Семинар-практикум для педагогов "Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников"
материал на тему

Панова Юлия Алексеевна

Задачи:

Ø уточнить знания педагогов по познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ;

Ø развивать умение дискуссировать в группе, планировать работу по познавательно-исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_opyty.docx25.62 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов

Тема: Познавательно-исследовательская деятельность

старших дошкольников

Цель: Привлечь внимание педагогов к проблеме познавательной активности детей.

Задачи:

  • уточнить знания педагогов по познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ;
  • развивать умение дискуссировать в группе, планировать работу по познавательно-исследовательской деятельности.

Форма проведения: семинар-практикум.

Участники: педагоги МБДОУ «ДС ОВ «Улыбка»

Оборудование: слайды с заданием, холодная вода, емкости с большой площадью поверхности, лак для ногтей нескольких цветов, зубочистки, карточки, листы бумаги, ручки.

Вступительное слово и проведение опыта «Рисунки лаком»

- Здравствуйте, уважаемые педагоги, я рада приветствовать вас на семинаре-практикуме  «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников»

Мне всегда была ненавистна роль стороннего  наблюдателя.

Что же я такое, если я не принимаю участие?

Чтобы быть, я должен участвовать.

Антуан де Сент-Экзюпери.

Вот так и мы сами не должны оставаться в стороне, когда в ребёнке бурлит жажда познания.

Но прежде чем начать наш семинар, я бы хотела напомнить вам, что исследовательская деятельность предполагает определенный алгоритм действий (по А.И. Савенкову):

  • выявление проблемы, которую можно исследовать, отыскать что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым;
  • выбор темы исследования, процесс поиска неизвестного, новых знаний;
  • определение цели исследования (нахождение ответа на вопрос о том, зачем проводится исследование);
  • определение задач исследования (основных шагов направления исследования);
  • выдвижение гипотезы (предположения, догадки, недоказанной логически и не подтвержденной опытом);
  • составление предварительного плана исследования;
  • провести эксперимент (опыт), наблюдение, проверить гипотезы, сделать выводы;
  • указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы.

- А теперь я бы хотела показать вам один из способов привлечения  детей к проведению познавательно-исследовательской деятельности.

Далее педагог демонстрирует НОД «Рисунки лаком» по исследовательской деятельности старших дошкольников (перед началом НОД вызывает любопытство детей, показав стеклянную салатницу, дно которой украшено причудливым узором. А затем действует по алгоритму А.И. Савенкова).

Суть опыта «Рисунки лаком»:

Капаем в воду одну каплю лака для ногтей (она растекается по поверхности воды). Лак другого цвета капаем в центр предыдущей капли и так далее, чем больше цветов и циклов, тем красочнее. После завершения циклов зубочисткой рисуем узоры из получившихся кругов. Делать все нужно быстро, пока не высох лак. Потом в эту узорную пленку опускаем все, что хотим покрасить. И рисунок отпечатался!

Этапы эксперимента:

  • Наливаем холодную воду в сосуд с большой площадью поверхности.
  • Капаем лак для ногтей на поверхность воды.
  • Капаем лак другого цвета, далее другого и так далее.
  • Зубочисткой рисуем рисунок.
  • Опускаем в воду предметы, которые хотим покрасить.

Что использовалось:

  • холодная вода
  • емкость с большой площадью поверхности
  • лак для ногтей нескольких цветов
  • зубочистка

 - Главное, привлечь внимание детей «интригующим материалом» или демонстрацией необычного эффекта, предоставлять детям возможность свободно поэкспериментировать самим.

(Любопытство представляет собой избирательное отношение к объекту действительности, вызванное его новизной, привлекательностью, что может послужить началом процесса познания. Любознательность как черта личности характеризуется стремлением узнать что-то новое, получая при этом положительные эмоции в виде радости от процесса познания, удовлетворенности от проделанной работы, активизируется мышление и процесс поиска).

Задание «Тема исследований»:

- Выполняя следующее задание, вы научитесь подводить детей к теме.

Перед вами известный всем предмет - сахар.

На листке бумаги в первом столбике запишите интересующие вас темы, связанные с этим предметом. Рекомендую сформулировать их конкретно в вопросительной форме. Так в вашем вопросе уже будет обозначена конкретная цель вашего будущего исследования.

Теперь ваш листок с предложенными темами передайте вправо соседу, который должен выбрать самую интересную, по его мнению,  и поставить плюс. Если ни одна из тем не нравится, то участник ничего не ставит.

Так листок каждого участника оценивается членами группы, затем нужно подсчитать количество набранных баллов (плюсов) и обвести самую интересную, по мнению педагогов тему. Таким образом, можно выбрать тему исследовательской работы.

Дискуссия о способах привлечения дошкольников к проведению НОД по познавательно-исследовательской деятельности: каждый воспитатель рассказывает о своем личном опыте по данной проблеме.

        - А теперь,  я вам предлагаю несколько заданий для активизации мозговой деятельности.

Задания:

1. Объясните высказывание Л. С. Выготского «Деятельность ребенка раннего возраста можно отнести к экспериментированию».

2. Чем отличается восприятие ребенком окружающего мира от восприятия взрослого.

