Семинар-практикум для педагогов "Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников"
материал на тему
Задачи:
Ø уточнить знания педагогов по познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ;
Ø развивать умение дискуссировать в группе, планировать работу по познавательно-исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_opyty.docx | 25.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для педагогов
Тема: Познавательно-исследовательская деятельность
старших дошкольников
Цель: Привлечь внимание педагогов к проблеме познавательной активности детей.
Задачи:
- уточнить знания педагогов по познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ;
- развивать умение дискуссировать в группе, планировать работу по познавательно-исследовательской деятельности.
Форма проведения: семинар-практикум.
Участники: педагоги МБДОУ «ДС ОВ «Улыбка»
Оборудование: слайды с заданием, холодная вода, емкости с большой площадью поверхности, лак для ногтей нескольких цветов, зубочистки, карточки, листы бумаги, ручки.
Вступительное слово и проведение опыта «Рисунки лаком»
- Здравствуйте, уважаемые педагоги, я рада приветствовать вас на семинаре-практикуме «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников»
Мне всегда была ненавистна роль стороннего наблюдателя.
Что же я такое, если я не принимаю участие?
Чтобы быть, я должен участвовать.
Антуан де Сент-Экзюпери.
Вот так и мы сами не должны оставаться в стороне, когда в ребёнке бурлит жажда познания.
Но прежде чем начать наш семинар, я бы хотела напомнить вам, что исследовательская деятельность предполагает определенный алгоритм действий (по А.И. Савенкову):
- выявление проблемы, которую можно исследовать, отыскать что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым;
- выбор темы исследования, процесс поиска неизвестного, новых знаний;
- определение цели исследования (нахождение ответа на вопрос о том, зачем проводится исследование);
- определение задач исследования (основных шагов направления исследования);
- выдвижение гипотезы (предположения, догадки, недоказанной логически и не подтвержденной опытом);
- составление предварительного плана исследования;
- провести эксперимент (опыт), наблюдение, проверить гипотезы, сделать выводы;
- указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы.
- А теперь я бы хотела показать вам один из способов привлечения детей к проведению познавательно-исследовательской деятельности.
Далее педагог демонстрирует НОД «Рисунки лаком» по исследовательской деятельности старших дошкольников (перед началом НОД вызывает любопытство детей, показав стеклянную салатницу, дно которой украшено причудливым узором. А затем действует по алгоритму А.И. Савенкова).
Суть опыта «Рисунки лаком»:
Капаем в воду одну каплю лака для ногтей (она растекается по поверхности воды). Лак другого цвета капаем в центр предыдущей капли и так далее, чем больше цветов и циклов, тем красочнее. После завершения циклов зубочисткой рисуем узоры из получившихся кругов. Делать все нужно быстро, пока не высох лак. Потом в эту узорную пленку опускаем все, что хотим покрасить. И рисунок отпечатался!
Этапы эксперимента:
- Наливаем холодную воду в сосуд с большой площадью поверхности.
- Капаем лак для ногтей на поверхность воды.
- Капаем лак другого цвета, далее другого и так далее.
- Зубочисткой рисуем рисунок.
- Опускаем в воду предметы, которые хотим покрасить.
Что использовалось:
- холодная вода
- емкость с большой площадью поверхности
- лак для ногтей нескольких цветов
- зубочистка
- Главное, привлечь внимание детей «интригующим материалом» или демонстрацией необычного эффекта, предоставлять детям возможность свободно поэкспериментировать самим.
(Любопытство представляет собой избирательное отношение к объекту действительности, вызванное его новизной, привлекательностью, что может послужить началом процесса познания. Любознательность как черта личности характеризуется стремлением узнать что-то новое, получая при этом положительные эмоции в виде радости от процесса познания, удовлетворенности от проделанной работы, активизируется мышление и процесс поиска).
Задание «Тема исследований»:
- Выполняя следующее задание, вы научитесь подводить детей к теме.
Перед вами известный всем предмет - сахар.
На листке бумаги в первом столбике запишите интересующие вас темы, связанные с этим предметом. Рекомендую сформулировать их конкретно в вопросительной форме. Так в вашем вопросе уже будет обозначена конкретная цель вашего будущего исследования.
Теперь ваш листок с предложенными темами передайте вправо соседу, который должен выбрать самую интересную, по его мнению, и поставить плюс. Если ни одна из тем не нравится, то участник ничего не ставит.
Так листок каждого участника оценивается членами группы, затем нужно подсчитать количество набранных баллов (плюсов) и обвести самую интересную, по мнению педагогов тему. Таким образом, можно выбрать тему исследовательской работы.
Дискуссия о способах привлечения дошкольников к проведению НОД по познавательно-исследовательской деятельности: каждый воспитатель рассказывает о своем личном опыте по данной проблеме.
- А теперь, я вам предлагаю несколько заданий для активизации мозговой деятельности.
Задания:
1. Объясните высказывание Л. С. Выготского «Деятельность ребенка раннего возраста можно отнести к экспериментированию».
2. Чем отличается восприятие ребенком окружающего мира от восприятия взрослого.
