«Организация экологической тропы на территории вновь открывшегося детского сада» (доклад)
статья на тему
Доклад на конкурс, приуроченный к конференци по дошкольному образованию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 27.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Секция «Предметно-пространственная развивающая среда»
Тема секции: «Территория детского сада как образовательное пространство для изучения и поддержки биоразнообразия»
Тема доклада: «Организация экологической тропы на территории вновь открывшегося детского сада»
Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 20» г. Оренбурга Назарова Т.Е.
В условиях современного мира, когда государство заинтересовано в увеличение рождаемости, одним из направлений семейно-демографической политики в России является развитие сети дошкольных детских учреждений. Так, например, в городе Оренбурге в одном из новых, развивающихся микрорайонов за последние четыре года распахнули свои двери для малышей три детских сада.
Что такое новый детский сад? Это новое здание, новая мебель, новое оборудование, новые игрушки и… «новая» территория. Для вновь открывшихся детских садов характерно то, что зачастую на их территории устанавливается однотипное игровое оборудование (горки, качели, песочницы и другие малые формы) и детский сад «теряется» среди других «таких же». Кроме того, для территории новых детских садов характерно отсутствие большого количества разнообразных естественных природных объектов. И это можно объяснить, ведь еще совсем недавно на этом месте велись строительные работы. Даже зеленые насаждения - деревья и кустарники - зачастую похожи друг на друга, так как представляют собой молодняк - невысокие тонкие «прутики».
Выходом из данной ситуации может стать организация экологической тропы на территории детского сада.
Экологическая тропа представляет собой специально оборудованный учебный маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором идущие получают устную (с помощью экскурсовода) или письменную (стенды, экологические знаки и т.п.) информацию об этих объектах.
Необходимость организации экологической тропы в детском саду обусловлена также и требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Так в п.2.6. ФГОС ДО содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» включает «…формирование основ безопасного поведения в природе», содержание образовательной области «Познавательное развитие» включает «…формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, … о планете Земля …об особенностях ее природы…», содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» включает «…развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания… мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру…». Также в п.3.3. ФГОС ДО изложены требования к развивающей предметно-пространственной среде, среди которых можно выделить следующие: «развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает… реализацию образовательного потенциала пространства Организации (детского сада), группы, а также территории, прилегающей к Организации…» (п.п.3.3.1.), «развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать… учет климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность …» (п.п.3.3.3.)
Таким образом, работа на экологической тропе направлена на формирование начал экологической культуры у детей, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем её многообразии.
При организации экологической тропы на территории детского сада необходимо учитывать ряд особенностей:
- Общая протяженность маршрута должна быть относительно небольшой.
- Экологическая тропа может включать как естественные, так и искусственно созданные объекты (это особенно актуально для вновь открывшихся детских садов).
- Обязательным атрибутом экологической тропы является картосхема или «маршрутный лист», где все объекты обозначены схематизированными понятными для ребенка цветными рисунками (значками) и надписями.
- Возле каждого объекта выставляется табличка с названием, информация на табличках должна быть краткой и выразительной (для этого используются символы, рисунки).
- Для работы на объектах экологической тропы составляется картотека, в содержание которой входит познавательная информация о каждом объекте (например, картотека к объекту «Пернатый мир» может включать интересные факты о птицах, в том числе обитающих в конкретной местности, стихи, загадки, иллюстрации, игры - дидактические, подвижные и т.д., задания для детей, детей и родителей и др.)
- Наличие «хозяина тропы» (например, Лесовичка или Мудрой совы) для повышения интереса детей к занятиям на тропе. Периодически этот персонаж «оживает», посылает детям письма-задания, участвует в беседах, праздниках.
При проведении занятий на экологической тропе педагоги могут использовать различные формы и методы работы с детьми и родителями: познавательные экологические беседы, экологические игры (имитационные, дидактические, соревновательные, игры-путешествия и др.), наблюдение за объектами природы, элементарные опыты, экологические праздники, викторины, экскурсии, чтение произведений о животных и растениях, составление сказок, синквейнов, загадок, встречи с интересными людьми, совместная деятельность детей и родителей по созданию поделок и рисунков, оформлению альбомов, фотогазет, субботники, экологические акции и др.
