2016-2017 Педагогический проект в подготовительной группе «Русь»
проект (подготовительная группа) по теме

Вид деятельности: познавательно-творческий

Продолжительность проекта: долгосрочный

Срок реализации: 7 месяцев

Дата реализации: 25 октября – 25 мая

По количеству участников: групповой

Участники: дети, родители, воспитатель, музыкальный руководитель

Разработчик проекта: воспитатель Суздалева Светлана Юрьевна

Цели: ознакомление с историей русского крестьянского быта, формирование уважения к русской народной культуре.

Задачи:

1.       Обобщить знания детей о ремеслах на Руси, календарно-обрядовых праздниках;

2.       Формировать у детей творческий и духовный патриотизм.

3.       Дать представление о значении печи в русском быте;

4.       Развивать интеллектуальную инициативу;

5.       Воспитывать у детей умение использовать разные виды росписей в повседневной жизни.

Задачи проекта:

1.     Познакомиться с разнообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением.

2.     Исследовать, сравнить и выделить различия в воспитании мальчиков и девочек на Руси.

3.     Провести опрос детей с целью выяснения знаний названий и назначения предметов.

4.     Провести опыты по применению предметов старинного русского быта в современных условиях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_rus.doc594.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект в подготовительной группе

«Русь»

Вид деятельности: познавательно-творческий

Продолжительность проекта: долгосрочный

Срок реализации: 7 месяцев

Дата реализации: 25 октября – 25 мая

По количеству участников: групповой

Участники: дети, родители, воспитатель, музыкальный руководитель

Разработчик проекта: воспитатель Суздалева Светлана Юрьевна

Цели: ознакомление с историей русского крестьянского быта, формирование уважения к русской народной культуре.

Задачи:

  1. Обобщить знания детей о ремеслах на Руси, календарно-обрядовых праздниках;
  2. Формировать у детей творческий и духовный патриотизм.
  3. Дать представление о значении печи в русском быте;
  4. Развивать интеллектуальную инициативу;
  5. Воспитывать у детей умение использовать разные виды росписей в повседневной жизни.

Задачи проекта:

  1. Познакомиться с разнообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением.
  2. Исследовать, сравнить и выделить различия в воспитании мальчиков и девочек на Руси.
  3. Провести опрос детей с целью выяснения знаний названий и назначения предметов.
  4. Провести опыты по применению предметов старинного русского быта в современных условиях.

Этапы проекта:

1 этап - организационный

  1. Выбор темы, определение цели и задач, составление плана проведения проекта;

2. Подобрать методическую, художественную литературу, иллюстративный материал;

3. Подобрать, сделать совместно с детьми атрибуты для игровой деятельности;

4.        Разработать и подобрать дидактические игры, презентацию;

5.        Подобрать материал для продуктивной и изобразительной деятельности;

6.        Подготовить атрибуты, наглядный материал для оформления предметно-развивающей среды;

7.        Создать оптимальные условия, необходимые для реализации проекта

2 этап - основной

Совместная деятельность детей, родителей, воспитателя, проведение занятий, игр, мероприятий, показ презентации, проведение бесед с детьми

3 этап – заключительный

- выставка детских работ;

- досуг - развлечение

- оформление фотоальбома для родителей на электронном носителе.

Выводы


План реализации проекта

НОД:

  1. «Ремесла на Руси». Задачи: продолжать знакомить детей с историей и особенностями русского быта, с ремеслами на Руси
  2. «Сия прялка изрядна – хозяюшка обрядна». Задачи: расширять знания о русской народной культуре. Формировать нравственные качества. Рассказ воспитателя о значении прялки в русском быте с показом, как пряха работает;
  3. «Путешествие в Русь Богатырскую».

Дидактические русские народные игры, пословицы и поговорки «Печь»

Задачи: развитие познавательных и умственных способностей, работа в коллективе, воспитание дружеских взаимоотношений

Творческие занятия. Задачи: продолжать накапливать у детей опыт практических действий. Развивать творческую инициативность. Воспитывать дружеские взаимоотношения

  1. Творческое занятие «Пирожки»;
  2. Роспись деревянных ложек

Беседы с детьми. Задачи: систематизировать знания детей о видах росписи, быте русского народа

Беседа «Русские народные весенние  праздники»;

Беседа «Весна пришла»;

Беседа «Колядки»

Беседа бабушки с детьми «Прялка»

Показ презентации «Русская печь»

Развлечение «Колядки»

Развлечение «Весна пришла»

Праздник «Осенние посиделки». Задачи: Продолжать накапливать у детей опыт практических действий. Развивать творческую инициативность. Воспитывать дружеские взаимоотношения

Открытый показ сказки «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»


Введение

Культурное наследие народа – великое богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы сохранить и приумножить.

Знакомство детей дошкольного возраста с устным народным творчеством, некоторыми видами декоративно-прикладного искусства ведет к приобщению к духовной культуре народа.

Народное искусство прочно связано с историей и бытовыми традициями. Народные игры, приговорки, заклички, считалки, сказания, декоративно-прикладное творчество неотделимы от повседневной жизни народа, потому что в них воплощались мечты о прекрасном, о лучшей жизни, о добре и зле, о гармонии мира. Все эти стремления человека нашли свое выражение в традиционных народных праздниках, которых насчитывается великое множество. Большая часть народных праздников возникла во времена язычества, и несмотря на то, что христианская вера победила языческую, множество обрядов были оставлены и сохранились в форме увеселений, празднеств. Например, олицетворение Масленицы в виде чучела, коляда, скоморошьи игры, сожжение чучела, бросание венков в воду.

Календарно-обрядовый праздник – это проявление всех форм и видов культуры (устное народное творчество, фольклор, декоративно-прикладное искусство, словесно-музыкальное, народные игры).

Русские народные праздники объединяют всех членов семьи общим делом, старшее поколение с большим удовольствием вовлекается в процесс подготовки к развлечениям. Ведь требуется огромная предварительная работа: необходимо познакомить детей с историей возникновения праздника, его основными признаками, рассказать, какое место в нашей жизни занимают обряды и традиции; познакомить с малыми жанрами русского фольклора – пословицами, поговорками, загадками; изготовить реквизит и декорации; разучить народные игры; познакомить с народными инструментами; освоить отдельные элементы  и технику росписи различных орнаментов. Участие воспитанников и членов их семей в проведении календарно-обрядовых праздников только дополнит интеллектуальный багаж, даст ощущение полного слияния с природой, обогатит духовный мир, мысли, чувства, поможет почувствовать преемственность поколений.

Нам интересно узнать все - как жили русские люди раньше, для чего были нужны им предметы русского быта, как называются эти предметы и как ими пользовались люди?

Мы стали искать ответы на все свои вопросы: в книгах художественной литературы, в книгах о старинном быте русского народа, читали энциклопедии, смотрели видеофильмы, спрашивали родителей, рассматривали иллюстрации.

Мы узнали, что в древние времена почти вся Русь была деревянной. На Руси считалось, что дерево благоприятно влияет на человека, оно полезно для его здоровья. Именно дерево с давних пор считается символом рождения жизни и ее продолжения. Избы в старину строили из ели или сосны. От бревен в избе стоял приятный смолистый запах.

Русские люди, жившие много лет тому назад, для своих семей строили избы. Изба (деревенский дом) – самая распространенная постройка того времени. Крестьянин ставил дом прочно, на века. Избу крестьянин строил сам или нанимал опытных плотников. Иногда организовывалась «помочь», когда вся деревня работала для одной семьи.

Нам захотелось заглянуть в русскую избу. Какова же была там обстановка? Какая была мебель, посуда?

Из энциклопедий мы узнали, что жилище крестьянина было приспособлено к его образу жизни. Обстановка была скромная, строгая, все на своих местах, все для пользы дела.

Оказывается, при входе в избу можно было споткнуться. Знаете, почему? В избе был высокий порог и низкая притолока. Так крестьяне берегли тепло, старались его не выпускать.

Вот мы в избе. Центральное место занимает печь. От расположения печи зависела вся внутренняя планировка избы. Печь ставили так, чтобы она была хорошо освещена, и подальше от стены, чтобы не случилось пожара.

Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, большую лопату, кочергу.

На шестке у печи стояли чугуны, горшки. В нише под шестком хранили инвентарь, дрова. В печи были маленькие ниши для сушки рукавиц, валенок.

«Кормилицей, матушкой» называли печь в народе. «Матушка – печка, укрась своих детушек», - говорила хозяйка при выпечке хлеба, пирогов. В нашей квартире нет такой печи, ее нам заменила плита, но в деревнях бабушки до сих пор любят печь пироги в русской печке.

Мы печем свои игрушки из теста в духовке, но тоже приговариваем: «Матушка – печка, укрась своих детушек». Она нас слышит и радует румяными изделиями.

Печь в крестьянской семье любили все. Она не только кормила всю семью. Она грела дом, там было тепло и уютно даже в самые лютые морозы.

На печи спали дети и старики. Молодым и здоровым на печи лежать не разрешалось. О лентяях говорили: «Он на печи протирает кирпичи».

