Сказка в помощь
статья на тему
В жизни каждого человека, будь он большим или маленьким, бывают сложные моменты, которые важно преодолеть и стойко в эмоциональном плане выдержать. Не все взрослые успешно справляются, а уж детей тяжелее встократ.
С детскими истериками сталкиваются абсолютно все родители - у кого-то это ограничивается вполне выносимыми капризами дома или в садике, а кому то "везёт" больше и их малыш может устроить "концерт" в людном месте (в кафе, торговом центре или когда родитель ведёт машину, а ребёнок начинает биться в истерике в автокресле). Согласитесь, в таких ситуациях надо собрать все своё самообладание и как можно быстрее успокоить малыша. Как же это сделать?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_v_pomoshch.docx | 19.88 КБ |
Предварительный просмотр:
В жизни каждого человека, будь он большим или маленьким, бывают сложные моменты, которые важно преодолеть и стойко в эмоциональном плане выдержать. Не все взрослые успешно справляются, а уж детей тяжелее встократ.
С детскими истериками сталкиваются абсолютно все родители - у кого-то это ограничивается вполне выносимыми капризами дома или в садике, а кому то "везёт" больше и их малыш может устроить "концерт" в людном месте (в кафе, торговом центре или когда родитель ведёт машину, а ребёнок начинает биться в истерике в автокресле). Согласитесь, в таких ситуациях надо собрать все своё самообладание и как можно быстрее успокоить малыша. Как же это сделать?
Понятно, что все дети абсолютно разные, многое также зависит от возраста - если ребёнок уже говорит, то диалог с таким капризулей будет намного эффективнее, чем с "агушей".
Прекратить истерику не просто, но методы существуют и достаточно эффективные. О методах и приемах прекращения истерики мы говорили ранее (смотрите материалы раздела «Советы специалистов» на сайте).
Но лучше всего, конечно, истерику предупредить, чтобы не установился неправильный стереотип поведения у маленького «капризули», когда ребенок считает, что громкими криками, потоками слез и катанием по земле можно добиться желаемых результатов. Для этого родителям проявить терпение и креативность.
К одному из методов профилактики истерики можно отнести терапию сказкой.
Важно отметить, что применение сказки имеет не только профилактический эффект, она способствует воспитанию и развитию детей практически любого возраста. Главное, подобрать (или придумать) сказку, так сказать, в «тему».
И чем раньше мы познакомим наших детей со сказкой, тем успешнее будет проходить процесс общего развития малышей, тем крепче будет их психологическое здоровье.
В раннем возрасте (как специалист настаиваю на том, что рассказывать детям необходимо начинать с младенчества) предтечием сказки могут быть детские песенки, колыбельные со сказочными персонажами в сюжете. Чуть позже (2-3 года) им на смену (или параллельно) могут придти коротенькие сказочки с лесными животными и вымышленными героями. Особенностью использования сказок в этом возрасте является устное повествование родителем сказки как бы от первого лица «Я знакома с одним сдобным шариком, которого зовут Колобок…» и т.п. Вызвав интерес к началу сказки, мы отвлекаем ребенка от сильного переживания какого-то неприятного момента в жизни (что и является зачастую причиной истерических реакций). А содержание сказки должно содержать в себе терапевтический момент, который подскажет малышу выход из ситуации.
В более старшем возрасте (старший дошкольный и младший школьный) принцип личной сопричастности к повествованию выливается в «личные» истории. Но это также может быть рассказ с элементами невероятности, сказочности.
Существует достаточно большое количество литературных сказок, историй, рассказов, подходящих для той или иной ситуации. Можно даже ничего не придумывать самим. Много тематических сказок придумано для нас добрыми, умными писателями, поэтами, педагогами и психологами, которых смело можно назвать волшебниками. Здесь главное – эмоциональное преподнесение и личный интерес рассказчика, то есть Вас.
Но даже самая лучшая, интересная сказка окажется скучной для ребенка, если Вы просто прочитаете ее ребенку. Дети очень чувствительны к эмоциональному компоненту изложения, тонко улавливают настроение и чувства. Они растут, подражая нам, взрослым, слышат и передают ваши, родители, эмоциональные оценки окружающих событий.