Перевёртыши (строки из пословиц и поговорок)

  • Счастье перемещается кучами. (Беда не ходит одна)
  • Уйти от новой стиральной машины. (Остаться у разбитого корыта)
  • Лысина — мужское безобразие. (Коса — девичья краса)
  • На милиционере валенки мокнут. (На воре шапка горит)
  • Ниже пяток не опустишься. (Выше головы не прыгнешь)
  • Уговори умного к черту послать, так и нога заживет. (Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет)
  • Безделью часы — слезам год. (Делу время — потехе час)
  • Начал развлекаться — трусливо сиди дома. (Кончил дело — гуляй смело)

Задание «Тесты»

Задания демонстрируются на слайдах, педагоги отвечают на вопросы, высказывают свое мнение

1. Стремление ребенка исследовать окружающий мир – это …

а) результат воспитания и обучения;

б) генетическая предопределенность;

в) индивидуальная особенность, характерная для небольшой части детей, относящихся к категории «одаренных».

 2. Исследовательское обучение – это …

а) синоним проектного обучения;

б) отличный от проектного обучения вид деятельности.

4. Нереализованная исследовательская активность ребенка обычно находит выход в…

а) повышенной потребности в ласке;

б) капризах;

в) деструктивном поведении.

5. Исследовательской деятельностью преимущественно руководит …

а) левое полушарие;

б) правое полушарие.

6.Поисковая активность может быть направлена на (исключите лишнее) …

а) изменение отношения к ситуации;

б) изменение самой ситуации;

в) на выбор нового лидера ситуации.

7. Главный признак нестандартной ситуации, порождающей поисковую активность, - это …

а) потеря социальных смыслов деятельности;

б) объективная невозможность удовлетворения обычных потребностей привычными способами;

в) депрессивное состояние человека;

г) сильное возбуждение, испытываемое человеком.

8. Как связаны между собой креативность и поисковая активность?

а) Поисковая активность – это частный случай проявления креативности.

б) Поисковая активность – это основа креативности и творчества.

в) Поисковая активность и креативность никак не связаны между собой.

9. Исследовательское поведение ребенка проявляется только…

а) в художественной деятельности;

б) в общении со сверстниками и взрослыми;

в) при изучении природных явлений;

г) во всех видах деятельности без исключения.

10. Программа исследовательского обучения в детском саду должна включать в себя следующие элементы:

а) воспитание умения следовать инструкциям;

б) развитие у детей исследовательских умений и навыков;

в) детскую исследовательскую практику;

г) мониторинг

Творческое задание

На выполнение данного творческого задания командам отводится 7 минут. Каждая команда за это время должна подготовить выступление.

- Приведите примеры персонажей из произведений детской художественной литературы, отличающихся яркой поисковой активностью, склонностью к экспериментированию и способностью принимать нестандартные решения в разных ситуациях.

  • Можно ли назвать поведение этих персонажей исследовательским?
  • Что, на ваш взгляд, для этого не хватает?
  • Всегда ли поисковая активность и экспериментирование персонажей вписывается в принятые нормы поведения?
  • Хорошо это или плохо, с вашей точки зрения?

- Я бы хотела поделиться с вами очень интересным сайтом simplescience.ru/video/:

(Демонстрация видео опытов и экспериментов с данного сайта)

Описание сайта

Многие из представленных опытов на данном сайте можно проводить в детском саду и домашних условиях. Это касается как простых химических опытов, так и занимательных физических экспериментов. Проводя опыты, не забудьте о мерах предосторожности, особенно если за опытами будут наблюдать дети.        

Все эксперименты носят обучающий характер, несмотря на использовании в них, зачастую, простых обыденных предметов, например, опыты с атмосферным давлением, холодной и горячей водой, газировкой и т.д. Ведь они не перестают быть научными и при этом интересными, занимательными.

Если вы желаете использовать видео-опыты для демонстрации в детском саду и вам хочется скачать их к себе на компьютер - никаких препятствия для этого нет. Внутри каждого видео есть ссылка на бесплатное скачивание.

- А закончить наш семинар я бы хотела  Притчей  «Счастье»

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? — спросил Бог. «Слепи мне счастье, — попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар- практикум для педагогов " Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников"

Данная разработка позволяет провести обзор  по российским традициям, одежде, вспомнить русские пословицы и т.д....

План проведения семинара-практикума по подготовке к обучению грамоте дошкольников.

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах подготовки дошкольников к обучению в школе, упражнение в умении общаться и вырабатывать единое мнение в коллективе или в микрог...

Семинар-практикум "Формирование лексико-грамматических категорий у дошкольников"

Одним из направлений работы нашего учреждения является коррекционно-развивающее, для осуществления помощи детям с ОНР. Педагоги проводят семинары и консультации по развитию речи детей дошкольного возр...

Выступление на семинаре- практикуме «Федеральные государственные стандарты в воспитании дошкольников » по теме: «Игры в формировании интегративных качеств - активный, любо-знательный и эмоционально отзывчивый»

Выступление на семинаре- практикуме «Федеральные государственные стандарты в воспитании дошкольников » по теме: «Игры в формировании интегративных качеств - активный, любознательный и эмоционально отз...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Психоэмоциональное здоровье дошкольника в ДОУ"

Цель: повышение психологической компетентности педагогов ДОУ.Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста - одно из важнейших направлений деятельности педагогов в современном детском саду. ...

Презентация семинара-практикума «Организация работы по сенсорному развитию дошкольников с нарушением зрения»

Помощь воспитателям и специалистам ДОУ в организации работы по сенсорному развитию дошкольников с нарушением зрения...