Больше всего времени у печи проводила хозяйка. Ее место у печи называлось «бабий кут» (то есть «женский угол»). Здесь хозяйка готовила еду, здесь в специальном шкафу – «посуднике» хранилась кухонная посуда. Около печи было много полок, на полках вдоль стен стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки.

Данная работа с детьми способствует развитию мышления, расширению кругозора дошкольников и воспитанию уважения и любви к русской народной культуре.


НОД «Ремесла на Руси»

Программное содержание: Продолжать знакомить детей с историей и особенностями русского быта, с ремеслами на Руси. Расширять знания о русской народной культуре. Формировать нравственные качества.

Материал и оборудование: иллюстрации ремесел на Руси, картинки с изображением предметов и орудий труда.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций старинных предметов и орудий труда, посещение музея «Русской избы», дидактическая игра «Ремесла на Руси», разучивание русской народной игры «Арина».

Воспитатель: Дети, вы прекрасно знаете, что в нашем садике есть музей Русской избы. Сейчас мы проведем экскурсию и еще раз вспомним названия старинной утвари.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какие предметы вам здесь знакомы?

Дети: здесь русская печь, самовар, ухват, кочерга, чугунок.

Воспитатель: Кто из вас знает, чем занимались мужчины на Руси?

(Ответы детей, показ иллюстраций)

Воспитатель: Да, действительно, сильные и крепкие мужчины становились кузнецами. Это тяжелая работа для богатырей.

Воспитатель: Какие предметы и орудия труда были им необходимы?

(Ответы детей, показ иллюстраций)

Воспитатель: Какое еще распространенное ремесло существовало раньше?

(Ответы детей и показ иллюстраций)

Воспитатель: Верно, многие мужчины заняты были сельскохозяйственным трудом. Они выращивали хлеб, овощи и другие зерновые культуры.

Воспитатель: Какие предметы и орудия труда были им необходимы?

(Ответы детей, показ иллюстраций)

Воспитатель: Ребята, а кто строил дома на Руси? Из какого материала? Как называли это ремесло?

(Ответы детей, показ иллюстраций)

Воспитатель: Правильно, столярное дело было очень почетное занятие. Какие предметы и орудия труда были нужны столяру?

(Ответы детей, показ иллюстраций)

Воспитатель: Кто назовет женские занятия? Чем заняты были женщины?

(Ответы детей, показ иллюстраций)

Воспитатель: Верно, женщины занимались домашними делами, готовили и стряпали еду.  Их называли кухарками или «стряпухами».

Какие же предметы были нужны для кухни?

(Ответы детей, показ иллюстраций)

Воспитатель: Кто вспомнит, чем занимались молодые девушки? Что они умели делать?

(Ответы детей, показ иллюстраций)

Воспитатель: Правильно, все девушки умели прясть, вышивать.

Они собирались на посиделках и там рукодельничали. У каждой девушки был свой мочесник – овальная коробка для ниток, клубков пряжи, веретена – обязательная принадлежность рукодельницы. Интересно, что в старину росписями во многих губерниях занимались только мужчины. Расписывалась готовая коробка на коленях. Графические черные линии проводили глухариным пером. И вот на веселые посиделки приходили девушки с расписными мочесниками,  готовить себе приданое.  

Какие предметы были им необходимы? (Ответы детей, показ иллюстраций)

Воспитатель: Молодцы! А сейчас давайте поиграем в русскую народную игру «Арина», в которую было принято играть во время обрядового праздника «Масленица». Прежде, чем начать, нужно выбрать водящего «Арину» с помощью считалки: Катилось яблочко

            Вокруг огорода,

            Мимо частокола.

            Кто его поднимет,

            Тот вон выйдет.

Русская народная игра «Арина»

Игроки встают в круг, в середине водящий – Арина. Ей завязывают глаза. Все поют:

Долгая Арина, встань выше овина,

Рученьки сложи, чье имя укажи!

Арина ходит, напевая:

Хожу, гуляю вдоль караваю,

Вдоль по караваю, кого найду, узнаю!

Затем, коснувшись одного из играющих, старается отгадать его имя. Чье имя отгадает, тот будет Ариной.


Показ презентации «Русская печь»


Коллективная работа «Печь своими руками»


Пословицы и поговорки «Печь»

Печь – семейный очаг, основа жизни, главный  оберег крестьянской семьи.

Печь – это сердце дома. Печь –  деревенская кормилица, семью обогревает, на ней  спят малые дети, сушат одежду,  лечились от простуды.

В народе говорили: «печь греет, и варит, и печет, и жарит». Она накормит, обогреет, порадует душу. Еда, приготовленная в печи, отличается особым вкусом. В ней готовили щи,  варили кашу, картошку; пекли хлеб, пироги. Печь украшали  живописным  рисунком, изразцами ( они отдавали тепло долго)

Пословицы, поговорки

Печь – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней.

Печь краса – в доме чудеса.

На печи всегда красное лето

Когда в  печи жарко, тогда  и варко.

– в доме чудеса.

Мала печка да тепленькая

Без печи изба не изба

Она накормит, обогреет, порадует душу.

Еда, приготовленная в печи, отличается особым вкусом.

В ней готовили щи,  варили кашу, картошку; пекли хлеб, пироги.

Печь – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней.

Печь краса – в доме чудеса.

На печи всегда красное лето

Когда в  печи жарко, тогда  и варко.

– в доме чудеса.

Мала печка да тепленькая

Без печи изба не изба

Загадка

  1. Чёрный конь скачет в огонь. (Кочерга)
  2. Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

Сам в угол уйдёт. (Ухват)

  1. Стоит гора, в горе нора,

В норе жук, в жуке синее море.  (Чугун с водой в печке)

  1. Черныш - загарыш?  Куда поехал?

Молчи, кручено - верчено-

Там же будешь.   (Чугун и горшок)

Загадка

В избе – изба,

На избе - труба,

Зашумело в избе,

Загудело в трубе.

Видит пламя народ,

А тушить не идет.

Закличка

Ой, ты печка – матушка (сударушка)

Помоги нам, сударушка (боярушка).

Ты  свари, испеки,

Обогрей, освети,

В дом богатство принеси.

Закличка

Ой, ты печка – матушка (сударушка)

Помоги нам, сударушка (боярушка).

Ты  свари, испеки,

Обогрей, освети,

В дом богатство принеси.

Загадка

В избе – изба,

На избе - труба,

Зашумело в избе,

Загудело в трубе.

Видит пламя народ,

А тушить не идет.

Вопросы к детям

Как назывался деревенский дом? (изба)

Что обязательно есть в каждом деревенском доме? (печь)

Зачем  печь в доме? (обогревать, в ней готовили, сушили и т.д.)

Как доставали еду из печи? (ухватом)

Главные «службы» русской печи? (плита, доктор, прачка, сушилка)

Как назывались узоры, которые украшали печь? (изразцы)

Какое место в доме занимала печь? (главное, как и «красный» угол)


НОД «Сия прялка изрядна – хозяюшка обрядна»

Программное содержание: Рассказать детям о значении прялки в русском крестьянском быте. Дать представление о частях прялки: стояк, гребень, лопаска, кудель, донца.

Материал к занятию: Иллюстрации прялок с росписями из коллекции Государственного Русского музея, веточки вербы, деревянная прялка, иллюстрации пряхи, мотовила, веретена, маска чудовища.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций прялок, разучивание народной игры «Ерыкалище», считалок.

Воспитатель: Так повелось на Руси, что ни одно орудие труда не было столь необычным по форме и не украшалось с такой любовью, как прялка. Прялка была в каждой русской избе. Раньше в крестьянской семье начинали прясть с детства.

Прялка была одним из самых почитаемых предметов в доме. Это не просто работница в доме, но и свадебный подарок. Отец заказывал для своей дочери ко дню свадьбы подарок – прялку – у лучшего деревенского мастера.

Нить на прялке в сказках звалась нитью судьбы. В ее узорочье рассказывалось о радостных событиях в жизни.

Красота форм, узоров и красок радует глаз. Удивляешься мастерству простого человека. Русская прялка состоит из стояка с гребнем и лопаской, к которой прикрепляется кудель, а также донца, на которое садится пряха. Для скручивания нити пряха использовала веретено. Вспомните, ребята, в какой сказке говорится о веретене?

(Ответы детей и показ иллюстраций).

Воспитатель: Правильно, сказка называется «Спящая красавица» Шарля Перро.

Обязательная принадлежность рукодельницы – мочесник - овальная коробка для ниток, клубков пряжи и веретена.

На посиделках для перемотки и скручивания пряжи девушки использовали мотовило.

Городецкая прялка

Городецкая роспись отличается особой праздничностью, торжественностью, красочностью. Тяга городецких мастеров к красоте заставляла их покрывать свои изделия резьбой и росписью. (Показ иллюстраций).

Любимый фон художников – желто-лимонный. Орнамент с пышными бутонами, соцветиями и листьями создает радостное, светлое настроение. Узоры светятся самыми разными оттенками голубого и розового, фиолетового и оранжевого цветов.

Важная часть городецкой росписи – умелое оживление рисунка узорными декоративными сеточками, завитками, усиками.

Мезенская прялка

В рисунках мезенской прялки представлены фигуры парного хоровода на весеннем празднике Красная горка.

Большой плакат с изображением такой росписи на лопаске прялки – не только прекрасное украшение зала на празднике, но и подсказка танцорам в хороводе. Панно поменьше с тем же изображением позволит повторить танец дома. Фон росписи желтый, очерчивание пером черным цветом, заливка красным. (Показ иллюстраций)

Пермогорская прялка

Пермогорские мастера изображали на лопаске прялки радужную птицу Сирин в центре. Это волшебная птица-дева приносила в дом счастье и оберегала хозяйку. (Показ иллюстраций).


Игра «Ерыкалище»

На земле очерчивается круг (можно использовать обруч). Выбирается водящий – «Ерыкалище». На него надевают маску страшного чудовища из бумаги. Он становится в круг. Остальные бегают вокруг и напевают:

Эко диво, чудо-юдо,

Морская губа – Ерыкалище!

Эко диво, чудо-юдо,

С горынова дуба,

Морское поганище!

Неожиданно участник, изображающий Ерыкалище, выскакивает из круга и, прыгая на одной ноге, ловит играющих. Кого поймает, уводит в плен (круг) и отдыхает. Его снова дразнят, «Ерыкалище» и пленный, прыгая на одной ноге, ловят оставшихся. Игра продолжается, пока «Ерыкалище» и его пленники не переловят всех.


Беседа «Весна пришла»

        Программное содержание: Познакомить детей с историей возникновения русского народного календарно-обрядового праздника

        Материалы и оборудование: Иллюстрации крашеных яиц, крашеные яички.

        Воспитатель: самым радостным событием весны была Пасха. Всю неделю до четверга убирали в доме, дворе, пристройках. Четверг называли «чистым» - все должно было сверкать чистотой. С этого дня начинали готовить еду – печь куличи и красить яйца.

(Показ иллюстраций).

        Воспитатель показывает детям крашеное яйцо и говорит:

Ты катись, яичко, да ко думе Господней!

Дай ты людям защиты, и добра дай, и спасу!

        Скажите, ребята, что делают с крашеным яичком на Пасху? (Ответы детей)

        Воспитатель: На Пасху яичками обмениваются. А зачем это нужно делать? А затем, чтобы только добро и свет приставали к душам нашим, чтобы все плохое, под стать скорлупе, в этот день отстало, а наружу смогло бы проклюнуться все лучшее, что есть в человеке. Обменяйтесь друг с другом яйцами, пожелайте друг другу здоровья, душевной чистоты.

Дети обмениваются яичками.

А еще с яйцами можно играть!


Русские народные игры с яйцами

«Чье яйцо дольше покрутится?»

Играющие раскручивают яйца. Победитель тот, у кого дольше всех крутится яйцо.

«Катание яиц с горки»

       Чье яйцо дальше укатится, тот и победитель.

«Бой яйцами»

        Играющие произносят: «Раз, два, три! Мое яйцо окрепни!» Бьются яйцами: яйцо об яйцо. Чье яйцо разобьется или даст трещину, выбывает из игры.

«Бей яйцом по « медным лбам»!

        Водящий должен разбить яйцо о лоб играющих, а они стараются убежать от водящего.


Коллективная работа

«Роспись деревянных ложек»

Программное содержание: систематизировать знания детей о видах росписи, быте русского народа. Упражнять детей в различных приемах рисования – примакивание, концом кисти, тычком, пользоваться палитрой, гуашью. Продолжать накапливать у детей опыт практических действий. Развивать творческую инициативность. Воспитывать аккуратность, дружеские взаимоотношения, коммуникативные навыки.

А сейчас давайте отдохнем и поиграем в русскую народную игру «Чепуха». С помощью считалки выберем водящего:

Раз, два, три, четыре.

Меня грамоте учили.

Пять, шесть, семь.

Покосился пень.

Он, Додон,

Выйдет от нас вон!

После выбора водящего, каждый играющий загадывает какой-либо предмет из утвари «Русской избы». Водящий каждому задает вопрос, предполагающий действие, которое могло случиться с загаданным предметом:

- Чем ты сегодня умывался?

- Лаптем.

- На чем летал?

- На метле.

- Что ты утром съел?

- Чугунок.

- Чем кашу ел?

- Кочергой.

   Тот играющий, чей ответ в большей степени соответствует вопросу, становится водящим. Нельзя повторять один и тот же вопрос.


Творческое занятие

«Пирожки» из соленого теста

Программные задачи:

  1. Закреплять знания детей предметов быта и домашней утвари крестьян. Закреплять умение загадывать и отгадывать загадки.
  2. Закреплять представления детей об основных ремеслах на Руси: гончар, ткачиха, красильщики и др.
  3. Закреплять умения лепить из пластилина посуду, рисовать мотивы уральской росписи, плести из бумаги коврики.
  4. Воспитывать нравственно–патриотические чувства у детей, любовь к Родине, повышать любознательность.


Сценарий праздника

«Осенние посиделки»

Ведущий:                   Здравствуйте, гости дорогие, желанные, долгожданные.

Вот и Осень к нам пришла.

Листья на дорожках падают шурша.

Тонкие осинки в лужицы глядят.

На ветвях дождинки бусами висят.

Лебеди лениво плещутся в пруду.

Тихо и красиво осенью в саду.

Ребенок:          Осень хлебосольная.

Накрывай пиры!

Полюшко раздольное

Принесло дары.

Ребенок:                        Хлеба нынче вволюшку,

Хлебушек высок,

Поклонюсь я полюшку,

Гнется колосок.

Ребенок:        Как созреют солнышком

Колоски - лучи,

Жернов смелет зернышки -

Ставят хлеб в печи.

Ребенок:                        Корочкой румянится

Пышный каравай.

Осень хлебом славится,

Пробуй урожай!

Песня «Здравствуй осень»

Ведущий: И правда, сколько даров приносит осень людям за их труды: и фрукты, и овощи, и конечно хлеб. Чтоб не было зимой голодно, всего наготовили добрые хозяева про запас. До самого лета хватит! В старые времена был такой обычай у русских людей: как заканчивали полевые работы (собирали урожай, хлеб в закрома засыпали) и коротали осенние да зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Как говорится в русской пословице: «От скуки - бери дело в руки». Вот и проводили время за любимым рукоделием. Кто за прялкой сидит, кто узоры вышивает, кто из дерева ложки вытачивает. Весело было! И мы собрались сегодня в горнице на посиделки.

Ребенок:                 На завалинке в светелке

Иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

Ребенок:                        Добрым чаем угощались,

С медом, явно без конфет.

Как и нынче мы общались

Без общенья жизни нет.

Ребенок:        А играли как! В горелки!

Ах, горелки хороши,

Словом эти посиделки

Были праздником души.

Ребенок:                Отдых - это не безделки -

Время игр и новостей.

Начинаем посиделки!

Открываем посиделки!

Все:        Для друзей и для гостей!

Под русскую народную музыку (или под песню) идут хороводным шагом к своим стульчикам

Ведущий: Ребята, никак гости к нам пожаловали. Это дорогие Потешницы идут, а что за праздник без Потешниц!

Входят две Потешницы. Под музыку несут на подносе с рушником хлеб да соль, обходят весь зал, останавливаются.

1 потешница: Здравствуйте, гости дорогие!

2 потешница: Здравствуйте, детушки малые!

1 потешница: Пришли мы позабавить вас да потешить!

2 потешница: Поиграть, пошутить, посмеяться!

1 потешница: Нам начать досталась роль.

Принесли мы хлеб да соль.

2 потешница: А потому принять извольте,

Тот, кто пришел на посиделки,

На нашей праздничной тарелке

Из наших рук и хлеб и соль.

Потешницы отдают поднос с хлебом ведущей или угощают (отламывают от каравая).

Ведущий:   Спасибо большое!

Если вы «в своей тарелке»

И пришли к нам не на час

Предлагаем посиделки

Провести вот здесь, тот час.

Ребенок:                При лучине ли сидели

иль под светлый небосвод-

говорили, песни пели

да водили хоровод.

Ребенок:        Шире, шире, шире круг

Каблучков раздался стук

Подбодрим танцоров наших

Пусть они резвее пляшут.

                

Русский танец

А наши посиделки сегодня посвящены осени. Поэтому мы будем петь осенние песни, загадывать осенние загадки, рассказывать осенние стихи. На наших посиделках сложа руки никто, не сидит. Посмотрите, как дети песню поют.

Песня «скворушка прощается»

Ребенок:         Эй, жалейщики гусляры

Танцоры и плясуны

Вас баян давно зовет

Становитесь в хоровод.

Ребенок:                Много танцев есть на свете

Мы их любим танцевать

И на этих посиделках

Мы хотели б вам сплясать.

Танец «Субботея»

Ведущая:  Молодцы петь да плясать вы умеете.

- Ребята! А вы взрослым помогаете по хозяйству? (ответ детей). Молодцы!

- Дети всегда были хорошими помощниками для взрослых. Взрослые с любовью говорили про них: «маленький, да удаленький». Русский народ посмеивался над теми, кто не хотел трудиться.

Разыгрывается сценка «Тит - лодырь»

Мальчик с большой ложкой садится на скамеечку, дети стоят возле него.

Тит: Где баранки, калачи?

1 Ребенок: Не колода лодырь, а пень, Пролежал целых день.

2 Ребенок: Не жнет, не косит, А обедать просит.

3 Ребенок: Тит, иди молотить!

Тит: Живот болит.

1 Ребенок: Тит, иди дрова колоть!

Тит: Спина болит!

2 Ребенок: Тит, иди мед пить!

Тит: Где моя большая ложка?

Дети: (хором) Хочешь есть калачи, Не сиди на печи.

Ведущая: А вы знаете пословицы и поговорки о труде, умении и терпении.

Дети встают с места говорят пословицы и поговорки:

- Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

- долог день до вечера, коли делать нечего

- о человеке судят не по словам, а по делам.

- терпение и труд все перетрут.

- была бы охота - будет и работа.

- умелые руки не знают скуки.

- землю красит солнце, а человека - труд.

- кончил дело - гуляй смело.

- умелые руки голодными не останутся.

- Любишь кататься. Люби и саночки возить.

Ведущая: Молодцы ребята, сколько вы знаете пословиц и поговорок!  Как говорится «делу время, а потехе час». Наши ребята споют песню, про то как  очень любят работать.

Дуня:                         Кум-куменек, где ты живешь?

                        Почему куманек, ко мне в гости не идешь?

Кузнец:  я делом занят.

Ребенок: - Эй, кузнец,Молодец,
                 Захромал мой жеребец.
                 Ты подкуй его опять.
Кузнец:    - Отчего не подковать!

Вот гвоздь, Вот подкова.
           Раз, два - И готово!

Песня «Во кузнице»

Ведущая:  Ведь как говорят «Только трудом держится дом»! Ой, ребятушки. А скажите-ка мне, сколько месяцев в году у осени? А название этих месяцев? Расскажите нам про осень стихи.

Ребенок:                Одарила гостья осень урожаями плодов,

Моросящими дождями, кузовком лесных грибов

Так давайте славить песней, пляской и игрой.

Будут радостными встречи.

Осень, это праздник твой!

Песня «Оркестр»

1 и 2 потешница: Хорошо поёте. А загадки-то отгадывать умеете.

1 потешница: 1 загадка:         За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок

На ощупь очень гладкая,

На вкус, как сахар сладкая. (морковь).

2 потешница: 2 загадка:        Неказиста, шишковата,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!» (картошка)

ВЕДУЩАЯ:                Расселась барыня на грядке,

Одета в пышные шелка,

Мы для неё готовим кадки

И крупной соли пол мешка (капуста)

 В старые времена люди заготавливали капусту на зиму и праздновали это событие. Испокон веку картошка да квашеная капуста - первое блюда у русского человека. Давайте покажем, какая капуста выросла на нашем огороде.

Все дети выходят в хоровод. Берутся за руки.

Хоровод «Я капустицу полола»

Дети:                Ой, капуста бела!

Ой, капуста вкусна!

Капуста:                Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява

Кто любит щи -

Капусту в них ищи.

Игра «Ищи»

1 потешница:

Эй, девчонки - хохотушки

Не пора ли спеть частушки.

2 потешница:

А мальчишки тоже встанут,

От девчонок не отстанут.

Исполняют частушки

Все:                                Мы осенние частушки

Пропоем сейчас для вас!

Громче хлопайте в ладоши,

Веселей встречайте нас!

Мальчики:        На себе всегда мы ловим

Восхищенья взоры!

Красоту нам и здоровье

Дарят помидоры.

Девочки:                Мы секрет румян достали

От пробабки Фёклы.

Лучше всех румян заморских

Сок от нашей свеклы.

Мальчики:                        Нет вкуснее яблок спелых,

Это знает детвора!

Как мы яблоки увидим

Сразу все кричим: «Ура -а -а!»

Девочки:                Ухажёров нынче сто

Под нашим окошком.

Все желают получить пирожки с картошкой.

Мальчики:        Не болеем больше гриппом,

Не боимся сквозняка,

Все таблетки заменяет

Нам головка чеснока!

Вместе:                Мы на праздник урожая

Натащили овощей,

После праздника наш повар

На год нам наварит щей!

Хорошо частушки пели,

Хорошо и окали,

Мы бы очень все хотели,

Чтоб вы нам похлопали.

Ведущая:                 Вот здорово! Какие веселые частушки!

 Хорошо у нас на посиделках, весело.

А теперь скорей сюда -

У нас будет интересная игра.

Игра «собери сорняки в ведра» (дети собирают одни васильки, другие одуванчики, третьи - вьюнки).

1 потешница: Позабавили вы нас девицы да молодцы. Играми да плясками сыт не будешь

2 потешница: Славится наш народ гостеприимством, да угощением знатным.

                              Явись сюда,    красавица млада, с пирогами русскими.

Девочка. Пирогов не напекли, молока не принесли.

Звучит музыка. Входит дед Ерофей с коровой

Ведущая: Смотрите, это же дед Ерофей с нашей деревни.

Дед Ерофей:                На рынке корову старик продавал,

Никто за корову цены не давал.

Хоть многим была коровёнка нужна,

Да, видно, не нравилась людям она.

Ведущий: Нам, дедушка, срочно корова нужна.

Дед Ерофей: А зачем она вам?

Ведущий: На нужно молока для пирогов.

Дед Ерофей: Коли повеселите нас с Зорькой - пожалую вам молока.

Ведущий: Дорогие наши Потешницы, срочно выручайте, веселую игру затевайте.

1 потешница: Это вовсе не проблема, дедушка Ерофей.

2 потешница: Собирайся детвора, ждет вас развеселая игра.

Игра «Плетень»

Дед Ерофей: (спрашивает у коровы) Ну что, Зорька, понравилась тебе игра? Понравилась.

Дед Ерофей: Молодцы! Вот вам детушки кринка молока, а мне дайте вкусного пирожка.

Инсценирование песни «Пироги»

Ведущая: А какие пироги без вкусного и ароматного чая из самовара.

Танец «Самовар»

Потешницы выносят на подносах пироги для детей и гостей, угощают Деда Ерофея

                        Угощайся дедушка Ерофей.

Ерофей : А угощаться мы будем вместе с ребятами.

1 потешница: Вот гости дорогие повеселились мы с вами. Много нового узнали, узнали и мы, что знакомы вы с обрядами, праздники народные почитаете, бережете родную культуру.

2 потешница:                Прощаясь с вами мы желаем

В мире жить, всем дружить

Родным краем дорожить

А на праздниках веселых

Петь, плясать и не тужить!

Ведущая: А на прощание гостям хлеб да соль.

Гости уходят. До свидания, до новых встреч!!!


НОД «Путешествие в Русь Богатырскую»

Программное содержание:

развивать интерес к истории культуры Родины; воспитание уважения к героям былин, защитникам народа; обогащение и активизация словаря по теме;

развитие конструктивно-творческих способностей;

воспитание положительного эмоционально-эстетического отношения к героям былин, патриотических чувств, а также коммуникативных умений и навыков.

Материал: картина Васнецова «Три богатыря», пластиковое яйцо, игла-зубочистка, магнитофон, «Былинные наигрыши» (музыка); телевизор и DVD, отрывок из фильма «Финист - ясный сокол», три сундука, филин из фанеры с заклинанием.

Ход НОД:

- Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы!

- Так ребята раньше приветствовали друг друга.

- А вы знаете, что значит слово «здравствуй»?

Дети: по обычаю «здравствуйте», мы желаем друг другу добра, благополучия, здоровья. «Здравствуйте» означает «будьте здоровы, живите долго».

- Да ребята, богата земля русская всем. Она может накормить теплым хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой. И только защитить себя не может.

Защита отечества – долг тех, кто ест хлеб ее, пьет воду ее, любуется красотой ее.

В давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов; они ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства.

И каждый раз на защиту своей родины вставали русские люди.

- Ребята, скажите, как назывались тогда защитники Руси?

- Защитниками земли русской назывались богатырями.

- А кто такие защитники Отечества?

- Те, кто защищает Родину, охраняет, оберегает, предупреждает от опасности.

- Скажите ребята, какими они были, как вы их себе представляете?

- Они были сильными, смелыми, могучими, высокими, мужественными, отважными.

- Сейчас, ребята, я вам покажу отрывок из сказки, в которой показано какие были богатыри, как защищали землю русскую (смотрят отрывок).

- О богатырской силушке, о богатырях народ складывал песни – сказания, которые назывались былинами. Они дошли до наших времен, их передавали «из уст в уста» - сказатели. Они играли на гуслях и сказывали былины.

