родителями. Конкурс рисунков «Хозяин тропы». Предложить совместно с ребенком изготовить буклет или презентацию о правилах поведения в природе. | Развивать интерес к выполнению общего дела с родителями. Обеспечение преемственности в закреплении у детей знаний о перелетных птицах. | |
Четвертый этап (обобщение, анализ и систематизация знаний) Задачи педагога на этапе:
| ||
Виды деятельности | Цель | |
Организация работы на экологической тропе | Закреплять правила жизненно- безопасного поведения в природном окружении; закреплять знания об опасности самостоятельных прогулок в лесу, возле водоёмов; развивать эстетический вкус во время наблюдения зимней природы; воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней. | |
Организация сюжетно- ролевой игры « Лесная аптека» | Закреплять знания детей о лекарственных растениях их значение. Воспитывать бережное отношение к природе. | |
День лекарственных растений | Придумывание загадок, рассказов о растениях. | |
Дидактическая игра « Съедобные и несъедобные грибы», « Лекарственные и ядовитые растения». | Продолжать формировать основы компетентности безопасности детей дошкольного возраста в природе. | |
Речевые упражнения с использованием интерактивных методов «Паутина», «Ассоциативный цветок». | Закреплять знания детей о правилах поведения на участке детского сада, во время грозы, во время сбора лекарственных растений, правила поведения в лесу. | |
Дидактические игры «Будь внимательным», « Что изменилось?», «Собери камушки», « Догадайся, что надо сделать?», «Сбор урожая», «Где, что растёт?», «Что лишнее?», «Найди дерево», «Догадайся, что в руке?», « Помоги животному найти его домик», «Бывает, не бывает», «Лесник», «Прогулка в лес». | Продолжать формировать основы компетентности безопасности детей дошкольного возраста в природе. | |
Игра- драматизация Чтение сказки К.Ушинского « Умей обождать» | Закреплять навыки поведения в зимний период; развивать артистические способности; умение передавать эмоции. | |
Игровые ситуации «Бумажные кораблики» , «Кошка залезла на дерево» | Учить оценивать ответы детей; развивать осмотрительное поведение в природе. | |
Дидактическая игра «Конфеты для зайчика» | Закреплять у детей знания об опасности сосания сосулек, снежков, игр под крышей, объяснить , что это угрожает вашей жизни и здоровью; воспитывать осторожность , умение самостоятельно выбирать место для игры. | |
Создание проблемной ситуации « Мальчик тянет кошку за хвост», « Дети палками, камнями выгоняют с участка собаку». | Формировать умение предвидеть поведение животных; развивать умение правильно действовать в определённых ситуациях. | |
Интегрированное занятие « Зимние развлечения» | Формировать навыки безопасного поведения во время зимних развлечений/ катание на санках, игры в снежки/; Учить составлять рассказы из собственного опыта и по картине; закреплять умение правильно одеваться в зимний период и следить за своей одеждой и обувью. | |
Оформление выставки рисунков « Моя безопасность»( совместная деятельность родителей и детей) | Раскрыть опасные ситуации, которые могут подстерегать детей на природе. | |
Пятый этап (творческий) Задачи педагога на этапе:
| ||
Виды деятельности | Цель | |
Дидактическая игра- лабиринт « Помоги сказочным героям избежать опасности» | Закреплять элементарные привычки поведения в экстремальных ситуациях. | |
Составление рассказов по серии картинок « Помог» « Зимние развлечения» | Закреплять правила поведения во время зимних развлечений; учить составлять рассказы по серии картин | |
Работа с родителями - организован конкурс поделок из бросового материала «Отходы и доходы»; | Обеспечение преемственности в подаче и закреплении у детей знаний | |
Оформлена совместная выставка рисунков «Мир глазами детей». | Обеспечение преемственности в подаче и закреплении у детей знаний | |
Экологические акции «Сделаем участок детского сада красивым» «Поможем зимующим птицам | Обеспечение преемственности в подаче и закреплении у детей знаний | |
Конкурс Совместного творчества детей и взрослых «Волшебница, зима!» Смотр–конкурс «Снежный городок» | Обеспечение преемственности в подаче и закреплении у детей знаний. | |
Шестой этап (рефлексивно-оценивающий) . Задачи педагога на этапе: - Научиться характеризовать как свое личное развитие, так и умственное, моральное развитие воспитанников; - отобрать для дальнейшей работы педагогические методы и приемы, давшие наилучшие результаты. | ||
Виды деятельности Цель | ||
Экологическое развлечение « Времена года» | Развивать связную речь, способствовать активизации словаря. Обучать детей элементам словотворчества. Развивать положительный эмоциональный отклик к различным видам речевой деятельности. Обогащать эмоционально-чувственную сферу. | |
Игровая ситуация «Что было бы, если бы…» | Обобщить знания детей о признаках зимы, правила поведения в этот период. | |
Дидактическая игра «Как бы ты поступил?» | Учить правильно вести себя в экстремальных ситуациях. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Папка-передвижка "Времена года" для родителей детей дошкольного возраста.
Материал пособия адресован родителям дошкольников и служит для оформления групповых информационных папок для родителей. Материал, предложенный в папке-передвижке, поможет родителям дошкольников ...
Пальчиковая игра «Времена года» для детей старшего дошкольного возраста.
«Мы в садике ничего не делаем, только играем...»Дружат в нашей группе девочки и мальчики.Но и мы подружимся маленькие пальчики.Раз, два, три, четыре, пятьНачинаем счет опять.С помощью «Перчатки-...
Развивающее пособие по развитию речи «Времена года» для детей среднего дошкольного возраста
Развивающее пособие по развитию речи «Времена года»для детей среднего дошкольного возраста....
КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема: «Времена года». Для детей среднего дошкольного возраста.
КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИТема: «Времена года».Для детей среднего дошкольного возраста. ...
Презентация "Времена года" для детей старшего дошкольного возраста.
Презентация "Времена года" направлена на ознакомление детей с временами года, на употребление в речи коми слов....
Дидактическая игра "Часы. Времена Года" для детей младшего дошкольного возраста.
Данная игра предназначена для детей младшего дошкольного возраста.Игра помогает детям лучше ориентироваться во временах года, обогатить и расширить знания детей о сезонных изменениях в ...
Познавательно-творческий проект «Времена года» для детей старшего дошкольного возраста
Проект "Времена года" знакрмит детей с миром природы, прививает им эмоционально-ценностное отношение к живым организмам. Предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизит...