Экологическая тропа на территории детского сада.
статья на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад «Сказка» р.п. Красные Баки, Нижегородская область
Экологическая тропа на территории детского сада.
Воспитатель: Куваева Н.Б.
2017 год
Под термином экологическое воспитание дошкольников мы понимаем формирование и развитие экологических эмоционально-ценностных отношений. В ходе проводимых в детских садах мероприятий по экологическому воспитанию дошкольник получает определенный багаж знаний и умений. Но, чаще всего, эти знания и умения носят природоведческий (естествоведческий) характер. Говорить об экологическом образовании и воспитании в широком смысле возможно только в том случае, если формирование представлений об объектах и явлениях окружающего мира соотносят с человеком, с его влиянием на природу. Сама экологическая проблема возникла именно из-за того, что в результате деятельности человека стала разрушаться природная среда. Без непосредственного восприятия природных объектов, оценки результатов влияния человека на окружающую среду невозможно воспитание экологической культуры. Отличительная особенность методики экологического образования дошкольников – это необходимость обеспечения «живого» общения детей с растениями и животными.
В нашем детском саду приоритетным направлением развития дошкольников уже на протяжении многих лет является экологическое воспитание. Развивающая среда ДОО включает в себя следующие компоненты: групповые уголки природы, комната природы, живой уголок, озелененные пространства территории участка ДОО, экологическая тропа.
Учебная экологическая тропа – это специально оборудованный для экологического образования маршрут на местности. Созданная нами экологическая тропа проходит в пределах территории детского сада. Коллективом педагогов был разработан план экологической тропы, где указан перечень точек, их подробная характеристика с фотографиями и рисунками. В состав экологической тропинки входят видовые точки, такие как:
- участок поля,
- огород,
- хвойный лес,
- плодово-ягодный сад,
- водоем,
- фито огород,
- цветник,
- розарий,
- березовая роща,
- птичий столб.
Точка «Поле». На участке поля ежегодно выращиваем следующие полевые культуры: пшеница, рожь, ячмень, овес, горох, лен, просо. Ребята имеют возможность познакомиться с особенностями агротехники этих культур, использовать знания при реализации познавательных проектов.
Точка «Огород». Здесь растут кресс-салат, укроп, репчатый лук, белокочанная капуста, кабачок, морковь, редис, свекла, репа. За каждой группой закреплена грядка. Работа на этом участке помогает воспитывать наблюдательность и трудолюбие. Дети приобретают практические навыки ухода за растениями. Наблюдая за фазами роста растений, ребята замечают зависимость состояния растений от неблагоприятных или благоприятных условий – погодные условия, уход за растениями.
Точка «Хвойный лес». Объекты: хвойные деревья – ель, сосна, кедр, пихта; травянистые растения – печеночница, ветреница. Цель: дать первичные представления об экосистеме леса, вызвать эмоциональное отношение к наблюдаемым природным объектам.
Точка «Плодово-ягодный сад». Объекты: плодово-ягодные деревья и кустарники – яблоня, вишня, слива, арония, смородина, крыжовник. Дети закрепляют имеющиеся знания и узнают много нового и интересного о плодово-ягодных растениях, исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений, учатся правильно ухаживать за плодово-ягодными культурами.
Точка «Водоем» представляет собой искусственный мини-водоем, рядом с которым растет влаголюбивое растение – осока. Недалеко от водоема находится альпийская горка. Искусственный водоем дает возможность для познавательной и исследовательской деятельности детей. Они знакомятся, какие растения растут возле водоема, кто живет в нем. Здесь можно иногда увидеть ящерицу, частые гости – стрекозы. Для поддержания интереса к этому объекту экологической тропы мы дополнили его искусственными кувшинками, а возле него «отдыхают» три лягушонка – небольшие садовые скульптуры.
Точка «Фито огород». Объекты для наблюдений: мята перечная, мелиса, ландыш, медуница. Цель: расширять и формировать знания детей о лекарственных растениях, их ценности для здоровья человека; учить узнавать и правильно называть лекарственные травы; закреплять правила при сборе лекарственных трав – не срывать и не употреблять в пищу незнакомые растения. Дети узнают, какими целебными свойствами обладают растения, учатся понимать пользу лекарственных растений для человека.