- Ребята, а как вы думаете, кто такие сказатели? Что такое гусли?

- Это люди, которые рассказывали эти былины.

- Гусли – это струнный музыкальный инструмент.

- Правильно, ребята (прослушивание музыкального инструмента на магнитофоне).

- Скажите, ребята, с какими былинами мы с вами познакомились?

- «Илья Муромец и Соловей – разбойник», «Добрыня и змей», «Алеша Попович и Тугари».

- Ребята, а вы хотите отправиться в прошлое нашей Родины. Во время Руси богатырской? У меня есть «Волшебная книга истории». Давай пройдем через отрывшуюся страницу, и она перенесет нас в далекое прошлое (дети символически проходят через страницу «Волшебной книги истории»).

- Давайте же закроем глаза и представим, что мы в прошлом, сделаем шаг и глазки откроем.

- Но что это? Закачалась вдруг земля – матушка. Завыли ветры буйные. На дубах орлы раскричались. Хочет напасть на землю русскую чудище поганое.

- Что же нам делать? Нет ли среди вас добрых молодцев да красных девиц, готовых защитить землю – матушку?

- А кто же нам поможет защитить землю – матушку?

- А давайте же с вами поиграем.

Пальчиковая игра «Дом»

На опушке дом стоит

На дверях замок висит,

За дверями стоит стол,

Вокруг дома частокол.

Старый Филин здесь сидит

Во все стороны глядит.

(стоит фанерный дом, на нем Филин, в лапах скрученная бумага).

- Ой, ребята, у него в лапах и правда что – то есть. Это загадка – подсказка. Если отгадаете ее, узнаете, как победить чудовище.

Читаю:

Выше леса стоячего

Ниже облака ходячего

Летит ни птица и ни зверь,

А с тремя головами змей.

Богатырей примечает,

Изо ртов огонь пускает,

Никого не боится,

А смерть его в яйце хранится.

- Ребята, нам надо его смерть найти. Она находится в яйце, а яйцо – то в сундуке. И не один – то сундук. Ну – ка, дружина моя стройся!

(Дети строятся друг за другом и маршируют.)

- Вот мы с вами и добрались до заветных сундуков. В сундуках лежат задания. Выполнив их. Мы сможем найти смерть Змея Горыныча.

Достаю из сундука задания.

Назвать имена русских богатырей.

- Русские богатыри – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович

(показать их на картине Васнецова «Богатыри», дети показывают и называют).

Назвать и показать оружие и доспехи богатырей.

- А сейчас ребята нужно проявить смекалку, показать знание народной мудрости. Объявляю турнир пословиц и поговорок о подвигах и героях:

«Жить – Родине служить»

«Где смелость – там победа»

«Один в поле не воин»

«Герой – за родину горой»

«Русский боец – всем молодец»

«И сила уму уступает»

«Смелость города берет»

«Смелый в бою не дрожит»

«Смелому победа идет в руки»

- Молодцы, много знаете пословиц и поговорок.

- Дальше разрешите начать бой скороговорок. Этот текст нужно сказать быстро, медленно, громко, тихо:

«От топота копыт пыль по полю летит»

- Молодцы ребята. Все старались сказать тихо, быстро, медленно, громко.

Из второго сундука достаю задание.

Построить богатырскую заставу на пути у Змея Горыныча (детская продуктивная деятельность).

Дети строят из кубиков крепость. По окончанию стройки прошу рассказать о постройке.

Подходим к третьему сундуку

- Ну вот можно добраться и до третьего сундука (дети достают «яйцо» и протыкают его иголкой.

Читаю отрывок из былины:

«Не скакать врагам по нашей земле!

Не топтать их коням землю Русскую.

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь – не шатается

И века простоит – не шелохнется!

А сильные, могучие

Богатыри на славной Руси!»

(Ломаю иглу.)

Так уж повелось на Руси: народ русский не только умеет землю от врага защищать и трудится на славу, но и отдыхать – веселиться, любить, песни петь да в игры играть.

Игра русская народная «Жмурки»

Ну вот мы и не заметили с вами, как солнышко красное закатилось, пора возвращаться (дети уходят через страницу «Волшебной книги истории»).

- Славится русский народ гостеприимством и угощением знатным.

Тары – бары, растабары

Выпьем ай из самовара

С сушками, ватрушками

И блинами русскими.


Картотека русских народных игр

Игра «Ведьмина метелка»

Вызываются команды, становятся в круг и передают веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тому загадку про зиму загадывать.

Летом спят, а зимой бегут.

В гору деревяшка, под гору – коняшка.  (Сани)

Упрятались голышки во мохнатые мешки,

Четверо вместе, один на шесте. (Рука в рукавичке)

Идет Егорка – бела шубенка (Снег)

Глянули в оконце,

Лежит белое суконце (Снег)

Трескучий ядрен

Намостил мостен;

По дворам пробежал,

Все окна расписал (Мороз)

Текло, текло и легло под стекло. (Лед)

Я вода да по воде же и плаваю. (Лед)

Гуляет в поле, да не конь,

Летает на воле, да не птица. (Метель, вьюга)

Белый Тихон

С неба спихан,

Где пробегает –

Ковром устилает. (Снег)

Игра «Пирог»

Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог». Все поют:

Да экий он высокинький,

Да экий он широкинький,

Да экий он мякошенький,

Режь его да ешь.

Во время пения при словах «высокинький» поднимают руки вверх, «широкинький» - разводят в стороны, «мякошенький» - гладят по животу.

Сразу после слов «Режь его да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остается изображать «пирог». Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов»

Игра «Петушиный бой»

Играющие, стоя на одной ноге, толкают друг друга плечом, стараясь заставить один другого встать на обе ноги.

Игра «Перетяни веревку»

На полу кладут 2 обруча и протягивают веревку от середины одного до середины другого. Участники игры делятся на 2 команды. В обручи входят по одному человеку от каждой команды. По сигналу они бегут и меняются местами. Прибежавший первым в обруч соперника и выдернувший веревку из другого обруча считается победителем. После первой пары бежит вторая, третья и так до последней.

Игра «Курочки и петушки»

Три пары в течение одной минуты собирают зерна (фасоль, горох, тыквенные семечки), разбросанные на полу. Побеждают те, кто больше собрал.

Игра «Горелки»

Играющие выстраиваются парами друг за другом – в колонку. Дети берутся за руки и поднимают  их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Говорящий» становится впереди, шагов на 5-6 от первой пары, спиной к  ним. Все участники поют или приговаривают:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят:

-Динь-дон, динь-дон,

Выбегай скорее вон!

По окончании песенки двое ребят, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

«Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг  друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т.е. «горит». А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.

Игра «Звонарь»

Дети встают в круг. Считалкой выбирают водящего. Он идет по кругу и приговаривает:

Дили-дон, дили-дон,

Отгадай, откуда звон.

Остальные игроки приплясывают на месте. На слово «звон» водящий поворачивается к игроку, стоящему возле него и, хлопнув в ладоши три раза, кланяется. Игрок тоже хлопает три  раза в ладоши, кланяется и встает за водящим. Теперь они вдвоем идут по кругу, приговаривая:

Дили-дон, дили-дон,

Отгадай, откуда звон.

На слово «звон» водящий опять хлопками и поклоном приглашает следующего игрока включиться в игру. Так игра продолжается до тех, пока сзади водящего не окажется 4-6 человек. После этого дети, оставшиеся в кругу, хлопают, а водящий и выбранные им играющие приплясывают. С окончанием музыки водящий и другие играющие должны встать парами. Кому пары не хватило – то становится водящим.

 

Игра «Утка-Гусь»

Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Выбирается водящий, ему дают в руки маленький мячик. Водящий стоит за кругом. На слова: «Утка, утка, утка!» - которые произносит водящий, он идет мимо стоящих к нему спиной детей. На слово «Гусь! – кладет в руки одному из участников игры мячик. После этого водящий и ребенок с мячиком в руках расходятся в разные стороны. Они идут шагом, а во время встречи говорят друг другу: «Добро утро» или «Добрый день», «Добрый вечер», кивают головой и продолжают «путь» до того места, с которого начали движение. Побеждает тот, кто приходит первым. Идти нужно обязательно шагом. Победивший становится ведущим.

Игра «Мы веселые ребята»

Выбирается ловишка. Он становится спиной к играющим. Дети подбегают к ловишке со словами: «Мы веселые ребята, любим бегать и играть, но попробуй нас поймать. Раз, два, три (хлопают в ладоши) – лови!». С окончанием текста ловишка догоняет детей.

Игра с Солнцем.

В центре круга – «солнце» (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнце). Дети хором произносят:

Гори, солнце, ярче –

Летом будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее.

Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон, на 4-ю – отходят, расширяя круг. На слово «Горю!» - «солнце» догоняет детей.

Игра с платочком.

Масленица играет с детьми. Дети идут, держась за руки, по кругу, Масленица движется им навстречу по внутреннему кругу. Напевает:

А я Масленица,

Я не падчерица,

Со платочком хожу,

К вам сейчас подойду.