Уважаемые родители! Пробуйте, читайте сами и учитесь по-настоящему рассказывать детям. И сказка вам в помощь!
Пример сказки в тему.
Маленькая истерика (для детей, которые часто устраивают истерики)
В маленьком домике жила маленькая Истерика. Она любила ходить в гости к маленьким мальчикам и девочкам. Некоторые детишки не очень любили Истерику, тогда она долго у них не задерживалась. Шла искать кого-то, кто бы ей порадовался и приглашал к себе. Однажды маленькая Истерика нашла себе замечательного друга — четырехлетнего мальчика Сашу.
Мама с Сашей собирались на улицу гулять, когда Истерика увидела его первый раз. Мама попросила малыша обуваться. Надеть красивые новые сандалики.
— Не хочу! Не буду! — сказал Саша.
— Пожалуйста, тебе в них будет удобно и легко бегать, — настаивала мама.
— Не хочу! — начинал уже кричать Саша. И тут появилась подружка Истерика. Она показала, как нужно громко кричать, топать ногами и сильно плакать. Саша так увлекся вместе с Истерикой, что даже упал на пол, начал по нему кататься с криками. Истерика радовалась — она становилась все больше и сильнее. Саша уже не слышал, что говорила мама.
Наконец, мама взяла сына на руки, обняла его крепко, потом отнесла в ванную и умыла холодной водой.
Саша и сам удивился, когда успокоился. Сандалики он выбирал вместе с мамой. Они ему очень понравились в магазине. На самом деле, Сашиным ножкам было удобно прыгать и бегать. Когда, наконец, мама с сыном собрались и вышли на улицу, Истерика решила прогуляться тоже. Свежий воздух полезен, да и у нее теперь есть новый друг Саша.
Мальчик играл на площадке. Это была хорошая площадка: и горки, и качели, и песочница. Истерике становилось уже скучно. Она не любила детей в хорошем настроении. Они ее расстраивали. Истерика собиралась уже уходить, но тут к Саше подошла мама и сказала:
— Сашенька, нам пора домой. Пообедаем и ляжем отдохнуть.
— Мамочка, но я совсем не хочу обедать, — Саша конечно проголодался, но очень не хотелось уходить.
— Мы обязательно выйдем после обеда и отдыха. Смотри, и все твои друзья расходятся по домам, — мама ласково взяла сына за руку.
Вот тут Истерика начала действовать. Саша выдернул руку, убежал от мамы. Мама попыталась поймать сынишку и спокойно объяснить, что они пообедают, поспят и опять вернуться на площадку. Но все было снова бесполезно. Истерика разошлась. Саша кричал, стучал ногами. Истерика радовалась — все мамы, папы, бабушки, дедушки и, конечно, дети смотрели на Сашу. Как интересно, оказывается, устраивать истерики на улице — столько зрителей.
Мама взяла сына на руки и унесла домой. Истерика еле успевала бежать за ними. В конце концов, она отстала, ведь бегать быстро у нее не было сил, да и очень ей хотелось послушать, что скажут зрители с детской площадки.
На следующее утро Саша играл в своей комнате.
— Привет, — поздоровалась Истерика.
— Привет, — ответил Саша, — а ты кто?
— Я — твоя лучшая подружка — Истерика.
— Да? Я не думал, что у меня есть такая подружка, — удивился Саша.
— Теперь есть. Я вчера была рядом с тобой и мамой целый день. Мне очень понравилось. У тебя так здорово получается плакать.
— Я вчера очень устал, — пожаловался Саша.
— Ой, смотри, твой город из кубиков развалился. Давай вместе расстроимся и будем кричать? — Истерика уже начинала плакать и собралась разрушить остатки города.
— Не буду я плакать! — спокойно сказал Саша, — я просто построю этот домик заново.
— А что конфету ты не хочешь? — хитро улыбнулась Истерика.