Точка «Цветник». Растения цветника: многолетники – примула, ирисы, нарциссы, тюльпаны, астильба, пион, флоксы; однолетники: астры, бархатцы, петуния, сальвия. Красивоцветущие растения подобраны таким образом, чтобы цветы цвели, сменяя друг друга, т.е. создали клумбу непрерывного цветения. Цель: формирование эстетического восприятия через созерцание разнообразия лепестков и листьев. Ребята помогают в уходе за цветником, собирают семена цветов, наблюдают за насекомыми.
Точка «Розарий». Оформлена в виде клумбы с разнообразными по сортам и своей окраске розами. Просто невозможно пройти мимо такой красоты!
Точка «Птичий столб». Это оборудованное место для наблюдений за птицами в разные сезоны и подкормки их в зимнее время. На высоком шесте крепится скворечник, а внизу, на уровне роста детей находится кормушка. Дети с удовольствием приходят в птичью столовую, приносят с собой крошки, оставшиеся с обеда, семечки, пшено, специально принесенные из дома. Цель: учить различать зимующих и перелетных птиц, воспитывать трудолюбие, доброту.
Точка «Березовая роща». Дошкольники наблюдают за березками в разное время года, во время листопада, как готовится к зиме. И, конечно, береза считается символом России, поэтому читаем и заучиваем стихи о березе, проводим здесь игры и развлечения.
По всему периметру территории детского сада, по пути следования по экологической тропе растут различные деревья и кустарники, что позволяет проводить наблюдения, собирать гербарии, проводить дидактические игры, организовывать труд.
Ассортимент деревьев и кустарников: липа, рябина, ясень, клен, кизильник, дерен белый, туя, айва, акация, боярышник, яблоня, черемуха.
В нашем детском саду педагоги применяют разнообразные формы и методы работы с детьми на экологической тропе:
- экологические беседы
- наблюдения
- целевые прогулки
- труд
- чтение художественной литературы
- дидактические игры
- ведение календаря природы
- экологические развлечения
- ведение «Панорамы добрых дел»
- экологические сказки
- проектная и исследовательская деятельность.
Во время прогулок по экологической тропе дети под руководством воспитателя закрепляют правила поведения в природе, приобретают навыки бережного, рачительного отношения ко всему живому. Они не просто созерцатели, а участники важного процесса по улучшению общего состояния природы в зоне экологической тропы.
Совместно с ребятами мы определили правила поведения на экологической тропе:
- запрещается срывать любые растения;
- с тропы нельзя уносить сувениры: камешки, коряжки, можно только знания;
- нельзя шуметь, движение должно проходить без лишнего шума;
- после себя нельзя оставлять мусор.
Таким образом, организация экологической тропы, как показывает опыт, способствует решению следующих задач:
- Систематизация, закрепление и обобщение знаний и представлений о природе, полученных детьми на занятиях.
- Обеспечение непосредственного «живого» общения с природой.
- Развитие познавательного интереса к миру природы.
- Создание условий для воспитания экологически грамотного поведения в природе.
Наша экологическая тропинка каждый год обновляется и пополняется. В дальнейшем планируется расширение экологической тропы до 12-14 точек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация Экологической тропы на территории детского сада
Представлен материал по созданию на территории дошкольной образовательной организации пространства для экологического воспитания и образования дошкольников - а именно, Экологической тропы....

Метеостанция как объект экологической тропы на территории детского сада.
Описание метеостанции,её роль в экологическом воспитании.Мастар класс по изготовлению улечного термометра....
Экологическая тропинка на территории детского сада
Обследование объектов природы в процессе следования по экологической тропинке на территории детского сада, с детьми младшего, среднего и старшего ворзраста. Составление карт-схем тропинки с нанесением...

"Экологическая тропа на территории детского сада"
quot;Экологическая тропа на территории детского сада"...

Консультация для педагогов на тему: «Экологическая тропа на территории детского сада»
Содержание 1. Экологическая тропа как форма экологического образования дошкольников. Цели и задачи экологической тропы.2. Типы и этапы создания экологической тропы. 3. Экологическая тропинк...

«Формирование элементарных экологических представлений по средствам объектов экологической тропы на территории детского сада».
Формирование элементарных экологических представлений по средствам объектов экологической тропы на территории детского сада....