Дети останавливаются, а Масленица произносит, становясь между двумя детьми:

На плече платок лежит,

Кто быстрее пробежит?

Дети, между которыми остановилась Масленица, обегают круг (внешний), возвращаются на свои места, берут платок. Выигрывает тот, кто добежит до Масленицы быстрее.

Игра «Ловишка»

Дети и скоморохи (обращаются к одному из скоморохов, на котором надета шапочка козлика).

Козлик серенький,

Хвостик беленький,

Мы тебя напоим,

Мы тебя накормим,

Ты нас не бодай,

А в «Ловишку» поиграй.

После слов, обращенных к «козлику», дети разбегаются, а «козлик» старается их забодать.

Игра «Карусели».

Продолжаем мы веселье,

Вес бегом на карусели.

К обучу привязаны ленты. Дети берутся за ленту одной рукой и идут сначала в одну сторону, а затем, поменяв руку, в другу. Обруч держит взрослый.  «Кататься» на карусели можно под традиционный текст:

Еле, еле, еле, еле

Закружились карусели,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два,

Вот и началась игра.

Игра «Жмурки»

Скок-оскок, скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенек,

В барабан он громко бьет,

В жмурки всех играть зовет.

Проводится игра «Жмурки».

Ход игры. Играющему завязывают глаза, отводят от игроков в сторону и поворачивают несколько раз вокруг себя. Затем переговариваются с ним:

- Кот, кот, на чем стоишь?

- На квашне.

- Что в квашне?

- Квас!

- Лови мышей, а не нас!

После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит.

Игра «Пройди в воротца»

Ход игры. Весна водит всех взрослых и детей «восьмеркой» за собой (движение «ниточка с иголочкой»). С окончанием музыки Весна указывает рукой на какую-либо пару детей и взрослых. Они поворачиваются лицом друг к другу и берутся за руки, образу «воротца». Остальные дети проходят, ведомые Весной, в эти воротца. Внутри «воротцев» остается ребенок. Игра продолжается, пока не окажутся пойманными 4-5 детей. Под плясовую мелодию они танцуют, а другие дети весело хлопают в ладоши.

Игра с «козликом».

Ход игры. В центре круга, в котором стоят дети, - «козлик». Дети поизносят слова потешки и выполняют движения в соответствии с текстом.

Вышел козлик погулять,

Свои ножки поразмять.

Козлик ножками стучит,

По-козлиному кричит:

«Бе-е-е, бе-е!»

Дети двигаются в центр круга и обратно. Дети стоят в кругу, а «козлик» стучит «копытцами» и показывает «рожки». «Козлик» кричит и догоняет детей, которые разбегаются.

Игра с «петушком».

Ход игры. Дети стоят лицом в руг. В центре – ребенок в шапочке петушка. Произносится текст потешки и выполняются движения.

Трух-тух-тух-тух!

Ходит по двору петух.

Сам – со шпорами,

Хвост – с узорами!

Под окном стоит,

На весь двор кричит,

Кто услышит –

Тот беит!

- Ку-ка-ре-ку!

Дети идут по кругу, высоко поднимая согнутые в коленях ноги и размахивая крыльями. «Петух» также идет по круг, но противоходом. Дети разворачиваются лицом в круг, продолая размахивать «крыльями». «Петух» останавливается в центре круга, хлопает себя «крыльями» и кричит. Дети разбегаются, «петух» старается их догнать.

Игра «Колечко»

Все играющие выстраиваются в ряд. У скомороха в руках колечко, которое он прячет в ладонях и затем старается незаметно передать одному из ребят, при этом говорит:

Уж я золото хороню,

Чист серебро хороню!

В высоком терему

Гадай, гадай, девица.

Гадай, гадай, красная!

Стоящий последним ищет кольцо, а скоморох приговаривает: «Гадай, гадай, у кого кольцо, чисто серебро». Если участник угадал, у кого кольцо, то   он становится ведущим.

Игра «У медведя во бору»

Выбирается водящий – «медведь». Он находится на некотором расстоянии от других участников игры. Дети произносят текст, приближаясь к «медведю».

У медведя во боу

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит,

Все на нас рычит.

С окончанием текста дети разбегаются, «медведь» их догоняет.

В процессе игры могут быть использованы и такие слова:

У медведя во бору

Грибы-ягоды я рву.

А медведь не спит,

Все на нас глядит,

А потом как зарычит

И за нами побежит!

А мы ягоды берем

И медведю не даем,

Идем в бор с дубинкой,

Бить медведю в спинку!


Игра «Дедушка Мазай»

Ход игры. Играющие выбирают дедушку Мазая. Остальные участники договариваются, какие движения, обозначающие работу (например: сеяние, жатву, косьбу и т.п.) или другой вид занятий (ходьба на лыжах, катание на коньках, игра в снежки и т.д.) будут ему показывать. Они подходят к дедушке Мазаю и поют.

Здравствуй, дедушка Мазай,

Из коробки вылезай!

Где мы были – мы не скажем,

А что делали – покажем!

После этих лов все изображают движениями работу, о которой договорились. Если Мазай отгадывает, дети разбегаются, и он их ловит. Кого первого поймали. Тот становится новым дедушкой Мазаем, и игра повторяется. Если неотгадывают, ему показывают другую работу.

Вмсто пения может звучать такой диалог:

- Здравствуй, дед!

- Здравствуйте, дети! Где вы были?

- На работе.

- Что делали?

После этих слов дети выполняют движения.    

Игра «Жмурки с колокольчиком»

Ход игры. По жребию (считалкой) выбирают «жмурку» и игрока, которого он будет искать. «Жмурке» завязываюи глаза, а другому ребенку дают колокольчик. Участники игры встают в круг. «Жмурка» должен поймать водящего с колокольчиком. Затем выбирается новая пара игроков. «Жмурок»  может быть несколько. Стоящие в кругу дети предостерегают «жмурок» от встреч друг с другом словами: «Огонь! Огонь!»

Хоровод-игра «Со вьюном я хожу»

Ход игры. Дети становятся в круг, лицом в центр. Один ребенок – ведущий. У него в руках – «вьюнок» (им может быть атласная лента или сплетенная косой верневочка с пришитыми к ней бумажными плотными листочками. Под пение первого куплета ведущий идет «восьмеркой» (обходя каждого ребенка) и на последнее слово куплета кланяется тому, перед кем останавливается.

С вьюном я хожу,

С зеленым я хожу.

Я не знаю, куда

Вьюн положить

С началом 2-го куплета за ведущим идет тот ребенок, кому поклонился ведущий.

Положи ты вьюн,

Положи ты вьюн,

Положи ты вьюн

На правое плечо.

На третий куплет движения повторяются.

А со правого,

А со правого,

А со правого

На левое положи.

К концу песни со «вьюном» ходят четверо. Затем «вьюн» кладут в центр круга. Под веселую плясовую четверо детей танцуют, выполняя любые танцевальные движения. С окончанием музыки дети стараются взять «вьюн». Самый ловкий становится ведущим, и игра повторяется.

Игра «Веселые музыканты».

Ход игры. Под любую мелодию из двух частей дети, стоя в кругу, играют на музыкальных инструментах (погремушках, румбах, колокольчиках и др.). Петрушка стоит в центре круга, дирижируя. С окончанием первой части дети, положив инструменты на пол, легко бегут по кругу. Петрушка становится в общий круг и бежит вместе с детьми. С окончанием музыки играющие быстро разбирают инструменты. Дирижером становится тот, кому инструмента не досталось.

Игра «Заря-заряница»

Ход игры. Выбираются двое водящих. И водящие, и играющие стоят по кругу, держа в руках ленточку (на карусели укрепляются ленты по числу играющих). Все идут хороводом и поют.

Заря-заряница, Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты расписные.

Один, два, три – не воронь,

А беги, как огонь!

На последние слова водящего бегут в разные стороны. Кто первый возьмет освободившуюся ленточку, тот и победитель, а оставшийся выбирает себе следующего напарника.

«Двойные горелки».

Участники становятся парами в колонну. Если играющих в горелки много, то можно стать парами в две колонны (одна против другой) на расстоянии 15-20 м. Два «горельщика» стоят впереди колонн – каждый спиной к своей колонне. Со словами «…колокольчики звенят» последняя пара в каждой из колонн разъединяет руки и бежит навстречу игрокам из противоположной команды, стараясь образовать с ними новые пары. «Горельщики» ловят любого из бегущих. Оставшиеся без пар становятся новыми «горельщиками».

«Жмурки «Ваня» и «Маня».

Выбираются двое водящих (девочка и мальчик) и назначают одного из них «Маней» с тоненьким голоском, а второго – «Ваней», который говорит басом (для создания обстановки большего веселья мальчика можно сделать «Маней», а девочку «Ваней»). Водящим завязывают глаза, иногда кружат вокруг себя.

Остальные играющие образуют вокруг водящих круг и берутся за руки. «Ваню» отводят подальше от «Мани» и предлагают ее найти.