Перевёртыши (строки из пословиц и поговорок)
- Счастье перемещается кучами. (Беда не ходит одна)
- Уйти от новой стиральной машины. (Остаться у разбитого корыта)
- Лысина — мужское безобразие. (Коса — девичья краса)
- На милиционере валенки мокнут. (На воре шапка горит)
- Ниже пяток не опустишься. (Выше головы не прыгнешь)
- Уговори умного к черту послать, так и нога заживет. (Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет)
- Безделью часы — слезам год. (Делу время — потехе час)
- Начал развлекаться — трусливо сиди дома. (Кончил дело — гуляй смело)
Задание «Тесты»
Задания демонстрируются на слайдах, педагоги отвечают на вопросы, высказывают свое мнение
1. Стремление ребенка исследовать окружающий мир – это …
а) результат воспитания и обучения;
б) генетическая предопределенность;
в) индивидуальная особенность, характерная для небольшой части детей, относящихся к категории «одаренных».
2. Исследовательское обучение – это …
а) синоним проектного обучения;
б) отличный от проектного обучения вид деятельности.
4. Нереализованная исследовательская активность ребенка обычно находит выход в…
а) повышенной потребности в ласке;
б) капризах;
в) деструктивном поведении.
5. Исследовательской деятельностью преимущественно руководит …
а) левое полушарие;
б) правое полушарие.
6.Поисковая активность может быть направлена на (исключите лишнее) …
а) изменение отношения к ситуации;
б) изменение самой ситуации;
в) на выбор нового лидера ситуации.
7. Главный признак нестандартной ситуации, порождающей поисковую активность, - это …
а) потеря социальных смыслов деятельности;
б) объективная невозможность удовлетворения обычных потребностей привычными способами;
в) депрессивное состояние человека;
г) сильное возбуждение, испытываемое человеком.
8. Как связаны между собой креативность и поисковая активность?
а) Поисковая активность – это частный случай проявления креативности.
б) Поисковая активность – это основа креативности и творчества.
в) Поисковая активность и креативность никак не связаны между собой.
9. Исследовательское поведение ребенка проявляется только…
а) в художественной деятельности;
б) в общении со сверстниками и взрослыми;
в) при изучении природных явлений;
г) во всех видах деятельности без исключения.
10. Программа исследовательского обучения в детском саду должна включать в себя следующие элементы:
а) воспитание умения следовать инструкциям;
б) развитие у детей исследовательских умений и навыков;
в) детскую исследовательскую практику;
г) мониторинг
Творческое задание
На выполнение данного творческого задания командам отводится 7 минут. Каждая команда за это время должна подготовить выступление.
- Приведите примеры персонажей из произведений детской художественной литературы, отличающихся яркой поисковой активностью, склонностью к экспериментированию и способностью принимать нестандартные решения в разных ситуациях.
- Можно ли назвать поведение этих персонажей исследовательским?
- Что, на ваш взгляд, для этого не хватает?
- Всегда ли поисковая активность и экспериментирование персонажей вписывается в принятые нормы поведения?
- Хорошо это или плохо, с вашей точки зрения?
- Я бы хотела поделиться с вами очень интересным сайтом simplescience.ru/video/:
(Демонстрация видео опытов и экспериментов с данного сайта)
Описание сайта
Многие из представленных опытов на данном сайте можно проводить в детском саду и домашних условиях. Это касается как простых химических опытов, так и занимательных физических экспериментов. Проводя опыты, не забудьте о мерах предосторожности, особенно если за опытами будут наблюдать дети.
Все эксперименты носят обучающий характер, несмотря на использовании в них, зачастую, простых обыденных предметов, например, опыты с атмосферным давлением, холодной и горячей водой, газировкой и т.д. Ведь они не перестают быть научными и при этом интересными, занимательными.
Если вы желаете использовать видео-опыты для демонстрации в детском саду и вам хочется скачать их к себе на компьютер - никаких препятствия для этого нет. Внутри каждого видео есть ссылка на бесплатное скачивание.
- А закончить наш семинар я бы хотела Притчей «Счастье»
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? — спросил Бог. «Слепи мне счастье, — попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар- практикум для педагогов " Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников"
Данная разработка позволяет провести обзор по российским традициям, одежде, вспомнить русские пословицы и т.д....
План проведения семинара-практикума по подготовке к обучению грамоте дошкольников.
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах подготовки дошкольников к обучению в школе, упражнение в умении общаться и вырабатывать единое мнение в коллективе или в микрог...
Семинар-практикум "Формирование лексико-грамматических категорий у дошкольников"
Одним из направлений работы нашего учреждения является коррекционно-развивающее, для осуществления помощи детям с ОНР. Педагоги проводят семинары и консультации по развитию речи детей дошкольного возр...
Выступление на семинаре- практикуме «Федеральные государственные стандарты в воспитании дошкольников » по теме: «Игры в формировании интегративных качеств - активный, любо-знательный и эмоционально отзывчивый»
Выступление на семинаре- практикуме «Федеральные государственные стандарты в воспитании дошкольников » по теме: «Игры в формировании интегративных качеств - активный, любознательный и эмоционально отз...
Семинар-практикум для воспитателей «Развитие творческого воображения дошкольников через нетрадиционные приемы рисования»
Семинар-практикум для воспитателей...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Психоэмоциональное здоровье дошкольника в ДОУ"
Цель: повышение психологической компетентности педагогов ДОУ.Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста - одно из важнейших направлений деятельности педагогов в современном детском саду. ...
Презентация семинара-практикума «Организация работы по сенсорному развитию дошкольников с нарушением зрения»
Помощь воспитателям и специалистам ДОУ в организации работы по сенсорному развитию дошкольников с нарушением зрения...