Маршрут экологической тропы вновь открывшегося детского сада может включать следующие искусственно созданные объекты:
- «Информационный центр» - это начальная «точка» экологической тропы. На данном объекте «хозяин» тропы встречает посетителей, здесь размещается стенд, где отражены маршрут, правила поведения на тропе, а также полезная информация для родителей и детей (тематика меняется).
- «Метеостанция» - это площадка для организации наблюдений и изучения явлений природы. На данном объекте располагается «метеорологический домик» и оборудование: традиционные приборы и приборы, изготовленные из подручного материала (термометр, дождемер, флюгер, гигрометр и др.)
- «Пернатый мир» - это зона для организации наблюдения за птицами, знакомства с их повадками, условиями жизни, для привлечения детей к оказанию помощи птицам (кормление в зимний период, организация водопоя летом). На данном объекте могут размещаться: домики-скворечники, кормушки, емкость для водопоя, макеты птичьих гнезд с «яйцами» (яйца должны быть разного размера и окраски), фигурки птиц.
- «Огород» - это зона для расширения и обобщения знаний детей о культурных огородных растениях, обучения навыкам ухода за ними, формирования представления о значении овощей в жизни человека. На данном объекте размещаются: грядки с различными овощными культурами, где устанавливаются таблички с названиями растений и их изображением, а также «хозяин» огорода, например, пугало.
- «Пасека» - это зона для расширения представлений детей о пчелах, о их роли в жизни растений, людей, животных. Данный объект располагается вблизи растений-медоносов, например, рядом с липой, цветочной клумбой и т.д. Здесь размещаются: макеты пчелиных ульев, фигурки пчел, рядом с ульем можно поставить «бочонки» с медом разного размера, здесь же может быть фигурка «хозяина» пасеки – это может быть пасечник или медведь-сластена.
- «Жужжащий и ползающий мир» - это зона для знакомства с миром насекомых, с его многообразием, с ролью насекомых в жизни растений, людей, животных. На данном объекте можно разместить макет муравейника с муравьями, «паутину» с пауком и попавшими в нее насекомыми (стрекоза, бабочка, комар и др.).
- «Уголок леса» - это зона для наблюдения за деревьями, знакомства с дикими животными, птицами, грибами, формирования чувства бережного отношения к природе. Данный объект организуется на территории детского сада, в том месте, где произрастают деревья. Здесь можно разместить: фигуры диких животных (олень, белка, енот и др.), фигуры лесных птиц, несколько пней разной толщины, мини-музей леса (где представлены спилы и элементы стволов деревьев разных пород) и др.
Также на экологической тропе самостоятельно можно оформить и другие объекты, например, «Сельский дворик», «Зеленая аптека».
Экологическая тропа на территории детского сада может использоваться во все сезоны года, главное, чтобы занятия проводились с учётом возрастных особенностей детей, а задания были познавательные и интересные.
Таким образом, организация экологической тропы на территории вновь открывшихся детских садов позволит не только более продуктивно использовать обычные прогулки и осуществлять образовательную работу с детьми по изучению окружающей среды, но и сделает территорию уникальной, не похожей на территорию других дошкольных учреждений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация Экологической тропы на территории детского сада
Представлен материал по созданию на территории дошкольной образовательной организации пространства для экологического воспитания и образования дошкольников - а именно, Экологической тропы....
Метеостанция как объект экологической тропы на территории детского сада.
Описание метеостанции,её роль в экологическом воспитании.Мастар класс по изготовлению улечного термометра....
«Экологическая тропа на территории детского сада»
Консультация...
Экологическая тропа на территории детского сада.
Статья по экологическому воспитанию дошкольников...
Экологическая тропинка на территории детского сада
Обследование объектов природы в процессе следования по экологической тропинке на территории детского сада, с детьми младшего, среднего и старшего ворзраста. Составление карт-схем тропинки с нанесением...
«Формирование элементарных экологических представлений по средствам объектов экологической тропы на территории детского сада».
Формирование элементарных экологических представлений по средствам объектов экологической тропы на территории детского сада....
Квест. «Экологическая тропа. Лето»(по участкам групп детского сада).
Экологический квэст по территории детского сада в летний период....