Протянув вперед руки, «Ваня»  начинает искать и звать: «Где ты, Маня?» - «Я здесь», - отвечает «Маня», но сама, чувствуя его приближение, отбегает в сторону. «Ваня» может принять за «Маню» кого-нибудь из играющих. В этом случае ему объясняют ошибку. Вместе с тем играющие не дают и «Мане» выйти из круга и натолкнуться на  что-нибудь. Когда «Ваня» находит «Маню», их заменяют новой парой водящих.

Стоящие в кругу дети не должны подсказывать водящим, где кто находится.

Чтобы поймать «Маню», достаточно коснуться ее рукой, не хватая и не удерживая.

Если «Ваня» долго не может поймать «Маню», следует предложить им поменяться ролями или уступить место новой паре желающих.

«Земля – вода – небо»

(или «Зверь – рыба – птица»)

Играющие должны знать названия рыб, птиц, зверей, чтобы игра проходила веселее и активнее. В первом и втором вариантах названия угадывается соответствие: небо – птицы, вода – рыбы и т.д. В игре принимают участие все желающие дети. Играющие садятся или становятся кругом лицом к центру. В середине круга – ведущий с мячом (лучше набивным).

Ведущий произносит одно из слов названия игры и тут же бросает мяч в руки любому игроку. Тот ловит мяч, называет соответствующее животное, например, лису или медведя на слово «зверь» («земля»), и возвращает мяч ведущему. Если участник игры не успел назвать или неправильно назвал животное, не сумел поймать мяч, то он получает штрафное очко или отдает фант (любой мелкий предмет).

Ведущий кидает мяч новым игрокам, стараясь всех держать в напряжении в ожидании мяча и необходимости быстро назвать нужное животное. Мяч можно дважды кинуть одному и тому же играющему. Когда накопится группа участников, имеющих штрафные очки, игру прерывают, чтобы разыграть фанты, а имеющим штрафные очки дать веселое групповое задание: спеть, сплясать, изобразить пантомиму и т.д. Затем игра продолжается с новым ведущим.

Ведущий может кидать мяч только произнося уже слово «земля» или другое.

Нельзя повторяться в названиях животных.


«Испорченный телефончик»

(Старое название игры – «Слухи»)

В игре принимают участие 8-10 человек. Дети садятся в ряд или полукругом. Одного выбирают ведущим. Он садится первым и придумывает слова или фразу. Эту фразу ведущий шепчет соседнему игроку на ухо. Тот передает услышанное следующему по порядку и т.д. Передавать фразу надо на ухо так, чтобы другие не слышали. Говорить следует отчетливо, не искажая слов нарочно. Нарушивший это садится последним в ряду.

Затем ведущий подходит к последнему в ряду играющему и просит произнести то, что ему передали. Почти всегда с первоначальной фразой происходят изменения, потому что игрок не всегда хорошо может расслышать слово и заменить его сходным по звучанию. Чтобы выяснить, кто первым исказил фразу, просят повторить, что он услышал, не только последнего в ряду, но и второго от края. Первый исказивший слово пересаживается в конец ряда. На освободившееся место садится ведущий. Новым ведущим становится тот, кто оказался в начале ряда. Если фраза или слово воспроизведены без ошибок, ведущим остается прежний игрок.

«Третий – лишний с гребешком»

Играющие собираются на небольшой площадке или в зале. Выбирают двух водящих. Остальные становятся по кругу парами: один впереди другого. Один водящий убегает от второго и может стать впереди любой пары. Стоящий сзади оказывается лишним и должен убегать от второго водящего.

У вторых водящих в руке – ремень или пояс (или жгут, скрученный из шарфа, платка). Второй водящий бежит вокруг играющих, стремясь осалить (стегнуть) ремнем первого водящего прежде чем тот станет впереди чьей-то пары. Если ему это удалось, он подбрасывает ремень вверх, а сам убегает. Осаленный должен теперь догонять и салить. Разрешается только один легкий удар ремнем.

Чтобы игра проходила весело, водящие то и дело применяют неожиданные уловки. Например, второй водящий на бегу может незаметно передать ремень кому-то из стоящих, а сам продолжает гнаться за первым  водящим. Как только он пробегает около держащего ремень игрока, тот торжествующе «стегает» водящего ремнем. Затем подбрасывает ремень и убегает, став новым первым водящим. Первый же превращается во второго и должен, подобрав ремень, догонять убегающего. Бывший второй водящий становится в оставшуюся неполную пару.

Заканчивается игра по договоренности.

Водящие не должны убегать в сторону от круга или пересекать его, сокращая расстояние. Убегающий может становиться впереди любой стоящей пары.

«Золотые ворота»

Из участников игры выбираются двое. Они будут «солнцем» и «луной» («месяцем»). Затем «солнце» и «месяц» становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные играющие берутся за руки и вереницей идут через «ворота». При этом играющие поют любимые песни. Когда через «ворота» идет последний, они «закрываются». Попавшегося тихо спрашивают, на чью сторону он хотел бы стать: позади «луны» или «солнца». Игрок выбирает и встает позади соответствующего игрока. Остальные снова идут через «ворота», и игра продолжается до последнего. Когда все распределены, группы устраивают перетягивание каната. Вариант игы: дети, изображающие «ворота», говорят:

Золотые ворота

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй раз – запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

 «Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят»  того, кто остался в них. Чтобы не быть пойманным, идущие невольно ускоряют шаг, иногда переходят на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива. Игра становится более подвижной и веселой. Заканчивается она также перетягиванием каната.

Другая разновидность игры состоит в том, что «ворот» - 2 пары. Игроки, изображавшие их, произносят стишок одновременно (в лад). Пойманные не выбирают, куда встать, а сразу включаются в команду поймавших их «ворот» Изображающие ворота соревнуются в том, кто больше поймает игроков. Соревнование завершается перетягиванием.

«Капканы»

Из числа играющих выбирается несколько «капканов» (по 2 человека). Стоя в парах лицом друг к другу, они поднимают сомкнутые руки, образуя воротца, или «капканчики», через которые пробегают, взявшись за руки, остальные игроки.

«Капканы» образуют круг и открыты, пока играет музыка (или звучит бубуен). По сигналу (свисток, громкий хлопок, прекращение музыки) «капканы» закрываются, т.е. опускаются руки, задерживая оказавшихся между рук.

Пойманные берутся за руки с участниками «капкана», образуя кружок из 3-4 человек. Они снова поднимают руки, а цепочка из остальных игроков опять бежит по кругу, пробегая через «капканы». Те закрываются снова и снова, пока не останентся всего 2-3 пойманных, самых быстрых и ловких.

Игра повторяется 2-3 раза.


«Почта»

(«Откуда и куда?»)

Участвует любое количество играющих. Каждый из играющих задумывает и называет громко какой-нибудь город. Остальные должны запомнить – у кого какой город.

Начать игру может любой, изобразив звуки почтового колокольчика: «Динь-динь-динь!». Кто-нибудь тут же спрашивает: «Кто едет?» - «Почта». «Откуда и куда?» - «Из Москвы в Париж» (называть надо только те города, которые выбраны игроками). Отвечает тот, кто выбрал Москву, а следующий говорит обязательно тот, чей город – Париж:

- А что делают в Москве?

- Все ходят, копают картошку, - может ответить «приехавший из Москва».

Сразу все играющие, кроме «приехавшего», начинают изображать, как в «Москве копают картошку». Задания должны быть смешными и по возможности трудно выполнимыми, так как с тех, кто не сможет этого изобразить, «приехавший» берет фант (любую вещь) и складывает на виду у всех.

Теперь выбравший Париж говорит «Динь, динь!» и т.д. Игра продолжается. В конце разыгрываются фанты.

«Два Мороза»

Из играющих выбирают водящих – двух Морозов. Они выходят на середину зала. Участники игры с одной стороны зала, на которой они собираются вначале, должны перебегать на другую сторону. Это происходит после следующего диалога. Подбоченясь, два «Мороза» обращаются к собравшимся:

- Мы два брата молодые, два Мороза Удалые.

- Мороз, Красный нос, - объявляет один.

- Я – Мороз, Синий нос, - представляется другой и спрашивает с напускной угрозой в голосе: - Ну-ка, кто из вас решится  в путь-дороженьку пуститься?

Дети хором отвечают:

- Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз!

После произнесенных слов дети бросаются перебегать на другую сторону зала. Если никто из игроков не решается это сделать, «Морозы» объявляют, что все, кто не побежит на счет «три», станут проигравшими – будут «заморожены». Морозы читают: «Раз, два, три!» Все бросаются перебегать зал, а «Морозы» стараются осалить (коснуться) детей рукой. Осаленный должен остановиться, замереть без движения, как «замороженный». «Разморозить» его могут другие, еще не осаленные игрока, коснувшись рукой. Тогда он бежит вместе со всеми на противоположную границу зала, куда «Морозы» уже не имеют права забегать.

В начале игры можно договориться, что «замороженных» водящие отводят в свой «ледяной дворец», где выручить их нельзя до смены водящих.