— Хочу! — обрадовался Саша.
— А мама не дает. Давай покричим, свалимся на пол и будем сильно колотить ногами? — Истерика улеглась на пол и начала стучать ногами и руками.
— Нет, не хочу!
В комнату зашла мама.
— С кем это ты тут разговариваешь?- спросила она сына.
— С моей новой подружкой Истерикой. Не хочу с ней дружить, а она не уходит!
Истерика показала Саше язык и обиженно отвернулась. Мама взял Сашу на руки, поцеловала и сказала:
— Правильно, мой любимый мальчик. Истерика только забирает у тебя силы и расстраивает. Ты посмотри на нее: она выросла и стала сильнее, а ты вчера так сильно устал и болели глазки. Нам не нужна Истерика, мы всегда можем спокойно договориться.
Саша оглянулся по сторонам. Новая подружка куда-то пропала. День прошел хорошо. Саша иногда капризничал, но Истерика не приходила. Она была очень хитрой. Ждала пока все о ней забудут, чтобы снова забежать в гости.
Через два дня Саша с мамой были в магазине. Очень захотелось мальчику конфету. Он знал, что дома лежат точно такие же. Но надо было именно сейчас! Мальчик уже собрался плакать, как вдруг увидел, что рядом с продавщицей стоит его подружка Истерика. Машет ему рукой и улыбается! Потом она начала хлопать в ладоши и приговаривать:
— Сашенька, давай! Смотри сколько людей! Потребуй у мамы конфеты! Нам всем будет весело. А мама точно тебе купит все то, что ты просишь.
И так весело подпрыгивала на одной ножке и крутилась от счастья.
Саша взял маму за руку, и сказал тихо и спокойно:
— Мамочка, она опять пришла, эта Истерика.
— Не бойся, мой хороший, я с тобой!
Истерика разозлилась. Начала махать своими маленькими кулачками и что-то выкрикивать. Но ничего не могла сделать. Саша крепко держал мамину руку и думал о том, что сейчас они вернутся домой, и он спокойно съест конфету.
Вредная подружка ушла. Она больше не возвращалась к Саше. Конечно, случалось такое, что Саша капризничал. Но он очень не хотел, чтобы Истерика вернулась. Поэтому всегда слушал, что говорит мама, и старался не вредничать.
А маленькая Истерика в маленьком домике думает к какому ребенку пойти в гости. Очень уж она хочет вырасти большой и сильной! Не пускайте ее!
с уважением педагог-психолог Копасова З.Х.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Рассказываем сказки при помощи пальцев"
В этой консультации., подготовленной для воспитателей, учителей-логопедов и родителей я собрала материал для рассказывания сказок при помощи пальцев. Пальчиковая гимнастика известна давно, и о е...
Сказка в помощь адаптации к детскому саду "Сказка про очень робкую лошадку"
Это сказка - помощь родителям и педагогам в период адаптации детей к дошкольному учреждению....
Составление сказки с помощью схем «Машенька и щенок»
Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательной области "Речевое развитие" с детьми старшего дошкольного возраста ТЕМА: «Составление сказки с помощью схем «Машень...
Составление сказки с помощью передвижения персонажей сказки «Колобок»
Русские народные сказки – это поистине уникальные тексты. Помимо народной мудрости, изложенной в простых сюжетах, эти тексты представляют собой единственное в своем роде пособие, помогающее маленькому...
Составление сказки с помощью метода каталога «Сочиняем сказку» для подготовительной группы
Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо составлению сказки с помощью метода каталога«Сочиняем сказку»для подготовительной группы...
КОНСПЕКТ ООД в младшей группе. Образовательная область: развитие речи. Тема: «Создаём сказку с помощью мнемотаблиц». Сказка «Колобок».
Цель: воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам, как к произведению искусства. Образовательные задачи:• Упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием н...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по составлению сказки с помощью метода каталога «Сочиняем сказку» для подготовительной группы
Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо составлению сказки с помощью метода каталога«Сочиняем сказку»для подготовительной группы Цель: учить детей связывать в сюж...