«Золото хороню».

Дети садятся по кругу на пол, скрестив ноги, руки у них находятся за спиной. Одному из играющих кладут в руки предмет, который должен найти выбранный считалкой водящий. При этом участники игры напевают знакомую песню тихо, если водящий удаляется от предмета, и громко, если он к нему приближается. Можно вместо песни использовать приговорку:

Уж я золото хороню,

Чисто серебро хороню

В высоком терему.

Гадай, гадай, красная,

Через поле идучи,

Руссу косу плетучи,

Шелком первиваючи,

Златом приплетаючи.

Вместо приговорки один из играющих может звенеть в колокольчик.

«Чепуха».

Выбирается водящий, который отходит в сторону. Участники игры загадывают любые предметы (каждый-свой). Приходит водящий и задаёт участникам вопросы, в ответ на которые игроки должны назвать задуманный предмет.

Играющий, чей ответ более других подошёл к заданному вопросу, становится водящим.

«Жмурки».

Водящий – жмурка – становится в центре. Ему завязывают глаза и поворачивают несколько раз вокруг себя. Происходит диалог жмурки и играющих:

-Где стоишь?

-На мосту.

-Что продаёшь?

-Квас.

-Ищи три года нас.

Участники расходятся по комнате, жмурка идёт их искать. В ходе игры участники не должны сходить со своих мест. Им разрешается приседать, отклоняться, вставать на колени. Если водящий находит и угадывает ребёнка, он передаёт ему роль жмурки.

«Жмурки наоборот».

Выбирается жмурка. Но глаза ему не завязывают. Его сажают перед большим белым экраном. На небольшом расстоянии от экрана устанавливают фонарик. Играющие проходят между фонарём и экраном, а жмурка по теням должен узнать участников игры. Игроки, чтобы сбить водящего с толку, могут надеть на себя любые детали одежды. За каждого неправильно названного игрока водящий отдаёт фант.

Игра «Колечко, колечко»

Выбирают  считалкой ведущего.

Дети садятся на лавку, складывают ладошки. Стоять остаются двое. У одного из них (ведущего) – колечко. Все начинают произносить текст и в такт потряхивать ладошками, сложенными вместе. Водящий с колечком в ладошках поочередно подходит к каждому из сидящих и незаметно кому-то из них опускает колечко. Второй из стоящих должен отгадать, у кого в ладошках колечко. Если угадывает, садится на  место того, у кого было колечко. Если нет, все дружно произносят: «Раз, два, три, колечко, беги» Ребенок с колечком убегает. Тот, кто угадывал, бросается вдогонку. Играющие произносят:

              Колечко, колечко, катись на крылечко,

Через поле, через луг возвращайся, сделав круг!

Вариант игры с несколько иным названием «В перстни» предлагает Г.Науменко.

Дети садятся в ряд и складывают ладони «лодочкой». Водящий вкладывает свои ладони в ладони каждого участника игры. Одному из них он должен незаметно оставить «перстень» - колечко, камушек, орех, который зажат у него между ладонями. При этом он приговаривает:

              Я по лавочке иду,

Золот перстень хороню –

В матушкин теремок,

Под батюшкин замок.

Вам не отгадать, не отгадать!

Мне вам не сказать, не сказать!

Сидящие отвечают:

              Мы давно уж гадали,

Мы давно перстень искали –

Все за крепкими замками,

За дубовыми дверями.

Затем один из играющих пытается отгадать, у кого спрятано кольцо. Ему приговаривают:

              Покатилось колечко с красного крылечка –

По овинам, по клетям, по амбарам, по сеням.

Найди золотое колечко!

Если он найдет, у кого спрятано кольцо, они одновременно с ним бегут в разные стороны, обегая лавку. Кто первым сядет на свободное место, тот водящий. Он и прячет снова кольцо.

«Дятел».

Ходит дятел по пашнице,

Ищет зёрнышко  пшеницы,

Не нашел и долбит  сук:

Тук, тук, тук, тук!

Выбирают дятла, подходят к дереву и поют.

Дятел берёт палку и считая про себя,

Стучит по дереву задуманное количество раз.

Игрок, который правильно  назовёт число

Ударов, столько раз бежит вокруг дерева,

И становится новым дятлом.

«Заря-зареница».

Заря-зареница, красная девица.

По полю ходила, ключи обронила.

Ключи золотые, ленты голубые.

Раз, два – не воронь, а беги как огонь.

Дети держат «карусель» за ленты, идут по кругу и поют.

Водящий ходит вне круга, с последними словами задевает

Одного из игроков. Они разбегаются в разные стороны, кто

Первый возьмётся за ленту. Неудачник становится водящим.

«Золотые ворота».

Золотые ворота, проходите, господа!

В первый раз прощается, второй раз запрещается,

А на третий раз не пропустим вас.

Два ведущих делают ворота. Один – «серебряное блюдечко»,

 другой – «наливное яблочко». Все проходят в ворота, с последним

словом ворота опускаются, задерживая одного из игроков.

Игрок: - «Золотые ворота, пропустите вы меня.»

Ответ: - «Мы всех пропускаем, а тебя оставляем. Что выбираешь,

Наливное яблочко или серебряное блюдечко?

Игрок переходит на выбранную сторону.

Так дети делятся на две команды, затем перетягивают канат.

«Ремешок».

Прячу, прячу ремешок

Под калиновый кусток,

А кто зореньку проспит,

Того бить колотить.

Водящий с ремешком ходит за кругом, у детей глаза закрыты.

С последним словом кладёт ремень кому-нибудь за спину.

Тот бежит за водящим, пытаясь догнать и слегка ударить его

Ремешком. Водящий пытается занять место того, кто за ним бегает.

«Сиди, Яша».

Выбирается Яша. Он встаёт в центр, ему завязывают глаза.

Все идут по кругу и поют.

Сиди, сиди, Яша под ореховым кустом,

Грызи, грызи, Яша, орешки калёные,

Ядра золочёные.

Далее говорят, хлопая в ладоши.

Чок, чок, пятачок.

Вставай Яша – дурачок!

Где твоя невеста, и в чём она одета?

Как её зовут и откуда привезут?

Яша в это время крутится на месте, по окончании

Идёт наугад, выбирает кого-нибудь и выводит в

Середину. Необходимо узнать, кто перед ним, назвать имя.

«Далеко, далеко».

Дети встают друг за другом «паровозиком»,

Кладут руки на плечи впередистоящему.

Далеко, далеко                   Похлопывают по плечам.

На лугу пасутся                 Рисуют пальцами «змейку»

                                            вдоль позвоночника ребёнку,

                                            стоящему впереди.

Ко……                               Качают плечами вперёд-назад.

- Козы?                               Наклоняют голову вперёд.

- Нет, не козы!                   Качают головой вправо-влево.

Далеко, далеко                  Поворачиваются на 180 градусов и

На лугу пасутся                 повторяют движения первого куплета.

Ко…..

- Кони?

- Нет, не кони!

Далеко, далеко                   опять поворачиваются и повторяют

На лугу пасутся                  те же движения.

Ко……..

- Коровы?

Правильно коровы!           Поворачиваются на 90 градусов и качают головой

                                            руки на поясе.

Пейте, дети молоко,          Постепенно медленно приседают.

Будете здоровы!                На последний слог быстро встают на ноги и

                                            поднимают руки вверх.


Развлечение «Колядки»


Беседа бабушки с детьми «Прялка»


Открытый показ сказки «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический проект в подготовительной группе "Моя семья"

педагогический проект в подготовительной группе "Моя семья"...

"Методическая разработка по теме: "Педагогический проект в подготовительной группе "Мамочка, милая, мама моя...""

"Методическая разработка по теме: "Педагогический проект в подготовительной группе "Мамочка, милая, мама моя...""...

Паспорт педагогического проекта в подготовительной группе на тему: "Новый год шагает по планете"

Название проектаНовогоднее путешествие по разным странам. Тип проекта  Информационно-практико-ориентированный  Возрастная группа  Дети подготовительной  г...

Перспективно - тематическое планирование на 2016 – 2017 учебный год (старшая и подготовительная группа)

В планировании представлены темы, задачи, сроки и итоговые мероприятия....

2016-2017 Педагогический проект в подготовительной группе «Волшебный мир мультфильмов»

Тип проекта: культурно-досуговый,Вид деятельности: краткосрочныйСрок реализации: 1 месяцДата реализации: 15 сентября – 14 октябряПо количеству участников: групповойУчастники: дети, родители, вос...

2016-2017 Педагогический проект в подготовительной группе «Путешествие по сказкам»

Вид деятельности: познавательно-творческийПродолжительность проекта: краткосрочныйСрок реализации: 1 месяцДата реализации: 23 января – 22 февраляПо количеству участников: групповойУчастники: дет...

Отчет о проделанной работе за 2016 – 2017 учебный год (3-я подготовительная группа)

Отчет о проделанной работе за 2016 – 2017 учебный год (3-я подготовительная группа)...